СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Социальная работа с группой в 40-90-е годы XIX в. 4
2. Социальная работа с группой в начале XX в. 5
3. Развитие социальной групповой работы в середине XX в. 7
4. Социальная работа в группах в конце XX в. 9
Заключение 11
Список литературы_ 12
Введение
Социальная работа с группой развивалась в течение столетия на основе эмпирического опыта и научных теорий и была направлена на преодоление последствий промышленной революции и урбанизации. Идеология работы строилась на развитии индивидуальности отдельного человека, причастности его как гражданина к демократическому преобразованию общества.
Групповая работа, имеющая широкий спектр — от образования до досуговых групп, получает новый импульс развития в 20 — 30-е гг. XX в., когда она (в форме добровольных ассоциаций) была включена в образовательный процесс. Это позволило не только расширить базовые навыки групповых работников, но и по-новому осмыслить групповую деятельность как действенный механизм социализации личности.
Идентификация социальной работы с группой с социальной работой, где она рассматривалась как ее неотъемлемая часть, вызвала глубокие изменения в профессиональной деятельности: расширение методов групповой работы, включение в нее методов лечения, принятых в индивидуальной работе, и терапевтические подходы.
В конце века актуализировалась социетальная стратегия групповой работы, направленная на решение проблем рассовой дискриминации, проблем бедности и отчуждения.
Цель данной работы: Проанализировать оформление социальной работы с группой.
Задачи:
1) Рассмотреть социальную работу с группой в 40-90-е годы XIX в.
2) Изучить социальную работу с группой в начале XX в.
3) Проанализировать развитие социальной групповой работы в середине XX в.
4) Рассмотреть социальную работу в группах в конце XX в.
5) Сделать выводы.
1. Социальная работа с группой в 40-90-е годы XIX в.
Социальная работа с группой идеологически оформляется в сеттльментах. Именно там находились первые агентства взаимопомощи, центры поддержки конфессиональных организаций, а также образовательные центры по развитию грамотности среди населения. Первые группы в агентствах представляли собой группы по интересам, которые собирались для отдыха, получения образования, установления дружеских отношений, и они мало были похожи на группы риска. Так, например, в Лондоне в 1844 г. Дж. Вилльямс основал Молодежную мужскую христианскую ассоциацию с целью воспитания молодых людей в христианских традициях и идеалах. Аналогичные организации возникают не только в Англии, но и в США. Так, в 1851 г. основана подобная организация в Балтиморе, в 1866 г. создана Молодежная женская христианская организация в Бостоне. Эти организации открывали специальные школы, летние лагеря, организовывали рациональный досуг молодежи[1].
Можно проследить, как постепенное социальное реформирование общества включало в интересы благотворительных и конфессиональных организаций проблемы различных социальных групп. Бедность и нищета среди рабочих слоев населения, эксплуатация, политическая коррупция вносили коррективы в их деятельность. Социальная поддержка безработных, обеспечение питанием голодных, лечение больных — таковы основные акции и программы действий, которые разворачиваются в тот период в групповой работе.
Наиболее распространенной формой групповой деятельности этого периода являлась работа клуба. Клуб, состоящий из небольшой группы людей, объединял различные слои населения. Так, работали клубы, деятельность которых была связана с организацией жизнедеятельности «детей улиц», беспризорных детей. Другие клубы объединяли людей на основе политических интересов, например дискуссионные клубы рабочих, изучающих теории социализма, или женщин, борющихся за свои права.
Деятельность клубов была построена либо на общности интересов, либо на индивидуальных дружественных связях. Клубы были автономны, имели свои уставы и членские обязанности. Наиболее авторитетный человек избирался директором клуба. Он осуществлял функции наблюдателя, отвечал за общее развитие, урегулирование отношений, за эффективность взаимоотношений между членами клуба.
2. Социальная работа с группой в начале XX в.
В начале XX в. обостряются социальные противоречия, промышленная революция и урбанизация осложняются крупномасштабной миграцией населения как из фермерских хозяйств в города США, так и иммигрантов из Европы.
Как считают исследователи, в этот период практика групповой работы представлена широко и разнообразно, но она была разрозненной, так как существовали определенные организационные и идеологические препятствия для создания единой системы помощи.
Объединить различные виды групповой работы было довольно сложно, поскольку одни ориентировались на национальные программы, другие расширяли сферу местных услуг; одни группы были направлены на решение проблем досуга и это трактовали как демократизацию отношений, другие видели приоритеты в образовании. Группы дифференцировались на основе этнических, конфессиональных, классовых ориентации. Одни группы строили работу на основе социально-ориентированных программ, другие - на основе спонтанных действий.
