ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.. 3

2. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ   9

3. ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ.. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 19

ВВЕДЕНИЕ

В повседневной жизни люди сталкиваются с необходимостью покупать и продавать, получать денежные доходы, распределять их, формировать личные, семейные и государственные бюджеты, откладывать и использовать сбережения. Мало кого оставляют равнодушными изменение цен и инфляционные процессы. Материальное положение людей во многом зависит от состояния дел на биржах, валютных курсов и процентных ставок. Все эти многообразные явления и образуют экономическую жизнь общества.

Экономика – особая сфера общественной жизни. Она функционирует  и развивается по собственным законам, отличным от тех, которые реализуют другие формы общественной деятельности – политика, право, культура и т.д.

Экономика – это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества.

В любом обществе решается проблема: что производить, как производить и для кого производить. Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно растут. В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов.

Главное значение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворять материальные потребности людей.

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Современная экономическая наука является результатом ее продолжительного исторического развития.

Первая постановка экономических проблем содержится еще в письменных источниках Древнего Востока, где существовал деспотический строй, основанный на особой роли государства. Поэтому в источниках в первую очередь ставятся вопросы, связанные с организацией государственного хозяйства и управления им; отсюда берут начало статистика, учет, аграрно-экономическая наука.

Заметный след в истории экономического знания оставила античность. Древнегреческие и древнеримские историки и философы потратили много усилий на разработку принципов натурального хозяйствования. Проявляли они большой интерес и к развитию товарных отношений. Римское право частной собственности стало классическим для всей последующей истории и сыграло выдающуюся роль в прогрессивном развитии экономических отношений.

Крупный вклад в развитие и накопление сведений о производственной деятельности внесли мыслители Древней Греции. Ксенофонт и Аристотель ввели в оборот термин «экономия» (или «ойкономия»), который в буквальном переводе означает – «наука о ведении домашнего хозяйства» − домоведение.

Название точно соответствовало содержанию. Ойкономия у греков – это свод рассуждений и советов по управлению домом, хозяйством. Причем под «домом» понималось рабовладельческое хозяйство, а главное содержание рассуждений сводилось к тому, как наилучшим образом эксплуатировать рабов и за счет этого обеспечивать приращение богатства дома. Вместе с тем в книгах древнегреческих философов содержится немало интересных сведений, гипотез и догадок о роли разделения труда в хозяйстве и обществе, правилах обмена товарами, роли и сущности денег.

В средние века представления об экономических явлениях формировались в рамках церковных учений, находилось им место и в политических теориях, а также в фантазиях раннего утопического социализма.

Древность, античность и средние века знаменовали собой начальные этапы становления экономического знания, поскольку возможности этих эпох были ограничены. Знания об экономических отношениях носили разрозненный характер, не имели самостоятельного  значения, составляя побочный продукт философских, исторических, политических изысканий. Поэтому названные этапы следует рассматривать как предысторию экономической науки. [1] 

Действительная история экономической мысли началась с того момента, когда из отдельных представлений об экономических явлениях стало складываться системное (теоретическое) знание о них. Объективной основой формирования действительности экономической науки явилось разложение феодальных (аграрно-натуральных) и развитие буржуазных (индустриально-рыночных) производственных отношений, что сопровождалось становлением экономики как единого организма.

Поскольку исторически экономика начинается с торговли, первым в истории экономической науки стал меркантилизм (15-17 век). Это учение основано на простейшем представлении, что богатство состоит в обладании деньгами. Деньги в виде драгоценных металлов (золота, серебра) и есть истинное богатство. Следовательно, страна и ее граждане тем богаче, чем больше золота ввозится в страну и чем меньше его вывозится.

Отсюда меркантилисты делали вывод, что главной отраслью народного хозяйства является внешняя торговля, а самыми ценными людьми в государстве – купцы.

