Содержание

1. Государственный и административный контроль за охраной труда. 3

2. Требования производственной санитарии к инвентарю, посуде, инструментам. Санитарно-гигиенические условия труда, личная гигиена работников, медицинский осмотр. 6

3. Общие правила техники безопасности при эксплуатации теплового оборудования. 12

Список литературы.. 16

1. Государственный и административный контроль за охраной труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда – единой федеральной централизованной системой государственных органов, включающей Минтруда РФ, государственные инспекции труда в субъектах РФ, государственные инспекции труда в субъектах РФ, межрегиональные государственные инспекции труда, являющиеся территориальными органами Минтруда РФ.   Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской федерации [3, с. 79].

Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

          - беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно – правовых форм;

          - запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

          - изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

          - расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

          - предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

          - приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

          - отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

          - запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

          - привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а так же направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

          - выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

 Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими.

Государственные инспектора труда несут ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме федеральной инспекции труда надзор и контроль за безопасностью труда в объеме своих полномочий в установленном российским законодательством порядке осуществляют Госгортехнадзор России, Госпожнадзор России, Госатомнадзор России, Главгосэнергонадзор России, Госсанэпиднадзор России и другие органы государственного надзора [1, с. 121].

На предприятиях организует работу и контроль за выполнением мероприятий по охране труда, а также несет ответственность за соблюдением охраны труда и техники безопасности непосредственный руководитель предприятия.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организации с численностью 100 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа  создаются комиссии по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Комиссия по охране труда организует совместные действия работодателя  и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а так же организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах.

На предприятиях рекомендуется проведение трехступенчатого контроля.

Первая ступень проводится ежедневно мастером или бригадиром. Проверяется состояние рабочих мест, исправность оборудования и защитных средств. При обнаружении недостатков немедленно принимаются меры по их устранению, если устранить неисправность своими силами не представляется возможным, то выявленные нарушения записываются в журнал трехступенчатого контроля.

Вторая ступень проводится еженедельно. Начальник цеха проводит проверку состояния охраны труда в цехе. Принимает решения по замечаниям, сделанным мастером, контролирует выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при предыдущих проверках. Результаты проверки начальник цеха записывает в журнал второй ступени.

Третья ступень ежеквартальная. Главный инженер и инженер по охране труда проверяют состояние охраны труда в целом по предприятию, контролируют устранение недостатков, выявленных на первой и второй ступенях проверки. Результаты оформляются, составляется акт и, если имеется грубое нарушение, издается приказ по предприятию  [4, с. 39].

2. Требования производственной санитарии к инвентарю, посуде, инструментам. Санитарно-гигиенические условия труда, личная гигиена работников, медицинский осмотр

Организации обеспечиваются достаточным количеством необходимого оборудования и предметами материально-технического оснащения.

Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара выполняются из материалов, разрешенных органами и учреждениями госэпидслужбы в установленном порядке.

При работе технологического оборудования исключается возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов [2, с. 97].

Санитарная обработка технологического оборудования проводится по мере его загрязнения и по окончании работы.

Производственные столы в конце работы тщательно моются с применением моющих и дезинфицирующих средств. Промываются горячей водой при температуре 40-50град.С и насухо вытираются сухой чистой тканью.

В целях предупреждения инфекционных заболеваний разделочный инвентарь закрепляется за каждым цехом и имеет специальную маркировку.

Разделочные доски и ножи маркируются в соответствии с обрабатываемым на них продуктом: «СМ» - сырое мясо, «СР» - сырая рыба, «СО» - сырые овощи, «ВМ» - вареное мясо. «ВР» - вареная рыба, «ВО» - вареные овощи, «МГ2 – мясная гастрономия, «Зелень», «КО2 – квашеные овощи, «Сельдь», «Х» - хлеб, «РГ» - рыбная гастрономия.

После каждой технологической операции разделочный инвентарь (ножи, доски, и др.) подвергают санитарной обработке: механической очистке, мытью горячей водой с моющими растворами, ополаскиванию горячей проточной  водой. Хранят инвентарь в специально отведенном месте.

