Содержание
Введение. 3
1. Понятие и сущность таможенных экспертиз. 5
1.1. Виды таможенных экспертиз. 5
1.2. Значение и методика проведения таможенных экспертиз. 10
1.3. Пробы и образцы для проведения экспертизы.. 14
2. Экспертиза продовольственных товаров. 17
2.1. Отбор проб продовольственных товаров. 17
2.2. Проведение экспертизы продовольственных товаров. 24
Заключение. 30
Список литературы.. 31
Введение
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, которое означает, что законодательство в таможенной сфере ограничивается федеральным уровнем. Данная норма Конституции позволяет объединить единые для всех правила внешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, единство таможенных процедур. Конституционные положения таможенного регулирования регламентируются в Таможенном кодексе РФ.
Согласно Таможенному Кодексу Российской Федерации, одним из составляющих таможенного дела в Российской Федерации являются порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, таможенный контроль.
В соответствии с одним из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, который закреплен в статье 14 ТК РФ, — все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ. Требования данного принципа обязательны и распространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства.
С данным принципом связана такая функция таможенных органов, как производство таможенных экспертиз и исследование товаров. Данная контрольная функция проявляет себя постоянно вне зависимости от категорий и количества перемещаемых товаров, а также лиц, их перемещающих, и разновидностей транспортных средств.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей проведения таможенной экспертизы продовольственных товаров.
В связи с этим выделим следующие задачи:
1. Рассмотрение понятия и видов таможенных экспертиз
2. Анализ экспертизы продовольственных товаров
1. Понятие и сущность таможенных экспертиз
1.1. Виды таможенных экспертиз
Таможенная экспертиза - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
На основе проведенного литературного анализа можно выделить следующие виды таможенных экспертиз, проводимых в России:
Идентификационная экспертиза проводится с целью определения принадлежности товара к однородной группе товаров или контролируемому перечню товаров, установления индивидуальных признаков товара, соответствия товара установленным качественным характеристикам и техническому описанию и должна ответить на вопросы:
- к какому классу или группе однородных товаров относится данный товар;
- определения наименования и принадлежности товара (неизвестного объекта), в том числе к изделиям (веществам), ввоз/вывоз которых ограничен или они запрещены к обороту:
- установления соответствия товара качественным характеристикам и техническому описанию на него.
Химическая экспертиза проводится с целью установления химического состава, количественного соотношения различных химических соединений представленного на исследование объекта и должна ответить на вопросы:[1]
- определения химического состава объекта;
- не содержатся ли в нем элементы, указывающие на принадлежность к определенным группам товаров, подлежащих особому контролю (драгоценные металлы, наркотические средства и СДЯВ, озоноразрушающие вещества, спирт этиловый и др.);
- определения содержания компонентов в объекте;
- идентификации товара (вещества) по химическому составу и соотношению компонентов в нем.
Классификационная экспертиза проводится с целью отнесения конкретных товаров к позициям, указанным в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ), и должна ответить на вопросы:
- идентификации представленного для исследования объекта:
- определения таможенного наименования и соответствия определенному коду товара по ТН ВЭД СНГ.
Технологическая экспертиза проводится с целью определения возможности помещения товара под таможенный режим переработки на/вне таможенной территории РФ и под таможенным контролем и должна ответить на вопросы:
- определения норм выхода продуктов переработки при переработке определенного вида сырья;
- определения расхода сырья при получении определенного продукта;
- идентификации сырья в продукте переработки;
- является ли процесс переработки непрерывным технологическим процессом;
- определения места происхождения товара;
- установления (уточнения или подтверждения) технологии производства представленного для исследования товара;
- определения полноты использования cырья при производстве определенного товара.
Сертификационная экспертиза проверится с целью установления качественных характеристик товара и должна ответить на вопросы:
- определения марки, сорта, вида, натуральности представленного для исследования товара;
- соответствует ли конкретному нормативно-техническому документу исследуемый объект;
- соответствует ли исследуемый товар существующим стандартам;
- соответствует ли качество товара представленной технической документации;
- определения принадлежности отдельной единицы к одной группе.
