Содержание:

 

Содержание: 2

Введение. 3

1. Музейная экскурсия как элемент досуговой деятельности музеев. 4

2. Экскурсии в музеи г. Хабаровска. 9

Экскурсия в краеведческий музей. 15

Военно-исторический музей г. Хабаровска. 20

Дальневосточный Художественный музей. 22

Музей археологии. 25

Заключение. 28

Приложение. 29

Список использованной литературы: 30

Введение

Данная работа посвящена организации и проведению музейных экскурсий в г. Хабаровске.

Значение музеев в культурной жизни современного человека трудно переоценить. В первой главе работы рассматривается значение музеев в общей структуре человеческих потребностей, а также теория проведения экскурсий, как одного из видов музейной деятельности.

Отсюда вытекает актуальность данной работы. Автор видит ее в необходимости детального изучения способов организации и проведения экскурсий, с целью улучшения просветительской, культурно-воспитательной деятельности в этой области. Музейная экскурсия – это еще и важный элемент обучения, поэтому особенно важна экскурсия для школьников, развивающая кругозор и помогающая лучше усваивать школьный материал.

Целью данной работы является изучение способов организации и проведения экскурсий в музеях.

В задачи работы, преследующие эту цель, входит разбор методики и техники проведения экскурсий, изучение вкратце общих сведений о музеях города Хабаровска и особенностей проведения экскурсий для разных музеев и разных возрастных групп.

Во второй, практической части работы разбираются примеры экскурсий по музеям города Хабаровска, с учетом методики экскурсионной работы.

1. Музейная экскурсия как элемент досуговой деятельности музеев

Потребность в музейной деятельности и занимает своё значимое место в общей структуре потребностей человека. Многочисленные археологические находки свидетельствуют, что по мере развития человечества, люди все больше и больше сохраняли предметы-носителей социальной памяти: от амулетов, передаваемых из поколения в поколение, до более сложных культовых предметов, которые наряду с религиозным содержанием, обладали и определенной эстетической ценностью.

Возникновение и развитие музеев связано с деятельностью людей и детерминировано их естественными потребностями. При этом следует подчеркнуть, что потребности как универсальные побуждения человеческой активности, причастны к эволюции музейного дела во всем их спектре. Потребности человека, связанные с выживанием человеческого рода, детерминировали социальные действия, направленные на накопление и передачу образцов производственной культуры, техники и технологии последующим поколениям. Потребность человека в безопасности определяла его стремление к коллекционированию и использованию достижений других народов в совершенствовании оружия. Потребность в социальных связях стимулировала обмен подарками и, по мере накопления, создание их хранилища, коллекции, способствовала появлению публичных музеев. Потребность в признании, уважении подвигнула многочисленных коллекционеров открыть людям доступ в свои «святилища», передавать при жизни и завещать свое культурно-историческое богатство музеям. Потребность в самореализации побудила уникальных мастеров создавать свои шедевры специально для музеев, выдающихся ученых посвятить свою творческую деятельность научному изучению, описанию и сохранению музейных ценностей.

Особенности исторического времени накладывает свою специфику на содержание и форму реализации потребностей. Особенности экономической, политической, социальной, духовной жизни разных стран, народов, социальных общностей определяли способы удовлетворения потребности человека к познанию, к систематизации своих представлений о мире, стремление к гармонии, красоте. Сакральное отношение к социальной памяти у человека сохранялось на протяжении длительной истории, оно также зафиксировано в музее.

Важнейшими направлениями   культуры нашей страны на протяжении почти всего XX века  были повышение культурного и образовательного уровня населения, но также и его идеологизация. Это обеспечивало целенаправленность политики в области музейного дела и определяло систему управления государственными музеями страны.

Данная система базировалась на государственном планировании развития культуры, централизованном финансировании, в том числе музейной отрасли, и была ориентирована на вертикальное управление. Она определяла  обязательства музеев, их правовое положение, взаимоотношение государственных музеев всех уровней.

В период начала демократических реформ основными приоритетами культурной деятельности музеев  стали сохранение исторического и культурного наследия народов России, обеспечение доступа граждан к его использованию  и развитие национальных культур. Сегодня музеи отражают  события, происходящие в общественной жизни городов и регионов. Но в первую очередь они способствуют сохранению культурных национальных традиций[1].

Суть музейной деятельности  заключается в многогранном процессе передачи культурного опыта, осуществляемом через научную и просветительскую деятельность в условиях музейной среды.  Эта принципиально важная установка определяет  глубину исследований в музейной научной деятельности.

