Содержание
Введение. 3
1. Использование возможностей ООН и других международных организаций в борьбе с преступностью.. 4
2. Международная организация уголовной полиции (Интерпол) – орган международного сотрудничества. 10
3. Основные направления и формы международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью.. 11
Практическое задание. 15
Заключение. 17
Список использованной литературы: 18
Введение
Преступность, существуя в обществе, пронизывает различные его сферы, разные общественные отношения. Она порождается условиями общественной жизни.
Преступность в обществе наиболее «пагубное «явление, приносящее тяжкие последствия.
Преступность складывается из отдельных видов преступлений.
Преступность неизбежна, так как она существовала, и будет существовать до тех пор пока все не будут жить в достатке, пока будет деление общества на бедных и богатых. Преступность -это общественно опасное явление, которое причиняет ущерб тем или иным охраняемым законом интересам. В целях пресечения преступности должна проводится профилактическая работа с населением в целях формирования у него негативного отношения к преступности. А так же в целях пресечения преступлений должна проводится работа по предупреждению преступности.
Работа правоохранительных органов направленная на предупреждение преступности является необходимой. Предупреждением преступности занимаются не только региональные органы, но и международные органы.
Целью работы является изучение международного сотрудничества противодействия преступности.
Задачами работы являются:
- изучение международных органов осуществляющие противодействие преступности,
- изучение форм и методов международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
1. Использование возможностей ООН и других международных организаций в борьбе с преступностью
Уровень преступности практически каждого государства мирового сообщества все в большей степени определяется факторами извне. Наиболее значимые по степени общественной опасности преступления нередко совершаются на территории двух и более государств, а преступно нажитое скрывается и «отмывается» за пределами страны, где было совершенно преступление.
Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью осуществляется в рамках, установленных отдельными с гранами, на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств, технических возможностей и, наконец, доброй воли всех заинтересованных сторон. Это составная часть международных отношений. Даже те государства, которые не имеют тесных политических и экономических контактов, как правило, не пренебрегают контактами в области противодействия преступности.
Формы международного взаимодействия в области борьбы с преступностью весьма разнообразны:
— оказание помощи по уголовным, гражданским и семейным делам;
— заключение и реализация международных договоров и соглашений по борьбе с преступностью и прежде всего транснациональной преступностью;
— исполнение решений иностранных правоохранительных органов но уголовным и гражданским делам;
— регламентация уголовно-юридических вопросов и прав личности в области обеспечения правопорядка;
— обмен информацией представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов;
— проведение совместных научных исследований и разработок в области борьбы с преступностью;
— обмен опытом правоохранительной работы;
— оказание содействия в подготовке и переподготовке кадров
— взаимное представление материально-технической и консультативной помощи[1].
Стратегические вопросы международного сотрудничество в области борьбы с преступностью решаются Организацией Объединенных Наций. И это неслучайно, поскольку преступность не существует сама по себе и ее уровень определяется всей системой международных контактов. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН неоднократно отмечалось, что рост преступности в сочетании с его транснациональным характером ставит под угрозу внутреннюю безопасность государств посягает на свободу человека жить без страха, а также может подорвать международные отношения. Все это требует создания эффективных международных механизмов и более тесного сотрудничества между государствами.
Функция ООН как организатора борьбы с преступностью в мире заложена в уставе этой международной организации. Так в ст. 1 Устава ООП говорится, что ООН: поддерживает международный мир и безопасность развивает дружественные отношения между государство ми; осуществляет международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального и гуманитарного, характера. ООН вырабатывает основные стандарты, принципы, рекомендации, (формулирует международные нормы в защиту лиц, обвиняемых в совершении преступлений, и лиц, лишенных свободы. Эти нормы в своей основе исходят из положений Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах[2].
Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд документов, которые прямо направлены на борьбу с преступностью в мире:
— Минимальные стандартные правила обращения с заключенными;
— Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка;
— Меры борьбы против коррупции
— Международный кодекс поведения государственных должностных лиц;
— Основные принципы применения силы и огнестрельного ''оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка;
— Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью;
— Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов;
— Основные принципы, касающиеся роли адвокатов.
