1. Содержание

1. Теоретическая часть 5

1.1 Законодательное регулирование процессов финансового оздоровления в новейшей истории России_ 5

1.2 Анализ тенденций развития антикризисного регулирования в РФ_ 7

1.3 Концепция финансового оздоровления проблемных предприятий_ 8

2. Практическая часть 15

2.1 Открытие производства арбитражным судом по делу о банкротстве Горно-Алтайского мясокомбината 15

2.2 Наблюдение 16

2.3 Введение внешнего управления 17

2.4 Конкурсное производство_ 18

5. Заключение 24

6. Источники_ 26

2. Введение

В условиях рыночной экономики мы наблюдаем становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. При этом вся финансово-хозяйственная деятельность «новых бизнесменов» направлена на получение максимально возможной прибыли.

В результате разбалансированности механизма воспроизводства капитала предприятия вследствие его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики возможно наступление банкротства. Массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия, поэтому в странах с рыночной экономикой выработан определенный механизм упреждения и защиты предприятий от банкротства.

В то же время в рыночных условиях хозяйствования предприятия должны быть уверены в надежности и экономической состоятельности своих партнеров, в противном случае они имеют возможность использовать механизм банкротства как средство возврата долга неплатежеспособными партнерами.

Важность для экономики России законодательной базы такого регули­рования определила повышенное внимание к ней высшего за­конодательного органа страны — Государственной Думы РФ. За последнее десятилетие Государственная Дума РФ трижды занималась разработкой и принятием Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (от 19.11.92 №3929-1, от 08.01.98 №6-ФЗ, от 26.10.02 №127-ФЗ). Ныне действующий Федеральный закон «О несостоятель­ности (банкротстве)» №127-ФЗ содержит принципиальные изменения и дополнения.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", установил новую процедуру банкротства - финансовое оздоровление. Она введена с целью предоставления должнику более благоприятных условий для восстановления своей платежеспособности и погашения задолженности. Процедура может применяться при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица. Следует отметить, что ранее действовавший Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" уже содержал ряд положений по финансовому оздоровлению. Однако они касались мер, осуществляемых вне рамок рассмотрения дела о банкротстве. Четкого законодательного регулирования процедура финансового оздоровления не имела. Согласно главе 5 Закона введение процедуры финансового оздоровления должно производиться арбитражным судом на основании соответствующего решения первого собрания кредиторов. Однако данная процедура может быть введена и на основании ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа или третьих лиц.

Перечисленные аспекты определяют актуальность темы данной работы и ее цель – рассмотреть законодательное регулирование процессов финансового оздоровления в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- осуществить анализ тенденций развития антикризисного регулирования в РФ

- рассмотреть типы процедур, применяемых к должникам;

- рассмотреть основные проблемы действующего законодательства о банкротстве.

1. Теоретическая часть

1.1 Законодательное регулирование процессов финансового оздоровления в новейшей истории России

Основой нормативно-правовой базы банкротства предприятий служит Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон РФ от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве). Целенаправленность действия нового закона претерпела принципиальные изменения. Так, если Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) от 08.01.98 №6-ФЗ прежде всего был направлен на защиту интересов кредиторов, то цель нового закона от 26.10.02 №127-ФЗ существенно изменена. Реализация его положений позволяет решить более широкий и значимый круг задач:

- оздоровление экономики путем банкротства неэффективно работающих предприятий;

- защита интересов кредиторов, которые так и не получили от заемщика ожидаемых доходов на вложенный капитал в связи с нерациональным его использованием;

- защита интересов инвесторов;

- восстановление финансовой устойчивости несостоятельных предприятий, оказавшихся не по своей вине в трудном финансовом положении, хотя многих из них можно отнести к потенциально перспективным хозяйствующим субъектам.

В сентябре 1993 года при Государственном комитете по управлению государственным имуществом было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (ФУДН), основной целью которого являлось управление государственными предприятиями, находящимся в стадии кризиса.