В ХХ веке музей стал средством расширения культурного горизонта. В конце 80-х гг. музеи начали рассматриваться в качестве института, который в историческом контексте оформляет  процессы общения и взаимодействия носителей различных культур. Поэтому в обществе существует стремление рассматривать музей как центр образовательной, досуговой, научной коммуникации[2]. 

Одним из важнейших способов организации такой коммуникации является экскурсия.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в ХIХ в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

При рассмотрении сущности экскурсии необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями: тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.

Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, Б. В. Емельянов описывает следующим образом: экскурсовод с помощью объектов воздействует на экскурсантов, помогая им услышать, увидеть, ощутить, овладеть навыками[3].

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А. В. Бакушинский: «Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок[4].

В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе – проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.

Экскурсия – методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, с ними связанных. Однако только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы неправильно. Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: «Экскурсия – есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М. П. Анциферов, 1923 г.)

Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. Обзорная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе. Тематическая экскурсия по сравнению с городской обзорной – более сложна по своей структуре, содержанию, методике проведения.

Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы.

Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1 (см. приложение)[5].

Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.

Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста – экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.

2. Экскурсии в музеи г. Хабаровска.

Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей. Экскурсионная методика выполняет роль рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний.

Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов.

Экскурсионная методика исходит из того, что экскурсия представляет собой диалектическое единство содержания, средств, форм и специфического метода воздействия на аудиторию – экскурсионного метода. Это воздействие производится с учетом особенностей, запросов и интересов различных групп населения.

Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приемов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность.

Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы: для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи); какие вопросы освещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержание); как проводить экскурсию (методические приемы); как возбудить и сохранить внимание экскурсантов?

Методика проведения экскурсий делится на две части: методику показа и методику рассказа. Методика показа – большая часть экскурсионной методики по объему и сложности подготовки и осуществления. Методика рассказа – меньшая часть методики, носящая по отношению к первой части подчиненный характер. Методика показа сложна потому, что она как было сказано ранее, оригинальна сама по себе и в отличие от методики рассказа не применяется ни в одной из других форм идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Поэтому исключено заимствование методических приемов из других методик.

Показ на экскурсиях – многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью[6].

Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.

Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа. Создатели экскурсии, разрабатывая тему, должны учитывать предмет показа, цель показа и как полно раскрывается тема экскурсии.

Показ в экскурсии является суммой трех элементов: самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей; ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»; показа под руководством экскурсовода.

Существует сюжетный и бессюжетный показ объекта. Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому и бытовому жанрам. Что касается пейзажа, натюрморта и портрета, то они обычно не имеют сюжета.

У любого сюжетного показа на экскурсии есть свои действующие лица. Для них характерны действия. Сюжетный показ оживляет экскурсию, активизирует экскурсантов: они лучше запоминают памятники, усваивают суть событий, связанных с ними, и сам по себе рассказ становится конкретнее.

Задачи показа на экскурсии состоят в следующем:

1) показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами;

2) показать объекты, которых уже нет (сохранились только на фотографии или рисунке);

3) показать историческое событие, которое происходило на данном месте, воссоздать его зрительную картину;

4) показать действия исторического деятеля (писателя, художника, полководца), которые проходили на данном месте;

5) показать объект таким, каким он был в период описываемого события.

Эффективный показ экскурсионных объектов требует определенных условий. В понятия условия показа, входят: правильно выбранные точки показа; время более выгодное для показа; возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы; использование движения экскурсантов в качестве методического приема при показе объектов; умения и навыки экскурсовода; подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов.

В оценке роли рассказа в экскурсии ученые-экскурсионисты всегда были единодушны, независимо от различия точек зрения по другим вопросам экскурсионной теории и методики. Они считали, что рассказ является дополнением к показу зрительного материала; он не должен быть пространным; нельзя допускать превращение экскурсии в лекцию[7].

Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: а) комменти­рует, поясняет, дополняет увиденное, б) реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант.

Помимо рассказа экскурсовода словесное начало в экскурсии находит свое выражение в ответах на вопросы экскурсантов, репликах экскурсовода и ответах на реплики экскурсантов, во вступительном слове и заключительной части, при демонстрации экспонатов «портфеля экскурсовода».

Рассказ – это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи. Глубина рассказа диктуется объектом, его особенностями, количеством информации, которой объект располагает. Время рассказа на экскурсии должно быть значительно меньше общей продолжительности экскурсии.

