Содержание

Введение. 3

1. Понятие и функции речи. 5

1.1 Понятие речи как деятельности. 5

1.2 Речевые механизмы.. 8

1.3 Функции речи. 12

2. Структура речи. 16

2.1 Речь жестов. 16

2.2 Письменная и устная речь. 18

3. Виды речевых процессов. 21

Заключение. 27

Список литературы... 29

Введение

Современные психологи, психолингвисты и лингвисты, вслед за Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым, рассматрива­ют речь как деятельность, а в частности, как один видов деятельности как таковой. Но что есть деятельность? В психологии деятельностью называются только такие процессы, которые, осу­ществляй то или иное отношение человека к миру, отвеча­ют особой, соответствующей им потребности (например, запоминание) и которые характеризуются психически тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его пред­мет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т. е. мотивам. При этом деятельность человека включена в об­щение даже в тех случаях, когда внешне человек остается один.

Психолингвисты понимают речь  как единство деятельности общения обобщения, которое можно предста­вить как одновременное осуществление в речевой деятель­ности нескольких функций языка, как особым образом организованную активную и целенаправленную деятельность человека, регулируемую некото­рой системой мотивов. При этом, хотя речь и может рассматриваться как применение языка в процессе общения, она сама по себе не является простой манифес­тацией языка, но имеет собственную структурную и функ­циональную специфику.

В приведенных определениях речь и речевая деятельность не разграничивается. В данной работе это разграничение окажется достаточно важным.

В данной работе мы рассматриваем сущность, структуру, виды и функции речи как деятельности.

Цель исследования:

Расширить базу знаний в области высших психических функций человека, рассмотреть речевые механизмы и функции речи.

 Задачи исследования:

°        Раскрыть понятие и сущность речи как деятельности;

°        Рассмотреть особенности речевого процесса;

°        Раскрыть значение речевых функций психики в жизни человека.

Объект исследований: Высшие психические функции человека.

Предмет исследований: Речевые функции психики.

Актуальность исследования:

Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Поэтому в центре наших исследований стоит речь, речевой процесс. Именно проблемы, связанные с речью, учитывая рост количества международных контактов и расширение средств массовой информации,  при­обрели сейчас особенную практическую значимость.

1. Понятие и функции речи

1.1 Понятие речи как деятельности

Включаясь в процесс реальных практических отношений и общей деятельности людей, речь через сообщение (выражение, воздействие) включает в него сознание человека. Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого[1].

Речь как деятельность встраивается в другую деятельность и существует одновременно как средство достижения неречевых целей и как самоцель. Более того, речь — это еще и средство регу­ляции поведения других людей, целиком подчиненное задачам информирующего. Речь есть одновременно орудии деятельности и деятельность. Речь — это инструмент, наиболее приспособленный для развития мысли. Речевое поведение — последо­вательный (серийный) процесс, в котором задаются генерализованные схемы действия (Р. Титоне)[2].                 

Вместе с тем, ряд лингвистов не занимает в этом вопро­се столь полярные позиции и высказывает менее катего­ричней, менее радикальное мнение, видя в процессе даже повседневной коммуникации две стороны «медали» — «цитирование» и творчество: «Речевая деятельность человека строится главным образом на использовании готовых коммуникативных единиц. Формируя высказывания, мы обя­зательно прибегаем к схемам, шаблонам, клише. А без овла­дения жанрово-ролевыми стереотипами общения, в которых языковые единицы достаточно прочно увязаны с типическими ситуациями, взаимодействие языковых личностей было бы затруднено. И все же, при справедливости приведенных рассуждений, допустимо говорить и об эстетических элементах обыденной каждодневной коммуникации. Своеобразие живого разговорного общения как раз состо­ит в том, что трафаретность и шаблонизация сочетается в нем с отчетливо выраженной установкой на творчество». (И. И. Горелов, К. Ф. Седов)»[3].                                  

Речевая деятельность, по идее Л. В. Шербы, — один из аспектов языковых явлений. И сейчас представляется не­обходимым остановиться на концепции Л. В. Щербы и рас­смотреть ее более подробно.                         

