Содержание
Содержание 2
Введение 3
1. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните смысл следующих понятий темы. 4
2. Образ человека в поздний период античной философии 8
3. Изобразите схематически основные проблемы античной философии 14
4. Логические задачи, упражнения, комментарии 15
5. Тестовая проверка знаний 17
Заключение 21
Список литературы. 22
Введение
Настоящая контрольная работа посвящена античной философии.
Несмотря на наличие в предфилософские времена в Элладе различных специальных знаний, древнегреческая наука возникает одновременно с философией. Однако античная традиция единодушна в том, что первые античные философы прошли предварительное обучение в Египте и частично в Вавилонии, где они усвоили достижения ближневосточной протонауки. При этом гениальные ученики быстро превзошли своих учителей. Уже первые античные философы стали перерабатывать афро-азиатскую вычислительную математику в дедуктивную науку. На этой основе и стало возможным возникновение античной философии как рационализированного мировоззрения, ищущего субстанциональную основу мироздания. Философия в Элладе зарождается как стихийный материализм, как натурфилософия или фисикофилософия на основе собственной мировоззренческой и ближневосточной научной предфилософии в условиях антиаристократической социальной революции.
Философия в Элладе возникает как мировоззрение промышленно-торгового городского класса, борющегося за власть против землевладельческой аристократии. Связь с производством, получившим возможность резкого развития в связи с переходом к железу, развитие товарно-денежных, вещных отношений, городская культура, классовая борьба, переход от авторитарных аристократических к тираническим, через них и к демократическим формам государственного устройства, пробуждение личности и личной инициативы – всё это способствовало реализации той возможности философии, которая была заложена в предфилософии.
1. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните смысл следующих понятий темы
Архэ – (от греч. a r c h - начало, принцип, власть, могущество, сила) является центральным и узловым понятием для всей греческой философии, ее первопричинным принципом. Оно обозначает первичную инстанцию в сущем, то единство, из которого рождается все многообразие вещей.
Атом – последняя, неделимая, предельно малая частица, несотворимая и неуничтожимая. Различия в числе, весе, скорости движения и взаимном расположении атомов в телах считались причиной всего многообразия качеств в мире[1]
Атараксия – состояние душевного покоя и невозмутимости, достигаемое, по мнению некоторых древнегреческих философов, мудрецом. Путь к атараксии, как считали Демокрит, Эпикур, Лукреций, лежит через познание мира, преодоление страха, освобождение от тревог.
Бытие – существующий независимо от сознания объективный мир, материя.
Гедонизм – принцип образования моральных требований, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страха, а зло – как то, что влечет за собой страдание.
Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания; основанный на этом учении метод мышления. В результате внутренних противоречий появляется новое. Закон перехода количественных изменений в качественные.
Диалог — (dialogue, от греч. dialogos) — разговор между двумя или несколькими лицами; философский термин, используемый в современных онтологических теориях коммуникации для обозначения особого уровня коммуникативного процесса, на котором происходит слияние личностей участников коммуникации.
Детерминизм – учение о всеобщей, закономерной связи, причиной обусловленности всех явлений. Последовательный детерминизм утверждает объективный характер причинности.
Душа – понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. учение о переселении душ — метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платан, неоплатонизм). У Аристотеля Душа — активное целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях Душа человека — созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало.
Знание – продукт общественной и духовной деятельности людей, идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого.
Идеализм – направление в философии; считает идею, сознание, дух первичными, а природу, бытие, материю — вторичными.
Идеал – греч. idea — идея, понятие, представление — совершенство, совершенный образец чего-то, высшая цель стремлений, деятельности.
Кинизм – учение древнегреческой философской (сократической) школы. Киники выражали настроения демократических слоев рабовладельческого общества. Основой счастья киники считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижения независимости и внутренней свободы.
Космос – вселенная, мир в целом и как целое, вся совокупность движущейся материи, включая Землю, Солнечную систему и все галактики.
Логос – термин, обозначавший первоначально всеобщий закон, основу мира, порядок и гармонию.
Майевтика – (греч. maieutike - повивальное искусство) - метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфизирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Майевтика базируется на отождествлении философа с чистым сознанием, функция которого - лишь вопрошать. Это фиксируется в принципе "знаю, что не знаю ничего". Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных (прежде всего социальных) феноменов. Последнее выступает образцом для рассуждений Платона об эйдосах.
