Содержание

21. Учет импортных операций. 3

22. Виды безналичных расчетов за импортный товар. 5

23. Учет краткосрочных кредитов в иностранной валюте. 8

24. Порядок определения внешнеторговой себестоимости импортных товаров  11

Задача 2. 14

Задача 6. 15

Библиографический список. 16

21. Учет импортных операций

Порядок учета импортных операций зависит от выбранной фор­мы расчетов с иностранными поставщиками (инкассо, аккредитив, открытый счет и др.), условий поставки, содержания учетных партий.

Содержание учетных партий определяется видом товара и спосо­бом доставки.

При импорте сырья продовольствия и других товаров массового производства морским путем за учетную единицу принимают судно, товар, коносамент, а при доставке железнодорожным транспортом — вагон, эшелон.

При импорте машин и оборудования, доставляемых морским пу­тем, учетной единицей являются судно, заказ, транс, коносамент, а перевозимых железнодорожным транспортом —.вагон, заказ, транс, международная железнодорожная накладная.

Если по условиям контракта поставщик выписывает счет покупа­телю на каждую транспортную партию, то учетной единицей считает­ся партия, оформленная одним счетом.

Поступающие импортные товары принимают на учет по полной импортной стоимости. Она включает в себя контрактную цену товара и накладные расходы, оплаченные в иностранной валюте (обычно за границей) и в рублях.

К накладным расходам в иностранной валюте относят расходы по перевозке, перевалке, хранению на складах, естественную убыль в пределах установленных норм, брокерские и комиссионные, таможен­ные сборы в инвалюте.

Накладные расходы в рублях состоят из расходов по перевозке, перевалке, хранению на складах, естественной убыли в пределах ус­тановленных норм, пошлины, акцизов и таможенных сборов в руб­лях. Таможенная стоимость товара состоит из контрактной стоимости и накладных расходов в инвалюте, оплаченных за границей. На таможне импортер платит по товару НДС в размере 10 или 18% от облагаемой базы, состоящей из таможенной стоимости товара, та­моженной пошлины и акциза по товару.

Контрактная цена на товары зависит от условий поставки. Например, при поставке товаров на условиях «СИФ» или «франко-граница стра­ны покупателя» накладные расходы оплачиваются самим поставщиком и включаются им в контрактную цену товара. При отправке товара на условиях «ФОБ» в цену товара включаются расхода поставщика по транс­портировке товара до порта отправления по погрузке на борт судна.

Порядок осуществления валютного контроля за, обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров определен совместной Инструкцией Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 04.10.2000 г.. Эта Инструкция введена в дей­ствие с 1 января 2001 г. В ней указаны основные документы, по кото­рым осуществляется валютный контроль (паспорт импортной сделки, досье по импортной сделке, карточка платежа, учетная карточка импор­тируемых товаров, ведомость банковского контроля и отчет об опера­циях по импортным контрактам), приведены формы этих документов, указан порядок осуществления валютного контроля

Паспорт импортной сделки содержит сведения из контракта (до­говора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусмат­ривающего оплату иностранной валютой, валютой РФ, векселями в иностранной валюте или в валюте РФ товаров, ввозимых на террито­рию Российской Федерации.

Досье по импортной сделке — это формируемая по каждому пас­порту импортной сделки подборка документов.

Карточка платежа содержит сведения об осуществляемых в со­ответствии с контрактом платежах в счет обязательств импортера по Контракту.

В учетной карточке импортируемых товаров приведены сведе­ния из грузовой таможенной декларации об общей фактической сто­имости импортируемых по контракту товаров. [7.c.487]

Ведомость банковского контроля содержит данные об операциях по контракту, а отчетов операциях по импортным контрактам — сведения об оплате, о товарах, структуре платежей за отчетный пери­од и о количественном составе информационной базы данных.

Синтетический учет расчетов с поставщиками по оплате импорт­ных товаров осуществляется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Аналитический учет этих расчетов ведется отдельно по каждой поставке и каждому выданному авансу.

Для формирования информации о покупной стоимости импорт­ных товаров целесообразно использовать синтетический счет 15 «За­готовление и приобретение материальных ценностей», открыв к нему субсчет 2 «Приобретение импортных товаров». Аналитический учет по этому субсчету ведут по партиям и видам товаров.

Учет расчетов за услуги по доставке товаров следует осуществлять на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», открыв к нему субсчета: 1 «Расчеты в рублях» и 2 «Расчеты в иностранной валюте».

