Оглавление:

Теоретические вопросы.. 3

1. 3

2. 8

Задачи. 13

3. 13

4. 14

Тесты. 14

5. 14

6. 15

7. 15

8. 16

9. 16

10. 16

Список литературы: 18

Вариант-3.

Теоретические вопросы

1.  Внешние (побочные) эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах. Они называются "внешними", так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Побочные эффекты - это издержки или выгоды, которые выпадают на долю отдельных лиц или групп некоей третьей стороны, не участвующей в рыночной сделке. Примером побочных издержек может служить загрязнение окружающей среды, а примером побочных выгод - прививки.

Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные:

Отрицательный внешний[1] эффект (negative externality) воз­никает в случае, если деятельность одного экономического аген­та вызывает издержки других. Покажем это на примере. Целлю­лозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хоро­шо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды про­порционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. По­скольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расхо­ды на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превы­шает эффективный объем выпуска 

   Положительный внешний эффект[2] (positive externality) воз­никает в случае, если деятельность одного экономического аген­та приносит выгоды другим.

Развитие образования дает прекрасный пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образова­ние. Однако каждый из нас, принимая решение о получении обра­зования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Не удивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества. Рыночное равновесие E1 устанавливается в точке пересечения предельных частных вы­год и предельных социальных издержек: МРВ = MSC.

Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому эф­фективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересе­чения предельных социальных выгод и издержек[3].

Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравне­нию с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Сущность проблемы внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек либо частной и общественной выгоды.

Принцип решения проблемы внешних эффектов заключается поэтому в достижении равенства предельных общественных издержек предельной общественной выгоде: MSC=MSB

Поскольку MSC = MPC + MEC, a MSB = MPB + MEB, то

MPC + MEC=MPB + MEB

При отрицательных внешних эффектах МЕВ=0 и МРВ = MSB, тогда решение проблемы негативных экстерналий в принципе выглядит так:

МРС + МЕС =MSB.

При положительных внешних эффектах МЕС=0 и МРС = MSС, то решение проблемы позитивных экстерналий в принципе таково:

MSC = MPB + MEB.

Важно подчеркнуть, что при решении проблемы экстерналий такие внешние эффекты получают выражение в виде соответствующих издержек и выгод уже для непосредственных участников сделок, и тогда работа рыночного механизма меняет цены и объемы производства соответствующих благ, а это вносит коррективы в распределение ресурсов и продуктов, которое становится эффективным. Это в то же время означает, что соответствующие внешние эффекты трансформируются во внутренние. Тем самым осуществляется интернализация внешних эффектов.

Чистыми общественными благами будут считаться такие, которые объединяют в себе низкую (вплоть до нулевой) конкурентность с невысокой исключаемостью остальных экономических субъектов из потребления. Нулевая конкурентность чистых общественных благ означает, что предельные издержки предоставления такого блага каждому дополнительному потребителю равны нулю. Например, рождение еще одного жителя страны нисколько не увеличивает расходы на государственную оборону. Низкая же исключаемость общественных благ означает, что подобные блага вполне могут, да и чаще всего действительно потребляются сообща, коллективно, поскольку никто из владельцев не может (а точнее недостаточно материально заинтересован) воспрепятствовать потреблять такие блага всем остальным экономическим субъектам.

Высокая конкурентность в сочетании с низкой исключаемостью дает общие (совместно потребляемые) блага. История предоставляет здесь много примеров: общинные земли, леса, воды и т.п. В современном мире подобных благ осталось уже не так много. Можно привести общественные парки для отдыха и сохранения уголков нетронутой природы, общественные водоемы с рыбой и иными продуктами подводного мира и т.д. Причиной сокращения числа подобных случаев служит именно высокая конкурентность общих благ: на всех их часто просто не хватает (пойманная мной в таком озере рыба уже никому другому не достанется), и поэтому здесь действует давно установившееся правило  "primus veni, primus occupavi" - "первый пришел, первый занял" со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Иногда общие блага также называют коммунальными. Нам хорошо известен такой пример проблем, возникающих в связи с использованием общих благ, как порождаемых коммунальными квартирами.

