Содержание
1. Китайский опыт «открытой» экономики. 3
2. Основные черты программно-целевого метода. Содержание и классификация программы.. 9
Список литературы.. 15
1. Китайский опыт «открытой» экономики
Одним из важнейших событий мировой
экономической истории последней четверти XX века стали беспрецедентные успехи
экономики Китая. С начала экономических реформ в
Переход экономики Китая к открытой политике в области внешнеэкономических связей предполагает решение выдвинутых задач за счет расширения внешней торговли, привлечения иностранного капитала в производительной форме и использования иностранных кредитов. Основным направлением демонополизации и децентрализации внешнеэкономической деятельности КНР стал постепенный переход от прямого административно-директивного управления к регулированию внешних хозяйственных связей преимущественно экономическими методами.
Составной частью экономических реформ Китая стала «политика открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными партнерами и привлечение капитала через свободные экономические зоны.[1]
Первая свободная экономическая зона
была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в
Рассмотрим экономический опыт от открытости экономики Китая
Рис. 1. Индексы ВВП (1978=100%)
За прошедшие 24 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) - в 3,6 раза (табл. 1). За те же годы ВВП России уменьшился на 30%.
Если в
Таблица 1.
Экономический рост в Китае
По ППС в ценах |
1978 |
2002 |
Среднегодовые темпы прироста |
ВВП, млрд долларов США |
670 |
3827 |
9,6 |
ВВП на душу населения, доллары США |
708 |
3119 |
8,2 |
ВВП на 1 занятого, доллары США |
1656 |
5885 |
6,8 |
При сохранении в ближайшее время в экономике Китая тенденций развития, сложившихся в последнее десятилетие, и даже при существенном ускорении экономического роста в России (до 4-5% ежегодно), не позднее 2005 года Китай обойдет Россию уже и по показателю ВВП на душу населения (рисунок 2).
Рис 2. ВВП на душу населения в Китае (Россия = 100%)
Таблица 2.
Отраслевая структура экономики после «открытости», %
Показатели |
1978 |
2002 |
ВВП всего, в том числе: |
100 |
100 |
сельское и лесное хозяйство |
28,4 |
20,6 |
промышленность и строительство |
48,6 |
48,4 |
сфера услуг |
23,0 |
31,1 |
Все занятые, в том числе: |
100 |
100 |
сельское и лесное хозяйство |
70,5 |
52,9 |
промышленность и строительство |
17,4 |
22,9 |
сфера услуг |
12,1 |
24,1 |
Основные цели экономики «открытых дверей»:
§ привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;
§ увеличение экспортной валютной выручки;
§ стимулирование реформы, предварительная "обкатка" ее мероприятий;
§ эффективное использование природных ресурсов;
§ стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;
§
создание "буферов" в связи с возвращением Гонконга
(
§ мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
§ обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов
На развитие «открытой» экономики Китая оказали благоприятное
воздействие как объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы;
благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость
Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных
ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и
субъективные: курс на реформы и открытость, взятый с
В 80-е годы свободные экономические зоны позволили КНР, не отказываясь от основ плановой экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности страны и реформу экономической системы. В настоящее время, по мнению части ученых-экономистов КНР, «…они в значительной мере утратили свою авангардную роль, а практика и методы их работы нуждаются в существенном обновлении…»[3]
А вот об утверждениях, что «открытость»
Китая привлекают огромные инвестиции из-за рубежа, можно поспорить. По
исследованиям индийских экономистов, в
Сам факт существования «открытости» вносит разногласия между экспертами Китая. Они критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а, частично, и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая его как основу регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего рынка.
2. Основные черты программно-целевого метода. Содержание и классификация программы
В условиях неупорядоченного движения к рынку и трудного продвижения к демократическому обществу невозможно и нецелесообразно возвращение к директивному планированию. Вряд ли достаточна и действенна практика составления программ-прогнозов (хотя прогнозирование и социальное предвидение сами по себе, безусловно, полезны и приемлемы). В современных условиях наиболее целесообразно комплексное проектирование в виде разработки программы ориентиров, определяющих основные, в том числе приоритетные, направления развития, контуры будущего, условия и средства перехода от достигнутого (исходного) состояния к желаемому.
Параметры развития России, реализация и защита ее национальных интересов зависят от регионов. Вместе с тем, интересы регионов и их региональная политика не являются постоянными и строятся в зависимости от поведения Центра.
Федеральные программы регионального развития в принципе должны разрабатываться не для всех, а только для ограниченного числа проблемных территорий. В отличие от большинства других средств федеральной региональной политики, они нацеливаются на решение не столько текущих (тактических), сколько стратегических задач регионального развития, имеющих общегосударственное значение.
Программно-целевой метод – это, прежде всего, способ решения проблем межотраслевого и межрегионального характера, хотя варианты такого метода могут реализовываться и во внутриотраслевом, и во внутрирегиональном управлении, и в управлении внутри объединения, когда сложившиеся в них структуры и процедуры оказываются недостаточными. Однако применение этого метода дает наибольший эффект при решении крупных народнохозяйственных задач.
Применение программно-целевого метода предполагает:
- наличие проблемы и определение цели;
- выделение целереализующей системы;
- разработку комплексной программы развития системы;
- создание особого механизма реализации комплексной программы.