18 декабря
— борьбу с преступностью национального и транснационального характера;
— активизацию глобального и регионального характера;
— объединение усилий государств — членов ООН в предупреждении транснациональной преступности;
— более эффективное отправление уголовного правосудия;
— содействие соблюдению самых высоких стандартов справедливости, гуманности, правосудия и профессионального поведения.
Чтобы в максимальной степени актуализировать проблему борьбы с
преступностью в составе Экономического и Социального Совета ООН, в
Немаловажны и усилия ООН по подготовке так называемы, модельных соглашений. Тут прежде всего следует упомянуть Типовой договор взаимной помощи в области уголовного правосудия. Типовой договор о передаче уголовного судопроизводства; Типовой договор о выдаче; Типовой договор о передаче надзора за правонарушителями, которые были условно осуждены или условно освобождены; Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей[3].
Помимо Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию в систему органов ООН, специально занимающихся вопросами борьбы с преступностью, входят: Центр по международному предупреждению преступности (Венский центр), Межрегиональный Римский научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия, Азиатский и Дальневосточный институт ООН в Токио по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Хельсинкский институт по предупреждению преступности и борьбе с ней, Африканский институт ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Арабский исследовательский и учебный центр в Эль-Риаде по вопросам безопасности, Австралийский (Канберра) институт криминологии, Канадский (Ванкувер) Международный центр по реформам уголовного законодательства и политике по уголовному правосудию. Названные ив. статуты проводят научные исследования, занимаются вопросами повышения квалификации кадров национальных правоохранительных органов, оказывают методическую, материальную и техническую помощь в разработке разного рода проектов, обеспечивают заинтересованные организации информацией о преступности и мерах борьбы с ней в мире.
Обширные политические, организационные и финансовые возможности
позволяют ООН оперативно реагировать на происходящие в мире количественные и
качественные изменения преступности, разрабатывать эффективные средства борьбы
с новыми видами преступлений. Подтверждением тому
является десятый Конгресс
Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями (Вена, 10—17 апреля
На десятом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями была принята рассчитанная на перспективу «Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы.XXI.века».
ООН в силу своего специфического положения применительно к борьбе
с преступностью решает в основном задачи глобального, стратегического характера.
Более конкретные, тактические задачи решаются региональными международными
организациями. Это: Совет Европы, Европейский Союз, Организация американских
государств, Лига арабских стран, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии,
Организация африканского единства. По ряду причин объективного и субъективного
характера для Российской Федерации и ряда других стран СНГ наибольший практический
интерес представляют международные региональные организации, находящиеся на
Европейском континенте, Совет Европы и Европейское Сообщество. Последняя opганизация, в частности, уже в
Форма сотрудничества: регулярно проводимые совещания министров юстиции, полиции и служб безопасности. Совещание этих ведомств готовят рабочие группы экспертов.
2. Международная организация уголовной полиции (Интерпол) – орган международного сотрудничества.
Особое место в международном сотрудничестве занимает Международная организация уголовной полиции
(Интерпол), которая была создана в
Из неправительственной организации Интерпол превратился в межправительственную и в настоящее время объединяет более 170 государств, уступая по представительности только ООН, членами которой являются около 180 государств.
Высшим органом Интерпола является Генеральная ассамблея, сессии которой проходят один раз в год. Исполнительный комитет его формируется из представителей регионов. Постоянно действующим аппаратом является секретариат. Для научной проработки документов существует институт советников.
В отличие от других международных организаций Интерпол имеет национальные центральные бюро (НЦБ) в каждой стране.
Согласно уставу Интерпол обеспечивает и развивает взаимное сотрудничество органов уголовной полиции в рамках действующих в их странах законов, создает и развивает учреждения, которые могут способствовать предупреждению уголовной преступности. Основная его работа — организация сотрудничества по конкретным уголовным делам путем приема, анализа и передачи информации от НЦБ и для них.
Каждое НЦБ поддерживает постоянные связи со своими правоохранительными органами, а на международном уровне — с НЦБ других стран и с Генеральным секретариатом Интерпола.
Интерпол главным образом занимается международной преступностью. Его основное внимание сосредоточено на преступлениях, предусмотренных международными конвенциями, на наркобизнесе, организованной транснациональной преступности. Но в разряд международных может попасть любое преступление, совершенное «гастролерами»[5].