Основные требования к рассказу: тематичность, конкретность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

Соотношение рассказа и показа может и должно изменяться. Показ объектов на одной экскурсии отличается от показа на другой по той же теме и по времени, затрачиваемому на него, и по методике проведения. Такие же изменения происходят с рассказом. Он может быть более или менее подробным, более или менее образным.

Основные причины этих различий – меняющееся содержание экскурсий в зависимости от особенностей аудитории; обеспеченности данной темы объектами; характера демонстрируемых объектов; степени их сохранности; объема фактического материала, которым располагает экскурсовод; сложностей наблюдения и понимания объектов экскурсантами.

Здесь следует выделить пять уровней, при которых происходит возрастание роли показа, его выдвижение на первое и главенствующее место в раскрытии темы, в восприятии экскурсантами материала. Помещаемая ниже схема построена на анализе автобусной экскурсии, поэтому рекомендуемые суждения не могут быть полностью отнесены к экскурсии пешеходной.

Первый уровень – простейшая экскурсия, когда показа практически нет. Происходит осмотр объектов, который в виде наглядных фрагментов сопровождает рассказ экскурсовода. На этом уровне широко используются наглядные пособия из «портфеля экскурсовода». Подобный уровень знакомства с объектами и историческими местами характерен для путевой экскурсионной информации. Экскурсионная методика не используется.

При втором уровне преобладает рассказ, который носит лекционный характер, наглядность используется в незначительной степени. Экскурсовод иллюстрирует свое выступление учебно-наглядными пособиями, которые способствуют раскрытию темы – репродукциями с картин, чертежами, гербарием и т. п.

Показ подчинен рассказу и используется в качестве иллюстраций, подкрепляющих выдвигаемые положения. Рассказ по своему значению и воздействию на аудиторию больше показа, экскурсовод использует методические приемы рассказа.

Третий уровень – такое сочетание элементов экскурсии, когда рассказ равен показу. На этом уровне значительно возрастает удельный вес предметной наглядности (показа объектов). Экскурсионный процесс углубляется: экскурсовод начинает использовать элементы показа, уравнивать значение и воздействие на экскурсантов и показа, и рассказа. Меняется роль участников экскурсии: теперь они не только слушатели, но и зрители. Это повышает эффективность восприятия экскурсионного материала и активизирует роль экскурсовода. С помощью методических указаний он осуществляет руководство группой, активизирует наблюдение объектов экскурсантами.

На этой ступени становления экскурсии происходит деление объектов на основные и дополнительные, обозначаются выходы группы из автобуса для непосредственного ознакомления с объектами. Делается попытка создать постоянный текст рассказа, который пока еще называется по-разному: конспект, развернутый план изложения материала, тезисы и т. п. Выделяются подтемы. Начинают использоваться отдельные методические приемы показа. Подбираются логические переходы (словесные мостики) между подтемами, которые раскрываются на объектах.

Четвертый уровень. Сочетание показа и рассказа приобретает более экскурсионный характер. Показ занимает ведущее место в экскурсии, рассказ – второстепенное. Активно используются методические приемы показа и рассказа, а также отдельные виды экскурсионного анализа. Логические переходы превращаются в словесно-зрительные мостики между подтемами. Экскурсия становится единым целым. Активизируется деятельность экскурсантов, они глубже изучают памятники истории и культуры, достопримечательные места.

Вступительное слово и заключение становятся самостоятельными частями экскурсии, место недостающих звеньев восполняют экспонаты «портфеля экскурсовода». Мероприятие становится экскурсией.

Пятый уровень. Достигается оптимальное сочетание показа и рассказа. Показ, увеличившись в объеме, занимает главенствующее положение, полностью подчиняя себе рассказ. Важную роль в рассказе играет анализ зрительно воспринимаемых объектов. Рассказ ведется в экскурсионных формах: в виде комментария, справки, объяснения, вводного слова к показу объектов или заключительной части после их показа. Методика и техника проведения экскурсии достигают совершенства, максимально используются различные виды экскурсионного анализа. Наибольшей активности достигает методика показа объектов. Возрастает роль экскурсовода в руководстве процессом восприятия материала.

Практически происходит превращение в единое целое показа и рассказа, когда они начинают активно взаимодействовать, определенным образом дозироваться, сливаться и когда один элемент уже не может заменить другой. Более того, один составной элемент (рассказ) не может существовать без другого (показа), оба они взаимообусловлены и, дополняя друг друга, создают нечто целостное – экскурсию[8]. Кратко это можно сформулировать следующим образом: экскурсия – та золотая середина, где удается достигнуть оптимального сочетания между показом объектов и рассказом о них и событиях, с ними связанных.

