Жизненный цикл предприятия и его эффективность

1 стр. из 1

Для повышения эффективности предприятия необходимо непрерывное организационное совершенствование его управляемой и управляющей систем. Любое предприятие проходит определенные стадии жизненного цикла, которые отличаются друг от друга не только продолжительностью, но и определенными целями и результатами. Переход от одного этапа к другому можно определить с достаточной степенью уверенности, т. е. это предсказуемо. Следует учесть и то, что на предприятие воздействуют разные факторы как внутренней, так и внешней среды, в том числе общее состояние экономики и отрасли.

Для отечественных предприятий швейной отрасли в настоящее время характерно сокращение объемов производств, численности работников, занятых на них, и постоянно растущий объем поступления товаров по импорту. Отмечается приход иностранных собственников, понимающих возможности российских предприятий и рассматривающих их как направление инвестирования средств, а также появление на рынке новых торговых марок. Для изучения этих факторов важны следующие параметры: степень сложности и степень динамизма внешнего окружения.

Как показывают многочисленные примеры и исследования, есть зависимость между жизненным циклом организации и стратегией ее развития.

Общая характеристика предназначения организации в обобщенном виде включает: предлагаемые продукты или услуги; место и роль в системе рыночных отношений; цели организации (выживание, рост, доходность); технологию, процессы, инновации; философию (базовые взгляды и ценности); внутреннюю концепцию и источники силы; степень конкурентоспособности; факторы выживания; внешний образ, имидж; ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом.

Каждое предприятие имеет определенный жизненный цикл. Это совокупность стадий, через которые организация проходит за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение. Одновременно с этим каждое предприятие само по себе уникально, имеет особенности предназначения, и его следует рассматривать как отдельный объект исследования и разработки направлений развития по стадиям его жизненного цикла.

Рождение любой организации связано с необходимостью удовлетворения интересов потребителей, с поиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель организации на данной стадии — выживание. Она требует от руководства таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, работоспособность. Характерным для стадии рождения является небольшое количество партнеров. Особое значение на этом этапе должно придаваться всему новому и необычному.

«Детство». Стадия связана с рисками, т. к. именно в этот период происходит несоразмерный по сравнению с изменением управленческого потенциала рост организации. На этой стадии большинство вновь образующихся фирм терпит крах из-за неопытности и некомпетентности менеджеров. Основной задачей в этот период является укрепление своих позиций на рынке, конкурентоспособность. Главная цель организации на этой стадии — кратковременный успех и обеспечение быстрого роста.

«Юность». Это период перехода от комплексного менеджмента, осуществляемого небольшой командой единомышленников, к дифференцированному менеджменту с использованием простых форм финансирования, планирования и прогнозирования. Главная цель организации в этот период — обеспечение ускоренного роста и, как правило, полный захват своей части рынка. Интуитивная оценка риска руководством организации уже недостаточна. Она нуждается в специалистах с узкоспециализированными знаниями.

«Зрелость». Развитие организации ведется в интересах сбалансированного роста на базе устойчивой структуры и четкого управления. Руководитель  удовлетворен логичностью и стройностью системы управления. Это снижает его интерес к адаптации организации к изменениям внешней среды, а также к обновлению и децентрализации. К руководству приходят опытные администраторы, при этом талантливые специалисты заменяются более «послушными». Эта стадия связана с проникновением в новые сферы деятельности, расширением и дифференциацией, однако именно в этот период активно зарождается бюрократизм в управлении.

Выделяются три стадии «зрелости» организации: ранняя, промежуточная и окончательная. Период ранней стадии характеризуется систематическим ростом организации, промежуточный период — сбалансированным ростом, а окончательная «зрелость» — это время формирования индивидуальности и имиджа организации.

Стадия «старения» характеризуется торжеством бюрократии на всех этапах управления, гибелью новых идей в громоздких управленческих структурах. Задачей организации при этом является борьба за выживание и стабильность.

В период «возрождения» в организацию приходит новая команда менеджеров, специфические взгляды которых позволяют осуществлять программы внутренней перестройки, изменять структуры управления. Главная цель в этот период — оживление организации, когда необходимо учитывать особенности управления на каждой из рассмотренных стадий жизненного цикла организации для ее эффективного управления.

