Содержание

Введение. 3

1. Основы социальной работы с молодой семьей. 5

1.1 Молодая семья как объект социальной работы.. 5

1.2 Структура и задачи социальной работы с молодой семьей. 9

2. Технологии социальной работы с молодой семьей. 12

Заключение. 22

Список литературы.. 23

Введение

В настоящее время «Семья», как малая социально-психологическая группа и особый социальный институт, подвержены серьезным изменениям и модернизации. Транс­формируется ее структура, усложнились функции, видоизме­нилась типология, усилились деструктивные процессы, поя­вились новые ориентации и мотивы заключения брака, фор­мируется современная семейная политика.

Сочетание внешних по отношению к семье социально-экономических трудностей в нашей стране и общемировых, ин­ституциональных, собственно семейных проблем ставят россий­скую семью в столь сложные условия, что собственных защитных сил ее оказывается недостаточно. Интересы государства и обще­ства, потребности социального самочувствия индивидов требуют внедрения устойчивой и стабильной системы социальной помощи семье.

Практика показывает, что юридические акты и финансовые ме­ры, которыми пытаются поддержать отдельные стороны и функ­ции отдельных типов семей, оказываются неэффективными, не в последнюю очередь потому, что наличие даже четко фиксированного права не гарантирует его доступность; кроме того, сложно­сти семей далеко не сводятся только к материальным затруднени­ям.

Общепризнанной системой такой помощи, к которой Рос­сийская Федерация прибегла по опыту других стран,  является организация социальной работы в рамках всего государства и общества, осуществляемая на профессиональной основе, специ­ально подготовленными людьми, относящимися к особым струк­турам.

В результате глубокого социально-экономического кризиса значительная часть населения нашей страны оказалось в зоне бедствия. Произошли значительные деформации в структуре удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. В группу малообеспеченных в настоящее время попадают не только многодетные и неполные семьи, семьи безработных, но также молодые, студенческие семьи, семьи, имеющие малолетних детей. В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Это определяет необходимость рассмотрения вопросов того, как сегодня молодая семья  защищена государством, что сделано, и что предстоит сделать для улучшения ее жизни.

Семья сталкивается с рядом острейших проблем, часть из которых она не может разрешить без помощи специалистов по социальной работе. Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы, т.е. все люди и организации, которые включены в процесс социальной работы. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику, и общественные объединения, фонды, конфессии, органы местного самоуправления.

Органы социальной работы оказывают большое влияние на социальное самочувствие общества, его членов. Организационно-управленческий компонент является одним из основных составляющих социальной работы с семьей: чем адекватнее организационная структура управления соответствует целям, задачам, функциям социальной работы с семьей, тем оказывается большее влияние на социальное самочувствие общества.

Объектом настоящего исследования является социальная работа с семьей.

Предмет исследования – социальная работа с молодой семьей.

Цель курсовой работы – выявить особенности социальной работы с молодой семьей.

Исходя из поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1.     Рассмотреть молодую семью как объект социальной работы;

2.     Изучить основные направления и задачи социальной работы с молодой семьей;

3.     Раскрыть технологии социальной работы с молодыми семьями в России.

1. Основы социальной работы с молодой семьей

1.1 Молодая семья как объект социальной работы

В литературе о социальных понятиях по разделу «Се­мья» около 70 терминов, с которыми встречаются социаль­ные работники, а также философы, социологи и психологи.

Семья - основанная на браке или родстве малая соци­ально-психологическая группа, члены которой связаны общ­ностью быта, взаимной помощью, нравственной ответствен­ностью. Одновременно - социальный институт, удовлетво­ряющий потребности общества в воспроизводстве населения, организации учебно-воспитательной работы, реализации об­щественного потребления, передачи культурного наследия и др.[1]

Так как семья - ор­ганическое единство, составляющее сложную систему структур­ных элементов и функциональных взаимодействий, невозможно исследовать или описать ее каким-либо одним способом или воз­действовать на одно обособленное звено. Вычленяя для специального изучения или терапевтического воздействия отдельные элементы этой системы, не следует забывать, что такое условное, умозрительное вычленение производится мысленно лишь вре­менно, для конкретных целей определенной надобности, и не от­ражает реального положения этих элементов в семье, где они все­гда включены в непрерывное взаимодействие.

