№ заказа |
№ 2505.5 |
Вариант, тема |
№17 |
Дисциплина |
Теория государства и права |
Исполнитель |
Лещенко Н.А. |
Введение. 3
Глава1: Антидемократические типы политических режимов. 4
Глава 2: Демократические типы политических режимов. 8
Заключение: 11
Библиография: 12
Введение
Политический режим имеет большое значение в жизнедеятельности той или иной страны. Например, изменение политического режима (даже если форма правления -форма государственного устройства остаются прежней) обычно приводит к резкому изменению внутренней внешней политики государства.
Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.[1]
Н.И. Матузов указывает, что согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные.
По мнению других авторов, понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.[2]
Понятие политический режим включает в себя следующие параметры (признаки): степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности; характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом; положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; тип политического поведения; характер политического лидерства; доминирование определенных методов (убеждения, принужден и тп.) при осуществлении политической власти; политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовьх» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.); меру политического плюрализма, в том числе многопартийности, В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.
Глава1: Антидемократические типы политических режимов.
Антидемократические режимы основаны на сосредоточении всей государственной власти в руках одного человека (диктатора) или группы лиц (хунты). Такие режимы принято называть тоталитарные и авторитарные режимы.
Тоталитарный режим иначе можно назвать всеохватывающей властью.
Термин «тоталитаризм» (от латинского totus- весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма в Дж. Джентиле в начале XX века. В 1925 году данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини.
В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Экономической основой тоталитаризма является крупная собственность: феодальная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социальной жизни задается правящей элитой. Среди таких представлений выделяется главная историческая идея: религиозная, коммунистическая, экономическая, патриотическая. Причем идея формулируется настолько популярно, просто, что ее могут понять и принять к руководству все слои общества, даже самые необразованные. Искренней поддержке власти населением способствует монополия государства на средства массовой информации. Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ведущей силой общества. Поскольку эта партия дает .самыё правильные установки, ей в руки отдаются бразды правления происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.
Тоталитарным характеризуется крайним центризмом. Центром же тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым непогрешимым, справедливым неустанно думающем о благе народа. Какое-либо криическое отношение к нему жестоко преследуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов. Среди государственных органов выделяется .силовой кулак (милиция, органы госбезопасности, прокуратура и т. д.), карательные органы постоянно разрастаются поскольку именно им предстоит применять насилие, носящее характер террора — физического и психического. Устанавливая контроль над всеми сферами жизни общества политической, экономической, личной и др. а посему жизнь, в таком государстве становится как за стеклянной перегородкой. Личность ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут даже провозглашаться.
Одна из основных характеристик тоталитаризма- милитаризация. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» необходима для сплочения общества по принципу военного лагеря, тоталитарный режим агрессивен по своей сути, агрессия помогает добиться сразу несколько целей: отвлечь народ от мыслей о его бедственном положений, обогатиться, удовлетворить тщеславие вождя.
Особой разновидность. Тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 году. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 году, целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская. [3]
Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Авторитарный режим с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой- жестче, антинароднее, чем демократический.
Авторитарный режим- государственно- политической устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.0 при минимальном участии народа. Главную. Черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили в период власти Пиночета).
При авторитарном режиме власть не формируется и не контролируется народом, несмотря на то что, существуют представительные органы, реально они в государстве никакой роли не играют, а существуют лишь для декора, придания власти некоей цивилизованности, выборы ее проводятся, но формально. Реально жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим правилам. Внутри правящей элиты выделяется лидер. Его влияние очень значительно, однако он в отличие от вождя не склонен принимать решения единолично. Лидером обычно становится сильная личность.
В авторитарном государстве управление чрезмерно централизовано. Инициатива с мест не допускается, если на то не получено разрешение из центра. Решения центральной власти, не учитывающие экономические, национальные, географические и другие особенности тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно, и поэтому приходится в немалой дозе применять принуждение. Вот почему авторитарное государство опирается на полицейский и военный аппарат (Испания периода правления Франко, Чили периода власти Пиночета). Суд в таком государстве — вспомогательный инструмент. Широко используются также внесудебные методы расправы (психиатрические больницы, выдворение за границу).
