Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

1. Реакция на изменение температуры.. 5

2. Типы поддонов. 10

Заключение. 18

Список литературы.. 19

Введение

Доставка грузов — понятие, получившее в последнее время всеобщее распространение для описания широкого круга операций, выполняемых после изготовления продукции и до получения ее потребителем. Эти операции включают доставку материалов, складирование и хранение, упаковку, а также перевозку любым видом транспорта. Сюда входят также сопряженные операции, такие, как выбор маршрута, подвижного состава, разработка графиков движения и техническое обслуживание транспортных средств. Целью таких операций является ликвидация территориального разрыва между потребителем и производителем. Они обеспечивают надежную доставку грузов от места производства к местам потребления, перевозку их в хорошем состоянии в те места, где они требуются, и тогда, когда они требуются.

При выполнении этого широкого круга операций в мире, главной особенностью производства в котором является специализация, дальние перевозки неизбежны. Вдоль основных торговых маршрутов, подвергаясь различным воздействиям, непрерывно движутся огромные потоки сырья и готовой продукции. Для учета этих воздействий необходимо разрабатывать специальные планы перевозок. Одновременно эти планы должны быть экономически реалистичны, потому что перевозка через географические и временные границы может оказаться бесполезной, если итоговая цена будет неприемлемой для пользователя.

Одним из препятствий на пути совершенствования работы грузоперевозок является изменение температуры.

Груз должен поступить к пользователю не только в необходимых объемах, в нужное место и в нужное время. Попадая на склад, как правило, приходится сталкиваться с поддонами. Их справедливо называют основой любого склада. Поддон давно уже стал мерой площади хранилища и веса грузов - своеобразным кирпичиком в здании склада. Под его размеры конструируются стеллажи и вся складская техника - от тележки до погрузчика.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей транспортирования товаров.

В связи с этим выделим следующие задачи:

1. Рассмотрение реакции на изменение температуры груза;

2. Описание видов поддонов.

1. Реакция на изменение температуры

Груз - принятая к перевозке транспортом общего пользования или иным перевозчиком продукция, а также различное имущество физических или юридических лиц. Совокупность свойств груза, определяющих его транспортабельность, условия перевозки, перевалки и хранения, называются транспортной характеристикой груза (вид упаковки, объем, масса, габариты, физико-химические свойства и др.) [1]

В зависимости от свойств и  вида груза технологический режим должен обеспечивать безопасность перевозки и сохранность груза путем:

·                     1) поддержания температуры груза и грузовое помещения на возможно низком уровне с целью снижения опасности загорания или самовозгорания груза, образования воспламеняющихся или токсичных смесей паров груза (газов) и воздуха, возникновение самоускоряющихся реакций;

·                     2) снижения концентрации паров воспламеняющихся и ядовитых веществ вентилированием закрытых грузовых помещений наружным воздухом;

·                     3) предотвращения увлажнения грузов, а также конденсации влаги на внутренних ограждениях грузового помещение и упаковке груза с целью предотвращения порчи груза, снижения опасности выделения воспламеняющихся или ядовитых веществ, а также самовозгорания грузов вентилированием закрытых грузовых помещений наружным, рециркуляционным или осушенным воздухом;

·                     4) устранения источников инициирования опасных свойств грузов. Безопасность перевозки и сохранность груза должны обеспечиваться также в результате выполнения требований по размещению груза на судне, разделению несовместимых грузов, отделению опасных грузов от жилых, служебных и машинных помещений, укладке, сепарации и креплению груза в грузовых помещениях, контейнерах транспортных средствах.

Для предотвращения опасного повышения температуры груза должно производиться вентилирование закрытых грузовых помещений. По усмотрению администрации транспортного судна могут применяться другие меры, направленные на предотвращение повышения температуры в грузовом помещении.

Например, при морских перевозках полив верхней палубы водой, укрытие отдельных участков палубы матами и т. п. Для предотвращения опасного нагрева грузов в упаковке, размещенных на открытой палубе, должны применяться навесы или укрытия. Между поверхностью навеса и грузом 'должно оставаться свободное пространство высотой не менее 100 мм.

Контейнеры и транспортные средства с опасными грузами рекомендуется размещать так, чтобы они были защищены от солнечной радиации контейнерами (транспортными средствами) с грузами, не проявляющими опасных свойств при повышенных температурах.