Организации рекомендуется оснащать современными посудомоечными машинами со стерилизующим эффектом для механизированного мытья посуды и столовых приборов.

Количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно обеспечивать потребности организации.

Для приготовления и хранения готовой пищи рекомендуется использовать посуду из нержавеющей стали.

Алюминиевая и дюралюминиевая посуда используется только для приготовления и кратковременного хранения пищи.

Посуду с трещинами, сколами, отбитыми краями, деформированную, с поврежденной эмалью не используют.

Механическая мойка посуды на специализированных моечных машинах производится в соответствии с прилагающимися инструкциями по их эксплуатации.

Для мытья посуды ручным способом необходимо предусмотреть трехсекционные ванны для столовой посуды, двухсекционные – для стеклянной посуды и столовых приборов.

Допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения органов и учреждений госсанэпидслужбы в организациях с ограниченным ассортиментом мытье столовой посуды и приборов в двухсекционной ванне.

В пивных барах кружки, стаканы, бокалы промывают горячей водой не ниже 45 – 50 град.С с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Для ополаскивания бокалов, стаканов, кружек дополнительно оборудуются шприцевальные установки.

При выходе из строя посудомоечной машины, отсутствии условий для ручного мытья посуды, а также одноразовой столовой посуды и приборов, работа организации не осуществляется.

Мытье столовой посуды ручным способом производят в следующем порядке:

          - механическое удаление остатков пищи;

          - мытье в воде с добавлением моющих средств в первой секции ванны4

          - мытье во второй секции ванны в воде с температурой не ниже 40град.С и добавлением моющих средств в количестве, в два раза меньше, чем в первой секции ванны;

          - ополаскивание посуды в металлической сетке с ручками в третьей секции ванны горячей проточной водой с температурой не ниже 65град.С с помощью гибкого шланга с душевой насадкой;

          - просушивание посуды на решетчатых полках, стеллажах.

В конце рабочего дня проводится дезинфекция всей столовой посуды и приборов средствами в соответствии с инструкциями по их применению.

Мытье кухонной посуды производят в двухсекционных ваннах в следующем порядке:

          - механическая очистка от остатков пищи;

          - мытье щетками в воде с температурой не ниже 40грд.С с добавлением моющих средств;

          - ополаскивание проточной водой с температурой не ниже 65град.С;

          - просушивание в опрокинутом виде на решетчатых полках, стеллажах.

Столовые приборы при обработке ручным способом подвергают мытью с           применением моющих средств, последующему ополаскиванию в           проточной воде и прокаливанию в духовых, пекарских, сухожаровых шкафах в течение 10 минут.

Чистые кухонную посуду и инвентарь хранят на стеллажах на высоте не менее 0,5м от пола.

Чистую столовую посуду хранят в закрытых шкафах или на решетках. Чистые столовые приборы хранят в зале в специальных ящиках-кассетах, ручками вверх. Хранение их на подносах россыпью не разрешается. Кассеты для столовых приборов ежедневно подвергают санитарной обработке.

Подносы для посетителей после каждого использования протирают чистыми салфетками. Не используют деформированные и с видимыми загрязнениями. По окончании работы подносы промывают горячей водой с добавлением моющих и дезинфицирующих средств, ополаскивают теплой проточной водой и высушивают. Хранят чистые подносы в специальных отведенных местах в торговом зале, отдельно от использованных подносов.

В моечных отделениях вывешивается инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств.

Мытье оборотной тары в заготовительных организациях и в специализированных цехах производят в специально выделенных помещениях, оборудованных ваннами или моечными машинами с применением моющих средств.

Производственная санитария – это система организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов. В соответствии с принятой классификацией (ГОСТ 12.0.003-74 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация») опасные и вредные производственные факторы подразделяют на 4 группы: физические, химические, биологические, психофизические.

Количество и величина вредных факторов зависят от специфики производственных процессов.

Используя средства производственной санитарии, на рабочих местах предприятий создают условия труда, способствующие высокой производительности  и исключающие влияние вредных производственных факторов на человека.

