ПЛАН

ПЛАН.. 2

Введение. 3

1. Воспитательная деятельность учебных заведений вообще и школьных библиотек в частности. 5

2.    Основные направления работы с детьми и подростками в средней школе №59 г. Хабаровска в контексте гуманитаризации образования. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Формы воспитательной работы в средней школе №59 г. Хабаровска. 23

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Список сокращений. 24

Введение

Настоящая курсовая работа посвящена роли школьной библиотеки как центра работы с детьми и подростками. Говоря о библиотеке как центре работы с детьми и подростками, будем прежде всего иметь ввиду социальную – воспитательную и досуговую – функции библиотеки, т.к. роль библиотеки как информационной базы учебного процесса очевидна.

Актуальность темы

В настоящее время российское общество переживает ближайшие последствия коренных социально-экономических преобразований, затронувших все сферы общества. В связи с этими изменениями в общественной  особенно остро встал вопрос о воспитании подрастающего поколения, о досуге детей, подростков и юношества.

Разумеется, основы воспитания и возможностей для досуга во все времена предоставляла семья. Воспитательное воздействие семьи, тем не менее, ограничено. Оно обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуальной и культурной подготовленности, условий жизни. В этом плане школа и другие социальные институты находятся в более благоприятном положении. В школе развивающийся ребенок проводит значительную часть своего времени, до 10—11 лет, обучаясь с 6—7 до 16—17 лет. Там его воспитывают учителя и сверстники. Каждый новый человек, с которым ребенок встречается в школе, несет в себе для него что-то новое, и в этом смысле школа предоставляет широкие возможности для оказания разнообразных воспитательных воздействий на детей. В школе, кроме того, воспитание может осуществляться через учебные предметы гуманитарного цикла: литературу, историю и ряд других. Все это—очевидные достоинства школьного воспитания. Но есть у него и слабые стороны, одна из них — обезличенность. Для работников школы в отличие от членов семьи зачастую все дети одинаковы, и всем им уделяется (или не уделяется) примерно равное внимание. В то же самое время мы знаем, что каждый ребенок — индивидуальность и требует особого подхода, не предполагающего равное к нему отношение, как и ко всем другим. Данный недостаток может быть устранен за счет удачного сочетания семейного и школьного воспитания, их взаимодополнения. Такое сочетание особенно необходимо в начальных классах школы [14,  С. 316]. Не в меньшей степени эти процессы развиты и в высшей школе [6], хотя формирование личности учащегося к этому времени давно уже завершилось, и имеется возможность воздействовать лишь на бихевиоральный компонент поведения [20, 21].

Цель данной работы – рассмотреть значение образовательных учреждений в воспитании подрастающего поколенияи и в формировании досуга учащихся.

Задачи:

1.           Выявить роль досуговой и воспитательной деятельности образовательных учреждений в контексте гуманитаризации образования.

2.           Рассмотреть различные стороны воспитательного воздействия образовательных учреждений, методы и формы воспитания.

3.           Проанализировать практические достижения по воспитательной работе в учебных заведениях региона.

Методы исследования:

1.     Теоретическая часть. Анализ литературы по данному вопросу.

2.     Практическая часть. Изучение учебных заведений региона.

Структура работы сформирована, исходя из логики изучения данного вопроса, в контексте общего направления изучения социальных функций общеобразовательных учреждений вообще и школьных библиотек в частности.

1. Воспитательная деятельность учебных заведений вообще и школьных библиотек в частности

Необходимость работы с детьми и подростками и роль школьных библиотек в этом процессе в наше время обусловлена целям рядом разнородных факторов. Среди них - факторы, связанные с нынешней ситуацией в мире, стране, системе высшего образования России, в каждом учебном заведении.

Современная ситуация в мире, характеризующаяся, в частности, возникновением и чрезвычайным обострением глобальных проблем, показывает, что если человечество продолжит руководствоваться принципами потребительства и "господства" над природой, технократической стратегией и близоруким прагматизмом, то история его близится к печальному завершению. Абсолютно необходима срочная переориентация деятельности мирового сообщества с подавления природы на конволюцию с ней, отдельных энтомологических общностей с конфронтации и соперничества на диалог и сотрудничество друг с другом.

