Большие проблемы маленьких отелей |
|
Несмотря на то что туризм и гостиничный бизнес на протяжении ряда лет рассматриваются как приоритетное направление региональной экономики, только в последние два года спрос на туристские и гостиничные услуги в крупнейших туристских центрах страны стал значительно расти. Причин такого роста несколько, условно их можно разделить на две группы: внешние и внутренние. Внешние причины: стабильное экономическое развитие России, укрепление рыночных институтов хозяйствования; политическая стабильность, рост международного авторитета Российской Федерации, последовательность выбранного руководством страны курса развития; усиление мер по обеспечению безопасности как для туристов, так и для всего населения РФ в целом; высокая деловая и инвестиционная активность. Внутренние причины связаны с современными особенностями функционирования и развития самой туристской отрасли: это широкое внедрение современных информационных технологий; использование амбициозных и активных стратегий развития; широкое применение маркетинговых инструментов в практике управления туристскими и гостиничными предприятиями; развитие специализированного туристского образования; использование опыта лучших зарубежных предприятий туризма и гостеприимства. Причины увеличения спроса на российские туристские центры и курорты со стороны зарубежных гостей и россиян лежат в разных плоскостях. Рост числа зарубежных туристов связан прежде всего с заметной стабилизацией общественно-политической ситуации в стране. Сегодня Россию уже воспринимают как страну, достаточно безопасную и экономически удобную для посещений. Но последние события в Испании, Франции и других странах ЕС говорят о том, что мировое сообщество имеет общие проблемы и только совместными усилиями можно преодолеть растущие угрозы и противоречия современного мира. Вместе с увеличением въездного потока туристов активизируется ситуация на внутреннем туристском рынке, заметен рост интереса россиян к отечественным курортам. Объясняется это снижением безработицы и ростом реальных доходов людей. По оценкам специалистов, наше общество приближается к состоянию равновесия и стабильности, что создает благоприятный фон для развития интереса к путешествиям, активному отдыху в пределах страны и ее отдельных регионов. Активизация туризма ставит перед отраслью достаточно сложные задачи, главные из которых – развитие отраслевой инфраструктуры и рост и модернизация гостиничного сектора. Сегодня все крупные туристские центры РФ испытывают недостаток в средствах размещения, особенно в высокий сезон. Гостиничный рынок столичных городов и известных курортов не отличается демократичностью, а услуги гостиниц дороги для большинства россиян. В Москве и Санкт-Петербурге достаточно сложно найти гостиницу, где цена за место была бы в пределах лимита командировочных расходов. Такая ситуация способствует формированию огромного теневого рынка индивидуальных средств размещения, который развивается стихийно и не контролируется ни государственными властными структурами, ни самой отраслью. Неконтролируемое развитие связано с реальной рыночной конъюнктурой. Недостаточный объем предложения недорогих и качественных услуг со стороны коллективных средств размещения стимулирует предложения со стороны частных мини-гостиниц, квартир и иных домовладений. Причем индивидуалы охватывают не только традиционные сегменты потребителей, но фактически составляют серьезную конкуренцию гостиничным предприятиям – прежде всего в плане цен. Каждого приезжающего в Москву, Санкт-Петербург, Сочи и другие туристско-рекреационные центры прямо на аэро- или железнодорожном вокзале атакуют люди, предлагающие разнообразное размещение с достаточным диапазоном цен и набором услуг. Как правило, такие посредники действуют нелегально, либо формально представляя некие бюро или агентства. Эти «агенты» очень активны, ведь получаемые ими комиссионные в ряде случаев составляют до 30% от суммы сделки. Фактический оборот этого рынка огромен, например, только один посредник в пик сезона (июль, август) в Сочи может заработать до 300 долларов в день! Совершенно очевидно, что эти доходы не облагаются налогом. Кроме того, стихийное развитие рынка услуг размещения имеет целый ряд негативных последствий. Прежде всего это касается полноты и качества предоставляемых услуг, применяемых тарифов, а также обеспечения безопасности клиентов. Сектор индивидуальных средств размещения относится к индивидуальной предпринимательской деятельности и достаточно динамично развивается во многих регионах страны. В