Значительное место в теории меркантилизма занимал Томас Манн. Его главный труд – «Богатство Англии – во внешней торговле». Он создал теорию активного торгового баланса  как основы накопления богатства в стране. Активный баланс означает превышение экспорта над импортом, т.е. вывозить товаров за границу надо больше, чем ввозить, тогда золото будет притекать в страну, обогащая ее.  Т. Манн предлагал обрабатывать земли под такие культуры, которые помогли бы избавиться от ввоза некоторых товаров (в частности конопли, льна, табака), а также рекомендовал отказаться от чрезмерного потребления иностранных товаров в питании и одежде путем введения законов о потреблении товаров собственного производства. Еще он предлагал не обременять слишком большими пошлинами отечественные товары, чтобы не удорожать их для иностранцев и не препятствовать этим их продаже. Эта экономическая политика получила название политики протекционизма – политики защиты национального рынка.  А для этого необходима государственная поддержка – активное вмешательство государства в экономические процессы.

Меркантилисты в принципе выступали за развитие отечественной промышленности. Но ценили ее не саму по себе, а лишь как источник товаров для экспорта, как средство зарабатывать золото на мировом рынке.

Классическая школа возникает в середине 17 века в лице Петти, Франсуа Кенэ. Развитие классической теории – конец 18 века – 1 половина 19 века (Ж.Сэй,  Давид Риккардо, Адам Смит, Джон Стюарт Миль).

Петти обосновал теорию стоимости, разработал теорию ренты, которая  впоследствии была развита у Д. Риккардо.

В 18 веке во Франции зародилось направление, знаменовавшее поворот в политической экономии. Оно получило название «физиократия» (от греческих слов – «власть природы»). Основателем этого направления был Франсуа Кенэ.

Физиократы считали, что истинным богатством нации выступают не деньги, не золото, а продукт, производимый в сельском хозяйстве. Отсюда твердое убеждение сторонников этого учения, что единственным производительным классом в обществе являются крестьяне (землевладельцы), а все остальные, в лучшем случае,  только перерабатывают созданный ими продукт (промышленность и торговля), а в худшем, - этот продукт только потребляют (рантье, дворянство, армия и т.д.). Поэтому, по мнению физиократов, королевская власть должна была провести реформу, которая освободила бы крестьян от многочисленных пут и налогов. Это открыло бы возможности для развития их трудолюбия и свободной предприимчивости, обеспечило бы богатство и процветание государству.

Важной заслугой физиократов было то, что они первыми попытались вывести прирост богатства из процесса производства, а не обращения. Однако их взгляды были все же односторонними. Дальнейшее развитие экономической науки показало, что неверно связывать рост богатства общества только с земледелием.

Ф. Кенэ оставил яркий след в науке как автор знаменитой «Экономической таблицы» - первой макроэкономической модели, в которой показано движение материальных потоков.

Прежде всего, классики разработали идеологию экономического либерализма, т.е. считали, что рыночная экономика подчиняется действиям объективных законов, и поэтому государственное вмешательство только мешает развитию свободного рынка. Они разработали механизмы саморегулирования рынка: механизм гибких цен и механизм гибкой процентной ставки. В основе всех этих идей положена идея свободной конкуренции. Классики рассматривали свободное рыночное хозяйство, которое существовало при них (монополий нет).

Основной категорией, которые исследуют классики, стала категория общественного богатства. А. Смит и Д. Риккардо считали, что богатой является не та страна, у которой много золота, а та, у которой ежегодно расширяется производство, т.е. происходит накопление капитала за счет части прибыли.

Петти, Смит и Риккардо придерживались трудовой теории стоимости: стоимость товара определяется количеством  затраченного труда. Классики придерживались количественной теории денег. Вся денежная масса проходит мимо производства и влияет только на цену (не влияет на производство, деньги нейтральны).

Далее была разработана теория заработной платы, прибыли и ренты. Заработной платой является цена труда, обеспечивающая воспроизводство рабочей силы. Прибыль у Смита рассматривалась как плата за организацию производства, в некоторых случаях – как прибавочная стоимость. Риккардо ближе подошел к  теории прибавочной стоимости. Он считал, что с накоплением капитала растет заработная плата, так как растет спрос на труд, а доля прибыли понижается.