Сегодняшняя ситуация в нашей стране характеризуется не только политической нестабильностью, переходом к рыночной экономике и т.д., но и глубочайшим мировоззренческим кризисом. Мы переживаем, образно говоря, "эпоху бездомности": человек чувствует себя заброшенным в равнодушный к нему и бессмысленный мир. Перед российским обществом, дважды испытавшим в XX веке "распад связи времен", во весь рост встала проблема смысла жизни. Наше общество нуждается в восстановлении связи времен, в частности, в приобщении к различным, выработанным разными культурами способам решения смысложизненной проблемы.

Образование в России в настоящее время отходит от идеологизированного обучения, присущего тоталитарной политической системе, от монополии государства на образование, осознает отрицательные последствия технократического подхода к образованию, отказывается от жестких правил и запретов, тормозящих инициативу, скрывающих творчество субъектов образования..

Указанные факторы  (число их легко увеличить) говорят в сущности об одном: общество в стремлении к экономической эффективности, техническим достижениям, господству над природой, повышению уровня потребления и т.п. непростительно мало уделяет внимания самому человеку. Необходима гуманизация всей общественной жизни и, не в последнюю очередь, системы образования[6, С. 12-13].

Воспитание в педагогике рассматривают в нескольких аспектах[14, С. 316]:

·        в социальном смысле — это передача накопленного опыта старших поколений младшим. Под опытом понимается духовное наследие человечества, которое создано в процессе его исторического развития, а именно: известные людям знания, умения, способы мышления, правовые, нравственные нормы и т.д. В этом большое участие принимает библиотечная служба;

·        в педагогическом смысле — специальная деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему организованных средств влияния на воспитуемого. Этот компонент не связан непосредственно с работой библиотек, не невозможен без адекватного использования книжных фондов.

Воспитание должно соответствовать требованиям общества. Если общество строит правовое демократическое государство, соответственно человека необходимо воспитывать в духе гражданственности, уважения к законам и нормам поведения. Важно формировать общечеловеческие |ценности, при этом учитывая, что социальная среда действует как стихийно, так и целенаправленно.  Современное воспитание гуманистично, оно отражает социокультурное (выбор и осуществление образа жизни и поведения), индивидуальное (самостановление личности) и сопричастное (выбор ценностей) направления в развитии личности. Такое воспитание отличается технологичностью (строится на закономерностях человеческого восприятия и психического развития), эмоциональностью (формирует эмоциональный опыт), диалогичностью (создает собственный опыт, а не его передачу), ситуативностью (основное средство — воспитывающая ситуация), перспективностью (направлено на развивающуюся личность).

Итак, воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых в процессе реализации общих целей [1, C. 149-150].

Обучение и воспитание — два взаимосвязанных процесса. Они имеют различные задачи, но одновременно неразрывно связаны друг с другом, могут совпадать во времени и принципиально отличаться методами и формами организации. Воспитательная деятельность может быть отдельной сферой деятельности воспитателя (иметь свои цели, задачи, содержание) или органично «вписываться» в процесс обучения (так как обучение носит воспитываающий характер).

Условно принципиальная разница состоит в том, что процесс обучения ориентирован на освоение ученикам основ различных наук, воспитание связано с формированием его личностных качеств [1, С. 152-153].

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что хотя процесс воспитания идет одновременно с процессом обучения, он имеет ряд существенных особенностей, поэтому и рассматривается самостоятельно.

В образовательном учреждении могут реализовываться различные формы воспитательной работы.  Форма воспитательной работы может быть коллективной творческой (если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом учитываются интересы и потребности каждого; индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения; коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле); по исполнению — неповторимой [5, С. 165-166].

В  процессе коллективной творческой деятельности (КТД) воспитанники вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

Основой методики КТД является сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, общее планирование, проведение и оценка работы, поиск лучших способов и методов решения жизненно важных практических задач.

Формы КТД: чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ.