целом это явление можно оценить положительно, так как развитие малого бизнеса способно решить сложные социально-экономические проблемы регионов. Однако такое развитие должно находиться под определенным контролем со стороны государственных органов власти, в том числе органов местного самоуправления. Каждый регион РФ имеет свои особенности, что влечет за собой особый подход к регулированию регионального развития. Обозначенные проблемы хорошо прослеживаются на примере функционирования крупных курортов. Курортная жизнь. Для региональных туристско-рекреационных комплексов характерен особый подход к развитию малого бизнеса и формированию региональной налоговой (фискальной) политики. В последние годы на курортах широко распространилась предпринимательская деятельность в сфере туристско-рекреационных услуг на базе частных мини-гостиниц. Проектировались данные объекты как индивидуальные жилые дома, хотя их планировка и предусматривает наличие номеров гостиничного типа, тренажерные залы, сауны, кафе и пр. Собственники таких жилых домов зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по оказанию услуг краткосрочного проживания. Фактически же имеет место оказание всего спектра гостиничных услуг и услуг домашних пансионов. Каждая такая «мини-гостиница» рассчитана на прием от 10 до 100 гостей. Предприниматели-домовладельцы рекламируют свои услуги через Интернет и рекламные агентства, число мест в таких средствах размещения сравнялось, а в ряде случаев превысило емкость существующего санаторно-курортного и туристского комплекса курортов. Отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей эту новую сферу деятельности, не позволяет эффективно управлять сложившимся процессом и, прежде всего, взимать налоги в местный бюджет от их деятельности в полном объеме. Существуют проблемы и эколого-экономического характера. Собственники «мини-гостиниц» производят оплату за коммунальные услуги как бытовые потребители, что в 12,7 раза меньше, чем санатории и пансионаты. Технические условия на подключение данных «мини-гостиниц» к сетям тепло- и водоснабжения, канализации, электросетям разрабатывались и выдавались как на жилой сектор. В результате неоплаченная нагрузка на все инженерные сети возрастает до критического объема, что приводит к аварийным ситуациям, обострению экологических проблем в регионах. Очевидно, что требуется разработка экономико-правовых основ, регламентирующих деятельность таких «мини-гостиниц» и подобных им индивидуальных средств размещения. Одновременно обостряются проблемы транспортного сообщения и пассажирских перевозок, так как увеличивается количество частного автотранспорта при сокращении рейсовых автобусов и иного муниципального транспорта. Данные проблемы характерны для всех туристско-рекреационных регионов, так как практически всегда существовал значительный сегмент потребителей, самостоятельно организующих свой отдых. Поэтому региональные и местные органы самоуправления должны найти качественно новые решения в области регулирования развития туристско-рекреационного хозяйства и особенно в сфере функционирования индивидуальных средств размещения. Сегодня рынок индивидуальных средств размещения слабо изучен, практически отсутствует его реальная статистика. Услуги, предоставляемые индивидуальными средствами размещения, не стандартизованы и не сертифицированы, цены складываются под воздействием рынка и регулируются только домохозяйствами, что чаще всего приводит к низкому качеству предоставляемых услуг. Отсутствие реальной статистики не дает возможности объективно оценить количественные и качественные параметры этого рынка. Однако даже ориентировочные расчеты показывают, что его удельный вес в общем объеме предоставляемых средств размещения очень велик (от 50 до 70% от общего объема). Все это указывает на необходимость глубокого изучения этих проблем и активного влияния на сектор индивидуальных средств со стороны региональных властных структур и НТА (национальных туристских администраций). По данным (на 1 января 2003 г.) администрации Краснодарского края, в регионе насчитывается 1100 средств размещения на 220 тыс. койко-мест, при этом сектор малого предпринимательства, предоставляющий индивидуальные средства размещения, ориентировочно составляет от 450 до 500 тыс. койко-мест, при средней продолжительности курортного сезона 4 месяца. Эти данные наглядно свидетельствуют о значительных доходах, которые формируются в секторе малого предпринимательства рекреационно-курортных регионов. В области налоговой политики основной задачей является разработка комплекса мер, направленных не на увеличение ставок налогообложения, а на рост поступлений от высокорентабельных сфер деятельности, имеющих возможности для уклонения от налогов (индустрия развлечений, гостиничный комплекс, торговля, посреднические услуги, строительство и т.