Экскурсия в краеведческий музей.

Государственный музей Дальнего Востока основан 19 апреля 1894 года по инициативе Приамурского отдела Русского географического общества. В создании музея и накоплении коллекций принимали участие видные ученые, общественные деятели, энтузиасты-краеведы П. П. Шмиткевич, В. П. Маргаритов, В. Н. Рудаков, Н. И. Гродеков, Н. А. Десулави, С. Н. Ванков. В 1910 – 1918 и в 1925 – 1926 годах директором музея работал В. К. Арсеньев – исследователь Дальнего Востока и писатель.

В год столетнего юбилея музею было присвоено имя Н. И. Гродекова – генерал-губернатора, принимавшего участие в создании музея, почетного гражданина г. Хабаровска.

Музей аккредитован в Министерстве науки и технологии России как научное учреждение. В 2000 году  музей стал победителем всероссийского конкурса «Окно в Россию» в номинации «Музей года».

В 1975 году к музею пристроено новое здание, в котором развернута экспозиция отдела истории советского общества и панорама «Волочаевский бой». Сегодня фонды музея насчитывают свыше 200 тысяч уникальных экспонатов, знакомящих с природными особенностями и богатствами Хабаровского края, жизнью и обычаями коренных народов, историей края от древнейших времен до наших дней.

В фондах Хабаровского краевого краеведческого музея хранится более 850 археологических коллекций, насчитывающих около 53 тысяч предметов, которые представляют материальную и духовную культуру жителей Дальнего Востока от эпох каменного века до начала ХХ века.

Помимо археологических коллекций фонды музея включают естественно-научные коллекции, коллекцию грибов и растений, энтомологическую коллекцию, этнографическую коллекцию, коллекцию негативов, а также изобразительную коллекцию.

В музее проводятся школьные уроки и занятия студентов, встречи с деятелями науки и культуры, лекции и беседы, занятия краеведческих кружков. Работает детский музейный центр[9].

Особое место в деятельности музея занимают обзорные и тематические экскурсии. Среди обзорных экскурсий проводятся такие как «История края», «Природа края», «Археология края».

Эти экскурсии предназначены для широкой аудитории. Особенно часто проводятся они для школьников, студентов, гостей г. Хабаровска и для любителей-краеведов.

Также в музее проходят тематические экскурсии: «Материальная и духовная культура народов Дальнего Востока середины 19 – начала 20 веков», «История освоения Приамурского края», «Общественно-политическое и экономическое развитие Хабаровского края в 1923-1953 годах».

Экскурсия «Природа Хабаровского края» знакомит посетителей с физико-географическими характеристиками, разнообразием минералов и горных пород, растительного и животного мира Хабаровского края. Экскурсия рассчитана на взрослую аудиторию, но с определенной адаптацией материала может проводиться и для школьников 4-8 классов.

Основные методические приемы использующиеся для проведения этой экскурсии – это показ и рассказ. В основе проведения экскурсии лежит принцип "от показа к рассказу", причем показ объектов занимает в ней ведущее место. Показ в экскурсии – это целенаправленный, последовательный процесс представления  экскурсоводом тех объектов, на которых раскрывается содержание экскурсионной темы.

Показ объектов на экскурсии должны отличать последовательность и логичность. Необходимо стремиться также, чтобы при показе каждый последующий объект находился в непрерывной связи с предыдущим. Это позволяет сохранить преемственность в материале экскурсии. Поэтому необходимо найти связующие звенья между большими разделами экспозиции. Так, например, необходимо не просто перечислить представителей флоры и фауны Дальнего Востока, а показать богатство и разнообразие их.

Предварить экскурсию необходимо небольшим введением о специфике экскурсии, которое подготовит экскурсантов к восприятию темы. Экскурсовод во вступлении должен также условиться с группой о том, что для вопросов по содержанию экскурсии и ответов на них будет отведено время после ее окончания. Начать же экскурсию лучше с рельефной карты Дальнего Востока (рис. 1), чтобы экскурсант мог составить представление о положении Хабаровского края на окраине Евроазиатского материка и связанных с ним природно-климатических особенностях, слагаемых рельефа - горах, равнинах и низменностях, находящихся в его пределах реках, озерах и морях.