Теория ренты разрабатывалась Петти еще в 17 веке. Он считал, что рента – это излишек цены над издержками. Д. Риккардо основывал теорию ренты на принципе понижающейся отдачи земли, поэтому считал, что каждая затрата капитала приносит меньшую отдачу, при этом цены устанавливаются на основе издержек на худших землях. На лучших и средних землях образуется дифференциальная рента, т.е. рента есть излишек общественной стоимости товара над индивидуальным.  Источником ренты является прибавочный труд рабочего.

Англия 18 века представлена в рассматриваемой эволюции основоположником классической политической экономии – Адамом Смитом. Основным учение Смита является «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Эта книга принесла автору титул «отца экономики». Основная идея состояла в том, что богатство народов создается производительным трудом во всех отраслях экономики (а не только в сельском хозяйстве, как полагали физиократы). И поскольку любой член общества получает свои доходы именно из этого источника, постольку ключ к богатству народов состоит в создании условий для повышения производительности труда.

Огромную роль в этом процессе, писал А. Смит, играет разделение труда в обществе, т.е. специализация производителей на изготовлении какого-то одного продукта (а внутри мануфактуры – специализация на отдельной простой операции в ходе изготовления этого продукта). Разделение труда позволяет резко поднять его производительность, так как, во-первых, увеличивает ловкость и искусство отдельного работника, во-вторых, экономит время, необходимое для перехода от одного вида работ к другому, в-третьих, упрощая отдельные трудовые операции, способствует изобретению и внедрению в производство машин. Но благодетельная роль разделения труда проявляется не сама собой, а благодаря деятельности предприимчивых людей, тех, кто организует производство, вкладывает накопленные трудолюбием и бережливостью деньги в производство. Они дают возможность работникам получать заработную плату, землевладельцам – ренту, государству – налоги, а себе обеспечивают доход на капитал. Поэтому содействовать богатству народов – значит дать простор для инициативы и энергии предпринимателей.

Основой экономического учения Смита был принцип свободной конкуренции, которая включает следующие элементы:

1) Свободное движение рабочей силы.

2) Свободная торговля землей.

3) Отмена правительственной регламентации функционирования промышленности и внутренней торговли.

4) Свобода внешней торговли.

Идеи Смита были чрезвычайно популярны в эпоху становления и развития капиталистических отношений в Европе. Интересы класса буржуазии как раз и заключались в предоставлении ей полной экономической свободы, включая свободу найма работников, купли-продажи земли, применения капитала, выхода на внешний рынок. Один из немецких экономистов писал в 18140 году, что «рядом с Наполеоном Адам Смит является самым могущественным властителем в Европе».

Теоретическое наследие А. Смита исключительно многообразно. В его сочинении находили ценные идеи экономисты самых разных взглядов. Многие страны, основываясь на теории Адама Смита, через столетия достигли экономического расцвета.

Многие традиции классической школы были восприняты и продолжены марксистской экономической теорией. Ее главная особенность – последовательно классовая трактовка содержания экономических процессов, выражение позиции рабочего класса.

Великий немецкий ученый Карл Маркс оставил глубокий след во всех общественных науках. Но главным предметом его исследований была политическая экономия. Принципиальное отличие экономической теории Маркса от предшествующих, прежде всего, в том, что капиталистический строй рассматривается в ней с классовой позиции пролетариата. Маркс полагал, что капитализм рано или поздно будет революционным путем заменен другой общественной системой, в которой не будет места частной собственности, эксплуатации человека человеком, неравенству и нищете широких народных масс. И капитализм погибнет в силу внутренне присущих ему объективных противоречий, которые нельзя разрешить, не изменив само экономическое и в целом общественное устройство. Главный труд К. Маркса – книга «Капитал»

В произведениях Маркса дана оригинальная трактовка многих принципиальных проблем экономической науки – предмета науки, системы экономических отношений капитализма 16-19 вв., закономерностей перехода от одной формации к другой, классических отношений пролетариата и буржуазии.[2]

2. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Современная экономическая теория развивается, в основном, в рамках трех крупных течений, сложившихся в 19-20 столетиях. Первое из них называется «неоклассическим»», второе – «теорией регулируемого капитализма», третье – «институционализмом».