Генеральный секретариат ведет учет международных преступников, их
документов, статистическую и исследовательскую работу, разрабатывает
предложения по совершенствованию международного и национального
законодательства. Примером может служить сотрудничество Интерпола с ООН и
Международной организацией гражданской авиации по выработке мер безопасности
при угонах и захватах воздушных судов преступниками. В результате этой работы
была принята Гаагская (
3. Основные направления и формы международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью в свою очередь нуждается в наличии правового, организационного и научного обеспечения.
Традиционные формы международного сотрудничества сочетаются с широкими международными конференциями и другими мероприятиями по сложным и актуальным проблемам.
Обратимся к одной из них — к проблеме организованной преступности. Она последовательно решается более двадцати лет. Впервые она обсуждалась на Пятом конгрессе, где было признано, что преступность в форме международного бизнеса представляет собой более серьезную проблему, чем традиционные формы преступного поведения. Затем к ней обратился Шестой конгресс, проявивший беспокойство по поводу организованных преступников, которые оказываются вне досягаемости закона. Седьмой конгресс обсудил вопрос использования организованной преступностью пробелов в законодательстве различных стран. Восьмой конгресс принял руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней. Они были поддержаны Генеральной Ассамблеей в резолюции о международном сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью.
Различные аспекты этой проблемы обсуждались экспертами ООН,
Интерпола и неправительственных организаций на совещании в Чехословакии
(Смоленич, май
Особое значение имела Всемирная конференция по организованной
транснациональной преступности на уровне министров (Неаполь,
Эти материалы были представлены Девятому конгрессу ООН, на котором обсуждался вопрос о возможном принятии конвенции ООН и ее конкретном содержании. Материалы обсуждений интегрируются в Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию и в других органах ООН.
Аналогичная работа проводится по международному сотрудничеству в борьбе с незаконным распространением наркотиков оружия, с международной коррупцией и другими транснациональными видами преступности, а также по сотрудничеству в сфере экологической безопасности.
В числе субъектов важной и сложной работы по рассматриваемому сотрудничеству надо выделить неправительственные организации, имеющие консультативный статус при ООН: Международная ассоциация уголовного права (МАУП), Международное криминологическое общество (МКО), Международное общество социальной защиты (МОСЗ) и Международный уголовный и пенитенциарный фонд (МУПФ).
Их работа координируется Международным комитетом по координации
(МКК), который обычно называется «Комитет четырех», он синтезирует все
основные исследования и работает в контакте с Венским центром ООН. Фактически
он действует с
Совместные акции четырех международных организаций серьезно влияют на международную политику ООН в области борьбы с преступностью. Деятельность «Комитета четырех» связана прежде всего с планом функционирования международного сообщества по подготовке к конгрессам ООН. Он имеет консультативный статус при ЭКОСОС, а также готовит коллоквиумы, координирует работу ассоциаций, совместно с центрами ООН приглашает к сотрудничеству другие международные организации, консультирует Фонд ООН по борьбе с злоупотреблениями наркотиками, сотрудничает с Всемирным обществом виктимологии и Всемирной федерацией психического здоровья.
Многие новые аспекты борьбы с преступностью и обращения с
правонарушителями, прежде чем выйти на уровень глобального международного
сотрудничества, обсуждались и проверялись в МКК и координируемых им
организациях: МАУП, МКО, МОСЗ, МУПФ. Международная ассоциация уголовного права
основана в
Ассоциация издает журнал «Международный обзор уголовного права», где публикуются актуальные исследования по национальным и международному уголовному праву. Под эгидой ассоциации работает Высший международный институт уголовно-правовых наук.
Международное криминологическое общество основано в
МКО изучает причины преступности на международном уровне, организует криминологические конгрессы, семинары, коллоквиумы, публикует их материалы, оказывает содействие национальным криминологическим институтам, учреждает и назначает стипендии и премии для стимулирования криминологической науки.
МКО провело 11 международных конгрессов: 1-й конгресс — в Риме в
МКО организует проведение международных криминологических курсов
в различных странах мира. Первые курсы были организованы в Париже в
Практическое задание.
Дайте понятие и приведите примеры использования индексов в практике МВД.
Индекс преступности – обобщающий показатель двух и более совокупностей, состоящий из элементов, неподдающихся суммированию.
