Содержание

Введение. 3

1. Использование возможностей ООН и других международных организаций в борьбе с преступностью.. 4

2. Международная организация уголовной полиции (Интерпол) – орган  международного сотрудничества. 10

3. Основные направления и формы  международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью.. 11

Практическое задание. 15

Заключение. 17

Список использованной литературы: 18

Введение

Преступность, существуя в обществе, пронизывает различ­ные его сферы, разные общественные отношения. Она порождается условиями общественной жизни.

Преступность в обществе наиболее «пагубное «явление, приносящее тяжкие последствия.

Преступность складывается из отдельных видов преступлений.

Преступность неизбежна, так как она существовала, и будет существовать до тех пор пока все  не будут жить в достатке,   пока будет деление общества на бедных и богатых. Преступность  -это общественно опасное явление,  которое причиняет ущерб тем или иным охраняемым законом интересам. В целях пресечения преступности должна проводится  профилактическая работа  с населением  в  целях  формирования у него негативного  отношения к преступности. А так же в  целях пресечения  преступлений  должна проводится  работа по предупреждению преступности.

Работа правоохранительных органов  направленная на предупреждение  преступности является необходимой.  Предупреждением преступности занимаются не только региональные органы, но и международные органы.

Целью работы является изучение  международного сотрудничества противодействия преступности.

Задачами работы являются:

 - изучение международных органов осуществляющие противодействие преступности,

 - изучение форм и методов международного сотрудничества  в борьбе с преступностью.

1. Использование возможностей ООН и других международных организаций в борьбе с преступностью

Уровень преступности практически каждого государства мирового сообщества все в большей степени определяется факторами извне. Наиболее значимые по степени общественной опасности преступления нередко совершаются на территории двух и более государств, а преступно нажитое скрывается и «отмывается» за пределами страны, где было совершенно преступление.

Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью осуществляется в рамках, установленных отдельными с гранами, на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств, технических возможностей и, наконец, доброй воли всех заинтересованных сторон. Это составная часть международных отношений. Даже те государства, которые не имеют тесных политических и экономических контактов, как правило, не пренебрегают контактами в области противодействия преступности.

Формы международного взаимодействия в области борьбы с  преступностью весьма разнообразны:

— оказание помощи по уголовным, гражданским и семейным   делам;                                                                                         

—   заключение и реализация международных договоров и со­глашений по борьбе с преступностью и прежде всего транснациональной преступностью;

—   исполнение  решений  иностранных  правоохранительных органов но уголовным и гражданским делам;

—  регламентация уголовно-юридических   вопросов   и   прав личности в области обеспечения правопорядка;

—   обмен информацией  представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов;

—   проведение совместных научных исследований и разработок в области борьбы с преступностью;

—   обмен опытом правоохранительной работы;

—   оказание содействия в подготовке и переподготовке кадров

— взаимное представление материально-технической и кон­сультативной помощи[1].                                                              

Стратегические вопросы международного сотрудничество в об­ласти борьбы с преступностью решаются Организацией Объединенных Наций. И это неслучайно, поскольку преступность не существует сама по себе и ее уровень определяется всей системой международных контактов. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН неоднократно отмечалось, что рост преступности в сочетании с его транснациональным характером ставит под угрозу внутреннюю безопасность государств  посягает на свободу человека жить без страха, а также может подорвать международные отношения. Все это требует создания эффективных международных механизмов и более тесного сотрудничества между государствами.             

Функция ООН как организатора борьбы с преступностью в мире заложена в уставе этой международной организации. Так в ст. 1 Устава ООП говорится, что ООН: поддерживает международный мир и безопасность  развивает дружественные отношения между государство ми; осуществляет международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального и гуманитарного, характера. ООН вырабатывает основные стандарты, принципы, рекомен­дации, (формулирует международные нормы в защиту лиц, обвиняемых в совершении преступлений, и лиц, лишенных свободы. Эти нормы в своей основе исходят из положений Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах[2].                                          

Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд документов, которые прямо направлены на борьбу с преступностью в мире:         

— Минимальные стандартные правила обращения с заключенными;  

—  Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка;       

—  Меры борьбы против коррупции

—  Международный кодекс поведения государственных долж­ностных лиц;         

—  Основные принципы применения силы и огнестрельного ''оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка;

— Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью;

— Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов;

— Основные принципы, касающиеся роли адвокатов.

