Содержание
Введение. 3
1. Общая характеристика судебной речи государственного обвинителя, ее цель и задачи. 6
2. Подготовка государственным обвинителем судебной речи. 7
3. Структура и содержание обвинительной речи. 11
4. Форма обвинительной речи. 13
5. Риторические требования, предъявляемые к судебной речи. 21
5.1. Употребление слов в соответствии с их смыслом и стилистической окраской 21
5.2.. Правильное по смыслу сочетание слов друг с другом. 23
5.3. Тавтологические обороты.. 26
Заключение. 28
Список использованной литературы.. 30
Введение
В условиях судебной и правовой реформы в Российской Федерации одно го приоритетных направлений деятельности прокуратуры - поддержание государственного обвинения. Это объясняется возрастанием роли государственного обвинения в связи с новеллами УПК РФ, направленными на приведение уголовно-процессуального законодательства в соответствие с конституционным принципом состязательности и равноправия сторон, освобождение суда от несвойственной ему обвинительной функции, возложение всей ответственности за доказанность обвинения, его законность и обоснованность на поддерживающего государственное обвинение прокурора. Согласно ч. 2 ст. 14 УПК РФ подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.
Выбранная тема работы обусловлена ее актуальностью. Особенности профессиональной деятельности прокурора настолько своеобразны и так существенно затрагивают права и интересы людей, что требуют отдельной характеристики с точки зрения их влияния на нравственное содержание этой деятельности.
Деятельность прокурора носит государственный характер, так как он является должностным лицом, представителем власти, осуществляет властные полномочия. Обвинители наделяются этими полномочиями для защиты интересов граждан, общества и государства от различных посягательств и в своем служебном общении с другими людьми представляют государственную власть. Закон в ряде случаев прямо определяет государственный характер принимаемых ими решений. Так, приговоры по уголовным делам выносятся именем государства. Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, а также поддерживает государственное обвинение в суде. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми, кого они касаются.
Новизна и практическая значимость работы обусловлена тем, что действия и решения государственного обвинителя затрагивают коренные права и интересы граждан. Поэтому профессиональная деятельность названных лиц должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга. Люди, решающие судьбы других, должны обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки. Прокурор как представитель власти в суде выступает с обвинительным заключением.
Суть проблемы, рассматриваемой в работе, заключается в следующем: как и всякий текст, обвинительное заключение подчиняется определенным правилам в выборе слов, их употреблении, сочетании между собой, в конструировании предложений. Во-первых, это правила, общие для русского литературного языка, и, во-вторых, правила, специфичные для официально-делового стиля для официально-деловых текстов характерно широкое употребление терминологии (в нашем случае - юридической). Однако термины не составляют всего текста и даже не преобладают в процентном отношении над другими словами – не терминами. Как бы ни было насыщено то или иное сообщение специальным содержанием, основу такого сообщения составляют общеупотребительные языковые средства.
Целью работы является изучение элементов риторики используемых при подготовке обвинительной речи.
Задачами работы являются:
- изучение понятия обвинительной речи,
- изучение элементов риторики используемых при подготовке обвинительной речи.
Предметом исследования являются элементы риторики используемые при подготовке обвинительной речи. Объектом исследования является обвинительная речь.
1. Общая характеристика судебной речи государственного обвинителя, ее цель и задачи
Выступление государственного обвинителя с судебной речью представляет собой разновидность аргументационной деятельности. Аргументация - это интеллектуально-речевая деятельность, сущность которой заключается в приведении доводов для подтверждения или опровержения какого-либо мнения, усиления или ослабления чьих-либо убеждений, изменения позиции другой стороны. Главная цель всякой аргументации - убедить в правильности своих выводов собеседника или аудиторию, сделать их своими единомышленниками. С этой же целью в процессе аргументации наряду с логическими применяются речевые, эмоционально-психологические и другие способы убеждающего воздействия.
Сказанное позволяет понять смысл слов А.Ф. Коня о том, что «в основании судебного красноречия лежит необходимость доказывать и убеждать, иными словами, необходимость склонять слушателей присоединиться к своему мнению»[1].
Словосочетание «склонять слушателей присоединиться к своему мнению» означает не принудительное навязывание своего мнения судьям, слушателям, а процесс их убеждения, направленный на то, чтобы добиться внутреннего принятия ими позиции судебного оратора, их согласия с его точкой зрения по вопросам, разрешение которых относится к компетенции суда. Достижение этой цели в судебной речи и обеспечивается таким способом воздействия на взгляды и поведение слушателей, как аргументация.
Следовательно, в основании судебного ораторского искусства, в том числе и судебной речи государственного обвинителя, лежит процесс аргументации, направленный на то, чтобы сделать слушателей, прежде всего судей, своими единомышленниками по всем обсуждаемым вопросам, побудить их присоединиться к мнению государственного обвинителя. Именно в этой аргументационной деятельности заключается сущность выступления государственного обвинителя с судебной речью.
С учетом сказанного можно определить цель и задачи судебной речи государственного обвинителя. Основная цель выступления прокурора с судебной речью - убедить суд в законности и обоснованности позиции государственного обвинителя по вопросам, разрешаемым судом при постановлении приговора (ч. I ст. 299 УПК РФ)[2].
