Содержание:
Введение. 3
1. Досуговая м воспитательная деятельность библиотек. 4
2. Практическая часть. 13
Заключение. 18
Список использованной литературы: 19
Введение.
Настоящая курсовая работа посвящена изучению библиотечно-информационного обслуживания. Автор сосредоточил внимание на специфике работы именно детских библиотек.
Целью работы является исследование способов организации информационного обслуживания и организации досуга, наиболее соответствующих современному состоянию общества.
В задачи работы входит исследование основных сложностей организации досуговой деятельности библиотек, психологии современного читателя и способов, которыми решается сейчас задача информационного обслуживания.
Актуальность исследования библиотечно-информационного обслуживания вытекает из влияния уровня культурной организации детского досуга на формирование уровня культуры среди детей и молодежи. В настоящее время особенно необходимо помочь ребенку приобщиться к художественной литературе, а через нее – стать более психически и нравственно развитым. Таким образом, в наше время вопрос библиотечно-информационного обслуживания и организации досуга – это в первую очередь вопрос повышения культурного уровня и интеллектуального развития молодежи, а через это – и ее психологической зрелости.
Во второй, практической части работы, рассматривается опыт Хабаровской детской Краевой библиотеки (г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 25) по организации информационного обслуживания, а также по проведению досуговых мероприятий, способствующих популяризации библиотеки среди маленьких читателей.
1. Досуговая м воспитательная деятельность библиотек
Досуг, согласно Педагогическому словарю – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется прежде всего в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.)[1].
Тема досуга, досуговой деятельности молодежи не теряет своей актуальности, а в последнее время особенно обрастает противоречиями и усложняется. Эти противоречия обусловлены в первую очередь несоответствием между сущностью досуга, культурно-досуговой деятельности и бытующими в реальной действительности формами и методами проведения досуга.
Однозначного определения понятия «досуг» не существует. Есть несколько подходов к трактовке досуга, среди которых можно выделить деятельностный, культурологический и экологический.
Наибольшее значение в отечественной науке уделяется деятельностному подходу, так как он позволяет полнее раскрыть структуру и внутренние механизмы досуга. С точки зрения деятельностного подхода досуг представляет собой совокупность различных видов деятельности, которыми индивид занимается по собственной воле: отдых, развлечение, повышение мастерства, самообразование, добровольное участие в жизни общества, после того, как он освободится от профессиональных и других обязанностей. Таким образом, досуг – это деятельность, производимая в определенный период времени. Потенциал досуга предоставляет большие возможности для формирования нравственных потребностей молодежи. В то же время досуговая деятельность, испытывающая дефицит положительных нравственных ориентиров, разнообразия предметов деятельности может оказать негативное влияние на развитие личности молодого человека.
Таким образом, можно разделить досуговую деятельность на культурную и асоциальную, или даже деликвентную досуговую деятельность. Культурно-досуговая деятельность направлена на развитие личности, создание ценностей, одобряемых обществом, тогда как некультурная, асоциальная досуговая деятельность напротив, направлена на разрушение личности, занимающейся этой деятельностью, путем создания ложных ценностей, не находящих поддержки общества и противоречащих самой духовной сущности человека.
Кроме того, в культурно-досуговой деятельности присутствуют моменты творчества, человек из субъекта потребления становится субъектом созидания.
К сожалению, в настоящее время в среде молодежи растет привлекательность некультурного досуга. Особую роль в этом играют средства массовой информации, пропагандирующие потребительский образ жизни, снижение общего культурного уровня радио и телевидения.
Поэтому сейчас особенно необходимо формирование возможности культурно-досуговой деятельности для молодежи, так как именно в процессе данной деятельности происходит формирование положительных личностных качеств молодого человека и постепенно образуется внутренний механизм саморегуляции личности.
Значительная роль в организации культурного досуга принадлежит детским и школьным библиотекам.
