АННОТАЦИЯ

Настоящая курсовая работа посвящена вопросам специфики разработки маркетинговой стратегии фирмы в туристической отрасли.

Работа состоит из введения, двух частей – теоретической и аналитической, заключения, списка использованных источников и приложения.

В курсовой работе исследуется маркетинговая стратегия туристической фирмы ООО «Хабаровск-Тур», и выдвигаются рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности этого предприятия.

Объем работы – 21 лист без приложений. Использовано 11 источников литературы.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание. 2

Введение. 4

1. Теоретическая часть. 5

1.1 Маркетинг в туризме. Маркетинговые характеристики тур-продукта  5

1.2 Разработка маркетинговой стратегии туристической фирмы.. 9

2. Аналитическая часть. 13

2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Хабаровск-Тур». 13

2.2. Разработка маркетинговой стратегии предприятия ООО «Хабаровск-Тур». 13

2.3. Выводы и предложения по улучшению маркетинговой деятельности предприятия ООО «Хабаровск-Тур». 18

Заключение. 20

Список использованных источников. 22

Приложение. 23

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая курсовая работа посвящена маркетинговому исследованию туристического продукта.

В  традиционном производстве, имеющем конкретный результат труда (товар в материально-вещественной форме), понятие маркетинга имеет более конкретное содержание. В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту.

Туристский продукт – это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны. Это гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и другие услуги. Основным туристским продуктом является комплексное обслуживание, то есть стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном "пакете".

Одна из важнейших задач маркетинга – формирование спроса и стимулирование сбыта в целях  увеличения объемов продаж, повышение эффективности и прибыльности деятельности на рынке. Именно  этому  призван служить комплекс маркетинговых коммуникаций, или, по-другому, система продвижения тур-продукта.

Целью данной работы является выявление специфики маркетинговых исследований туристического продукта продукта.

Задачами работы являются:

1) рассмотрение структуры тур-продукта,

2) анализ процесса формирования маркетинговой стратегии фирмы ООО «Хабаровск-Тур»;

3) выдвижение рекомендации по совершенствованию маркетинговой стратегии фирмы ООО «Хабаровск-Тур».

1. Теоретическая часть.

1.1 Маркетинг в туризме. Маркетинговые характеристики тур-продукта

Маркетинг в туризме нацелен на изучение совокупного продукта раз­личных сфер деятельности. Сюда добавляются также ин формационные связи, необходимые для поиска компромисса между лучшим удовлетворением запросов потребителей и получением большей прибыли производителями [6, с. 89].

Успех коммерческой деятельности на рынке туризма оп­ределяется, в первую очередь, привлекательным туристским продуктом. Термин "продукт" отражает качество или суть кон­кретных и абстрактных вещей (например, пища, приготовлен­ная поваром ресторана или услуги гида, знакомящего туриста с данной местностью или музеем). Но туристский продукт одновременно представляет собой совокупность весьма слож­ных разнородных элементов: природные ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт и пр.), исторические, культурные, архитектурные достопри­мечательности, которые могут привлечь туриста и побудить его совершить путешествие; оборудование (средства размещения туристов, ресто­раны, оборудование для отдыха, занятий спортом и т.д.), ко­торое само по себе не является фактором, влияющим на мо­тивацию путешествия, но при его отсутствии возникают мно­гочисленные препятствия возможному путешествию; возможности передвижения, которые в определенной мере зависят от моды на различные виды транспорта, исполь­зуемые туристами. Такие возможности оцениваются, скорее всего, с точки зрения их экономической доступности, чем с точки зрения быстроты передвижения.

Как известно туристский продукт — это лю­бая услуга, удовлетворяющая потребности туристов во время путешествий и подлежащая оплате с их стороны. На практи­ке действует понятие основных и дополнительных услуг. Од­нако с точки зрения потребительских свойств, каких-либо су­щественных различий между ними нет. Так, включенные в комплексное обслуживание экскурсии считаются основными услугами, но если их турист приобретает самостоятельно в месте пребывания, то они уже становятся дополнительными [4, с. 43].