18 декабря 1991 г. была принята Программа ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, главная задача которой, как говорится в ее преамбуле, — оказание помо­щи в удовлетворении насущных потребностей мирового сообщест­ва в деле предупреждения криминальных проявлений и правосу­дия. В числе основных целей программы следует назвать:

—  борьбу с преступностью национального и транснациональ­ного характера;

— активизацию глобального и регионального характера;

— объединение усилий государств — членов ООН в предупреж­дении транснациональной преступности;

— более эффективное отправление уголовного правосудия;

— содействие соблюдению самых высоких стандартов справед­ливости,   гуманности,   правосудия   и   профессионального  пове­дения.             

Чтобы в максимальной степени актуализировать проблему борьбы с преступностью в составе Экономического и Социального Совета ООН, в 1992 г. была создана Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. В Комиссию входят пред­ставители 40 государств - членов ООН, избираемые на три года. Комиссия занимается: разработкой проектов руководящих прин­ципов предупреждения преступности и уголовного правосудия; определяет планирование мероприятий ООН по борьбе с преступ­ностью; оказывает содействие институтам ООН; готовит Конгрес­сы ООН. Именно в рамках Комиссии была подготовлена принятая 51-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН (1996 г.) Декларация о преступности и общественной безопасности. В Декларации указа­но, что все государства —- члены ООН должны взять на себя тор­жественное обязательство взаимно сотрудничать в целях предуп­реждения опасной транснациональной, в том числе организован­ной, преступности, незаконного оборота наркотиков и оружия, контрабанды других незаконных товаров, организованной торговли людьми, террористических преступлении коррупции и отмы­вания преступных доходов.        

Немаловажны и усилия ООН по подготовке так называемы, модельных соглашений. Тут прежде всего следует упомянуть Ти­повой договор взаимной помощи в области уголовного правосудия. Типовой договор о передаче уголовного судопроизводства; Типо­вой договор о выдаче; Типовой договор о передаче надзора за правонарушителями, которые были условно осуждены или условно освобождены; Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей[3].

Помимо Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию в систему органов ООН, специально занимаю­щихся вопросами борьбы с преступностью, входят: Центр по международному  предупреждению  преступности  (Венский  центр), Межрегиональный Римский научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия, Азиатский и Даль­невосточный институт ООН в Токио по предупреждению преступ­ности и обращению с правонарушителями, Хельсинкский институт по предупреждению преступности и  борьбе с ней, Африканский   институт   ООН   по   предупреждению   преступности   и обращению с правонарушителями. Арабский исследовательский и учебный центр в Эль-Риаде по вопросам безопасности, Австралийский (Канберра) институт криминологии, Канадский (Ванку­вер) Международный центр по реформам уголовного законода­тельства и политике по уголовному правосудию. Названные ив. статуты проводят научные исследования, занимаются вопросами повышения квалификации кадров национальных правоохранительных органов, оказывают методическую, материальную и техническую помощь в разработке разного рода проектов, обеспечивают заинтересованные организации информацией о преступности и мерах борьбы с ней в мире.

Обширные политические, организационные и финансовые возможности позволяют ООН оперативно реагировать на происходящие в мире количественные и качественные изменения преступ­ности, разрабатывать эффективные средства борьбы с новыми ви­дами  преступлений.   Подтверждением  тому  является  десятый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Вена, 10—17 апреля 2000 г.). На Конгрессе был рассмотрен вопрос «Эффект новое предупреждение преступности: в ногу с новейшими достижениями». Здесь, в качестве основных обсуждались проблемы, связанные с использованием в преступных целях компьютерных сис­тем. В результате удалось определить наиболее типичные кате­гории киберпреступлений, совершаемых в мире. Выли также выработаны рекомендации по расследованию этих преступлений, определены взаимоприемлемые формы международного сотруд­ничества национальных правоохранительных органов в области борьбы с преступлениями с использованием высоких технологий[4]. Обобщив мировую практику, ООН опубликовала руководство по предупреждению преступлений  связанных с применением ком­пьютеров.                                              

На десятом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями была принята рассчитанная на перспективу «Венская декларация о преступности и правосу­дии: ответы на вызовы.XXI.века».

ООН в силу своего специфического положения применитель­но к борьбе с преступностью решает в основном задачи глобаль­ного, стратегического характера. Более конкретные, тактические задачи решаются региональными международными органи­зациями. Это: Совет Европы, Европейский Союз, Организация американских государств, Лига арабских стран, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Организация африканского един­ства. По ряду причин объективного и субъективного характера для Российской Федерации и ряда других стран СНГ наибольший практический интерес представляют международные ре­гиональные организации, находящиеся на Европейском континенте, Совет Европы и Европейское Сообщество. Последняя opганизация, в частности, уже в 1975 г. приняла решение рас­пространить свою деятельность на решение проблем охраны правопорядка. Сотрудничество европейских стран осуществляется в рамках группы «Треви».

