СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Глава 1. Обзор литературы.. 5

1.1. Российский и европейский рынок  и структура потребления мыла. 5

1.2. Ассортимент мыла. 8

1.3. Факторы, влияющие на качество мыла. 10

Глава 2. Практическая часть на материале предприятия ПБОЮЛ «Виноградова» (г. Хабаровск) 18

2.1. Анализ структуры ассортимента мыла. 18

2.1.1 Товары производства ОАО «Косметическое объединение «Свобода» (Москва) 18

2.1.2 Товары производства «Невская Косметика» (Санкт-Петербург) 20

2.1.3 Товары производства ОАО «Нэфис косметикс». 20

2.1.4 Товары производства Компании «Lush». 25

2.1.5 Итоговый анализ ассортимента предприятия ПБОЮЛ «Виноградова»  28

2.2. Процедура оценки качества мыла, применяемая ПБОЮЛ «Виноградова»  28

2.2.1. Приемка мыла. 28

2.2.2. Органолептическая оценка качества мыла. 31

Выводы и предложения. 33

Список использованных источников. 35

Приложение А. Ассортимент мыла, производимого ОАО «Нэфис косметикс». 36

Приложение Б. Ассортимент мыла компании Lush. 40

Введение

Мыло туалетное – продукт, состоящий из натриевых солей натуральных и синтетических жирных кислот, с добавлением красителей, отбеливающих, антисептических и смягчающих веществ, отдушек и других компонентов, улучшающих потребительские свойства мыла. Мыло относится к группе парфюмерно-косметических товаров [1, с. 89].

 В последнее десятилетие  в нашей стране очень сильно возросло потребление парфюмерно-косметических товаров. На российском рынке постоянно появляются новые товары, как российские, так и зарубежные.

     Российский рынок парфюмерно-косметических товаров очень быстро растет и развивается, его ежегодный рост составляет 15-20%, что намного превышает среднегодовой рост по странам Европы – 2-3%. Поэтому российский рынок является очень привлекательным для иностранных компаний. В связи с этим иностранные производители стремятся занять свою нишу на нашем рынке, наполняя его все новыми товарами.

Сейчас российский потребитель стал более искушенным при выборе товаров для личного потребления. С ростом средней заработной платы покупатели стали более требовательны к качеству товаров и более лояльны к цене такого товара, как мыло, которое само по себе не является дорогостоящим товаром.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что мыло является предметом первой необходимости для человека. Из всей группы парфюмерно-косметических товаров только, пожалуй, мыло (вместе с шампунями и зубными пастами) используется потребителями ежедневно, причем по несколько раз, в отличие от, например, духов или туалетной воды, которыми пользуются далеко не все. Без мыла не может сейчас обойтись ни один цивилизованный человек.

К сожалению, в настоящее время в учебной литературе встречается очень мало упоминаний о мыле. В большинстве случаев учебные пособия по товароведению парфюмерно-косметических товаров большее внимание обращают на парфюмерную продукцию (духи, туалетные воды и т.д.) и на кремы, гели, молочко и т.д., мыло же не упоминается совсем – настоящая же курсовая работа является скромной попыткой восполнить этот пробел.

В данной работе ставились следующие цели:

- изучить состояние рынка мыла в России и за рубежом;

- проанализировать факторы, влияющие на качество мыла;

- изучить классификацию и ассортимент мыла;

- проанализировать структуру ассортимента ряда производителей;

- провести оценку качества мыла по органолептическим свойствам.

Глава 1. Обзор литературы

1.1. Российский и европейский рынок  и структура потребления мыла

Российский рынок парфюмерии и косметики является одним из крупных в мире [2, с. 19] 

Суммарный объем мирового парфюмерно-косметического рынка в 2004 году составил 202 млрд. $, объем европейского рынка - 58,1 млрд. евро.

Самый большой по объемам потребления сегмент рынка Европы – средства ухода за волосами (32%), далее следуют косметические продукты ухода за лицом и телом (26%), затем – парфюмерия (рис. 1). На средства личной гигиены, к которым относится также и мыло, приходится 8% покупательского спроса [14].

Рисунок 1. Сегменты парфюмерно-косметического рынка Европы

По мнению специалистов, в России от 50 до 70% национального рынка  парфюмерии и косметики занимают продукты крупных международных производителей. Что же касается рынка мыла, здесь немного другая статистика. Большинство наших покупателей при выборе туалетного мыла явное предпочтение отдает отечественной продукции: цены на нее заметно ниже, чем на импортную, а кроме того, осталось доверие к качеству российского мыла. Видовой ассортимент российской продукции довольно широк и рассчитан на разные возможности покупателей - от самых дешевых сортов мыла типа «Цветочного» до более дорогих и качественных видов. К тому же, ассортимент отечественных производителей туалетного мыла регулярно обновляется.

В июне-августе 1998 г. было опрошено более 17.400 респондентов в возрасте от 10 лет и старше, в 42 областных центрах России.      Опрос был проведен на тему: «Потребление предметов гигиены за июнь-август 1998 г.»     Общее количество респондентов принято за 100%. Из них пользовались: импортным туалетным мылом 72,84%; отечественным туалетным мылом 73,94%     (Сумма выше 100% означает, что у части респондентов присутствовало одновременно и отечественное, и импортное туалетное мыло). [14]

В 2002 г. производство туалетного мыла отечественными предприятиями выросло по сравнению с 2001 годом: в целом по России объемы производства увеличились на 2,5%, а выпуск продукции в натуральном выражении составил 102,3 тысячи тонн [14].

Производство сосредоточено главным образом в Приволжском, Центральном и Северо-Западном Федеральных округах, в которых выпускается примерно 83% отечественного туалетного мыла. Туалетное мыло выпускается только в 12 регионах России, причем в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке оно практически не производится. Самыми крупными регионами - производителями туалетного мыла являются г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Самарская область, г. Москва, Омская, Нижегородская, Свердловская области [10].

За последние несколько лет на рынке туалетного мыла произошли большие изменения. В результате кризиса 1998 года большие шансы получили российские производители. И результат не заставил себя долго ждать. Если 7 лет назад импортная продукция занимала 70-80% российского рынка, то сейчас – 40%.