д.) Формирование сферы малого предпринимательства – самостоятельная и чрезвычайно важная задача для всех регионов России, ибо малый бизнес является в настоящее время неотъемлемой составляющей их экономики, становится важнейшим элементом социального и экономического развития территорий. Международный опыт свидетельствует, что все высокоразвитые страны оказывают постоянную государственную поддержку развитию малого предпринимательства. Пути решения проблем. Однако развитие малого предпринимательства требует как государственного регулирования, так и серьезной государственной поддержки, которая может выразиться в следующих мерах. Во-первых, это разработка комплекса рекомендаций по совершенствованию набора и качества предоставляемых услуг с целью повышения конкурентоспособности курорта и его самоокупаемости; во-вторых, конкретные программы повышения качества обслуживания потребителей курортных и туристских услуг. Также должны получить развитие новые виды обслуживания (видеотеки, кегельбаны, казино, деловые и специализированные спортклубы, коммерческие услуги и др.), современные центры отдыха и туризма пансионного типа. Кроме того, необходимо создать условия для формирования цивилизованной конкуренции в сфере курортного бизнеса, разработать комплекс мероприятий по ликвидации отставания в развитии сети культурно-бытовых учреждений в структуре курортов и в сельских регионах. При строительстве и реконструкции туристских и курортных территорий можно использовать передовой опыт развитых стран - выделять кварталы частного и смешанного сектора, где каждый индивидуальный дом будет совмещать две самостоятельные зоны – жилую и производственную или обслуживающую (магазин, ателье, гостиница, кафе, парикмахерская и т.п.). Большое практическое значение имеет включение туристско-рекреационных регионов в международные программы поддержки предпринимательства в России (ТАСИС, АЙТЭК, Фонд «Евразия» и др.). Полезной организационной формой является создание всевозможных ассоциаций и союзов малого бизнеса. Однако, учитывая опыт зарубежного малого бизнеса, необходимо стимулировать возникновение таких ассоциаций, в рамках которых осуществлялось бы кредитование, страхование, социальное обеспечение, снабженческо-сбытовая деятельность по заказам и в интересах малых фирм. Сегодня достаточно актуальной становится проблема организации и поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государственных, общественных и коммерческих организаций, которые декларируют в числе своих уставных целей и задач консультирование и организационно-методическую помощь субъектам малого предпринимательства. К ним можно отнести территориальные агентства поддержки предпринимательства (ТАРП), муниципальные фонды поддержки предпринимательства (МФПП), Российскую ассоциацию развития малого предпринимательства (РАРМП), Всероссийский союз предпринимателей малого и среднего бизнеса. Отдельно следует отметить деятельность Торгово-промышленной палаты (ТПП), ведущую активную деятельность по консультированию предприятий малого бизнеса и принимающую участие в решении хозяйственных споров, в том числе через третейские суды. Все эти организации должны сыграть определяющую роль в организации малого бизнеса по предоставлению услуг размещения, и прежде всего ТПП. Формирование тотальной системы управления качеством (TQM) возможно на основе развития интегрированных форм организации бизнеса. Новые формы интеграции предприятий принципиально меняют модель организации, ее сущностные черты, а также теоретические и практические основы управления производственно-технологическими процессами. Среди различных форм интеграции значительное место занимают стратегические союзы, виртуальные корпорации, ассоциативные объединения. Все они создаются на базе добровольного объединения усилий самостоятельных, независимых субъектов предпринимательской деятельности. Подобные объединения позволят решить ряд первоочередных задач: 1.Сформировать единые организационные и методические подходы к функционированию малых и семейных предприятий в области гостеприимства. 2. Консолидировать усилия всех заинтересованных сторон по разработке единых требований к полноте и качеству услуг, предоставляемых индивидуальными средствами размещения 3.