Таким образом, разница между основными и дополнитель­ными услугами состоит в их отношении к первоначально приоб­ретенному туристом пакету или комплексу туристских услуг.

Основным туристским продуктом в практической дея­тельности является комплексное обслуживание — стандарт­ный набор услуг, продаваемый туристам в одном "пакете" (пэкидж-туры).

При определении рыночных возможностей туристского предприятия весьма полезным может быть опыт марке­тинговой деятельности по исследованию жизненного цикла товаров.

Важным моментом в маркетинге туристической фирмы является разработка продуктовой стратегии. Продуктовая стратегия — это разработка направлений оптимизации продуктового ряда и определения ассорти­мента продуктов, наиболее предпочтительного для успеш­ной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности туристского предприятия в целом. Отсутствие продуктовой стратегии ведет к неустойчи­вости структуры предложения из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью продуктов. Принимаемые в таких случаях текущие марке­тинговые решения нередко основываются исключительно на интуиции, а не на трезвом расчете, учитывающем долго­временные интересы туристского предприятия.

Напротив, хорошо продуманная продуктовая страте­гия не только позволяет оптимизировать процесс обнов­ления туристского предложения, но и служит для руковод­ства фирмы своего рода указателем направленности дей­ствий, способных скорректировать текущие решения.

В маркетинге разработка нового туристского продук­та имеет черты целостного процесса, в котором выделяет­ся ряд этапов (рис. 1) [5, с. 68].

Поиск идей

Отбор идей

Разработка замысла продукта и его проверка

Разработка стратегии маркетинга

 

Анализ маркетинговых возможностей

Разработка туристского продукта

Испытание продукта в рыночных условиях

 

Рисунок 1 – Основные этапы разработки туристского продукта

Разработка нового туристского продукта начинается с поиска идей для новинки. Он должен вестись системати­чески, а не от случая к случаю. В противном случае фирма может найти десятки идей, но большинство из них не по­дойдет с точки зрения специфики ее деятельности. Фирма должна четко определить, на какие продукты и какие рын­ки следует обращать основное внимание. Она должна чет­ко сформулировать, чего именно стремится достичь фир­ма с помощью новинок: поступления больших количеств наличности, доминирующего положения в рамках опре­деленной доли рынка или каких-то иных целей.

Необходимо учитывать, что предпочтение туристского продукта создается не только высоким уровнем обслужи­вания при минимальной рыночной цене, но и индивидуаль­ным характером предложения, собственным обликом это­го туристского продукта, обликом, который нельзя повто­рить, имитировать в другом месте у конкурентов.

После отбора лучшего замысла туристского продукта при­ступают к разработке стратегии маркетинга. Она должна давать четкое представление о конкретных мерах по выведе­нию продукта-новинки на рынок.

Прежде всего, стратегия маркетинга должна содержать подробный анализ целевого рынка, определять конкретные группы клиентов, заинтересованных в приобретении этой услуги. Анализ целевого рынка необходим не только для определения предполагаемых на ближайшее время объемов сбыта и получаемой прибыли, но и изучения перспектив раз­вития данного вида услуг. Кроме того, стратегия должна содержать расчет предлагаемой цены продукта, структуры, затрат и долю в них расходов на маркетинг  [2, с. 119].

Следующим этапом разработки нового туристского продукта является анализ маркетинговых возможностей. Их необходимо анализировать по трем основным направ­лениям: анализ рыночных возможностей, открываемых про­дуктом-новинкой; анализ возможностей туристского предприятия; соотношения имеющихся перспектив с целями предприятия.

Если анализ всех указанных составных частей марке­тинговых возможностей прошел успешно, можно присту­пать к непосредственной разработке продукта.