Обратная ситуация возникает в случае низкой конкурентности, но достаточно высокой исключаемости благ. Здесь реально возможен контроль собственника над процессом потребления подобных благ, хотя такой процесс часто протекает в различных коллективных формах. Поэтому подобные блага часто называют исключаемыми общественными.

Последнее определение наводит на мысль, что не исключаемость выступает в качестве решающего свойства для выделения общественных благ в особую группу, хотя она часто является более распространенным источником практических проблем и поэтому иногда кажется более важной экономистам с прагматической (позитивной) методологической ориентацией, но единодушия в этом вопросе нет. Все же возможность распространять выгоду от потребления неконкурентных благ на дополнительных экономических субъектов с практически нулевыми предельными издержками имеет более существенное значение, тем более, что под эту особенность подпадает такое важное в современных условиях благо, как информация. Вернемся еще раз к определению общественных благ. Чисто общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становиться доступным для всех.

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, "зайца".

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить "провалы" рынка помогает государство.

Таким образом, необходимость в чистых общественных благах ставит перед экономикой две проблемы: как достичь экономически эффективного объема производства таких благ и как обеспечить их производство при наличии "безбилетников".

Теперь перейдём к вопросу почему рыночный механизм несостоятелен в отношении этих благ. Рыночный механизм побуждает предпринимателей идти в отрасли, которые приносят больший доход. К сожалению, сфера производства общественных благ к таким отраслям не относится, т.к. общественные блага обладают свойством неисключаемости (нельзя исключить пользователя, который не платит). И поэтому, в современном обществе одна из важнейших ролей государства является производство общественных благ, которые не приносят прибыли, но необходимы в любой стране.

2. Рассмотрим, какую же функцию выполняют деньги.    

В дотоварном, то есть натурально хозяйстве результат про­изводства потреблялся самим производителем и оставался просто продуктом труда. В товарном хозяйстве, основанном на общественном разделении труда, производитель и потребитель (в подавляющем большинстве) разные люди. Результат производства превращается из продукта в товар, то есть производится для продажи. Первоначально возник обмен излишками продукта. Затем, с развитием разделения труда, возникла необходимость в постоянном обмене, появился пря­мой товарообмен (бартер), а затем были рождены деньги - рождены именно торговлей и возникли как техническое средство, облегчающее обмен товарами. Без денег более или менее легко может состоятся прямой обмен, когда у каждого из партнеров есть именно то, что нужно другому. Но если на рынок пришли всего три человека, но по­парно они не сходятся?

Действительно, представьте

А - принес на рынок овечьи шкуры, чтобы выменять на них башмаки.

Б - принес башмаки, чтобы выменять полотно.

В - принес полотно, чтобы выменять шкуры.

Каждый из них предлагает свой товар желанному партнеру, но обмен не получается.

Наконец, один из них предлагает двухшаговый обмен: А меняет шкуры на полотно (а нужны ему башмаки), затем меняет полученное полотно на нужные ему башмаки. На нашем примитивном рынке полотно превратилось в деньги. Именно оно облегчило перемещение (как эко­номисты говорят "ОБРАЩЕНИЕ")[4] товаров между участниками торговли.

       Деньги как средство обращения обслуживают акты продажи и купли товаров и услуг. К этой посреднической функции непосредственно примыкает и переплетается с ней функция денег как средство платежа - оплата налогов, получение и возврат кредита, выплата зарплаты, пособий, оплата коммунальных услуг. При этом передвижение денег не сопровождается одновременным перемещением товаров. Использование денег в качестве платежного средства было подробно расписано еще в “Русской правде” XI в. - “Куны нужны для уплаты виры (штрафа), долга и реза(процента), оброка и дани (с плуга - рала и двора - дыма)”. По мере развития индустриального общества, средство платежа все чаще замещает средство обращения. В современной экономической литературе эти две функции денег обычно объединяются в одну. Значение денег как средство обращения трудно преувеличить, поскольку они позволяют уйти от бартерной формы торговли. Замена бартера денежным обменом отделяет акт продажи от акта покупки. Если существуют деньги, то продавец товара должен лишь найти того, кто хочет купить его товар, а, получив деньги, он может покупать все, что ему вздумается. Замена механизма бартерных сделок механизмом, использующим деньги как средство обращения, приводит к снижению издержек обращения. Денежный обмен требует гораздо меньших усилий и времени, чем бартер. Снижая издержки обращения, деньги стимулировали развитие специализации и торговли.