Убедительность выступления государственного обвинителя зависит не только от доказательности речи, но и от эффективного решения других задач судебной речи, связанных с процессом аргументации. Эти задачи сформулированы еще Цицероном: «Все построение убедительной судебной речи основано на трех вещах: доказать правоту того, что мы защищаем, расположить к себе слушателей, направить их мысли в нужную для дела сторону».
На эффективное решение данных задач, и прежде всего на доказывание законности, обоснованности и справедливости позиции государственного обвинителя, направлена деятельность государственного обвинителя, связанная с подготовкой и произнесением судебной речи:
1) изучение материалов надзорного производства и уголовного дела;
2) определение позиции по уголовному делу и вида судебной речи;
3) определение формы подготовки выступления,
4) разработка судебной речи, убедительной по структуре, содержанию и форме.
2. Подготовка государственным обвинителем судебной речи
В теории и практике судебного ораторского искусства существуют разные точки зрения по вопросу о целесообразности предварительного составления текста судебной речи. Противники письменной подготовки к выступлению в суде полагают, что судебный оратор должен уметь говорить в суде без всякой подготовки, экспромтом, что заранее написанная речь в суде безжизненна, бледна, не производит должного впечатления - это «яркий цветок с запахом бумаги и клея». Кроме того, они считают, что письменная форма подготовки речи неудобна для оратора, так как стесняет, гипнотизирует его, особенно при изменении обстановки в суде, у всякого оратора, пишущего свои речи, являются ревностно-любовное отношение к своему труду и боязнь утратить из него то, что достигнуто иногда усидчивой работой. Исходя из этих соображений, А.Ф. Кони высказывался против того, чтобы речь была заранее написана. «Я никогда не писавший своих речей предварительно, позволю себе в качестве старого судебного деятеля сказать молодым деятелям... не пишите речей заранее, не тратьте времени, не полагайтесь на помощь этих сочиненных в тиши кабинета строк, медленно ложившихся на бумагу, а изучайте внимательно материал, запоминайте его, вдумывайтесь в него - и затем следуйте совету Фауста: «Говорите с убеждением, слова и влияние на слушателей придут сами собою»[3].
Но большинство ораторов, в том числе юристов, отстаивают диаметрально противоположную точку зрения. Цицерон, основываясь на собственном богатом опыте и опыте других ведающихся ораторов, считал, что «перо - лучший учитель, написанная речь лучше только продуманной».
Видный судебный деятель П.С. Пороховщиков (П. Сергеич) в свое время настоятельно рекомендовал судебным ораторам писать свои речи по сложным делам от начала и до конца, не полагаясь на свою гениальность, вдохновение, импровизацию: «Знайте читатель, что, не исписав несколько сажен али аршин бумаги, вы не скажете сильной речи по сложному делу. Если только вы не гений, примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руке.
...Остерегайтесь импровизации. Отдавшись вдохновению, вы можете упустить существенное и даже важнейшее.
Можете выставить неверное положение и дать козырь противнику. У вас не будет надлежащей уверенности в себе.
...Импровизаторы, говорит Квинтилиан, хотят казаться умными перед дураками, но вместо того оказываются дураками перед умными людьми.
Наконец, имейте в виду, что крылатый конь может изменить.
Люде знающие и требовательные и в древности, и теперь утверждают, что речь судебного оратора должна быть написана от начала до конца»1.
Подобное мнение разделяли известнейшие судебные ораторы того времени: С.А. Андреевский, В.Д. Спасович, А.Я. Пассовер и П.Н. Обнинский. Последний в работе «Судебная речь» объявлял все возражения против предварительного письменного составления текста судебной речи «самонадеянным оправданием собственной лени».
Представляется, что спор между сторонниками и противниками письменной формы подготовки судебной речи не может быть решен абстрактно, без учета конкретных особенностей рассматриваемого дела и индивидуальных особенностей каждого судебного оратора. В зависимости от степени сложности рассматриваемого уголовного дела, опыта и квалификации государственного обвинителя, особенностей его памяти и мышления, умения или неумения в достаточной степени «словом править и держать мысль на привязи свою» могут быть использованы следующие формы подготовки к выступлению с судебной речью:
а) написание речи целиком;
б) написание тезисов выступления;
в) составление письменного плана речи[4].
При выступлении с краткой речью по несложным уголовным делам опытные судебные ораторы могут использовать и такую форму подготовки к выступлению, как составление мысленного плана речи.
Определенную специфику имеет подготовка к выступлению с
обвинительной речью, когда согласно ч. 4 ст. 246 УПК РФ обвинение поддерживают
несколько прокуроров. В приказе Генерального прокурора от 3 июня
Для подготовки и произнесения убедительной по структуре, содержанию и форме обвинительной речи, выступления с репликой или с отказом от обвинения государственный обвинитель должен учитывать выработанные юридической наукой и практикой требования, предъявляемые к структуре, содержанию и форме этих видов судебных речей.
3. Структура и содержание обвинительной речи
Обвинительная речь прокурора состоит из вступления, главной части и заключения.
Вступление и заключение образуют как бы «обрамление» речи, ее «композиционную рамку».