Разработка туристского продукта — ответственный этап создания нового предложения. На этой стадии замы­сел продукта должен воплотиться в нечто более конкрет­ное. Самое главное состоит в том, чтобы добиться полно­го соответствия услуги характеристикам, заложенным в ее замысле. Только в этом случае новый продукт будет встречен клиентами так, как и предполагалось при фор­мировании его идеи.

При разработке нового туристского продукта необхо­димо уметь правильно скомплектовать предложение. Для целевых групп со сходными потребностями под­бираются туристские товары и услуги, которые в состоя­нии решить наиболее полно проблему требований, предъявляемых ими к потреблению на месте. Правиль­ный набор услуг в "пакет" по количеству создает ясность туристу еще до начала самого путешествия и облегчает ему выбор  [8, с. 97].

Испытание продукта в рыночных условиях предпола­гает его экспериментальное внедрение. Оно может быть совмещено с рекламным бесплатным (или льготным) кру­изом, автобусным путешествием и т.д. Этап испытания важен с точки зрения проверки на практике качества ту­ристского продукта, потребности в нем, доступности цены и т.д.

В случае положительных результатов рыночного ис­пытания туристское предприятие принимает окончатель­ное решение о выведении туристского продукта на рынок на коммерческой основе  [8, с. 123].

1.2 Разработка маркетинговой стратегии туристической фирмы

 Стратегическое планирование — про­цесс разработки специфических стратегий, способствую­щих достижению целей фирмы на основе поддержания стратегического соответствия между ними, ее потенциаль­ными возможностями и шансами в области маркетинга [9, с. 89].

Смысл и особенности стратегического планирования тур фирм состоят в том, что они: поддерживает целенаправленный и устремленный в будущее образ мышления и поступков; координирует решения и действия в области мар­кетинга; сдерживает стремление к максимизации текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач; ориентирует в большей степени на предвидение бу­дущих изменений внешней среды, чем на реагирование на уже происходящие изменения; позволяет руководству фирмы установить обосно­ванные приоритеты распределения всегда относительно более или менее ограниченных ресурсов, наметить конк­ретные цели и мобилизовать все свои ресурсы для их дос­тижения; служит для информирования сотрудников о целях и необходимых ресурсах и является предпосылкой конст­руктивной критики; мотивирует сотрудников, если от достижения це­лей предприятия зависит достижение их личных целей (ка­рьера, зарплата, престиж); дает возможность обоснованно разрабатывать программы маркетинга, ориентированные на достижение поставленных целей; создает предпосылки для оценки и контроля ре­зультатов.

В рамках стратегического маркетингового планирова­ния различают ряд уровней: ситуационный анализ; планирование целей предприятия; разработка альтернативных стратегий; выбор и оценка стратегии; разработка программы маркетинга  [9, с. 145].

Определение маркетинговой стратегии туристических фирм принципиально зависит от конкретной ситу­ации, поэтому на первом этапе стратегического планирования прово­дится всесторонний анализ текущей деятельности турист­ского предприятия — ситуационный анализ.

Одна из основных целей маркетинга — установление максимально возможной планомерности и пропорциональ­ности в деятельности туристского предприятия.

Ситуационный анализ основывается на результатах мар­кетинговых исследований. Их проведением до­стигается выявление рыночных возможностей предприятия.

Обязанности за реализацию и внедрение товарной стратегии распределяются по различным организационным уровням управления. Можно выделить три управленческих уровня, которые отвечают за отдельные этапы производства, группы ассортимента или отдельные товары внутри групп.

На первом уровне осуществляется деятельность по управлению товаром или маркой – это планирование, управление и координация стратегий (для отдельных товаров или марок – см. Таблицу 1.П в Приложении). Основными задачами управленческих структур являются: анализ рынков, установление целевых рынков, выбор позиционной стратегии, анализ товаров и стратегий, определение новых товарных потребностей, управление и координация маркетинговой деятельности товара или марки. На этом же уровне разрабатывается план для товара или марки. Функции управления направлены на защиту товара, координацию с другими руководителями (службы продаж, исследований и разработки товаров, маркетинговых исследований, рекламы) [1, с. 8-9].