Создать нормативно-техническую документацию (стандарт или ТУ), содержащую обоснованные и современные требования к качеству услуг, предоставляемых индивидуальными средствами размещения. 4.Провести мероприятия по формированию статистической базы индивидуальных средств размещения. 5. Создать условия для формирования региональных сетей предприятий малого предпринимательства, предоставляющих услуги размещения. 6. Разработать единую информационную политику, в частности формирование объединенных информационных сайтов в сети Интернет, каталогов и других рекламно-информационных средств. 7. Сформировать единую стратегию развития малого предпринимательства в области средств размещения как на национальном, так и территориальном уровнях. Все это в дальнейшем позволит объединить все малые гостиницы в хорошо сбалансированные системы, обладающие единой технической и технологической политикой, едиными критериями технологии производства и предоставления услуг, единой политикой в области сервиса, обучения персонала, методов продаж и взаимодействия с ведущими туристскими агентствами. Однако в настоящее время в условиях динамично развивающегося российского рынка гостиничных услуг возникает необходимость создания собственных интегрированных структур в виде уже зарекомендовавших себя на рынке франчайзинговых форм организации бизнеса. Безусловно, франчайзинговые отношения будут выгодны для всех его участников и, прежде всего, для представителей малого бизнеса и отдельных предпринимателей. Подобная интеграция позволит малым предприятиям и отдельным предпринимателям включиться в доходный и перспективный бизнес и получить возможность расширить и упрочить свои позиции на рынке. Наличие хорошо организованных интегрированных структур в области гостиничного, ресторанного и туристского бизнеса дадут возможность региональным и местным органам власти более эффективно использовать инструменты контроля, проводить эффективную налоговую политику. Это особенно актуально для туристских и курортных регионов РФ, а также для крупных городов, где местные бюджеты недополучают существенную часть налогов из-за того, что многие предприниматели, предоставляющие услуги размещения, действуют независимо и фактически бесконтрольно. Как показывает практика большинства развитых стран, различные формы интеграции бизнеса дают возможность разработать и применить действенные инструменты контроля. Однако для экономики России франчайзинг, как и другие эффективные интегрированные формы организации бизнеса, – явление относительно новое, для которого необходимо выработать основные теоретические и методологические позиции, опираясь на уже сложившиеся традиции и исторический опыт хозяйствования. В этой связи полезно изучение и обобщение опыта европейских стран, и в частности Ирландии, как динамично развивающейся туристской дестинации. Основная гарантия успехов – ряд хорошо продуманных и эффективных подходов, разработанных Национальным туристским агентством Ирландии – CERT в сотрудничестве с известной консалтинговой компанией TRANSTEC (Бельгия). Они включают в себя: - Разработку единых методических подходов к оценке качества национального туристского продукта на различных уровнях (предприятие, регион, страна). - Разработку единых стандартов качества для предприятий малого бизнеса в туризме, в частности для мини-гостиниц и домохозяйств, предлагающих услуги размещения, питания, досуга. - Определение процедуры получения национального сертификата качества туристских продуктов и услуг, представляемых предприятиями малого бизнеса через региональные центры CERT. - Создание максимальных льгот для предпринимателей – членов национального туристского агентства. - Продуктивная связь с крупнейшими европейскими национальными туристскими агентствами. В заключение необходимо отметить, что любой рынок, в том числе и рынок средств размещения, представляет собой сложную социально-экономическую систему, которая нуждается в постоянном и всестороннем исследовании и регулировании как со стороны отрасли, так и со стороны властных структур. Нельзя полностью полагаться на утверждение, что рынок – это исключительно саморегулирующаяся система. Хозяйственная практика отраслевого и регионального управления последних лет это опровергает как путь бесперспективный и даже губительный для национальной экономики. Главная задача сегодня – найти рациональные формы и методы регулирования рынка гостиничных услуг, обеспечивающие его динамичное и стабильное развитие. Джанджугазова Е.А., к.э.н., доцент кафедры менеджмента предприятий туризма и гостиничного хозяйства Института туризма и гостеприимства |