                                                        

                                                     Рис. 1

Показ объектов на экскурсии осуществляется с помощью разнообразных методических приемов. Наиболее широко применяются предварительный осмотр, экскурсионный анализ, зрительная реконструкция и монтаж, локализация событий, зрительное сравнение, показ наглядных пособий. Экскурсоводу кроме этих приемов необходимо владеть приемами предварительного осмотра, экскурсионного анализа и приемом зрительного сравнения. Предварительный осмотр дает возможность направить внимание экскурсантов на объект, подготовить их мышление к зрительному и слуховому восприятию материала. Осмотр объекта предваряет рассказ. Экскурсовод называет экспонат и дает экскурсантам время для самостоятельного наблюдения, ознакомления с его общим видом, выявления наиболее запоминающихся деталей, сопоставления своих сведений о нем, почерпнутых из иллюстраций в книгах, на открытках, с тем, что он непосредственно наблюдает в данный момент. Предварительный осмотр продолжается не более 1,5-2 минуты и не сопровождается рассказом экскурсовода. Также необходимый метод в этой экскурсии – это экскурсионный анализ. Это прием показа, с помощью которого происходит детальное наблюдение объекта в целом или отдельных его частей. Зрительно воспринимаемый в данный момент объект мысленно расчленяется на составные части для более глубокого изучения их свойств. В данном случае наиболее уместен естественнонаучный и  исторический виды экскурсионного анализа.

 Прием зрительного сравнения используется, когда экскурсоводу приходится сопоставлять признаки одного и того же объекта или группы объектов, а также сравнивать между собой различные явления, предметы, факты. Сравнение проводится по сходству объектов или различию между ними.

Неотъемлемая часть экскурсии – рассказ экскурсовода. По отношению к показу рассказ вторичен, подчинен показу и вне показа не используется. Рассказ носит подчиненный характер и тогда, когда опережает показ объекта, ибо нацеливает экскурсантов на осмотр объекта. Таким образом, рассказ может предварять показ объектов, сопровождать его или закреплять зрительное впечатление. Вне маршрута и конкретных объектов показа экскурсионный рассказ не существует. Убедительности рассказ достигает с помощью зрительных доказательств. Рассказ экскурсовода всегда должен иметь четкий композиционный план, обусловленный единой темой, включающей несколько подтем.

В данном случае такими разделами являются: палеонтологический раздел, включающий остатки древних растений и животных; раздел "Полезные ископаемые", где представлены многочисленные образцы минеральных богатств края; природа российского Дальнего Востока, а также раздел, знакомящий с основными природными комплексами Хабаровского края.

В тех местах, когда экскурсанты не наблюдают объектов, например, характеристика особенностей природы Дальнего Востока, благодаря сочетанию разных климатических форм, рассказ становится единственной формой. Его задача в этом случае – подготовить экскурсантов к восприятию объекта или подвести итог проведенным наблюдениям.

Рассказ на экскурсии начинается с показа объекта, т.е. носит адресный характер. Экскурсант должен ясно представлять, к какому объекту или его детали, фрагменту относится рассказ. Экскурсовод может начать рассказ лишь после того, как удостоверится, что все хорошо видят объект.

Данная экскурсия рассчитана на группу взрослых от 10 до 30 человек.

Военно-исторический музей г. Хабаровска.

Военно-исторический музей Краснознаменного Дальневосточного военного округа располагает более чем 12 тысячами экспонатов, рассказывающих об истории округа с момента его создания и до настоящего времени.

В музее собраны все экспонаты о войнах прошедших по территории края. Арсенал оружия с более древних времен, который представляет собой интерес. Хотя музей старый и требует реконструкции, поток посетителей не уменьшается. Также благодаря организациям по поиску пропавших без вести воинов, иногда экспозицию музея пополняют личные вещи солдат погибших во время войны или технические трофеи, оставленные фашистами в окопах и блиндажах. Все это интересно, как сама история, и эта тема никогда не потеряет своей актуальности еще и потому, что в век технического прогресса и ядерного оружия такие музеи должны играть двойную роль - назиданием будущим поколениям и частичкой прошлого, куда приходят ветераны, чтобы вспомнить своих товарищей, напоминая тем самым, что их подвиг не забыт.

Наиболее высокий интерес проявляют к музею ветераны войны. Кроме того, постоянными посетителями музея являются школьники и курсанты военных училищ.

К 60-летию Победы, 146-й годовщине Хабаровска и Международному Дню защиты детей в музее была приурочена фотовыставка «Хабаровск и хабаровчане». Для школьников города были устроены экскурсии по выставке.