Указом Президента РФ от 17 марта 1997 г. N 249 на базе Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ образована Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.[1]

 Указом Президента РФ от 25 мая 1999 г. №651 Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению была преобразована в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству, основной целью которой являлось управление всеми предприятиями независимо от форм собственности, находящимся в стадии финансового кризиса. Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. №301 было утверждено Положение о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Основными задачами управления являлось:[2]

- правовое и методическое обеспечение антикризисного управления;

обеспечения и реализация процедур финансового оздоровления предприятий-должников и банкротства;

- анализ финансового состояния предприятий и участие в принятии решений о государственной финансовой поддержке предприятий-должников;

- разработка проектов восстановления предприятий;

- подготовка антикризисных управляющих.

Пунктом 12 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству упразднена. Пунктом 14 этого же Указа установлено передать: «функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемой Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, функцию по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства – Федеральной налоговой службе».

Изучая далее структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную указанным Указом, можно увидеть, что Федеральная налоговая служба входит в структуру Министерства финансов, а в структуре Министерства экономического развития и торговли вовсе отсутствует служба по финансовому оздоровлению и банкротству. Поэтому на данном этапе до тех пор, пока не будут приняты соответствующие законодательные акты не совсем ясно, какая структура будет осуществлять функции упраздненной Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству.

1.2 Анализ тенденций развития антикризисного регулирования в РФ

С введением в действие закона РФ №127-ФЗ от 26.10.02 г. «О несостоятельности (банкротстве)», на фоне совершенствования судебных процедур банкротства, законодателями оказались упразднены внесудебные механизмы государственного регулирования процессов финансового оздоровления и профилактики банкротств. В рамках работы Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО РФ) комплекс превентивных мер объединял в себе практически все проблемные блоки предприятий, независимо от их формы собственности, отраслевой принадлежности, уровня финансовой устойчивости и иных характеристик.

При этом проводимая в настоящее время реформа Правительства РФ, с комплексной перестройкой системы всех министерств и ведомств на федеральном уровне, предусматривает упразднение в числе иных и ФСФО РФ. Спектр функций ФСФО, передаваемых вновь создаваемым ведомствам, до конца не урегулирован.

В результате сегодня на законодательном уровне полностью утрачен комплекс превентивных мер при работе с кризисными предприятиями, наработанный за период с 1994 по 2002 г. ФСФО РФ и включавший в себя:

·                     систему межведомственных балансовых комиссий по работе с предприятиями-недоимщиками в фискальную систему;

·                     систему финансового мониторинга крупных, экономически и социально значимых предприятий;

·                     систему мониторинга платежеспособности государственных предприятий и акционерных обществ с долей государства более 25 %;

·                     систему оказания государственной финансовой поддержки неплатежеспособным государственным предприятиям и акционерным обществам с долей государства более 25 % на возвратной и безвозвратной основе;

·                     систему управления неплатежеспособными государственными предприятиями по договору подряда с антикризисными управляющими;

·                     механизмы смены собственности через обязательную приватизацию и внесение изменений в планы приватизации предприятий-должников, продажу нереализованных пакетов акций и предприятий на торгах с обязательными условиями погашения фискальной задолженности и инвестирования в кризисный бизнес для его реабилитации и др.    

Внесудебные механизмы работы с кризисными предприятиями, охватывая подавляющую их часть, позволяли своевременно выявлять кризисные объекты и применять к ним более щадящие механизмы, давали реально ощутимый фискальный эффект, усиливая платежно-расчетную дисциплину предприятий-должников и пополняя бюджеты всех уровней, способствовали реструктуризации бизнеса предприятий (избавлению от излишних и непрофильных активов, частичному перепрофилированию) и поиску эффективных собственников, сохранению производств и, как следствие, обеспечению занятости населения и сохранению налогоплательщиков.

1.3 Концепция финансового оздоровления проблемных предприятий

Под финансовым оздоровлением проблемных предприятий следует понимать трансформацию предприятий и изменение принципов их действия, направленных на улучшение управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности, посредством применения мер государственной поддержки, разработки и реализации планов финансового оздоровления, механизмов привлечения к кризисным предприятиям инвестиционных ресурсов, антикризисных компаний и инфраструктуры сопровождения реабилитационных процедур (страховые, лизинговые, субконтрактинговые, иные компании).