Производственная санитария включает в себя:

- оздоровление воздушной среды и нормализацию параметров микроклимата в рабочей зоне;

- защиту рабочих от шума, вибрации, электромагнитных излучений и др.;

- обеспечение требуемых нормативов естественного и искусственного освещения;

- поддержание в соответствии с санитарными требованиями территории предприятия, основных производственных и вспомогательных помещений.

Гигиена труда – это профилактическая медицина, изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного действия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих [6, с. 82].

Предметы гигиены труда: трудовой и производственный процессы, режим и обстановка труда, технологические процессы с точки зрения их влияния на здоровье и организм человека, неблагоприятные( вредные, опасные) факторы, отрицательно влияющие на человека.

Задачи гигиены труда: разработка санитарно-гигиенических мероприятий по оздоровлению условий труда; обобщение опыта промышленно-санитарного надзора; научное обоснование нормативной документации по охране труда – законов, норм, правил.

Условия труда работников организаций должны отвечать требованиям действующих нормативных документов в области гигиены труда, утвержденных в установленном порядке.

Санитарно-бытовое обеспечение работающих осуществляется в соответствии с действующими санитарными правилами, строительными нормами для административных и бытовых зданий.

Во всех организациях создаются необходимые условия для соблюдения правил личной гигиены персонала (наличие мыла, полотенец, туалетной бумаги и т.п.).

Лица, поступающие на работу в организации, проходят медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.

На каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносят результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.

Работники организации обязаны соблюдать следующие правили личной гигиены:

          - оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в

гардеробной;

          - перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду, подбирать волосы под колпак или косынку или надевать специальную сеточку для волос;

          - работать в чистой санитарной одежде, менять ее по мере загрязнения;

          - при посещении туалета снимать санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом;

          - при появлении признаков простудного заболевания или кишечного расстройства необходимо обратиться к врачу.

3. Общие правила техники безопасности при эксплуатации теплового оборудования

Электронагревательное оборудование должно соответствовать требованиям,  установленным нормативной документацией.

Каждая теплоиспользующая установка должна иметь порядковый номер, четко видимый с ее фронта.

На электродвигатели, вентиляторы, калориферы и другое вспомогательное оборудование должен быть нанесен номер той установки, с которой они связаны технологическим процессом. При наличии у теплоиспользующей установки нескольких электродвигателей, вентиляторов и другого вспомогательного оборудования на каждом из них к номеру установки добавляется порядковый индекс [6, с. 42].

На каждой теплоиспользующей установке, работающей под давлением после установки и регистрации на специальную табличку должны быть нанесены следующие данные:

           - регистрационный номер; разрешенное давление; 

           - дата (месяц и год0 следующего внутреннего осмотра и гидравлического испытания.        

      Электронагревательное оборудование, работающее под давлением, должно быть снабжено:

                     - контрольно-измерительными, предохранительными и регулирующими устройствами;

                     - одним или более рычажным или пружинным предохранительным клапаном, или затвором, исключающим возможность произвольного увеличения нагрузки клапана;           - автоматическим редуцирующим устройством с манометром и предохранительным клапаном, если рабочее давление среды меньше, чем у источника давления.

Автоклавы с быстрооткрывающимися крышками снабжаются блокировочным устройством, исключающим возможность пуска при не полностью закрытой крышке, а также открывание крышки при наличии в аппарате давления выше атмосферного.

Перед началом работы пароводяную рубашку автоклавов и электрических котлов следует заполнить водой до уровня контрольного крана.

Не допускается включение автоклавов и электрических котлов при незаполненной пароводяной рубашке, неисправности заземления или двойного предохранительного клапана, пропуске пара из рубашки автоклава.

Прежде чем открыть крышку автоклава, необходимо аппарат выключить, открыть в крышке паровоздушный кран. Когда давление внутри сосуда упадет до нуля, следует ослабить откидные винты, причем ослабление произвести крест-накрест, а затем в таком же порядке их полностью отвинтить и открыть. Завинчивание крышки следует производить крест-накрест.