Сторонников неоклассического направления объединяет представление о том, что рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если предоставить каждому из ее субъектов максимальную экономическую свободу. В этом смысле неоклассики – прямые последователи А. Смита. Они были и остаются защитниками традиционных ценностей капиталистической экономики, выдвигая на первый план частную инициативу и свободу частного предпринимательства, отсутствие государственного регулирования. Эти ценности, с позиции неоклассиков, есть главные условия динамизма и эффективности всей общественной системы. В центре внимания неоклассической теории отдельная фирма, отдельный потребитель, проблемы максимизации прибыли и минимизации затрат. Основу неоклассической теории составили разработчики трех научных школ: австрийской во главе с К. Менгером, О. Беем-Баверком и Ф. Визером, кембриджской во главе с А. Маршаллом и лозаннской во главе с Л. Вальрасом.

Неоклассики выдвинули идею экономического оптимума, т.е. общество должно решить, что производить. Они обозначили проблему экономического выбора. Второй вопрос: как производить (наиболее экономное использование ресурсов).

Австрийская школа возникла в 70-х годах 19 века. Ее наиболее видными представителями были профессора Венского университета Карл Менгер, Ойген Бем-Баверк и Фридрих Визер. Эти ученые основали течение в экономической теории, получившее название «маржинализм» (предельный). Его основные положения настолько отличались от представителей классической школы, что маржинализм был призван переворотом в науке, а впоследствии даже получил название «маржиналистской революцией».

Классическая школа (А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс) считала, что стоимость (или ценность) товара определяется количеством труда, затраченного на его производство. Что касается цены, то она не что иное, как денежное выражение стоимости.

Подход австрийцев был противоположен. С их точки зрения, ценность товара (как впрочем, и любого блага) определяется субъективным отношением к нему человека. Сами по себе любые блага лишены объективных «экономических» свойств. Весь вопрос в том, способны ли эти блага приносить людям удовольствие или удовлетворение (иметь «полезности»).

Теория маржинализма – теория предельной полезности – это экономический анализ с точки зрения психологии отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения. Данный субъект руководствуется, прежде всего,  собственными оценками предельных выгод и предельных потерь от участия или неучастия в экономическом процессе. На базе таких оценок объясняются издержки производства, спрос и предложение, цена.

Под предельной полезностью маржиналисты понимали величину дополнительной полезности, полученной от прироста величины  потребления, равного единице некоторого блага (при прочих равных условиях). Отсюда следует, что предельная полезность – это не  наибольшая и не средняя полезность, а именно наименьшая польза, ради которой эта вещь еще может рационально употребляться.

Теория предельной полезности неоднократно подвергалась критике с разных позиций за крайний субъективизм, непоследовательность, недостаточно убедительную аргументацию и т.д. Многие из этих упреков были вполне справедливы. Но в главном маржинализм оказался плодотворным. Дело в том, что принцип предельной полезности послужил отправной точкой для последующей разработки положений и категорий, которые вошли в арсенал экономической теории в виде универсальной концепции «предельных величин» (предельные издержки, предельный доход, предельный продукт и т.д.). Сильная сторона этой концепции в том, что она имеет в  виду учет не только затрат, но и полезных результатов производства и обращения. Учет предельных величин нацеливает на минимизацию затрат и получение максимальных полезностей в экономике.

Современная экономика широко использует идеи австрийской школы в разделе «микроэкономика», раскрывая принципы рационального поведения потребителя,  образование издержек фирмы и цен, поведения фирм в условиях ограниченных ресурсов и т.д.