Основной целью создания и приведения в действие системы финансового оздоровления является необходимость приведения производственно-технологической структуры промышленности в соответствие рыночному платежеспособному спросу при условии достижения прибыльной работы предприятий.

Система оздоровления проблемных предприятий должна решать следующие задачи:

·                     осуществлять мониторинг промышленных предприятий в целях диагностики их текущего финансово-экономического и производственно-технического состояния;

·                     обеспечивать контроль уровня состоятельности хозяйствующих субъектов в регионах;

·                     выявлять кризисные предприятия и относить их к категории проблемных в соответствии с установленной системой критериев;

·                     разрабатывать комплексные планы и отдельные мероприятия по финансовому оздоровлению проблемных предприятий;

·                     осуществлять контроль реализации реабилитационных мероприятий;

·                     привлекать инвесторов и необходимые бизнес-структуры к кризисным предприятиям для проведения эффективных антикризисных мероприятий;

·                     обеспечивать взаимодействие и координацию исполнительных органов власти в рамках работы по финансовому оздоровлению и предотвращению банкротств;

·                     обеспечивать усиление платежно-расчетной дисциплины кризисных предприятий с фискальной системой и наполняемость бюджета;

·                     обеспечивать решение кадровой проблемы на кризисных предприятиях;

·                     ограждать правовую и административную системы от рисков умышленного развала предприятий и насаждения субъектам РФ споров и тяжб;

·                     создавать такие механизмы, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников процессов финансового оздоровления.

Действующее предприятие стоит гораздо дороже, чем суммы, полученные при возможной распродаже его по частям. В интересах всех заинтересованных в скорейшем удовлетворении требований лиц (кредиторов, собственников, управляющих, государственных органов, наемных работников) необходимо иметь механизм, объединяющий их в единое сообщество, для того, чтобы компенсировать их противоречивые интересы для общей выгоды. Сбалансированное распределение потерь между всеми участниками производства, в том числе и в связи с трансформацией (реформированием) предприятий, является определяющим элементом современных систем регулирования процессов финансового оздоровления. При этом определяющим также является качество сбалансированности, поскольку, ослабляя кредиторов поддержкой неплатежеспособных должников, можно дестабилизировать экономическую систему.

Финансовое  оздоровление  вводится  арбитражным  судом   на основании  решения  собрания  кредиторов. Одновременно   с   вынесением   определения   о    введении финансового     оздоровления     арбитражный     суд     утверждает  административного    управляющего.[3]

Определение  арбитражного  суда  о   введении   финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению. Но оно может быть и обжаловано.   Финансовое оздоровление вводится на срок не более  чем  два  года.                                                             

С  даты  вынесения арбитражным судом определения о введении  финансового оздоровления наступают следующие последствия:[4]         

- требования кредиторов  по  денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей,  срок исполнения которых  наступил  на  дату введения   финансового   оздоровления,  могут  быть  предъявлены  к должнику только с соблюдением  порядка  предъявления  требований  к должнику, установленного Федеральным законом О несостоятельности (банкротстве);           

- отменяются ранее  принятые  меры  по  обеспечению   требований кредиторов;                                                       

- аресты на имущество должника и  иные  ограничения  должника  в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;                     

- приостанавливается исполнение   исполнительных  документов  по имущественным взысканиям,  за исключением исполнения исполнительных документов,  выданных  на  основании  вступивших в законную силу до даты  введения  финансового  оздоровления   решений   о   взыскании задолженности   по  заработной  плате,  выплате  вознаграждений  по авторским  договорам,   об   истребовании   имущества   из   чужого незаконного  владения,  о возмещении вреда,  причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;                          

- запрещается удовлетворение  требований  учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из   состава   его   учредителей   (участников),   выкуп  должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

- запрещается выплата  дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;                                                   

- не допускается   прекращение  денежных  обязательств  должника путем зачета  встречного  однородного  требования,  если  при  этом нарушается   очередность  удовлетворения  установленных  Законом требований кредиторов;  

- не начисляются  неустойки  (штрафы,  пени),  подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.                        

