Тема 22.  Возникновение и сущность сознания

 

План

 

Введение…………………………………………………………………………..2

1.     Гипотезы происхождения сознания, его природная и социокультурная сущность…………………………………………………………………...3

2.     Структура сознания. Проблема «бессознательного»…………………...9

3.     Можно ли искусственно смоделировать человеческое сознание?

     Свой ответ аргументируйте……………………………………………...14

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы……………………………………………………………...16

Введение

                Важнейшей отличительной чертой человека, как социального существа является наличие у него сознания, с помощью которого он проникает в тайны Вселенной и своего собственного Я, прогнозирует результаты своей деятельности, создает материальные и духовные ценности, тем самым, осваивая и творя мир природы и мир социума.

            Актуальность данной темы обусловлена тем, что сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось.

         Цель контрольной работы – раскрыть сущность понятия «сознание» и особенности его возникновения и анализа.

         Основные задачи контрольной работы - рассмотреть вопросы о:

·        гипотезах происхождения сознания;

·        природной и социокультурной сущности сознания;

·        структуре сознания;

·        возможности искусственно смоделировать человеческое сознание.

Высшим уровнем психического отображения, характерного только человеку как общественно-историческому существу, является сознание. Сознание – это отображение в психике человека идеальных образов действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание – не просто образ действительности, а особенная форма психической деятельности, ориентированная на отображение действительности.

Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

 

 

1.     Гипотезы происхождения сознания, его природная и социокультурная сущность

Сознание – это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка.

Момент увязки прошлого, настоящего и будущего является ключевым в становлении сознания. В это время формируется причинно-следственная связь, т.е. логическая цепочка представлений о событиях. При этом  становится ясна вариабельность будущего в результате возможной развилки причинно-следственных связей, а значит, появляется осознанный момент выбора того или иного действия. Вследствие этого происходит осознание свободы, неотделимое от понятия личности.

В истории философии можно выделить различные традиции анализа сознания. Классическая традиция, истоки которой уходят в античность, направляла теоретический поиск на выявление единых, сверхчувственных принципов и начал бытия. Таким началом в древнегреческой философии выступал логос (слово, закон, сущность всех вещей), в древнекитайской философии дао (путь, закон), в древнеиндийской философии — брахман (безличное духовное начало).   Средневековая философия, придерживаясь субстанциального подхода, рассматривает сознание как проявление в человеке искры надмирового божественного разума, который существует до природы и творит ее из ничего. Наряду с субстанциальным подходом в философии Нового времени формируется также натуралистически-функциональный подход к объяснению сознания. Оно начинает рассматриваться в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга. Отличие сознания от других функций мозга видится в том, что благодаря ему человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Сложная многоуровневая природа сознания, значимость общения и формирования высших психических потребностей в формировании самосознания, воли, ценностей как феноменов индивидуального сознания были раскрыты немецкой трансцендентально-критической философией. Была выявлена органическая взаимосвязь индивидуальной, личностной и надиндивидуальной форм сознания. Диалектико-материалистическая традиция анализа сознания не признавала его субстанциональности и рассматривала сознание как функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимый компонент предметно-практической деятельности человека. Предпосылками становления сознания в марксизме выступают: эволюция свойства отражения, присущего материи, развитие зачаточного интеллекта животных; развитие в процессе становления труда потребности в знаковой коммуникации и передачи из поколения в поколение приобретенного опыта, который закрепляется в семиотических системах, положивших начало формированию культуры как особого мира человека. Феноменологическая традиция в современной западной философии рассматривает сознание и субъективность как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционно-гносеологическом ракурсе субъект-объектных отношений, поскольку "Я" не может наблюдать самое себя со стороны. Сознание в феноменологии описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности. Фиксирование жизни сознания осуществляется также через пласт бессознательного и через языковые структуры (психоанализ, структурализм, герменевтика) [5].

         Как известно, многие миллионы лет материальный мир существовал как мир неживой природы. Но уже этот мир неживой природы обладал весьма специфическим свойством: любое взаимодействие материальных систем оставляло следы. Это могли быть механические деформации, изменение физического или химического состояния вещества в природе, результаты этих взаимодействий могли оставаться на долгое время. Это свойство называют отражением.