В статье «О трояком аспекте языковых явлении и об эксперименте в языкознании», которая впервые была опуб­ликована в 196S г., Л. В. Щерба выделяет 3 аспекта языко­вых явлений:

«I. речевая деятельность - процессы говорения и пони­мания;                                                          

2. языковые системы — словари и грамматики языков (выводятся на основании всех актов говорения и понима­ния, которые имеют место в определенную эпоху жизни некоторой общественной группы);                               

3. языковой материал — совокупность всего того, что говорится и понимается такой группой»[4].                        

Речевая деятельность обусловливается сложным рече­вым механизмом - речевой организацией человека, кото­рый есть патофизиологическая организация индивида. Кстати, А. А. Залевская считает, что, поскольку речевая ор­ганизация есть фактор, обусловливающий и речевую дея­тельность, и ее проявления в языковом материале и в языковой системе, то следует говорить не о 3-х, но о 4-х аспек­тах языковых явления. Нельзя не признать, что эти положения Щербы, с одной стороны, соотносимы с некоторы­ми постулатами современной психолингвистики, а с другой - в них зало­жены концептуальные идеи, разрабатываемые и развивае­мые современной дискурсивной лингвистикой.   

Рассмотрим особенности речевой организации человека, о которых пишет Л. В. Щерба:                           

«I. она не равняется системе речевого опыта, но есть не­которая его переработка;                                             

2. она может быть только психофизиологической;  

3. она есть социальный продукт (вместе с речевой дея­тельностью, которую она же и обусловливает);                

4. она есть индивидуальное проявление языковой си­стемы, которая выводится из языкового материала;   

5. о ее характере можно судить только на основании ре­чевой деятельности индивида»[5].                                       

Следует сразу сказать, что вызывает некоторые сомне­ния тезис о том, что речевая организация есть индивидуаль­ное проявление языковой системы, но примем это поло­жение как фрагмент излагаемой концепции Л. В. Щербы.

«А.А. Залевская говорит о речевой организации следующее:

- во-первых, речевая организация есть динамическая си­стема, а не пассивное хранилище сведений о языке;    

- во-вторых, имеет место постоянное взаимодействие между процессом переработки и упорядочения речевого опыта, с одной стороны, и его продуктом, с другой (т. е. если новое в речевом опыте не вписывается в рамки систе­мы, то идет перестройка самой системы);

- и, в-третьих, из сказанного следует, то речевая органи­зация есть самоорганизующаяся система»[6].

1.2 Речевые механизмы

Речь – это всегда конкретный процесс использования информантом языковых знаков. Но поскольку этот процесс всегда двусторонний, предусматривающий другого партнера коммуникации, разные роли в процессе коммуникации – пассивные и активные, разные сенсорные механизмы и разное участие паралингвистических средств типа темпа речи, особенностей почерка, особенностей произношения, речевые механизмы оказываются разнообразными и иерархически соподчиненными.

а) речевые центры

Прежде всего, следует выделить центральные управляющие отделы, сосредоточенные в левом полушарии головного мозга, которое иногда называют речевым. При различных повреждениях левого полушария, например, при инсультах, операционных вмешательствах, травмах, человек теряет возможность говорить, читать, писать, понимать обращенную к нему речь. Без соответствующего медицинского вмешательства это повреждение может оказаться необратимым и превращается в подлинную социальную трагедию, так как пострадавший теряет основное орудие общения[7].

В левом полушарии головного мозга находятся специ­альные зоны, ответственные за моторные функции речи – моторный центр речи Брока, названный по имени открывшего его французского хирурга. Там же сосредоточены сенсорные функции – сенсорный центр речи Вернике, названный в честь открывшего его немецкого нейрохирурга Вернике.

б)  артикуляционная система

К исполнительным отделам речевого механизма, прежде всего, относится артикуляционный отдел, обеспечивающий человеку возможности артикулировать (произносить) разнообразные речевые звуки.

Артикуляционный отдел, в свою очередь, состоит из гортани, гортанной части глотки, ротовой и носовой полости, голосовых связок, генерирующих звук с помощью тока воздуха, идущего из легких.