Этапы подготовки и проведения КТД (по И.П. Иванову).;

Первый этап. Создается временная инициативная группа (ВИГ), которой поручается разработка плана предстоящего дела. Создание группы с помощью выборов, включение добровольцев, попеременное участие воспитанников в группе инициаторов реализует несколько воспитательных задач: мотивируется вслух выдвижение каждой кандидатуры, формируется опыт создания органов самоуправления, происходит процесс приучения к оценке и самооценке личностных достоинств воспитанников и т.д.

Второй этап. Временная инициативная группа разрабатывает концепцию предстоящего мероприятия: участники группы вносят предложения, обсуждают их, коллективно выстраивают общую программу предстоящего дела. В процессе данной деятельности у воспитанников формируется опыт группового планирования.

Третий этап. На данном этапе ВИГ составляет список подготовительных дел, средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного. Воспитательный результат этого этапа заключается в том, что здесь тренируется практичность, деловитость, умение предвидеть условия, которые обеспечат успех дела. Развивается реализм в деятельности.

Четвертый этап. Инициативная группа распределяет задания, чтобы обеспечить каждый пункт программы. Индивидуальные, групповые, парные поручения даются в расчете на то, чтобы ими были охвачены все воспитанники. Воспитательный результат выражается в формировании социального опыта, в становлении организаторских качеств личности.

Пятый этап. Группа, получившая задание к предстоящему коллективному творческому делу, включается в деятельность по его подготовке. Воспитательный результат выражается в формировании опыта познавательных, организаторских, тематических, оформительских действий. Происходит взаимообогащение деловыми качествами воспитанников.

Шестой этап. Проведение подготовленного дела. В ходе разнообразной коллективной, групповой, индивидуальной деятельности формируется личность воспитанника.

Седьмой этап. После завершения мероприятия происходит заключительная встреча временной инициативной группы. Ее цель — коллективный анализ замысла и качества осуществления программы. Воспитательный смысл этого этапа состоит в приучении воспитанников к самоанализу и критической оценке своих действий, умений.

После обсуждения коллективно подготовленного и проведенного дела ВИГ распадается. Действует принцип перемены ролей. Наиболее эффективные приемы, применяемые на всех стадиях проведения КТД: создание микроколлектива, группы для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания; «мозговая атака», то есть поиск наилучших вариантов решения; создание «банка идей»; отбор и защита идей.

         Организатору коллективной творческой деятельности полезно помнить, что:

|   • число участников в коллективе может быть от 7—9 до 5—30 человек (оптимально для групповой и коллективной формы работы)[18, C. 299]. При увеличении количества участников эффективность дела резко снижается;

• доминируют цели индивидуального развития личности каждого участника КТД;

• творческие задачи определяются самими участниками деятельности;

• каждому воспитаннику предоставляется возможность выбрать, что соответствует его интересам и желаниям.

Описанная выше технология может быть использована при проведении различных по форме воспитательных мероприятий (классных часов различной тематики; конференций; праздников поэзии, музыки, песни, танца; устных журналов; конкурсов; встреч с интересными людьми, со сверстниками, выпускниками и т.д.) [1, С. 200-201].

Развитие и формирование личности, как считают многие авторы, может быть реализовано только в системе коллективного воспитания. Это положение находит свою реализацию в воспитательной и досуговой деятельности образовательных учреждений.  При этом коллектив характеризуется правильно функционирующими органами самоуправления, организованностью и взаимной ответственностью в межличностных отношениях, что способствует разностороннему развитию, свободе, защищенности и достоинству каждой личности.

В современной литературе под коллективом понимается:

1) любая организованная группа людей;

2) только высокоорганизованная группа.

В педагогической литературе коллективам называется объединение воспитанников, для которых характерны следующие признаки:

общая социально значимая цель.

общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности;

отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений;

общий выборный руководящий орган. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Отдельные из этих признаков могут быть присущи и другим видам групповых объединений (ассоциации, кооперации, корпорации и т.д.), но особенно отчетливо ори проявляются лишь при коллективной организации.

Кроме указанных признаков коллектив отличается и другими важными особенностями: здоровым психологическим климатом, доброжелательными отношениями между членами коллектива, сплоченностью, взаимопониманием и взаимопомощью, защищенностью членов коллектива, здоровой критикой и самокритикой.