Экскурсия состоит из трех разделов: «Наш любимый город», освещающий историю города Хабаровска, городские новостройки и пейзажи, портреты старейших жителей и заслуженных горожан; «Воинская доблесть», включающий фотографии военных парадов, эпизоды из жизни военнослужащих; «Счастливое детство», представляющий фото юных хабаровчан, связь поколений, военно-патриотическое воспитание.

Эта экскурсия особенно требует предварительной подготовки экскурсионного рассказа, так как требует создания определенной сюжетной линии, показывающей место города Хабаровска в победе в Великой отечественной войне, подчеркнуть, благодаря Победе, возможность мирной жизни и счастливого детства, заинтересовать молодое поколение жизнью и развитием города и края.

Основными задачами экскурсии являются: рассказ об истории города Хабаровска, с опорой на экспонаты выставки, небольшая географическая справка, несколько небольших, но интересных биографических экскурсов, касающихся жизни известных горожан; описание жизни в г. Хабаровске в период Великой Отечественной войны, подвиги хабаровчан; рассказ о жизни и достижениях детей г. Хабаровска.

В качестве подтемы в экскурсию следует включить осмотр других экспонатов времен Великой Отечественной войны, личных вещей солдат и военных трофеев.

Экскурсия рассчитана на школьников 3 – 7 классов. Минимальное количество участников – 10, максимальное – 30 человек.

Дальневосточный Художественный музей.

Дальневосточный Художественный музей занимает одно из красивейших зданий г. Хабаровска – памятник архитектуры конца девятнадцатого века, бывшее Офицерское собрание.

Идея создания первого на Дальнем Востоке публичного музея принадлежит генерал-губернатору Приамурского края Н. И. Гродекову. Долгожданное рождение музея в 1931 году стало значительным событием в летописи г. Хабаровска. Более тысячи экспонатов из лучших музеев страны – Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и других собраний составили основу дальневосточной художественной коллекции.

Дальневосточный Художественный музей – это региональный центр научно-исследовательской, экспозиционной, выставочной, методической и кураторской работы в области изобразительного искусства.

Коллекция музея состоит из 12 тысяч экспонатов. Фонды музея располагают произведениями древне-русской живописи, западно-европейских мастеров 15-19 столетий, русских мастеров 15-20 веков, мастеров народов Приамурья.

Благодаря деятельности первого директора музея П.М.Покровского и первого научного сотрудника Г.В.Гусака музей стал обладателем коллекции национального прикладного искусства дальневосточных народов. В 1950-1970-х гг. из коллекции семьи Здановских (Хабаровск) в музей поступило несколько произведений западноевропейской живописи и скульптуры. В 1988 г. из ГРМ была передана коллекция иконописи XIX в., в 1997 году по рекомендации ГМИИ им.А.С.Пушкина музей приобрел коллекцию гравюр западноевропейских мастеров XVII-XVIII вв.

Современное собрание музея включает коллекции произведений древнерусского искусства, отечественного искусства XVIII-XX вв., западноевропейского искусства XV-XX вв. и коллекцию традиционного народного искусства.

В разделе древнерусского искусства наиболее интересной частью являются праздничные иконы конца XV века (Рис. 2). Экскурсии «Иконы 15 века» проводятся для взрослой аудитории.

                     Рис. 2

Экскурсия «Русский портрет» предназначена для широкой аудитории. Проводится она как для взрослых так и для школьников. Русское искусство XVIII-XIX вв. представлено портретной живописью (школа Д.Левицкого, В.Боровиковский, В.Тропинин, И.Лампи, А.Варнек и др.). При подготовки этой экскурсии для школьников, необходимо добавить обучающий элемент. Детей желательно познакомить с видами портрета, особенностями жанра. Ребята учатся видеть  не только индивидуальные особенности внешности и характера человека, но и личность художника, его творческую индивидуальность, восприятие мира, эпохи.

В задачи экскурсии входит: краткий экскурс в мировую и российскую историю написания портрета, описание особенностей портретной живописи на примерах, биографические справки о художниках и о людях, изображенных на портретах, пояснение о разных функциях и разном отношении к портрету в разные исторические периоды его существования.

Основными подтемами экскурсии являются: «Русский парадный портрет 18 века», «Репрезентативный портрет рубежа веков», «Развитие традиций русского портрета в 19 веке».

