МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

 

Т.И. Швец, Г.Н. Царик, И. Я. Хайновская,

О.Л. Рытенкова, К.В. Шипачев, Д.Г. Данцигер

 

Жесткие экономические условия функционирования и развития здравоохранения обусловливают целесообразность внедрения новых форм управления отраслью. На сегодняшний день необходимо добиться, чтобы результаты деятельности системы здравоохранения и финансовые затраты на эти цели находились в прямой зависимости. Одной из таких форм является создание системы управления обеспечением качества в здравоохранении.

Оценка качества оказания медицинской помощи является одним из ведущих факторов, определяющих принятие управленческих решений в целях повышения её качества.

Система управления обеспечением качества медицинской по­мощи строится с учетом компетенции ее участников и возможности их взаимодействия.

Основными участниками системы управления обеспечением каче­ства медицинской помощи на территории Кемеровской области явля­ются:

·        ·  Администрация области;

·        ·  Департамент охраны здоровья населения;

·        ·  органы управления здравоохранением городов и районов;

·        ·  лечебно-профилактические учреждения;

·        ·  Территориальный фонд обязательного медицинского страхова­ния;

·        ·  страховые медицинские организации;

·        ·  профессиональные медицинские ассоциации, общества;

·        ·  страхователь;

·        ·  Департамент социальной защиты населения;

·        ·  общество защиты прав потребителей;

·        ·  гражданин;

·        ·  Кемеровское территориальное управление Министерства антимонопольной политики и поддержки предпринимательства;

·        ·  центры стандартизации, метрологии, сертификации;

·        ·  центр контроля качества лекарственных средств;

·        ·  центры Госсанэпиднадзора.

Условия функционирования системы предусматривают определение компетенции её участников в области повышения качества медицинских услуг.

Методика оценки качества медицинской помощи строится на основе субъективной и объективной оценки.

Изучение удовлетворенности пациентов качеством оказанной меди­цинской помощи проводится на основании скрининговых социологиче­ских исследований.

Оценку удовлетворенности пациентов предлагается осуществлять по следующим позициям:

·        ·  доступность амбулаторно-поликлинической и стационарной по­мощи (организационные аспекты);

·        ·  профессионализм врачей и среднего медицин­ского персонала;

·        ·  состояние материально-технического обеспечения;

·        ·  состояние санитарно-противоэпидемического режима;

·        ·  организация питания;

·        ·  лекарственное обеспечение;

·        ·  соблюдение этических и деонтологических норм медицинским персоналом;

·        ·  адекватность медицинской помощи;

·        ·  деятельность лечебно-профилактического учреждения.

Для проведения скрининговых социологических исследований ис­пользуется специальная анкета.

Социологические исследования проводятся путем единовременного или текущего сбора информации сплошным или выбо­рочным способом в зависимости от мощности лечебно-профилакти­че­ского учреждения и целей исследования.

Материалы социологических исследований могут служить обоснованием для уг­лубленной экспертной оценки ситуации в целях ее объективизации.

Для субъективной интегральной оценки удовлетворенности пациен­тов медицинской помощью используется нижеприведенная формула, а также пятибалльная шкала оценки применительно к каждой изучаемой позиции.

 

 

ОУП

-

оценка удовлетворенности пациентов качеством медицин­ской помощи,

ДМП

-

доступность медицинской помощи,

УКП

-

укомплектованность, профессионализм медицинского персонала,

О

-

материально-техническое обеспечение,

СПЭР

-

санитарно-противоэпидемический режим,

ОП

-

организация питания (оценивается в стационарах),

ЛО

-

лекарственное обеспечение,

СЭДН

-

соблюдение этических и деонтологических норм,

АОМП

-

адекватность оказания медицинской помощи,

ДР

-

достижение результата диагностики, профилактики, лечения, реабилитации.

 

Описанную методику следует рассматривать как начальный этап оценки удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи.

Для углубленной оценки положения дел по вышеперечисленным по­зициям предлагается использовать соответствующие объективные мето­дики. Оценка ситуации в таком случае проводится с участием экспертов.

Для углубленной объективной оценки качества медицинской по­мощи предлагается использовать среднюю величину выраженных в бал­лах оценок критериев (К), характеризующих доступность ме­дицинской помощи (КДМП), укомплектованность, квалификацию, профес­сионализм медицинского персонала (КУКП), материально-техническое обеспечение (КМТО), санитарно-эпидемиологический режим (КСПЭР), ор­ганизацию питания (КОП), лекарственное обеспечение (КЛО), соблюдение этических и деонтологических норм (КСЭДН), адекватность оказа­ния медицинской помощи (КАОМП), достижение результата диагностики, профилактики, лечения, реабилитации (КДР). 