Крупнейший представитель неоклассического направления Альфред Маршалл известен, прежде всего, как автор теории рыночного ценообразования. Большую часть жизни он преподавал экономическую теорию в Кембриджском университете. В 1890 году вышел его главный труд «Принципы экономической науки», который выдержал много изданий и в течение нескольких десятилетий служил основным учебником в США, Англии и других странах.

 А. Маршалл предложил переключить усилия экономистов с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблемы взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. Он тщательно проанализировал, как складываются и взаимодействуют эти силы, ввел понятие «эластичности спроса», предложил свою теорию рыночной цены.

Объяснение рыночной цены у А. Маршалла опирается как на теорию издержек производства, так и на положения теории предельной полезности.

Равновесная цена, по Маршаллу, это та максимальная цена, которую готов уплатить потребитель (исходя из субъективной оценки полезности товара), и одновременно та минимальная цена, по которой производитель согласен продать товар (исходя из уровня издержек на его производство).

Создание теории цены равновесия принесло А. Маршаллу титул «величайшего экономиста 19 века». Так называл А. Маршалла его самый знаменитый ученик – создатель теории регулируемого капитализма Джон Мейнард Кейнс.

Становление и развитие теории регулируемого капитализма началось в 30-х годах 20 века. Ее главная идея состоит в том, что государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь. Это течение экономической мысли отрицает способность рыночного механизма к саморегулированию. Рыночный механизм должен быть безусловно сохранен, но дополнен всестороннем государственным регулированием, которое позволит решать проблемы, неподвластные рынку (безработица, инфляция и т.п.).

Современная теория возникает в результате так называемой кейнсианской революции, начиная с 30-х годов 20 века до 70-х годов. Работа Д. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» вышла 1936 году в условиях мирового экономического кризиса. Главной проблемой становится проблема занятости (безработицы). Для решения этой проблемы необходимо было перейти от исследований на уровне микроэкономики к макроэкономике.

 Основными категориями у Кейнса являются: национальный доход, совокупный спрос, инфляция, безработица и методы государственного регулирования экономики. Кейнс опровергает идеи экономического либерализма, утверждая, что рыночные механизмы  не в состоянии обеспечить равновесие и решение новых проблем. Простая модель Кейнса исходит из того, что равновесие спроса и предложения еще не обеспечивает полной занятости. Препятствием к этому служит основной психологический закон, т.е. по мере роста дохода люди склонны увеличивать потребление, но в меньшей степени, чем растет доход, следовательно, увеличивается доля сбережений в совокупном доходе.

Классики считали, что в условиях рынка равновесие достигается, когда сбережения равны инвестициям. Кейнс считает, что не существует механизма автоматического поглощения сбережения инвестициями. В условиях кризиса не действует механизм гибких цен, (фирма не будет понижать цены, а будет по мере роста товарных запасов сокращать производство). Отсюда и появляется безработица.

Центральная идея книги «Общая теория занятости, процента и денег» состояла в том, что в условиях кризиса необходимо предложить и осуществить меры по активизации и стимулированию совокупного спроса (т.е. общей покупательной способности). Это должно, по Кейнсу, положительно воздействовать на расширение производства и предложение товаров, а, следовательно, способствовать уменьшению безработицы.

Кейнс считал необходимым государственное регулирование экономики. Решение проблемы занятости в увеличении совокупного спроса и в росте инвестиций. Государство должно вливать в экономику бюджетные средства, предъявляя спрос на военную продукцию, организовывая общественные работы.

В конце 30-х годов кейнсианство становится господствующей теорией в науке и экономической политике. Правящие круги Запада черпали в ней идеи макроэкономического анализа хозяйственной жизни и необходимую рецептуру экономической политики. Это обеспечило в значительной мере экономический подъем 40-60-х годов и долговременную стабилизацию капитализма.