Материаловедческая экспертиза проводится с целью определения принадлежности товара к конкретному классу веществ, изделий или материалов и должна ответить на вопросы:
- из какого материала изготовлено представленное для исследования
изделие;
- каковы физические, химические и механические свойства материала;
- определения технологических критериев, оказывающих влияние на классификацию исследуемого материала.
Товароведческая стоимостная экспертиза проводится с целью определения стоимости товара на основе его качественных показателей, его основных свойств и факторов и должна ответить на вопросы:[2]
- определения таможенного наименования товара согласно ТН ВЭД СНГ;
- определения качественных показателей товара, влияющих на его стоимость;
- какова оптовая рыночная стоимость товара.
Оценочная экспертиза проводится с целью определения потребительской стоимости товаров, обращенных в федеральную собственность, и должна ответить на вопросы:
- определения принадлежности и потребительских качеств представленного на исследование товара;
- определения товарных свойств в соответствии с нормативно-техническими документами;
- какова оптовая рыночная цена представленного на исследование товара.
Экологическая экспертиза проводится с целью определения возможности ввоза/вывоза товара или помещения товара под конкретный таможенный режим и должна ответить на вопросы:
- определения экологической или эксплуатационной безопасности товара;
- определения соответствия качества товара требованиям ГОСТ и медико-биологическим требованиям;
- определения наличия озоноразрушающих веществ;
- определения принадлежности товара (вещества) к опасным отходам.
Минералогическая (геммологическая) экспертиза проводится с целью установления природы драгоценны) камней, категории их качества и стоимости и должна ответить на вопросы:
- является ли товар природным, искусственным (синтетическим), реконструированным ограненным или неограненным, драгоценным, полудрагоценным или поделочным камнем;
- какова рыночная стоимость представленных на исследование камней.
Криминалистическая экспертиза проводится с целью установления подлинности таможенных и других документов, имеющих значение при проведении таможенного контроля, ценных бумаг, а также таможенных средств идентификации и должна ответить на вопросы:
- каким способом изготовлены печатные формы;
- имеются ли подчистки, исправления в документе:
- соответствует ли исследуемый объект (печать, штамп, бланк, подпись на бланке) представленному сравнительному образцу;
- является ли акцизная или специальная марка продукцией предприятий Гознака РФ;
- изготовлен ли банкнот (чек) предприятием, осуществляющим производство денежных знаков и государственных ценных бумаг соответствующей страны;
- является ли таможенная пломба поддельной;
- является ли штриховой код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нем информация заявленному наименованию товара и его производителю.
Искусствоведческая экспертиза проводится с целью установления исторической, художественно-культурной, научной значимости произведений искусства и предметов антиквариата и должна ответить на вопросы:
- относится ли исследуемый предмет к произведению искусства или культуры, является ли он предметом антиквариата;
- какова художественно-культурная, историческая, научная значимость данного предмета.
1.2. Значение и методика проведения таможенных экспертиз
Назначение экспертизы при осуществлении таможенного контроля:
Экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их, назначается в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания.[3]
Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. При назначении экспертизы по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица указанные лица вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.
О назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа с согласия начальника этого органа или его заместителя выносит об этом постановление, в котором указываются основания для проведения экспертизы, фамилия, имя и отчество эксперта, наименование организации, в которой должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта, и срок проведения экспертизы и представления заключения в таможенный орган.
В постановлении также указывается о предупреждении эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Срок проведения экспертизы не должен превышать:[4]
· сроки временного хранения (статья 103), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы;
· шесть месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств;
· один год в иных случаях.
Должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если оно известно, с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить его права о чем делается соответствующая отметка в постановлении, удостоверяемая указанным лицом либо его представителем.