Второй уровень предусматривает управление товарными группами и возложение ответственности за группы товаров на управляющего производством или на руководителя маркетинговой службы. Эти лица координируют производственную деятельность и дают необходимые рекомендации всем участникам. При этом функции управляющих данного уровня отличаются от функций тех руководителей, которые управляют отдельными товарами (прежде всего тем, что первые координируют и принимают решения в целом для предприятия).

Третий уровень отвечает за функции управления всей номенклатурой выпускаемой продукции, возлагаемые на высшее руководство компании. Основные направления деятельности связаны с принятием решений, касающихся исследований и разработки приоритетных товаров, новых товаров и размещения ресурсов, а также оценки действующего товарного «портфеля».

Товарная стратегия играет важную роль в позиционной стратегии маркетинга предприятия и должна выступать в комплексе с системами распределения, ценообразования и продвижения. При этом, являясь центральным звеном бизнес- и маркетинговой стратегии, товарная стратегия определяет миссию и цели фирмы в целом и служит предпосылкой для формирования ценовой стратегии [1, с. 9].

Ценовая стратегия, прежде всего, должна учитывать все требования и ограничения, сформулированные в товарной стратегии и стратегии распределения. Ценовая стратегия и, следовательно, цена товара обусловлены такими факторами, как качество товара, тип канала распределения, а также функции посредников. Если, например, используется прямое распределение, то канал распределения перестает быть определяющим в ценовой стратегии. Анализ ситуации на товарном рынке, затрат, конкуренции, законодательных и этических факторов составляет основу для разработки гибкой ценовой стратегии и способствует корректной постановке целей и оценке альтернативных ценовых позиций. В процессе отбора ценовых стратегий уточняется роль цены в маркетинговой программе. Далее происходит развитие ценовой политики и определение структуры цены для установления конкретных цен на товары данного ассортимента (с последующей координацией действий по выполнению принятой стратегии ценообразования).

Наиболее отчетливо связи стратегии ценообразования со стратегией маркетинга просматриваются на первом этапе жизненного цикла товара при выводе его на рынок. В таблице 2.П  представлены четыре основных случая этой взаимосвязи.

В правой части таблицы (в верхней части строки) представлены условия, при которых эта стратегия приемлема (Е – емкость рынка, Ос – осведомленность потребителя о товаре, К – конкуренция), а в нижней – стратегия в отношении цены (Ц) и общих затрат на маркетинг (Зм), в том числе затраты на продвижение и сбыт  [3, с. 17].

При определении цены товара используется несколько ориентиров: · затраты, спрос (учет эластичности), конкуренция (учет типа рыночной структуры, в которой функционирует фирма – совершенная конкурентная среда, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия).

Стратегии, используемые в ценообразовании, различаются в зависимости от ряда критериев:

дифференцированное ценообразование (пространственное, персонифицированное, количественное и т. д.),

конкурентное,

ассортиментное (ценовые линии, неокругленные цены и т. д.),

географическое (с учетом расположения точек производства и реализации),

стимулирующее (различные виды скидок) [6, с. 204].

2. Аналитическая часть

 

2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Хабаровск-Тур»

 Предприятие, которое будет рассматриваться в данной работе и на основании деятельности, которой будет проводиться дальнейший анализ, является туристическая фирма ООО «Хабаровск-Тур». Данная фирма является одной из крупнейших тур фирм города Хабаровска.

Реквизиты фирмы: г. Хабаровск, ул. Есенина, 123. Фирма сотрудничает с ведущими российскими туристическими организациями в различных регионах России и ближнего зарубежья, а также предоставляет потребителям  туры по Европе (Австрия, Германия, Испания, Италия, Греция и т.д) Азии (Япония (Ниигата, Диснейленд...), Китай, Корея), Австралии.