В зависимости от свойств пожароопасных грузов должны быть приняты меры по исключению инициирования их воспламенения:

·                     тепловыми источниками, в том числе источниками пламенного горения или тления;

электростатическими зарядами;

·                     дугой короткого замыкания или электросварки, токами или электрическими разрядами в результате электромагнитной индукции;

·                     искрами, возникающими при работе электрооборудования (выключатели, реле, магнитные пускатели, контакторы, коллекторы электродвигателей), в том числе в местах плохого электрического контакта;

·                     искрами из газовыпускных трактов двигателей внутреннего сгорания и котлов;

·                     фрикционными искрами, возникающими при соударении или трении деталей из стали (в том числе корродированной) с другими деталями из стали, а также сплавов, горение частиц которых сопровождается термитной реакцией (например, сплавы алюминия, магния и т. д.);

·                     зонами местного нагрева и "ударными искрами", возникающими при соударении и трении с большой скоростью (10 м/с и более) металлических деталей, не имеющих специальной защиты (например, падение груза в трюм, падение или трение в присутствии абразивов люковых закрытий, трение крылатки вентилятора о корпус и т. д.).

В процессе перевозки администрация транспортного судна должна производить регулярный контроль состояния грузов.

В зависимости от свойств и видов груза должны контролироваться:

·                     отсутствие утечки или россыпи груза;

·                     состояние грузовых единиц, их крепление, заземление контейнеров-цистерн и автоцистерн (если оно требуется);

·                     температура и относительная влажность воздуха в грузовых помещениях;

·                     температура груза или стенок контейнеров и транспортных средств;

·                     концентрация легковоспламеняющихся или ядовитых паров (газов) в закрытых грузовых помещениях и в местах их укладки на открытой палубе.

Объем и периодичность контроля при перевозке конкретных грузов установлены в КТРП. Результаты контроля должны вноситься в судовой журнал.

Работа нагревательных и холодильных установок контейнеров и транспортных средств с опасными грузами должна контролироваться не реже 1 раза в 4 ч.

При обнаружении утечки, россыпи или загорания опасного груза должны быть приняты меры по ликвидации аварийной ситуации в соответствии с требованиями и Аварийных картах для грузов соответствующего класса.

Ремонт поврежденных грузовых единиц   запрещается.

Контроль температуры и относительной влажности воздуха в закрытых грузовых помещениях должен производиться стационарными приборами (системами) или, при их отсутствии, переносными приборами. Вход членов экипажа в грузовое помещение для снятия показаний с приборов должен производиться с соблюдением мер безопасности.

Контроль концентрации воспламеняющихся и ядовитых паров (газов) в грузовых помещениях должен производиться в соответствии с требованиями.

Минимальная продолжительность (число обменов воздуха) вентилирования грузового помещения, в воздухе которого не обнаружены примеси воспламеняющихся или ядовитых паров (газов), а, также, если их концентрация менее допустимой, установлена в КТРП.

При перевозке грузов классов 4 и 5, склонных к разложению (категории 416, 417, 521, 522), необходимо соблюдать температурный режим, установленный инструкцией.

Если во время перевозки температура груза достигнет контрольной, необходимо принять меры по ее снижению, а при достижении аварийной температуры — принять аварийные меры согласно инструкции.

При осмотре контейнеров, закрытых транспортных средств и лихтеров с опасными грузами классов 1, 4 и 5, а также грузов, характеризующихся дополнительными видами опасности этих классов, должна контролироваться температура воздуха (груза) в их грузовом объеме либо температура стенок.

Лихтеры на лихтеровозе при необходимости либо, если это предусмотрено их конструкцией, должны быть подключены к противопожарной и вентиляционной системам, а также к системе автоматической пожарной сигнализации лихтеровоза.

К важнейшим свойствам и реакциям на изменение температуры грузов относятся: смерзаемость, спекаемость; морозостойкость, огнестойкость и т.д.[2]

Морозостойкость - свойство насыщенного водой материала выдерживать многкратное попеременное замораживание и оттаивание материала без значительной потери в прочности и массе.

Огнестойкость - способность материала выдерживать без разрушения воздействие огня и воды в условиях пожара

Спекаемость - способность глины при обжиге (до 900–1200°С) переходить в камневидное состояние и не размокать впоследствии в воде

Температурный запас  - это  максимально допустимая температура окружающего воздуха, при которой допускается или возможна перевозка груза

Смерзшиеся грузы (например, песок смерзается при влажности более 1-2% с прочностью до 11 мПа, щебень и гравий мелких фракций - при влажности 2% смерзается с прочностью до 7-8 мПа) для восстановления сыпучести и обеспечения разгрузки должны подвергаться рыхлению.