В последние два года сформировалась тенденция наращивания объемов импортных поставок туалетного мыла. В 2000 г. прирост объемов составил более 35%, а в 2002 г. - более 19%. В 2002 г. по импорту было ввезено 37 754 т туалетного мыла. При этом подавляющая часть поставок осуществлялась из стран дальнего зарубежья - более 96% от общероссийского импорта туалетного мыла. В 2002 г. импортные поставки в Россию туалетного мыла осуществлялись более чем из 40 стран. В первую пятерку стран - поставщиков входили Турция, Германия, Франция, Польша и Литва. Основной объем  ввозимого  в Российскую Федерацию туалетного мыла приходится на Турцию (примерно 74%),  где  находятся  производственные мощности  таких  известных  фирм,  как  Colgate-Palmolive,  Johnson  &Johnson,  Turk Henkel Kimya,  Level-Elida и  др.,  которые  производят наиболее известные бренды мыла: Fom, Haci Sakir, Lux, Palmolive, Duru, Fax, Fa, Protex, Dave, Reward, Elva, Activex [6, с. 90].

Динамика изменения средних импортных контрактных цен на туалетное мыло такова: в 1998 г. средняя контрактная цена на импортную продукцию составляла 829,5 $/тонну, в 1999 г. - примерно 310 $/тонну (за счет увеличения поставок дешевой продукции), в 2000 г. она выросла до 408, а в 2002 г. - до 505 $/тонну. Самая дешевая продукция поступает в Россию из Индии и Турции по цене 200 и 247 $/тонну соответственно. Экспорт туалетного мыла из России имеет тенденцию к росту. За 2002 г. экспорт составил 9405 т, или на 24,6% больше объема 2001 г. Большинство поставок традиционно осуществляется в страны ближнего зарубежья. Их доля в 2002 г. составила более 88% от общего объема экспорта. Вместе с тем, в 2002 г. отечественное мыло вывозилось более чем в 25 стран. Основная доля экспортных поставок туалетного мыла осуществлялась в Казахстан, куда было направлено почти 56% от общероссийского объема экспорта туалетного мыла. Другими крупными странами – импортёрами российского туалетного мыла являются Узбекистан, Литва, Украина, Азербайджан [12].

1.2. Ассортимент мыла

В переводе с французского toilette означает «чистка» или «приведение в порядок». Поэтому туалетное мыло вполне оправдывает свое название, включая в себя компоненты, которые приводят в порядок вашу кожу. Экстракты лекарственных растений предохраняют ее от различных повреждений и помогают всегда сохранять здоровый вид.

Кроме того, что туалетное мыло является самым распространенным косметическим средством, оно также обладает массой полезных свойств: смягчает кожу, оберегая ее от пересушивания, улучшает обменные процессы и снимает раздражение.

Туалетное мыло защищает от микробов, снимает начавшееся воспаление и предотвращает проявления аллергии [11].

Туалетное мыло выпускают твердое, жидкое и порошкообразное. По назначению мыло бывает обычное и специальное.

Обычное мыло может быть с цветочной («Земляничное», «Сирень», «Гвоздика») и с фантазийной («Косметическое», «Подарочное», «Консул», «Люкс» и др.) отдушкой [4, с. 133].

По содержанию жирных кислот мыло выпускают 74, 78, 80 %-ое. Процент содержания жирных кислот определяет качество мыла.

Специальное мыло содержит добавки различного назначения. В мыло «Лесное» введен хвойно-хлорофилло-каротиновый экстракт. Это мыло рекомендуется для сухой кожи, склонной к раздражению. Мыло «Сульсеновое» содержит 2,5% сульсена, рекомендуется для укрепления волос и уничтожения зуда и перхоти.  Мыло «Гаяне» содержит натуральную краску – хну.

По форме куска мыло выпускают круглое, овальное, прямоугольное, фигурное. Масса куска – от 20 до 200 г. Упаковывают мыло в бумажную или целлофановую обертку, в картонные футляры, в коробки набором по 3-5 штук; выпускают его и без упаковки. Маркировочные данные проставляют на куске (если мыло без обертки), на обертке, коробке, футляре [3, с. 89].

Согласно ГОСТ  28546-02 «Мыло туалетное твердое» ОТУ, по основным потребительским свойствам отечественное мыло делится на:

- нейтральное;

- экстра;

- детское;

- ординарное. 

Согласно же ГОСТ 28546-90, отечественное туалетное мыло по качеству подразделяется на четыре группы: «Экстра», детское, 1 и 2 группы. К каждой группе предъявляются различные требования [1].

Показатели качества для различных групп

- Качественное число (массовая доля жирных кислот на 100 г):

Экстра: не менее 78

Детское, 1-я и 2-я группы: не менее 74

- Масса содопродуктов в пересчёте на Na2O, не более:

Экстра и детское: 0,20

1-я группа: 0,22

2-я группа: 0,25

- Температура застывания жирных кислот, выделенных из мыла:

36 – 41 градус для всех групп.

- Массовая доля хлористого натрия (поваренной соли), не более:

Экстра и детское: 0,40%

1-я группа: 0,50%

2-я группа: 0,70% [1].

В настоящее время ассортимент мыла огромен. Существует большое количество предприятий, выпускающих мыло. Причем в большинстве эти предприятия занимаются не только производством мыла, но также и производством других товаров (средства по уходу за кожей лица, волосами и т.п.). И каждое предприятие старается разнообразить ассортимент выпускаемого мыла, сделать его отличным от товаров других фирм. Поэтому ассортимент мыла различных предприятий зачастую очень сильно отличается друг от друга.

1.3. Факторы, влияющие на качество мыла

1. Сырье. Туалетное мыло получают из натуральных жиров и синтетических жирных кислот. Для придания белизны, улучшения моющих свойств мыла в их состав вводят титановые белила, силикат натрия. Для смягчения кожи и образования пены добавляют спермацет и ланолин.

Жирные кислоты, выделяются  из смеси  животных  и  растительных  жиров,  так  называемый  «жировой набор»,  который представляет собой основную часть рецептуры мыла.  Он составляется    с    учетом    получения    мыла    с    определенными физико-химическими  и потребительскими свойствами из следующих жиров и масел:  животный жир  пищевой,  животный  жир  технический,  пальмовый стеарин,  кокосовое масло,  пальмоядровое масло,  синтетические жирные кислоты, гидрогенизированный твердый жир (саломас).