 

2.2. Разработка маркетинговой стратегии предприятия ООО «Хабаровск-Тур»

Началом стадии внедрения продукта на рынок считается момент, когда туристское предприятие впервые пред­ложило его целевой аудитории. Основной характерной чертой этой стадии является медленный темп сбыта про­дукта, и, как следствие, полное отсутствие или наличие незначительной прибыли.

Сегментирование рынка представляет собой разбивку рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга. Чаще всего для сегментации рынка используют социально-экономические критерии, такие как: возраст, пол, уровень дохода, образование, профессия, размер семьи и другие.

Сотрудники «Хабаровск-Тур» определяют целевой сегмент по следующим характеристикам:

- Возраст – 40-45лет

- Уровень дохода – средний и выше среднего

- Образование – обычно высшее, но роли не играет

- Семейное положение – обычно семья из двух-четырех человек

-  Работа, профессия – чаще всего - частные предприниматели

-  География

- Жизненный стиль – энергичный, активный человек, занятый  торговой или управленческой  деятельностью, работающий зачастую по выходным и праздникам, следит за своим   имиджем, ощущает нехватку времени на отдых и семью, восприимчивый к новинкам, скептически относящийся к рекламе.

- Мотив путешествия (желание отдохнуть с семьей, желание отдохнуть за границей,  желание получить лечение за границей желание посетить экзотическую страну  (развлечения + новизна).  

Так описан основной сегмент, на котором работает «Хабаровск-Тур». Конечно, это не означает что абсолютно все клиенты фирмы именно такого возраста или статуса, но большая их часть подходит под такое определение, и именно эта группа потребителей позволяет быстро окупать затраты на производство и продвижение тур-продукта. С другой стороны почти все  тур фирмы ориентированны на тот же сегмент, о чем ранее уже говорилось. Значит, фирма должна стремиться завоевать покупательское расположение и доверие.

Все маркетинговые усилия должны быть направлены на формирование сильных и прочных предпочтений у действительных и потенциальных клиентов. Задача – отвлечение большого числа клиентов от уже существующего рынка, привлечение новых категорий клиентов.

Помимо описанного сегмента существует другие группы потребителей, способные приносить реальный доход. Можно предложить также работу с такой категорией клиентов, как дети, подростки, люди предпенсионного возраста, с невысоким доходом и достаточным количеством свободного времени. Однако новым клиентам необходим новый тур-продукт, разработка которого займет  время, усилия и средства.   

Длительность стадии внедрения продукта на рынок может варьироваться в широких пределах и определяет­ся качеством продукта, его соответствием нуждам потре­бителей, правильно выбранной стратегией маркетинга и последовательным ее осуществлением.

Стадия роста характеризуется быстрым увеличением объема сбыта, и, как следствие, прибыли. Хотя затраты на маркетинг и остаются на достаточно высоком уровне, их доля в общих издержках фирмы существенно снижается.

Стадия зрелости характеризуется замедлением роста сбыта и его стабилизацией. Это может объясняться ря­дом факторов: изменением потребностей клиентов; выходом на рынок новых, более совершенных про­дуктов; усилением конкуренции; продукт может оказаться недостаточно рентабель­ным для фирмы ввиду появления новых возможностей более эффективного вложения капитала.

Стадия спада означает наступление того момента, ког­да туристская сфера начинает пресыщаться данным продук­том. Происходит устойчивое падение объемов сбыта и сни­жение, возможно даже до нулевой отметки, размера полу­чаемой прибыли. Переход туристского продукта в стадию спада может быть обусловлен рядом причин. Во-первых, это появление на рынке новых продуктов. Во-вторых, ис­чезновением потребности, которой соответствовал данный продукт. Таким образом, необходимо тщательно анализировать как продукты, приносящие в течение нескольких лет мало прибыли, так и те, что хорошо известны на рынке, но для оживления сбыта, которых требуется изменить их имидж. На данный момент все стадии жизненного цикла проходит туристский продукт ориентированный на вывоз туристов за рубеж.

Рассматриваемое предприятие предоставляет потребителям туры по Европе, Азии, Австралии, следовательно, тур-продукт проходит все стадии жизненного цикла.