Такие грузы в зимний период следует сопровождать профилактическими мерами против смерзания: обезвоживание материала, послойное деление материала незамерзающими добавками, гранулирование материала, добавки поверхностно-активных гидрофобных веществ, не предотвращающие смерзаемость, но снижающие прочность смерзшейся массы.

Восстановление сыпучести смерзшегося груза разогревом в специальных тепляках энергозатратно и не может рекомендоваться к широкому применению.

Механические методы восстановления сыпучести смерзшегося материала предпочтительны и могут осуществляться с применением бурорыхлительных машин, навесных виброрыхлительных агрегатов, виброударных машин.

2. Типы поддонов

Поддоны представляют собой устройства, предназначенные для формирования грузовых пакетов, штабелирования и транспортирования товаров. По своему использованию они универсальны[3]. Изготовляются в основном из дерева. По конструкции различают плоские, стоечные и ящичные поддоны (рис. 1).

Рассмотрим более подробно каждый вид:

Рис. 1. Поддоны:

1 — плоский деревянный; 2 — стоечный; 3 — ящичный; 4 — ящичный в сложенном виде[4]

  Плоские поддоны изготовляют одно- и двухнастильными. Однонастильный поддон имеет только погрузочную площадку (сплошную или решетчатую) и опирается на пол брусьями по всей ширине или стойками по углам, двухнастильный — погрузочную и опорную площадки. При изготовлении поддонов используются лесоматериалы и металл Деревянные поддоны крепятся обычными гвоздями, проволочными скобами, шурупами, болтами. Наиболее надежным является болтовое крепление. Плоские поддоны применяются для транспортирования и перевозки тарно-штучных и пакетированных грузов

Эти поддоны представляют собой площадку (сплошную или решетчатую), которая опирается на стойки по углам (такие поддоны называются 1-настильными) или на другую, нижнюю плоскость (2-настильные).

На этих поддонах хранят и транспортируют партии любых товаров, запакованные в большие коробки: пищевые продукты, бытовую химию, канцелярские товары. Огромный большой терминал или небольшая подсобка маленького магазина - главное, чтобы помещение было оборудовано специальными балочными стеллажами под поддоны.

По способу захвата вилочным погрузчиком плоские поддоны подразделяются на 2-заходные (их можно брать с 2-сторон) и 4-заходные (захватываются с любой стороны). Стандартные размеры составляют 800x1200x144 мм и 1000x1200x144 мм, а их грузоподъемность варьируется от 1 до 2 тонн. 4-заходный поддон габаритами 800x1200 мм с максимальной нагрузкой 1 т принят за стандарт во всех отраслях мировой экономики.

Стоечные поддоны. Отличаются от плоских тем, что они имеют стойки, которые позволяют делать многоярусную укладку поддонов и предназначены для пакетирования и хранения легкоповреждаемых штучных грузов (товары в картонных коробках, фольге, бумаге и т. д.). По углам снабжены постоянными или съемными стойками, устремленными вверх. Это сделано для того, чтобы на поддон можно было ставить следующий. Таким образом, сооружают многоярусные конструкции, которые при необходимости могут заменить стеллажи.

На них грузы могут храниться и как обычно: в ячейках стеллажа. Длина и ширина у стоечных поддонов - такие же, как у плоских, а вот высота отличается: она составляет 1740 или 1150 мм. Все они выдерживают вес 0,5-2 тонны

Пример условного обозначения однонастильного четырехзаходного деревянного поддона массой брутто 1,0 т:

Поддон П4-1,0 Д ГОСТ 9078-84

Таблица 1

Тип поддона и наименование

Основной размер B´L, мм

Назначение

П2 - однонастильный двухзаходный

П4 - однонастильный четырехзаходный

2П4 – двухнастильный четырехзаходный

2ПО4 - двухнастильный четырехзаходный с окнами в нижнем настиле

2ПВ2 - двухнастильный двухзаходный с выступами

800Х1200;

1000Х1200

Для обращения на всех видах транспорта и внешнеторговых перевозок, преимущественно для транспортирования и складской грузопереработки в общегосударственной системе материально-технического снабжения

Для обращения на всех видах транспорта н внешнеторговых перевозок

2ПВ2 - двухнастильный двухзаходный с выступами

1200Х1600;