На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об  уплате  обязательных  платежей,  подлежащих  удовлетворению   в соответствии   с   графиком  погашения  задолженности,  начисляются проценты в порядке и в размере,  которые  действующим законодательством РФ.                         

Проценты подлежат  начислению  на сумму  требований кредитора с даты вынесения определения о введении финансового оздоровления и до даты погашения требований  кредитора, а  в  случае,  если  такое  погашение не произошло до даты принятия решения о признании должника банкротом и  об  открытии  конкурсного производства, - до даты принятия такого решения.                  

Неустойки (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков в   форме   упущенной   выгоды,  которые  должник  обязан  уплатить кредиторам, в размерах, существовавших на дату введения финансового оздоровления,  подлежат погашению в ходе финансового оздоровления в соответствии   с    графиком    погашения    задолженности    после удовлетворения всех остальных требований кредиторов.              

Требования кредиторов,   предъявленные   в   ходе  финансового оздоровления  и  включенные   в   реестр   требований   кредиторов, удовлетворяются  не  позднее  чем  через  месяц  с  даты  окончания исполнения  обязательств  в  соответствии  с   графиком   погашения задолженности,  если  иное  не  предусмотрено Федеральным законом.

Должник   не   вправе   без   согласия    административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:[5]                                                          

- влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов, включенных в   реестр  требований  кредиторов  на  дату  введения  финансового оздоровления;                                                     

- связаны с    приобретением,   отчуждением   или   возможностью  отчуждения прямо либо косвенно имущества должника,  за  исключением  реализации   имущества  должника,  являющегося  готовой  продукцией  (работами,  услугами),  изготовляемой или реализуемой  должником  в  процессе обычной хозяйственной деятельности;                      

- влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;      

-         влекут за собой получение займов (кредитов).

Административный управляющий утверждается арбитражным судом и действует   с   даты   его утверждения   до   прекращения    финансового оздоровления  либо  до его отстранения или освобождения арбитражным судом.  Административный    управляющий    в    ходе    финансового оздоровления обязан:                                               

-вести реестр  требований  кредиторов;

-созывать собрания    кредиторов   в   случаях; 

- рассматривать отчеты   о  ходе  выполнения  плана  финансового оздоровления и  графика  погашения  задолженности,  предоставляемые  должником,  и  предоставлять  заключения  о  ходе  выполнения плана  финансового оздоровления и графика погашения задолженности собранию кредиторов;                                                       

- предоставлять на рассмотрение  собранию  кредиторов  (комитету  кредиторов)   информацию   о   ходе  выполнения  плана  финансового  оздоровления и графика погашения задолженности;                   

- осуществлять контроль  за  своевременным исполнением должником  текущих требований кредиторов;                                     

- осуществлять контроль  за  ходом  выполнения плана финансового  оздоровления и графика погашения задолженности;                   

- осуществлять контроль    за    своевременностью   и   полнотой  перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов; 

- в случае  неисполнения должником обязательств в соответствии с  графиком погашения задолженности требовать от  лиц,  предоставивших  обеспечение  исполнения  должником  обязательств  в  соответствии с  графиком   погашения   задолженности,   исполнения    обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения.

План финансового оздоровления,  подготовленный учредителями  (участниками)  должника,   собственником   имущества   должника   - унитарного предприятия,  утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения  должником  средств,  необходимых для  удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления.