Отражение – это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного давления, и т.д. уже в пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения.

Вместе с тем, отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств:

§  Оно предполагает не только изменения в отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию;

§  Отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему;

§  Отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную роль.

Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое проявление на уровне сознания. При этом отражение в неживой природе есть лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более высокой формы отражения – отражения биологического.

В разработке теории отражения выделяются две концепции: функциональная и атрибутивная. Сторонники функциональной концепции отражения утверждают, что в неорганических объектах есть лишь предпосылки свойства отражения, но не его активное проявление. Противоположную позицию занимают сторонники атрибутивной концепции, настаивая на всеобщности свойства отражения. Сближению функциональной и атрибутивной концепций может способствовать уяснение соотношения категории отражения с общенаучным понятием информации, дальнейшая разработка принципа глобального эволюционизма в науке и такой дисциплине, как синергетика [5].

Отражение приобретает на уровне живого 2 важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве источника данных для управления живыми системами, их поведением. Можно поэтому сказать, что извлечение жизненно важной информации об окружающей среде и целенаправленное ее использование для регулирования поведения живых организмов является фундаментальным свойством живого. При этом отражение на уровне живого проходит в своем развитии ряд этапов.

Исходной формой отражения в живой природе является раздражимость, т.е. способность живого реагировать на воздействие извне процессом внутреннего возбуждения, обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта форма возникает с самого начала существования живого, еще до возникновения нервной системы и специализированных органов отражения. Более высокой ступенью является чувствительность, т.е. способность к ощущениям. Для этого в живых организмах формируются специфические органы по подобной переработке информации – нервные клетки, а затем и сложные нервные ткани. Отражение в итоге поднимается на следующую ступень – нейрофизиологического отражения, присущего только высшим животным, проявляющегося уже не только в прямой реакции на раздражитель, а в целой системе расчлененной, организованной последовательности действий, лишь, в конечном счете, подчиненной жизненно важной цели, в активной реализации в столкновении с внешней средой своей внутренней программы, «видового опыта» организма. Таким образом, на этой стадии отражение выступает в виде диалектического единства воздействия внешней среды и реализации внутренних целей, установок, программ живого существа в процессе построения схемы поведения, отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям. Это единство внутренней активности и внешнего воздействия находит свое более полное выражение на стадии психического отражения, свойственного высшим животным с достаточно развитой и централизованной нервной системой.

Психическое отражение возникает там и тогда, где и когда ресурсы и механизмы нейрофизиологического отражения с характерным для него автоматизмом оказываются недостаточными и необходим активный поиск того, что требуется организму для решения вставшей перед ним задачи, необходима ориентировочная деятельность в обследовании реальной ситуации. Здесь становится необходимыми психические образы, формирующиеся на основе реального ориентировочного движения в действительности. Через образ живое существо прослеживает новые для него отношения и связи между явлениями внешнего мира, используемые для решения стоящей перед ним задачи. Психический образ выступает как отражение объективной реальности, сформировавшееся в процессе активной поисковой деятельности и служащее схемой действия организма, закодированной в нейродинамических структурах.

Развитие психической формы отражения и подготовило тот качественный сдвиг, который ознаменовал переход к человеческому сознанию. Отражение наряду с чувственно-образным приобретает характер абстрактно-понятийного. В итоге в громадной степени расширяется информационная нагрузка отражения. Действительно, восприятие отражает один предмет, понятие же замещает огромное количество предметов. Благодаря образованию понятий емкость человеческого мышления в сравнении с животными формами психики, связанными с чувственно-индивидуальными представлениями, возрастает в миллиарды раз, позволяет человеческому мозгу вобрать в себя и неизмеримо большее количество информации и оперировать им. С возникновением абстрактного мышления психика человека перестала быть привязанной к непосредственным чувственным образам, появилась и возможность отлета мысли от непосредственно данного, возможность не только отражать действительность и приспосабливаться   к ней, но и изменять ее, творить новую действительность, т.е. формируется творчески-конструкторская функция сознания. Активная роль отражения, опосредованного практикой, поднимается на новый уровень. Правда, следует признать, что с развитием абстрактного мышления появилась и возможность «большой фантазии», преувеличения относительной самостоятельности мысли, ее отрыва от действительности, формируется религия, а затем и идеализм.