Расходы на проведение экспертиз, возникшие у таможенных органов, таможенных лабораторий и иных экспертов и организаций, проводивших экспертизы, возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев проведения экспертизы не по инициативе таможенных органов.
Заключение эксперта
На основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.
В заключении эксперта должны быть указаны время и место проведения исследования, кем и на каком основании проводились исследования, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследований, материалы и документы, предоставленные эксперту, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.
Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта или нескольких экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.
Если эксперт при проведении экспертизы установит имеющиеся существенные для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.[5]
Если экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов, заключение подписывается всеми экспертами. При разногласии между экспертами каждый из них делает свои выводы отдельно.
Таможенный орган, назначивший экспертизу, вручает декларанту либо иным лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если эти лица известны, копию заключения эксперта либо его сообщения о невозможности дать заключение.
При принятии решения таможенные органы рассматривают заключения экспертов по результатам экспертиз, в том числе проводившихся по инициативе декларанта или иного заинтересованного лица.
Дополнительная и повторная экспертизы
1. При недостаточной ясности или полноте заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая этим же или другим эксперту либо организации.
2. В случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту.
3. Дополнительная и повторная экспертизы назначаются и проводятся в соответствии со статьями 378 и 379 настоящего Кодекса.
Права и ответственность эксперта
1. Эксперт вправе:
1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы;
2) с согласия таможенного органа привлекать к производству экспертизы других экспертов;
3) запрашивать дополнительные материалы, необходимые для проведения экспертизы;
4) отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы. Сообщение о невозможности дать заключение представляется в таможенный орган, назначивший экспертизу, в письменной форме;
5) с разрешения таможенного органа участвовать в проведении конкретных действий при осуществлении таможенного контроля.
2. Полученная экспертом в ходе проведения экспертизы или при подготовке к ее проведению информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях либо передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и их представителей при назначении и проведении экспертизы
При назначении и проведении экспертизы декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представители вправе:
1) мотивированно заявлять отвод эксперту;
2) заявлять ходатайства о назначении конкретного эксперта;
3) заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов эксперту для получения по ним заключения;
4) присутствовать с разрешения таможенного органа, назначившего экспертизу, при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту;
5) брать пробы и образцы товаров (статья 383);
6) знакомиться с заключением эксперта либо его сообщением о невозможности дать заключение и получить копию такого заключения или сообщения;
7) ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы.
В случае удовлетворения ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, или их представителя должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, выносит соответствующее постановление.
При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо таможенного органа должно в письменной форме мотивированно сообщить об этом лицу, подавшему ходатайство.
1.3. Пробы и образцы для проведения экспертизы
Должностное лицо таможенного органа при проведении таможенного контроля вправе брать пробы или образцы товаров, необходимые для исследования. О взятии проб или образцов составляется акт по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр указанного акта подлежит вручению лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, если оно установлено, или его представителю.
В необходимых случаях взятие проб или образцов производится с участием эксперта или специалиста.
Пробы или образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с письменного разрешения таможенного органа могут также брать декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, их представители, лица и сотрудники других государственных органов.
Пробы или образцы берутся в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования.
Разрешение на взятие проб и образцов товаров выдается лицам в случае, если такое взятие:[6]
· не затрудняет проведение таможенного контроля;
· не изменяет характеристик товаров;
· не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
При взятии проб или образцов декларантом отдельная таможенная декларация на пробы и образцы не подается при условии, что они будут указаны в таможенной декларации на товары.
Декларант вправе уменьшить таможенную стоимость декларируемых товаров на таможенную стоимость проб и образцов, если такие пробы и образцы были отобраны таможенным органом и не возвращены в установленные сроки.
Декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров должностными лицами таможенных органов и сотрудниками других государственных органов.
Должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров сотрудниками других государственных органов, а также иными лицами.