В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился сам термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Ее проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье  определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом. В месте с тем нельзя не учитывать особого значения и особой функции молодой семьи в жизни общества. Это необходимо видеть и понимать при определении ее инновационного потенциала, стиля жизни и деятельности. Проблемы молодой семьи необходимо рассматривать с позиции не только настоящего, но и будущего во всех сферах жизнедеятельности общества.

Критерием молодой семьи, прежде всего, является очередность брака – первый, продолжительность совместной жизни – до трех лет и границы возраста супругов – от 18 до 30 лет.[2]

По своей структуре современная молодая семья бывает полной, типичной и семьей социального риска. К последнему типу относятся неполные, семьи одиноких и несовершеннолетних матерей, те семьи, где отец проходит срочную военную службу, студенческие семьи, а так же семьи в которых один из ее членов является инвалидом. Из них наиболее многочисленны группы неполных и студенческих семей.

Оценка состояния современной российской молодой семьи со стороны научно-исследовательских и организационно-управлен­ческих кругов, самочувствие молодой семьи и ее членов выдвигают в настоящее время на первый план проблемы бедности и малообеспеченности, экономических ограничений жизнедеятельности. Помощь в этой сфере занимает также львиную долю усилий в деятельности органов социальной защиты и учреждений соци­ального обслуживания.

Такие социальные инструменты, как прожиточный или физиологический минимум, выполняют свои важные функции, позволяя исследователям определять состояние бедности или малообеспеченности, а органам управления распре­делять ресурсы для поддержки соответствующих групп. Но все эти минимумы по определению относятся лишь к кратковремен­ным отрезкам жизни молодой семьи, а также защищают даже не столько поддержание существования, сколько не слишком быструю поте­рю жизненных ресурсов. Понятие минимального потребительского бюджета должно было бы соответствовать границе между бед­ностью и обеспеченностью, но в наших условиях величина ми­нимального потребительского бюджета просто недостижима для очень больших слоев населения.

Молодая семья как коллективный клиент социальной работы име­ет сложную объектно-субъектную природу, потребляя помощь государственных, общественных и прочих социальных служб, занимаясь в то же время самодеятельностью по обеспечению соб­ственного выживания, сохранения свои функциональных задач и структурных связей. В некоторых, пока не доминирующих, слу­чаях, собственный потенциал семьи достаточен для того, чтобы, используя внутренние ресурсы, улучшить свое экономическое положение, перейти из разряда получателей пособия в разряд финансово независимых самообеспечивающихся субъектов. Это перспективная линия развития, что объясняется не только бюджетными затруднениями государства и необходимостью отка­заться от поддержки менее нуждающихся для концентрации средств в пользу адресной поддержки более нуждающихся. По­ложение независимой личности, стоящей на ногах и рассчиты­вающей на собственные силы, социально-психологически беско­нечно более привлекательно, чем положение иждивенца, даже обеспеченного солидным пособием. Возрастает значение соци­ального стимулирования внутренних резервов семьи - экономи­ческих, демографических, воспитательных, рекреационных и пр.

Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье. Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями между супругами. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятный с медицинской точки зрения возраст вступления в брак – 20-22 года для девушек и 23-28 – для юношей (здесь учитывается тот факт, что мужской организм достигает полной зрелости позже женского). При изучении успешных и неуспешных браков (к успешным относятся те, где оба супруга удовлетворены своими отношениями и считают свой брак прочным) выяснилось, что в группе успешных семей только 43% женщин вступили в брак до 21 года, в неуспешных – 69%. По данным Н. Г. Юркевича, у мужчин в возрасте до 21 года включительно процент распавшихся браков в 2.2 раза больше процента заключенных.

Уровень нравственного сознания молодых людей – одно из важных условий готовности к созданию семьи. Развитое нравственное сознание проявляется в понимании молодежью социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, в продуманном выборе спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему мужу (жене), к представителям старшего поколения, к другим членам семьи, в чуткости, а также в общении с ними.