Чем больше разнообразных речевых звуков способна создать артикуляционная система человека, тем больше у него возможностей для обозначений разных объектов и явлений действительности с помощью фонетических средств (с греч. phone – звук).

В русском языке достаточно богатая система фонетических средств – 41 самостоятельный звук-тип с выделением мягких  и твердых согласных, сонорных, произносимых с участием голоса (М, Н, Л), шипящих. При произношении русских звуков практически не задействованы гортань и гортанная часть глотки (сравните специфику кавказских языков) и зубно-губные сочетания, типичные для английско­го языка, а также звуки-дифтонги, двойные гласные, среднее между А и Е (например, типичные для прибалтийских языков).

Учитывая, что есть языки с очень лаконичной системой речевых звуков (например, 15 звуков в языках некоторых африканских народов), то русская фонетическая система может считаться достаточно богатой.

Следует отметить, что овладение навыками артикуляционных движений составляет довольно большую часть общего речевого развития. Иногда, особенно при врожденных физических аномалиях, например заячьей губе или короткой уздечке языка, требуется помощь со стороны медицины, иногда достаточно проведения коррекции с помощью дефектологов, логопедов. Некоторые же особенности навыков произношения остаются на всю жизнь в виде акцента, по которому так легко определить доминантный язык, так называемый «материнский язык»[8].

в) слуховая система

Речь человека возникла и развивалась на основе слуховой системы. Для речи слух имеет столь большое значение, что при его отсутствии, например,  глухоте или тугоухости, человек становится немым. Глухоне­мота приводит к умственному отставанию, различным коммуникатив­ным трудностям, личностным изменениям. Еще в древней Греции глу­хим и слабослышащим запрещалось занимать руководящие должности.

Существует довольно много методов общей и речевой аудиометрии, позволяющих проводить раннюю психодиагностику речевой слуховой функции, что помогает овладеть языком с помощью компенсаторных способов, например, с помощью языков жестов (язык глухонемых). Предполагается, что язык жестов включает очень много наднациональ­ных черт, что обеспечивает относительную универсальность его исполь­зования. Глухонемой из Африки с помощью языка жестов быстрее пой­мет глухонемого из России, чем обычный носитель нормального звуко­вого языка.

г)  зрительная система

Зрительная система принимает очень небольшое участие в развития речевых функций у ребенка. Слепые дети и слепые взрослые ориенти­руются на акустические каналы речевой информации, иногда – на так­тильные анализаторы (шрифт Брайля для слепых).

Сложности возникают при пере­ходе к тем видам речи, которые ориентированы на активную работу зрительного анализатора, связанную с выделением мелких различитель­ных деталей графем (букв) или с овладением навыков повторения этих деталей в собственной деятельности (письменная речь).

Зри­тельная модальность речевых процессов во многом факультативна, бо­лее осознанна и предполагает обязательный этап обучения на специаль­ных занятиях, например, в школе на уроках чистописания и чтения. Акустическая модальность речевых процессов более спонтанна, жиз­ненно необходима и произвольна. В любом человеческом сообществе, прежде всего, налаживают систему акустической речевой связи, что обеспечивает оперативный обмен информацией, например, в случаях всеобщей безграмотности или в специфических условиях обитания – при плохой освещенности, трудностях зрительного контакта и пр.

1.3 Функции речи

Функции всех видов речи весьма разнообразны и по своему характеру, и по времени появления и дли­тельности. Первая, самая стойкая функция речи экспрессивная, отра­жающая отношение человека к событиям действительности, оценку этих событий, собственные эмоциональные состояния[9].

Экспрессивная функция речи зависит от возраста, пола, националь­ных, этнических особенностей говорящего. Крайности в проявлении экспрессивной функции обычно не соответствуют социальным нормам, для людей некоторых профессий саморегулирование экспрессивной функции (умение управлять своими эмоциями) является профессио­нально важным качеством, например, для работников сферы обслужи­вания, дипломатов, руководителей.