Табл. 1. Жизненный цикл развития компании (организации) (Greiner L. E. Evolution and revolution as organizations. — Grow. Harvard revue business, 1972)

Фаза жизненного цикла

Направления деятельности менеджмента и организации

Фаза 1 — создание бизнеса (творческая часть)

Концентрация усилий на развитии технологии бизнеса и рынка, ожидание вознаграждения в будущем, контроль немедленной обратной связи. Успех приводит к кризису лидерства (основатель бизнеса не справляется с проблемой роста)

Фаза 2 — управление (формализация и построение структур и систем управления)

Построение формальных управленческих систем: организационная структура, система отчетности и контроля, стандартизация бизнес-процессов, процедур и правил, установление более формальных связей, развитие управленческих кадров. Успех ведет к кризису автономии (кризис у управления)

Фаза 3 — делегирование

Необходимость децентрализации функций, делегирования полномочий. Создаются центры прибыли, система мотивации основана на результатах работы, централизованное управление сосредоточено на выработке стратегии. Успех ведет к частичной потере контроля

Фаза 4 — координация

Внедрение процедур корпоративного планирования. Новые продуктовые группы рассматриваются как центры инвестиций, технические функции (логистика, автоматизация), ПР смещаются к центру. Успех ведет к кризису бюрократии (люди теряют творческий и предпринимательский интерес)

Фаза 5 — сотрудничество

Создание структуры на основе самостоятельных бизнес-единиц; перераспределение функций и ролей между подразделением и центром. Возникают повышенные требования к менеджерам, мотивация ориентирована на конечный результат. Существует большая вероятность возникновения кризиса синергии в группе

В теории и практике менеджмента есть разные подходы к описанию жизненного цикла предприятия. Так, жизненный цикл развития компании (организации), приведенный в табл. 1, содержит основные задачи менеджмента и стратегические направления деятельности предприятия, в табл. 2 определены цели, особенности руководства и базовые характеристики организации.

Табл. 2. Цели и характеристики по этапам жизненного цикла организации

Этап ЖЦО

Главная цель

Руководство

Характеристики этапов

1. «Рождение»

Выживание

Единоначалие

Выйти на рынок

2. «Детство» и «юность»

Прибыль и рост

Единоначалие

Закрепление и захват рынка, увеличение оплаты труда, предоставление льгот

3. «Зрелость»

Рост прибыли

Делегирование полномочий

Разделение и кооперирование труда, премирование

4. «Старение»

Сохранение достигнутых результатов

Координация действий

Свободный режим работы персонала, участие в прибылях

5. «Возрождение» либо исчезновение

Обеспечение оживления по всем функциям

Единоначалие

Внедрение инновационного подхода, омоложение персонала

Таким образом, жизненный цикл организации делится на следующие этапы:  -  этап предпринимательства или становления — формируется товарный ряд, цели неопределенные, процесс протекает свободно, требуется стабильное обеспечение ресурсами;  -  этап коллективности — развито неформальное общение, формируется миссия организации, организационная структура не имеет четких описаний;  -  этап формализации и управления — полностью формируется структура организации, определяются процедуры, идет стабилизация деятельности с возрастанием роли высшего руководства организации;  -  этап выработки структуры — организация увеличивает размеры и расширяет рынок оказания услуг, выявляются новые направления развития;  -  этап упадка, определяемый развитием конкуренции, сокращением рынка за счет снижения спроса на товары предприятия, нарастают конфликты, возникает потребность в новых стратегиях и, соответственно, в новых менеджерах, которые способны сдержать падение. Основные этапы жизненного цикла организации графически повторяют форму жизненного цикла продукции.

Табл. 3. Модель роста бизнеса (по Черчиллю и Льюису)

Ступени роста

1. Начало существования

2. Выживание

3-D. Успех-свобода

3-G. Успех-рост

4. Взлет

5. Зрелость

Уровень деловой активности

-

-

-

-

-

-

Возраст компании

-

Молодая

-

-

Зрелая

-

Развитие формальных систем менеджмента

Практически отсутствует

Минимальное

Основное

Развивающееся

Зрелое

Развивающееся

Основная стратегия

Существование

Выживание

Нормальная прибыльность

Получение ресурсов для развития

Рост

Рост прибыли на инвестиции

Управление

Прямое руководство

Контролируемое

Функцио­нальное

Функцио­нальное

Раздельное

Управление связями и персоналом

Структура

Линейная

Линейно-функциональная

Развитая функциональная

То же

То же

Многоуровневая

В модели роста бизнеса показана взаимосвязь между этим ростом и ключевыми параметрами организации (табл. 3). В табл. 4 приведена характеристика отдельных фаз развития организации.