Существенной чертой программно-целевого метода является наличие конкретных программных органов и конкретных исполнителей, полностью отвечающих за выполнение программы, строгое разграничение прав и ответственности, определение периода работы по программе и необходимых ресурсов для ее выполнения.
Следует отметить, что программно-целевой метод усиливает существующую систему планирования и управления, не отменяя и не подменяя ее, а приспосабливая к решению программных задач. Сам он также в определенной степени приспосабливается к ней.
Программно-целевой метод включает содержательный экономический, социальный, организационный, процедурный, информационно-технологический, кадровый и другие аспекты[4].
Характерная черта программы - ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержень программы - генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач. Цели достигаются конкретными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная цель, стратегические, тактические цели, программа работ, мероприятия) составляется граф типа "дерево целей" - исходная база для формирования системы показателей программы и оргструктуры управления ею. Целевые программы на предприятии позволяют обеспечивать конкурентоспособность продукции, повышение эффективности использования ресурсов, управление качеством продукции и др.[5] Он предполагает разработку плановых документов с предварительной оценкой конечных общественных потребностей, исходя из народно-хозяйственных целей при дальнейшем определении эффективных путей, средств и организационных мероприятий по их достижению и ресурсному обеспечению. Объектами приложения комплексных целевых программ являются крупные экономические и социально-экономические проблемы, решение которых выходит за рамки отдельных объектов управления.
По сравнению с другими методами программно-целевой метод является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил в последние годы, хотя был известен давно и впервые был использован при разработке плана ГОЭЛРО. Программно-целевой метод тесно связан с нормативными, балансовыми и экономико-математическими методами.
По содержанию программно-целевого метода подразделяется на ряд типов (видов): социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, экологические и организационно-хозяйственные.
Социально-экономические программы предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни народа. К таким программам можно отнести программу занятости, программы «Зерно», «Сахар» и др., разработанные в России для решения проблемы безработицы и обеспечения потребностей населения в зерне, сахаре и других продуктах.
Научно-технические программы направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный эффект (экономических социальный и экологический). Перечень научно-технических программ формируется исходя из определенных приоритетов развития экономики.
Производственно-экономические программы предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности и развитию новых производств.
Территориальные программы направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач.
По временной продолжительности программно-целевые методы могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет. Программно-целевой метод, как правило, содержит программы разного уровня, и каждая из них представляет собой относительно самостоятельную часть и включает задания и мероприятия, направленные на реализацию одной или нескольких задач.
Система показателей программно-целевого метода основывается на показателях нормативах, предусматриваемых в составе плановых документов на различных уровнях управления. В связи с интенсивным распространением программно-целевого метода представляется возможным выделить следующие уровни в рамках первичных звеньев экономики:[6]
- народнохозяйственные (общегосударственные), направленные на решение проблем, оказывающих влияние на всю национальную экономику;
- межотраслевые, охватывающие группу однородных, технологически связанных между собой отраслей;
- общеотраслевые, реализация которых имеет принципиальное значение для технического развития той или иной отрасли народного хозяйства;
- подотраслевые, цели и ресурсы которых ограничиваются рамками отдельных отраслей, подотраслей;
В настоящее время разные авторы указывают на повышение роли программно-целевого метода по мере усиления самостоятельности хозяйствующих субъектов и территориальных образований. Однако, считаю должным отметить наличие серьезных недостатков в применении этого подхода. К числу подобных принципиального характера изъянов относится, в частности, следующий: если раньше рассматриваемые программы взаимоувязывались с планами развития экономики и в них выделялись приоритетные цели, достижение которых позволяло ускорить внедрение научно-технического прогресса, создать благоприятные условия для воспроизводственной деятельности отстающих регионов (чтобы подтянуть их до среднесоюзного уровня) или решить иные проблемы, выходящие за рамки отдельной отрасли или региона, то в настоящее время федеральные программы разрабатывают для решения частных ведомственных и региональных вопросов.
Список литературы
1. Борисевич В.И, Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики. - Мн: ИП «Экоперспектива», 2002
2. Михеева Н.Н. Программно-целевое планирование в регионе. - Хабаровск: ХГАЭП, 2001
3. Попов Г.X., Косов Н.С. Программно-целевой метод в управлении и планировании. - М.: Экономика, 2001.
4. Семин Н.Ф., Семин Р.Н. Основы мировой экономики – М.: ЮНИТИ, 2003.
5. Семенов К.А. Международные экономические отношения – М.: Дело, 2001.
6. Черныш Е.А., Салтанова Т. А., Молчанов Н. П., Новикова. А.Д. Прогнозирование и планирование в условиях рынка – М.: ПРИОР, 2001
7. Экономика фирмы. Словарь-справочник / Под ред. В.К. Скляренко, О.И. Волкова.- М.: Логос, 2002
[1] Семенов К.А. Международные экономические отношения – М.: Дело, 2001. – с 103
[2] Семин Н.Ф., Семин Р.Н. Основы мировой экономики – М.: ЮНИТИ, 2003. – с 78
[3] Семенов К.А. Международные экономические отношения – М.: Дело, 2001.- с 105
[4] Попов Г.X., Косов Н.С. Программно-целевой метод в управлении и планировании. - М.: Экономика, 2001. – с 5
[5] Экономика фирмы. Словарь-справочник / Под ред. В.К. Скляренко, О.И. Волкова.- М.: Логос, 2002 – с 32
[6] Борисевич В.И, Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики. - Мн: ИП «Экоперспектива», 2002- с 45