В качестве примера можно привести данные социологических исследований, согласно которым современные невесты прежде всего ищут в будущем спутнике интеллигентность, т.е. очень сложный комплекс самых высоких человеческий свойств. Это и ум, и эрудиция, и чуткость, такт, культура внутренняя и внешняя. На втором месте – отношение к женщине как другу, заботливое отношение к семье, детям, затем – разумная воля, трудолюбие, трезвость, чувство юмора, стремление к всестороннему совершенству, физическая красота. Юноши ищут в своих избранницах прежде всего сочетание доброты, мягкости, самоотверженности, женственности с верностью супружескому долгу. Но и для них также важны ум и деловые достоинства подруги, которой придется трудиться наравне с мужем.

Молодые люди, создавая семью, конечно, думают о материальных и жилищных проблемах. По данным многочисленных исследований фактор материальной и жилищной обеспеченности на стабильность семьи непосредственно не влияет. Однако плохие материальные условия жизни часто усиливают конфликтные ситуации, возникающие по другим причинам. Выборочные социологические исследования показывают, что 44% молодоженов собираются жить совместно с родителями (причем у 37% молодых людей были установлены нечеткие представления относительно мнения родителей об их браке). Другие молодожены предполагают жить в общежитии, на частной квартире, в отдельной квартире, в комнате коммунальной квартиры. При этом ответы жениха и невесты не совпадают в 23% случаев. В целом, современной молодежи свойственно стремление к раздельному проживанию с родителями, хотя зависимость молодых людей от родителей еще велика. Например, около 80% всех вступающих в брак по данным тех же исследований предполагают получать материальную помощь от родителей, что указывает на экономическую и социальную несамостоятельность молодежи.[3]

Итак, стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Решение возникающих в молодой семье социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для молодежи.

Социальная работа среди молодежи оказывает большое влияние на становление молодых семей. Она рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценнного участия индивидов в жизни общества.

1.2 Структура и задачи социальной работы с молодой семьей

Содержанием социальной работы является содействие функционированию индивида, семьи или группы, того или иного социального слоя, проблемной категории населения. Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы: и малообеспеченность, и социальную дезадаптированность, и трудности многодетных и инвалидов, и специфичность положения беженцев, и насилие над детьми и женщинами, и юное материнство, и многое другое.

Социальные проблемы проявляются в семье достаточно многосторонне. В значительной степени основные трудности и потребность в профессиональной помощи семьи зависят от ее типа. К числу проблемных относятся молодые семьи, социальная работа с которыми осуществляется в основном системами социальной защиты молодежи. Поэтому остановимся на этом вопросе подробнее.[4]

В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения РФ" комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).

Социальную службу обеспечивают предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица различных форм собственности, которые осуществляют социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

На основании изложенного, можно определить основные цели и задачи социальной работы с молодыми семьями:

-       разработка и осуществление мер по укреплению молодой семьи, как репродуктивной социальной единицы;

-       адаптация молодой семьи в условиях переходной рыночной экономики;

-       улучшение материального, нравственного и духовного состояния молодой семьи;

-       создание и развитие системы служб социально-психологической помощи молодой семьи;

-       создание благоприятных условий для сочетания социальной и семейно-бытовой функции молодой семьи;

-       стимулирование деловой активности молодежи;

-       организация семейного досуга и отдыха.

Для реализации данных целей и задач, в рамках государственной поддержки молодых семей, государством осуществляется:

-       формирование федеральных, региональных, местных целевых программ (проектов) по государственной поддержке молодых семей, в первую очередь малоимущих, по оказанию им материальной и иной помощи в решении социально-экономических, социально-бытовых проблем, по обеспечению занятости   молодых   родителей, по формированию здорового образа жизни, организации просветительской   работы   по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, воспитания и развития детей, организации семейного и детского отдыха;

-       введение в практику социологических мониторингов по проблемам   молодой семьи, по научно-методическому обеспечению работы с молодыми семьями;

-       совершенствование федерального законодательства, других нормативных актов по поддержке молодых семей в строительстве и приобретении жилья (по осуществлению субсидирования, целевого льготного кредитования, ипотечного кредитования, по внедрению механизмов аренды государственного и муниципального жилья и др.), по улучшению жилищных условий для молодых малоимущих семей;

-       разработка и реализация мер по поддержке инициатив молодых граждан, молодежных объединений, в том числе МЖК (молодежных жилищных комплексов), по строительству доступного жилья для молодежи;

-       формирование системы социальных служб в целях расширения сферы образовательных, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных и других услуг молодым семьям для обеспечения Охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей, социальной защиты, социальной адаптации и реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.[5]

В сложившейся ситуации комитеты по делам молодежи администрации областей и республик и отделы по делам молодежи в городах и районах проводят работу по социальной помощи молодым семьям через систему социальных учреждений для молодежи.