Материализм –это одно из направлений в философии, которое исходит из того, что
- мир — по природе своей материален,
- материя, природа, бытие существуют вне и независимо от сознания; материя первична и является источником ощущений, а сознание вторично, производно;
- мир и его закономерности вполне познаваемы.
Понятие – одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма (способ) обобщения предметов и явлений.
Разум – сторона развития научного познания, а также нравственного и художественного мышления. Разумная способность отличается тем, что здесь понятия ввергаются в процесс преобразования. Цели ценности берутся в их изменении, и теоретический процесс ориентирован на конкретный идеал, ведущий к развитию и самого субъекта знания, ценностей и т.п.
Скептицизм – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности
Стоицизм – философское учение, возникшее в конце 4 века до н.э. на базе эллинистической культуры в связи с распространением космополитических и индивидуалистических идей и развитием техники на основе математических знаний.
Фатализм – мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
Эйдос – (от греч. eidos - вид, образ, идея) - в феноменологии Гуссерля обозначает сущность вещей, всеобщее, универсалию. Понятие эйдоса восходит идеализма Платона, в котором оно имело значение прообраза, начала, субстанциальной идеи.
Эпикуреизм – учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих не задумываясь предпочтение материальным радостям жизни. Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур. Гл.произведения: "Правило" (канон), "О природе" и.т.д. Учение Демокрита Эпикур не принимает пассивно, но поправляет его, дополняет и развивает. Если Демокрит характеризует атомы по величине, форме и положению в пространстве, то Эпикур им приписывает еще одно свойство - тяжесть. Вместе с Демокритом он признает, что атомы, движутся в пустоте. Эпикур допускает и признает закономерным и определенное отклонение от прямолинейного, движения.
Этический рационализм – концепция, согласно которой рационализм следует рассматривать главным образом как совокупность морально-этических принципов и требований. Рационализм – учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и обобщений.
2. Образ человека в поздний период античной философии
2. 1. Общая характеристика эллинистического и римского периодов античной философии. Эпикуреизм и стоицизм, их представители.
В период эллинистических школ (эпоха Александра Македонского (2-я пол. IV в. до н.э.) - до конца языческой эры (V-VI в. н.э.) ) происходит решение проблем трагического человеческого существования. К школам, существовавшим в рассматриваемый период относятся: киники, эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики;
Эллинистический период— характеризуется включением элементов восточной культуры, снижением уровня философских исследований, распадом высоких философских школ Платона и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения.
Стоики - представители философского учения, возникшего в конце 4 в. до н. э. на базе эллинистической культуры, в связи с распространением космополитических и индивидуалистических идей и развитием техники на основе математических знаний. Гл. представители стоической школы 4—3 вв. до н. э. - Зенон и Хрисипп. Место и роль наук, разрабатывавшихся стоиками, определялись ими следующим сравнением: логика — это ограда, физика — плодоносная почва, этика - ее плоды. В первые века н. э. стал развиваться стоицизм на римской почве, причем в основном разрабатывались моральные и религиозные идеи стоического учения; сюда следует отнести Сенеку, Мусония Руфа, Эпиктета, Марка Аврелия[2].
2. 2. Общество и человек в философских размышлениях эпикурейцев и стоиков
Так как человек — не только отдельное, изолированное существо, но также существо общественное и вместе с тем часть мира, то естественное стремление к самосохранению, изначально движущее его поведение, возвышается до заботы, о благе государства и даже до понимания обязанностей отдельного существа по отношению к мировому целому. Поэтому мудрец выше личного блага ставит благо государства и в случае необходимости не колеблется принести ему в жертву даже свою жизнь: он знает и понимает, что в этом случае именно этого требует стремление к самосохранению. Расширяя эту точку зрения за пределы родного полиса, стоики приходили к космополитизму. «Человек, — утверждали они, — гражданин мира». Этот космополитизм был воззрением, характерным для гражданина эпохи образования мировой империи, поглотившей Грецию с маленькими полисами. Именно в этом качестве стоицизм перешел в римскую философию.
2. 3. Стоическая этика: понятия долга, ответственности, свободы, судьбы. Стоический идеал человека.
