МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Т.И. Швец, Г.Н. Царик, И. Я. Хайновская,
О.Л. Рытенкова, К.В. Шипачев, Д.Г. Данцигер
Жесткие экономические условия функционирования и развития здравоохранения обусловливают целесообразность внедрения новых форм управления отраслью. На сегодняшний день необходимо добиться, чтобы результаты деятельности системы здравоохранения и финансовые затраты на эти цели находились в прямой зависимости. Одной из таких форм является создание системы управления обеспечением качества в здравоохранении.
Оценка качества оказания медицинской помощи является одним из ведущих факторов, определяющих принятие управленческих решений в целях повышения её качества.
Система управления обеспечением качества медицинской помощи строится с учетом компетенции ее участников и возможности их взаимодействия.
Основными участниками системы управления обеспечением качества медицинской помощи на территории Кемеровской области являются:
· · Администрация области;
· · Департамент охраны здоровья населения;
· · органы управления здравоохранением городов и районов;
· · лечебно-профилактические учреждения;
· · Территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
· · страховые медицинские организации;
· · профессиональные медицинские ассоциации, общества;
· · страхователь;
· · Департамент социальной защиты населения;
· · общество защиты прав потребителей;
· · гражданин;
· · Кемеровское территориальное управление Министерства антимонопольной политики и поддержки предпринимательства;
· · центры стандартизации, метрологии, сертификации;
· · центр контроля качества лекарственных средств;
· · центры Госсанэпиднадзора.
Условия функционирования системы предусматривают определение компетенции её участников в области повышения качества медицинских услуг.
Методика оценки качества медицинской помощи строится на основе субъективной и объективной оценки.
Изучение удовлетворенности пациентов качеством оказанной медицинской помощи проводится на основании скрининговых социологических исследований.
Оценку удовлетворенности пациентов предлагается осуществлять по следующим позициям:
· · доступность амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи (организационные аспекты);
· · профессионализм врачей и среднего медицинского персонала;
· · состояние материально-технического обеспечения;
· · состояние санитарно-противоэпидемического режима;
· · организация питания;
· · лекарственное обеспечение;
· · соблюдение этических и деонтологических норм медицинским персоналом;
· · адекватность медицинской помощи;
· · деятельность лечебно-профилактического учреждения.
Для проведения скрининговых социологических исследований используется специальная анкета.
Социологические исследования проводятся путем единовременного или текущего сбора информации сплошным или выборочным способом в зависимости от мощности лечебно-профилактического учреждения и целей исследования.
Материалы социологических исследований могут служить обоснованием для углубленной экспертной оценки ситуации в целях ее объективизации.
Для субъективной интегральной оценки удовлетворенности пациентов медицинской помощью используется нижеприведенная формула, а также пятибалльная шкала оценки применительно к каждой изучаемой позиции.
ОУП |
- |
оценка удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи, |
ДМП |
- |
доступность медицинской помощи, |
УКП |
- |
укомплектованность, профессионализм медицинского персонала, |
О |
- |
материально-техническое обеспечение, |
СПЭР |
- |
санитарно-противоэпидемический режим, |
ОП |
- |
организация питания (оценивается в стационарах), |
ЛО |
- |
лекарственное обеспечение, |
СЭДН |
- |
соблюдение этических и деонтологических норм, |
АОМП |
- |
адекватность оказания медицинской помощи, |
ДР |
- |
достижение результата диагностики, профилактики, лечения, реабилитации. |
Описанную методику следует рассматривать как начальный этап оценки удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи.
Для углубленной оценки положения дел по вышеперечисленным позициям предлагается использовать соответствующие объективные методики. Оценка ситуации в таком случае проводится с участием экспертов.
Для углубленной объективной оценки качества медицинской помощи предлагается использовать среднюю величину выраженных в баллах оценок критериев (К), характеризующих доступность медицинской помощи (КДМП), укомплектованность, квалификацию, профессионализм медицинского персонала (КУКП), материально-техническое обеспечение (КМТО), санитарно-эпидемиологический режим (КСПЭР), организацию питания (КОП), лекарственное обеспечение (КЛО), соблюдение этических и деонтологических норм (КСЭДН), адекватность оказания медицинской помощи (КАОМП), достижение результата диагностики, профилактики, лечения, реабилитации (КДР).
В соответствии с изложенным для углубленной объективной оценки качества медицинской помощи (УОК) целесообразно использовать приведенную ниже формулу и шкалу экспертных оценок.