Перенося вышеназванные признаки на школьный коллектив, можно сказать, что — это группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы, отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех ее членов в правах и обязанностях. Школьному коллективу принадлежит особая роль в социализации личности. Он включает в себя единый общешкольный коллектив, коллективы классов, кружков, спортивных секций, временных коллективных образований. Воспитанник может быть членом учебного, трудового, общественного, художественно-творческого, клубного, спортивного и других объединений, которые по своим признакам могут рассматриваться как коллективы.

Проблеме школьного коллектива посвящены исследования Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, В.М. Коротова, И.П. Иванова, А.В. Мудрика и др. Особенно весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес Антон Семенович Макаренко.

Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапиого формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка - его смерть.

А.С. Макаренко определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия) и выявил стадии его развития.

На первой стадии формируется актив, основные требования предъявляет воспитатель. Стадия считается завершенной, если в коллективе выделился и заработан актив, воспитанники сплотились на основе общей цели и совместной деятельности.

На второй стадии усиливается влияние коллектива. Актив не только поддерживает требования воспитателя, но и выдвигает собственные к членам коллектива. Основная цель воспитателя на данной стадии — максимально использовать возможности коллектива для решения задач, ради которых этот коллектив создается.

Третья стадия характеризуется высоким уровнем организованности, предъявлением высоких требований большинством членов коллектива друг к другу.

Между стадиями развития коллектива нет четких границ. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а добавляется к ней. Коллектив не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую стадию его развития. На этой стадии каждый воспитанник сам предъявляет к себе высокие требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

Особо важным в формировании коллектива А.С. Макаренко считал выбор практической цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. В практике воспитательной работы А.С. Макаренко выделял три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую.

• Близкая перспектива — «завтрашняя радость» — выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития. Близкая перспектива должна интересовать всех воспитанников.

• Средняя перспектива — перспектива события, несколько отодвинутого во времени. Для его достижения необходимо приложить усилия. Такую перспективу следует выдвигать тогда, когда сформировался актив.

• Далекая перспектива — это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий перспектива.

Перед коллективом должны стоять разные перспективы. Ставить их надо так, чтобы работа завершалась реальным успехом. По мере достижения целей следует выдвигать новые перспективы [1, С. 208-209].

Рассмотрим структуру и особенности школьного коллектива. .Он имеет сложную структуру и включает в себя коллектив учащихся, коллектив учителей. В коллективе учащихся выделяют:

• первичный (или контактный) коллектив — учащиеся находящиеся в длительном общении (класс);

• общешкольный коллектив — его образуют коллективы.

Для выполнения определенного рода деятельности  создаваться на более или менее продолжительное время: временные коллективы (кружки, спортивные секции и т.п.).

В последнее время социологи начали выделять в коллективах так называемые малые группы. В них сближение воспитанников основывается не на общности социально значимых целей, а на личных симпатиях и узкогрупповых интересах. Эти группы стали противопоставляться коллективу.

Процесс развития школьного коллектива является не стихийным, а педагогически управляемым. В практике педагогического управления коллективом необходимо соблюдать следующие правила:

1)разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением воспитуемых к самостоятельности, независимости;

2) систематически изменять педагогическое руководство, так как коллектив — это динамическая, постоянно развивающаяся система;

3) осуществлять координацию других воспитательных влияний: семьи, окружающей среды, коллектива учителей, работающих в классе;

4) контролировать и корректировать выполнение членами коллектива своих обязанностей в рамках демократического управления;

5) определять поручения не только в зависимости от потребностей коллектива, но и с учетом интересов самих воспитуемых [1. С. 212].

           Воспитательная деятельность образовательного учреждения ставит своей целью формирование системы ценностей каждого человека. В доподростковый период дети могут быть не в состоянии создать свою систему ценностей, даже если хотят этого. До наступления отрочества они не обладают когнитивной способностью, позволяющей учитывать все возможные решения, переходить от частного к общему, использовать логику причинно-следственных связей, думать о прошлом и будущем и принимать во внимание гипотетические варианты, Способность выполнять эти когнитивные задачи появляется в отрочестве, а возможно, и несколько позже, или не появляется совсем. Новообретенные интеллектуальные возможности подростков делают переход к взрослости периодом, отмеченным изменениями в идеалах, ценностях и установках.