Главная задача философии - в этике; знание лишь средство для приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье — в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой. Того, кто этого хочет, судьба ведет за собой; сопротивляющегося - влечет насильственно. Стоики в понимании природы были материалистами. В мире имеются лишь тела различной плотности. Надо отличать истину и истинное. Воистину существуют только тела. Истинное же бестелесно и не существует, Истинное - это только высказывание, В стоицизме материализм сочетается: номинализмом. Чувства воспринимают действительность как нечто единичное. Наука стремится познать общее, но в мире оно, как таковое, не существует. Стоики, признавали четыре категории: 1) субстрат (сущее), 2) качество, 3) состояние (например, „находиться"), 4) относительное состояние („находиться направо от чего-либо."). Стоики, в отличие от логики предикатов (Аристотель), создали логику высказываний как учение об образовании из простых высказываний сложных и развили на этой базе пропозициональную теорию вывода, стоики установили виды той связи суждений, которую современная, логика называет, конъюнкцией, дизъюнкцией и материальной импликацией.
Стоицизм возник, как и скептицизм и эпикуреизм, в эпоху, когда главной частью и главной задачей философии становится не теоретическое исследование, не учение о бытии, не космология, не учение о познании, а исследование вопросов этики. Высшей целью всякого человеческого действования и стремления стоики считают счастье. Но целью этой еще не определяется содержание этического учения. По учению Зенона, основателя школы, счастье и цели всех наших действований и хотений — в «согласованной» жизни. Под такой жизнью Зенонпонимал логическую согласованность человеческих мыслей друг с другом, а также согласованность нашего чувствования и хотения с этими мыслями. Клеанф пытался разъяснить, что высшее благо — это жизнь, «согласная с природой», однако понятие блага не стало у него от этого более ясным, так как оставалось решить, о какой природе должна идти речь — о вселенской или о природе одного лишь человека. Хрисипп полагал, что под природой в этом случае необходимо понимать и вселенную, и человека, так как природа человека та же, что и вселенной.
Закон, который правит миром и предписывает каждому отдельному существу должный образ действия и поведения, есть логос. Развитый разум человека тождествен с разумом божественным, а согласованная с природой жизнь — в том, что человек живет согласно божественному мировому закону. Высшее человеческое счастье — жизнь, согласная с природой человека. Но истинную свою природу человек обретает только с развитием задатков, данных ему его природой. Только при условии этого развития человек становится в действительности тем, чем при рождении он был только в возможности. Поэтому истинная природа человека — лишь идеал, к достижению которого человека направляют его задатки. Развитие человека, достигшее совершенства, есть добродетель, а жизнь, согласная с природой, — добродетельная жизнь. Счастливая жизнь — это и есть добродетельная жизнь, и человек должен стремиться к добродетели не ради последствий, которые ему сулит обладание добродетелью, а только ради нее самой. Чтобы быть счастливым, достаточно одного обладания добродетелью. Добродетель — искусство правильной жизни, она принадлежит к тем искусствам, цель которых не в их произведениях и не в их результатах, а в правильности самой их деятельности. Высшая цель жизни — проявление такой деятельности. Эта конечная, или высшая, цель должна совпадать в человеке с первичным природным его влечением. Первичное природное влечение не может заблуждаться и обманывать человека.
Однако предметом первичного природного влечения не может быть, как это думал Эпикур, удовольствие, или избегание неудовольствия. Согласно учению стоицизма для всех живых существ первичное влечение природы есть стремление к самосохранению, или любовь к себе. Желая сохранить свои создания, природа вложила стремление к самосохранению во все свои творения. Цель природы — сохранить творение в состоянии, соответственном его природе. Поэтому каждое живое существо с самого своего рождения безотчетно ищет всего, что удовлетворяет цели самосохранения, и избегает всего, что ей противоположно. Вопреки учению Эпикура, удовольствие не может быть предметом первичного влечения. Удовольствие есть лишь результат, сопутствующее явление, и возникает оно лишь тогда, когда сохраняется состояние, соответствующее природе. Первично соответствуют природе здоровье, сила, красота тела, владение телесными и душевными силами.