Табл. 4. Фазы развития менеджмента по фазам роста организации

Компоненты менеджмента

Фаза 1

Фаза 2

Фаза 3

Фаза 4

Фаза 5

Центр сосредоточения менеджмента

Производство и продажа

Эффективность операций

Расширение рынка

Консолидация организации

Проблемы взаимодействия и инноваций

Оргструктура

Неофициальная (слабо формализованная)

Централизованная и функциональная

Децентрализованная и географическая

Линейный персонал и продуктовые группы

Матричное построение команд, самостоятельные бизнес-единицы

Стиль управления высшего руководства

Индивидуалистический и предпринимательский

Директивный

Основанный на делегировании

Посредством личного участия

Наблюдательный

Системы и объекты контроля

Показатели продаж

Центры стандартизации и расходов

Центры отчетности и прибыли

Центры планирования и инвестиций

Совместная постановка цели

Система мотивации

Владение

Зарплата в зависимости от результатов труда

Личное вознаграждение

Участие в распределении прибыли

Групповое вознаграждение

Как видим, вопрос развития предприятия можно анализировать с разных организационных позиций.

Для любых условий функционирования, для обеспечения высокого качества товаров и услуг предприятие должно выбрать те варианты менеджмента, которые отвечают особенностям и задачам этапа жизненного цикла. Должно быть обеспечено поддержание эффективной деятельности в настоящем и сохранение устойчивого положения на рынке в стратегическом плане.

Несвоевременная корректировка задач, целей, стратегии и, соответственно, системы управления приводит к динамическому спаду, а затем и переходу к последней стадии жизненного цикла.

Концепция жизненного цикла предприятия показывает направления диагностики эффективности его функционирования, увязывает ключевые факторы внешней и внутренней среды, в том числе и наиболее характерные симптомы кризиса в организации. К наиболее сложным факторам внешней среды предприятий относятся факторы конкуренции, в результате чего происходит снижение спроса. Формы и виды конкуренции ужесточаются, и усложняется, увеличивается конкурентная сила поставщиков; повышается роль цены и качества в конкурентной борьбе. Возрастает сложность как управления в процессе наращивания производственных мощностей, так и процесса создания товарных инноваций в виде новых коллекций изделий, отличающихся от тех, что есть на рынке. Идет общее снижение прибыльности продаж.

Конкуренция вынуждает предпринимателей постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые нужны потребителям и которые могут удовлетворять потребности рынка. Предприниматели стараются выпустить продукцию высокого качества по ценам рынка в целях удержания потребителей на основе наиболее эффективных способов производства. Для этого они должны быстро реагировать на изменение спроса, на все изменения в экономике. Важно постоянно следить за основными компонентами окружающей системы и делать выводы относительно необходимости изменения во внутренней среде, в целях и стратегиях.

Это экономические компоненты — глобализация рынка или его региональная дифференциация; технологические составляющие и быстрое распространение новых технологий; политико-правовые, социально-культурные, демографические, экологические сдвиги, изменения в системе ценностей. На предприятие, стоящее перед необходимостью изменений, большое влияние оказывают производственные и кадровые параметры.

Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько менеджмент соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых изменений.

Диагностика изменений в организации должна показать характерные особенности эффективности менеджмента предприятия и направления его совершенствования с учетом стадии жизненного цикла, выявить перспективы и ключевые компетенции. Диагностика должна дать возможность сформулировать цели и ключевые задачи, последовательное достижение которых позволит организации двигаться в желаемом направлении. Среди этих целей могут быть: увеличение прибыли, повышение эффективности производства, рост предприятия и масштабов его деятельности, создание деловой репутации, определенное технологическое превосходство и снижение риска банкротства.