Построение и переоценка системы ценностей — основной процесс морального развития в подростково-юношеском возрасте. По Хоффману,  моральное развитие идет 3 различными, частично совпадающими, путями. Первый - основанное на тревоге сдерживание, то есть социально приемлемое поведение, вызванное страхом перед наказанием. Дети научаются связывать наказание, исходящее от родителей и других людей, с неприемлемым поведением. В конечном счете они справляются со страхом наказания, воздерживаясь от запрещенных действий. Итогом становится интернализация запретов — и действительного наказания больше не требуется. Что касается второго пути, то, по мере того как дети становятся старше, они научаются основанной на эмпатии заботе о других. Эта моральная перспектива сочетает способность человека разделять чувства других с развивающейся когнитивной способностью представлять себе, что чувствует другой и как собственное поведение может изменить внутреннее состояние других людей. В-третьих, моральное развитие детей и подростков происходит благодаря развитию мышления на уровне формальных операций, в процессе которого они  приобретают опыт проверки гипотез, переоценки информации и переформулирования.

Эти 3 типа морального развития не являются ни хронологическими стадиями, ни взаимно исключающими процессами. Согласно Хоффману, они обычно сосуществуют у всех взрослых. Но в отрочестве и юности значение каждого из них может меняться. Например, мораль, основанная на страхе наказания, может оказаться серьезно подорванной в антиавторитарной студенческой среде, где господствующее положение занимают ценности сверстников. В то же время эмпатия может разрушаться в столкновениях с суровыми жизненными реалиями, склоняющими подростков и юношество к нравственному цинизму. В противоположность этому, мораль, основанная на понятиях и принципах, может укрепляться во встречах с духовными лидерами и учителями и в напряженных дискуссиях, которые стимулируют интеллектуальное обеспечение эмпатических намерений. Наконец, некоторые юноши и девушки могут совершать переход к зрелости, осуществляя лишь незначительную переоценку своей системы ценностей. Это часто свойственно молодым людям в статусе предрешенности или тем, кто ведет жизнь в жестко регламентированной однородной среде, например в военных училищах. В этих случаях детская мораль может принимать облик политического консерватизма [10, С.622-623].

Таким образом, главной чертой воспитательной и досуговой деятельности образовательных учреждений вообще и школьных библиотек в частности был и остается коллективный подход, который, однако, вовсе не предполагает отказ от индивидуального подхода в воспитании.

2.     Основные направления работы с детьми и подростками в средней школе №59 г. Хабаровска в контексте гуманитаризации образования

Анализ деятельности учебных заведений региона позволил в ходе  данного исследования выявить следующие основные направления и тенденции.

Реализация гуманитарной концепции средней школы №59 (г. Хабаровск, ул. Воронежская, 77) включает две основные направленности

·        Экстровертированную, которая включает внешние формы организации учебно-воспитательного процесса (УВП).

·        Интровертированную, которая включает качественное изменение УВП в соответствии с задачами школы.

Экстровертированные методы

·        Расширение количества гуманитарных предметов и изменение их целевой направленности.

·        Функциональное расширение УВП и изменение его традиционной структуры за счет введения в практику уроков в музеях, библиотеках, театрах, выставках.

·        Предоставление в УВП возможности творческой самодеятельности учащихся.

Интровертированные методы

Организация межпредметной взаимосвязи с единой линией действия.

·        Личностная ориентированность ("очеловечивание") любого учебного материла.

·        Активное внедрение мнемонических систем в практику урока.

·        Сочетание традиционных педагогических методов с социо-игровым стилем и элементами театральной педагогики.

·        Ребенок - личность. Построение равноправного общения.

Этапы реализации

1.     Цели: Повышение образовательного уровня, как в традиционном понимании, так и плане личностного развития.

2.     Задачи: Создание интегративных технологий. Создание условий творческой реализации учащихся. Совершенствование методологии и передачи информации в учебно-воспитательном процессе.

3.     Цель: Развитие личностного творческого потенциала ребенка.

4.     Задачи: В УВП создание творческой спонтанной атмосферы, формирование социо- игрового стиля в обучении.