1200Х1800

Для обращения на водном транспорте, железнодорожном транспорте на открытом подвижном составе и автомобильном транспорте и внешнеторговых перевозок

Поддоны должны изготавливать в соответствии с требованиями стандарта и технических условий на конкретный тип поддона по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.[5]

Конструкцией поддонов должны обеспечиваться:

·        надежность и удобство в эксплуатации;

·        возможность захвата их не менее как с двух сторон вилочными захватами, а поддонов, предназначенных для подвесных грузоопераций, стропами с подхватывающими балками;

·        предельно допустимая нагрузка без остаточной деформации равномерно распределенного груза при нахождении поддона на вилах транспортного средства в 10,0; 12,5; 20,0; 32,0 кН в зависимости от типоразмера поддона и дополнительная нагрузка, составляющая не менее трехкратной нагрузки при штабелировании.

Поверхность нижнего настила поддонов должна составлять не менее 40% от поверхности верхнего настила.

Деревянные детали поддонов должны изготовлять из пиломатериалов не ниже 2-го сорта хвойных пород по ГОСТ 8486-86 и лиственных пород по ГОСТ 2695-83.

Деревянные детали не должны иметь пороков древесины: тупого обзола более чем на одном ребре любой детали, острого обзола, механических повреждений, прорости, рака и инородных включений, а также пластовых трещин, расположенных от торцов досок более чем на 50 мм.

Влажность древесины не должна превышать 22%.

Каждая доска должна быть цельной. Сучки на наружных ребрах крайних досок нижнего настила и в местах установки крепежных деталей не допускаются.

Типы и конструктивные элементы сварных соединений - по ГОСТ 5264-80, ГОСТ 14771-76, ГОСТ 8713-79. Проволока - стальная сварочная по ГОСТ 2246-70 Электроды - типа Э42А по ГОСТ 9467-75.

Все металлические детали должны быть очищены, загрунтованы или окрашены.

Детали из синтетических материалов должны быть стойкими в диапазоне температур от плюс 60 до минус 50°С.

При сборке поддонов не допускаются:

·        предельное отклонение габаритных размеров более плюс 5 мм - для размеров 1200 мм и более плюс 10 мм - для размеров свыше 1200 мм;

·        отклонение от параллельности поверхностей верхнего и нижнего настилов более 3 мм при длине поддона до 1200 мм и более 5 мм для остальных;

·        разность длин диагоналей верхней или нижней поверхности более 2 мм при длине поддона до 1200 мм и более 5 мм для остальных;

·        разность длин диагоналей поверхностей верхнего и нижнего настилов более 10 мм;

·        сквозные зазоры между соприкасающимися поверхностями деталей;

·        несквозные зазоры между соприкасающимися поверхностями деталей более 0,5 мм;

·        отколы, сквозные трещины, трещины в местах установки крепежных деталей.

Таким образом, стоечные поддоны применяются для механизированного перемещения, погрузки, разгрузки и складирования мелких и легко повреждаемых товаров.

Сформированные на  стоечных поддонах пакеты с грузом штабелируют на складе в 3—5 ярусов или устанавливают в ячейки стеллажей.[6]

Ящичные поддоны используются для мелкоштучных и легкоповреждаемых товаров, которые не могут быть уложены на плоские или стоечные поддоны (свертки, связки и т. п.) Ящичные поддоны изготавливают в форме ящика, основание которого — плоское дно. Стенки таких поддонов, могут быть съемными и несъемными (неразборными).

Особенно они необходимы в продуктовых магазинах, где мелкоштучной продукции больше всего.

Такого рода поддоны часто делаются складными. В собранном виде они занимают не больше места, чем плоские, благодаря чему не загромождают полезную площадь в процессе хранения. Кроме того, сложенных поддонов можно перевезти в несколько раз больше, чем громоздких ящиков.

Имея стандартные параметры по длине и ширине, ящичные поддоны различаются лишь высотой: 930 и 1150 мм, а из грузоподъемность аналогична стоечным - от 0,5 до 2 тонн (ГОСТ 9070-84).[7]

В настоящее время появились новые разновидности ящичных складных стеллажей: к примеру, шкафные и сеточные. Первые предназначены для транспортировки тяжелых материалов: таких, как подшипники или скобяные изделия. Короткие стенки такого “ящика” могут откидываться - чтобы можно было брать тяжелые товары, не снимая его с полки.