Другой важной функцией речи является сигнификативная (от англ. significant – обозначаю). Общение между людьми становится возмож­ным, когда все общающиеся пользуются одними и теми же словесными знаками с одним и тем же значением. Общественная одинаковость зна­ков делает возможным адекватное общение с эффектом взаимного по­нимания. В плане психодиагностики при оценке степени владения язы­ком (своим или иностранным) проверяют именно эту сигнификативную функцию. Это разнообразные прямые и косвенные методы изучения значений слов, среди которых довольно большое место занимают и объективные психофизиологические методы, когда выводы о степени вла­дения словесными знаками делаются на основе психофизиологических показателей. Это давление крови, кожно-гальваническая реакция, плетизмографические и слюнные  рефлексы и т.п.  Прямые методы требуют от информанта сознательных усилий при выделении ведущих признаков тех или иных слов. Например, если экспериментатор просят вас объяс­нить слово «периметр», то правильным ответом будет считаться такой: «Сумма длин всех сторон геометрической фигуры». Косвенные методы, к которым, кстати, относятся и психофизиологические, не требуют от испытуемого сознательной работы над признаками. Экспериментатор судит о способности испытуемого выделять признаки значений по кос­венным его действиям. Например, в направленном ассоциативном экс­перименте испытуемых просят в ответ на предъявленное слово-стимул отвечать словами противоположного значения. Если испытуемый будет четко выполнять эту инструкцию, например, в ответ на стимул «холодный» он будет отвечать «горячий», «дружба» – «вражда» и т.д., то итоговые оценки его будут свидетельствовать о знания структуры зна­чений слов в данном языке. Если же он будет допускать разнообразные ошибки типа «холодный» – «снег» или «дружба» – «мир», то, очевидно, структура значений носит очень расплывчатый характер, и вряд ли дан­ный испытуемый будет успешно взаимодействовать с другими людьми.

Интеллектуальная функция речи дает возможность осуществлять главнейшее назначение речи при взаимодействии с другими людьми – быть орудием мышления, подчинять и пронизывать собой все виды и формы мышления, переходить от подсознательных невербализованных процессов к осознанным. Именно в этом плане С.Л. Рубинштейн говорит о том, что речь коррелирует не только с мышлением, но и с сознанием в це­лом.

Важными показателями действенности этой функции в речи являют­ся умение точно, быстро и немногословно описать сложившуюся ситуа­цию, передать в достаточно компактной форме свои соображения парт­нерам по коммуникации, способность быстро уловить мысль собеседника, предвосхитить дальнейшее развитие темы, ориентацию в сложных ситуациях, возможность подвести итоги и обобщающие выводы.

Проявления интеллектуальной функции в речи особенно важны для работников умственного творческого труда, при коллективном решении сложных вопросов. Вообще для людей, взявших на себя функция кон­троля и управления.

Коммуникативная функция речи является интегральной, обобщающей, поскольку речь вообще имеет смысл только в общения. Здесь дос­таточно большой круг вопросов:

°        соотношение вербальных и невербаль­ных средств общения,

°        использование паралингвистических способов для повышения эффективности общения, прежде всего показателей про­странства и времени,

°        разработка и оценка разных стилей общения – от дружеского по горизонтали с людьми вашего же положения и возраста до официального по вертикали с людьми выше вас по статусу, возрасту, социальной значимости,

°        общение в эмоционально нейтральных или по­ложительных ситуациях и общение в экстремальных и конфликтных условиях.

Самостоятельный интерес представляют и масштабы обще­ния – от двух участников диалога до дискуссии со многими участника­ми, а также его формы – прямые, лицом к лицу (face to face communication), и опосредованные различными средствами связи. Сейчас психологами разработаны разнообразные программы тренингов по общению, позволяющие проводить личное самоусовершенствование и налаживать систему конструктивных диалогов.

Возникновение речи вне общества невозможно, речь - социальный продукт. Предназначенная для общения, она и возникает в общении. Притом социальная предназначенность речи определяет не только ее генезис, она отражается и на внутреннем, смысловом содержании.