2. Практическая часть

2.1 Открытие производства арбитражным судом по делу о банкротстве Горно-Алтайского мясокомбината

Региональное отделение фонда социального страхования по Республике Алтай, Министерство финансов Республики Алтай, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай обратились в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) государственного унитарного предприятия "Горно-Алтайский мясокомбинат". Определением от 26.10.98 арбитражный суд принял заявление к производству, ввел на предприятии должника наблюдение и назначил временного управляющего.[6]

Определением от 22.12.98 арбитражный суд предложил временному управляющему и конкурсным кредиторам провести собрание кредиторов, правомочное принимать решение о введении внешнего управления и по кандидатуре внешнего управляющего.

02.03.99 арбитражный суд ввел в ГУП "Горно-Алтайский мясокомбинат" внешнее управление, предложенную собранием кредиторов на должность внешнего управляющего был назначен Бекжанов Э.А., который зарегистрирован в арбитражном суде в качестве арбитражного управляющего на момент вынесения определения о введении внешнего управления.

ГУП «Горно-Алтайский мясокомбинат» имеет градообразующий статус. Это означает, что численность работников мясокомбината составляет не менее 25% численности работающего населения Горно-Алтайска, поэтому ликвидация предприятия и изменение профиля его производственной деятельности повлекли бы за собой массовую безработицу и социальный взрыв населения. Поэтому, с целью его оздоровления в соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)» были поэтапно применены процедуры банкротства:

- наблюдение;

- внешнее управление;

- конкурсное производство.

2.2 Наблюдение

Наблюдение представляет собой процедуру, направленную на обеспечение сохранности имущества должника и проведение ана­лиза его финансового состояния с целью выявления возможности восстановить платежеспособность должника.

Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения для ГУП «Горно-Алтайский мясокомбинат» были следующие:

1.  Производство по делам, связанным с взысканием денежных средств с предприятия было приостановлено.

2.  Снят арест на имущество, приостановлено исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям.

Введение наблюдения не является основанием для отстране­ния руководителя должника.[7] Поэтому руководство предприятием на стадии наблюдения осуществляла прежняя администрация.

Органы управления должника с письменного согласия времен­ного управляющего были вправе совершать сделки, которые связаны:

1)  с приобретением, отчуждением или возможностью отчуж­дения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая сто­имость которого составляет более 5% балансовой стоимости ак­тивов должника на дату введения наблюдения;

2) с получением и выдачей займов (кредитов), поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления предприятия долж­ника.

Органы управления должника были не вправе совершать сделки:

1) по реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и ликвидации должника;

2) по созданию юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

3) по созданию филиалов и представительств;

4) об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компани­ях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юри­дических лиц;

5) о заключении договоров простого товарищества.

Наблюдение послужило первым этапом ограничения финансовой самостоятельности предприятия.

2.3 Введение внешнего управления

Основанием для введения внешнего управления послужило определение арбитражного суда по ходатайству собрания кредиторов. Необходимо отметить, что совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления может составить не более двух лет.[8]

От даты введения процедуры внешнего управления руководство предприятием принял на себя внешний управляющий. На полномочия руководителя и органов управления предприятия были наложены ограничения на принятие следующих решений:

-         об увеличении уставного капитала;

-         замещении активов;

-         соглашениях по беспроцентному займу у третьих лиц на срок процедуры внешнего управления;

-         ходатайством о продаже.

Были отменены ранее при­нятые меры по удовлетворению требований кредиторов, ареста имущества должника и ограничения по распоряжению им — толь­ко в рамках процесса банкротства. Также был введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязатель­ствам и обязательным платежам. Внешнее управление было введено на 12 месяцев.

Следует отметить, что внешнее управление представляет собой жесткую процедуру в отношении финансовой самостоятельности предприятия. Вне­шний управляющий распоряжается имуществом должника, зак­лючает от его имени мировое соглашение, отказывается от испол­нения договоров по сделкам, препятствующим восстановлению платежеспособности.

Закон устанавливает ограничения в самостоятельности внеш­него управляющего относительно распоряжения имуществом дол­жника. Крупные сделки совершаются с одобрения кредиторов. К крупной сделке, предметом которой является имущество долж­ника, относится та, по которой балансовая стоимость имущества превышает 10% балансовой стоимости активов на момент заклю­чения сделки.