Вступление рекомендуется особенно тщательно разрабатывать по сложным делам, имеющим повышенную общественную значимость. По таким делам, как справедливо отмечал А. Левенстим. «красивое вступление вполне уместно, тем более что несколько фраз, придуманных заранее, дадут оратору полную возможность преодолеть смущение, которое его охватило в начале речи, а интересная мысль сразу приобретает ему благосклонность слушателей... Введение должно возбуждать внимание слушателей, приготовлять их мысли к выводам...»[5]
Во вступлении государственный обвинитель стремится решить следующие задачи: вызвать интерес слушателей и овладеть их вниманием; установить с ними психологический контакт, расположить их к себе, завоевать их доверие; психологически подготовить слушателей к восприятию содержания главной части речи.
Для решения этих задач государственный обвинитель может использовать различные приемы:
1) дать оценку общественной опасности преступления, характеристику общественного значения дела и судебного процесса;
2) указать на характерные особенности дела, например на особый характер доказательств, которыми приходится оперировать по делу (обвинение построено только на косвенных доказательствах и др.);
3) процитировать, философско-нравственный источник, в котором крайне отрицательно характеризуются такие преступления, как то, в котором обвиняется подсудимый;
4) дать краткое описание картины преступления, что облегчат переход к главной части речи;
5) изложить программу выступления по сложному многоэпизодному и (или) групповому уголовному делу.
Основная задача главной части обвинительной речи - изложение и обоснование позиции государственного обвинителя по следующим вопросам, разрешаемым судом при постановлении приговора (ч. 1 ст. 299 УПК РФ):
1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;
2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
3) является ли это деяние преступлением и каким пунктом, частью, статьей Уголовного кодекса Российской Федерации оно предусмотрено;
4) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления;
5) подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление;
6) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание;
7) какое наказание должно быть назначено подсудимому (перечисленные вопросы суд, согласно ч. 2 ст. 299 УПК РФ, разрешает по каждому преступлению в отдельности - когда подсудимый обвиняется в совершении нескольких преступлений, а в случаях, когда в совершении преступления обвиняется несколько подсудимых, то суд в соответствии с ч, 3 ст. 299 УПК РФ разрешает указанные вопросы в отношении каждого подсудимого в отдельности, определяя роль и степень его участия в совершенном деянии);
8) имеются ли основания для постановления приговора без назначения наказания или освобождения от наказания;
9) какой вид исправительного учреждения и режим должны быть определены подсудимому при назначении ему наказания в виде лишения свободы;
10) подлежит ли удовлетворению гражданский иск, в чью пользу и в каком размере;
11) как поступить с имуществом, на которое наложен арест для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации;
12) как поступить с вещественными доказательствами;
13) на кого и в каком размере следует возложить процессуальные издержки;
14) должен ли суд в случаях, предусмотренных ст. 48 УК РФ, лишить подсудимого специального, воинского или почетного звания, классного чина, а также государственных наград;
15) могут ли быть применены принудительные меры воспитательного воздействия в случаях, предусмотренных ст. 90 и 91 УК РФ;
16) могут ли быть применены принудительные меры медицинского характера в случаях, предусмотренных ст. 99 УК РФ;
17) следует ли отменить или изменить меру пресечения в отношении подсудимого.
4. Форма обвинительной речи
Обвинительная речь - самое ответственное, сложное и продолжительное выступление государственного обвинителя. Для обеспечения действенного воздействия на судей и слушателей обвинительная речь должна быть убедительной не только по структуре и содержанию, но и по форме произнесения.
Убедительная форма произнесения обвинительной речи характеризуется теми качествами, которые способствуют положительному решению задач, связанных с аргументацией, построением убедительной судебной речи (доказать правоту того, что мы защищаем, расположить к себе слушателей и направить их мысли в нужную для дела сторону), прежде всего тем, что произносится не «по бумажке», а живо, свободно. Живая, свободная речь более эффективно воздействует на слушателей, обеспечивает не только доказательность, но и имеет силу внушения. Именно этим отличается речь подлинного оратора от сообщения докладчика[6].
Антиподом такого выступления выглядит «казенная»[7] судебная речь, при произнесении которой оратор, уподобляясь докладчику, зачитывает заранее приготовленную речь «по бумажке» или механически воспроизводит ее «по памяти». Все сказанное не означает, что обвинитель, готовясь к судебным прениям, не должен заранее готовиться к обвинительной речи. В то же время речь, прочитанная слово в слово по написанному тексту, когда оратор не отрывается от бумажки, никакого отношения к ораторскому искусству не имеет.
Для того чтобы овладеть умением произносить убедительную речь в состязательном уголовном процессе, судебный оратор должен готовить не только саму речь, но и себя к произнесению такой речи, т.е. воспитывать, формировать, развивать, оттачивать и шлифовать духовные качества подлинного судебного оратора, прежде всего умение самостоятельно мыслить, общую и профессиональную культуру. Следует учитывать, что судья и процессуальные противники о надежности, благоразумии, здравом смысле судебного оратора судят по его речевой деятельности не только во время судебных прений, но и на предыдущих этапах судебного разбирательства, в частности, по его умению ставить допрашиваемым лицам правильные вопросы. Одной из ошибок участников процесса как раз и является постановка бессмысленных вопросов. О вреде подобных вопросов свидетельствует следующее замечание И. Канта: «Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето»[8].