Чаще всего для продвижения  тур-продукта фирмами используются различные скидки. «Хабаровск-Тур» предлагает следующую систему скидок:  скидки на праздники;  семейные скидки;  групповые;  детские;  специальные (для тех, кто владеет купоном на скидку или для клиентов, которые приводят в фирму нового клиента);  прочие.

Другим эффективным способом продвижения тур-продукта являются различные конкурсы и лотереи. Эти стратегии привлекают людей, обещая бесплатную выгоду и предлагая впечатляющие призы.

Различная печатная продукция используется тур фирмами для стимулирования продаж непосредственно в офисе. В тот момент, когда клиент колеблется в выборе тур агента, места отдыха, гостиницы или вида транспорта подтолкнуть его к покупке поможет красочный проспект, обрисовывающий все преимущества данного места отдыха, гостиницы и т.д. Различные календари, стенды, брошюры, журналы и каталоги собственного издания не только привлекают клиента своим внешним видом, но и предлагают более подробную информацию о маршруте. Их производство относительно недорого –  зависит от количества печатаемой информации, стоимости бумаги, стоимости печатных средств, зарплаты оформителей. Возможен заказ такой продукции в специализированных фирмах, что гораздо выгоднее при единичных экземплярах или малыми партиями.

Для информирования гостей и отдыхающих обычно использу­ются заранее подготовленные каталоги, проспекты, брошюры, информационные листы, в которых содержатся подробные сведения о со­держании и качестве пакета услуг, ценах и т.д. Эти мате­риалы  предоставляются каждому клиенту, за­явившему о своем желании приобрести тот или иной тур. Кроме того, потребитель  получает дополнитель­ную информацию и консультации о порядке бронирова­ния, оплаты, изменения и аннуляции тура, а также обо всех других вопросах (паспортно-визовом, таможенном и ва­лютном регулировании, природно-климатических досто­примечательностях, медицинской помощи, страховании и т.д.), связанных с туристской поездкой.

Качество обслуживания турфирмы «Хабаровск-Тур» определяется: оперативностью работы по подбору и организа­ции туров по запросам клиентов; вежливостью обслуживания, которое выражается в радушии сотрудников туристской фирмы, их внимании к запросам каждого клиента, терпении при обсуждении маршрута; соответствием предлагаемого тура реальному со­держанию; наличием согласования всех составных частей ком­плексного обслуживания.

Скорость обслуживания в комплексе определяет сте­пень удовлетворения каждого клиента; сроками подбора маршрута; сроками оформления необходимых документов (загранпаспорта, виз, билетов и пр.); сроками получения справочной информации. Несмотря на то, что информационные услуги предос­тавляются бесплатно, именно благодаря им турфирма «Хабаровск-Тур» в значительной степени обеспечивает реализацию своего туристского продукта.

Идея подкрепления туристского продукта заставляет пристально взглянуть на систему поведения клиента, к тому, как он комплексно подходит к проблеме, которую пытается решить благодаря приобретению туристского продукта. С точки зрения конкуренции, такой подход по­зволяет туристскому предприятию выявить возможности подкрепить свое товарное предложение наиболее эффек­тивным способом.

Комплексное туристское предложение тур фирмы «Хабаровск-Тур», содержит:

в случае организации зимнего отдыха — транс­порт (самолет и автобус) до курорта, проживание в оте­ле, питание, экскурсионное обслуживание, абонемент на лифт-подъемник, обучение катанию на лыжах. Кроме того, стоимость туров, например, в Австрию, зависит от того, в какой части страны расположен выбранный клиентом курорт. Основной принцип прост: чем дальше на Запад, тем дороже;

в случае отдыха с целью лечения — кроме основ­ных туристских услуг, первичный осмотр больного с це­лью установления диагноза и последующего назначения на процедуры, ежедневное медицинское обслуживание в соответствии с предписаниями врача, предоставление ме­дикаментов, свободный доступ к сооружениям для прове­дения общеоздоровительных упражнений, заключитель­ный осмотр и т.д.;

в случае отдыха на морских курортах — участие в нескольких экскурсиях, в фольклорных и других мероп­риятиях, получение подарков — получение путеводителя, сувениров, карточки с видом курорта и т.д.;

в случае отдыха туристов, ориентированных на спорт, — абонемент на пользование спортивными соору­жениями и услугами по выбору.