На стадии внешнего управления актуален вопрос разработки и реализации антикризисной стратегии оздоровления предприя­тия. Деятельность внешнего управляющего по восстановлению платежеспособности должника должна соответствовать плану внешнего управления, который утверждается собранием креди­торов. Исходя из производственного и финансового положения должника план внешнего управления также может предусматри­вать продажу предприятия-должника. Имущество должника мо­жет продаваться как единый имущественный комплекс, так и по частям. Суммы, вырученные от продажи, идут на погашение за­долженности предприятия.

2.4 Конкурсное производство

2 марта 1998 года было введено внешнее управление в ОАО «Горно-Алтайский мясокомбинат», которое является градообразующим предприятием. Срок внешнего управления продлялся дважды. Но платежеспособность не была восстановлена, хотя внешним управляющим был человек, ранее работавший директором мясокомбината. Он не смог восстановить платежеспособность потому, что общая задолженность мясокомбината на момент введения процедуры банкротства была 2 5195 751 рублей. Когда было введено конкурсное производство, то конкурсный управляющий сформировал конкурсную массу только в сумме 6 909 834 рублей. Осталась непогашенной кредиторская задолженность в сумме 19 285 929 рублей. Конкурсное производство завершено 12 сентября 2003 года.[9]

После принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом утверждается процедура конкурсного произ­водства. Эта процедура является завершающей стадией в процес­се банкротства, в результате которого прекращается существова­ние юридического лица. Срок конкурсного производства огра­ничен одним годом. По ходатайству лиц, участвующих в деле, он может быть продлен на шесть месяцев.

Конкурсное производство — процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия, в результате которой осуществляется распределение конкурсной массы между кредиторами. В соответствии с Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 19 ноября 1992 г. К. п. осуществляется с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов и объявления должника свободным от долгов, а также с целью охраны сторон от неправомерных действий в отношении друг друга

В ходе процедуры конкурсного производства осуществляется:

• Консультации по ведению реестра требований кредиторов должника.

•  Проведение инвентаризации документации должника.

•  Поиск документации должника, находящейся у третьих лиц.

•  Выявление банковских счетов должника для их закрытия.

•  Ведение официальной документации конкурсного управляющего.

•  Подготовка и проведение собраний кредиторов, заседаний комитета кредиторов должника (формирование повестки дня, уведомление участников о времени и месте проведения собрания кредиторов, заседания комитета кредиторов, регистрация участников, подготовка бюллетеней для голосования, подсчет голосов, ведение протокола собрания, заседания комитета кредиторов).

•  Составление текущей и итоговой отчётности конкурсного управляющего для саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

•  Составление отчёта по итогам конкурсного производства для арбитражного суда.

•  Рассмотрение требований кредиторов должника.

•  Подготовка текста возражений по предъявленным к должнику требованиям.

•  Анализ сделок должника, заключенных до признания должника банкротом.

•  Подготовка и заявление отказов от исполнения договоров должника, заключенных до признания должника банкротом.

•  Подготовка и проведение торгов по продаже конкурсной массы.

•  Проведение инвентаризации имущества и обязательств должника.

•  Подготовка договоров конкурсного управляющего.

•  В случае необходимости – обеспечение технической инвентаризации недвижимого имущества должника и государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество должника для его реализации.

•  Консультационно-правовое обслуживание арбитражного управляющего по вопросам законодательства о банкротстве, а также гражданского, хозяйственного, налогового и трудового законодательства.

•  Выявление и взыскание дебиторской задолженности должника.

•  Возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

•  Поиск и выявление имущества должника, находящегося у третьих лиц.

•  Обеспечение передачи имущества в муниципальную собственность.

•  Представительство интересов должника во всех государственных органах, учреждениях, организациях.

•  Расчет суммы капитализированных платежей.

•  Осуществление контроля денежных потоков в ходе процедуры.