Наконец, отражение приобретает социально-детерминированный характер. Это находит свое выражение, прежде всего в общественной природе сознания, что проявляется, в частности, в возникновении языка и в нерасторжимом его единстве с мышлением. Наряду с этим социальная обусловленность сознания обнаруживается в его зависимости от общественных отношений, в том, что сознание людей меняется с развитием общества, а общественное сознание является отражением общественного бытия.

 

 

 

 

2.     Структура сознания. Проблема «бессознательного»

Сознание, как идеальная форма деятельности человека представляет собой разветвленную и относительно самостоятельную систему, которая объединяет в себе совокупность знаний о мире, психические процессы и состояния, субъект-объектное отношение, возможность целеполагающей и оценочной деятельности и т. д.

          Исходя из этого, в структуре сознания можно выделить достаточно условно четыре составляющих.

Во-первых, сенсорные и перцептивные способности вместе с первичными, непосредственными знаниями об окружающем человека мире и о себе самом как физическом, материальном теле, которые он получает с помощью различных видов ощущений, восприятий, а также репродуктивного и творческого представления (воображения). Все это оценивается сознанием с точки зрения целесообразности и полезности результата деятельности человека, конечно это пока не самая предварительная оценка, которая требует предварительного осмысления .

    Во-вторых, в структуре сознания можно выделить    мыслительную деятельность, которая предполагает использование логико-понятийных способностей и, знания, полученные с ее помощью, опосредованно. Это дает возможность выйти за пределы непосредственных чувственных данных и достичь сущностного понимания объектов, закономерностей их развития. Знания полученные различного рода рассуждениями, формируются в понятиях и суждениях. И здесь полученные знания также подвергаются оценке. Но это оценка не с точки зрения полезности или целесообразности поведения человека как физического тела. Это оценка с точки зрения соответствия или не соответствия мыслей действительности (истинность или ложность суждений), а также соответствия или не соответствия сложившимся в мышлении правилам логики и грамматики.

        В-третьих, в сознании можно выделить такую составляющую, в которой представлены эмоции и волевые качества. Эмоционально – волевая сфера сознания не связанна непосредственным образом с внешним миром. Она включает личностные переживания, воспоминания, чувства  и настроения различного рода эмоции. Роль эмоций состоит в том, что они служат своеобразным инструментом, с помощью которого жизненный процесс человека удерживается в оптимальных границах, что позволяет предупредить негативные последствия влияния каких-либо факторов на жизнедеятельность человека.

         В-четвертых, составляющая сознания содержит в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы и ценности, а также способности к их формированию и пониманию. Без ценностно-смысловой оценки предметная деятельность человека потеряла бы свою разумность и целенаправленность.  Она бы мало чем отличалась от рефлекторного поведения животного.

          Говоря о структуре познания нельзя обойти нельзя обойти стороной вопрос сущности самосознания.

         Самосознание - это особая форма сознания, которая состоит из способности человека осознавать и оценивать свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, интересы, свое положение в мире.

         Самосознание способствует тому, что у человека вырабатывается критический подход к самому себе, как к личности, к своему внутреннему миру, помогает его становлению и развитию, определению жизненного пути. Но если нарушено чувство меры и человек «наполнен только самим собой», то это приводит к эгоцентризму и переоценке собственного «я». Кроме того, самосознание играет роль социального регулятива, помогая человеку осознавать свою личную ответственность за результаты своей деятельности.

         Таким образом, сознание представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.     

На протяжении длительного времени в философии доминировал принцип антропологического рационализма – человек, его мотивы поведения и само бытие рассматривались только как его мотивы поведения сознательной жизни. Этот взгляд нашел свое яркое воплощение в знаменитом тезисе Декарта: «мыслю, следовательно, существую». Человек в этом плане выступает как "человек разумный". Но, начиная с Нового времени, в философской антропологии все большее место занимает проблема бессознательного. Лейбниц, Кант, Кьеркегор, Гартман, Шопенгауэр, Ницше с разных сторон и позиций начинают анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком.