Система социальных учреждений для молодежи в основном состоит из территориальных служб социальной помощи молодежи (в дальнейшем - Служб). Они предназначены для своевременного и квалифицированного оказания всем категориям молодежи различных видов помощи: психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной. Комитеты (отделы) по делам молодежи при исполнительных органах власти осуществляют координацию деятельности Служб и оказывают им необходимую организационно-методологическую помощь.

В своей деятельности Служба руководствуются исключительно интересами и потребностями людей, обратившихся к ним за помощью и поддержкой. Для осуществления своих задач Служба может образовывать творческие и любительские объединения и клубы, предприятия и организации на различных формах собственности в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, сложившаяся структура работы с молодой семьей в целом отвечает стоящим перед обществом задачам по укреплению молодой семьи, улучшению ее материального, нравственного и духовного состояния, оказанию ей социально-психологической помощи и др.

2. Технологии социальной работы с молодой семьей

Поскольку молодая семья, помимо своих институциональных и эмоционально-групповых связей, имеет также качества процесса, ее целостность не статична, а динамична. Молодая семья живет, приспосабливаясь как к внешним по отношению к себе условиям, так и к внутренним изменениям, происходящим с ее членами или с взаимоотношениями между ними. Причем адаптивная и гомеостатическая активность молодой семьи зависит от типа ее структурообра­зующих связей. Обладающая высоким уровнем организации со­лидарная семья гибко реагирует на возмущения и переструктури­руется в соответствии с новыми требованиями, не теряя глубины и качественности связей. Дезорганизованная семья перманентно имеет связи «на грани разрыва», которые при слабом изменении остаются прежними, т.е., конфликтными, а при сильном - разры­ваются. Псевдосолидарная же семья отличается ригидной жест­костью своих отношений, в которых индивиды «липнут» друг к другу, хотя это психологически болезненно и функционально не­эффективно. Потенциал адаптивности такой семьи относительно невысок.

Следует помнить также, что молодая семья, как и любой другой тип семьи, - система по удовле­творению потребностей своих членов. Если существенные по­требности всех или хотя бы некоторых ее членов долгое время или систематически не удовлетворяются, причем речь идет не только о физиологических, витальных потребностях, но и об эмоциональных - потребности в защите, признании, принадлеж­ности и т.п., - наступает неизбежная дезорганизация семьи или хотя бы некоторых ее связей. Внешние факторы воздействия на семью оказывают лишь косвенное (за исключением ряда экстре­мальных ситуаций) влияние на ее стабильность по сравнению с внутренними причинами. Изменение в статусе, характере, спосо­бе взаимосвязи в одном элементе вызывает соответствующую трансформацию в других. Если профессионал (социальный ра­ботник, психолог и т.д.) хочет вызвать изменения в одном эле­менте, он иногда воздействует на другие элементы и систему в целом, причем сама методика этого воздействия должна быть системной.[6]

Основным органом, улавливающим проблемы молодой семьи и доводящим до нее различные виды поддержки, является система учреждений социального обслуживания населения. В самом общем смысле можно сказать, что содержанием деятельности территориальных социальных служб является оказание помощи молодой семье в осуществлении ею своих функций и в устранении возникающих дисфункций. Причины, деформирующие семейную жизнь, заключаются как внутри семьи, так и во внешних условиях.

