ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ...[ 14.05.2004 ]

Развитие современной медицины характеризуется, прежде всего, все более активным использованием компьютерных технологий, в частности, телемедицины, а также оживлением интереса к этико-деонтологическим вопросам, связанным с компьютеризацией отрасли. Сейчас, по мнению многих исследователей, этика и дентология вновь приобретают важность, как учение о юридических, професссиональных, моральных обязанностях медицинских работников по отношению к больному и к своим коллегам. В процессе дифференциации медицины, оснащения ее новым оборудованием, формирования новых специальностей возникают новые, сложные проблемы морально-этического плана, в частности, взаимоотношения «врач-пациент-компьютер». Системы телемедицины активно используются во всех отраслях практической медицины - в терапии, хирургии, травматологии и ортопедии, акушерстве и гинекологии, психиатрии и других. Вместе с тем, практически безграничные возможности оптимизации медицинской помощи, предоставляемые телемедициной, осложняются такими обстоятельствами, как привлечение для обслуживания телемедицинских систем многочисленного технического персонала, который в процессе выполнения профессиональных обязанностей получает доступ к разнообразной медицинской информации, к сведениям о пациенте. Такая информация становится доступной и для пользователей коммуникационных сетей. Кроме того, врачи должны адаптироваться к новым условиям и к новым - телемедицинским - возможностям оказания медицинской помощи, общения с коллегами и обучения. Современная медицинская практика обогащается навыками работы с компьютерной техникой, с техническим персоналом, обеспечивающим функционирование автоматизированных систем. При такой форме оказания медицинской помощи судьба больного зависит от рабочих отношений, складывающихся между абонентом и консультантом, от соблюдения ими правовых и этических норм. Телемедицина как отрасль очень молода, идет процесс ее развития и становления. Своевременное обоснование принципов этики и деонтологии будет способствовать формированию адекватного отношения врачей и пациентов к телемедицине как к методу оказания медицинской помощи, доверия к телемедицинским консультациям, а также поможет избежать юридических и этических ошибок. Несомненно, что соблюдение этических норм - один из необходимых аспектов деятельности врачей и технического персонала. Этико-деонтологические аспекты телемедицины можно рассматривать как специфические проявления общей этики в определенных условиях врачебной деятельности. Роль и авторитет врача непосредственно связаны с умением разрешать этические и деонтологические проблемы, которые неизменно возникают в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Имеются в виду взаимоотношения врача с пациентами и их близкими, с коллегами, с младшим медицинским и техническим персоналом, психотерапевтическое влияние личности врача на больного, а также соблюдение врачебной тайны, поведение врача по отношению к больному и многое другое. Обеспечение этико-деонтологических аспектов телемедицины должно основываться прежде всего на морально-эетической ответственности абонента и консультанта перед пациентом и его родственниками. По нашему мнению, врачи, медицинский и технический персонал, организующий предоставление телемедицинской помощи, должны выработать такие навыки: - придерживаться принципов медицинской этики и деонтологии в своей деяльности, в частности, в процессе психологического воздействия на личность пациента с целью формирования доверия к рекомендациям врачей - непосредственного и удаленного («врача в компьютере»); - руководствоваться положениями законодательных и регламентирующих документов, касающихся формирования моральной культуры медицинских работников; - профилактировать и устранять вредные последствия некачественнной медицинской и технической работы, ведущие к ятрогениям; - анализировать и предупреждать врачебные и технические ошибки; - обеспечивать сохранение врачебной тайны; - соблюдать этику общения с коллегами, пациентами и их родственниками, а также соблюдать этику "сетевого" общения; - направлять деонтологические принципы поведения медицинского персонала на достижение максимальной эффективности лечения. В нашей стране этические нормы поведения медицинских работников совпадают с правовыми требованиями и поддерживаются законами. Основные подходы к решению этой проблемы изложены в Основах законодательства Украины о здравоохранении (19.11.1992 г.). Так, в разделе V «Лечебно-профилактическая помощь» в статье 39 «Обязанности предоставления медицинской информации» обсуждаются действия врача, направленные на реализацию прав пациента на получение сведений о состоянии своего здоровья. Руководствуясь этой статьей Закона, врач обязан в доступной форме дать пациенту объяснения, касающиеся состояния