2. Процесс производства.

Технология производства  туалетного  мыла  представляет собой ряд сложных физико-химических процессов,  механическую обработку и состоит из   следующих   стадий:   подготовка   жирового  сырья,  варка  мыла, высаливание мыльного клея, обработка мыла.

Подготовленное сырье подвергают варке. Под действием температуры жиры разлагаются на жирные кислоты и глицерин. Жирные кислоты вступают в химическое взаимодействие со щелочью, в результате образуется соль жирной кислоты – мыло. В котле вместе с мылом находятся вода, глицерин, непрореагировавшие жирные кислоты и щелочи, которые образуют мыльный клей. Высококачественное твердое мыло получают высаливанием поваренной солью. На поверхность всплывает мыльное ядро, которое сушат, измельчают и смешивают с отдушкой и красителями. Полученную массу тщательно перетирают и перемешивают. Затем прессуют в бруски, которые разрезают на куски, штампуют для придания окончательной формы и наносят маркировку.

При приготовлении мыла могут быть использованы несколько способов:

1). Горячий способ. В качестве основы для туалетных мыл берется сальное мыло, приготовленное с содовым щелоком, или приготовленное особо, со свиным жиром в соединении с кокосовым маслом. Кокосовое масло должно быть самого высшего качества, а свиной жир исключительно свежий и хорошо очищенный.

Очистка жира производится следующим образом: свежий жир несколько раз промывают в холодной воде, разрезают его на кусочки и кладут в мешок, который подвешивают в котел с водой и кипятят. Когда вода закипит и сало распустится, его слегка отжимают, причем большая часть клетчатки остается в мешке вместе с мусором, мешок вынимают. По прошествии некоторого времени кипячение приостанавливают и дают жиру всплыть на поверхность. Образующуюся накипь тщательно снимают, процеживают через полотно в чистый чан и дают затвердеть.

Таким образом приготовленный жир может храниться без изменения в прохладном месте долгое время. Сама варка мыла производится обычным способом, производители следят, чтобы полученное мыло было нейтральным, т.е. чтобы в нем не было избытка щелочей. С этой целью его несколько раз отсаливают и затем снова кипятят. После последней отсолки кипячение продолжают до тех пор, пока проба не окажется вполне удовлетворительной, т.е. при сдавливании массы между пальцами должны получаться твердые пластинки, которые не должны ломаться.

Для того чтобы иметь совершенно чистое мыло, его размешивают шестом, снимают пену и вливают в формы, пока оно прозрачно. Мыльная масса, оставшаяся на дне котла, будет менее прозрачна и чиста, а потому ей надо дать затвердеть отдельно.

2). Холодный способ. Приготовление туалетных мыл холодным способом посредством размешивания отличается многими достоинствами, которые главным образом сводятся к тому, что здесь окраска и парфюмировка производятся одновременно, составляя как бы одну операцию, после чего остается только затвердевшую мыльную массу разрезать и сформовать.

Для приготовления мыла холодным способом берут кокосовое масло, предварительно очищенное от случайной грязи, и омыляют его крепким натровым щелоком при низкой температуре и постоянном размешивании. Для того чтобы полученное мыло было нейтральным, делают несколько предварительных проб и точно определют количественное соотношение жира и щелочи.

Когда процесс омыления доходит до того состояния, что содержимое котла превратится в однородную и трудно размешиваемую массу, тогда к ней добавляют красящие и парфюмирующие вещества, которые после продолжительного размешивания равномерно распределяются по всей массе.

3). Переплавка. Приготовление туалетных мыл переплавкой производится следующим образом: обыкновенное ядровое мыло разрезают на куски и бросают в котел, вставленный в другой котел с кипящей водой (водяная баня). К мылу вливают столько воды, чтобы взятая проба имела хорошую консистенцию, после чего мыло разливают в формы и смешивают с красящими и парфюмирующими веществами.

Количество добавляемой воды, наливаемой для переплавки, зависит от свойства мыла: для твердого сильного мыла берут больше воды, чем когда в дело идут другие сорта, содержащие и без того много воды. Если взятое для переплавки мыло сильно загрязнено, то его необходимо расплавить с большим количеством воды (50-60%), а затем отсалить и уварить.

4). Строгание. Приготовление туалетного мыла строганием производится следующим образом: ядровое мыло обращают в стружки при помощи особого станка, собирают в деревянное корыто, смешивают с красящими и пахучими веществами и затем на месильном станке превращают в однородную массу. Станок состоит из горизонтального цилиндрического барабана, на окружности которого находятся 4-8 ножей. Над барабаном, приводимым во вращательное движение, находится наклонная плоскость, на которую кладут пласты мыла для строгания. Мыло собственным весом нажимает на барабан, ножи которого беспрерывно срезают стружки с мыльного пласта. Ножи установлены под значительным уклоном и потому могут срезать стружки толщиной в писчую бумагу.

 Окраска туалетных мыл. Красящие вещества, употребляемые для подкраски туалетных мыл, могут быть различными. Главные условия, которым они должны удовлетворять: быть достаточно прочными, хорошо смешиваться с мылом и не оказывать вредного влияния на кожу.

Такие краски могут быть разделены на две группы: растворимые и нерастворимые. Первые заслуживают предпочтение потому, что не оставляют после себя нерастворимый порошкообразный осадок; кроме того, растворимые краски распределяются в мыле легче и равномернее нерастворимых.

Красный цвет. Для прозрачных мыл -- алканин, фуксин, эозин. Для непрозрачных -- киноварь, сурик.

Желтый цвет. Для прозрачных мыл -- экстракт куркумы и пикриновая кислота. Для непрозрачных -- хромовая желтая краска.

Оранжевый цвет составляется из смеси красных и желтых красящих веществ.

Зеленый цвет. Для прозрачного мыла -- зеленый анилин или же смесь индиго-кармина и пикриновой кислоты. Для непрозрачных -- хромовая зеленая краска.

Фиолетовый цвет составляется из метилфиолета или из смеси красной краски и индиго-кармина.