Культурно-досуговая функция всегда была внутренне присуща библиотекам и особенно детским. Ведь хорошо известно, что с помощью книг и чтения получают знания и образование, книги помогают воспитывать, овладевать профессией и профессиональным мастерством, с помощью книг и чтения люди обмениваются информацией, открывают новое знание, постигают неизвестное, делают открытия и изобретения. С помощью книг и чтения отдыхают, заполняют свой досуг интересным и полезным делом. Особенно важно, когда в свободное досуговое время читают дети. Чтение развивает мышление и фантазию, развивает интеллект, воображение, приобщает к социальным и моральным нормам[2].
Вместе с тем в последнее время, как показывают исследования социологов, усугубился процесс отчуждения населения и особенно детей от чтения и других культурных ценностей общества. Воспитатели, учителя, родители часто сталкиваются с нежеланием ребенка читать. Причин отчуждения ребенка от книги и чтения много. Одна из них – это увлечение теле и видео просмотрами. Это и легче и проще, смотри и принимай, как показали, тогда как процесс чтения намного сложнее. Он требует участия таких психических процессов как мышление и воображение. Если воображения нет, или оно не развито а его великолепно развивает чтение художественной литературы, то и читать становится не понятно. Ну а если не понятно, то и не интересно. Значит и читать не хочется. Получается замкнутый круг. Чтение развивает мышление и воображение, а развитое мышление и воображение позволяет читать самые разные, порой сложные по замыслу и стилю произведения. Именно понятность, доступность текста развивает, стимулирует интерес к книге . Известно, что досуг сегодня становится наиболее подходящим пространством для развития личности вообще, а формирующейся детской личности - в особенности[3]. Если раньше это пространство интенсивно заполняла идеологическая деятельность, то сегодня заполняет культурно-досуговая деятельность, так как именно культурология в настоящее время становится скрытой, ненавязчивой идеологией общества. Сегодня в досуговых общностях, в досуговых видах деятельности, досуговых структурах можно влиять на человека, его сознание больше, чем в других - политических, учебных, производственных. В этой связи детская, школьная библиотека для ребенка является важной сферой досуга, как бы мы ни пытались подчеркивать, выделять ее другие функции. Ведь сам приход ребенка в детскую, школьную библиотеку осуществляется в его свободное время. Само пребывание в библиотеке, чтение книг, перелистывание журналов, это не столько выполнение школьного домашнего задания, сколько содержательная, познавательная, досуговая деятельность ребенка. А когда эта деятельность еще осуществляется через игру или в игровой форме, то она наиболее адекватно соответствует познавательной природе детей. В настоящее время общество начинает осознавать и принимать досуг как большую ценность, увлекаться такими ценностями досуга как отдых, движение, просвещение, творчество, игра, развлечение, праздник. В этой связи детская, школьная библиотека, как никакая другая библиотека, стремится использовать и развивать в практике обслуживания детей культурно-досуговые услуги, так как именно они зарождают и поддерживают непосредственный интерес к чтению.
Известно, что досуговые услуги детских библиотек обусловлены досуговыми потребностями детей[4]. Среди них отчетливо выделяются, в первую очередь те, которые направлены на удовлетворение "высоких" досуговых потребностей, вызванные потребностью в образовании и самообразовании, в развитии и саморазвитии, в совершенствовании и самосовершенствовании. Другими словами, эти потребности обусловлены различными видами учебы с использованием документальных фондов библиотеки, различными формами индивидуального и группового чтения, овладением информационной культурой, в том числе и навыками самообслуживания в библиотеке. Именно на удовлетворение этих потребностей сориентированы такие услуги библиотек как различного рода "школы знаний", "лектории", "университеты", "чтения".
Вторую группу досуговых потребностей составляют те, которые стимулированы потребностью в межличностном общении и самовыражении. Это значительная по своей величине и значимости группа детских досуговых потребностей удовлетворяется через развитие и оказание таких услуг как различного рода кружки при библиотеке, клубы по интересам и любительские объединения, студии, конкурсы, фестивали и т.п.