В этот период намечается противоречие между конфессиональными организациями и движением социального реформирования общин. Конфессиональные организации видели основу всех причин проблем человека, как экономических, так и социальных, в его индивидуальности, в «моральных дефектах», своеобразных комплексах неполноценности. Поэтому они отрицали работу с группой вообще и социальную работу — в частности. Морально-этические конфессиональные принципы, с позиций деятелей благотворительных организаций, должны были через систему клубов стать основой групповой работы.
В отличие от деятелей благотворительных организаций, идеологи Движения за реформирование поселений видели проблему бедности не в индивидуальной обусловленности, а в социально-экономических условиях общества. Их волновала не проблема «бедности в одежде», а проблема бедности вообще[2].
Тем не менее, к 1910 г. намечаются тенденции к объединению данных сил. Этому способствовали общие гуманитарные программы, в том числе практики деятельности, обмен профессиональными сотрудниками.
Общность интересов и пересечение программ повлекли за собой обмен персоналом, что не могло не повлиять на обогащение методов работы.
После первой мировой войны социальная индивидуальная работа обретает новое наполнение благодаря внедрению психоаналитической теории. В это же время социальная работа с группой все еще рассматривается как демократический путь развития общества в целом через его структурные элементы.
Однако в 1920-с гг. оформляется интерес к группе как к методу лечения. М. Ричмонд в 1920 г. начинает исследования поведения группы, где она увидела новые возможности лечения и внедрения метода индивидуальной работы с клиентом. В тот период она заявила: «Я обращаюсь к новой тенденции рассмотреть наших клиентов под углом, который могла бы назвать малой психологической группой». С нею солидаризировалась М. Фоллстт, которая в групповой работе видела новые возможности для расширения индивидуальной работы, используя «внутреннюю творческую энергию», благотворно влияющую на ценности отдельного индивида.
Но не только практика социальный работы с труппой на этом этапе обогащала ее методологическую базу. Большую помощь стали оказывать преподаватели школ социальной работы, например Дж. Дейв, который был не только участником групп самопомощи, но и преподавателем школы социальной работы, внедряющим социологические подходы в практическую деятельность. В основе процесса обучения групповой работе им была предложена методика «изучая — делая», т.е. будущие профессионалы обучались стратегиям работы по проектам, в отличие от спонтанных проблемных ситуаций, основанных на принципе «здесь и теперь».
Большое влияние на становление теории групповой работы оказало развитие социологической мысли в лице таких ее представителей, как Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Г. Мид и др. Группа рассматривалась ими не как сумма ее частей, в ней начинали видеть обобщенные групповые феномены, такие как принадлежность, отчуждение, изоляция. Большое влияние оказали концепции солидарности и аномии. Теоретический прорыв был сделан в понимании структуры группы, ее формы и отношений, складывающихся в процессе групповой динамики.
Не менее важным фактором для развития идеологии групповой работы послужили социально-философские и политические доктрины таких представителей, как М. Фоллетт, Э. Линдеман и Х. Эллиотт. Они считали, что демократия не может ограничиваться только политическими действиями и «урнами избирателей», когда выбираются представители власти. Только активное участие групп может привести общество к индивидуальному и социальному развитию, «к творческому росту демократических решений».
3. Развитие социальной групповой работы в середине XX в.
В начале 1930-х гг. появляется особый вид образования, направленный на подготовку профессионалов для работы с группой. Такая курсовая подготовка развернулась во многих штатах, что позволило создать сеть курсов, обучающих групповой работе. В 1935 г. на Национальной конференции социальной работы (NCSW) в Детройте была создана секция по работе с группой. А в 1936 г. образуется Американская ассоциация изучения работы группы (AASGW), целью которой стало «разъяснение философии и практики работы с группой». Вместе с тем деятели групповой работы рассматривали её как самостоятельный вид деятельности и не воспринимали как составную часть социальной работы. К 1938 г. она насчитывала более 400 профессионалов, ведущих подготовку в области групповой работы.
С 1937 по 1938 г. наблюдалась тенденция роста количества школ, специализирующихся в групповой работе, их число увеличилось от тринадцати до двадцати одной. С 1939 по 1955 г. выходил информационный бюллетень, который отражал специфику работы с группой по таким направлениям, как образование, сфера досуга, социальная работа.
В указанный период наблюдается многообразие теоретических подходов к групповой работе. Можно выделить работы Г. Були, уделившего много внимания обоснованию образовательных аспектов групповой работы. Э. Харт видел необходимость развития индивидуальности через опыт группы. Г. Л. Койл в 1935 г. опубликовала исследование «Работа группы по социальному изменению», где она обосновывает групповой процесс как способ действия в особом направлении, приводящий к социальным изменениям в общественных отношениях.