Во время судебного следствия «доение козла» выражается в постановке допрашиваемым лицам бестолковых, ненужных вопросов, побуждающих давать на них ответы, которые не «работают» на «поле» обвинения. Это, бесспорно, подрывает авторитет государственного обвинителя и у допрашиваемых лиц, и у председательствующего судьи, ибо невольно вызывает у слушателей иронично-скептическое отношение и, таким образом, снижает убедительность обвинительной речи еще до начала судебных прений.
Произнесенная речь способствует эффективному решению стоящих перед государственным обвинителем задач только тогда, когда в ней проявляются такие коммуникативные качества, как ясность, логичность, выразительность и точность речи. Она также должна быть лаконичной при достаточной продолжительности.
Ясность речи заключается в ее доходчивости. Речь должна быть понятна для слушателей. Ясность речи достигается использованием общеупотребительных слов и выражений.
Популярность, доступность, прозрачность речи, а значит, и ее убедительность зависят и от других коммуникативных качеств речи, в том числе от ее логичности.
Логичность речи заключается в последовательном изложении ее содержания в соответствии с законами логики.
На типичные проявления логически непоследовательной, а значит, непонятной и неубедительной речи указывал А.Ф. Кони: «Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать». Очевидно, что подобная речь формирует у слушателей нежелание внимать доводам оратора, затрудняет установление и поддержание психологического контакта.
И наоборот, если мысли текут, развиваются в четкой логической последовательности, такая речь не вызывает никаких неприятных ощущений для слушателей, ибо она покоряет ум и сердце своим гармоническим единством. «Естественное течение мысли, — писал А.Ф. Кони, — доставляет кроме умственного глубокое эстетическое наслаждение», что придает речи еще большую понятность, облегчает установление и поддержание психологического контакта. Для построения и произнесения логически последовательной, связной судебной речи необходимо изначально тщательно продумать ее план и композицию[9].
План речи - это ее содержательная схема, в которой отражается логика перехода от одной мысли к другой.
Естественный переход от одного к другому обеспечивается и логически совершенной композицией судебной речи, логически-смысловым единством всех ее частей (вступления, главной части и заключения). О логически-смысловом единстве совершенной речи очень красочно сказал Платон: «Всякая речь должна быть составлена словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому».
Для того чтобы разработать и произнести такую гармоничную речь, необходимо прежде всего четко определить замысел речи, ее главную мысль -тезис речи, который красной нитью будет проходить через все части речи и связывать их в единое целое.
В суде главная мысль, которая должна последовательно развиваться в каждой части речи, в каждом ее фрагменте, в каждом слове и даже в каждом логическом ударении, паузе или интонации, так или иначе связана с позицией государственного обвинителя по вопросам о фактической стороне дела и виновности подсудимого и другим вопросам, подлежащим разрешению судом при вынесении приговора.
Эффективному усвоению председательствующим судьей и другими слушателями главной мысли государственного обвинителя, его позиции и доводов, на которых она основана, способствует еще одно важное коммуникативное качество - лаконичность при достаточной продолжительности речи. Это коммуникативное качество выражается в отсутствии лишних слов, мешающих движению главной мысли, экономности, емкости, упругости, содержательности речи, в которой «словам тесно, а мыслям просторно». Лаконичная речь, обладающая достаточной продолжительностью, может быть и краткой, и длинной, и очень краткой, и очень длинной, произноси-мой в течение нескольких часов и даже дней — когда здравый смысл подсказывает, что разумно, целесообразно, уместно избрать ту или иную продолжительность речи, с учетом обстоятельств дела, замысла оратора, его интеллектуально-духовного потенциала, его речевых ресурсов, умений и навыков.
Государственным обвинителям известно, что слишком длинная судебная речь нередко бывает неудачной. Но и короткая речь чаще всего функционально неоправданна, если она по сложному делу не позволяет понятно, полно и убедительно разъяснить суду позицию и доводы обвинения.
Выразительностью (экспрессивностью) речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей, облегчают восприятие, запоминание изложенного в речи материала, содержащихся в ней рассуждений, фактов, доказательств и их взаимосвязей, вызывают положительные эмоции и чувства, активизирующие воображение, логическое и образное мышление и память.
О значении выразительности для построения убедительной судебной речи очень образно сказал Цицерон: «Мы склоняем людей к своему мнению тремя путями - или убеждая их, или привлекая, или возбуждая; но из этих трех путей лишь один должен быть на виду: пусть кажется, что мы стремимся только к убеждению; остальные же два наши средства, подобно крови в жилах, должны сочиться по всему составу речей»[10].
Средствами для привлечения и возбуждения внимания слушателей, которые «подобно крови в жилах, должны сочиться по всему составу речей», служат такие структурные элементы речи, обеспечивающие ее выразительность, экспрессивность, как эстетически совершенный стиль речи (единство в многообразии высказываемых мыслей, слов, выражений, фраз, оборотов, периодов, разделов и тона речи) и образные средства речи.
В процессе разработки судебной речи используются следующие образные средства речи: сравнения, метафоры, ирония, обороты речи, в которых слова, фразы и выражения употребляются в переносном, образном смысле в целях достижения большей художественной выразительности.[11]
Судебная речь, украшенная образами, несравненно выразительнее, живее, нагляднее простой речи, составленной из одних рассуждений. Поэтому образная речь лучше запоминается судьями и присяжными заседателями, оказывает действенное влияние на формирование их внутреннего убеждения. Для обеспечения эффективного решения всех задач, связанных с процессом убеждения, образные средства должны применяться в оптимальном сочетании с риторическими фигурами.