Декларанты и их представители обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при взятии ими проб или образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет грузовые и иные необходимые операции с товарами.[7]
Должностные лица таможенных органов вправе брать пробы или образцы товаров в отсутствие декларантов и их представителей. Взятие проб или образцов товаров в указанных случаях проводится в присутствии не менее двух понятых.
Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб или образцов товаров, взятых другими государственными органами, и уведомлять о них лиц.
Порядок взятия проб или образцов товаров, а также порядок их исследования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.
По окончании исследования пробы или образцы товаров возвращаются их владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость.
2. Экспертиза продовольственных товаров
2.1. Отбор проб продовольственных товаров
Предмет контрольных мероприятий:
Сельскохозяйственная продукция и продовольственные товары, предоставленные по соглашениям Правительства Российской Федерации с Правительством Соединенных Штатов Америки и Европейским союзом о безвозмездном предоставлении сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров.[8]
Объекты контрольных мероприятий:
- Смоленская таможня Западного таможенного управления ГТК России;
- Мурманская, Санкт-Петербургская и Балтийская таможни Северо-Западного таможенного управления ГТК России;
- внешнеэкономическое акционерное общество "Разноимпорт" (ВАО "Разноимпорт");
- государственное унитарное предприятие "Внешнеэкономическое объединение "Продинторг" (ГУП "ВО Продинторг");
- ОАО "Росмясомолторг";
- ОАО "Федеральная контрактная корпорация "Росхлебопродукт" (ОАО "ФКК "Росхлебопродукт");
- Минсельхозпрод России;
- Минфин России;
- правительство Москвы;
- администрация г. Санкт-Петербурга;
- государственное унитарное предприятие "Моспродконтракт" (ГУП "Моспродконтракт");
- ОАО "Мосгорхлебопродукт";
- ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов";
- АООТ "Московский мельничный комбинат № 3";
- ОАО "Мелькомбинат № 4";
- АООТ "Мелькомбинат в Сокольниках".
Рассмотрим, как происходил отбор проб сахара
Партия - количество товара однородного по качеству и наименованию, произведенного в течении определенного интервала времени в одних и тех же условиях, предназначенного для импорта/экспорта, оформленного одним документом, удостоверяющем качество и одной грузовой таможенной декларацией.
Выборка - количество единиц транспортного средства, отбираемое от общего количества транспортных единиц железнодорожного состава.
Объем выборки - количество товара, отбираемого из каждой партии.
Точечная проба - проба, отобранная в один прием от нештучной продукции. Она характеризует качество товара в одном тарном месте или на определенном уровне (при навале сыпучих товаров).
Объединенная проба - проба, составленная из тщательно перемешанных точечных проб, отобранных в соответствующем порядке и объединенных в указанном соотношении со средним значением характеристик товара.
Аналитическая проба - часть объединенной пробы, которая используется для лабораторного исследования.
Контрольная проба - часть объединенной пробы, используемая для повторных или контрольных исследований.
Арбитражная проба - часть объединенной пробы, используемая для арбитражных исследований при возникновении разногласий или обжаловании принятого решения.
1. Приемка:
Сахар принимали партиями.
Партией считают количество сахара одного наименования, которая должна сопровождаться следующими документами: грузовой таможенной декларацией, сертификатом происхождения, гигиеническим сертификатом, импортным карантинным разрешением, сертификатом веса и качества, фитосанитарным сертификатом.
Документ о качестве сахара содержал:[9]
· наименование завода-изготовителя и его товарный знак;
· номер партии;
· наименование продукции;
· наименование организации, в систему которой входит предприятие-
· изготовитель;
· наименование и адрес получателя;
· дату отгрузки продукции;
· вид тары (а для мешков и категорию);
· количество единиц транспортной тары в партии;
· массу брутто партии;
· массу нетто партии;
· результаты испытаний (по показателям качества, предусмотренным стандартами на продукцию);
· обозначение стандарта на продукцию.