Форма сотрудничества: регулярно проводимые совещания министров юстиции, полиции и служб безопасности. Совещание этих ведомств готовят рабочие группы экспертов.

2. Международная организация уголовной полиции (Интерпол) – орган  международного сотрудничества.

Особое место в международном сотрудничестве занимает Меж­дународная организация уголовной полиции (Интерпол), кото­рая была создана в 1923 г. в Вене вначале как международная ко­миссия уголовной полиции. Она была возрождена после Второй мировой войны, в 1946 г., в Париже, а с 1989 г. ее местопребывани­ем является Лион.

Из неправительственной организации Интерпол превратился в межправительственную и в настоящее время объединяет более 170 государств, уступая по представительности только ООН, чле­нами которой являются около 180 государств.

Высшим органом Интерпола является Генеральная ассамблея, сессии которой проходят один раз в год. Исполнительный комитет его формируется из представителей регионов. Постоянно действу­ющим аппаратом является секретариат. Для научной проработки документов существует институт советников.

В отличие от других международных организаций Интерпол имеет национальные центральные бюро (НЦБ) в каждой стране.

Согласно уставу Интерпол обеспечивает и развивает взаимное сотрудничество органов уголовной полиции в рамках действую­щих в их странах законов, создает и развивает учреждения, кото­рые могут способствовать предупреждению уголовной преступнос­ти. Основная его работа — организация сотрудничества по конкретным уголовным делам путем приема, анализа и передачи информации от НЦБ и для них.

Каждое НЦБ поддерживает постоянные связи со своими пра­воохранительными органами, а на международном уровне — с НЦБ других стран и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Интерпол главным образом занимается международной пре­ступностью. Его основное внимание сосредоточено на преступле­ниях, предусмотренных международными конвенциями, на нарко­бизнесе, организованной транснациональной преступности. Но в разряд международных может попасть любое преступление, совер­шенное «гастролерами»[5].

Генеральный секретариат ведет учет международных преступ­ников, их документов, статистическую и исследовательскую рабо­ту, разрабатывает предложения по совершенствованию междуна­родного и национального законодательства. Примером может служить сотрудничество Интерпола с ООН и Международной организацией гражданской авиации по выра­ботке мер безопасности при угонах и захватах воздушных судов преступниками. В результате этой работы была принята Гаагская (1970 г.) и Монреальская (1971 г.) конвенции по вопросам безопас­ности гражданской авиации. Они предусматривали систему пред­упредительных мер на земле и в воздухе. После вступления этих конвенций в силу число захватов самолетов сократилось практи­чески вдвое.

3. Основные направления и формы  международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью в свою очередь нуждается в наличии правового, организационного и научного обеспечения.

Традиционные формы международного сотрудничества соче­таются с широкими международными конференциями и другими мероприятиями по сложным и актуальным проблемам.

Обратимся к одной из них — к проблеме организованной пре­ступности. Она последовательно решается более двадцати лет. Впервые она обсуждалась на Пятом конгрессе, где было призна­но, что преступность в форме международного бизнеса представ­ляет собой более серьезную проблему, чем традиционные формы преступного поведения. Затем к ней обратился Шестой конгресс, проявивший беспокойство по поводу организованных преступни­ков, которые оказываются вне досягаемости закона. Седьмой кон­гресс обсудил вопрос использования организованной преступ­ностью пробелов в законодательстве различных стран. Восьмой конгресс принял руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней. Они были поддер­жаны Генеральной Ассамблеей в резолюции о международном сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью.

Различные аспекты этой проблемы обсуждались экспертами ООН, Интерпола и неправительственных организаций на со­вещании в Чехословакии (Смоленич, май 1991 г.), на между­народном семинаре в России (Суздаль, октябрь 1991 г.) и меж­дународной конференции «Мафия, что делать?» в Италии (Палермо, 1992 г.)[6].

Особое значение имела Всемирная конференция по организо­ванной транснациональной преступности на уровне министров (Неаполь, 1994 г.), где были обсуждены вопросы об опасности ор­ганизованной преступности в различных регионах мира; об адек­ватности законодательства, на основе которого осуществляется борьба с ней в различных странах; об эффективных формах со­трудничества в борьбе с организованной преступностью; о при­нципах предупреждения организованной преступности и целесо­образности принятия конвенции о борьбе с ней[7].