В соответствии с изложенным для углубленной объективной оценки качества медицинской помощи (УОК) целесообразно использовать при­веденную ниже формулу и шкалу экспертных оценок.

 

 

 

 

ШКАЛА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

 

Удельный вес пациентов, медицинская помощь которым была оказана в соответствии с правилами и условиями Тер­риториальной программы государственных гарантий (в %)

Балльная оценка (рей­тинг)

 более 85

 5

 70 - 84

 4

 55 - 69

 3

 40 - 54

 2

 менее 40

 1

 

Представленная шкала используется для всех рассматриваемых пози­ций углубленной оценки качества медицинской помощи.

Оценку качества медицинской по­мощи следует проводить с учетом эффективности использования ресур­сов и объемов финансирования учреждения.

Определение эффективности использования ресурсов

 

Эффективность использования ресурсов определяется экспертом с учетом специфики деятельности ЛПУ и использования приведённого ниже примерного перечня показателей:

·        ·  мониторинга выполнения планов-заданий;

·        ·  уровня госпитализации;

·        ·  соотношения пролеченных в дневном стационаре и стационаре круглосуточного пребывания;

·        ·  числа обращений на станцию скорой медицинской помощи;

·        ·  частоты экстренной госпитализации;

·        ·  продолжительности пребывания в стационаре;

·        ·  отношения начисленного ФОТ к количеству пролеченных боль­ных;

·        ·  анализа стоимости койко-дня.

Коэффициент эффективности использования ресурсов рассчитывается по формуле:

КЭИР

-

коэффициент эффективности использования ресурсов,

ВПЗ

-

выполнение плана-задания учреждением,

ОУГ

-

оценка уровня госпитализации,

СП

-

соотношение пролеченных в дневном стационаре и ста­ционаре круглосуточного пребывания,

ОС

-

оценка частоты обращений на СМП,

ЭГ

-

оценка частоты экстренной госпитализации,

ППС

-

анализ продолжительности пребывания в стационаре,

ОНФ

-

отношение начисленного фонда оплаты труда к проле­ченным больным,

СКД

-

анализ стоимости койко-дня.

 

Оценка выполнения плана-задания ЛПУ (ВПЗ) проводится на осно­вании определения соотношения фактически оказанных и плановых объ­емов медицинской помощи. Полученный показатель вычисляется в % и с использованием оценочной шкалы (табл. 2) переводится в баллы.

При рассмотрении уровня госпитализации (ОУГ) определяется ве­личина отклонения фактического показателя от нормативного. Получен­ный результат соотносится с нормативным значением показателя и вы­ражается в %. Вычисленная величина сравнивается с данными таблицы 3 и представляется в баллах.

В процессе оценки соотношения пролеченных в дневном стационаре и стационаре с круглосуточным пребыванием рассчитывается коэффици­ент названного соотношения в %. Балльная оценка проводится с учетом величины отклонения от утвержденного управлением здравоохранения норматива, для чего используется вышеназванная таблица.

Для оценки частоты экстренной госпитализации определяется удельный вес отклонений случаев экстренной госпитализации (без основания) от норма­тива с последующей оценкой результата в балах (табл. 4).

Аналогичным образом оцениваются:

·        ·  средняя длительность пребывания в стационаре;

·        ·  отклонение числа ФОТ к количеству пролеченных больных (от утвержденного согласительной комиссией);

·        ·  снижение стоимости койко-дня из-за превышения объемов медицинской помощи.

Таблица 2

 

Шкала экспертных оценок для показателей, характеризующих выполнение плана -задания (ВПЗ)

 

Величина показателей ВПЗ (в %)

Оценка в баллах

95 и >

5

90-94

4

81-89

3

71-80

2

менее 70

1

 

Таблица 3

Шкала экспертных оценок для показателей, характеризующих уровень госпитализации (ОУГ), соотношение числа пролеченных в дневном стационаре и стационаре круглосуточного пребывания (СП), частоту обращений на станцию скорой медицинской помощи (ОС)

 

Величина показателей ОУГ, СП, ОС (в %)

Оценка в баллах

До 5

5

6-10

4

11-15

3

16-20

2

21-25

1

Более 25

0

 

Таблица 4

Шкала экспертных оценок для показателей, характеризующих удельный вес экстренной госпитализации (без основания) (ЭГ), продолжительность пребывания в стационаре (ППС), отклонение начисленного фонда оплаты труда к количеству пролеченных больных (от утвержденного согласительной комиссией) (ОНФ), снижение стоимости койко-дня из-за превышения объемов медицинской помощи (СКД)

Величина показателей ЭГ, ОГ, ППС, ОНФ, СКД (в %)

Оценка в баллах

До 10

5

11-15

4

16-25

3

26-30

2

31-40

1

40 и более

0

На основании субъективной и углубленной объективной оценки качества медицинской помощи, а также данных оценки эффективности использования ресурсов лечебно-профилактических учреждений формируется интегральная оценка качества медицинской помощи в ЛПУ.