Третья группа потребностей представляет собственно досуговые потребности, иначе говоря, досуговые потребности в чистом виде. Реализуют удовлетворение этих потребностей услуги библиотеки, направленные на получение эмоционального удовольствия, отдыха, развлечения, снятия напряжения с помощью чтения. Это, в первую очередь, индивидуальный подбор книг для такого чтения, индивидуальные рекомендации, игры, спектакли, разыгрывание сценок и прочее.
Удовлетворение досуговых потребностей и запросов детей в библиотеках имеет давние традиции. Истоки этих традиций уходят в гуманистическую деятельность публичных российских библиотек еще в XIX веке и связано с именами Л. Н. Толстого, Х. Д. Алчевской и другими[5].
В настоящее время, как показало проведенное нами исследование, в практике работы детских библиотек все больше стали готовиться и использоваться услуги, направленные на организацию свободного времени читателей - детей. Среди наиболее активно используемых досуговых услуг детскими библиотеками большое место занимают разнообразные игры, викторины, конкурсы, модификации популярных телеигр, приближенные к условиям работы детских и школьных библиотек. По своей яркости, красочности, интересному и богатому содержанию они притягивают к себе детей, делают посещение библиотеки интересным и надолго запоминающимся.
В последнее время в библиотеках получила распространение тенденция оказания досуговых услуг в неформальной обстановке, с небольшим количеством читателей, в атмосфере непринужденного общения. Библиотеки всецело для этого организуют свою пространственную среду, создавая уголки отдыха, живой природы, комнаты сказок, музыкальные и поэтические салоны, гостиные.
Важнейшим свидетельством творческого, многофункционального подхода детской библиотеки в ее культурно-досуговой деятельности является создание клубов и клубиков по интересам, которые наиболее полно реализуют функцию досуга и использования свободного времени. Следует отметить большое видовое многообразие библиотечных услуг досугового характера, которое исходит из самой сущности организации и проведения досуга, не терпящей однообразия.
В современном библиографоведении отсутствуют понятия "информационная среда" и "библиографическое ориентирование". Они возникли в практике деятельности библиотек, когда появилась настоятельная необходимость поднять её на новый качественный уровень, а также повысить действенность и результативность усилий детского библиотекаря-библиографа по формированию библиотечно-библиографической культуры читателей детской библиотеки[6].
Современные концепции развития детской библиотеки, определяющие библиотеку как среду духовного развития ребенка, обращают внимание на такие немаловажные компоненты, как интерьер, дизайн. В практике работы многих детских библиотек осуществляется поиск новых условий и способов неформального, раскрепощенного общения читателей, с одной стороны, и библиотекаря - с другой. Каждый отдел занимается организацией информационно-библиографической среды, соответствующей составу читателей, их запросам и интересам путем формирования фонда, открытия библиотечного пространства, создания информационно-поискового аппарата. В библиотеке заметно стремление "приблизиться" к читателю, разрушить стереотипные формы и способы общения библиотекаря, библиографа с читателями[7]. Так как сегодня только в теоретическом аспекте можно назвать систему библиографической информации для детей и подростков целостной и доступной каждому читателю библиотеки. И тем не менее, организуя информационную среду, необходимо обращать внимание на рекомендательную библиографию. Информационная среда - это не только фонды библиотеки, это - еще окружающее маленького читателя определенным образом организованное пространство детской библиотеки, чьи компоненты соответствуют особенностям читательского развития ребенка. Среди них: система информационных выставок, библиографическое ориентирование, система каталогов и картотек, стендовая информация; в будущем - компьютерные игры, раскрывающие книжный фонд библиотеки. Каждый из компонентов информационной среды - это очередной способ, с помощью которого воспитывается информационная культура читателя. Многие детские библиотеки пытаются отойти от традиционных форм, раскрывающих книжные фонды, создают иную информационную среду, в основном, это касается отделов обслуживания. Например, отдел обслуживания читателей дошкольного и младшего школьного возраста.