Весьма оригинальное течение в экономике составляет так называемый институционализм. Это течение довольно расплывчато, так как взгляды различных его представителей сильно различаются по целому ряду проблем. Можно выделить некоторые ведущие идеи, которые разделяют все представители этого течения:

1) Они не замыкаются на анализе чисто экономических отношений, а призывают учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь. Речь идет о таких общественных институтах, как формы хозяйственной организации, нормы поведения социальных групп, юридические законы, обычаи и традиции и т.п.

2) Они предлагают изучать не столько как функционирует, сколько как развивается, видоизменяется капиталистическое общество.

3) Рынок – это нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Он стремится не к удовлетворению потребностей людей, а поддержанию и обогащению крупных предприятий (монополий). Основа власти крупных предприятий – техника, а не законы рынка.

Основоположником институционализма считается американский ученый Т. Веблен, автор известной книги «Теория праздного класса» (1899). В своей книге Веблен доказал, что потребители, сами того не подозревая, подвергаются различным видам общественного и психологического воздействия, которое заставляет их принимать решения, выгодные крупным предприятиям, монополизировавшим рынок. Таким образом, он критиковал интересы крупной буржуазии, которую и считал «праздным классом».[3]

 Идеи Веблена развивали в разных областях экономической науки такие известные экономисты, как У. К. Митчелл, Д. К. Гэлбрейт, Дж. Коммонс и другие.

3. ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ

Экономика – это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.

Предметом экономической теории является анализ  рыночного хозяйства, однако это слишком общее определение и уточнить его можно, обратив внимание на понятие редкости (ограниченности) ресурсов и проблему выбора, которую должны осуществлять люди, сталкиваясь с ограниченностью ресурсов. Экономическая теория изучает  не ресурсы как таковые, а экономическое поведение людей.

Экономическое знание есть средство спасения от социального суеверия, разорительного невежества и повторения уже совершенных ошибок. Изучение экономической науки важно тем, что оно формирует основы интеллигентности, − то, без чего, как теперь оказалось, нам уже не обойтись. Экономическая теория оперирует множеством абстрактных понятий и моделей, поэтому ее познание воспитывает и культуру социально-абстрактного мышления.

Современная экономическая наука приобщает к высокой этике экономических отношений, потому что разумная и эффективная экономика может быть только нравственной, − такой, в которой ценятся порядочность, профессионализм и гражданские чувства, − тогда как лжеэкономика не может быть ни эффективной, ни нравственной, ибо ей суждено порождать лишь массовые криминогенные устремления.

Экономическая теория ориентирует на подлинные социальные ценности: экономическую свободу личности, право на доходную собственность, на предпринимательство – ценности, которые должны войти в повседневное, обыденное сознание нашего общества.

Самое же главное состоит в том, что изучение экономической теории приобщает к цивилизованным формам экономической деятельности. Дело в том, что по мере развития общества его богатство все больше составляют те экономические формы, которые обеспечивают максимально эффективное производство материальных ценностей. Становление рыночных реформ занимает целую эпоху, но именно они образуют подлинное богатство страны.[4]

Экономическая наука – одно из величайших интеллектуальных и практически значимых достижений человечества. Только благодаря экономической науке люди проникли в тайны устройства общественного производства и сумели создать механизм его оптимального регулирования: экономические модели имеют не меньшую значимость, чем естественно-научные, а без рекомендаций экономической науки эффективное функционирование современного производства просто немыслимо.

Экономика − это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями. Он сложен и загадочен, этот мир экономики, а главное – открыт для каждого, кто хочет войти в него активным участником.

Быть вне экономики невозможно: подобно невидимым лучам солнца, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. И как бы не казались «абстрактными» вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит повседневное счастье людей: если это разумное устройство, то люди свободны и богаты, а труд их плодотворен; если же экономическое устройство бездарно – то зависимы и бедны, ибо подневольный труд всегда бесплоден.

Знание экономики, экономической теории дает возможность свободно владеть экономическими понятиями и категориями, уметь прогнозировать развитие объективных экономических процессов, выбирать в результате анализа наиболее эффективные способы решения проблем и принимать управленческие решения.