В специфических условиях «застойной экстремальности» нашей жизни помощь может под­разделяться на классы по типу целей и средств: содействие вы­живанию, содействие поддержанию жизнедеятельности и содей­ствие развитию. Можно предположить, что в условиях стабиль­ного цивилизованного общества преобладающим является третий класс проблем с включением ряда факторов второго, что вызвано объективными обстоятельствами. Проблемы выживания ситуа­тивны, они обладают принудительной актуальностью, но не от­носятся к специфической сфере деятельности социального работ­ника семейного типа. Те трудности, которые инициированы при­родными или социальными катастрофами, могут быть устране­ны, минимизированы, или, во всяком случае, они принципиально устранимы. Но у семьи есть проблемный комплекс, с которым она существует десятки лет, все Новейшее время, воспроизводя его коллизии в каждом новом поколении. Поэтому содержанием деятельности служб помощи молодой семье должно быть в идеале перманентное разрешение этих проблем вместе с самой семьей. Для рассмотрения сущности и локализации этих проблем следует об­ратиться к концепции семейного цикла, которая, по нашему мне­нию, позволяет несколько упорядочить многообразие встречаю­щихся затруднений.[7]

Как уже было сказано, вся социальная работа с молодыми семьями проводится в основном через территориальные службы социальной помощи молодежи (Службы).

Выделим основные формы и методы социальной работы с молодыми семьями.

Информационная работа: выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных отделов и учреждений официальной статистики и оперативной информации, полученной из различных источников (поликлиник, больниц, диспансеров, школ, органов внутренних дел, социального обеспечения, медвытрезвителей, суда, службы занятости, жилищно-эксплуатационных контор, почты и т.д.), о молодых семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; организация телефонной «горячей линии» для экстренного обращения граждан в случаях, требующих письменной консультации специалистов; создание «банка данных» о молодых семьях и отдельных людях, нуждающихся в социальном патронаже.

Работа по обеспечению занятости членов молодых семей, изучение рынка труда, информирование о наличии вакансий для трудоустройства, организации профессиональной подготовки и переподготовки.

Методическая работа: изучение инновационных эффективных форм и методов деятельности сотрудников отделов и учреждений по социальной работе, ее обобщение и распространение в трудовом коллективе; повышение квалификации сотрудников, ознакомление их с передовым отечественным и зарубежным опытом социальной работы; сбор и систематизация информационных материалов, литературы по социальным вопросам, законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими.

Рекламно-пропагандистская работа: реклама услуг, предоставляемых отделами и учреждениями по социальной работе, задач и содержания оказываемой им социальной помощи; пропаганда в местных средствах массовой информации укрепления и поддержки молодой семьи; издание листовок, пособий и т.д. в помощь молодой семье по различным вопросам ее жизнедеятельности.

Аналитико-прогностическая работа: изучение демографической ситуации, тенденций и причин социального и семейного неблагополучия, мнения населения о качестве и спектре оказываемой социальной помощи молодым семьям, актуальной и перспективной потребности в ней; разработка на этой основе предложений по корректировке и совершенствованию социальной работы, планированию социального развития, учету демографических факторов и показателей при строительстве жилья и социально-культурных объектов.

Медико-социальная работа: индивидуальная работа по предупреждению вредных привычек (пьянства, курения, употребления наркотиков, малоподвижном образа жизни и т.д.), подготовке членов молодых семей к рождению ребенка, профориентация молодежи с учетом состояния их здоровья;

Работа по снятию нервно-психических и физических нагрузок, предупреждению и профилактике заболеваний, связанных с перегрузками нервной и мышечной системы, обучению передовым методам физической и психической культуры. Перечисленные виды деятельности могут осуществляться в социально-психологических службах, центрах здоровья и народной медицины, а также в отделах и секторах других социальных Служб.

Социально-педагогическая работа: социальный патронаж молодых семей, имеющих неблагополучные психологические и социально-педагогические условия, оказание помощи в семейном воспитании, в преодолении родителями педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов.

Создание условий для формирования среды общения и досуга молодежи, стимулирования развития семейного, молодежного туризма, развитие современных форм воспитания личности. К таким службам относятся центры досуга, бюро путешествий и туризма, женские и молодежные клубы, клубы деловых встреч и т.п.