Коричневый цвет - из светлой или темной коричневой анилиновой краски или жженого сахара.

Что касается самой окраски мыл, то она производится следующим образом: растворы красок в воде или в спирте подливают к мыльным стружкам, которые затем поступают в месильную машину и там превращаются в однородно окрашенную массу.

Нерастворимые краски применяются в виде тонкого порошка, которым посыпают стружки, поступающие в ящик строгальной машины. Затем на обсыпанные стружки накладывают новый слой стружек, которые вновь посыпаются краской и т.д. Когда мыло таким образом подготовлено, стружки размешивают и пропускают через месильную машину для получения однородно окрашенной массы.

Мраморирование туалетных мыл. Производится с целью придать им вид пятнистого или жилистого мрамора.

Для этого наливают жидкое мыло в форму до известной высоты, обсыпают поверхность красящим порошком или обливают раствором краски, затем наливают новый слой мыла, эту операцию производят до тех пор, пока форма не наполнится. В мыльную массу опускают деревянную лопаточку, которой и помешивают, двигая ее параллельно стенкам формы.

Если же хотят получить волнистую мраморировку, то двигают лопаточкой по кривым или спиральным линиям. Для пестрой мраморировки употребляются различные краски.

Парфюмирование туалетных мыл. Наряду с первоклассной совершенно нейтральной мыльной основой (ядровое мыло) при изготовяении туалетных мыл особенно большую роль играет парфюмирование.

Дело в том, что отдушка не только должна быть очень приятной, но и должна долго сохранять свой запах и даже, по возможности, должна улучшаться при лежании и сушке мыла.

Туалетные мыла делят обычно на такие, которые изготовляются горячим способом, холодным способом, переплавкой, строганием.

Поэтому при парфюмировании решают три вопроса: во-первых, при какой температуре должно быть парфюмировано мыло; во-вторых, каково влияние щелочей на применяемые пахучие вещества; в-третьих, хорошо ли сохраняются в щелочах данные пахучие вещества. На решении этих трех кардинальных вопросов основывается все искусство умелого парфюмирования туалетных мыл. Туалетные мыла, изготовляемые горячим способом или путем переплавки, относятся в большинстве к дешевым сортам. Тратить много на их парфюмирование нельзя, чтобы мыла эти не обошлись слишком дорого.

Поэтому для парфюмирования таких сортов мыл выбирают только дешевые пахучие вещества, но имеющие тем не менее возможно более сильный запах, так как именно при этих сортах мыл часто требуется перебить какой-нибудь нежелательный посторонний запах. Для этой цели главным образом употребляют мирбановое масло, сафроль, цитронелловое масло, искусственное горько-миндальное масло.

Для второй категории туалетных мыл, изготовляемых холодным способом, то есть для хороших сортов кокосовых мыл, можно употреблять пахучие вещества более высокого качества и выбор среди них более широкий. Хотя кокосовые мыла, к которым относятся также миндальные мыла, в последнее время оттеснены на задний план строганными мылами, однако хорошие и чистые кокосовые мыла покупаются очень хорошо, особенно в местностях, где вода известковая, так как строганные мыла плохо мылятся.

Кокосовые мыла парфюмируют с помощью многочисленных естественных и искусственных пахучих веществ.

Из пахучих веществ используют анисовый алдехит, имеющий очень нежный запах; борнилацетат, который хорош в кокосовых мылах; цитронелловое масло, которое особенно хорошо подходит для медовых мыл, кумарин, эугеноль и геранилацетат, неролин, а в особенности терпинеол, коричный алдехит. Классическая рецептура  мыла  включает  75-85%  животного  жира и 15-25%  кокосового масла.  В связи с нехваткой и дороговизной животных жиров  многие  производители  мыла часть животного жира заменяют более дешевыми  заменителями:   пальмовым   стеарином,   пальмовым   маслом, саломасом.

     В зависимости  от  принятой  технологии,  цен  на  жировое  сырье соотношение животных жиров и масел,  входящих в "жировой набор", может значительно колебаться,  при этом доля кокосового  или  пальмоядрового масла,  как  правило,  составляет  15-25%  от жирового набора.  Расход жирового сырья для производства 1 тонны мыла составляет  примерно  800 кг.

     Следует отметить,  что  основное  сырье (животный жир,  пальмовое масло,  пальмовый стеарин,  кокосовое масло,  пальмоядровое масло) для производства  мыла  является  биржевым товаром.

     Кроме жирового   сырья   в   производстве    мыла    используется вспомогательное  сырье  -  содопродукты,  а  для придания определенных потребительских свойств и косметического  эффекта  различные  добавки:

- отбеливающие вещества;

- антиоксиданты;

- пластификаторы;

- пережиривающие и косметические добавки, отдушки (парфюмерные композиции);

- красители.

     Содержание красителей,  пережиривающих  и  косметических  добавок колеблется  в  пределах  3%  на  тонну  готового  продукта.

Основными факторами, влияющими на стоимость мыла, являются  стоимость  сырья,  из  которого  изготавливается   мыло,   и технологические затраты.  Это составляет примерно 65-70%  от стоимости готового мыла [2, с 78].

5). Упаковка и маркировка.

При маркировке указывают наименование мыла, товарный знак предприятия-изготовителя, массу куска, номер ГОСТ. Упаковывают мыло в бумажную или целлофановую обертку, в картонные футляры, в коробки набором по 3-5 штук; выпускают его также и без упаковки.

6). Транспортирование и хранение.

Мыло транспортируют всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозок грузов.  Хранят мыло в упаковке производителя при температуре не ниже 0оС и не выше 25 оС  в крытых помещениях. Изделия при хранении не должны подвергаться непосредственному воздействию солнечных лучей. Срок годности мыла – до 36 месяцев [1].

Глава 2. Практическая часть на материале предприятия ПБОЮЛ «Виноградова» (г. Хабаровск)

В практической части курсовой работы был проанализирован ассортиментный перечень мыла в магазине розничной торговли товарами бытовой химии ПБОЮЛ «Виноградова», расположенном в г. Хабаровске (ул. Индустриальная, 16). В ассортименте данного магазина очень большое количество реализуемого мыла, поэтому мы остановились лишь на некоторых фирмах, реализующих данную продукцию. В данной работе предоставлен полный ассортиментный перечень указанных предприятий-изготовителей.

