Этические аспекты в сестринском деле В.Г. Харина заведующая организационно-методическим сектором по сестринскому делу ОКБ №1

Версия для печати

Каждая профессия имеет свои этические интересы. Анализируя содержание кодексов медицинской этики (начиная с клятвы Гиппократа и кончая национальными кодексами, в том числе этическим кодексом Российского врача, 1995, этическим кодексом медсестры России,1997), нельзя не заметить трансформации их содержания.

Во-первых. Увеличен перечень "лиц", взаимоотношения с которыми подвергаются этической регламентации. Сегодня, наряду с больными, врачами и медсестрами он включает обслуживающий персонал и общество.

Во-вторых. Качественно по-новому формулируются обязанности врача, медсестры. Их нельзя уже выразить просто и однозначно "помогать и не вредить". Врач и медсестра призваны обеспечить качественную медицинскую помощь (уход), основанную на чувстве сострадания, уважения человеческого достоинства, стремясь к терапевтическому сотрудничеству с пациентом; уважать права своих коллег, иного обслуживающего персонала. Эта трансформация отражает изменения, которые произошли в общественном самосознании за последние два десятилетия.

Медицинская этика - это наука изучающая моральную сторону деятельности медработников, их моральные отношения и моральное сознание, связанные с исполнением профессиональных обязанностей. [Ю.К. Субботин]

Еще А.Семашко в 1945 г. наметил контуры медицинской этики:

  • отношение медработника в больному:
  • отношение медработника к обществу;
  • отношения медицинских работников между собой.

Возникновение биомедицинской этики является результатом взаимовлияния сразу нескольких направлений, которые связаны:

  • с развитием медицинской этики
  • с расширением поля исследования и, в частности, экспериментов в тех разделах биологической и медицинской наук, которые имеют выходы в практику здравоохранения:
  • с глубокими изменениями в ценностных ориентациях и установках людей в отношении того, что касается сферы здравоохранения, в частности, с изменениями в системе взаимоотношений "медработник-пациент".

Эта широкая область, таким образом, затрагивает непосредственные жизненные интересы каждого человека, чем, в первую очередь, и определяется острота проблем биомедицинской этики.

С возникновением и развитием биоэтики, этику сестринского дела и медицинскую этику в целом, сегодня можно рассматривать как подтипы биоэтики, общественный смысл которой, заключается в проявлении гуманизма в медицине.

Биоэтика - это не просто новое название для старых проблем; новые медицинские технологии и трансплантология органов, поддержание жизни и ее зарождение по-новому поставили старые проблемы, и прежде всего определение смерти, жизни, здоровья. [А.П. Огурцов]

Ш. Смит описывает различные модели взаимоотношений "медсестра-пациент", но в принципиальном отношении эти модели не отличаются от тех, что описаны для врача и пациента. В этическом кодексе Американской Ассоциации медсестер взаимоотношения медсестры и пациента рассматривается в рамках договорной модели, в связи с чем основной задачей медсестры является наилучший уход, основанный на уважении человеческого достоинства и уникальности каждой человеческой личности.

Всемирная организация здравоохранения, Государственная программа развития сестринского дела в России (проект) рассматривают деятельность специалистов сестринского дела в четырех основных направлениях:

  • профилактическая помощь населению;
  • лечебно-диагностическая помощь:
  • реабилитационная помощь и медико-социальная помощь хроническим больным и инвалидам;
  • оказание медико-социальной помощи инку-рабельным и умирающим пациентам.

В этой связи в клинической практике деятельность медсестры многогранна. Это и уход за беспомощными больными, выполнение назначений врача, прием и выписка больных, ведение различных документов, огромная административная работа. Несмотря на проводимые изменения, нагрузка на медсестру все еще слишком велика, а это мешает сконцентрироваться на главном - уходе за больными.

Во взаимоотношениях "медсестра-больной" очень важен стиль работы медсестры. В том, как сестра подает стакан воды, как оправляет его постель, может найти выражение весь мир чувств, связывающих ее с больным. Часто больные читают по выражению лица и голоса. Нежность ласковость, терпение и вежливость вот составные элементы хорошего стиля работы, в них выражаются заботливость, внимание и любовь сестры к своим больным. В работе сестер очень часто "как" бывает значительно важнее, чем "что". Очень важно медсестре познать самое себя, особенности своей личности, чтобы знать каков стиль ее работы и как воздействует она на больных.

Харди описывает наиболее часто встречающиеся типы личностей медсестер.

  • Сестра-рутинер. Такие сестры работают автоматически, безлично, не переживая с больными, не сочувствуя им. Они делают все, упуская из виду одно - самого больного;
  • Сестра, "играющая заученную роль". Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль. Появляется неискренность. Ее поведение становится искусственным, показным.
  • Тип "нервной" сестры. Эмоционально лабильная личность сестры может явиться серьезной помехой в успешной работе с больными. Результатом этой напряженности может быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющие набольных.
  • Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Больные по походке узнают таких сестер, отмечая их появление словами: "Идет гренадер!". Эту сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестра с такой решительностью может стать прекрасным организатором, хорошим педагогом. О таких сестрах нередкоговорят "Строга, несправедлива...". При недостатке культуры, образованности, сестра слишком негибка, часто груба и даже агрессивна с больными.
  • Сестры материнского типа, выполняющие свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа для них - неотъемлемое условие жизни. Забота о больных для них жизненное призвание. К ним как нельзя лучше подходит выражение "милая сестрица".
  • Тип сестры-специалиста. Сестры такого типа, благодаря какому-то особому свойству личности, особому интересу, получают специальное назначение, склонны к выполнению сложных заданий. Иногда это странные люди, фанатики своей узкой деятельности.