Риторические фигуры (фигуры речи) - это особые стилистические обороты, служащие для усиления образно-выразительной стороны высказывания (речевые повторы, антитеза, предупреждение, вопросно-ответный ход, риторический вопрос, неожиданный перерыв мысли и умолчание)[12]. Говоря словами П. Сергеича, фигуры речи - это «курсив в печати, красные чернила в рукописи».
В процессе произнесения и восприятия речи риторические фигуры выступают в роли своеобразных «манков», привлекающих внимание и возбуждающих интерес слушателей к речи, активизирующих у них логическое и образное мышление, воображение, логическую и образную память.
В судебной речи наиболее распространенная фигура - речевой повтор. При правильном расположении повторение одного и того же придает фразе не только ясность, но и значительность, что делает высказывание более убедительным. Речевые повторы и обусловленный ими «стереоэффект», как бы умножающий количество высказываемых мыслей, создают комфортные психологические условия для усвоения слушателями наиболее важных доводов государственного обвинителя.
Вопросно-ответный ход - риторическая фигура, которая заключается в том, что оратор задает себе (и слушателям) вопросы и сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход можно сочетать с еще одной риторической фигурой - риторическим вопросом - стилистической фигурой речи, которая состоит в том, что оратор эмоционально утверждает или отрицает что-либо в форме вопроса, но не отвечает на него. Риторический вопрос рассчитан на то, что у слушателей сама собой возникнет мысль: «Ну, разумеется, это так!».
Для направления мыслей слушателей в нужную для дела сторону особенно эффективен такой риторический прием, как фигура умолчания - эффективный способ убеждающего внушения, который состоит в том, что оратор в своей речи не договаривает все до конца, не «разжевывает» слушателям очевидные мысли, конечные выводы, а только сообщает им веские фактические данные, которые и на сознательном, и на подсознательном уровне «запускают» механизм мышления таким образом, что слушатели самостоятельно, путем собственных размышлений и сопутствующих им интеллектуальных подсознательных и эмоциональных ассоциаций приходят к конечным выводам, прогнозируемым судебным оратором.
Искусные судебные ораторы умело используют еще один риторический прием - неожиданный перерыв мысли - речевую фигуру, которая заключается в том, что оратор неожиданно для слушателей прерывает начатую мысль, а затем, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее. Этот прием дает лицу не только вниманию, взбадривая и освежая его, но и любопытству, поддразнивая его, что способствует формированию у слушателей интереса к речи, поддержанию психологического контакта, направлению мыслей в нужную для дела сторону[13].
Итак, выразительность (экспрессивность) речи достигается при помощи структурных элементов речи: речевых фигур, образных средств речи (сравнения, эпитета, иронии и других тропов) и эстетически совершенного стиля речи. Искусное применение государственным обвинителем этих средств обеспечивает эффективное воздействие не только на ум, но и на чувства слушателей.
Для решения данной сверхзадачи речь государственного обвинителя должна обладать еще тремя важными коммуникативными качествами: уместностью, искренностью и точностью.
Уместность — это такая организация средств языка и речи, которая больше всего подходит к ситуации, отвечает задачам и целям общения, способствует установлению и поддержанию психологического контакта между говорящим и слушающим.
Искренность речи — это такое коммуникативное качество, которое заключается в вызывающем доверие слушателей тоне речи,, естественным образом выражающем подлинные мысли и чувства оратора, его внутреннюю убежденность в правильности и справедливости отстаиваемых им в речи положений, что способствует формированию такой же внутренней убежденности и у слушателей[14].
5. Риторические требования, предъявляемые к судебной речи.
5.1. Употребление слов в соответствии с их смыслом и стилистической окраской
Важнейшим условием правильности речи является употребление слов в соответствии с присущими им в литературном языке значениями. Второе условие – употребление слов в зависимости от их стилистических особенностей и особенностей контекста. Лексика, используемая в обвинительном заключении, в подавляющем большинстве случаев стилистически однотипна: это слова книжные или нейтральные. Однако это не значит, что в тексте обвинительного заключения нельзя использовать стилистические и смысловые синонимы. Напротив, и в деловой речи (конечно, в гораздо меньшей степени, чем, скажем, в художественном или публицистическом произведении) осуществляется выбор нужного, наиболее подходящего слова из ряда слов, сходных по значению и стилистической окраске.
Говоря о выборе слова из ряда синонимов, академик Л.В. Щерба так раскрывал механизм отношений между словами, близкими по смыслу и употреблению: «Синонимические ряды обыкновенно образуют систему оттенков одного и того же понятия, которые в известных условиях могут быть небезразличны. Возьмем, например, цикл слова знаменитый (в применении к человеку), с которым конкурируют известный, выдающийся, замечательный и большой. Все эти слова обозначают, конечно, одно и то же, но каждое подходит к одному и тому же понятию с несколько особой точки зрения: большой ученый является как бы объективной характеристикой; выдающийся ученый подчеркивает, может быть, то же, но в аспекте несколько более сравнительном; замечательный; ученый говорит об особом интересе, который он возбуждает; известный ученый отмечает его популярность, то же делает и знаменитый ученый, но отличается от известный ученый превосходной степенью качества»[15].