2.1. Анализ структуры ассортимента мыла

В настоящем параграфе выполним анализ структуры ассортимента предприятия ПБОЮЛ «Виноградова». Сначала опишем ассортимента, классифицируя товар по производителям.

2.1.1 Товары производства ОАО «Косметическое объединение «Свобода» (Москва)

1). Ассортимент «нейтрального» мыла (группа «Экстра»)

- «Ночная фиалка». Нейтральное туалетное мыло с косметическим питательным кремом и запахом фиалки.

- «Диамант». Нейтральное туалетное мыло для сухой и чувствительной кожи.

- «Зеленый чай». Нейтральное туалетное мыло, обладает более мягким очищающим действием.

- «Бальзам». Туалетное мыло с экстрактами лечебных трав.

- Мыло «Косметическое» увлажняющее. Содержит увлажняющий комплекс на основе природного глицерина.

- Мыло «Косметическое» с растительным экстрактом.

- Мыло «Косметическое» с натуральными маслами. Содержит пальмовое масло и масло шиповника.

- «Любимое» с натуральным маслом. Обладает смягчающим действием.

- «Любимое» увлажняющее. Содержит увлажняющий комплекс на основе натурального глицерина.

- «Любимое витаминизированное». Содержит витамины А и Е.

- «Любимое» с растительным экстрактом. Содержит экстракт ромашки.

2). Детское мыло

- «Детское» с экстрактом ромашки

- «Детское» с экстрактом череды

- «Детское» с экстрактом чистотела

- «Детское» с экстрактом подорожника

- «Детское» с экстрактом алоэ

- «Детское» с витаминами А и Д2

- «Алиса»

- «Тик-так»

3). Мыло первой группы

- «Алоэ». Туалетное мыло содержит экстракт алоэ, который обеспечивает глубокое увлажняющее и тонизирующее действие.

- «Нектар». Туалетное мыло с запахом персика. Рекомендуется для нормальной и жирной кожи.

- «Балет». Туалетное мыло обогащено питательным кремом, мягко и тщательно очищает кожу, не пересушивая её.

4). Мыло второй группы

- «Особое» с триклозаном (антибактериальное)

- «Русская баня».

2.1.2 Товары производства «Невская Косметика» (Санкт-Петербург)

История мыла «Невская Косметика» началась в 1839 году, когда по высочайшему соизволению императора Николая I было учреждено Общество для выделки стеариновых свечей, олеина и мыла.

 Успехи современной «Невской Косметики» являются результатом огромного исторического опыта производства, научного подхода к разработке новой продукции, строгого лабораторного контроля качества исходного сырья и производственного процесса, а так же использования передовых технологий. В результате компания всегда гарантирует высокое качество выпускаемой продукции.

- «Цветы Любви» (роза, ландыш, лаванда, сирень)

- «Дивный Сад» (лимон, персик, зеленое яблоко, грейпфрут, клубника)

- «Хвойное»

- «Банное» (в том числе в экономичной упаковке)

-  «Бархатистое»

- «Лимонное»

- «Медовое»

- «Овсяное»

- «Молочное»

- «Детское» (классическое; с экстрактом ромашки; с экстрактом череды; с экстрактами зверобоя и тысячелистника) [11].

2.1.3 Товары производства ОАО «Нэфис косметикс»

Это российский производитель товаров бытовой химии и косметических средств. Компании принадлежат такие брэнды, как Sorti, BiMax, AOS и другие. В настоящее время «Нэфис косметикс» принадлежит первое место по производству жирных кислот (60 процентов рынка), второе место на рынке средств для мытья посуды (35 процентов) и третье место по производству стиральных порошков (8,9 процента). По всем трем позициям компания лидирует среди отечественных производителей. Оборот компании в 2004 году составил порядка 3,2 миллиарда рублей.

1). «Cokel green line» - туалетное мыло на основе натуральных целебных компонентов – лекарственных трав и специй – разработано с учетом современных тенденций; оригинальная рецептура туалетного мыла очищает кожу, создавая  приятное ощущение чистоты, и  осуществляет деликатный пилинг, обновляющий и улучшающий цвет лица; благодаря входящему в состав глицерину обладает увлажняющими и смягчающими свойствами.

·          с розмарином.

·          с гвоздикой.

·          с корицей.

·          с базиликом.

2). «Блаженство».  Серия туалетного мыла на основе натуральных масел из виноградных косточек, авокадо, жожоба, миндаля; натуральная основа мыла, состоящая из растительных жиров и обогащенная маслами, смягчает и увлажняет кожу. Активные компоненты, обладающие антисептическим действием, снимают раздражение.

·              с маслом авокадо. Масло авокадо придает коже упругость, восстанавливает поверхностный слой.

·              с маслом жожоба.

·              с маслом из виноградных косточек. Масло из виноградных косточек способствует регенерации клеток кожи, повышает ее тонус.

·              с маслом миндаля. Масло миндаля оказывает успокаивающее, разглаживающее, питающее действия.

3). Крем – мыло «2 в 1».  Создан с использованием косметического крема с маслом зародышей пшеницы;  косметический крем придает мылу смягчающие и увлажняющие свойства, предотвращая сухость и шелушение. 

  • Апельсин и мята.
  • Клубника и сливки.
  • Лотос и витамин Е.
  • Молоко и мед.
  • Соевое молоко и овес.
  • Молоко и черника.
  • Гранат и зеленый чай.

4). «Вальс ароматов». Благодаря обогащенному вводу в состав мыла глицерина, обеспечивает смягчающее и увлажняющее действие.

  • Лимон
  • Клубника
  • Роза
  • Орхидея
  • Азалия

 5). «Лесная полянка». В аромате мыла доминируют цветочные и фруктовые запахи.

  • земляника
  • ландыш
  • сирень
  • ромашка
  • яблоко
  • жасмин

6). «Фруктовая аллея».

  • Земляника
  • Апельсин
  • Яблоко
  • Лимон

7). «Осенний вальс». «Осенний вальс» - туалетное мыло, созданное для ежедневного бережного очищения кожи. Натуральная основа мыла содержит мягкие природные компоненты, которые эффективно и мягко очищают кожу.  Не содержит красителей. 