его здоровья, цели рекомендованных обследований и лечебных мероприятий, прогноза возможного развития заболевания, в том числе наличия риска для жизни и здоровья. Пациент имеет право знакомиться с историей своей болезни и другими документами, необходимыми для дальнейшего лечения. В особенных случаях, когда полная информация может повредить здоровью пациента, врач имеет право ее ограничивать, информировать членов семьи или законного представителя пациента, учитывая интересы больного. Так же врач поступает, если пациент без сознания. Руководствуясь таким подходом, врач обязан дать четкие и вразумительные пояснения пациенту, касающиеся необходимости или желательности телемедицинской консультации, а также ее возможностей и ограничений. Одним из важнейших является вопрос о врачебной тайне. Так, в разделе V есть статья 40 «Врачебная тайна», в которой говорится: «Медицинские работники и другие лица, которым в связи с выполнением профессиональных или служебных обязанностей стало известно о болезни, результатах медицинского обследования или осмотра, интимной и семейной сторонах жизни гражданина, не имеют права разглашать эти сведения, кроме случаев, предусмотренных законодательством. При использовании информации, составляющей врачебную тайну, в учебном процессе, научных исследованиях, в том числе в случаях публикации в специальной литературе, должна быть обеспечена анонимность пациента». Одним из недостатков телемедицинской помощи является доступность информации о пациенте не только для медицинского, но и для технического персонала. Поэтому очень важно, что развитие современных компьютерных технологий, их стремительное внедрение в медицинскую науку и практику, а также связанные с этим проблемы находят правовое решение в документах нашей страны. Например, в Законе Украины «О Национальной программме и информатизации» (04.02.1998 г.) определена стратегия решения проблемы обеспечения информационных потребностей и информационной поддержки социально-экономической, экологической, научно-технической и другой деяльности в сферах общегосударственного значения. Национальная программа информатизации формируется с учетом долгосрочных приоритетов социально-экономического, научно-технического, национально-культурного развития страны с учетом мировых направлений развития и достижений в сфере информатизации и направлена на решение важнейших общественных задач (обеспечение развития образования, науки, культуры, охраны окружающей среды и здоровья людей, государственного управления и др.). Развитие телемедицины целиком отвечает требованиям этой программы, поскольку максимально приближает к населению медицинскую помощь самых высоких уровней и помогает решению большого объема проблем (охват неограниченного количества населения отдаленным консультированием и обучением, проведение управляемых оперативных вмешательств на расстоянии, формирование домашней (семейной) телемедицины), а также является оптимальным с экономической точки зрения. Закон Украины «О защите информации в автоматизированных системах» (05.07.1994 г.) определяет основы регулирования правовых отношений, касающихся защиты информации в автоматизированных системах при условиях сохранения права собственности граждан Украины и юридических лиц на информацию и на право доступа к ней, права собственника информации на ее защиту, а также установленного действующим законодательством ограничения доступа к информации. Действие Закона распространяется на любую информацию, которая обрабатывается в автоматизированных системах. Речь идет о том, что пользователь автоматизированной системы может проводить обработку информации только при наличии согласия на это ее собственника или уполномоченного им лица.Это означает, что, готовясь к телемедицинскому сеансу, врач должен предупредить пациента о возможной утечке информации во время ее обработки и пересылки. С целью выполнения вышеназванных регламентирующих документов в процессе работы с телемедицинскими системами желательно придерживаться таких рекомендаций: во-первых, технический персонал, обрабатывающий и пересылающий информацию в телемедицинских системах, должен давать подписку о выполении норм, требований и правил организационного и технического характера, касающихся защиты обрабатываемой информации, а также о неразглашении ее; во-вторых, врач обязан получать письменное соглашение пациента на отправку по телекомуникациям информации о состоянии его здоровья. Таким образом, органическое проникновение в телемедицину этико-дентологических принципов будет способствовать цивилизованному распространению этой прогрессивной технологии и, в соответствии современным тенденциям, созданию условий для интеграции Украины во всемирное информационное пространство.

По материалам Телемедицина и клиническая информатика (Е.Т.Дорохова, Донецкий государственный медицинский университет им.М.Горького)