Однако под стремлением к самосохранению подразумевается не только стремление к сохранению отдельного лица, но также и сохранение рода. Поэтому природа вложила в каждое живое существо стремление к порождению и к сохранению потомства. Стремление к самосохранению рода обнаруживается в любви к потомству.
На этой ступени развития влечений человек еще не превосходит других живых существ. Он начинает превосходить их с развитием у него понятий. На этой ступени безотчетное стремление и отклонение превращается у него в осознанное хотение. Человек познает общим образом, посредством общих понятий, что соответствует его природе и что не соответствует и по какой причине.
С этого момента в человеке начинается развитие логоса. Начинает логос со службы одним природным, или животным, влечениям, но затем открывает в себе высшую природу, которую он стремится возвысить до совершенства. Совершенство природы состоит в развитии системы знания, достигаемого посредством понятий, логически согласованных между собой. Согласие жизни с природой — цель всех живых существ. И для человека высшая цель — согласие его жизни с природой. Но для человека, достигшего зрелости, согласие с природой переходит в согласие с разумом, становится мудростью и добродетелью.
В основе действительности как ее сущность, наряду с телесными единичными вещами, лежат постигаемые рассудком мысли или формы. Однако разумная природа логоса не может существовать самостоятельно от природы животной. Становясь разумным существом, человек не перестает быть существом животным, животные влечения продолжают в нем действовать. Человеку следует, насколько это для него возможно, удовлетворять их. Однако та сторона человеческого существа, в которой действуют животные влечения, для человека — только материя, на которой человек может проявлять свою деятельность в качестве существа духовного, разумного. Высшая цель и в каждом отдельном разумном существе и в целом мире есть деятельность разума в сфере действительности. Положение это служит основой этики стоицизма. Из него стоики вывели свое учение о благах и свое учение о добродетели.
2. 4. Основные философско-этические идеи эпикурейцев: наслаждение, счастье, благо. Смысл жизни. Жизненное кредо: «Живи незаметно».
Эпикуреизм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих не задумываясь предпочтение материальным радостям жизни. Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур. Главные произведения: "Правило" (канон), "О природе" и.т.д. Учение Демокрита Эпикур не принимает пассивно, но поправляет его, дополняет и развивает. Если Демокрит характеризует атомы по величине, форме и положению в пространстве, то Эпикур им приписывает еще одно свойство - тяжесть. Вместе с Демокритом он признает, что атомы, движутся в пустоте. Эпикур допускает и признает закономерным и определенное отклонение от прямолинейного, движения.
Эпикурово понимание случайности не исключает, причинного объяснения. У человека есть свобода выбора, а не все предопределено. В учении о душе Эпикур отстаивает материалистические взгляды. Согласно Эпикуру, душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. В области теории познания Эпикур - сенсуалист. В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Таким образом, основной предпосылкой всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств.
Большое внимание уделял Эпикур и понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений. Этические и вообще философские воззрения Эпикура теснейшим образом связаны с его открытым и воинствующим атеизмом. Основным источником возникновения и существования религии он считал страх смерти и незнание естественных законов. Эпикуреизм представлял собою в греческой филоcoфии III-I в. до н. э. наиболее четко выраженное материалистическое направление и в принципе сыграл положительную роль.
2. 5. Место и роль философии в совершенствовании личности и достижения счастья у стоиков и эпикурейцев.
Истинные блага стоики и эпикурейцы считали только те вещи, которые дают что-нибудь для нашей высшей цели; истинное зло — то, что содействует противоположному. Блага — добродетели, добродетельные действия, добродетельные люди. Злое — пороки, порочные действия, порочные люди. Вещь можно назвать благом, лишь поскольку она в чем-нибудь полезна для высших целей жизни. Все вещи, состояния и переживания, безразличные в нравственном отношении, — ни благо, ни зло и ни в чем не содействуют ни счастью, ни его противоположности. Удовольствие, здоровье, сила, богатство, честь — не истинные блага, а страдание, болезнь, бедность, изгнание — не истинное зло. Из всех этих вещей может быть сделано как хорошее, так и дурное применение. Только от нашего отношения к этим вещам зависит, содействуют ли они нашему счастью или ему противодействуют. В них самих нет силы ни вредить нам, ни быть для нас полезными[3].