ШКАЛА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
Удельный вес пациентов, медицинская помощь которым была оказана в соответствии с правилами и условиями Территориальной программы государственных гарантий (в %) |
Балльная оценка (рейтинг) |
более 85 |
5 |
70 - 84 |
4 |
55 - 69 |
3 |
40 - 54 |
2 |
менее 40 |
1 |
Представленная шкала используется для всех рассматриваемых позиций углубленной оценки качества медицинской помощи.
Оценку качества медицинской помощи следует проводить с учетом эффективности использования ресурсов и объемов финансирования учреждения.
Определение эффективности использования ресурсов
Эффективность использования ресурсов определяется экспертом с учетом специфики деятельности ЛПУ и использования приведённого ниже примерного перечня показателей:
· · мониторинга выполнения планов-заданий;
· · уровня госпитализации;
· · соотношения пролеченных в дневном стационаре и стационаре круглосуточного пребывания;
· · числа обращений на станцию скорой медицинской помощи;
· · частоты экстренной госпитализации;
· · продолжительности пребывания в стационаре;
· · отношения начисленного ФОТ к количеству пролеченных больных;
· · анализа стоимости койко-дня.
Коэффициент эффективности использования ресурсов рассчитывается по формуле:
КЭИР |
- |
коэффициент эффективности использования ресурсов, |
ВПЗ |
- |
выполнение плана-задания учреждением, |
ОУГ |
- |
оценка уровня госпитализации, |
СП |
- |
соотношение пролеченных в дневном стационаре и стационаре круглосуточного пребывания, |
ОС |
- |
оценка частоты обращений на СМП, |
ЭГ |
- |
оценка частоты экстренной госпитализации, |
ППС |
- |
анализ продолжительности пребывания в стационаре, |
ОНФ |
- |
отношение начисленного фонда оплаты труда к пролеченным больным, |
СКД |
- |
анализ стоимости койко-дня. |
Оценка выполнения плана-задания ЛПУ (ВПЗ) проводится на основании определения соотношения фактически оказанных и плановых объемов медицинской помощи. Полученный показатель вычисляется в % и с использованием оценочной шкалы (табл. 2) переводится в баллы.
При рассмотрении уровня госпитализации (ОУГ) определяется величина отклонения фактического показателя от нормативного. Полученный результат соотносится с нормативным значением показателя и выражается в %. Вычисленная величина сравнивается с данными таблицы 3 и представляется в баллах.
В процессе оценки соотношения пролеченных в дневном стационаре и стационаре с круглосуточным пребыванием рассчитывается коэффициент названного соотношения в %. Балльная оценка проводится с учетом величины отклонения от утвержденного управлением здравоохранения норматива, для чего используется вышеназванная таблица.
Для оценки частоты экстренной госпитализации определяется удельный вес отклонений случаев экстренной госпитализации (без основания) от норматива с последующей оценкой результата в балах (табл. 4).
Аналогичным образом оцениваются:
· · средняя длительность пребывания в стационаре;
· · отклонение числа ФОТ к количеству пролеченных больных (от утвержденного согласительной комиссией);
· · снижение стоимости койко-дня из-за превышения объемов медицинской помощи.
Таблица 2
Шкала экспертных оценок для показателей, характеризующих выполнение плана -задания (ВПЗ)
Величина показателей ВПЗ (в %) |
Оценка в баллах |
95 и > |
5 |
90-94 |
4 |
81-89 |
3 |
71-80 |
2 |
менее 70 |
1 |
Таблица 3
Шкала экспертных оценок для показателей, характеризующих уровень госпитализации (ОУГ), соотношение числа пролеченных в дневном стационаре и стационаре круглосуточного пребывания (СП), частоту обращений на станцию скорой медицинской помощи (ОС)
Величина показателей ОУГ, СП, ОС (в %) |
Оценка в баллах |
До 5 |
5 |
6-10 |
4 |
11-15 |
3 |
16-20 |
2 |
21-25 |
1 |
Более 25 |
0 |
Таблица 4
Шкала экспертных оценок для показателей, характеризующих удельный вес экстренной госпитализации (без основания) (ЭГ), продолжительность пребывания в стационаре (ППС), отклонение начисленного фонда оплаты труда к количеству пролеченных больных (от утвержденного согласительной комиссией) (ОНФ), снижение стоимости койко-дня из-за превышения объемов медицинской помощи (СКД)
Величина показателей ЭГ, ОГ, ППС, ОНФ, СКД (в %) |
Оценка в баллах |
До 10 |
5 |
11-15 |
4 |
16-25 |
3 |
26-30 |
2 |
31-40 |
1 |
40 и более |
0 |
На основании субъективной и углубленной объективной оценки качества медицинской помощи, а также данных оценки эффективности использования ресурсов лечебно-профилактических учреждений формируется интегральная оценка качества медицинской помощи в ЛПУ.