Комплексное обслуживание помогает туристам плани­ровать и организовывать рационально свободное время и ориентироваться на уровень цен, который реально дей­ствует на рынке. Это, безусловно, ведет к увеличению реа­лизации туристского продукта.

Туристическая компания «Хабаровск-Тур» рада предложить большой выбор туров, всестороннюю поддержку в ваших путешествиях, в приобретении авиабилетов, оформлении виз, программу скидок «Хабаровск-Тур - бонус», информационную поддержку.

Предоставляя услуги, реализуя максимум возможностей современного уровня развития туризма, туристическая компания «Хабаровск-Тур» руководствуется прежде всего вкусом в предложениях клиенту, гармонией в отношениях с клиентом, и культурой туризма в путешествиях клиента.

Девиз компании «Хабаровск-Тур»: «Мы поможем Вам перенестись в любую точку мира - от чопорной Европы до экзотических островов Тихого океана, от крутых скал Приморья до тропических джунглей Амазонии».

Список туров компании «Хабаровск-Тур» напоминает разделы учебника географии.

Компания предлагает следующие виды туров: детский отдых, экскурсионные туры, образовательные туры, автобусные туры, деловые туры,  горнолыжный отдых, пляжный отдых, круизы, дайвинг.

2.3. Выводы и предложения по улучшению маркетинговой деятельности предприятия ООО «Хабаровск-Тур»

  Итак, маркетинг обеспечивает не только эффективное удовлетворение потребностей рынка, но и успех предприятия в конкурентной борьбе. Зародившись в производственной сфере, маркетинг достаточно длительное время не находил соответствующее применение в сфере туризма. Однако возрастание конкуренции, коммерциализации туристской деятельности привели к необходимости скорейшего внедрения основных элементов маркетинга в практику работы туристского предприятия. Вместе с тем туризм имеет определенные особенности, связанные с характером оказываемых услуг, формами продаж и так далее. Для того чтобы реально использовать маркетинг как надежный инструмент достижения успеха на рынке, специалистам туристских предприятий необходимо овладеть его методологией и умением применять ее в зависимости от конкретной ситуации.

Сотрудники туристской фирмы «Хабаровск-Тур» пытаются применять маркетинг в своей деятельности, изучая спрос и предложение, на конкретные туристские услуги, составляя цены на новый проект, рекламируя свои услуги и так далее.  И здесь маркетинг выступает в качестве компаса, который позволяет вести деятельность фирмы к намеченной цели более безопасным путем, но им недостает специализированного отдела службы маркетинга, для наилучшего продвижения фирмы и покорения новых рубежей.

 Таким образом, создание такой структуры, как отдельного самостоятельно функционирующего органа не только поможет покорить новые рубежи, но и очень долго занимать лидирующее положение в данном секторе рынка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На примере действующего предприятия г. Хабаровска ООО «Хабаровск-Тур» в  работе рассмотрены следующие вопросы: структура тур-продукта, жизненный цикл тур-продукта, технология создания тур-продукта, а также формирование продуктовой стратегии.