Последствия открытия конкурсного производства:

- срок исполнения возникших до открытия процедуры денеж­ных обязательств и уплаты обязательных платежей должника счи­тается наступившим;

- прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процен­тов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

- все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования могут быть предъявлены должнику только в рамках конкурсного производства. Исключение составляют признание прав собствен­ности, взыскание морального вреда, истребование имущества из незаконного владения, ничтожные сделки; снимаются ранее наложенные аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника;

- сведения о финансовом состоянии должника теряют конфи­денциальность и перестают составлять коммерческую тайну.

Конкурсный управляющий принимает в ведение, инвентари­зует и сохраняет имущество должника, выявляет и возвращает его от третьих лиц. Он привлекает независимого оценщика имуще­ства, специалистов по анализу финансового состояния, ведет ре­естр требований кредиторов, увольняет работников. Все имуще­ство должника составляет конкурсную массу за исключением вы­веденного из оборота, лицензионных и иных личностных прав. Имущество, являющееся предметом залога, оценивается и учиты­вается отдельно. Социально значимые объекты продаются на аук­ционе, а вырученные средства включаются в конкурсную массу. Конкурсное производство прекращает финансово-хозяйственную деятельность предприятия, происходит ликвидация предприятия как юридического лица. На основной счет должника зачисляют­ся денежные средства, поступающие в ходе конкурсного произ­водства. С этого счета осуществляются выплаты кредиторам.

В отношении ГУП «Горно-Алтайский мясокомбинат» в соответствии со ст. 115 Закона о несостоятельности (банкротстве) было осуществлено замещение активов должника путем создания на базе имущества открытого акционерного общества «Горно-Алтайский мясокомбинат».

Величина уставного капитала определена  на основании рыночной стоимости вносимого имущества,  определенной  на основании отчета независимого оценщика и составила 6 909 834 рублей (табл.1).

Таблица 1

Оценка стоимости вносимого имущества

Конкурсная масса

Всего, руб.

Внеоборотные активы, всего

5710333

основные средства

5698001

нематериальные активы

12332

незавершенное строительство

 

долгосрочные финансовые вложения

 

Оборотные активы, всего

1199501

запасы и незавершенное производство

592403

дебиторская задолженность

607098

прочие оборотные активы

 

Всего средств от продажи конкурсной массы

6909834

Иные доходы должника

 

Всего средств на основном счете должника

 10 000

.                            

При  замещении  активов  должника  все  трудовые  договоры, действующие на дату принятия решения о замещении активов  должника, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к вновь  создаваемому  открытому  акционерному  обществу  (открытым акционерным обществам).  

Акции  вновь созданного   открытого акционерного общества включены в  состав имущества должника.

Решением Арбитражного суда РА по делу №А02-90/2001 в отношении ГУП "Горно-Алтайский мясокомбинат" (РА, Майминский район, с. Соузга) завершена процедура конкурсного производства.

В результате завершения процедур банкротства, как инструмента финансового оздоровления, на многих предприятиях сохраняются социально-значимый для региона бизнес по основному профилю производства, рабочие места. Прошедшие через процедуры банкротства предприятия производят регулярные платежи в бюджет государства.

Финансовое оздоровление, проведенное в отношении ГУП «Горно-Алтайский мясокомбинат», на базе реализованного имущества позволило в полном объеме сохранить рабочие места (свыше 600) и профиль предприятия.[10]

Таким образом, неотъемлемой частью рыночного хозяйства является институт банкротства, с помощью которого регулируются процессы финансового оздоровления в новейшей истории России. Он служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов.

Механизмы государственного регулирования процессов финансового оздоровления хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм имеют свои особенности, дифференцируется и степень государственного влияния в зависимости от организационно-правовой формы коммерческих организаций.

Но основной целью финансового оздоровления предприятий любых форм собственности и сферы деятельности должно быть обеспечение в течение длительного периода ее конкурентного преимущества или равновесия на рынке, которое позволит за счет реализации продукции получать достаточно денежных средств для оплаты всех обязательств, сохранения надежной финансовой устойчивости и дальнейшего развития производства.