Харди акцентирует внимание на то, чтобы сестра имела хорошее физическое и психическое здоровье: "Только та сестра по-настоящему разбирается в больных, может оказывать на них действительно исцеляющее воздействие, которая и сама здорова и умеет следить за своим здоровьем".

Различаются три этапа установления отношений между сестрой и больным в период пребывания его в лечебном учреждении: начальный, развернутый и конечный.

На начальном этапе больной и сестра знакомятся друг с другом. Больной адаптируется к новой среде, знакомится с распорядком жизни больницы. Очень важно умение сестры видеть, что и как понял больной, в чем состоит недоразумение, способность умело разъяснить ему недопонятое или плохо понятое. Сестра получает представление о поведении больного, об отношении его к свой болезни, сообщает ему необходимые сведения по выполнению назначений врача.

На развернутом этапе дальнейшая работа зависит от сформированного контакта между больным и сестрой. На этом этапе, когда больной может много узнать о неправильности своего образа жизни, изменяющаяся картина болезни может вызвать страх, неуверенность, придирчивость, болезненные фантазии, медсестра должна проявлять особое внимание к больному, беседуя с ним, выслушивая его, формируя этим самым на практике новый, здоровый образ жизни, развивая его понятия о физической и психической гигиене.

На конечном этапе трудности обычно возникают при выписке из больницы. Больной обеспокоен, он боится покинуть стены, где был надежно защищен от опасности. Больного мучают сомнения: "Что будет со мной дома?". Поэтому медсестра должна подготовить больного к выписке путем проведения занятий, бесед на темы, вызывающие опасение и страх в связи с выпиской.

Нормативная этика в сестринском деле рассматривает нормы (обязанности) и нормы (ценности).

Нормы (обязанности) определяют принципы, правила, обязанности и долг медицинской сестры и отвечают на вопрос "Как я действую?"

Основная обязанность медсестры - это быть профессионально компетентной. Это обязывает медсестру уважать пациента, уважать его право на самоопределение, не причинять вреда, делать добро, уважать обязательства других, держать слово, сотрудничать, быть преданной.

Долг медсестры заключается не просто в освоении сестринского дела, а в постижении всех его граней; не просто в выполнении своих должностных обязанностей, а в стремлении их выполнения наилучшим образом; не просто в выполнении врачебных назначений, а в приложении всех сил, знаний и умений для их реализации. Нормы (ценности) определяют:

  • что человек должен из себя представлять как личность;
  • o что человек должен выбрать в качестве своих целей.

Те нормы (ценности), которые определяют, что такое добро и зло, хорошо и плохо в людях, называются нормами моральной ценности (добродетели).

Какими же личными качествами должна обладать медицинская сестра для выполнения своих обязанностей и долга? Какие нормы моральной ценности, добродетели профессия "сестринское дело" считает важным для медсестры?

Атмосфера медицинской и сестринской практики, образования должна создавать условия, которые бы культивировали желаемые качества, требуемые от медсестры. Это прежде всего знание, умение, ответственность, сострадание и милосердие, сотрудничество, забота.

К сожалению, слишком мало внимания уделяется в наши дни определению и поощрению этих качеств, необходимых для ухода за больными. Например, большие рабочие нагрузки на медсестру не позволяют ей быть сострадательной, терпимой и компетентной. Моральная атмосфера должна быть таковой, чтобы знания, навыки, профессиональный рост и компетенция как ожидались, так и вознаграждались.

Нормы (неморальной ценности) определяют, что человек должен выбрать в качестве своих целей. Неморальные ценности причастны к каждой сфере человеческой деятельности, включая сестринское дело. Какие же ценности (идеалы) должна выбрать для себя медицинская сестра? К чему она должна стремиться? Это прежде всего профессионализм, здоровье,здоровая окружающая среда, независимость, достоинство, уход.

Поведение медсестры во многом определяется теми этическими нормами, которые уже сложились в конкретном медицинском учреждении.

По мнению А.К. Иванюшкина, наиболее общим недостатком во взаимоотношениях "медработник-пациент" является нравственная индиферентность. Подчас неэтичные поступки медработники объясняют объективными обстоятельствами. "Нет таких обстоятельств, которые могли бы оправдать неэтичный поступок".

Итак, заметим, что часто там, где сходятся обязанности и ценности, там складываются истинные отношения между медсестрой и пациентом. Также нельзя не согласиться с Джейтоном, который отметил, что сестринское дело - это центральная профессия здравоохранения с точки зрения морали, и именно оно должно определять имидж здравоохранения. Вестник Первой Областной Клинической Больницы г. Екатеринбург