У сеточных поддонов длинные стенки изготавливаются из металлической сетки, а короткие - из листового металла. Такие конструкции предназначены для манипуляций с мелким товаром, который перевозится россыпью или в мешках - например, овощи и фрукты - и может просыпаться. Благодаря прочной сетке ни один предмет не потеряется.

В целях экономии складской площади при хранении порожних поддонов, а также эффективного использования объема кузова транспортных средств при вывозе тары стоечные и ящичные поддоны делают складывающимися.

Основные типы, размеры (мм) и грузоподъемность поддонов следующие:

плоские (800x1200x144,  1000x1200x144) —  1—2 т;

стоечные (800x1200x1740;  100x1200x1150) — 0,5—2 т;

ящичные (835x1200x930;  100x1200x1150) — 0,5—2 т.

Кроме деревянных и металлических поддонов, выпускают и пластмассовые.

Пластмассовые поддоны бывают двух типов плоские однонастильные четырехзаходные и ящичные. Преимущества таких поддонов: красивый внешний вид, малая масса при той же грузоподъемности, гладкая поверхность без острых углов, не требуется специальной окраски. Недостатки — высокая стоимость, хрупкость, сложность ремонта.[8]

В настоящее время появились специальные шкафные складные поддоны для транспортировки тяжелых материалов (подшипники, скобяные изделия). Обе короткие стороны имеют откидные верхние половины для удобства отбора товаров при штабелировании и укладке на полках. У шкафных и бордюровых поддонов сеточных или полностенных складной конструкции откидную половину делают только на одной длинной стороне. Сеточные поддоны имеют сетки также лишь на длинных стенах. Их короткая сторона сделана из крепленого листового металла Поддоны предназначены для манипуляции как с легким товаром, так и с тяжелыми материалами

Заключение

В ходе работы были рассмотрены два вопроса:

1. Рассмотрение реакции на изменение температуры груза;

2. Описание видов поддонов.

По первому вопросу следует отметить, что к важнейшим свойствам и реакциям на изменение температуры грузов относятся: смерзаемость, спекаемость; морозостойкость, огнестойкость и температурный запас. В зависимости от свойств и  вида груза технологический режим должен обеспечивать безопасность перевозки и сохранность груза.

По второму вопросу можно сказать, что по конструкции поддоны различают плоские, стоечные и ящичные. Поддоны представляют собой устройства, предназначенные для формирования грузовых пакетов, штабелирования и транспортирования товаров. Изготовляются в основном из дерева.

1. Плоские поддоны применяют для пакетирования товаров в ящиках, мешках и другой таре.

2. Стоечные поддоны имеют четыре стойки, позволяющие производить многоярусную их укладку с грузами, которые не обеспечивают устойчивость штабеля (товары в картонных коробках и др.).

3. Ящичные поддоны имеют съемные или несъемные стенки. В них укладывают товары в коробках, связках, свертках и легкоповреждаемые грузы. В настоящее время появились новые разновидности ящичных складных стеллажей: к примеру, шкафные и сеточные.

Также следует отметить, что кроме деревянных и металлических поддонов, выпускают и пластмассовые. Пластмассовые поддоны бывают двух типов плоские однонастильные четырехзаходные и ящичные.

Список литературы

1.     Горелов П.П. Транспортные свойства и характеристики грузов: Справочник – СПб.: ЗАО ЦНИИМФ. – 2001

2.     Ковалев В.П. Основы грузоведения. – М.: Логос, 2002.

3.     Смехов А. А. Основы транспортной логистики. Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 2001.

4.     http://gost.ru

5.     http://torg.spb.ru/2002/arch12/sklad_nachinaetsa.htm

6.     http://www.3to.ru/pages/books/Book_01/p2-5-1.htm


[1] Горелов П.П. Транспортные свойства и характеристики грузов: Справочник – СПб.: ЗАО ЦНИИМФ. – 2001 – с 11

[2] Ковалев В.П. Основы грузоведения. – М.: Логос, 2002 – с 45

[3] http://torg.spb.ru/2002/arch12/sklad_nachinaetsa.htm

[4] http://www.3to.ru/pages/books/Book_01/p2-5-1.htm

[5] http://gost.ru/

[6] http://torg.spb.ru/2002/arch12/sklad_nachinaetsa.htm

[7] http://gost.ru/

[8] http://www.3to.ru/pages/books/Book_01/p2-5-1.htm