  • подсолнух
  • сосновая шишка
  • лист клена
  • лимон

8). Мыло туалетное в полипропиленовой упаковке, 140 г. Выпускается под наименованиями «Земляничное», «Хвойное», «Лимон», «Банное».

Туалетное мыло «Хвойное».  Изготовлено из натуральных растительных масел и жиров. Обладает приятным хвойным запахом, хорошо пенится. Туалетное мыло «Земляничное». Изготовлено из натуральных растительных масел и жиров. Обладает устойчивым земляничным запахом.

 Туалетное мыло «Банное».  Имеет натуральную основу, не содержит красителей. Дает обильную пену.

Туалетное мыло «Лимон».

«Чистое поле». Основа мыла, состоящая из натуральных масел и жиров, обеспечивает бережное очищение и щадящий уход за кожей всех типов.  

  • Молочное
  • Медовое
  • Пшеничное
  • Овсяное

«Волшебный бриз». Продукты моря – богатейший источник разнообразных питательных веществ, микроэлементов, минеральных солей, а также незаменимых для здоровья и молодости кожи аминокислот. Оригинальная рецептура туалетного мыла, благодаря вводу натуральных морских добавок, прекрасно очищает, увлажняет и тонизирует кожу лица и тела, придавая ей бархатистость и эластичность.

  • С экстрактом ламинарии. Экстракт ламинарии увлажняет, питает и тонизирует кожу.
  • С экстрактом спирулины. Экстракт спирулины – богатейший источник витаминов, оказывает благотворное действие на кожу.
  • С хитозаном. Экстракт хитозана обладает увлажняющим, противовоспалительным и регенерирующим эффектом. Насыщает кожу необходимыми питательными свойствами.
  • С экстрактом фукуса. Экстракт фукуса предотвращает сухость и шелушение кожи, обеспечивает увлажняющее действие, питает кожу минеральными солями и микроэлементами.

Мыло «Cokel»

  • с розмарином.
  • с корицей.
  • с базиликом.
  • с миндальной косточкой.
  • с абрикосовой косточкой.

«Целебные травы». Мыло данной серии вырабатывается на основе натурального сырья: кокосового, пальмового и подсолнечного масел с добавлением отбеливающих веществ и экстрактов целебных трав.

  • Чистотел. Натуральный экстракт чистотела великолепно смягчает кожу, обладает заживляющим и успокаивающим действием.
  • Василек. Активно действующие компоненты василька благотворно воздействуют на кожу лица и рук, тонизируют и успокаивают кожу, препятствуют отечности кожи.
  • Подорожник. Натуральный экстракт подорожника способствует быстрому заживлению ранок и трещинок, обладает антисептическим действием, бережно заботится о самой чувствительной коже.
  • Календула. Натуральный экстракт календулы прекрасно подходит для сухой кожи, оказывает увлажняющее и тонизирующее действия, стимулирует активность клеток, наполняя их жизненной силой.

Мыло « SORTI».  

  • Водная лилия.
  • Яблоко
  • Роза
  • Лимон [16].

2.1.4 Товары производства Компании «Lush»

Креативная команда LUSH работает вместе с конца семидесятых. В 1988 была создана компания «Cosmetics to Go» в графстве Дорсет у моря на южном побережье Англии. Каждый продукт LUSH буквально «напичкан» органическими ингредиентами высшего качества: целебными травами, фруктами, цветами и эфирными маслами.

Продукции изготавливается из свежих фруктов и овощей, лучших и тщательно отобранных основных масел, без добавления ингредиентов животного происхождения, вся продукция производится только вручную.  В изделия добавляются только свежевыжатые соки.

- Пшеничное поле. Проращенные пшеничные зерна – нежный эксфолиант, а эфирное масло из проращенных пшеничных зерен помогает сохранить эластичность кожи. Аромат «Пшеничному полю» придают эфирные масла нероли, тонки и ванили.

- Вишневая, 17. Вдохновением для создания этого мыла послужили весенние ароматы Японии - комбинация мимозы, жасмина и цветов апельсинового дерева. Придает коже деликатный цветочный аромат. Украшено традиционным японским изображением цветущей вишни.

- О Ла Ла. Большое круглое фиолетовое мыло, украшенное веточками лаванды и розовыми бутонами. Создано под впечатлением от лавандовых полей Прованса. Содержит смягчающий кожу красный виноград, тмин и розмарин.

- Розовый имбирь. Чувственное, пряное, согревающее мыло с имбирным маслом, розовым абсолютом и жасмином. В нем смешиваются тепло имбирного масла с неожиданными цветочными оттенками.

- Сливки. В состав мыла входят шоколад, масло апельсина и соевое молоко для увлажнения кожи.

- Морские водоросли. Слой атлантической морской соли усиливает смягчающее действие морских водорослей "араме", а лавандовое и цитрусовое масла взбодрят и усилят остроту восприятия.

- Плоды и листья. Это увлажняющее средство. Семена инжира служат нежным скрабом и одновременно разглаживают кожу, а иланг-иланг и цветы апельсина смягчат и освежат ее.

- Красный петух. Стимулирующее и тонизирующее мыло для тела со свежевыжатым апельсиновым соком и маслом коричного дерева.

- Богемия. Лимонное мыло с освежающим цитрусовым ароматом.

- Демон. Мыло с эффектом мяты и яблока.

- Банановая луна. Нежное банановое мыло с натуральным йогуртом смягчает, увлажняет, очищает и освежает кожу.

- Голландский сыр. Жасминовое мыло с настоем жимолости.

- Восторг. Содержит мякоть кокоса, тонизирующее апельсиновое масло, успокаивающие масло ветиверии и кусочки сушеного кокоса для дополнительного очищения.

- Карма. Содержит апельсиновое масло, масло пачули и лавандовое масло.

- Помощь природы. Твердое весовое очищающее средство, содержит успокаивающую, смягчающую сбалансированную смесь ромашки, лаванды и розового абсолюта. Порошок каламина снимает воспаление, а глицерин помогает коже удерживать влагу.