Структура тур-продукта: фирма ООО «Хабаровск-Тур» предоставляет потребителям  туры по России, Европе (Австрия, Германия, Испания, Италия, Греция и т.д.) Азии (Япония (Ниигата, Диснейленд...), Китай, Корея), Австралии. Целевой сегмент «Хабаровск-Тур»: возраст – 40-45 лет; уровень дохода – средний и выше среднего; образование – обычно высшее; семейное положение – обычно семья из двух-четырех человек; работа, профессия – частные предприниматели; жизненный стиль – энергичный, активный человек, занятый  торговой или управленческой  деятельностью, работающий зачастую по выходным и праздникам, следит за своим   имиджем, ощущает нехватку времени на отдых и семью, восприимчивый к новинкам, скептически относящийся к рекламе; мотив путешествия (желание отдохнуть с семьей, желание отдохнуть за границей,  желание получить лечение за границей желание посетить экзотическую страну  (развлечения + новизна).  

Основные этапы разработки тур-продукта включают: поиск идей, отбор идей, разработка замысла продукта и его проверка, разработка стратегии маркетинга, анализ маркетинговых возможностей, разработка туристского продукта, а также испытание продукта в рыночных условиях.

Комплексное туристское предложение тур фирмы ООО«Хабаровск-Тур», содержит:

в случае организации зимнего отдыха — транс­порт (самолет и автобус) до курорта, проживание в оте­ле, питание, экскурсионное обслуживание, абонемент на лифт-подъемник, обучение катанию на лыжах. Кроме того, стоимость туров, например, в Австрию, зависит от того, в какой части страны расположен выбранный клиентом курорт. Основной принцип прост: чем дальше на Запад, тем дороже;

в случае отдыха с целью лечения — кроме основ­ных туристских услуг, первичный осмотр больного с це­лью установления диагноза и последующего назначения на процедуры, ежедневное медицинское обслуживание в соответствии с предписаниями врача, предоставление ме­дикаментов, свободный доступ к сооружениям для прове­дения общеоздоровительных упражнений, заключитель­ный осмотр и т.д.;

в случае отдыха на морских курортах — участие в нескольких экскурсиях, в фольклорных и других мероп­риятиях, получение подарков — получение путеводителя, сувениров, карточки с видом курорта и т.д.;

в случае отдыха туристов, ориентированных на спорт, — абонемент на пользование спортивными соору­жениями и услугами по выбору.

Комплексное обслуживание помогает туристам плани­ровать и организовывать рационально свободное время и ориентироваться на уровень цен, который реально дей­ствует на рынке. Это, безусловно, ведет к увеличению реа­лизации туристского продукта.

Тур-продукт фирмы «Хабаровск-Тур» на данном этапе развития находится в стадии зрелости жизненного цикла.

Сотрудники туристской фирмы «Хабаровск-Тур» пытаются применять маркетинг в своей деятельности, изучая спрос и предложение, на конкретные туристские услуги, составляя цены на новый проект, рекламируя свои услуги и так далее.  И здесь маркетинг выступает в качестве компаса, который позволяет вести деятельность фирмы к намеченной цели более безопасным путем, однако им недостает специализированного отдела службы маркетинга, для наилучшего продвижения фирмы и покорения новых рубежей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.            Азар В. Структурная перестройка туристского рынка России// Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1997.  №3.

2.            Багиев Г. Л., Аренков И. А. Основы маркетинговых исследований - СПб: СПбУЭФ,1996.

3.            Вестник Департамента туризма Минэкономиразвития РФ № 3-2000// Турбизнес. – 2000. № 11 (34).

4.            Гостиничный и туристический бизнес / Под ред. А. Д. Чудновского. – М.: “Тандем ” - Издательство “Эксмос”, 2000.

5.            Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. Мн. “Экономпресс”, 1998.

6.            Егоров А. Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности - М., 1994.

7.            Еферин В. П., Мотин В. В. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях - М., 1993.

8.            Кириллов А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. С-Пб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996.

9.            Менеджмент туризма: Учеб. для студентов / Авт. сост. И. В. Зорин. – М.: РМАТ, 1998.

10.       Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес. – М., 1998.

11.       Янкевич В., Безрукова Н. Туристический бум// Туризм. 2001. № 5. май.

Приложение

Таблица П.1.

Сильные и слабые стороны марочных альтернатив

Таблица П.2.

 Цена как инструмент стратегии маркетинга