На облицовке электрических котлов и автоклавов по фронту их обслуживания должны быть прикреплены таблички с предупреждающими надписями.

Опрокидывающиеся электрические котлы должны быть оснащены приспособлениями, предотвращающими самоопрокидывание.

Выгрузку пищи из электрических котлов необходимо производить не раньше чем через 5 минут после отключения его от сети.

Работа электронагревательного оборудования, работающего под           давлением, должна быть остановлена:

          - если давление в пароводяной рубашке поднимается выше разрешенного;

          - при неисправности включающих приборов, приборов контроля и защиты;  

          - если в основных элементах аппарата будут обнаружены трещины, выпучены, значительное утолщение стенок, пропуски в сварных швах, течи в заклепочных и болтовых соединениях, разрывы прокладки;

          - при неисправности или неполном комплекте крепежных деталей;

          - при нахождении рычагов, ручек, кнопок, корпусов оборудования  под напряжением.

Порядок и сроки проверки исправности действия предохранительных устройств должны быть указаны в инструкции по их эксплуатации.

Поверка манометров с их опломбированием или клеймением производится не реже 1 раза в  12 месяцев. Осмотр автоклавов рекомендуется производить через каждые 60 загрузок, но не реже 1 раза в 4 месяца.

Эксплуатация оборудования, работающего под давлением, при неисправности либо истечении срока испытаний и клеймения приборов контроля защиты, установленных на аппарате, не допускается.

Плиты для приготовления пищи должны иметь бортовую поверхность и поручни. Поручни должны быть расположены на расстоянии не менее 0,1 м от бортов плиты [6, с. 111-112].

Настил плиты должен быть ровным и гладким. Не допускается к работе плита с деформированным настилом.

Зазор между поверхностью прилегания верхней кромки дверцы жарочного шкафа плиты и корпусом должен быть не более 3 мм.

Конструкция плит с конфорками для непосредственной жарки должна обеспечивать сток излишков жира в съемные сборники.

При эксплуатации жарочного шкафа с вкатным стеллажом во избежание ожогов необходимо вкатывать и выкатывать стеллажи с продукцией только с помощью съемной ручки или специальных защитных рукавиц.

Все горячие части оборудования, трубопроводы. Баки и другие элементы, прикосновение с которыми может вызвать ожоги, должны иметь тепловую изоляцию. Температура на поверхности изоляции при температуре окружающего воздуха 25град.С должна быть не выше 45град.С.

 Движущиеся части производственного оборудования, к которым возможен доступ работающих, должны иметь стационарные защитные ограждения, соответствующие требованиям ГОСТ 12.2.062-82 «ССБТ. Оборудование производственное. Ограждения защитные».

Кожухи полумуфт должны быть выполнены таким образом, чтобы незакрытая часть вращающегося вала с каждой стороны была не более 10 мм.

На кожухе вентилятора и корпусе электродвигателя должны быть нанесены яркой краской стрелки, указывающие направление вращения роторов.

У осевых вентиляторов стрелки должны быть нанесены на воздуховоде.

Все сушилки (кроме конденсационных) должны быть обеспечены вытяжной вентиляцией.

Электрооборудование должно соответствовать Правилам устройства электроустановок, эксплуатировать в соответствии с правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, требованиями противопожарных норм и правил.

           

   

Список литературы

1.            Гусев А.М. Промышленная санитария. Учебное пособие.-    Магнитогорск:МГТУ, 2004. -229с.

2.            Межотраслевые правила по охране труда в общественном питании ПОТ Р М-011-2000.

3.            Трудовой кодекс Российской Федерации (введен в действие с .02.2002г.),      Статьи 216, 217, 218. – М.: Волна, 2003.

4.            Сборник нормативной документации для специалиста службы охраны труда.- Администрация НСО, Гос. Учреждение «Новосибирский областной центр охраны труда», 2004.-15, 16 с.

5.            Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.3.6.959-00. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

6.            Раздорожный А.А. Охрана труда и производственная безопасность: Учебник для вузов. - М. Издательство «Экзамен», 2005.-33-36с.