Одним из важнейших компонентов информационной среды является библиографическое ориентирование. Читателю - ребенку в детской библиотеке, как и в обычной окружающей его предметной среде, необходима система координат, которая позволяла бы ему легко ориентироваться в библиотеке как информационно-поисковой системе: в потоке информации, в фонде литературы, в СБА и другом. В такой системе координат должна быть точка отсчета - ориентир. Им может стать знак - символ, создающий в сознании читателя поисковый образ документа, фонда библиотеки, системы библиографических пособий и т. д., способствующий возникновению алгоритма поиска и отбора необходимой литературы. Система небольших плакатов с изображением знаков-символов для библиографического ориентирования - это попытка разработать библиографический дизайн в библиотеке[8].
«Библиографическое ориентирование, пишет Н. М. Коваленко, заместитель директора Областной детской библиотеки им. А. П. Гайдара г. Кемерово, - один из способов организации визуальной среды в библиотеке. Например, путеводителем в отделе обслуживания читателей младшего школьного возраста может быть любимый литературный герой: Незнайка, Буратино, Домовенок, Клепа и др. Он (Герой) маленький друг детей, книголюб и книгочей. Он везде: на полке, стеллаже, на каталоге, даже на рабочем месте библиотекаря. Он знает все книги наперечет, и в руках у него всегда книга, а чтобы он не затерялся, нарисован он на ярком плакате. Даже самые маленькие читатели - те, кто еще не ходит в школу, и те, кто только научился читать, запоминают его - он помогает находить и выбирать книги. Плакаты, на которых изображен Герой, должны быть выполнены в контрастных цветах. Контрастные цвета подбираются сознательно для создания "эффекта движения" с целью активизации внимания и зрительного восприятия читателей. Этот литературный сказочный герой привлекает читателей к каталогам и картотекам, ориентирует в их структуре»[9].
Для визуального восприятия выставка публикаций из периодической печати требует дизайна: библиографического описания публикаций, цветового оформления, символики, средств, направляющих внимание читателя на важные мысли, заголовки, абзацы.
Информационная среда, живя по своим законам, подчиняет себе читателей. Используя эти закономерности воздействия, во многих библиотеках организуются информационные стенды, оформляются информационные плакаты различного направления. Эти стенды информируют, убеждают, развивают наблюдательность.
Говоря об организации информационной среды, нельзя не согласиться с мнением Н. В. Бубекиной, заведующей методическим отделом РГДБ: "Главный принцип организации любой информационной среды - уважение к личности читателя, его характеру, его праву идти на контакт с библиотекарем только добровольно, а не по необходимости. Зачастую, в силу разных причин, в том числе и особенностей темперамента, настроения, читатель не хочет общаться с библиотекарем. И это его право. Следовательно, всё должно быть организовано так, чтобы любой ребенок мог самостоятельно разобраться, где и как найти интересующую его информацию (это касается даже маленьких детей), т.е. библиотека (в том числе и справочный аппарат) должна быть "видимой" для читателя... Однако не стоит забывать, что библиотекарь всегда должен быть готов прийти на помощь читателю, угадать его желание общаться"[10].
2. Практическая часть
Библиотеки апробируют и внедряют в свою практику многие новые формы работы, помогающие в нравственном и эстетическом воспитании наших читателей. Делается большой упор на помощь детям в освоении школьных программ, в организации их досуга. Детские библиотеки продолжают работу, направленную на оказание помощи своим читателям в выборе литературы и выполняют их все возрастающие запросы. В последнее время нередко ощущается нехватка источников информации. Нужные издания подчас приходят в ограниченном количестве и не каждая детская библиотека пополняется ими. У них возникла необходимость познакомить с интересной и дефицитной литературой одновременно как можно больше читателей. Современный книжный рынок, наряду с ценными изданиями, наполняется низкопробной литературой. Вот как решили эту проблему в Краевой детской библиотеке г. Хабаровска. Чтобы приобщить детей к высокой культуре, помочь им в ориентации среди новой литературы, познакомить с редкими изданиями, в течение 2004 года проводился ряд мероприятий. В частности, работники библиотеки использовали такую форму как книгофестиваль.