У речи «одна основная функция, ее назначение – служить средством общения… Функция общения включает в себя функции коммуникаций – сообщения, обмена мыслями в целях взаимопонима­ния – экспрессивную (выразительную) и воздейственную (побудительную) функции. Речь в подлинном смысле слова является средством сознательного воздействия и сообщения, осуществляемых на основе семантического содержания речи, в этом – специфика речи в подлинном смысле слова, речи человека»[10].

2. Структура речи

Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя.

2.1 Речь жестов

В современной речевой деятельности жест играет заметную роль. Например, указательный жест – он часто дополняет ссылкой на ситуацию то, что не досказано или однозначно не определено в контексте звуковой речи. В виде выразительного жеста человек может придать особую экспрессию слову или даже внести смысловое содержание звуковой речи новый оттенок. Таким образом, и в звуковой речи имеется некоторая зависимость звука и жеста, смыслового контекста звуковой речи и наглядной выразительной ситуации, в которую нас вводит жест; слово и ситуация в ней обычно дополняют друг друга, образуя как бы единое целое.

Однако в настоящее время язык жестов (мимика и пантомимика) является лишь как бы аккомпанементом к основному тексту звуковой речи: жест имеет в нашей речи лишь вспомогательное, второстепенное значение.

Речь, в которой жест и конкретная ситу­ация играют основную роль, наглядна и выразительна, но мало пригодна для передачи сколько-нибудь отвлеченного содержания, для передачи логически связного, систематического хода мысли. Чистая же речь жестов, которая, скорей, изображает, чем обозначает, является по преимуществу, формой существования сенсомоторного, наглядно-действенного мышления. Развитие мышления у человека связано с развитием членораздельной звуковой речи.

Поскольку отношение слова и обо­значаемого в звуковой речи носит более абстрактный характер, чем отношение жеста к тому, что он изображает или на что он указывает, звуковая речь предпо­лагает более высокое развитие мышления. С другой стороны, более обобщенное и отвлеченное мышление в свою очередь нуждается в звуковой речи для своего выражения. Они, таким образом, взаимосвязаны и в процессе исторического развития были взаимообусловлены.

2.2 Письменная и устная речь

Существенно отличны друг от друга также устная речь (как разговорная речь, речь-беседа в условиях непосредственного контакта с собеседником) и письменная речь.

Письменная речь и устная находятся друг с другом в относительно сложных взаимоотношениях. Они теснейшим образом между собой связаны. Но их един­ство включает и очень существенные различия. Знаки современной письменной речи – буквы – обозна­чают звуки устной речи. Тем не менее, письменная речь не является просто переводом устной речи в письменные знаки. Различия между ними не сводятся к тому, что письменная и устная речь пользуются разными техническими сред­ствами. Они более глубоки. Хорошо известны большие писатели, которые были слабыми ораторами, и выдающиеся ораторы, выступления которых при чтении теряют большую часть своего обаяния.

Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, пись­менная речь – как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника. Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, меж­ду тем как устная, разговорная речь по большей части рождается из непосред­ственного переживания. Отсюда целый ряд различий в построении письменной и устной речи и в средствах, которыми каждая из них пользуется.

Между двумя собеседниками, объединенными общно­стью ситуации и, в какой-то мере, переживаниями, понимание возможно с полуслова. Иногда, между близкими людьми, достаточно одного намека, чтобы быть понятым. В таком случае то, что мы говорим, понимается не только, или иногда не столько, из содержания самой речи, сколько на основании той ситуации, в которой находятся собеседники. По­этому в разговорной речи многое  не договаривается. Разговорная устная речьситуативная речь. В устной речи-беседе в распоряжении собеседников, помимо предметно-смыслового содержания речи, имеется целая гамма выразительных средств, при помощи которых передается то, что не досказано в самом содержании речи.

В письменной речи, обращенной к отсутствующему или вообще безличному, неизвестному читателю, не приходится рассчитывать на то, что содержание речи будет дополнено почерпнутыми из непосредственного контакта общими пережи­ваниями, порожденными той ситуацией, в которой находился пишущий. Поэтому в письменной речи требуется иное, чем в устной, – более развернутое построе­ние речи, иное раскрытие содержания мысли. В письменной речи все существен­ные связи мысли должны быть раскрыты и отражены. Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения. В письменной речи все должно быть понятно исключительно из ее собственного смыслового содержа­ния, из ее контекста; письменная речь – это контекстная речь.

