Содержание

1. Китайский опыт «открытой» экономики. 3

2. Основные черты программно-целевого метода. Содержание и классификация  программы.. 9

Список литературы.. 15

1. Китайский опыт «открытой» экономики

Одним из важнейших событий мировой экономической истории последней четверти XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая. С начала экономических реформ в 1978 г. по 2002 г. валовой внутренний продукт этой страны увеличился в 5,7 раз, или на 9,6% в среднем в год (рис. 1).

Переход   экономики  Китая  к открытой  политике в области внешнеэкономических связей предполагает решение выдвинутых задач за счет расширения внешней торговли, привлечения иностранного капитала в производительной форме и использования иностранных кредитов. Основным направлением демонополизации и децентрализации внешнеэкономической деятельности КНР стал постепенный переход от прямого административно-директивного управления к регулированию внешних хозяйственных связей преимущественно экономическими методами.

Составной частью экономических реформ Китая стала «политика открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными партнерами и привлечение капитала через свободные экономические зоны.[1]

Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1978 г

Рассмотрим экономический опыт от открытости экономики Китая

Рис. 1. Индексы ВВП (1978=100%)

За прошедшие 24 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) - в 3,6 раза (табл. 1). За те же годы ВВП России уменьшился на 30%.

Если в 1978 г. китайский ВВП был меньше российского на 23%, то в 2002 г. он уже превышал российский в 6,2 раза. Если в 1978 г. душевое производство ВВП в Китае составляло 11% от российского уровня, то в 1990 г. оно поднялось до 23%, а к 2002 г. достигло уже 75%.[2]

Таблица 1.

Экономический рост в Китае

По ППС в ценах 1993 г.

1978

2002

Среднегодовые темпы прироста

ВВП, млрд долларов США

670

3827

9,6

ВВП на душу населения, доллары США

708

3119

8,2

ВВП на 1 занятого, доллары США

1656

5885

6,8

При сохранении в ближайшее время в экономике Китая тенденций развития, сложившихся в последнее десятилетие, и даже при существенном ускорении экономического роста в России (до 4-5% ежегодно), не позднее 2005 года Китай обойдет Россию уже и по показателю ВВП на душу населения (рисунок 2).

Рис 2. ВВП на душу населения в Китае (Россия = 100%)

Таблица 2.

Отраслевая структура экономики после «открытости», %

Показатели

1978

2002

ВВП всего, в том числе:

100

100

сельское и лесное хозяйство

28,4

20,6

промышленность и строительство

48,6

48,4

сфера услуг

23,0

31,1

Все занятые, в том числе:

100

100

сельское и лесное хозяйство

70,5

52,9

промышленность и строительство

17,4

22,9

сфера услуг

12,1

24,1

Основные цели  экономики «открытых дверей»:

§     привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;

§     увеличение экспортной валютной выручки;

§     стимулирование реформы, предварительная "обкатка" ее мероприятий;

§     эффективное использование природных ресурсов;

§     стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;

§     создание "буферов" в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.);

§     мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;

§     обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов

На развитие «открытой» экономики Китая оказали благоприятное воздействие как объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.

В 80-е годы свободные экономические зоны позволили КНР, не отказываясь от основ плановой экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности страны и реформу экономической системы. В настоящее время, по мнению части ученых-экономистов КНР, «…они в значительной мере утратили свою авангардную роль, а практика и методы их работы нуждаются в существенном обновлении…»[3]

А вот об утверждениях, что «открытость» Китая привлекают огромные инвестиции из-за рубежа, можно поспорить. По исследованиям индийских экономистов, в 2003 г. прямые иностранные инвестиции в китайские свободные экономические зоны превысили $50 млрд., однако, от кого они пришли в китайскую экономику? Их значительная часть (по крайней мере 2/3 этих средств) приходится на гонконгский и тайваньский капитал, часть притока вовсе не имеет иностранного происхождения: согласно предположению западных наблюдателей, 25% составляют скрытые формы инвестирования отечественного капитала.

Сам факт существования «открытости» вносит разногласия между экспертами Китая. Они критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а, частично, и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая его как основу регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего рынка.

2. Основные черты программно-целевого метода. Содержание и классификация  программы

В условиях неупорядоченного движения к рынку и трудного продвижения к демократическому обществу невозможно и нецелесообразно возвращение к директивному планированию. Вряд ли достаточна и действенна практика составления программ-прогнозов (хотя прогнозирование и социальное предвидение сами по себе, безусловно, полезны и приемлемы). В современных условиях наиболее целесообразно комплексное проектирование в виде разработки программы ориентиров, определяющих основные, в том числе приоритетные, направления развития, контуры будущего, условия и средства перехода от достигнутого (исходного) состояния к желаемому.

Параметры развития России, реализация и защита ее национальных интересов зависят от регионов. Вместе с тем, интересы регионов и их региональная политика не являются постоянными и строятся в зависимости от поведения Центра.

Федеральные программы регионального развития  в принципе должны разрабатываться не для всех, а только для ограниченного числа проблемных территорий. В отличие от большинства других средств федеральной региональной политики, они нацеливаются на решение не столько текущих (тактических), сколько стратегических задач регионального развития, имеющих общегосударственное значение.

Программно-целевой метод – это, прежде всего, способ решения проблем межотраслевого и межрегионального характера, хотя варианты такого метода могут реализовываться и во внутриотраслевом, и во внутрирегиональном управлении, и в управлении внутри объединения, когда сложившиеся в них структуры и процедуры оказываются недостаточными. Однако применение этого метода дает наибольший эффект при решении крупных народнохозяйственных задач.

Применение программно-целевого метода предполагает:

- наличие проблемы и определение цели;

- выделение целереализующей системы;

- разработку комплексной программы развития системы;

- создание особого механизма реализации комплексной программы.