Индекс используется для отражения степени общественной опасности (тяжести) различных преступлений совершаемых в различных регионах или в разные годы.
Нередко индекс преступности идентифицируют с коэффициентом преступности. Одним из важнейших показателей, используемых специалистами для характеристики преступности как негативного социально правового явления является ее состояние, которое определяется абсолютным числом совершенных преступлений ( и лиц их совершивших) на определенной территории за определенный период времени. Реальное состояние преступности выражается числом фактически совершенных преступлений ( и лиц их совершивших), однако с учетом того , что некоторые преступления остаются не выявленными, латентными, на практике состояние преступности определяется по данным уголовной статистики- количеством только зарегистрированных преступлений, а также числом не выявленных лиц, совершивших преступление. Состояние преступности понимается в двух смыслах:
В широком смысле - состояние преступности – это вся совокупность количественных и качественных показателей совершенных в государстве либо ином административно территориальном образовании преступлений за определенный период времени.
В узком смысле – это зарегистрированная преступность государства либо иного административно территориального образования за определенный период времени.
Для сравнения напряженности криминальной ситуации в разных странах, регионах, городах, населенных пунктах используется показатель уровня (коэффициента ) преступности.
Органы МВД могут использовать индексы для определения:
- удельного веса различных видов и групп преступлений
- соотношения преступлений по категориям тяжести: небольшой, средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие
- распределения преступности по городам и селам
- соотношения умышленных и неосторожных преступлений
- удельного веса корыстных и насильственных преступлений
- доли мужчин, женщин, несовершеннолетних.
Заключение
Преступность – это сложное социально правовое явление. Существует десятки ее определений: преступность – реальное негативное явление, возникающее в классовом обществе, преступность – разновидность нравственного помешательства, преступность – побочный продукт цивилизации, преступность – способ достижения социальных благ и власти Одним из важнейших показателей, используемых специалистами для характеристики преступности как негативного социально правового явления является ее состояние, которое определяется абсолютным числом совершенных преступлений (и лиц их совершивших) на определенной территории за определенный период времени. Реальное состояние преступности выражается числом фактически совершенных преступлений ( и лиц их совершивших), однако с учетом того, что некоторые преступления остаются не выявленными, латентными, на практике состояние преступности определяется по данным уголовной статистики- количеством только зарегистрированных преступлений, а также числом не выявленных лиц, совершивших преступление.
Основные источники криминологической информации: юридическая статистика, экономическая, социальная, демографическая и другие отрасли статистической науки.
Во избежание массовой преступности государства сотрудничают между собой в области борьбы с преступностью
Список использованной литературы
1. Алексеев А.И. Криминология. – М., 2001
2. Гилинский Я. Криминология. – СПб., 2002
3. Криминология. / Под общей редакцией А.И. Долговой. –М.: Издательская группа Норма – Инфра , М, 2003
4. Криминология. / Под редакцией Н.Ф. Кузнецовой и Г.М. Миньковского. –М.: Издательство МГУ, 2001
5. Криминология. /Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П., Сальникова, С.В. Степашина. – СПб., 2002
6. Криминология. / Под редакцией В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. –М.: Юристъ, 2004
7. Российская криминологическая энциклопедия. Под общей редакцией А.И. Долговой. –М.: Издательство Норма, 2000
8. Сахаров А.Б. Проблемы преступности в современных условиях. – М., 2003
[1] Криминология. / Под общей редакцией А.И. Долговой. –М.: Издательская группа Норма – Инфра , М, 2003 – С. 458.
[2] Сахаров А.Б. Проблемы преступности в современных условиях. – М., 2003 – С. 125
[3] Криминология. / Под редакцией В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. –М.: Юристъ, 2004 – С. 647
[4] Криминология. / Под редакцией В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. –М.: Юристъ, 2004 – С. 647
[5] Криминология. / Под общей редакцией А.И. Долговой. –М.: Издательская группа Норма – Инфра , М, 2003 – С. 458.
[6] Криминология. / Под редакцией В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. –М.: Юристъ, 2004 – С. 649
[7] Криминология. / Под общей редакцией А.И. Долговой. –М.: Издательская группа Норма – Инфра , М, 2003 – С. 459.