Контекстное построение приобретает в письменной речи реальное значение еще и потому, что выразительные средства (модуляции голоса, интонация, голосовые подчеркивания и т. д.), которыми так богата устная речь, особенно некоторых людей, в письменной речи очень ограничены. Реакция слушателя непроизвольно для говорящего направляет его речь в нужное русло, заставляет подробнее остановиться на одном, пояснить другое и т. д. В письменной речи это непосредственное регулирование речи говорящего со стороны собеседника или слушателя отсутствует. Пишущий должен самостоятельно опреде­лить построение своей речи так, чтобы она была понятна для читателя.

Специфические формы связной речи, т. е. речи, передающей логически связанное содержание в форме, понятной из самого контекста, несомненно, выработа­лись в процессе исторического развития письменной речи; в древних памятниках письменности еще явно выступают формы устной ситуативной речи. Развитие мышления, являющегося продуктом исторического развития, связано с развитием письменной речи также и потому, что письменная речь обеспечила историческую преемственность, необходимую для развития теоретического мышления

Существуют различные виды как устной, так и письменной речи.

Устная речь может быть:

°        разговорной речью, речью-беседой,

°        речью – ораторским вы­ступлением, докладом, лекцией.

Существуют также различные разновидности письменной речи:

°        письмо будет по своему характеру, по стилю существенно от­личаться от

°        речи научного трактата.

Эпистолярный стиль – особый стиль, он значительно приближается к стилю и общему характеру устной речи. С другой стороны, речь, публичное выступление, лекция, доклад по своему характеру в некоторых отношениях значительно приближаются к письменной речи. Лекция, доклад и т. д. располагают всеми выразительными средствами устной речи. Искусство этой формы устной речи включает в себя использование и этих выразительных средств. Речь-лекция должна соединять в себе особенности как устной, так и письменной речи.

Устная разговорная речь служит для общения с собе­седником в условиях непосредственного контакта и по преимуществу для сооб­щения, касающегося непосредственно переживаемого. Письменная речь служит обычно для нужд более отвлеченной мысли.

3. Виды речевых процессов

Видовая классификация речевых процессов связана с их модально­стью и степенью активности информанта. Разнообразие видов этих ре­чевых процессов наглядно представлено на рис. 1. На рисунке обозна­чены различные секторы, обладающие относительной автономностью и иерархической соподчиненностью по сравнению с другими.

Так, ниж­ний левый сектор – слушание, или аудирование, речи – является веду­щим во всей структуре. Именно здесь формируются первые перцептивные эталоны, позволяющие человеку различать звукокомплексы между собой и соотносить с ними различные объекты окружающею мира.

Длительное вслушивание в сменяющие друг друга звуковые обозначения приводит к умению дифференцировать их между собой, узнавать, соотносить с ними объекты и явления мира. Конечная цель слушания – это понимание речи даже в условиях помех, частичного искажения, пропусков, появления незнакомых обозначений, В психоакустических исследованиях существуют даже разные зависимости между уровнями разборчивости речи и ее понимания, причем понимание требует боль­ших усилий от информанта (рис. 2).

 

Как видно на рисунке, с улучше­нием акустических условий и разборчивость речи (все равно, на каком языке), и ее понимание повышаются, но кривая понимания характеризу­ется не только и не столько акустическими характеристиками, сколько психолингвистическими свойствами. Та же китайская речь будет со­вершенно не понятна для человека, не знающего этот язык, даже при идеальных условиях предъявления. Речь будет понятна при появлении знакомых звукокомплексов, поступающих к слушателю не в макси­мально быстром темпе, а в темпе собственного говорения, при сочетании этих комплексов в знакомые грамматические конструкции, при достаточной логической связи этих конструкций между собой – сум­бурную речь с торопливым перескакиванием с одной темы на другую понять очень трудно.