3. Изобразите схематически основные проблемы античной философии
Этапы развития античной философии |
Ее представители |
Главные проблемы |
Досократовский (ранний) период |
Милетская школа Гераклит Эфесский Элеаты Пифагор Эмпедокл Анаксагор Древнегреческие атомисты |
Философия возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Были сделаны попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. Были высказаны интересные идеи о бытии, первооснове, движении, материи, познании, которые определили основные направления философствования на достаточно длительный последующий период. Спецификой этого периода является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса, т.е. космогонизм. |
Классический период: - средняя классика (софисты, Сократ) - высокая классика (Платон, Аристотель) |
Наиболее известными среди софистов были Протагор (490-420 годы до и. э.) и Горгий (ок. 480-ок. 380 годы до н. э.). Платон, Аристотель |
В центре внимания оказались человек и его психология: искусство убеждать требовало знания механизмов, управляющих жизнью сознания. Проблемы познания при этом выходили на первый план. Платон является первым в Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде. Мир по Платону и не телесный космос, лишенный индивидуальности, и не отдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную. Аристотель подверг критике платоновскую теорию бестелесных форм, однако полностью преодолеть себя не смог, колеблясь между идеализмом и материализмом. |
Поздний период: - эллинистический - римский |
Наиболее выдающиеся стоики, последующих эпох: ученики Хрисиппа - Зенон из Тарса и Диоген из Селевкии, Боэт из Сидона (ум, 119) и Панэтий с Родоса (2 в. до н. э.). |
Так, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения[4]. |
4. Логические задачи, упражнения, комментарии
«Подлинные философы – те, кто любит усматривать истину» (Платон)
«Философам свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии» (Платон)
На вопрос, что дала ему философия, Диоген ответил: «По крайней мере, готовность ко всяким поворотам судьбы».
Аристотель одним из истоков философского знания называет недоумение, удивление по поводу незнания и говорит, что к философскому знанию люди стремятся не ради какой-нибудь выгоды, а «ради понимания».
«Во всех занятиях плод с трудом приходит по окончании их, а в философии познание и удовольствие бегут на перегонки. Наслаждение следует за познанием, но познание и наслаждение существуют одновременно». (Эпикур)
Сравните эти высказывания относительно философии и ее истоков и выделите главные отличительные черты и специфику философского знания.
Первое и второе высказывания принадлежат Платону.
Платон - ученик Сократа. Он создал концепцию объективного идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по Платону относится к миру вещей. Существует сверхчувственный мир, который представляет собой идеальную целостность и постигается только понимающим умом. Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим).
Человек наделен бессмертной, сотворенной Богом душой, соединенной со смертным телом. Душа является основой разумности человека, дает возможность познавать окружающий мир. Теория познания по Платону: человек имеет врожденные идеи, он открывает для себя мир, припоминая их. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, следует знать смысл вещи, т.е. умом созерцать идеи.
Знание – это смысл, не ощущение: чужой язык восприн-ся, но смысл непонятен. Знание - не истинное мнение, т.к. истина соотносится с ложью. Ложь - то, чего нет, небытие, которое знать невозможно. Неизвестно, что такое истина. Познание - процесс созерцания разумом высших сущностей. Осуществляется в этапа: 1) познание осуществляется чистой душой до рождения 2) После вселения в тело душа сохраняет, но не осознает знания. В процессе жизни душа вспоминает знания, которые видела раньше.
Третье высказывание принадлежит Диогену. Диоген был учеником Антисфена, он довел воззрения своего учителя до самых крайних выводов. Признавал только единичное, критикуя учение Платона об идеях и общих сущностях. Он отвергал все достижения цивилизации и призывал ограничиваться удовлетворением лишь необходимых потребностей. Традиция приписывала ему смелость и независимость перед властелинами и презрение к нормам общественного поведения[5].
Четвертое высказывание принадлежит Аристотелю. В своем учении о познании Аристотель отличал знание достоверное от вероятного, относящегося к области «мнения» (диалектика). Однако через язык эти два вида знания связаны между собой. Опыт по Аристотелю, не есть последняя инстанция в проверке «мнения», и высшие посылки науки непосредственно усматриваются в качестве истинных не чувствами, а умом. Однако умозрительно постигаемые, высшие аксиомы знания не даны нашему уму от рождения и предполагают деятельность: собирание фактов, направление мысли на факты и т.д.