Деньги, хорошо выполняющие функцию средства обращения, с готовностью должны приниматься каждым. Имеющие широкое распространение, деньги предоставляют их владельцу некую всеобщую покупательную способность,  являющуюся весьма важным преимуществом. Использование денег позволяет осуществлять гибкий выбор типов и количества покупаемых товаров, выбор времени и места совершения покупки, а также партнеров для сделки. Если некое средство обращения используется в течение достаточно длительного времени, то его приемлемость становится стабильной. Приемлемость денег зависит от готовности и желания населения их использовать. Вот несколько примеров неприемлемости денег.    В 1970 году  Казначейство США, в течение двух лет, производило выпуск двухдолларовых банкнот (не выпускавшихся с 1966 г.). Население не приняло эти купюры по нескольким причинам. Одной из причин неудачи было то, что двухдолларовые банкноты легко было спутать с однодолларовыми банкнотами. Люди явно предпочитают банкноты с большей разницей номиналов, в 1 доллар, 5 долларов, а не в 1 доллар и 2 доллара. Кроме того, многие почему- то считали, что двухдолларовые бумажки приносят несчастье. В 1979 году Казначейство снова попыталось снизить издержки эмиссии, начав выпуск однодолларовой монеты

“Сьюзен Б. Энтони”. Планировалась значительная экономия, поскольку срок годности монеты в среднем равен 15 годам, между тем, как срок годности бумажной купюры не более 18 месяцев. Казначейство также полагало, что людям будет удобно использовать одну большую монету, чем несколько маленьких.

Население также не приняло и эту монету. Это произошло по двум причинам. Во-первых, по размеру эта монета была похожа на монету в четверть доллара. Люди, в поисках мелочи, путали эти монеты. Во - вторых, люди всегда предпочитают бумажные деньги монетам.     

           В дополнение к своим функциям средства обращения деньги также выполняют роль меры стоимости. Для осуществления товарно-денежных операций используются различные денежные единицы - рубли, доллары, марки и т. д. В этих единицах измеряют и сопоставляют товарные стоимости. Эту функцию счетных денег иногда называют масштабом цен. Правительство каждой страны обычно устанавливает свою собственную меру стоимости. Деньги, как мера стоимости, однородны, что очень важно для вычислений и видений записей о совершаемых сделках. Выражая цены в долларах и центах, люди могут сопоставлять и сравнивать стоимости различных товаров немедленно и без особых усилий. Если один товар стоит 10 долларов, а другой  5 долларов, то относительная стоимость этих товаров очевидна.

           Допустим, что наша экономическая система не имеет меры стоимости. В этом случае, вместо того, чтобы однозначно выражать цену каждого товара в рублях, нам придется составлять пропорции обмена каждого товара и услуги на каждый другой товар. Для различных товаров и услуг количество возможных комбинаций достаточно велико и определение стоимости товара становится чрезвычайно сложным делом. Деньги, как мера стоимости не выполняют функцию средства обращения в период быстрой инфляции. Например, сегодня в России, рубль выполняет почти лишь функцию обращения, а доллар (условная единица) выполняет роль меры стоимости. Это позволяет совершать экономические вычисления и расчеты, пользуясь стабильной мерой стоимости, хотя реальная ценность официального средства обращения падает, хотя сейчас уже не намного, быстро. Подобное разделение функции меры стоимости и средства обращения - довольно остроумный способ приспособления к быстрой инфляции. Аналогичные процессы в последние годы имели место и в других странах (Израиле, Китае, Боливии и др.).