Таким образом интегральная оценка качества медицинской помощи в ЛПУ вычисляется по формуле:
ИОК |
- |
интегральная оценка качества медицинской помощи; |
ОУП |
- |
оценка удовлетворенности пациента качеством медицинской помощи; |
УОК |
- |
углубленная объективная оценка качества медицинской помощи; |
ЭИР |
- |
оценка эффективности использования ресурсов; |
Оценка финансирования лечебно-профилактического учреждения
Оценка финансирования лечебно-профилактического учреждения проводится в двух аспектах с учетом финансирования за счет бюджетной системы и за счет предпринимательской деятельности.
При оценке финансирования за счет бюджетной системы определяется отношение фактического финансирования заказа-задания к плановому (ФП) и отношение запланированного объема финансирования к нормативному, установленному с учетом потребности за три года (ФН) (табл. 5).
Таблица 5
Шкала экспертных оценок бюджетного финансирования
Величина показателей ФП и ФН (в %) |
Оценка в баллах |
95 и > |
5 |
90-94 |
4 |
81-89 |
3 |
71-80 |
2 |
менее 70 |
1 |
Для оценки финансирования за счет предпринимательской деятельности вычисляется отношение финансовых средств, полученных за счет этого вида деятельности к плановому объему его финансирования в рамках программы госгарантий (ФПП). Оценка финансирования за счет предпринимательской деятельности производится при условии выполнения плана-задания.
Таблица 6
Шкала экспертных оценок финансирования за счет предпринимательской деятельности
Величина показателей ФПН и ФПП (в %) |
Оценка в баллах |
30 и более |
5 |
20-29 |
4 |
10-19 |
3 |
5-9 |
2 |
до 5 |
1 |
Таким образом, оценка финансирования осуществляется с использованием формулы:
ОФ |
- |
оценка финансирования (в баллах), |
ФП |
- |
отношение фактического финансирования заказа-задания к плановому (в баллах), |
ФН |
- |
отношение запланированного объема финансирования к нормативному, установленному с учетом потребности за три года (в баллах); |
ФПП |
- |
отношение денежных средств, заработанных путем предпринимательской деятельности к плановому объему финансирования плана-задания (в баллах). |
Для интегральной оценки эффективности управления системой обеспечения качества в ЛПУ необходимо учесть уровень качества медицинской помощи, обусловленный использованием внутренних ресурсов учреждения на фоне финансирования ЛПУ за счет бюджетной системы и предпринимательской деятельности. Схема алгоритма оценки эффективности управления системой обеспечения качества медицинской помощи в ЛПУ представлена на рис. 1.
Определение интегральной оценки эффективности управления системой обеспечения качества медицинской помощи в ЛПУ осуществляется с использованием формулы:
ИОЭУСОК |
- |
интегральная оценка эффективности управления системой обеспечения качества медицинской помощи; |
ИОК |
- |
интегральная оценка качества медицинской помощи; |
ОФ |
- |
оценка финансирования. |
Рис. 1. Алгоритм оценки эффективности управления системой обеспечения качества в ЛПУ
ОУП |
- |
оценка удовлетворенности пациента качеством медицинской помощи; |
УОК |
- |
углубленная объективная оценка качества медицинской помощи; |
ЭИР |
- |
оценка эффективности использования ресурсов; |
ОФ |
- |
оценка финансирования; |
ИОЭУСОК |
- |
интегральная оценка эффективности управления системой обеспечения качества медицинской помощи. |
Результаты интегральной оценки эффективности управления системой обеспечения качества медицинских услуг могут быть представлены в виде таблицы (табл. 7).
Таблица 7
Оценка эффективности управления системой обеспечения качества медицинской помощи в ЛПУ (в балах)
Назв. ЛПУ |
Оценка удовл. пациента качеством мед. помощи (ОУП) |
Углубл. объективн. оценка качества мед. помощи |
Оценка эффект. использ. ресурсов (ЭИР) |
Интегр. оценка качества мед. помощи (ИОК) |
Оценка финансирования (ОФ) |
Интегр. оценка эффективн. управл. обеспеч. качества мед. помощи в ЛПУ (ИОЭУСОК) |
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: Интегральная оценка эффективности управления системой обеспечения качества медицинской помощи в ЛПУ (с учетом рассмотренных позиций) в идеальных условиях составит 145 баллов.