Таким образом интегральная оценка качества медицинской помощи в ЛПУ вычисляется по формуле:

ИОК

-

интегральная оценка качества медицинской помощи;

ОУП

-

оценка удовлетворенности пациента качеством медицинской помощи;

УОК

-

углубленная объективная оценка качества медицинской помощи;

ЭИР

-

оценка эффективности использования ресурсов;

 

Оценка финансирования лечебно-профилактического учреждения

 

Оценка финансирования лечебно-профилактического учреждения проводится в двух аспектах с учетом финансирования за счет бюджетной системы и за счет предпринимательской деятельности.

При оценке финансирования за счет бюджетной системы определяется отношение фактического финансирования заказа-задания к плановому (ФП) и отношение запланированного объема финансирования к нормативному, установленному с учетом потребности за три года (ФН) (табл. 5).

 

Таблица 5

Шкала экспертных оценок бюджетного финансирования

 

Величина показателей ФП и ФН

(в %)

Оценка в баллах

95 и >

5

90-94

4

81-89

3

71-80

2

менее 70

1

 

Для оценки финансирования за счет предпринимательской деятельности вычисляется отношение финансовых средств, полученных за счет этого вида деятельности к плановому объему его финансирования в рамках программы госгарантий (ФПП). Оценка финансирования за счет предпринимательской деятельности производится при условии выполнения плана-задания.

 

 

 

 

Таблица 6

Шкала экспертных оценок финансирования за счет предпринимательской деятельности

 

Величина показателей ФПН и ФПП

(в %)

Оценка в баллах

30 и более

5

20-29

4

10-19

3

5-9

2

до 5

1

 

Таким образом, оценка финансирования осуществляется с использованием формулы:

ОФ

-

оценка финансирования (в баллах),

ФП

-

отношение фактического финансирования заказа-задания к плановому (в баллах),

ФН

-

отношение запланированного объема финансирования к нормативному, установленному с учетом потребности за три года (в баллах);

ФПП

-

отношение денежных средств, заработанных путем предпринимательской деятельности к плановому объему финансирования плана-задания (в баллах).

 

Для интегральной оценки эффективности управления системой обеспечения качества в ЛПУ необходимо учесть уровень качества медицинской помощи, обусловленный использованием внутренних ресурсов учреждения на фоне финансирования ЛПУ за счет бюджетной системы и предпринимательской деятельности. Схема алгоритма оценки эффективности управления системой обеспечения качества медицинской помощи в ЛПУ представлена на рис. 1.

Определение интегральной оценки эффективности управления системой обеспечения качества медицинской помощи в ЛПУ осуществляется с использованием формулы:

ИОЭУСОК

-

интегральная оценка эффективности управления системой обеспечения качества медицинской помощи;

ИОК

-

интегральная оценка качества медицинской помощи;

ОФ

-

оценка финансирования.

 

 

Рис. 1. Алгоритм оценки эффективности управления системой обеспечения качества в ЛПУ

 

ОУП

-

оценка удовлетворенности пациента качеством медицинской помощи;

УОК

-

углубленная объективная оценка качества медицинской помощи;

ЭИР

-

оценка эффективности использования ресурсов;

ОФ

-

оценка финансирования;

ИОЭУСОК

-

интегральная оценка эффективности управления системой обеспечения качества медицинской помощи.

 

Результаты интегральной оценки эффективности управления системой обеспечения качества медицинских услуг могут быть представлены в виде таблицы (табл. 7).

Таблица 7

Оценка эффективности управления системой обеспечения качества медицинской помощи в ЛПУ (в балах)

 

Назв. ЛПУ

Оценка удовл. пациента качеством мед. помощи (ОУП)

Углубл. объективн. оценка качества мед. помощи

Оценка эффект. использ. ресурсов (ЭИР)

Интегр. оценка качества мед. помощи (ИОК)

Оценка финансирования (ОФ)

Интегр. оценка эффективн. управл. обеспеч. качества мед. помощи в ЛПУ (ИОЭУСОК)

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: Интегральная оценка эффективности управления системой обеспечения качества медицинской помощи в ЛПУ (с учетом рассмотренных позиций) в идеальных условиях составит 145 баллов.