В программу книгофестиваля вошли такие мероприятия как конкурсы стенных газет, посвященных новинкам книжной литературы, выставки-просмотры новинок. В ходе каждой выставки детям предлагались анкеты, по результатам заполнения которых выявлялись десять лучших книг. Завершился книгофестиваль большим театрализованным праздником, на котором наиболее активным участникам вручались призы.
В рамках фестиваля проводился также конкурс «Дети – иллюстраторы книг». Лучшие работы были отосланы в издательство «Амур», а их авторам в подарок были вручены книги с их иллюстрациями.
Кроме того, библиотекой была организована большая акция, направленная на популяризацию библиотек среди маленьких читателей. Программа акции включала экскурсии для учащихся младших классов района в библиотеку, где костюмированные герои детских книг и мультфильмов знакомили детей с правилами посещения библиотеки. Детям объяснили как пользоваться картотекой, познакомили с библиотекарями, с целью создания психологически благоприятной атмосферы, пропагандировали чтение книг, знакомили с наиболее интересной литературой. По результатам акции посетителями библиотеки стали шестьдесят пять процентов учащихся младших классов района.
В ходе этой акции библиотекари много работали в школах города. Проводились веселые викторины для учащихся средних классов по внеклассной литературе.
При библиотеке совместно с филологическим отделением Хабаровского государственного педагогического университета были открыты кружки Юный литератор и Театральный кружок. Участники театрального кружка ставили пьесы по новинкам детской художественной литературы и выезжали с постановками в школы края.
Традиционно в период осенних каникул в Хабаровской детской краевой библиотеке для юных хабаровчан организуется множество мероприятий. В этом году в программу вошли: праздник — «С Алисой в страну чудес», литературная игра — «Эти старые, старые сказки», праздник книги — «Хорошая книга, мой спутник, мой друг...», литературный КВН — «Величайший мастер изумлять людей!», литературно-музыкальное представление — «Книга — друг хороший наш!», литературно-игровая программа — «Светлая улыбка сказочника».
Кроме того, ребят ждут интересные книжные выставки, игры, занятия в творческих мастерских, викторины и конкурсы.
В предновогоднюю неделю для детей прошли конкурс «Новогодние приключения эрудитов» для учащихся школ района, рождественские встречи с воспитанниками Центра эстетического воспитания детей и Театрального кружка, работающей при библиотеке. В канун Нового года читатели краевой детской библиотеки смогут посетить праздничную елку. Им будет представлена сказка «Тайна волшебных зеркал», подготовленная Театральным кружком по мотивам сказочной повести Губарева «Королева кривых зеркал» и сказки «Алиса в Зазеркалье». Все приглашенные получат традиционные новогодние подарки.
С двадцать четвертого марта по третье апреля проводилась областная Неделя детской и юношеской книги "Чтобы небо было голубое", которая посвящается 60-летию Победы.
Открытие областной Недели детской и юношеской книги состоялось двадцать четверого марта в г. Хабаровске в здании Краевой детской библиотеки.
В программе праздника: экскурсия во Дворец творчества молодежи, на Хабаровское ТВ, в музеи: Военно-исторический музей Краснознаменного Дальневосточного военного округа, в Хабаровский краевой краеведческий музей, музей истории ДВЖД; торжественная встреча лучших читателей области.
На церемонии открытия Недели детской книги в Театре юного зрителя с участием Хабаровских писателей и поэтов, состоится награждение лучших читателей области, показ спектакля "Теркин" (по поэме А. Твардовского Василий Теркин).