Социально-реабилитационная работа: помощь в социальной реабилитации и адаптации безработным, эмигрантам, лицам, вынужденно поменявшим место жительства (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве, переквалификации и устройстве на работу по вновь приобретенной специальности и т.д.); инвалидам, женщинам, имеющим детей; молодым семьям, имеющим неблагоприятные социально-правовые условия; организация работы отделений социальной реабилитации молодежи с дезадаптированным поведением.[8]

Социальная реабилитация и адаптация членов молодых семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждений, длительное время не работающих и не учащихся, алкоголиков, наркоманов и т.п.; социальное становление членов молодых семей с недостатками в физическом и умственном развитии, инвалидов и др. Для этого создаются службы или центры социальной реабилитации и адаптации, приюты, убежища, социальные общежития, социальные гостиницы и т.п.

Информирование и консультирование по вопросам прав, ответственности и обязанностей членов молодых семей в различных видах деятельности, знакомство с льготами, законодательными и нормативными документами. Информацию и консультацию можно получить в центрах документации и информации, юридических службах и т.п.

Службы социальной помощи молодежи самостоятельно формируют и осуществлять программу деятельности в оказании социальных услуг населению, избирают формы и методы достижения целей и задач, оговоренных в положении конкретной службы.

Выделим сложившиеся в настоящее время в социальных учреждениях четыре основные формы государственной помощи молодым семьям:

-       денежные выплаты семьям на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей;

-       трудовые, налоговые, жилищные и др. льготы;

-       бесплатные натуральные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, питание беременным женщинам и т.д.);

-       социальное обслуживание молодых семей (оказание конкретной психологической, юридической помощи, консультирование, социальные услуги).

Также через системы социальных служб и клубов для молодежи проводятся комплексные меры по укреплению молодой семьи:

-       профилактическая работа с группами социального риска среди молодежи и подростков, обобщение и внедрение эффективного опыта по предотвращению асоциального поведения подростков и молодежи;

-       расширение деятельности профильных лагерей, клубов, организация досуга молодежи;

-       принятие эффективных мер для снижения уровня подростковой и молодежной преступности;

-       создание условий для психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков, социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением;

-       развитие учреждений социального обслуживания молодежи;

-       просвещение подростков по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.

Совокупность приемов и методов деятельности субъек­тов и объектов социальной работы, рассматривающих соци­альные проблемы клиентов, как способ стимулирования раз­вития их собственных сил, конструктивной деятельности в социуме по изменению неблагоприятной жизненной ситуа­ции служат достижению понимания клиентом зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем, активизации его участия в солидарных действиях по разре­шению возникающих проблем, конфликтных ситуаций.

Основная задача социальной работы с молодыми семьями в начале нового тысяче­летия заключается в дальнейшем развитии и совершенство­вании имеющихся форм, методов, способов и приемов дея­тельности, используемых специалистом для решения соци­альных проблем клиентов, стимулирование активизации их собственных сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

Наряду с этим, проблема дальнейшей разработки мето­дов обусловлена и  необходимостью научно-исследовательских изысканий со стороны специалистов по социальной работе с молодыми семьями, как в рамках общества, так и в масштабах малых групп. Особенно важно отметить, что развития этой деятельности осуществляется в процессе непосредственной практической работы через оказание адресной, комплексной и своевременной помощи.

В условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде: ухудшается состояние здоровья молодежи. В среднем в России лишь 10 процентов выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50 процентов имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии; размываются духовные ценности, ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде; распространяются наркобизнес и наркомания среди молодежи: около 70 процентов лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет.

В связи с этим в январе 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу "Молодежь России (2001-2005 годы)", которая со стороны высшего органа исполнительной власти является также и показательной формой социальной работы с молодыми семьями.[9]

Основными целями Программы являлось создание и развитие правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации молодежи, духовно-нравственное воспитание молодежи. Для достижения основных целей требуется решение следующих задач:

-       улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем молодых граждан;

-       создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации ее научно-технического и творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;

-       формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности;

-       реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, поддержка молодежного предпринимательства;

-       формирование здорового образа жизни молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков, профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма;

-       развитие и поддержка федеральной и региональной систем информационного обеспечения молодежи на базе традиционных коммуникаций, современных технологий и компьютерных сетей.