5.     Цель: Формирование всесторонне художественно развитой личности, адаптивной в современном мире.

Стратегия реализации.

А. Создание коллектива единомышленников, проникнутых общей идеей работы.

В. Организация работы по созданию интегративных программ на основе личного профессионального опыта педагогов. Создание общей учебной сети.

С. Внедрение в учебную практику современных психологических знаний по следующим направлениям:

·        Коммуникативно-лингвистическому (культура общения);

·        Информационному (прием и передача учебного материала);

·        Культурно-эстетическому (имидж, дизайн в УВП);

Организация учебно-тренинговых программ для подготовки педагогов по следующим курсам:

·        Психология творчества.

·        Искусствознание в учебном процессе.

·        Педагогическая режиссура.

·        Актерское мастерство педагогов.

Е. Создание художественного совета школы с привлечением учащихся и организация творческой деятельности.

Создание школьного театра со следующими основными задачами:

·        а). постановка дидактических спектаклей;

·        б). организация праздников и театральных вечеров отдыха, карнавалов и т.д.;

·        в). коммуникативная - организация связи и взаидействия с творческими коллективами других школ или иных учебных заведений.

Включение социо-игрового стиля обучения с основами театральной педагогики в УВП.

Три основных этапа учебно-воспитательного процесса.

·        Классы с 1 по 3 (с 7 до 9 лет).

Задачи: актуализация личностного потенциала ребенка через творческое построение УВП. Освоение ребенком сказочно-мифологический реальности. Развитие внимания, воображения, фантазии, как необходимых условий формирования творческого нестандарного мышления. Широко использовать ролевые игры, как форму активизации личностного механизма динамики приобретения психического опыта и его практического использования. Свободное творчество, поиск нестандартных решений должны стать нормой и приоритетом в учебно-воспитательной практике этого периода.

·        Классы с 5 по 7 (с 10 до 12 лет).

Задачи: Этап социализации. Личностное ребенка соотносится с социальными нормами. На основе уже сформированной психологической базе развитие личностных качеств социальной конформности, навыков безконфликтной коммуникации. В УВП использовать театрализованные этюды, принципы дидактического театра.

·        Классы с 8 по 11 ( с 13 до 16 лет)

Задачи: формирование и укрепление личной мировозренческой основы, на практической базе изучения философских систем Востока и Запада. Основой для изучения является философия Древней Греции - Платон, Аристотель; "Русский космизм" - Г.Сковорода, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Ф. Лосев и др.; философия Древнего Китая - "Книга Перемен", Лао-цзы, Конфуций. В УВП акцент на самостоятельное принятие решений, ответственности за свои поступки. Ведущие методы: постановка спектаклей, организация диспутов, КВНов, творческая работа и др.

Мы стремимся обеспечить образование которое позволит и поможет каждому учащемуся:

1.Приобрести максимум основных академических навыков

2. Приобрести положительную ориентацию к обучению.

3. Приобрести наибольшее понимание себя и мира.

4. Приобрести понимание при оценке людей принадлежащих ко многим социальным, культурным и национальным группам, отличным от его собственной.

5. Учиться быть ответственным гражданином, знающим и чувствующим потребности других.

6. Понимать, как сохранить здоровье и эмоционально и физически.

7. Учиться быть успешным и творческим в разных областях.

8. Научиться жить в век стремительных перемен. Принимая во внимание, неспособность многих противостоять негативным соблазнам современного общества, школа придает большое значение дисциплине и физическому развитию каждого ребенка

Для этих целей мы привлекли к сотрудничеству профессиональный спортивный клуб с опытными инструкторами и собственной материально-технической базой, тем самым, предоставляя каждому ребенку возможность целенаправленного спортивного развития. К учебному процессу привлекаются педагоги с высшим образованием. Они имеют опыт работы в российских и чешских высших и средних учебных заведениях. Учредители - компетентные люди, заинтересованные в развитии и процветании гимназии. В их составе — директор московской гимназии, серьезные бизнесмены, общественные деятели, представители международного спортивного клуба.