В литературном языке система синонимов сложна и многообразна. Выбор синонима из ряда: большой, выдающийся, знаменитый, замечательный (случай, приведенный нами выше) - это выбор слова, наиболее подходящего по смыслу; стилистически все эти слова примерно однотипны. Такого же рода отношения между словами дорога и путь (длинная дорога, длинный путь, но только: железная дорога и только: по путям ходить воспрещается), эксперимент и опыт (можно сказать и на основе эксперимента, и на основе опыта, но только: следственный эксперимент, словосочетание же следственный опыт означает совсем другое) и т. п.
Иногда неправильный выбор слова приводит к неточному выражению мысли или к грамматической ошибке.
В одном из обвинительных заключений речь шла о подследственном, который, занимаясь преступной деятельностью, знакомился с различными людьми, входил к ним в доверие и тем или иным путем вымогал у них деньги. Некоторые из таких встреч были тайными. Вот как об этом говорилось: «В ночь с 30 сентября на 1 октября Петров, как обычно, конспиративно встретился с Потаповой в ее каюте». И еще: «О знакомстве с Потаповой и конспиративных встречах с ней Петров сообщил...» Уместны ли здесь слова конспиративно, конспиративных? Правильно ли они выбраны? Эти слова применяют обычно по отношению к деятельности подпольных политических организаций, в русской языковой традиции они связываются с действиями революционеров, подпольщиков, разведчиков. Употребление их для обозначения тайных встреч преступника с женщиной вряд ли оправданно - здесь более правильны были бы слова тайно, тайные[16].
Выбор синонима из ряда стилистически различных слов бывает связан с необходимостью правильно «вписать» слово в контекст - так, чтобы оно не выделялось своей окраской на фоне других и тем самым не создавало нежелательного эффекта.
Описывая, например, совместные действия группы преступников, следователь, скорее всего, напишет, что N вместе с другими участниками преступления сделал то-то и то-то; если же он выразится: «вкупе с другими», то это нарушит строгую деловитость стиля обвинительного заключения, сделает его похожим на фельетон или газетную заметку «Из зала суда». То же самое получится, если написать «доныне» вместо «до сих пор, до настоящего времени» («доныне остается не, раскрытым ряд преступлений ».
5.2.. Правильное по смыслу сочетание слов друг с другом
Знание точного смысла слов как непременное условие всякой правильной речи связано с пониманием того, как то или иное слово сочетается с другими словами в тексте. Это «две стороны одной медали»: только зная, каков смысл данного слова, можно употребить его, и, с другой стороны, правильное сочетание его с окружающими словами (в тексте) - свидетельство верного представления пишущего или говорящего о значении данного слова.
Следует, правда, иметь в виду, что владение семантикой (значением) слова - важное, но не единственное условие правильного словоупотребления. Кроме того, существенны стилистические ограничения и запреты в совпадении разных смыслов, речевые традиции, которые хотя прямо и не отрицают, но и не признают возможность тех или иных сочетаний, и т. п. - т. е. все то, что в совокупности составляет правила сочетаемости слов. Эти правила специфичны для каждого языка в еще большей степени, чем совокупность значений всех слов языка. Именно поэтому овладение такими правилами - процесс, который продолжается, по существу, всю сознательную жизнь человека. При внимательном отношении к слову, при постоянном стремлении выработать языковой вкус этот процесс приводит к ощутимым результатам.
Каковы же особенности смыслового сочетания слов? Проиллюстрируем их несколькими примерами.
Значение «в высокой степени» может выражаться в русском языке разными словами: очень, сильно, много, прекрасно, блестяще, замечательно и др. Но сочетается с другими словами каждое из этих слов, выражающих одно общее значение, по-разному: можно сказать сильно ударил, но нельзя - «очень ударил», можно - блестящий ученый, но выражение «очень ученый» будет иметь сов-сем другой смысл; кто-то может спать как убитый - но только спать: оборот «как убитый» выражает значение «очень, в высокой степени» в сочетании только с этим глаголом (нельзя: «трудился как убитый» и т. п., зато можно: трудился в поте лица).
Говорят: тяжкое преступление; Он бросил ему в лицо тяжкие обвинения. Но если мы захотим с этой же точки зрения (т. е. в рамках того же самого значения «очень, в максимальной степени») охарактеризовать другие явления, то вместо тяжкий вынуждены будем употребить иные эпитеты: допрос - изнурительный, закон - суровый, память - цепкая, феноменальная, слово - веское и т. п. Такие же или менее жесткие ограничения в сочетаемости действуют и при употреблении других слов, при' реализации иных лексических значений. Мы говорим и пишем: произвести осмотр, произвести проверку, но: совершить налет, совершить преступление (а не «произвести»), осуществить намерение (а не «совершить»), к высказать мнение, мысль (но: выразить желание), пришел в ярость, в бешенство (но не «пришел в гнев») и т. п[17].
Обычно человек, владеющий языком с детства, в целом верно чувствует такие ограничения; неправильности в сочетании слов друг с другом чаще всего характерны для того, кто только изучает язык, осваивает его. Но иногда в процессе речи (устной или письменной) и у «коренных» носителей русского языка могут происходить смещения, которые ведут к появлению ошибочных: сочетаний слов.