Заключительное мероприятие НДК-2005 - областной праздник "Браво, Андерсен" состоится второго апреля в г. Хабаровске в Хабаровском театре кукол.
Министерство культуры Хабаровского края рекомендует разработать в каждом районе города и области Программу проведения Недели детской книги, в которой предусмотреть формы и направления взаимодействия библиотеки, школы, внешкольных, общественных организаций, в широком освещении великого подвига защитников Отечества.
В течение Недели детской книги предлагается организовать активную работу по знакомству с лучшей литературой военно-патриотической и гражданственной тематики, организовать совместную творческую деятельность детей и родителей; провести в детских, сельских, школьных библиотеках конкурсы "Лучший читатель года", рейтинги популярности книг года, творческие мастерские, запланировать встречи с ветеранами великой Отечественной войны, участниками локальных конфликтов, с писателями, поэтами фронтовиками или пишущими о войне, литературные игры и викторины, турниры знатоков, обсуждения книг, выставки литературы и др.
В программе областной Недели детской книги - презентации информационно-компьютерных центров в Центральной системе массовых библиотек, Тополевской библиотеке и библиотеке завода Энергомаш, В рамках областной Недели детской книги в краевой детской библиотеке предполагается проведение городского фестиваля "Живая память поколений".
В Хабаровской краевой детской библиотеке запланированы: литературные часы "Сердцу преданная память" (о лучших произведениях российских писателей о войне), электронная презентация патриотических книг российских и дальневосточных писателей "Тему диктует война", встреча с издательствами, премьеры книг, презентация мультимедийного диска "Победа: нам жить и помнить".
Во всех районах предлагается провести мероприятия, посвященные 200-летию Х.К."Андерсена.
Вновь встретились библиотекари с детьми первого июня на празднике "Веселая радуга". Праздник этот мы вынесли на улицу. Возле библиотеки произошла своеобразная ярмарка, где дети-инвалиды и ребятишки из микрорайона, и просто прохожие с детьми, привлеченные музыкой и весельем, смогли приобщиться ко всеобщей радости. Переходя от одной группы гостей и артистов-библиотекарей в ярких народных костюмах к другой, ребята смогли принять участие в конкурсе на лучший рисунок, поиграть с Петрушкой в забавные игры, составленные по стихотворениям Даниила Хармса, посмотреть кукольный спектакль "Хрюша - невежа", поставленный силами библиотекарей и участников Театрального кружка при библиотеке. .
Отличившиеся на празднике получили подарки. И хоть их было не так много, каждый из участников - и ребятишки, и библиотекари, - получили большее: радость встречи и общение.
В дни летних каникул в детском парке имени Гайдара работники краевой детской библиотеки проводят мероприятие под названием «Ужасно интересно все то, что неизвестно».
Ребята младшего школьного возраста познакомятся с творчеством детского поэта и писателя Остера, которому в этом году исполняется 55 лет. В программу входят ситуативные игры, веселые уроки по математике и физике.
Разнообразные мероприятия, составленные с учетом психологии современного ребенка призваны для обеспечения культурного досуга детей, популяризации библиотеки, введения ребенка в мир детской художественной литературы.
Заключение
В заключении нашей работы хотелось бы подвести некоторые итоги.
Одной из обозначенных нами задач была задача рассмотрения психологии современного читателя и сложностей, возникающих в досуговой деятельности библиотек в этой связи. В наше время одной из главных проблем, с которыми сталкиваются библиотеки, является проблема общего спада интереса к чтению, засчет обилия более легкого досуга, как телевидение, просмотр видео или компьютерные игры (такие вопросы, как недостаточность финансирования и проблему подготовки библиотечных кадров, автор оставил за рамками данной работы). Так, основные задачи досуговой деятельности библиотек являются: необходимость заинтересовать потенциального читателя, возникает проблема популяризации библиотек и художественной литературы. Кроме того, в сложном информационном обществе даже заинтересованному в чтении ребенку трудно разобраться, выбрать действительно достойную внимания, качественную художественную литературу. Отсюда вытекает задача правильной организации информационного обслуживания.