           Важной функцией денег является функция средства накопления, предполагающая образование некоего актива или запаса, оставшихся после продажи товаров и потребления доходов. Деньги выступают здесь в виде отложенного на будущее платежеспособного спроса, покупательной способности. Деньги могут выполнять эту функцию, поскольку наделены “совершенной ликвидностью”, т. е. в любое время готовы исполнить роль платежного средства и, накопляясь, они не меняют своей номинальной ценности. Конечно, в странах с нарастающей инфляцией деньги нет смысла накапливать, они быстро обесцениваются. В периоды быстрой инфляции деньги как средство накопления теряют свою привлекательность, несмотря на высокую ликвидность. Если, день ото дня, на доллар, лиру или рубль можно будет купить все меньшее количество товаров, то люди захотят хранить стоимость в денежной форме лишь в течение очень коротких периодов времени. Известно, что иногда, в условиях гиперинфляции, рабочие требуют ежедневной, а не ежемесячной выплаты заработка, чтобы иметь возможность тратить свои деньги до того, как на следующий день вырастут цены. В тех странах, где имеет место гиперинфляция[5], местная валюта может частично не использоваться как средство накопления, а также как мера стоимости. При подобных обстоятельствах возникает любопытная картина: национальные денежные знаки выполняют функции обращения и масштаба цен, но средством накопления становится более устойчивая иностранная валюта, которую покупают держатели денежных активов.

         Подводя итог первичному анализу денежных функций, следует отметить их взаимодействие, а также принять во внимание, что функция средства обращения и платежа должна определять размеры общей денежной массы в стране, а функция накопления напрямую связана с кредитно-денежной политикой государства.

Задачи.

3. Спрос QD=200-2p, предложение QS=p-10. Введена дотация производителям в размере 90 рублей за каждую проданную единицу товара. Известно, что при введении дотации предложение увеличивается, а спрос уменьшается. Рассчитаем новую функцию предложение:

QSnew=p-10+90=p+80.   А спрос: QDnew=200-2p-90=110-2p.

Теперь найдём равновесную цену и равновесное количество товара для новых функций спроса и предложения. QSnew=QDnew

P0+80=110-2p0

3p0=30

p0=10, где p0-равновесная цена. Тогда q0(равновесное количество) будет равно 90 единиц.

Тогда получаем, что объём дотационных выплат из бюджета будет равен произведению равновесного количества продукции и величины дотаций, т.е. 8100 рублей.

Проиллюстрируем происходящее графически:

           

    P, руб

        100                                                     QS1

 

        70                                                                                           QS2

        55

                                                                                              QD1

        10                                                     QD2

                                                60     80 90    110                            200 Q, штук.

4.

Потенциальный ВВП равен 300. Налоги 40% от ВВП. Расходы на закупку товаров и услуг 140. Найти величину разрыва ВВП при нулевом бюджетном дефиците.

Чтобы бюджет не был ни дефицитным, ни профицитным необходимо равенство расходов государства и его доходов. У нас есть только один вид расходов на закупку товаров и услуг(140) один вид доходов от поступающих налогов(40 % от ВВП). Подсчитаем, удовлетворяют ли этому условию наши данные.

Доход: 0,4*300=120 ден.ед., расход 140 ден.ед. Очевидно, что бюджет получился профицитным (-20 ден.ед.). Но это не удовлетворяет условию.

Значит, существует некоторая величина разрыва ВВП, которую нам необходимо найти. Для этого расходы в 140 ден.ед нужно разделить на 0,4(40%). Получим, что ВВП должен составлять 350 ден.ед., чтобы бюджет был нулевого дефицита. А это отличается от нашего данного ВВП на 50 ден.ед, или больше на 16,6%.

Тесты.

5. Правильный ответ в.

Сдвиг кривой спроса влево обусловлен уменьшением спроса на данный товар А и может быть вызван неценовыми факторами спроса.

Рассмотрим все утверждения:

А) Вследствие роста численности населения может увеличиться спрос на определённые группы товара. Например, рост продолжительности жизни ведёт к росту спроса на медицинские услуги. Но уменьшить спрос увеличение  численности населения не может[6].

Б) По определению нормальные товары - это товары, спрос на которые растёт с ростом доходов покупателей. Т.е. рост доходов не может вызвать уменьшение спроса.

В) товары-заменители - товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность. Изменение цен на товар-заменитель ведёт к однонаправленному изменению спроса на данный товар[7]. Т.е. этот пункт удовлетворяет условию задачи.

Г) Ожидание роста цен приводит к увеличению роста спроса, что привело бы к смещению графика спроса вправо, а не влево.