Контролю качества упаковки и транспортной маркировки подлежит каждая партия. Качество сахара в поврежденной транспортной таре проверяют отдельно и результаты испытаний распространяют только на продукцию в этой таре.
2. Инструменты и материалы:
Для отбора проб сахара применялиследующие инструменты и материалы:
Чистые сухие металлические кружки либо иные емкости
вместимостью не менее
Чистый металлический совок.
Щуп, изготовленный из нержавеющей стали.
Чистая сухая металлическая либо пластиковая емкость вместимостью достаточной для перемешивания объединенной пробы.
Чистый сухой металлический, деревянный, либо пластиковый поддон площадью, достаточной для квартования объединенной пробы.
Чистые сухие пакеты из полимерного материала без запаха либо
герметически закрывающиеся стеклянные емкости вместимостью не менее
3. Порядок отбора проб:
Последовательность отбора проб.
Отбор проб проводился из следующих этапов:
· общий осмотр партии и оценка ее однородности визуальным осмотром и проверкой сопроводительных документов;
· определение объема выборки;
· выборка транспортных единиц из железнодорожного состава (Табл.1), трюмов морского судна;
отбор проб для проведения исследований:
а) отбор точечных проб;
б) составление объединенной пробы;
в) подготовка пробы для лабораторных исследований;
4. Упаковка и маркировка пробы:
Отбор проб сахара-сырца, поступившего навалом в трюмах судна
Для формирования представительной объединенной пробы, характеризующей партию товара, т.е. однородный по наименованию товар, находящийся в одном трюме судна, в процессе пересыпания сахара-сырца из трюма судна в железнодорожные в вагоны отбирали 20 точечных проб от каждой из 1000 тонн находящегося в трюме сахара-сырца. Из точечных проб, после их смешивания, приготовленную объединенную пробу передали в таможенную лабораторию для проведения исследования.
Отбор точечных проб сахара-сырца производится металлической кружкой по мере выгрузки через равные промежутки времени. При отборе точечных проб необходимо исключить попадание с поверхности случайных, посторонних примесей.
5. Отбор проб из железнодорожных вагонов
Выборку единиц транспортной тары производят методом случайного отбора в соответствии с Табл.1
Таблица 1
Количество транспортных единиц в ж/д составе |
Выборки единиц транспортной тары (ж/д) вагон) шт. |
От 1 до 3 включит. 4 ... 15 16 ... 50 51 ... 150 151 ... 500 |
Все 3 4 6 9 |
. Сахар-песок, сахар-сырец навалом
Отбор точечных проб производился из 5-ти различных мест
каждого из вагонов согласно Табл.1 в количестве не менее
При осмотре партии возникли сомнения в ее однородности, тогда отбор проб из выбранных вагонов производили отдельно, упаковывали отдельно и вместе с общей пробой отправили на исследование в таможенную лабораторию.
Отбор проб сахара-песка упакованного в мешки
Отбор точечных проб производился из каждого вагона согласно Табл.1 из 5-ти различных мешков.
Из каждого мешка, взятого для контроля, взяли точечные
пробы. Масса точечной пробы не менее
Отбор проб сахара-песка, рафинированного сахара-песка и сахара-сырца производили щупом, изготовленным из нержавеющей стали. В тканевые мешки для вкладыша щуп вводился в сахар непосредственно через ткань мешка, а в мешки с полиэтиленовыми или бумажными вкладышами или в бумажные мешки щуп вводится в сахар после расшивания мешков. После взятия проб мешок заклеили липкой лентой.
6. Формирование объединенной пробы:
Для достижения представительности пробы сформировали композит (смесь), позволяющий распространить результаты исследований на всю партию сахара-песка, перевозимую в одном железнодорожном составе.
Объединенную пробу сформировалит путем тщательного перемешивания всех точечных проб сахара-песка.