В подготовке такой экскурсии необходимо уделить большее внимание методической разработке. Рассказ должен не только давать информацию о самом полотне и в большей мере содержать указаний на стиль и личность его исполнителя. Например, представляя работу Д. Левицкого «Портрет А. Ф. Кокоринова» (Рис. 3), необходимо указать не только на блестящее выполнение работы в техническом плане, но и на недостаток еще глубины психологического проникновения художника во внутренний мир человека[10].

                                    Рис. 3

Необходимо показать преемственность традиций внутри школы Д. Левицкого. Также очень важно охарактеризовать самобытность стиля каждого художника.

В такой экскурсии особенно важно сбалансировать соотношение рассказа и показа. Необходимо включить в рассказ цитаты из художественных произведений, помогающие лучше проникнуться духом эпохи и психологией людей того времени. Цитаты выписываются на небольшие карточки. Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией в нужной последовательности. Экскурсовод может пользоваться этими карточками в процессе рассказа, ибо сразу наизусть запомнить все цитаты трудно, а точность в воспроизведении отрывков литературных источников, особенно исторических документов, важна.

Численный состав участников для детской экскурсии не должен превышать 25 человек. Группа взрослых же экскурсантов может быть от 10 до 35 человек.

Для студентов проводятся экскурсии по коллекциям произведений 1900-1920-х гг. П.Кончаловского, И.Машкова, К.Коровина, Ф.Боткина; таких известных мастеров 1920-1930-х гг., как Д.Штеренберг, М.Сарьян, К.Петров-Водкин, И.Грабарь, А.Герасимов, Г.Савицкий, Н.Крымов, Н.Терпсихоров, а также собранию отдела современного искусства: ленинградский андеграунд 1950-1960-х гг., художники-нонконформисты Москвы 1950-1970-х гг., искусство художников Дальнего Востока 1920-1990-х гг.

Музей археологии.

Хабаровский музей археологии имени А. П. Окладникова является первым Дальневосточным археологическим музеем, хотя имеет совсем не долгую историю. Он был открыт в 1999 году в здании, являющемся памятником архитектуры, построенном в 1900 году.  Экспозиция археологического музея создана на материалах археологических коллекций краеведческого музея.

В течение пяти лет музей ведёт большую научную работу. Сотрудники музея совместно с учёными из Китая, Японии и других стран проводят экспедиционные исследования. Материалы, полученные в результате раскопок и разведок, пополняют фонды музея. За этот небольшой срок музей стал не только научным центром, но и местом популярным среди всех поклонников археологии. Более 70 тысяч экспонатов содержится в фондах музея археологии Дальнего Востока.

Здесь выставлены уникальные находки: предметы быта и орудия труда людей, населявших в древности наш край, изображения на камне и многие другие экспонаты. Особой популярностью у посетителей пользуется экспонат бивня мамонта, датированный 25-30 тысячелетиями до нашей эры.

В ходе археологических экспедиций, организованных музеем открываются памятники культуры.  Вместе с опытными археологами в работах активное участие принимают студенты и школьники Хабаровска.

В археологическом музее можно посетить такие экскурсии, как «Далекое прошлое Приамурья» - обзорная. Предназначена эта экскурсия для широкой аудитории, для школьников, студентов, любителей истории и гостей города, в том числе и зарубежных. Экскурсия проводится на трех языках: русском, английском и немецком.

Экскурсию необходимо разбить на несколько подтем и сюжетно объединить экспозиции разных эпох.

Так показывая искусство каменного века нужно показать стоянку охотников, а также каменные орудия древних людей. Чтобы дать экскурсантам почувствовать себя в каменном веке можно использовать приемы зрительной реконструкции и локализации событий.

Отдельной подтемой желательно выделить экспозицию развитого и позднего неолита, в которую входит коллекция посуды и образцы искусства малых форм. Заключить часть экскурсии, посвященной каменному веку можно показом монументальных памятников древнего искусства Приамурья - петроглифов и писаниц, первые из которых появились 8 - 10 тысяч лет назад.

                              Рис. 4

При переходе к залу, содержащему экспонаты железного века, желательно подготовить восприятие экскурсантов, совершив логический переход. Например: «В эпоху металла железо постепенно вытеснило камень и стало одним из основных материалов для производства орудий труда и вооружения. Это вызвало стремительный экономический рост и резкое увеличение количества оседлых поселений. В диораме воспроизведен фрагмент одного из древних жилищ».

                                     Рис. 5

Далее необходимо логически перейти к показу образцы средневекового вооружения средних веков, относящихся к культуре амурских чжурчженей, которая вероятно, стала основой возникновения в более позднее время культур предков современных народов Приамурья: удэгейцев, ульчей, нанайцев, нивхов и других.