На примере Хабаровской Краевой детской библиотеки рассмотрены возможные способы успешного решения этих задач. Особенно важным представляется автору работы в этом опыте учет культурного контекста маленького читателя и, исходя из него, опора на зрелищность, массовость мероприятий, призванных привлечь интерес ребенка к чтению.
Кроме того, значительным представляется «выход» информационного обслуживания из стен библиотеки, как проведение мероприятий в парках, школах, театрах, организация экскурсий.
И, наконец, хотелось бы подчеркнуть важность досуговой деятельность библиотек, как одного из важных аспектов нравственного и культурного воспитания молодого поколения.
Список использованной литературы:
1. Библиотекарь и читатель: Проблемы общения: Метод. пособие. РНБ. СПб., 1993. 130 с.
2. Бубекина Н.В. Завтра будет поздно: О проблемах организации информационного пространства в детской библиотеке. // Библиография. - 2001. - N 3. - С. 36 - 43.
3. Девяткина Т.П., Сретенская Н.В. Рекомендательная библиография: проблемы и практика. //Библиография. - 1995. - N 5. - С. 37 - 40.
4. Коваленко Н.М. Информационная среда детской библиотеки. //Библиотечная жизнь Кузбасса. 1994. №4. с. 13-24.
5. Лоцманова В.И. Чтобы воспитать информационную культуру. // Библиография. - 1994. - N 2. - С. 40 - 45.
6. Матлина С.Г. Библиотечное обслуживание как диалог // Сов. библиотековедение. 1990. № 6. С. 43—51.
7. Махаева В.П. Центр библиографической информации для детей. //Библиография. - 2002. - N 5. - С. 28 - 31.
8. Педагогический энциклопедический словарь. Словарь.ru. [Обращение к документу 24 августа 2005] Доступ через <http://dictionary.fio.ru/article.php?id=12001>
9. Сумина М.Ю., Кузнецова В.К. Информационная cреда в детской библиотеке. //Библиография. - 1993. - N 5. - 24 - 32.
10. Туева Л. М. Культурно-досуговая деятельность детских библиотек: традиции, опыт и проблемы развития. //Библиотечная жизнь Кузбасса. 1994. №4. с. 25-38.
[1] Педагогический энциклопедический словарь. Словарь.ru. [Обращение к документу 24 августа 2005] Доступ через <http://dictionary.fio.ru/article.php?id=12001>
[2] Махаева В.П. Центр библиографической информации для детей. //Библиография. - 2002. - N 5. - С. 28 - 31.
[3] Туева Л. М. Культурно-досуговая деятельность детских библиотек: традиции, опыт и проблемы развития. //Библиотечная жизнь Кузбасса. 1994. №4. с. 25-38.
[4] Библиотекарь и читатель: Проблемы общения: Метод. пособие. РНБ. СПб., 1993. 130 с.
[5] Туева Л. М. Культурно-досуговая деятельность детских библиотек: традиции, опыт и проблемы развития. //Библиотечная жизнь Кузбасса. 1994. №4. с. 25-38.
[6] Лоцманова В.И. Чтобы воспитать информационную культуру. // Библиография. - 1994. - N 2. - С. 40 - 45.
[7] Матлина С.Г. Библиотечное обслуживание как диалог // Сов. библиотековедение. 1990. № 6. С. 43—51.
[8] Сумина М.Ю., Кузнецова В.К. Информационная cреда в детской библиотеке. //Библиография. - 1993. - N 5. - 24 - 32.
[9] Коваленко Н.М. Информационная среда детской библиотеки. //Библиотечная жизнь Кузбасса. 1994. №4. с. 13-24. с. 20
[10] Бубекина Н.В. Завтра будет поздно: О проблемах организации информационного пространства в детской библиотеке. // Библиография. - 2001. - N 3. - С. 36 - 43. с. 42.