- Звезда. Это мыло ярко розового цвета и пахнет ванилью. А внутри - много белых звездочек.

- Оливковые рощи. Содержит оливковое масло - чтобы увлажнить кожу, и множество стимулирующих, питающих и очищающих масел - грейпфрут, фенхель, лавр.

- Рио. Содержит масло кубебы, масло кориандра и экстракт гардении.

- Чунга-Чанга. Мягкое очищающее средство, которое глубоко очищает загрязненную кожу, балансирует деятельность сальных желез и лечит. Хорошо подходит для мужской кожи. Содержит лакрицу, которая обладает противовоспалительными свойствами и древесный уголь, который абсорбирует излишки жира с поверхности кожи, в то же самое время осторожно отшелушивая омертвевшие клетки. Смесь эфирных масел (сандалового и розового дерева) обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, идеальна для всех типов кожи, особенно для кожи, имеющей склонность к воспалению. Кроме того, масло сандалового дерева прекрасно успокаивает, устраняет зуд, помогает уменьшить выделения сальных желез, а масло розового дерева помогает в борьбе с угревой сыпью, не раздражает кожу.

- Медовая вафля. Содержит мед и пчелиный воск.

- Имбирь. Содержит марокканскую грязь для большего очищения и масло пачули для увлажнения.

- Дама червей. Нежное мыло, наполненное свежими фруктовыми соками: киви, масла бергамота и иланг-иланг.

- Лето.  Зеленое мыло, украшенное ромашками, с ароматом цветущего луга.

Из приведенного выше можно сделать вывод о том, что ассортимент выпускаемого мыла огромен, есть товар практически на любой вкус и кошелек. Компании-производители не самой дорогой продукции стараются использовать натуральные компоненты, в то время, как компания Lush (компания, производящая очень дорогую продукцию, в среднем один весовой кусок мыла стоит около 1 600 руб.) использует только натуральные ингредиенты, практически без консервантов, ни одно из изделий компании никогда не тестировалось на животных, и вся продукция изготавливается вручную.

При изучении структуры ассортимента различных производителей было обнаружено, что большую часть занимает мыло с различными фруктовыми наполнителями (земляничное, лимонное, апельсиновое и т.п.), мыло с экстрактами лечебных трав, мыло с морскими водорослями. Обычного белого мыло сейчас выпускают намного меньше, чем раньше. Ассортимент детского мыла в рассматриваемых компаниях достаточно невелик.

Что касается ценовой политики, то российские производители пока держатся в категории «масс-маркет», как и турецкие и польские производители. Продукция европейского производства (Англия, Франция, Италия) занимает свою нишу в товарах класса люкс.

И у каждой продукции есть свой потребитель, имеющий определенный вкус, отношение к качеству и к цене.

Российские производители, скорее всего очень не скоро выйдут из сегмента «масс-маркет».

2.2. Процедура оценки качества мыла, применяемая ПБОЮЛ «Виноградова»

Оценка качества мыла производилась на предприятии розничной торговли ПБОЮЛ «Виноградова», расположенном в г. Хабаровске.

2.2.1. Приемка мыла

В указанном магазине приемка товаров производится следующим образом. Приемка мыла по качеству состоит в проверке соответствия показателей требованиям ГОСТ и ТУ. При определении качества на практике используют такие методы, как органолептический и лабораторный.

Органолептически при оценке качества мыла определяют цвет, запах, внешний вид, форму, консистенцию, отсутствие дефектов внешнего вида.

Таблица 2. Органолептические показатели качества мыла.

Показатель

Характеристика показателя

Внешний вид

Поверхность с рисунком или без, не допускаются трещины, полосы, выпоты, пятна, нечеткий штамп.

Форма

Соответствует форме мыла индивидуального фирменного наименования, установленного в технической документации

Цвет

Соответствует цвету мыла индивидуального фирменного наименования, установленного в технической документации

Запах

Соответствует запаху мыла индивидуального фирменного наименования, установленного в технической документации

Консистенция

Твердая на ощупь, однородная в разрезе

Недопустимые дефекты мыла:

- трещина – узкое углубление на поверхности, образовавшееся в результате нарушения естественной однородности поверхности куска мыла;

- выпот – наличие капельной влаги на поверхности;

- полоса – длинный ровный след другого цветового оттенка или окраски без нарушения целостности прослойки;

- прослойка – тонкий слой вещества, отличающийся по структуре и цветовому оттенку от основной массы;

- пятно – место иной окраски или структуры;

- нечеткий штамп – оттиск на куске, в котором остается неразличимым хотя бы один элемент надписи, рисунок;

- деформация – искажение формы по сравнению с предусмотренной технической документацией.

Допускаются следующие дефекты:

- потертость;

- наличия облая (бортика), не ухудшающего товарного вида;

- мыльные точечные крапины – частицы пересушенного мыла, на ощупь более твердые, чем само мыло;

- следы от присосок на грани мыла;

- ослабление интенсивности запаха мыла к концу срока годности.

При лабораторном методе проводят определение массы, твердости, устанавливают правильность состава препарата, присутствие посторонних включений.

Отбор проб, подготовка пробы к испытанию, определение органолептических показателей, определение температуры застывания жирных кислот, выделенных из мыла, определение массовой доли хлористого натрия и определение первоначального объема пены производится по ГОСТ 790.

Таблица 3. Физико-химические показатели качества мыла

Показатели

Норма для марок

Нейтральное

Экстра

Детское

Ординарное

Качественное число

78

78

74

74

Массовая доля содопродуктов в пересчете на Na2O, не более

Отсутствует

0,20

0,15

0,22

Температура застывания жирных кислот, выделенных из мыла

35 - 41

35 - 41

35 - 41

35 - 41

Массовая доля хлористого натрия, %, не более

0,7

0,7

0,7

0,7

Качественное число (массу жирных кислот, содержащихся в куске мыла в пересчете на номинальную массу 100 г) (КЧ), в г, вычисляют по формуле:

КЧ = X*m/m1 , где

Х – масса жирных кислот в 100 г мыла, г, вычисленная по ГОСТ 790; m – фактическая масса куска, г; m1 – номинальная масса куска, г (масса мыла, условно обозначенная).

