Как спланировать складские зоны
Площади на товарных складах обычно делят на помещения основного производственного назначения и вспомогательные. Первые служат для выполнения основных технологических операций, в том числе для хранения товаров, экспедиции и переработки. Вспомогательные помещения предназначены для хранения тары, размещения инженерных устройств и коммуникаций, а также различных служб и иных целей. При составлении проекта склада полезно знать функции, которые несут различные зоны, уметь оптимизировать их параметры и место расположения, определять эффективность работы. Требования к планировке складских помещений Условно пространство склада можно разделить на две основные части: площади, непосредственно используемые для хранения товара, и площади, не используемые для хранения. При планировании склада рекомендуется поддерживать соотношение этих площадей в пропорции не менее чем 2:1. Планировка складских помещений должна обеспечивать возможность применения эффективных способов размещения и укладки единиц хранения, использования складского оборудования и условия для полной сохранности товара. Такой принцип внутренней планировки зон склада позволяет поддерживать поточность и непрерывность складского технологического процесса. Для улучшения условий эксплуатации подъемно-транспортных машин и механизмов необходимо стремиться организовать единое пространство склада, без перегородок и с максимально возможным количеством колонн или пролетов. Наилучшим вариантом с этой точки зрения является однопролетный склад (шириной не менее 24 м). Эффективность использования складского объема во многом зависит также от высоты складирования, которая должна учитывать размеры транспортных единиц и максимально приближаться к технологической высоте склада. На планировку и структуру помещений склада существенным образом влияет само содержание технологического процесса. На стадии проектирования устанавливают состав помещений склада, пропорции между отдельными помещениями и их взаимное расположение. Рассмотрим планировку товарного склада общего пользования как наиболее распространенного вида склада. Характеристика основных складских зон Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке продукции покупателям на складах выделяют следующие основные зоны: – зона разгрузки транспортных средств, которая может располагаться как внутри, так и вне помещения; – экспедиция приемки товара, в том числе с операциями по приемке продукции по количеству и качеству; – основная зона хранения; – зона комплектования заказов; – экспедиция отправки товара; – зона погрузки транспортных средств, которая располагается вне зоны хранения и комплектования. Перечисленные операционные зоны склада должны быть связаны между собой проходами и проездами. Зона разгрузки транспортных средств должна примыкать к экспедиции приемки товара (зоне приемки продукции по количеству и качеству). Под зону хранения продукции отводится основная часть площадей. Она состоит из территории, занятой единицами хранения, и площади проходов. К зоне хранения должна примыкать зона комплектования заказов. Эту зону в свою очередь следует располагать рядом с экспедицией по отправке единиц хранения. Зона разгрузки товара (на схеме – железнодорожная рампа) используется для механизированной и ручной разгрузки транспортных средств, а также для выемки товара из транспортной тары, приемки по количеству и кратковременного хранения до момента передачи в экспедицию приемки товара. Экспедиция приемки товара (может размещаться в отдельном помещении склада) служит для приемки товара по количеству и качеству, ведения учета прибывшего товара, его временного хранения до передачи в зону основного хранения склада. На участке подготовки товара к хранению (размещается в зоне приемки товара или в основном помещении склада) происходит формирование мест хранения. Товар в эту зону может поступать из экспедиции приемки товара и/ или с участка разгрузки. В зоне хранения (главная часть основного помещения склада) выполняют операции по хранению товара. В зоне комплектования (может размещаться в основном помещении склада) осуществляется формирование единиц транспортировки потребителям, содержащих подобранный в соответствии с заказами необходимый ассортимент товара. Экспедиция отправки используется для приемки товара экспедитором (получателем товарной партии), а также для кратковременного хранения подготовленных к отправке грузовых единиц. В зоне погрузки (на схеме – автомобильная рампа) происходит ручная и/ или механизированная загрузка транспортных средств. Определение основных параметров склада Общая площадь склада Sобщ = Sпол + Sвсп + Sпр + Sкомпл + Sсл + Sпэ + Sоэ , где Sпол – полезная площадь, т. е. площадь, занятая непосредственно под хранимой продукцией (стеллажами, штабелями и другими приспособлениями для хранения продукции), м2; Sвсп – вспомогательная (оперативная) площадь, т. е. площадь, занятая проездами и проходами, м2; Sпр – площадь участка приемки, м2; Sкомпл – площадь