Оппозиция при авторитарном режиме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, но они должны ориентироваться на линию, выработанную правя щей партией, в противном случае они будут разогнаны.
Личность не пользуется конституционными правами и свободами, даже сели они и провозглашены на бумаге, она лишена также гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью. Провозглашается полный приоритет институтов государства над личностью.[4]
Авторитарный режим неоднороден по своему характеру В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.
Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства, в условиях военного режима создается разветвленный военно политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.
В заключении рассмотрения данного вопроса хочу выделить основные черты на основании которых авторитарные режимы отличаются от тоталитарных:
1). Если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитариз предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;
2)если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе производится тактика «выборочного» террора, направленного на предотвращения возникновения оппозиции.
Глава 2: Демократические типы политических режимов.
Демократический режим. Понятие «демократия» означает, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее, идеал, то к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в жтом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.
История знает различные формы демократических режимов, различающихся по степени участия населения в осуществлении государственной власти.
Античная демократия — политический режим, построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении всех прав рабов (по принципу раб — говорящее орудие). Такой режим называется аристократическим (гр. aristokratia — власть лучших в смысле "знати"). Близким по содержанию политическим режимом является олигархический (гр. oligarchic: — власть немногих), также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров. Разновидностью этого режима является финансовая олигархия. Отличие ее состоит в том, что аристократы обладали властью по наследству, в зависимости от знатности рода, а финансовая олигархия была властью денег, наиболее богатых людей. С развитием общества эти политические режимы были вытеснены более демократическими.[5]
Основными характеристиками демократического режима являют следующие: провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; предполагается существование правового государства и гражданского общества; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под демократическим контролем общества; доминируют методы убеждения, компромисса; политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основа политической оппозиции; гласность; средства массовой информации свободны от цензуры; реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную поли т государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).
Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосредственная, те. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия; выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.
Одни из них — выборы, референдумы — четко регламентированы соответствующими нормативными актами (конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.
К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическим процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.
Недостатки прямой демократии — это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие не профессионализма большинства «правителей» и т.д.
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий общественных организаций.
Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью.
К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции, отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала и т.д.
Однако сами демократические режимы также могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально- демократические и консервативно- демократические режимы. Если либерально- демократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно- демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов. [6]
Заключение:
Таким образом, рассмотрев в данной работе понятие политического режима и его разновидности хочу в заключении отметить, что понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.
Как было указано выше все политические режимы делятся на демократические и недемократические.
Демократический режим –это режим при котором население участвует в формировании и осуществлении государственной власти, провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, при котором существует политический плюрализм, верховенство закона, доминируют методы компромисса и согласования.
При недемократическом режиме выше указанные признаки наоборот отсутствуют. Это режимы, при котором государственно- политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа.
В то же время даже в демократических государствах уровень развития демократии может быть разным. Он зависит, от степени представительства всех слоев населения в выборном органе власти и возможности народа непосредственно влиять на принятие решений органами государственной власти.
Наличие демократических институтов и норм не свидетельствуют о настоящей демократии. Важно что бы они работали на общество, на интересы большинства граждан, а не служили ширмой демократии, ее красивой упаковкой.
В политическом режиме могут быть скрыты многие секреты властеотношений, которые к тому же специально камуфлируются, маскируются, прикрываются благообразным антуражем.
Библиография:
1. А.В. Малько «Теория государства и права», М.1996г.
2. Н.И. Матузов, А.В. Малько «Теория государства и права», М.2004г.
3. Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин «Основы российского права», М.2003г.
4. Общая теория государства и права, под ред. В.В. Лазарева, М.2000г.
5. Общая теория права, под ред. А.С. Пиголкина, М.1998г.
6. Теория государства и права, под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова, М.1998г.;
[1] «Теория государства и права», под ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов, М.1998г. С.185
[2] Н.И. Матузов, А.В. Малько «Теория государства и права», М.2004г.
[3] Н.И. Матузов, А.В. Малько «Теория государства и права», М.2004г.С.82
[4] стр.29 Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин «Основы российского права», М.2003г.
[5] Общая теория права, под ред. А.С. Пиголкина, М.1998г. С.80
[6] стр.80 Н.И. Матузов, А.В. Малько, «Теория государства и права», М.2004г.