Эти материалы были представлены Девятому конгрессу ООН, на котором обсуждался вопрос о возможном принятии конвенции ООН и ее конкретном содержании. Материалы обсуждений интегрируются в Комиссии по предупреждению преступности и уго­ловному правосудию и в других органах ООН.

Аналогичная работа проводится по международному сотруд­ничеству в борьбе с незаконным распространением наркотиков оружия, с международной коррупцией и другими транснациональ­ными видами преступности, а также по сотрудничеству в сфере экологической безопасности.

В числе субъектов важной и сложной работы по рассматривае­мому сотрудничеству надо выделить неправительственные орга­низации, имеющие консультативный статус при ООН: Междуна­родная ассоциация уголовного права (МАУП), Международное криминологическое общество (МКО), Международное общество социальной защиты (МОСЗ) и Международный уголовный и пе­нитенциарный фонд (МУПФ).

Их работа координируется Международным комитетом по ко­ординации (МКК), который обычно называется «Комитет четы­рех», он синтезирует все основные исследования и работает в кон­такте с Венским центром ООН. Фактически он действует с 1960 г., а юридически — с 1982 г.

Совместные акции четырех международных организаций серь­езно влияют на международную политику ООН в области борьбы с преступностью. Деятельность «Комитета четырех» связана пре­жде всего с планом функционирования международного сообщес­тва по подготовке к конгрессам ООН. Он имеет консультативный статус при ЭКОСОС, а также готовит коллоквиумы, координирует работу ассоциаций, совместно с центрами ООН приглашает к со­трудничеству другие международные организации, консультирует Фонд ООН по борьбе с злоупотреблениями наркотиками, сотруд­ничает с Всемирным обществом виктимологии и Всемирной феде­рацией психического здоровья.

Многие новые аспекты борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями, прежде чем выйти на уровень глобального международного сотрудничества, обсуждались и проверялись в МКК и координируемых им организациях: МАУП, МКО, МОСЗ, МУПФ. Международная ассоциация уголовного права основана в 1924 г. Она изучает преступность, ее причины и средства борьбы с ней, занимается сравнительными уголовно-правовыми исследования­ми, организует (раз в 5 лет) проведение международных конгрес­сов по проблемам уголовного права, консультирует ООН, ЮНЕС­КО и другие международные организации.

Ассоциация издает журнал «Международный обзор уголовного права», где публикуются актуальные исследования по националь­ным и международному уголовному праву. Под эгидой ассоциа­ции работает Высший международный институт уголовно-право­вых наук.

Международное криминологическое общество основано в 1934 г. и непосредственно занимается обеспечением сотрудничес­тва в борьбе с преступностью. Оно объединяет национальные ин­ституты и специалистов по криминологии. МКО имеет консульта­тивный статус ЭКОСОС, ООН и ЮНЕСКО. Оно сотрудничает с другими международными организациями.

МКО изучает причины преступности на международном уров­не, организует криминологические конгрессы, семинары, коллокви­умы, публикует их материалы, оказывает содействие национальным криминологическим институтам, учреждает и назначает стипендии и премии для стимулирования криминологической науки.

МКО провело 11 международных конгрессов: 1-й конгресс — в Риме в 1938 г.; 2-й — в Париже в 1950 г., где криминология была признана научной дисциплиной; 3-й — в Лондоне в 1955 г., на кото­ром обсуждались проблемы рецидивной преступности; 4-й — в Гаа­ге в 1960 г., который был посвящен проблемам психопатологии преступного поведения; 5-й — в Монреале в 1965 г., где был проведен , сравнительный анализ социологической и биологической ветвей , криминологической науки; 6-й — в Мадриде в 1970 г., исследовав­ший проблемы методологии в криминологии; 7-й — в Белграде в 1973 г., рассмотревший основные криминологические тенденции; 8-й — в Лиссабоне в 1978 г., программа которого была свободной;  9-й — в Вене в 1983 г., сосредоточивший внимание на взаимосвязях  криминологии, политологии и социологии и на соотношении клинического и социологического направлений в криминологии; 10-й — в Гамбурге в 1988 г., где обсуждались перспективы криминологии,  состояния преступности и стратегий борьбы с ней; 11-й — в Будапеште в 1993 г., рассмотревший социально-политические измене­ния и преступность в Восточной и Центральной Европе.

МКО организует проведение международных криминологичес­ких курсов в различных странах мира. Первые курсы были организованы в Париже в 1952 г. Сейчас их насчитывается около 50 и они организованы во всех регионах мира.