Объединенную пробу уменьшили путем квартования. Для этого тщательно перемешанный сахар-песок распределили ровным слоем в виде квадрата на поддоне и поделли по диагонали на 4 части в форме треугольника. Сахар из двух противоположных частей удалили, а две оставшиеся части объединили, перемешали и вновь распределили в виде квадрата и поделили по диагонали на 4 части. Квартование повторяют до тех пор, пока не будет получена объединенная проба весом 2 килограмма.
Для рафинированного сахара-песка в пакетиках массой нетто от
0,005 до
Пробы помещают в чистую, сухую стеклянную или полиэтиленовую тару.
7. Упаковка и оформление проб
Объединенную пробу поместили в двойной пищевой полиэтиленовый пакет для обеспечения сохранности пробы. Пробы пломбировали и снабдили этикеткой с четкой записью. На этикетке указали:
· наименование судна, флаг (только для морского судна);
· номер пробы по журналу учета;
· количество груза по коносаменту (только для морского судна);
· номера единиц транспортной тары (вагоны, трюмы);
· наименование товара;
· наименование поставщика;
· наименование получателя;
· дата, время отбора;
· Ф.И.О. и должность лиц, отобравших и опечатавших (опломбировавших) пробу.
Пробы сахара-сырца, направляемые, на экспертные исследования, должны сопровождаться оформленным в соответствии с приложением к приказу ГТК РФ N 264 от 25.06.93 актом взятия проб и ярлыком обеспечения сохранности упаковки. Акт взятия проб составляют в 3-х экземплярах, первый экземпляр отправляется в таможенную лабораторию.
Транспортирование проб в таможенную лабораторию должно производиться оперативно с целью сокращения сроков таможенного оформления груза, пробы должны быть защищены от порчи, загрязнения, воздействия воды, температуры.
При проведении отбора проб использованы следующая нормативно- техническая документация, определяющая общие требования к отбору и подготовке проб сахара для лабораторных исследований:
· ГОСТ 18242-72
· ГОСТ 18321-73
· ГОСТ 12569-85
· Инструкция о порядке приема, передачи, хранения и утилизации проб (образцов) товаров поступающих на экспертизу (исследование) в ЦТЛ от 21.02.98
· Правила Лондонской сахарной ассоциации
· Метод GSI/1/2/3-1 (1994) The Determination of the Polarisation of Raw Sugar by Polarimetry-Official.
Таким образом, нарушений в ходе отбора проб не отмечалось.
2.2. Проведение экспертизы продовольственных товаров
Случаев отказа в предоставлении информации, документов и препятствования в работе не имелось.
Приказом ГТК России от 9 марта
Таможенное оформление поставленного в рамках соглашений продовольствия осуществлялось в приоритетном порядке и с соблюдением принципа минимальной достаточности представляемых документов. Применение ГТК России упрощенного порядка при таможенном оформлении ряда товаров предусмотрено статьей 133 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Поступившее продовольствие было проведено по таможенной процедуре: выпущено в свободное обращение с особенностями перемещения на таможенной территории Российской Федерации (код 400088).
Таможенный досмотр производился выборочно, что предусмотрено утвержденным ГТК России Порядком таможенного оформления.
Государственные агенты ГУП "ВО Продинторг" и ОАО
"ФКК "Росхлебопродукт" при декларировании товара, как правило,
не предоставляли сертификаты, подтверждающие соответствие товаров требованиям,
установленным в Российской Федерации при обязательной сертификации. При
отсутствии отдельных документов, подтверждающих безопасность и качественность
ввозимых товаров, таможни, руководствуясь приказом ГТК России от 9 марта
Предусмотренные в статьях 100 и 102 действующего Таможенного кодекса Российской Федерации меры воздействия на получателя товара в виде предложений о переводе ввезенных товаров, не имеющих соответствующих сертификатов, под таможенный режим реэкспорта или уничтожения таможни также не использовали.