Учет расчетов с бюджетом по таможенной пошлине, акцизам и НДС осуществляют на субсчетах «Расчеты по импортной таможенной пошлине», «Расчеты по акцизам» и «Расчеты по НДС» счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». [4.c.128]

22. Виды безналичных расчетов за импортный товар

Денежные расчеты осуществляются организацией либо наличны­ми деньгами, либо в виде безналичных платежей.

Безналичные расчеты осуществляют посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными бан­ками, клиринговых зачетов взаимных требований через, расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.

Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковс­кие, кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет су­щественно снизить расходы на денежное обращение, сокращает спо­собность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.

Безналичные расчеты осуществляют по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п. Их учитывают на счетах 60 «Рас­четы с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 45 «Товары отгруженные» и др;

К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебны­ми заведениями и т.п. Их учитывают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» [5.c.98].

В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безна­личные расчеты разделяют на иногородние и одногородние (местные).

Иногородними называют расчеты между организациями, обслу­живаемыми учреждениями банка, которые находятся в разных насе­ленных пунктах; а одногоррдними — расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, которые на­ходятся в одном населенном пункте.

Формы безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов определены ст. 862 ГК РФ и Положением Центрального банка РФ [4.c.107]:

а) расчеты платежными поручениями;

б) расчеты по инкассо;

в) расчеты по аккредитиву;

г) расчеты чеками.

Формы безналичных расчетов избираются организациями само­стоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых органи­зациями с банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участ­ников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспон­денты. [7.c.350]

Все операции по банковским счетам осуществляются только на основании расчетных документов. Расчетный документ — это оформ­ленное на бумажном носителе или в электронном виде распоряжение,: плательщика — о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя; получателя — о списании денежных средств со счета плательщи­ка и перечислении на счет, указанный, покупателем. В Положении Центрального банка РФ изложены требования к оформлению расчетных документов на бумажных носителях инфор­мации (расчетные документы (кроме чеков) заполняются только на пишущей машинке или ЭВМ шрифтом черного цвета; заполнение че­ков производится ручкой с пастой, чернилами черного или синего цвета или на пишущей машинке шрифтом черного цвета; не допускаются исправления, подчистки, помарки, а также использование корректи­рующих жидкостей; расчетные документы должны содержать обяза­тельные реквизиты, установленные Положением, и др.).

Расчетные документы должны быть представлены в банк в тече­ние 10 календарных дней, не считая дня выписки расчетного доку­мента. В банк представляется столько экземпляров расчетных доку­ментов, сколько необходимо для всех участников расчетов. Копии расчетных документов могут быть изготовлены с применением копи­ровальной бумаги, множительной техники или ЭВМ.

Первый экземпляр расчетного документа (кроме чека) подписы­вают два уполномоченных лица (или одним лицом, если в организа­ции отсутствует лицо с правом второй подписи). Кроме того, на доку­менте ставится оттиск печати.

Порядок оформления, приема, обработки электронных расчетных документов и осуществления расчетов с их использованием регулиру­ется не Положением, а другими нормативными актами Центрального банка РФ, а также договорами банков с клиентами. [7.c.352]

23. Учет краткосрочных кредитов в иностранной валюте

Краткосрочный кредит выдается на нужды текущей деятельности организаций (необходимые для выполнения плана) и предоставляется, как правило, на срок до одного года.

Для получения кредита организация направляет банку заявление с приложением копий учредительных документов, расчетов, бухгал­терских и статистических отчетов и других данных, подтверждающих обеспеченность кредита и реальность его возврата.

Банки и другие кредитные учреждения определяют процентные ставки за кредит для организаций дифференцированно — в зависимос­ти от срока пользования ссудой, а также с учетом складывающегося спроса и предложения на крединые ресурсы.

Конкретные процентные ставки за пользование кредитами, поря­док уплаты процентов и другие условия кредитования предусматри­ваются в кредитном договоре.

На договорной основе между банком и организациями по остат­кам на расчетных, текущих и других счетах (кроме бюджетных и де­позитных) организациям могут выплачиваться проценты за хранение денежных средств в банке.

В соответствии с Положением о составе затрат (3, п. «с») затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключени­ем ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериаль­ных активов и иных внеоборотных активов, учитываемых по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы»), а также процентов за отсрочки оплаты (коммерческим кредитам), предоставляемых поставщиками и подрядчиками покупателям, включаются в себестоимость продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

Для целей налогообложения затраты по оплате процентов по про­сроченным кредитам не принимаются, а по оплате процентов банков принимаются в пределах учетной ставки, установленной Централь­ным банком РФ, увеличенной на три пункта по ссудам, которые полу­чены в рублях, или ставки ЛИБОР (LIBOR), увеличенной на три пункта по ссудам, которые получены в иностранной валюте. Из приведенно­го текста следует, что затраты на оплату процентов по коммерческим кредитам включаются в себестоимость продукции (работ) в сумме фактических расходов.