Эпикур (последний высказыватель) в теории познания – сенсуалист. Ощущения сами по себе всегда истинны, т.к. исходят из объективной реальности, ошибки возникают из истолкования ощущений. Познание имеет целью освободить человека от невежества и суеверия, страха перед богами и смертью, без чего невозможно счастье. Наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой (атараксия).
5. Тестовая проверка знаний
1. Как можно назвать философскую позицию Аристотеля?
а) материализм;
б) дуализм;
в) идеализм;
г) монизм.
Ответ: б) дуализм
2. Найдите соответствия между:
Автор Его произведение
а) Гомер а) «Метафизика»
б) Платон б) «Илиада»
в) Аристотель в) «Наедине с собой»
г) Марк Аврелий г) «Политик»
Ответ: в) Аристотель - а) «Метафизика»
а) Гомер - б) «Илиада»
б) Платон - г) «Политик»
г) Марк Аврелий - в) «Наедине с собой»
3. Завершите определение:
«Глубокая человеческая потребность в признании абсолюта, в безоговорочном принятии неких истин, заповедей, всевозможных поворотов судьбы называется альтруизм»
4. Какие проблемы в первую очередь интересовали Эпикура?
а) онтологические;
б) гносеологические;
в) религиозные;
г) нравственно-этические.
Ответ: б) гносеологические;
5. Впишите ключевое слово:
«скептицизм есть мировоззренческая позиция, выдвигающая в качестве главного принципа мышления и познания сомнение».
6. Соотнесите:
Содержание мировоззрения Тип мировоззрения
а) вера примитивных народов в то, а) монотеизм
что они произошли от каких-то
животных, растений
б) теоретическое мировоззрение, б) тотеизм
то есть объяснение мира с помощью
логических конструкций (понятий)
в) учение о едином и единственном Боге в) философия
Ответ: а) вера примитивных народов в то, - б) тотеизм
что они произошли от каких-то
животных, растений
б) теоретическое мировоззрение,
то есть объяснение мира с помощью
логических конструкций (понятий) - в) философия
в) учение о едином и единственном Боге - а) монотеизм
7. Выделите этический принцип, согласно которому счастье является основным мотивом человеческого поведения и смысла жизни:
а) эгоизм;
б) гедонизм;
в) эвдемонизм;
г) аскетизм.
Ответ: в) эвдемонизм;
8. Какую философскую школу основал Аристотель
а) академию;
б) сад;
в) ликей.
Ответ: в) ликей.
9. Кому из древнегреческих философов принадлежит открытие диалого-диалектического метода философствования?
а) Платону;
б) Сократу;
в) Аристотелю;
г) Протагору.
Ответ: а) Платону;
10. Соотнесите философско-этические позиции и их авторов
а) скептицизм (философия сомнения); а) Марк Аврелий
б) кинизм (философия отрицания); б) Пиррон
в) гедонизм (философия наслаждения); в) Диоген
г) стоицизм (философия спасения); г) Эпикур
Ответ: стоицизм (философия спасения) - а) Марк Аврелий
скептицизм (философия сомнения) - б) Пиррон
б) кинизм (философия отрицания) - в) Диоген
в) гедонизм (философия наслаждения) - г) Эпикур
Заключение
Итак, в настоящей контрольной работе рассматривалась античная философия – ее истоки и основные достижения.
Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остро актуальной.
Все знания человечества, как бы они ни были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, являют собой как бы «растопыренные» пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе-мудрый взор (как бы с высокой горы), проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума.
Можно было бы сказать, что философия — это все единосущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты.
Список литературы
1. Хрестоматия по философии: Учеб. пос. / Сост.: П.В.Алексеев, А.В.Панин. М., 1996;
2. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995;
3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 1996;
4. Асмус В.Ф. Античная философия: Уч. пос. 2-е изд. М., 1976;
5. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 частях / Под общ.
ред. И.Т. Фролова. - М., 1989;
6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981;
[1] Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995;
[2] Хрестоматия по философии: Учеб. пос. / Сост.: П.В.Алексеев, А.В.Панин. М., 1996;
[3] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 1996;
[4] Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 частях / Под общ.
ред. И.Т. Фролова. - М., 1989;
[5] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981;