Перечень вопросов, задаваемых эксперту при назначении экспертиз и исследований в таможенных целях (по приоритетным группам товаров)
Вопросы, решаемые при исследовании пищевых продуктов:[10]
- определить наименование товара и какому коду ТН ВЭД он соответствует;
- относится ли товар к детскому или диабетическому питанию;
- является ли товар пищевой добавкой;
- соответствует ли качество представленного на исследование продукта сертификату безопасности;
- содержатся ли в исследуемом продукте запрещенные пищевые добавки;
- является товар натуральным продуктом или фальсифицированным и по каким показателям;
- определить компонентный (ингредиентный) состав продукта;
- содержит ли данный продукт молочный жир и каково его содержание;
- содержит ли данный продукт какао и каково содержание масла-какао;
- определить содержание кофеина в готовых продуктах из кофе:
- является ли данный продукт сахаром белым или сахаром-сырцом;
- определить потребительские качества и оптовую рыночную стоимость (цену) товара.
Выводы эксперта:
Вместе с тем в ходе проверки выявлено, что имеют место факты получения некачественных товаров.
Мясо свинины, поступившее из Бельгии в объеме 464,3 тонны, в связи с подозрением на наличие диоксина не было допущено ветеринарными органами к реализации и находилось на ответственном хранении до окончания проведения экспертизы.
По лотам, получившим положительные результаты на диоксин, в объеме 112,3 тонны, а также на 20 тонн свинины, размещенной в г. Махачкале, от которых пробы не отбирались, департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России направлен запрос от 20.09.99 г. № 13-8-08/5553 в Комиссию Европейского союза с предложениями по дальнейшему использованию забракованного мяса: скармливание пушным зверям, уничтожение или возврат в Бельгию. До настоящего времени ответ не получен.[11]
В поступивших из США 03.09.1999 г. в порт Санкт-Петербурга на т/х "Си Нордика" мясе говядины в объеме 18,5 тонны и говяжьих субпродуктах в объеме 411,5 тонны обнаружено остаточное количество антибиотика тетрациклиновой группы, превышающее допустимые нормативные показатели. Лабораторные исследования мясосырья проводились органами госсанэпиднадзора Минздрава России. Департаментом ветеринарии направлен запрос в адрес первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Г. Г. Онищенко (30.09.1999 г. № 13-8-05/5773) о порядке дальнейшего использования данной продукции. На момент проверки ответ от Минздрава России не поступил. Указанные объемы мяса говядины и говяжьих субпродуктов находятся на хранении в холодильнике г. Санкт-Петербурга.
Согласно протоколам испытаний Центра госсанэпиднадзора Нижегородской области в 124,5 тонны мяса говядины, поставленной из Франции, обнаружено превышение нормативов по общей обсемененности.
Прием и переработка указанного мяса допускается на предприятиях, имеющих условия для обеззараживания производственных отходов, упаковки, тары и сточных вод, с учетом необходимого температурного режима.
В результате выборочной проверки документов, подтверждающих
даты забоя скота, установлено, что мясо говядины, полученное от скота со
сроками забоя апрель-сентябрь
В ходе поставок мяса говядины из Франции имели место факты, когда в сопроводительных документах ЕС отсутствовали сведения о датах забоя скота, подтверждающие его годность, что отражалось на сроках сертификации поставляемого продовольствия.
В ходе проверки ГУП "ВО "Продинторг" выявлено, что в нарушение указания Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации В. М. Авилова, ограничивающего срок действия сертификатов соответствия тремя месяцами, срок действия сертификатов, выданных Санкт-Петербургской государственной инспекцией по качеству продукции и Санкт-Петербургским государственным учреждением - Центром контроля качества продовольственных и косметических товаров, неправомерно увеличен на 3-9 месяцев.