Вновь устанавливаемая ставка по кредитам Центрального банка Российской Федерации коммерческим банкам распространяется на вновь заключаемые и пролонгированные договоры, а также на ранее заключенные договоры, в которых предусматривается изменение про­центной ставки.

Для учета операций по получению и погашение кредитов исполь­зуют пассивные счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и зай­мам» Получен­ные ссуды отражают по кредиту этих счетов в корреспонденции со счетами по учету денежных средств и расчетов, а погашение ссуд — по дебету счетов в корреспонденции по счетам денежных средств.

Например, зачисление на расчетный счет полученной краткосроч­ной ссуды оформляется бухгалтерской записью по дебету счета 51 «Рас­четные счета» и кредиту счета 66, а погашение с расчетного счета — обратной записью.

На сумму начисленных процентов по полученным кредитам дебе­туют счета издержек производства и обращения и использованной прибыли и кредитуют счет 66. При этом в аналитическом учете по счету 66 суммы кредита и процентов по нему учитываются обособленно.

В соответствии с п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета (3) задолженность по кредитам и займам отражается в отчетности с учетом причитающихся на конец отчетного периода процентов к уплате.

Затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков (произво­дителей работ, услуг) за приобретенные материальные ценности или выполненные работы и оказанные услуги относятся на себестоимость материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг. [7.c.413]

В соответствии с ПБУ 9/99 проценты, уплачиваемые организаци­ей за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), могут отражаться по дебету счета 91 «Прочие доходы и рас­ходы». Этот же порядок учета начисленных процентов предусмотрен новым Планом счетов.

Начисленные организации проценты за хранение денежных средств в банках отражают по дебету счета 51 и кредиту счета 91 «Про­чие доходы и расходы».

На отдельных субсчетах к счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и зай­мам» учитывают расчеты с банками по операции учета (дисконта) век­селей и иных долговых обязательств.

Указанные операции отражаются организацией-векселедержате­лем по дебету счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» (на фактически полученную сумму денежных средств), счета 91 «Про­чие доходы и расходы» (на учетный процент, уплаченный кредитной организации) и кредиту счетов 66 и 67 (на номинальную стоимость векселя).

Операция учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств закрывается на основании извещения кредитной организации об оплате путем отражения суммы векселя по дебету счета 66 или 67 и кре­диту соответствующих счетов учета дебиторской задолженности.

При возврате организацией-векселедержателем денежных средств, полученных от кредитной организации в результате учета (дисконта) векселей или иных долговых обязательств, из-за невыполнения в ус­тановленный срок векселедержателем или другим плательщиком по векселю своих обязательств по платежу дебетуют счет 66 или 67 и кредитуют счета учета денежных средств. При этом дебиторская за­долженность, обеспеченная просроченным векселем, продолжает учи­тываться на счетах учета дебиторской задолженности.

Аналитический учет кредитов банка организуют по их видам, бан­кам, предоставившим кредиты, и отдельным кредитам. На отдельном аналитическом счете ведут учет просроченных ссуд, что позволяет оперативно контролировать их образование и покрытие.

Аналитический учет дисконтированных векселей ведется по кре­дитным организациям, осуществляющим учет (дисконтирование) век­селей или иных долговых обязательств, векселедателям и отдельным векселям.

Учет расчетов с кредитными организациями, заимодавцами и век­селедателями в рамках группы взаимосвязанных организаций, о дея­тельности которых составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется обособленно. [7.c.414]

24. Порядок определения внешнеторговой себестоимости импортных товаров

Порядок определения таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров через таможенную территорию страны определяется Правительством РФ, а порядок и условия ее заявления, а также форма декларации устанавливается ГТК РФ.

Такие полномочия таможенного органа установлены Законом РФ «О та­моженном тарифе». В частности, п. 2 ст. 13 данного Закона гласит, что контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуще­ствляется только таможенным органом. На него возложена обязанность таможенного оформления товара, кроме случаев, названных приказом ГТК РФ № 796 от 29.12.95 г. (с изменениями на 04.02.98 г.) «О распределении компетенции по контролю таможенной стоимости и валютному контро­лю», а также иными нормативными актами, в том числе приведенными выше.