Нередко неправомерно соединяются в одно целое компоненты разных конструкций, сходных по значению; Чаще всего это случается с наиболее употребительными, «расхожими» оборотами. Например, вместо играть роль или иметь значение пишут «играть значение»; вместо речь идет о чем-либо или дело обстоит следующим образом - «дело идет о...»; вместо принять меры и применить закон, санкцию - «применить меры»; вместо прилагать усилия и предпринимать что-либо возникает неправильный оборот «предпринимать усилия» («Районное отделение милиции не раз предпринимало усилия, чтобы навести в городе полный порядок»).
Приведем несколько примеров из конкретных обвинительных заключений.
У некоторых следователей принято выражение «категорически опознать», т. е. опознать (преступника) с уверенностью, без малейших колебаний. Например: «Свидетели категорически опознали Петрова за того гражданина, который...» (здесь есть и ошибка в управлении: «опознать за кого», но о таких ошибках мы скажем ниже); «Потерпевшая категорически опознала в Смирнове того человека, который украл у нее деньги».
Между тем, наречие категорически (и соответствующее прилагательное) может употребляться в сочетании ер словами, имеющими значение повеления, императивности: категорически потребовал, категорический приказ, заявление в категорической форме (т. е. в форме требования). Опознать же означает «узнать по каким-либо признакам, приметам», и, хотя это специальный юридический термин (что может накладывать некоторый специфический оттенок на его употребление), он не содержит значения императивности. Поэтому правильнее писать опознали уверенно, не сомневаясь, без колебаний и т. п. Слова соучастник и сообщник очень близки по смыслу, но все же между ними есть одно существенное различие: можно быть сообщником кого-нибудь (например, преступника), но в каком-либо деле можно только соучаствовать, т. е. быть соучастником. Поэтому неверна следующая фраза: «Давыдов и его соучастники...» (надо и его сообщники или и другие соучастники преступлении[18]).
Подчас словам приписываются те значения, которыми они не обладают. Рассказывая, например, о том, что преступник соблазнял женщин и затем вымогал у них деньги или попросту обкрадывал их, следователь написал: «Между ними возникли интимные отношения, происходившие в доме ее (потерпевшей) знакомой». Происходить может встреча, ссора, свидание, но не отношения. - отношения налаживаются, устанавливаются и т. д. Можно сказать: Между ними были интимные отношения. В приведенном отрывке имелись в виду именно по любовные свидания, так и надо было сказать: Между ни ми возникли интимные отношения, свидания происходили (или проще: они встречались) в доме ее (потерпевшей) знакомой.
5.3. Тавтологические обороты
Одной из разновидностей ошибок в сочетании слов являются так называемые тавтологические обороты: смысловой и синтаксической связью в тексте соединяются такие слова, значения которых перекрещиваются, Накладываются друг на друга. Эти слова могут быть как разнокоренными, так и содержащими общий корень. Тавтологичны, например, такие выражения, как «самоуспокоение себя» (само- и себя имеют одно и то же значение), «памятный сувенир» (сувенир - это и есть памятный подарок), «промышленная индустрия» (индустрия - промышленность), «положительные достоинства», «проливной ливень» и т. п.
Тавтологические обороты и сочетания слов встречаются и в текстах обвинительных заключений. Например: «Показания Сидорова П.К. во всех деталях сообщенных им сведений полностью совпали с показаниями Иванова Й.С.». Смысл выражения во всех деталях и слова полностью тождествен, поэтому один из этих элементов текста лишний: надо было написать либо показания полностью совпали, либо совпали во всех деталях.
«31 августа 2001 года Борисов поселился жить в Доме приезжих». Глагол поселиться уже содержит в своем значении элемент понятия «жить»: селятся обычно для того, чтобы жить на этом месте, а не для чего-либо еще. «Абрамов лично сам принял документы» в этой фразе одно из слов лишнее: достаточно или сам, или лично (по смыслу эти слова одинаковы). Приведенный неправильный оборот встречается достаточно часто, поэтому на него надо обратить особое внимание.
Столь же частой, даже привычной для многих работников стала тавтологическая формула «дело выделено в отдельное производство». Понимая всю трудность изменения традиции, мы, тем не менее, обращаем внимание на недопустимость соединения слов с общим корнем - выделено и отдельное: если выделено, то ясно, что отдельное, а если отдельное, то, очевидно, что это результат выделения. Не лучше ли будут такие формулы, как: «Дело (Иванова) идет отдельным производством», «Дело выделено в самостоятельное производство»?
Нет нужды говорить о неприемлемости следующих тавтологических оборотов из конкретных обвинительных заключений: «Их вина доказана следующими доказательствами», «Протокол следственного эксперимента по изготовлению во время следствия поддельных документов», «Петров был зачислен в число студентов» и не которые другие[19].
Заключение
Одним из важнейших условий эффективного поддержания государственного обвинения в состязательном уголовном судопроизводстве, надлежащего выполнения государственным обвинителем возложенной на него законом обязанности является умение прокурора подготовить и произнести качественную судебную речь, отвечающую высоким критериям профессионализма и публичности.