Массовую долю содопродуктов в % в пересчете на Na2O вычисляют по формуле:

Х=0,775Х1 + 0,590Х2 , где

0,775 – коэффициент пересчета массовой доли гидроокиси натрия на Na2O; Х1 – массовая доля свободной едкой щелочи, %, вычисленная по ГОСТ; Х2  - массовая доля свободного углекислого натрия, %, вычисленная по ГОСТ.

На практике в торговой сети обычно проверяют только органолептические показатели.

2.2.2. Органолептическая оценка качества мыла

На органолептическую оценку были взяты 4 образца из поставляемой продукции в магазина ПБОЮЛ «Виноградова»:

1. Мыло «Балет», Россия.

2. Мыло «Абсолют», Россия.

3. Мыло «Палмолив», Турция.

4. Мыло «Флорена», Германия.

Оценка производилась экспертным методом. Количество экспертов, принимавших участие в оценке – 3. Все они являются товароведами магазина.  Оценки – по 5-балльной шкале.

Таблица 4. Оценка качества мыла

Показатели

Балет

Абсолют

Палмолив

Флорена

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Внешний вид

4

3

3

4

4

5

5

4

5

4

5

5

Форма

5

4

3

5

4

5

5

5

5

5

3

5

Цвет

4

4

3

5

5

5

5

5

3

5

5

5

Запах

5

3

4

3

2

4

2

5

4

5

5

5

Консистенция

5

5

4

5

4

4

4

4

5

5

5

4

Таблица 5. Средний балл при оценке качества мыла.

Показатели

Средний балл

Балет

Абсолют

Палмолив

Флорена

Внешний вид

3,3

4,33

4,66

4,66

Форма

4

4,66

5

4,33

Цвет

3,66

5

4,33

5

Запах

4

3

3,66

5

Консистенция

4,66

4,33

4,33

4,66

Средний балл

20,32

21,32

21,98

23,65

Во всех образцах отсутствует информация о порядке применения и хранения. По результатам оценки лучшим признано мыло «Флорена».

Выводы и предложения

1. Российский рынок парфюмерии и косметики в настоящее время переживает настоящий бум роста. Рынок ежегодно растет на 15-20%, в то время, как в европейских странах ежегодный рост составляет порядка 2-3%. На ежегодное потребление средств личной гигиены, к которым относится и мыло, приходится около 8% от всего косметического рынка. Поэтому российский рынок является очень привлекательным для иностранных производителей. Уже многие зарубежные компании открыли в России свои производства для более полного удовлетворения потребностей населения. Практически весь ассортимент мыла крупных зарубежных производителей представлен в России.

2.  Предлагаемый ассортимент мыла на современном этапе очень разнообразен. Различные предприятия, как с очень длинной историей, так и относительно новые, предлагают очень разную продукцию, зачастую очень сильно отличающуюся друг от друга, как по цене, так и по наименованию и ассортименту.

3. На качество мыла влияет несколько факторов. Среди них качественное сырье, успешная технология производства, упаковка и маркировка, транспортирование и хранение. Для продажи качественной продукции необходимо четко соблюдать весь технологический цикл и постоянно отслеживать поступающее сырье на предмет обнаружения дефектов, а также следить за проведением транспортирования и хранения.

4. При анализе структуры ассортимента различных предприятий-производителей была обнаружена тенденция к выпуску мыла с различными фруктовыми добавками, травами. Производители стремятся привлечь покупателей полезными добавками, приятым ароматом и т.д. Предлагаемый ассортимент очень широк и имеет высокую степень новизны.

5. При проведении экспертизы по органолептическим свойствам был выявлен лучший образец. Все изученные образцы не имели ярко выраженных дефектов, что свидетельствует о стремлении производителей к высокому качеству выпускаемой продукции.

Список использованных источников

1.                 ГОСТ 28546-2002. Мыло туалетное  твердое. ТУ. – М.: Новая волна, 2003.

2.                 Афанасьев Л.Р., Базарова В.И. и др. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров. – М.: Экономика, 2004.

3.                 Бытовая химия / Под. ред. А.П. Нечаева. – С-Пб.: Проспект, 2001.

4.                 Вилкова С.А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров. –  Москва, «Деловая Литература», 2000.

5.                 Гончарова В.Н., Голощапова Е.Я., Товароведение непродовольственных товаров. – М.: Экономика, 2004.

6.                 Колесник А.А., Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. – М.: Экономика, 2003.

7.                 Мельниченко Т.А. Товароведение парфюмерно-косметических товаров. – Ростов-на-Дону, 2002.

8.                 Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы : Учебник для вузов. – М.: Норма, 2003.

9.                 Шепелев А.Ф. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров. – Ростов-на-Дону, – 2001.

10.            www.lushrussia.ru

11.            www.nefco.ru

12.            http://www.ify.ru/268pt/242.php

13.            http://www.rusnauka.com/Econom/55.html

14.              http://search.sigma-soft.ru/D0126/d_12655_1.shtml

15.              http://www.girlsclub.ru/obzori/

16.            www.nevcos.ru

Приложение А. Ассортимент мыла, производимого ОАО «Нэфис косметикс»

1. Cokel green line» в mix –упаковке

2. «Блаженство»

3. Крем – мыло «2 в 1»

4. «Вальс ароматов» 

5. «Лесная полянка»

6. «Фруктовая аллея» 7. «Осенний вальс»

8. Мыло туалетное в полипропиленовой упаковке, 140 г

  

9. «Чистое поле»

10. «Волшебный бриз»

11. Мыло «Cokel»

12. Мыло «Sorti 1+1»

13. Мыло «SORTI» «Витамины круглый год!»

14. «Целебные травы»

Приложение Б. Ассортимент мыла компании Lush

1. Пшеничное поле

2. Вишневая, 17

3. О Ла Ла

4. Розовый имбирь

5. Сливки

6. Морские Водоросли

7. Плоды и Листья

8. Красный Петух

9. Богемия

10. Демон

11. Банановая Луна

12. Голландский Cыр

13. Восторг

14. Карма

15. Помощь природы

16. Звезда

17. Оливковые рощи

18. Рио

19. Чунга-Чанга

20. Медовая Вафля

21. Имбирь

22. Дама Червей

23. Лето