Также музей проводит тематические экскурсии для школьников с третьего по десятый классы. Такие экскурсии строятся с учетом школьной программы. Цель экскурсий – наглядная иллюстрация изучаемого материала. Группа, в таких случаях, набирается в размерах класса, то есть 20 – 30 человек.

Заключение

В заключении хотелось бы подвести некоторые итоги. 

Организация и проведение музейных экскурсий в городе Хабаровске является крайне важным делом, с точки зрения нравственного воспитания, образования и  повышения культурного уровня молодежи, а также для развития города Хабаровска как культурного центра.

Мы рассмотрели особенности подготовки и проведения экскурсий в четырех наиболее крупных музеях города с точки зрения содержания и специфики музеев и возрастных особенностей экскурсантов.

Следуя обозначенным во введении задачам мы выявили методические тонкости проведения экскурсии, описали такие основные методические приемы как показ и рассказ, возможное их соотношение в зависимости от специфики содержания экскурсии и аудитории, а также некоторые методические приемы.

Для выполнения другой задачи нами были описаны четыре крупнейшие музея города Хабаровска с точки зрения интереса, который они представляют для проведения экскурсий для разных возрастных и социальных групп. Описаны некоторые экскурсии, проведенные в этих музеях, выявлены особенности подготовки с учетом специфики содержания и особенностей аудитории. 

Что касается достижения цели, а именно – изучение способов проведения экскурсий в музеях, то хотелось бы отметить, что музейные экскурсии, в некотором смысле, ограничены в выборе методических приемов, например, таких, как движение. Зато, гораздо большее значение приобретает экскурсионный рассказ, особенно важной становится разработка его сюжетной линии. Его подготовка становится важнейшей частью подготовки экскурсии.

Приложение

Таблица 1

п/п

Цели

Задачи

Формы проведения

1

Отдых

Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов

Прогулка

2

Учебная

Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории)

Урок вне классного помещения

3

Научная

Выявление экспонатов для краеведческого музея

Экспедиция

4

Общеобразовательная

Расширение общего культурного кругозора

Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии

5

Культур- но-просве- тительная

Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям

Обзорная многоплановая экскурсия

6

Культур- но-воспитательная

Усвоение знаний в сочетании с воспитанием

Тематическая экскурсия

Список использованной литературы:

1. Акулич Е. М. Музей как социальный институт. Автореферат дисс. Канд. Социологии. Санкт-Петербург 2004.

2. Артемов Е. Г. Социальные функции современного музея исторического профиля // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX – XXI веков / Труды ГИМ. Вып. 127. – М., 2001. С. 99 – 105.

3. Дальневосточный художественный музей: Русское искусство.-Хабаровск.,1980

4. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992.

5. Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1986.

6. Зиновьева Ю.В. Взаимодействие музея и общества как социокультурная проблема. Автореферат дисс. канд. культурологии. Санкт-Петербург. 2000. С. 14.

7. Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1980.

8. Проблемы комплектования коллекции ДВХМ: Сб. статей /сост. Л.Г.Козлова, С.А.Соловьева.- Хабаровск,1990

9. Сайт Хабаровского Краевого краеведческого музея. Адрес: http://www.hkm.ru/ [Обращение к документу 1.09.2005]

10. Требования к методической разработке экскурсии: Метод. рекомендации. – М.: ЦРИБ «Турист», 1979.


[1] Артемов Е. Г. Социальные функции современного музея исторического профиля // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX – XXI веков / Труды ГИМ. Вып. 127. – М., 2001. С. 99 – 105.

[2] Акулич Е. М. Музей как социальный институт. Автореферат дисс. Канд. Социологии. Санкт-Петербург 2004.

[3] Емельянов Б. В. Экскурсоведение. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992.

[4] Емельянов Б. В. Экскурсоведение. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992.

[5] Емельянов Б. В. Экскурсоведение. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992.

[6] Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1980.

[7] Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1986.

[8] Требования к методической разработке экскурсии: Метод. рекомендации. – М.: ЦРИБ «Турист», 1979.

[9] Сайт Хабаровского Краевого краеведческого музея. Адрес: http://www.hkm.ru/ [Обращение к документу 1.09.2005]

[10] Проблемы комплектования коллекции ДВХМ: Сб. статей /сост. Л.Г.Козлова, С.А.Соловьева.- Хабаровск,1990