Очень важна для хорошего понимания речи собственная позиция слушателя: его внимательность, заинтересованность в усвоении инфор­мации, умение сосредоточиться именно на ней, а не на собственных проблемах, объективность в процессе слушания (мы часто просто пере­стаем слушать, отмахнувшись от неавторитетного, с нашей точки зре­ния, говорящего). Умение внимательно, заинтересованно слушать очень часто входит в круг профессиональных обязанностей, например, руко­водителя при беседе с подчиненным. Через акустический речевой канал идет большой поток информации. Зачастую  такая информация более ценная, чем  поступающая через зрительный канал, поскольку она более непосредственна, меньше поддается сознательному контролированию, и потому оказывается более достоверной.­

Экспериментально было подсчитано, что примерно 8 человек из 10 слушают с большими потерями информации. На деле получается совсем не так просто: «Я сказал то, что хотел, он понял то, что я сказал». Ча­ще всего наблюдаются варианты: «Я могу сказать не так и не то, что хотел, и вы поймете совсем не то, что я хотел вам передать». Потери составляют 70-80 %, если учесть к тому же, что способствует потере информация и плохая память, особенно у пожилых людей. Хороший слуша­тель – это всегда доброжелательный, внимательно относящийся к сво­ему собеседнику и его речи, особенно к содержанию, умеющий пони­мать подтекст, активно поддерживающий говорящего выражением сво­его лица, позой, мимикой, не перебивающий своего собеседника и не торопящийся навесить на него ярлык. Попробуйте вспомнить, охотно ли говорят с вами, а также кто больше говорит во время разговора – вы, ваш собеседник или оба поровну.

Активное использование звукокомплексов возможно только на базе хорошо сформированных перцептивных эталонов. Дети всех народов в младенчестве гулят и лепечут одинаково, но постепенно под влиянием окружающих взрослых они приспосабливают свои артикуляционные возможности к принятым в данной среде. Если аудирование речи явля­ется ведущим видом ее, то говорение – или порождение речевого выска­зывания – является наиболее диагностическим. Это отмечали еще в древней Греции: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Говорение занимает 30 % речевого вре­мени и вместе с аудированием на три четверти закрывает собой все речевые про­цессы.

В говорении особенно заметно проявляется эмоциональное состояние человека, а также отношение к теме разговора и к собеседнику. Если он говорит очень тихо и медленно, часто останавливаясь для обдумывания следующих слов, а иногда просто замолкает, то это признак робости, нерешительности, крайней неуверенности в себе. Торопливая громкая речь – признак эмоционального возбуждения. Эмоционально выразительная речь привлекательнее и интереснее, чем монотонная, особенно в публичных вариан­тах – речь политиков, лекторов, артистов.

По таким показателям, как речевое разнообразие, речевая точ­ность, правильность, умение логически связать между собой отдельные конструкции, интонационная  выразительность, ситуационная уместность можно определить самооценку своей речи на шкале от красноречия до косноязычия.

Из зрительных модальностей речи более распространена ее пассивная форма – чтение. Как уже ука­зывалось ранее, эта форма относится к поздним, и более того, к факультативным (в слабо развитых обществах может быть поголовная неграмотность). Направленность чтения может быть самой разнообразной – от поверхностного просматривания напечатанных или написанных тек­стов до углубленного многократного изучения, включающего конспек­тирование. Чтение – это мощный познавательный процесс, позволяю­щий самостоятельно усваивать самую разнообразную информацию, поэтому в педагогическом плане он поощряем, особенно при соответст­вующем ориентировании. Во всех обществах и всех возрастных группах существовали и существуют свои собственные предпочтительные или запрещенные тексты. Могут быть предпочтения по половому признаку – скажем, чтение очень популярных сейчас женских романов, по возрас­тному признаку – например, чтение вестернов для подростков или мемуарной литературы для пожилых людей и т.п. Особое место занимает чтение профессиональной учебной литературы, и в целях повышения эффек­тивности этого процесса предпринимаются различные меры от повыше­ния читабельности текстов до ускорения навыков чтения, так называемого динамического чтения.