Вывод по главе 3: Итак, в образовательных учреждениях региона сформирован ряд воспитательных воздействий, направленных на гуманитаризацию образования. Характерной чертой этих воздействий является активное использование опыта других регионов, а также столичного опыта. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучение воспитательного воздействия современных образовательных учреждений показывает, что основной тенденцией, прослеживаемой в этом направлении их деятельности, является процесс гуманитаризации образования, приближения его непосредственно к человеческим духовным постребностям.

Создающаяся и развивающаяся система гуманитаризации образования в призвана способствовать достижению следующих целей:

·        Овладению будущими специалистами гуманитарной культурой; преодолению узости и однобокости их мышления;

·        Формированию специалиста, гармонично сочетающего в себе современный уровень профессиональных знаний и навыков с гуманистическими жизненными ориентирами;

·        Развитию у будущего специалиста качеств творческой личности, в равной мере владеющей как формами и методами понятийно-рационального познания мира, так и интуитивно-образными формами его постижения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 254 с.

2.     Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.- 208 с.

3.     Выготский Л.С. Вопросы детской психологии//Выготский Л.С. Психология. - М.:  ЭКСМО-Пресс, 2000. – С.892-997. 

4.     Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

5.     Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. –  Т.1 -  М.: Мир, 2003. -                      496с.  - Т.2 -  М.: Мир, 2003. – 376с.

6.     Гулюкина Н.А. Система адаптивного обучения.  – Новосибирск: ТАТАПринт, 2001. – 77 с.

7.     Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. - М.: Наука, 1997. - 223 с.

8.     Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: ТЦ «Сфера»,       при участии «Юрайт-М», 2001. – 160с.

9.     Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

10.                Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992 с.

11.                Кулюткин Ю.Н. Культура групповых дискуссий. – СПб.: СПбГУПМ, 1997. – 25 с.

12.                Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2002. – 48 с.

13.                Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.

14.                Немов Р.С. Психология. В 2х кн. – Кн. 2. – Психология образования. – М.: Просвещение: Валдос, 1994. – 496 с.

15.                Расчетина С.А. Коммуникативная среда подростка-девианта// Социальная реабилитация детей. – СПб.: РПГУ им. А.И. Герцена, 1998. – С. 50-60.

16.                Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. – Т.1 – М.: «Педагогика», 1989. – 488с. – Т.2 – М.: Педагогика, 1989. – 328с.

17.                Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Нар. образование, 1998. – 225 с.

18.                Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 736с.

19.                Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003. – 244 с.

20.                Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии//Бихевиоризм. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – С.9-248.

21.                Хьелл Л., Зиглер Д.  Теории личности. – СПб.: Питер, 2001. – 608 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Формы воспитательной работы в средней школе №59 г. Хабаровска

В последние годы распространенными становятся следующие формы воспитательной работы.

Публичная лекция для широкого круга воспитанников: 15—20 минут насыщенной яркой информации с необычными примерами и фактами, красочной эстетической обстановкой позволяют «высветить» отношение к рассматриваемому предмету или событию.

«Сократовская беседа» — развернутое рассмотрение множества вариантов решения поставленной проблемы способом поочередной постановки дополнительных вопросов с последовательными ответами, постепенно приводящими к истине.

Открытый микрофон для обсуждения проблем общественной жизни.

Философский стол для философского осмысления жизни воспитанников.

Дискуссионные качели по предложенной теме, когда две группы ведут беседу в ритмичном чередовании суждений. Интеллектуальный аукцион — игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности. Чтобы «купить» предлагаемый «товар»— книгу, репродукцию, фотографию, пластинку, предмет декоративно-прикладного искусства, — надо предъявить «плату» в виде определенной порции знаний о предмете.

Разговор при свечах — откровенная беседа на темы интимно-личностного общения, этического содержания жизненных ценностей.

День гения — серия красивых, содержательных актов как познавательного, так и ценностно-ориентировочного плана, проводимых в течение всего дня и посвященных одной личности великого человека, чаще всего связанных с юбилейной датой.

Круглый стол с острыми углами —- выявление и обсуждение мнения воспитанников по поводу животрепещущих проблем современности на основании собранных заранее дискуссионных материалов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Список сокращений

ВИГ – временная инициативная группа

КТД – коллективная творческая деятельность

УВП - учебно-воспитательного процесс