Однако определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал З.Фрейд, открывший целое направление в философской антропологии и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Он представлял бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Согласно его концепции психика состоит из 3-х пластов. Самый нижний и самый мощный слой – Оно (id) находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного – это Я (ego) человека. Верхний пласт человеческого духа – Сверх-Я, (super ego). Это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. По Фрейду, личность, человеческое Я вынуждено постоянно терзаться и разрываться между неосознанными побуждениями  Оно и нравственно-культурной цензурой Сверх-Я. Таким образом, оказывается, что собственное  Я  - сознание человека не является "хозяином в собственном доме". Именно сфера Оно, всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Человек – это, прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).

Драматизм человеческого существования у Фрейда усиливается тем, что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая находит свое  предельное выражение в "инстинкте смерти", противостоящем "инстинкту жизни". Внутренний мир человека оказался, следовательно, еще и ареной борьбы между двумя этими влечениями.

Таким образом, фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, - это, прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Проблема бессознательного интересовала и швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. Он выступал против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское Оно. Юнг выделял в нем помимо "личностного бессознательного" как отражение в психике индивидуального опыта еще и более глубокий слой – "коллективное бессознательное", которое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляют общечеловеческие первообразы – архетипы. Они лежат в основах мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного, но основное значение имеет все-таки последнее. Человек, таким образом, - это, прежде всего существо архетипное.

Проблема бессознательного и сознательного развивалась и другими представителями психоанализа – последователями Фрейда, которые уточняли и развивали его учение, внося в него свои коррективы. По А.Адлеру, человек не только биологическое, но и социальное существо, жизнедеятельность которого связана с сознательными интересами, поэтому "бессознательное не противоречит сознанию", как это имеет место у Фрейда.

Важным представителем неофрейдизма является американский психолог и социолог Э.Фромм. Он попытался соединить психоаналитические идеи Фрейда с марксистской концепцией человека и найти между ними некоторую середину. По собственному признанию, его точка зрения является "не биологической и не социальной". Один из наиболее важных факторов развития человека – противоречие, вытекающее из двойственной природы человека, который является частью природы и подчинен ее законам, но одновременно это и субъект, наделенный разумом, существо социальное. Это противоречие он называет "экзистенциальной дихотомией". Э.Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенцизма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления – это средство погруженности личности в различные социальные среды.

 

3.     Можно ли искусственно смоделировать человеческое сознание?

Свой ответ аргументируйте

Возможности сознания безграничны, нет предела для возникновения новых мыслей, чем больше развивается и прогрессирует общество и технологии, тем многочисленнее будут возникать новые его формы.

         По моему мнению, на данный момент искусственно смоделировать человеческое сознание невозможно, как невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать духовный мир человека, ни обнаружить какими-либо приборами и химическими реактивами. Ни одно произвольное действие человека не бывает на всех этапах своего осуществления одинаково ясно осознанным. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. И.Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Сферу восприятия и чувств, которые не осознаются, нельзя создать искусственно.

Несмотря на фантастические достижения нейрохирургии, не существует как таковой цельной теории функционирования головного мозга человека, благодаря которой стало бы возможным создать машину или программу, способную принимать решения в различных ситуациях или мыслить самостоятельно,  ведь все варианты исходного события невозможно рассчитать с помощью чисел, т.к. решения не все всегда поддаются логике.

Однако будущее человеческого сознания является загадкой значительно более притягательной, манящей и мистической, нежели все прочие загадки природы и необъясненной наукой явления. Оно столь же ошеломляющее сколь неисчерпаемы возможности его мозга.  Современные биотехнологии и исследования перенесения сознания на искусственные носители практически открывают человеческий путь к превращению в абсолютный разум. Реальное будущее может оказаться удивительнее самой смелой фантастике.

 

Заключение

         Сознание — традиционно — одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое противостоит понятию Бытия как субъективное — объективному. В рамках материалистической традиции данное понятие характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование   сознания обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. Сознание представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей.

Вопрос о существовании внеземных форм сознания, разума, о возможности приобщения сознания человека к семантике космических полей философия в настоящее время оставляет открытым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -     622 с.

2. Философия. В вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; под ред. проф. В.Н.Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 463 с.

3. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для  вузов. Изд. 5-е перераб. и доп. – М.: Логос, 2005.

4. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с.

5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд.,  перераб. и доп.– М.:  Республика, 2001. – 719 с.