6. Правильный ответ Г.

Оптимальный объём производства на рынке совершенной конкуренции задаётся равенством: MR=MC=P, причём MR>ATC. Уход с рынка следует совершать, когда MC=MR=P<=AVC.

В нашем случае AVC=(TVC-TFC)/Q;

 AVC=500000/100=5000; MR=P=4

Т.к. 4 значительно меньше 5000, то предприятию немедленно следует прекратить производство.

7. Правильный ответ А.

Для доказательства приведём график, изображающий кривые спроса и предельного дохода[8]

Р

170

              Эластичный спрос

                                        Е

                                                            Неэластичный спрос

                                        MR

                                                     9                                       18                      Q

Т.е. до равновесной точки Е как раз и находится интересующий нас отрезок эластичного спроса. Из графика MR видно, что на этом промежутке предельный доход положителен, в точке единичной эластичности он будет равен 0 и далее станет отрицательным.

8. Просто вспомним определение термина «эффект вытеснения».

Эффект вытеснения – повышение процентных ставок и последующее сокращение намеченного чистого объёма инвестиций в экономике, вызванное увеличением займов федерального правительства на денежном рынке.[9]

Единственным возможным вариантом является Г.

Правильный ответ Г.

9. Циклическая безработица связана с циклическим характером развития экономики, она возникает в период экономического спада. В фазе экономического спада производство сокращается, уменьшается количество рабочих мест, приходится увольнять часть рабочих, в результате появляется циклическая безработица.

Правильный ответ Г.

10. Чистые инвестиции  представляют собой дополнительные инвестиции, увеличивающие размеры капитала фирм. Они являются основой расширения производства, роста объема выпуска. Значение чистых инвестиций состоит в том, что они являются основой расширения производства, роста объема выпуска. Если в экономике есть чистые инвестиции т.е. валовые инвестиции превышают амортизацию, то это означает, что в каждом следующем году реальный объем производства будет больше, чем в предыдущем. Если валовые инвестиции равны амортизации.

По условию, валовые инвестиции меньше чем потребление капитала, тогда значит, что чистые инвестиции отрицательны и правильный ответ Д.

Список литературы:

1.     Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М.: Изд-во МГУ, 1999.

2.     Весёлая. А.Н. Основы экономики. – Новосибирск, издательство Новосибирского госуниверситета, 2003.

3.     Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика / Под общ. ред. Л.С. Тарасевича. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та экономики и финансов, 1997.

4.     Долан Э., Кэмпбелл К., Кэмпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: Пер. с англ. М.; Л.: Профико, 1991.

5.     Петр Федоренко, Лев Хайлов. История денег. – Издательство "Малыш", 2005.

6.     Матвеева Т.Ю., Никулина И.Н. Основы экономической теории. М.: Дрофа, 2003.

7.     Сакс Дж., Ларрен Ф. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. М.: Дело, 1996.

8.     Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. М.: Новости, 1991.

9.     Чинакова Н.В. Курс лекций по экономической теории, часть 2, лекция 21, п.21.1. – Новосибирск, издательство Новосибирского госуниверситета, 2003.


[1] Отрицательный внешний эффект (англ.)- negative externality effects.

[2] Положительный внешний эффект (англ.)- positive externality effects

[3]  Чинакова Н.В. Курс лекций по экономической теории, часть 2, лекция 21, п.21.1. – Новосибирск, издательство Новосибирского госуниверситета, 2003, стр.55-57

[4] Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика / Под общ. ред. Л.С. Тарасевича. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та экономики и финансов, 1997. –с. 15-16.

[5] В основном во время великого экономического кризиса. См. Петр Федоренко, Лев Хайлов. История денег. – Издательство "Малыш", 2005.

[6] Весёлая. А.Н. Основы экономики. – Новосибирск, издательство Новосибирского госуниверситета, 2003, с.21

[7] Весёлая. А.Н. Основы экономики. – Новосибирск, издательство Новосибирского госуниверситета, 2003, с.21

[8] Кэмпбелл Р.Макконнелл Экономикс. Часть 5. с.98. рисунок 26-2.

[9] Кэмпбелл Р.Макконнелл Экономикс. Словарь понятий и терминов, с.400.