Финансовое оздоровление предприятия означает, прежде всего, восстановление его платежеспособности путем устранения причин, вызывающих ухудшение финансового состояния, для чего необходимо рассмотреть факторы, учет влияния которых позволит разработать мероприятия, позволяющие снизить их негативное влияние на результаты хозяйственной деятельности. В случае с ГУП «Горно-Алтайский мясокомбинат» основная причина заключалась в некомпетенции руководства отсутствии грамотного менеджмента и наличии устаревшего оборудования.

Создание открытого акционерного общества на базе имущества мясокомбината позволило сменить руководство и за счет продажи акций приобрести современную технологическую линию по производству копченостей, которые всегда пользуются спросом у населения.

5. Заключение

Подводя итоги изложенному в данной работе, можно сделать определенные выводы:

1) Основой нормативно-правовой базы банкротства предприятий служит Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон РФ от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).

2) Массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия, поэтому в странах с рыночной экономикой выработан определенный механизм упреждения и защиты предприятий от банкротства. Основные элементы этого механизма:

- правовое регулирование банкротства;

-организационное, экономическое и нормативно-методическое обеспечение принятия решений о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

- меры государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям в целях сохранения перспективных товаропроизводителей; финансирование реорганизационных и ликвидационных мероприятий;

- экономическая защита интересов всех участников процедуры банкротства;

- ведение реестра неплатежеспособных предприятий, гласность и доступность информации о банкротах для широкой общественности.

3) Государство не заинтересовано в банкротстве предприятий, именно поэтому Законом о несостоятельности (банкротстве) предусмотрены меры, способствующие финансовому оздоровлению несостоятельных предприятий, одним из которых является реструктуризация задолженности перед государственным бюджетом.

   Механизмы государственного регулирования процессов финансового оздоровления предприятий должны быть нацелены на:

·                     развитие экономики и промышленности страны;

·                     сохранение и поддержание налогоплательщиков и рост поступлений в бюджетную систему;

·                     обеспечение занятости населения, сокращение численности безработных, подготовку и переподготовку производственных кадров;

·                     рост производства товаров народного потребления и товаров производственного назначения, рост валового регионального продукта, характеризующих экономический рост субъектов РФ.

В практической части работы рассмотрено применение процедур банкротства к ГУП «Горно-Алтайский мясокомбинат». В рамках производства по делу о  несостоятельности (банкротстве) ГУП «Горно-Алтайский мясокомбинат» были проведены следующие процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, в результате чего предприятие было ликвидировано, но на его имущественной базе было организовано открытое акционерное общество, которое сохранило профиль производства и рабочие места.

6. Источники

1.     Гражданский кодекс РФ

2.     Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

3.     Федеральный закон РФ от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)

4.     Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 301 «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по финансовому  оздоровлению и банкротству»

5.     Богатырев В.П. Из практики разрешения споров, связанных с рассмотрением дел о несостоятельности (банкротстве) за 1999 год в Федеральном арбитражном суде Западно-Сибирского округа // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ №7 (92) 2000 .

6.     Егоров А.В. Проблемы заключения мирового соглашения по делам о банкротстве // Арбитражная практика, № 04 (37) 2004 апрель

7.     Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. 2-е изд. испр. и доп.. – М.: Омега, 2005.

8.     Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: Финансы и статистика, 2004

9.     Литвинцева Л. Пробелы действующего законодательства о банкротстве // Люди дела, № 59, февраль 2005 года

10.                       Люди дела № 49, апрель 2004 года


[1] Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

[2] Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 301 «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по финансовому  оздоровлению и банкротству»

[3] Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

[4] Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

[5] Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

[6] Богатырев В.П. Из практики разрешения споров, связанных с рассмотрением дел о несостоятельности (банкротстве) за 1999 год в Федеральном арбитражном суде Западно-Сибирского округа // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ №7 (92) 2000 .

[7] Федеральный закон от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

[8] Федеральный закон от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

[9] Люди дела № 49, апрель 2004 года

[10] Люди дела. № 49, апрель 2004 года