Таможенная стоимость заявляется и документально подтверждается декларантом таможенному органу при пересечении товара через границу. Эта стоимость исчисляется самим заявителем на основе одного из следу­ющих методов:

1) по цене сделки с ввозимыми товарами;

2) по цене сделки с идентичными товарами;

3) по цене сделки с однородными товарами;

4) вычитания стоимости;

5) сложения стоимости;

6) резервного метода (рекомендуется таможней).

Указанные методы определяют также содержание гл. 22 «Основ тамо­женных законодательств государств-участников Содружества Независи­мых Государств», принятых решением Совета глав государств-участников СНГ 10 февраля 1995 г. [4.c.85]

Первый метод предусматривает, что в цену сделки включена таможен­ная стоимость в сумме фактически понесенных затрат по приобретению товара на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза). Сумма фактических затрат сла­гается:

— из затрат, понесенных при изготовлении, включая расходы на упа­ковку данной продукции;

— расходов по транспортировке от пункта их отправки грузоотправи­телем до таможенной территории России (морского порта, железнодо­рожной станции, аэропорта), включая расходы по погрузке, перевозке, выгрузке и страхованию груза;

— стоимости тары (контейнеров или другой многооборотной тары);

— затрат на брокерские или комиссионные услуги, понесенные покупателем, кроме комиссионных расходов по закупке товаров;

— расходов, связанных с инженерной проработкой, дизайном, худо­жественным оформлением, и некоторых других расходов, которые мог нести изготовитель на конечной стадии производства товаров;

— износа объекта интеллектуальной собственности.

Приведенный перечень фактических расходов при исчислении тамо­женной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами в основном не расходится с перечнем этих расходов, указанных в ч. I проекта Налогово­го кодекса РФ, принятого постановлением Государственной Думы Феде­рального Собрания РФ № 1903-И ГД от 19.11.97 г. (с изменениями от 14.01.98 г.). Различие состоит в том, что в последнем предусматривается дополнительно в качестве компонента определения таможенной стоимо­сти — прямой или косвенный доход продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на тер­ритории Российской Федерации. Такой подход вызывает обоснованное сомнение, учитывая, что на стадии растаможивания эти операции не имеют места. Включать эти суммы дохода в налогооблагаемую базу для исчис­ления таможенной стоимости юридически неправомерно, так как груз прошел процедуру таможенной очистки.

Ограничения в применении данного метода сводятся к следующему:

— участники сделки не должны быть зависимы один от другого, если такая зависимость может оказать влияние на величину цены;

— опровержение возможности такой зависимости лежит на декла­ранте при предъявлении им таможенной декларации.

При этом под взаимозависимостью лиц понимается наличие хотя бы одного из следующих признаков:

— один из партнеров сделки является должностным лицом другого

участника сделки;

— участники контракта являются совладельцами предприятия;

— партнеры сделки связаны трудовыми отношениями;

— один из контрагентов является владельцем пая (вклада) или обла­дателем простых (голосующих) акций в уставном капитале другого учас­тника операции. Причем стоимость таких акций составляет не менее 5 % уставного капитала;

— оба участника контракта находятся под контролем третьего участника или, напротив, контролируют его

— партнеры по сделке являются родственниками;

— имеют место ограничения в отношении прав покупателя на декла­рируемый товар в процессе определения таможенной стоимости. f Последний признак теряет юридическую силу и не принимается во [внимание таможенными органами при определении таможенной стоимости |по цене сделки с ввозимыми товарами, если существуют следующие ог­раничения:

— установленные законодательством РФ;

— географического региона, в котором товары могут быть перепроданы;

— не имеющие принципиального значения в формировании цены по данному методу. [4.c.89]

 

Задача 2

На транзитный счет организации зачислена экспортная выручка в сумме 56 140 долл. США. Курс ЦБ на дату зачисления 15.08.02 г. - 31,25 руб. Организация предоставила в уполномоченный банк поручение на обязательную продажу 50% экспортной выручки и зачисления 50% экспортной выручки на текущий валютный счет, а также возмещения по оплате таможенных сборов по данному экспортному контракту в сумме 280 долл. США 20.08.02 г.- курс ЦБ 31,45 руб. Операции по разблокировке валюты произведена банком 20.08.02 г. Обязательную продажу банк произвел по коммерческому курсу 22.08.02 г. - 31,3 руб. Комиссия банка 1%

Задание. Составить корреспонденцию счетов по данной хозяйственной -ситуации, определить и списать курсовые разницы, определить финансовый результат от продажи валюты.