В соответствии с Программой, реализация ее выполнялась в 2001-2005 годах поэтапно. На первом этапе (2001-2003 годы) осуществлялась:

-       разработка современных технологий работы социальных служб органов по делам молодежи, улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи;

-       нормативно-методическое обеспечение органов государственной власти;

-       развитие системы дополнительного образования (поддержка различных форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей, подростков и молодежи), укрепление ее материальной базы;

-       создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи; работа со студенческой молодежью;

-       дальнейшее развитие массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, международных обменов;

-       поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений;

-       воспитание у молодежи гражданско-патриотической позиции;

-       подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении;

-       создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти на всех уровнях.

На втором этапе (2003-2005 годы) осуществлялись следующие мероприятия:

-       создание основ системы ювенальной юстиции;

-       внедрение новых технологий в работу социальных служб, клубов для молодежи и подростков;

-       разработка в субъектах Российской Федерации механизма решения жилищных проблем молодых семей;

-       создание условий для развития системы занятости молодежи, снижение уровня безработицы путем предоставления сезонных и временных работ;

-       создание рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних;

-       повышение деловой активности молодежи.

Данная Программа должна была развить новые формы и методы социальной работы с молодыми семьями, разрешить многие накапливающиеся в последние годы проблемы у молодых семей. Будет ли реально Программа помогать институту молодой семьи, мы сможем определить к концу 2005 г.

Заключение

В результате проделанной работы были выявлены особенности социальной работы с молодой семьей.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

1.     Рассмотрена сущность молодой семьи, как объекта социальной работы;

2.     Изучены основные направления и задачи социальной работы с молодой семьей;

3.     Раскрыты технологии социальной работы с молодыми семьями в России.

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами как и жизнь семьи.

Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Ее проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье  определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом.

Со стороны научно-исследовательских и организационно-управлен­ческих кругов оценка состояния современной российской молодой семьи, самочувствие молодой семьи и ее членов выдвигают в настоящее время на первый план проблемы бедности и малообеспеченности, экономических ограничений жизнедеятельности. Помощь в этой сфере занимает львиную долю усилий в деятельности органов социальной защиты и учреждений соци­ального обслуживания.

Социальные проблемы проявляются в семье достаточно многосторонне. В значительной степени основные трудности и потребность в профессиональной помощи семьи зависят от ее типа. К числу проблемных относятся молодые семьи, социальная работа с которыми осуществляется в основном системами социальной защиты молодежи.

Список литературы

1.     Антонов В.А. Микросоциология семьи – М.: Инфра-М, 2004. 

2.     Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Гардарика, 2003.

3.     Мудрик А.В. Социальная работа с молодыми семьями - М.: Филинъ, 2005.

4.     Социальная педагогика: Курс лекций под ред. М.А. Галагузовой - М.: Владос, 2005.

5.     Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

6.     Социальная энциклопедия / под ред. А.П. Горкина, Г.Н. Карелова - М.: Научиздат, 2004.

7.     Фирсов М.В. Теория социальной работы - М.: Владос, 2004.

8.     Артюхов А.В. Государственная семейная политика и ее особенности в России // Социс - № 7 - 2002. – с. 13 – 24.

9.     Возжаева Ф.С. Технология социальной работы с молодой семьей // Социс - № 6  - 2002. – с. 35 – 41.


[1] Социальная энциклопедия / под ред. А.П. Горкина, Г.Н. Карелова - М.: Научиздат, 2004. – с. 418.

[2] Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Гардарика, 2003. - с.154.

[3] Социальная педагогика: Курс лекций под ред. М.А. Галагузовой - М.: Владос, 2005. – с. 210.

[4] Фирсов М.В. Теория социальной работы - М.: Владос, 2004. – с.57.

[5] Фирсов М.В. Теория социальной работы - М.: Владос, 2004. – с. 105.

[6] Мудрик А.В. Социальная работа с молодыми семьями - М.: Филинъ, 2005. – с. 39.

[7] Фирсов М.В. Теория социальной работы - М.: Владос, 2004. – с. 173.

[8] Возжаева Ф.С. Технология социальной работы с молодой семьей // Социс - № 6  - 2002. – с. 39.

[9] Артюхов А.В. Государственная семейная политика и ее особенности в России // Социс - № 7 - 2002. – с. 16.