Практическое задание.

Дайте понятие и приведите примеры использования индексов в практике  МВД.

Индекс преступности – обобщающий показатель двух и более совокупностей, состоящий из элементов,  неподдающихся суммированию.

Индекс используется для  отражения степени общественной опасности (тяжести) различных преступлений совершаемых в  различных регионах или в разные годы.

Нередко индекс преступности идентифицируют с коэффициентом преступности. Одним из важнейших показателей, используемых специалистами для характеристики преступности как негативного социально правового явления  является ее состояние, которое определяется  абсолютным числом совершенных преступлений ( и лиц их совершивших) на определенной территории за определенный период времени. Реальное состояние  преступности выражается числом фактически совершенных преступлений ( и лиц их совершивших), однако с учетом того , что некоторые преступления остаются не выявленными, латентными, на практике состояние преступности определяется по данным уголовной статистики- количеством только зарегистрированных преступлений, а также числом не выявленных лиц, совершивших преступление. Состояние преступности понимается в двух смыслах:

В широком смысле -  состояние преступности – это вся совокупность количественных и качественных  показателей совершенных в государстве либо ином административно территориальном образовании преступлений  за определенный период времени.

В узком смысле – это зарегистрированная преступность государства либо иного административно территориального образования за определенный период времени.

Для сравнения  напряженности криминальной ситуации в разных странах, регионах, городах, населенных пунктах используется показатель уровня (коэффициента ) преступности.

Органы МВД могут использовать индексы для определения:

-         удельного веса различных видов и групп преступлений

-         соотношения преступлений по категориям тяжести: небольшой, средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие

-         распределения преступности по городам и селам

-         соотношения умышленных и неосторожных преступлений

-         удельного веса  корыстных и насильственных преступлений

-         доли мужчин, женщин, несовершеннолетних.

Заключение

Преступность – это сложное социально правовое явление. Существует десятки ее определений:  преступность – реальное негативное явление, возникающее в классовом обществе, преступность – разновидность нравственного помешательства, преступность – побочный продукт цивилизации, преступность – способ достижения социальных благ и власти Одним из важнейших показателей, используемых специалистами для характеристики преступности как негативного социально правового явления  является ее состояние, которое определяется  абсолютным числом совершенных преступлений (и лиц их совершивших) на определенной территории за определенный период времени. Реальное состояние  преступности выражается числом фактически совершенных преступлений ( и лиц их совершивших), однако с учетом того, что некоторые преступления остаются не выявленными, латентными, на практике состояние преступности определяется по данным уголовной статистики- количеством только зарегистрированных преступлений, а также числом не выявленных лиц, совершивших преступление.

Основные источники криминологической информации: юридическая статистика, экономическая, социальная, демографическая и другие отрасли статистической науки.

Во избежание массовой преступности  государства сотрудничают  между собой в области  борьбы с преступностью

Список использованной литературы

1.                Алексеев А.И. Криминология. – М., 2001

2.                Гилинский Я. Криминология. – СПб., 2002

3.                Криминология. / Под общей редакцией А.И. Долговой. –М.: Издательская группа Норма – Инфра , М, 2003

4.                Криминология. / Под редакцией Н.Ф. Кузнецовой и Г.М. Миньковского.  –М.: Издательство МГУ, 2001

5.                Криминология. /Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П., Сальникова, С.В. Степашина. – СПб., 2002

6.                Криминология. / Под редакцией В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. –М.: Юристъ, 2004

7.                Российская криминологическая энциклопедия. Под общей редакцией А.И. Долговой. –М.: Издательство Норма, 2000

8.                Сахаров А.Б. Проблемы преступности в современных условиях. – М., 2003


[1] Криминология. / Под общей редакцией А.И. Долговой. –М.: Издательская группа Норма – Инфра , М, 2003 – С. 458.

[2] Сахаров А.Б. Проблемы преступности в современных условиях. – М., 2003 – С. 125

[3] Криминология. / Под редакцией В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. –М.: Юристъ, 2004 – С. 647

[4] Криминология. / Под редакцией В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. –М.: Юристъ, 2004 – С. 647

[5] Криминология. / Под общей редакцией А.И. Долговой. –М.: Издательская группа Норма – Инфра , М, 2003 – С. 458.

[6] Криминология. / Под редакцией В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. –М.: Юристъ, 2004 – С. 649

[7] Криминология. / Под общей редакцией А.И. Долговой. –М.: Издательская группа Норма – Инфра , М, 2003 – С. 459.