Заключение

Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе не­сти простое сочетание звуков.

Речь и мышление связаны диалектическим единством. И хотя они, как правило, параллельны, в некоторых случаях можно говорить о «нулевой спайке». В норме при говоре­нии мышление наличествует всегда, «проговаривание» же в процессе мышления не всегда является необходимо обя­зательным.

Деятельность - это процесс, который осуществляет от­ношение человека к миру, отвечает потребности и характеризует мотивом.  Деятельность включена в общение даже в тех случаях, когда внешне он остается один.

Речевая деятельность — единство общения и обобще­ния, особым образом организованная активная и целенап­равленная деятельность человека, которая регулируется определенной системой мотивов.

Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью прежде всею доказывается психофизиологическими исследова­ниями участия голосового аппарата в решении умственных за­дач. Электротехническая запись движений голосовых связок и исследование работы голосового аппарата в связи с мыслительной деятельностью показало, что в самые сложные и напряженные моменты мышления у чело­века наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эта активность выступает в двух формах: физической и тонической. Экспериментально доказано, что физическая форма речедвигательных потенциалов связана со скрытым проговариванием слов про себя, в то время как тоническая – общим повышением речедвигательной активности. Оказалось, что все виды мышления человека, связанные с необходимостью использования более или менее развернутых рассуждений, и сопровождаются усилением речедвигательной импульсации, а привычные и повторные мыслительные действия ее реакцией. Очевидно, существует некоторый оптимальный уровень вариаций интенсивности речедвигательных реакций человека, при котором мыслительные операции выполняются наиболее успешно, максимально быстро и точно.

Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой – средством к их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким.

Владеть по  возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи, – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а ста­ло быть, и культуры человечества.

Список литературы

1.

Божович Л.И.  Личность и ее формирование. – М.: Лингва, 2004.– 312 с.

2.

Бодалев А.А. Межличностное восприятие и понимание. Личность и общество. – М.: Педагогика, 2003. – 568 с.

3.

Бутон Ш. Развитие речи//Психолингвистика. М., 1984. –  456 с.

4.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. – 192 с.

5.

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Дело, 2002. – 200 с.

6.

Лурия А.Р.  Язык и сознание. – М.: Просвещение, 1999. – 300 с.

7.

Леонтьев А.Н. Человек и культура // Социальная психология. Хрестоматия/ под ред. И.В. Дорониной. – Н-ск., 1999. – 147 с.

8.

Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Просвещение, 1997. – 365 с.

9.

Немов Р.С. Психология: В 3-х кн.: кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2002. – 688 с.

11.

Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2004. – 584 с.

12.

Потебня А.А. Мысль и язык// Слово и миф. – М.: Наука, 1989. – 416 с.

13.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Проспект, 2003. – 810 с.

14.

Рубинштейн С. Л Принципы и пути развития психологии. – М.: Дело, 2003. – 289 с.

16.

Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. – М.: Высшая школа, 1999. – 193 с.

17.

Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М.: Телекоммуникация и информатика, 2003. – 109 с.

18.

Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании//Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1978. – 455 с.

19.

Хомский Н. Язык и мышление. – М.: Дело, 2004. – 335 с.


[1] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Проспект, 2003. С. 382.

[2] Цит. по: Потебня А.А. Мысль и язык// Слово и миф. М., 1989, с. 37.

[3] Потебня А.А. Мысль и язык// Слово и миф. М., 1989, с.43.

[4] Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании//Языковая система и речевая деятельность. Л., 1978, с. 78.

[5] Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании//Языковая система и речевая деятельность. Л., 1978, с. 81.

[6] Бутон Ш. Развитие речи//Психолингвистика. М., 1984, с. 314.

[7] Лурия А.Р.  Язык и сознание. – М.: Просвещение, 1999. – с. 18.

[8] Божович Л.И.  Личность и ее формирование. – М.: Лингва, 2004.–с. 167.

[9] Хомский Н. Язык и мышление. – М.: Дело, 2004. – с. 79.

[10] Рубинштейн С. Л Принципы и пути развития психологии. – М.: Дело, 2003. – С. 110 – 111.