участка комплектования, м2; Sсл – площадь рабочих мест, т. е. площадь в помещениях складов, отведенная для рабочих мест складских работников, м2; Sпэ – площадь приемочной экспедиции, м2; Sоэ – площадь отправочной экспедиции, м2. При приближенных расчетах общую площадь склада Sобщ , м2, можно определять в зависимости от полезной площади Sпол через коэффициент использования: Sобщ = Sпол /a , где a – коэффициент использования площади склада (удельный вес полезной площади склада); в зависимости от вида хранимого товара находится в пределах 0,3...0,6. Полезная площадь склада Sпол = Qmax /qдоп , где Qmax – максимальная величина установленного запаса продукции на складе, т; qдоп – допустимая нагрузка на 1 м2 площади пола склада, т/м2. Общая формула для расчета полезной площади склада имеет вид Sгр = QЗКн /(254СvКигоН), где Q – прогноз годового товарооборота, руб./год; З – прогноз величины запасов продукции, количество дней оборота; Кн – коэффициент неравномерности загрузки склада; определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту склада. В проектных расчетах Кн принимают равным 1,1...1,3; 254 – число рабочих дней в году; Сv – примерная стоимость 1 м3 упакованной продукции, хранимой на складе, руб./м3; может быть определена на основе стоимости грузовой единицы и ее массы брутто. Массу 1 м3 хранимой на складе продукции можно определить посредством выборочных замеров, проводимых сотрудниками склада; Киго – коэффициент использования грузового объема склада, характеризует плотность и высоту укладки товара (технологический смысл коэффициента использования грузового объема склада Киго заключается в том, что оборудование, особенно стеллажное, невозможно полностью заполнить хранимой продукцией. Практика показывает, что в случае хранения продукции на поддонах Киго = 0,64, при хранении продукции без поддонов Киго = 0,67); Киго = Vпол /(SобН); Vпол – объем продукции в упаковке, который может быть уложен на данном оборудовании по всей его высоте, м3; Sоб – площадь, которую занимает проекция внешних контуров несущего оборудования на горизонтальную плоскость, м2; Н – высота укладки продукции, м. Величины Q и З определяют на основе прогнозных расчетов. Для продукции, хранящейся в ячейках, полезная площадь склада определяется через необходимое число ячеек и стеллажей по формуле Sпол = SстNст , где Sст – площадь, занятая под один стеллаж, м2; Nст – число стеллажей. Полезную площадь склада Sпол при неравномерном поступлении продукции на склад рассчитывают по формуле минимума суммарных затрат: SрезS1 + 365РkS2 – min, где Sрез – резервная площадь, м2; S1 – затраты на содержание 1 м2 резервной площади, руб./м2; Рk – вероятность отказа в приемке продукции; S2 – потери за каждый день отказа в приемке продукции, руб.; 365 – число дней в году. Площади участков приемки и комплектования Эти площади рассчитывают на основании укрупненных показателей расчетных нагрузок на 1 м2 площади на участках приемки и комплектования. В общем случае в проектных расчетах исходят из необходимости размещения на каждом квадратном метре участков приемки и комплектования 1 м3 продукции. Необходимую длину фронта погрузочно-разгрузочных работ (длина автомобильной и железнодорожной рамп) рассчитывают так: Lфр = nl + (n – 1)li , где n – число транспортных единиц, одновременно подаваемых к складу; l – длина транспортной единицы, м; li – расстояние между транспортными средствами, м. Площадь зон приемки и комплектования товаров, м2, определяют как Sпр = QгKнA2tпр /(365qдоп·100) + Sв ; Sкомпл = QгKнA3tкм /(254qдоп·100), где Qг – годовое поступление продукции, т; Kн – коэффициент неравномерности поступления продукции на склад, Kн = = 1,2...1,5; A2 – доля продукции, проходящей через участок приемки склада, %; tпр – число дней нахождения продукции на участке приемки; 254 – число рабочих дней в году; 365 – число дней в году; qдоп – расчетная нагрузка на 1 м2 площади, принимается равной 0,25 средней нагрузки на 1 м2 площади склада, т/м2; Sв – площадь, необходимая для взвешивания, сортировки и т. д., м2; Sв = 5...10 м2; A3 – доля продукции, подлежащей комплектованию на складе, %; tкм – число дней нахождения продукции на участке комплектования; На складах с большим объемом работ зоны экспедиций приемки и отправки товара устраивают отдельно, а с малым объемом работ – вместе. Размер отпускной площадки рассчитывается аналогичным образом. При расчетах следует изначально заложить некоторый излишек площади на участке приемки, так как со временем на складе, как правило, появляется необходимость в более интенсивной обработке поступающей продукции. Минимальная площадь зоны приемки должна размещать такое количество продукции, какое может прибыть в течение нерабочих дней. Минимальный размер площади приемочной экспедиции Sпэ = QгtпэKн /(365qэ), где Qг – годовое поступление продукции, т; tпэ – число дней, в течение которых продукция будет находиться в приемочной экспедиции; Kн – коэффициент неравномерности поступления продукции на склад, Kн = = 1,2...1,5;