Выступление прокурора с судебной речью - один из наиболее ответственных этапов поддержания государственного обвинения. Участвуя в прениях сторон, прокурор первым публично подводит итог судебного следствия, от имени государства первым дает оценку действиям подсудимого, излагает окончательные выводы, к которым он пришел в результате судебного рассмотрения уголовного дела, и подводит итог своей деятельности в качестве государственного обвинителя. На этом этапе судопроизводства прокурор имеет возможность четко и ясно изложить свою процессуальную позицию по конкретному делу, которая в ходе судебного следствия могла проявляться лишь косвенно - через постановку вопросов, заявление ходатайств.
Оценивая с позиции обвинения исследованные в суде конкретные факты, обстоятельства и доказательства, отвергая все недостоверное и сомнительное, прокурор своей судебной речью помогает суду установить истину, принять правильное, законное, обоснованное и справедливое решение, что способствует обеспечению судебной защиты прав и законных интересов как потерпевших от преступления, так и обвиняемого. Убедительная, мотивированная судебная речь повышает качество правосудия, авторитет прокуратуры, а также личный престиж государственного обвинителя как представителя особого рода государственной службы.
Выступление государственного обвинителя адресуется не только суду, но и оказывает существенное влияние на формирование правосознания участников процесса, присутствующих в зале суда граждан. С учетом этого прокурор с повышенной ответственностью должен относиться не только к выступлению с обвинительной речью, правильному определению объема и аргументации доказательственной базы обвинения, но и к выступлению с отказом от обвинения.
Обвинительная речь - самое ответственное, сложное и продолжительное выступление государственного обвинителя. Для обеспечения действенного воздействия на судей и слушателей обвинительная речь должна быть убедительной не только по структуре и содержанию, но и по форме произнесения.
Убедительная форма произнесения обвинительной речи характеризуется теми качествами, которые способствуют положительному решению задач, связанных с аргументацией, построением убедительной судебной речи (доказать правоту того, что мы защищаем, расположить к себе слушателей и направить их мысли в нужную для дела сторону), прежде всего тем, что произносится не «по бумажке», а живо, свободно
Способность прокурора выступить с убедительной по структуре, содержанию и форме судебной речью зависит от знания им методики ее подготовки и произнесения.
Произнесение обвинительной речи - дело творческое, оно не терпит шаблона, предполагает умение самостоятельно мыслить, выбирать правильную процессуальную позицию по уголовному делу на основании тщательного и добросовестного изучения его материалов, аргументировать и отстаивать ее с использованием разнообразных логических и ораторских приемов. Именно все эти качества определяют профессиональную состоятельность участвующего в судебном разбирательстве прокурора, его способность от имени государства эффективно поддерживать государственное обвинение в состязательном уголовном судопроизводстве.
Список использованной литературы
1. Александров Д.Н. Риторика. – М.: ЮНИТИ, 2000.
2. Бабаев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Знание, 2002. – 367 с.
3. Васильев В.В. Психология ораторского мастерства государственного обвинителя. – СПб., 2001. – 43 с.
4. Гринь Н.А. Ораторское мастерство. – Новосибирск: НАЭиУ, 2002. – 256 с.
5. Ивокина Н.Н. Культура судебной речи. – М.: БЕК, 2000. – 323 с.
6. Ивокина Н.Н. Основы судебного красноречия. – М.: Юристъ, 2004. – 383 с.
7. Клюев Е.В. Риторика. – М.: Приор, 2001.
8. Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. – М., 2000. – 175 с.
9. Крысин Л. Обвинительное заключение: язык и стиль. – М., 2002. – 125 с.
10. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Академия, 2000
11. Судебная речь государственного обвинителя. – М.: Экслит, 2003. – 339 с.
[1] Бабаев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Знание, 2002. – С. 125
[2] Крысин Л. Обвинительное заключение: язык и стиль. – М., 2002. – С. 36
[3] Ивокина Н.Н. Основы судебного красноречия. – М.: Юристъ, 2004. – С. 93
[4] Бабаев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Знание, 2002. – С. 129.
[5] Крысин Л. Обвинительное заключение: язык и стиль. – М., 2002. – С. 36
[6] Судебная речь государственного обвинителя. – М.: Экслит, 2003. – С. 22
[7] Крысин Л. Обвинительное заключение: язык и стиль. – М., 2002. – С. 37
[8] Ивокина Н.Н. Основы судебного красноречия. – М.: Юристъ, 2004. – С. 93
[9] Бабаев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Знание, 2002. – С. 1312.
[10] Крысин Л. Обвинительное заключение: язык и стиль. – М., 2002. – С. 39
[11] Бабаев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Знание, 2002. – С. 132
[12] Судебная речь государственного обвинителя. – М.: Экслит, 2003. – С. 22
[13] Ивокина Н.Н. Основы судебного красноречия. – М.: Юристъ, 2004. – С. 96
[14] Бабаев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Знание, 2002. – С. 133
[15] Крысин Л. Обвинительное заключение: язык и стиль. – М., 2002. – С. 41
[16] Судебная речь государственного обвинителя. – М.: Экслит, 2003. – С. 26
[17] Судебная речь государственного обвинителя. – М.: Экслит, 2003. – С. 38
[18] Ивокина Н.Н. Основы судебного красноречия. – М.: Юристъ, 2004. – С. 99
[19] Крысин Л. Обвинительное заключение: язык и стиль. – М., 2002. – С. 48