Решение

Хозяйственная ситуация

Сумма

Дебет

Кредит

На транзитный счет организации зачислена экспортная выручка в сумме 56 140 долл. США. Курс ЦБ на дату зачисления 15.08.02 г. - 31,25 руб.

1754375

52,1

90

Организация предоставила в уполномоченный банк поручение на обязательную продажу 50% экспортной выручки 20.08.02 г.- курс ЦБ 31,45 руб.

882801,5

57

52,1

зачисления 50% экспортной выручки на текущий валютный счет, 20.08.02 г.- курс ЦБ 31,45 руб.

882801,5

52,2

52,1

Списываются курсовые разницы

11228

52,1

91

возмещения по оплате таможенных сборов по данному экспортному контракту в сумме 280 долл. США 20.08.02 г.- курс ЦБ 31,45 руб.

8806

90

52,2

Обязательную продажу банк произвел по коммерческому курсу 22.08.02 г. - 31,3 руб.

878591

51

91

Списывается балансовая стоимость валютных средств в пути (см операцию 2)

882801,5

91

57

Комиссия банка 1%

8785,91

91

52,2

Исчислен финансовый результат от курсовых разниц при продажи 50% экспортной выручки и зачисления на текущий валютный счет

1768,41

99

91

Задача 6

Составить корреспонденцию счетов, определить и списать курсовые разницы, определить и списать финансовые результаты от продажи валюты.

1. Выписка банка от 12.03.02 г. - курс ЦБ - 30,9 руб.

а) на транзитный валютный счет зачислен аванс в счет экспортной поставки - 50 000 долл. США.

2. На основании поручения организации банк производит разблокировку аванса 17.03.02 г. - курс ЦБ - 30,95 руб. Обязательная продажа произведена банком по коммерческому курсу 30,7 руб.

3. Выписка банка от 20.03.02 г. - курс ЦБ - 31 руб.

а) на транзитный зачислена экспортная выручка 54 160 долл. США

4. На основании поручения организаций банк произвел разблокировку экспортной выручки восстановлена сумма таможенных сборов 5280 долл. США. Обязательную продажу валюты банк произвел по коммерческому курсу 29,9 руб. 25.03.02 г.

Решение

Хозяйственная ситуация

Сумма

Дебет

Кредит

На транзитный счет организации зачислен аванс в счет экспортной поставки в сумме 50 000 долл. США. Курс ЦБ на дату зачисления 12.03.02 г. - 30,9 руб.

1545000

52,1

90

Зачисления 50% экспортной выручки на текущий валютный счет, 17.03.02 г.- курс ЦБ 30,95 руб.

773750

52,2

52,1

Обязательную продажу банк произвел по коммерческому курсу  - 31,7 руб.

767500

51

52,1

Списываются курсовые разницы

3750

91

52,1

На транзитный счет организации зачислена экспортная выручка в сумме 54160 долл. США. Курс ЦБ на дату зачисления 20.03.02 г. - 31,0 руб.

1678960

52,1

90

Зачисления 50% экспортной выручки на текущий валютный счет, 24.03.02 г.- курс ЦБ 31,2 руб.

762528

52,2

52,1

Обязательную продажу банк произвел по коммерческому курсу  - 29,9 руб.

730756

51

52,1

Списываются курсовые разницы

20940

91

52,1

Сумма таможенных сборов

164736

90

52,1

Финансовый результат от курсовых разниц списывается

24690

99

91

Библиографический список

1.     О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.11.95 г. № 1163. Нормативные документы, 24.11.95 г.

2.     О государственном регулировании внешнеторговых барьерных сделок: Указ Президента РФ от 18.08.96 г. 209с. Нормативные документы, 20.08.96 г.

3.     Об утверждении порядка бухгалтерского учета и отчетности при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии: Приказ Минфина РФ от 28.01.2000 г.№14н. Нормативные документы, 30.01.2000 г.

4.     Астахов В.П. Бухгалтерский учет и валютной контроль во внешнеэкономической деятельности. - М.: Изд-во ПРИОР, 2000.-336с.

5.     Бухгалтерский учет товарных операций: Учебно-практическое пособие /Под ред. А.Д. Ларионова. - М.: Проспект, 1999. - 368с.

6.     Гравина А.А., Терещенко Л.К., Шестакова М.П. Таможенное законодательство: Практический комментарий. - М.: Юрист, 1997.

7.     Кондраков H.П Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА, 2001. - 640с.