Экономическая теория выступает в качестве теоретической базы целой системы научных дисциплин, как отраслевых, так и функциональных.

Отраслевая организация народного хозяйства предопределяет существование таких экономических наук, как «экономика промышленности», «экономика транспорта», «экономика строительства» и т.д.

К функциональным экономическим наукам относятся: «бухгалтерский учет»,  «финансы и кредит», «статистика», «маркетинг», «менеджмент» и другие.

Общая экономическая теория и частные экономические науки неразрывно связаны друг с другом. Теория обеспечивает часные науки принципами, которые воплощают  точку зрения экономики в целом и используются в качестве средства познания тех или иных сторон экономической действительности. В свою очередь, знания, добытые частными науками, служат для экономической теории «материалом» новых принципиальных обобщений.

Без глубокого знания экономической теории в современных условиях нельзя сознательно и компетентно, осмысленно и творчески воспринимать действительность, разбираться в самых запутанных перипетиях общественной жизни, уметь решать самые сложные задачи хозяйственной практики, знать объективные экономические зависимости, принципы управления производством, методы и рычаги хозяйствования. [5]

Сегодня специалисту любого профиля жизненно необходимо грамотно экономически мыслить, что невозможно без изучения экономической теории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сложившаяся экономическая ситуация заставила по-новому отнестись к достижениям экономической теории, вызвала необходимость познания концепций различных теорий и школ.

Экономическая наука имеет глубокие исторические корни. Различные теории и школы оставили заметный след в истории экономического знания.

Меркантилисты усматривали главный источник богатства нации в удачной торговле, которую сводили к принципу – «много продавать, мало покупать».

Их идеи не забыты и  в наше время: есть немало экономистов, которые считают одной из главных задач экономической политики – борьбу за положительный баланс во внешней торговле, рекомендуют правительству всемерно поощрять экспорт и ограничивать импорт.

Шотландский экономист Адам Смит занял особое место в истории экономической мысли. В его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» находили ценные идеи экономисты самых разных взглядов. Одни – о трудовой теории стоимости, другие взяли на вооружение экономический либерализм, представление о конкурентной рыночной экономике как наиболее эффективном способе организации хозяйственной  жизни людей.

Современная экономика широко использует теорию предельной полезности австрийской школы маржиналистов в разделе «микроэкономика», раскрывая принципы рационального поведения потребителя,  образование издержек фирмы и цен, поведения фирм в условиях ограниченных ресурсов и т.д.

Рекомендации Д. Кейнса (проблемы занятости) нашли широкое применение на практике в Англии, США и других странах Запада и по-прежнему популярны и в наше время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. –  861 с.

2. Мамедов О. Ю. Современная экономика. 2-е изд., доп. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс». 1998. – 608 с.

3. Основы экономической теории: Учебное пособие / Под редакцией В. Л. Клюни. Минск: НФК «Экоперспектива», 1996. – 336 с.

4. Экономика: Учебник для экономических академий, вузов и факультетов / Под редакцией А.С.Булатова, М.: Издательство БЕК.1995. –     488 с.

5. Экономическая теория / Под редакцией В. И. Виндяпина. М.: ИНФРА-М, 2005. – 672 с.

6. Экономическая теория / Под редакцией И. П. Николаевой. М.: ПРОСПЕКТ, 1998. – 448 с.


[1] Мамедов О. Ю. Современная экономика. 2-е изд., доп. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс». 1998. –с. 33

[2] Основы экономической теории: Учебное пособие / Под редакцией В. Л. Клюни. Минск: НФК «Экоперспектива», 1996. –с. 12

[3] Экономическая теория / Под редакцией В. И. Виндяпина. М.: ИНФРА-М, 2005. –с. 59

[4] Экономическая теория / Под редакцией И. П. Николаевой. М.: ПРОСПЕКТ, 1998. –с. 3

[5] Основы экономической теории: Учебное пособие / Под редакцией В. Л. Клюни. Минск: НФК «Экоперспектива», 1996. –с. 4