При поставке сельскохозяйственной продукции (пшеницы, риса, ржи, кукурузы, сои) выявлены следующие нарушения:
· 47 тыс. тонн пшеницы, поставленной из США, заражено зерновым точильщиком;
· 9,6 тыс. тонн ржи из ЕС поступило с несвойственным запахом;
· 9,3 тыс. тонн риса, поставленного из США, заражено рыжим мукоедом;
· в 5 тыс. тонн риса, поставленного из ЕС, был обнаружен отсутствующий в России вредитель "бразильская зерновка";
· 87,7 тыс. тонн кукурузы, поставленной из США, имеют сорную и зерновую примесь;
· 101,5 тыс. тонн сои, поставленной из США, имеют сорную и масличную примесь;
· в 35,8 тыс. тонн кукурузы из США обнаружены карантинные сорняки (амброзия);
· в 5 тыс. тонн сои, поставленной из США, обнаружены семена карантинных и отсутствующих в Российской Федерации семи видов сорняков.
В ходе проверки использования пшеницы, поставляемой из США в г. Москву, установлено, что в связи с низким качеством зерна при помоле его добавляют от 28 до 68 %, вследствие чего увеличиваются сроки реализации муки, полученной из переработанного зерна
При поступлении продовольствия из США цены, указанные в сопроводительных документах, превышают установленные Правительством Российской Федерации цены по мясным продуктам, говядине и свинине в среднем в 1,5-2 раза
Вывод: обеспечить действенный контроль за правильностью таможенного оформления ввозимого в Россию продовольствия в соответствии с соглашениями с Соединенными Штатами Америки и Европейским союзом
Заключение
Таможенная экспертиза во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов. Основная цель таможенного контроля – выявление, путём различных проверок соответствия таможенных операций и действий положениям и нормам таможенного законодательства.
Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения.
На основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.
В ходе анализа исследовались сельскохозяйственная продукция и продовольственные товары, предоставленные по соглашениям Правительства Российской Федерации с Правительством Соединенных Штатов Америки и Европейским союзом о безвозмездном предоставлении сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров.
Нарушений в ходе отбора проб не отмечалось. Что касается самой экспертизы экспертом были обнаружены ряд существенных нарушений по потребительским свойствам товаров, описанных в работе. Также отмечается завышение цен со стороны США.
Таким образом, необходимо обеспечить действенный контроль за правильностью таможенного оформления ввозимого в Россию продовольствия в соответствии с соглашениями с Соединенными Штатами Америки и Европейским союзом
Список литературы
1.
Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая
2. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 2001.
3. Берков Е. А., Галанжи Е. Ф. Учебное пособие в помощь слушателям, изучающим таможенное дело. – М.: Феникс, 2002
4. Вишневский А. И.. Таможенная экспертиза товаров – М.: Дело, 2002
5. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. 2-е изд., исправл. и доп. – Л.: Закон и право, 2003.
6. Диденко Н. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации - Спб.: Логос, 2002.
7. Додонкин Ю.В. Таможенная экспертиза товаров – М.: Академия, 2003
8. Жиряева Е.В. Экспертиза в таможенном деле и международной торговле – СПб.: Питер, 2003
9. Иваненко С. И., Федоскин Ю.Г. Таможня: Что нужно знать деловому человеку. В 3-х томах. М.: Руссико, 2002.
10. http://www.logistic.ru
[1] Жиряева Е.В. Экспертиза в таможенном деле и международной торговле – СПб.: Питер, 2003 – с 45
[2] Додонкин Ю.В. Таможенная экспертиза товаров – М.: Академия, 2003 – с 13
[3] Додонкин Ю.В. Таможенная экспертиза товаров – М.: Академия, 2003 – с 34
[4] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая
[5] Габричидзе Б.Н. Таможенное право. 2-е изд., исправл. и доп. – Л.: Закон и право, 2003 – с 79
[6] Жиряева Е.В. Экспертиза в таможенном деле и международной торговле – СПб.: Питер, 2003 – с 77
[7] Вишневский А. И.. Таможенная экспертиза товаров – М.: Дело, 2002 – с 34
[8] http://www.logistic.ru
[9] http://www.logistic.ru
[10] http://www.logistic.ru
[11] http://www.logistic.ru