Существенной чертой программно-целевого метода является наличие конкретных программных органов и конкретных исполнителей, полностью отвечающих за выполнение программы, строгое разграничение прав и ответственности, определение периода работы по программе и необходимых ресурсов для ее выполнения.

Следует отметить, что программно-целевой метод усиливает существующую систему планирования и управления, не отменяя и не подменяя ее, а приспосабливая к решению программных задач. Сам он также в определенной степени приспосабливается к ней.

Программно-целевой метод включает содержательный экономический, социальный, организационный, процедурный, информационно-технологический, кадровый и другие аспекты[4].

 Характерная черта программы - ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержень программы - генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач. Цели достигаются конкретными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная цель, стратегические, тактические цели, программа работ, мероприятия) составляется граф типа "дерево целей" - исходная база для формирования системы показателей программы и оргструктуры управления ею. Целевые программы на предприятии позволяют обеспечивать конкурентоспособность продукции, повышение эффективности использования ресурсов, управление качеством продукции и др.[5] Он предполагает разработку плановых документов с предварительной оценкой конечных общественных потребностей, исходя из народно-хозяйственных целей при дальнейшем определении эффективных путей, средств и организационных мероприятий по их достижению и ресурсному обеспечению. Объектами приложения комплексных целевых программ являются крупные экономические и социально-экономические проблемы, решение которых выходит за рамки отдельных объектов управления.

По сравнению с другими методами программно-целевой метод является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил в последние годы, хотя был известен давно и впервые был использован при разработке плана ГОЭЛРО. Программно-целевой метод тесно связан с нормативными, балансовыми и экономико-математическими методами.

По содержанию программно-целевого метода подразделяется на ряд типов (видов): социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, экологические и организационно-хозяйственные.

Социально-экономические программы предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни народа. К таким программам можно отнести программу занятости, программы «Зерно», «Сахар» и др., разработанные в России для решения проблемы безработицы и обеспечения потребностей населения в зерне, сахаре и других продуктах.

Научно-технические программы направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный эффект (экономических социальный и экологический). Перечень научно-технических программ формируется исходя из определенных приоритетов развития экономики.

Производственно-экономические программы предназначены для решения крупных межотраслевых  проблем в области производства, способствующих повышению эффективности и развитию новых производств.

Территориальные программы направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач.

По временной продолжительности программно-целевые методы могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет. Программно-целевой метод, как правило, содержит программы разного уровня,  и каждая из них представляет собой относительно самостоятельную часть и включает задания и мероприятия, направленные на реализацию одной или нескольких задач.

Система показателей программно-целевого метода основывается на показателях нормативах, предусматриваемых в составе плановых документов на различных уровнях управления. В связи с интенсивным распространением программно-целевого метода представляется возможным выделить следующие уровни в рамках первичных звеньев экономики:[6]

-          народнохозяйственные (общегосударственные), направленные на решение проблем, оказывающих влияние на всю национальную экономику;

-          межотраслевые, охватывающие группу однородных, технологически связанных между собой отраслей;

-          общеотраслевые, реализация которых имеет принципиальное значение для технического развития той или иной отрасли народного хозяйства;

-          подотраслевые, цели и ресурсы которых ограничиваются рамками отдельных отраслей, подотраслей;

В настоящее время разные авторы указывают на повышение роли программно-целевого метода по мере усиления самостоятельности хозяйствующих субъектов и территориальных образований. Однако, считаю должным отметить наличие серьезных недостатков в применении этого подхода. К числу подобных принципиального характера изъянов относится, в частности, следующий: если раньше рассматриваемые программы взаимоувязывались с планами развития экономики и в них выделялись приоритетные цели, достижение которых позволяло ускорить внедрение научно-технического прогресса, создать благоприятные условия для воспроизводственной деятельности отстающих регионов (чтобы подтянуть их до среднесоюзного уровня) или решить иные проблемы, выходящие за рамки отдельной отрасли или региона, то в настоящее время федеральные программы разрабатывают для решения частных ведомственных и региональных вопросов.

Список литературы

1.     Борисевич В.И, Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики. - Мн: ИП «Экоперспектива», 2002

2.     Михеева Н.Н. Программно-целевое планирование в регионе. - Хабаровск: ХГАЭП, 2001

3.     Попов Г.X., Косов Н.С. Программно-целевой метод в управлении и планировании.  - М.: Экономика, 2001.

4.     Семин Н.Ф., Семин Р.Н. Основы мировой экономики – М.: ЮНИТИ,  2003.

5.     Семенов К.А. Международные экономические отношения – М.: Дело, 2001.

6.     Черныш Е.А., Салтанова Т. А., Молчанов Н. П., Новикова. А.Д. Прогнозирование и планирование в условиях рынка – М.: ПРИОР, 2001

7.     Экономика фирмы. Словарь-справочник / Под ред. В.К. Скляренко, О.И. Волкова.- М.: Логос,  2002


[1] Семенов К.А. Международные экономические отношения – М.: Дело, 2001. – с 103

[2] Семин Н.Ф., Семин Р.Н. Основы мировой экономики – М.: ЮНИТИ,  2003. – с 78

[3] Семенов К.А. Международные экономические отношения – М.: Дело, 2001.- с 105

[4] Попов Г.X., Косов Н.С. Программно-целевой метод в управлении и планировании.  - М.: Экономика, 2001. – с 5

[5] Экономика фирмы. Словарь-справочник / Под ред. В.К. Скляренко, О.И. Волкова.- М.: Логос,  2002 – с 32

[6] Борисевич В.И, Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики. - Мн: ИП «Экоперспектива», 2002- с 45