В этот период, несмотря на то что социальная работа с группой признавалась профессиональным сообществом как самостоятельный вид деятельности, имеющий свои специфические методы и принципы работы с клиентом, тем не менее имелось много разногласий по поводу ее целей и функций. Одна группа исследователей считала, что групповая работа должна быть направлена на работу с людьми, имеющими проблемы в социальных отношениях. Другие своими основными задачами считали работу с «нормальными» людьми. Третьи видели главную задачу в области образования, четвертые — в области досуга. Различия намечались и в акцентах работы, здесь дискуссии велись о приоритетах социального действия и социальных изменений. Поэтому концептуальные различия касались индивидуального роста, социального регулирования и социального развития.
Тем не менее к середине 1930-х гг. групповая работа все чаще начинается рассматриваться как социальная работа с группой, имеющая определенные системные черты: она представляла собой определенную область деятельности, рефлексировалась как специфический помогающий процесс, имела свои методы изменения ситуации клиента.
К концу 1940-х гг. выходит много работ, посвященных практике работы с группой. Г. Л. Койл издает в 1947 г. две книги — «Опыт группы» и «Демократические ценности», в которых она обосновывает влияние работы в малых группах на развитие демократии. Одним из первых авторов учебников по работе с группой стала Харлей Трекер (Harleigh Trecker) в 1948 г. Работа носила теоретико-прикладной характер, имела большой иллюстративный материал относительно лидерства в специализированных группах: отдыха, досуга, образования, раскрывала аспекты групповой работы в микросоциальной среде. В 1949 г. выходит учебник Г. Риланада, он отражал все аспекты групповой работы на тот период, был снабжен богатым иллюстративным материалом — от наблюдений до административных процессов.
В 1950-1960-е г.г. развитие социальной работы с группой было связано с отходом от концепций социального действия и переходом к концепциям лечения. Это было обусловлено политической ситуацией: наступала эпоха холодной войны и в американском обществе получает распространение идеология маккартизма. В связи с этим основной акцент переносится на терапевтическую работу, особенно на директивные ее формы, — это работа в области межкультурных и межрасовых программ. Дальнейшее распространение получает групповая работа среди молодежи, развивается сотрудничество между представителями школ индивидуальной и групповой работы.
На этом этапе происходит окончательная идентификация групповой работы как направления социальной работы. В 1955 г., когда Американская ассоциация групповой работы наряду с другими организациями вошла в состав Национальной ассоциации социальной работы, окончательно было зафиксировано, что работа с группой представляет собой один из методов социальной работы. Такое решение не могло не отразиться на образовательной практике, и школы социальной работы включили в свои учебные планы изучение социальной групповой работы наряду с индивидуальной работой.
На развитие теории и практики социальной работы с группой в 1950 —1960-е гг. большое влияние оказали социальные и поведенческие науки. Преподаватели и практики социальной групповой работы, а это были педагоги, практикующие врачи и юристы, все чаше обращались к исследованиям в области малых групп, которые были сделаны в социологии, антропологии, психологии.
Комитет по практической работе определяет конкретные задачи в области групповой работы. Группы могут использоваться:
1) в исправительных целях, когда дело касается поведения одного или нескольких ее членов;
2) для предупреждения дисфункций (в случае такой опасности);
3) для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста;
4) для утверждения личности;
5) в целях обучения и воспитания чувства гражданственности;
6) для осуществления одной или всех этих целей одновременно состав группы может меняться по мере того, как изменяются потребности клиентов[3].
4. Социальная работа в группах в конце XX в.
Этот период практики социальной работы с группой характеризуется расширением практики деятельности и развитием методов работы, направленной на расширение индивидуальных возможностей человека, его самоактуализацию, развитие гуманистических ценностей.
Несмотря на то, что проблемы идентичности групповой работы с социальной работой потеряли свою научную актуальность, дискуссии относительно целей и функций социальной работы с группой по-прежнему продолжаются.
Секции групповой работы Национальной ассоциации социальной работы в 1970-е гг. в конечном итоге все же удалось сформулировать основные цели социальной работы с группой:
1) корректирующие — обеспечить получение позитивного опыта в ситуациях социальных и индивидуальных дисфункций;
2) профилактические — предотвратить социальные и индивидуальные кризисы в ситуациях, в которых имеется опасность ухудшения процесса жизнедеятельности;
3) позитивного роста и развития - облегчить развитие индивидуумов в период кризисных жизненных циклов;
4) повышения индивидуальной самооценки — достигнуть большей степени самореализации через значимые межличностные отношения;
5) гражданской ответственности и участия — сформировать демократические ценности среди членов группы как активных участников общественной жизни.
В этот период продолжается поиск эффективных моделей помощи индивиду в трудной жизненной ситуации, что требовало расширения знаний о человеке и его ситуации. Теория систем, бихевиоризм, экзистенциализм стали играть в данный период большую роль при определении концептуальных стратегий.
В этот период выходит множество учебников, освещающих различные стороны групповой работы. Групповая работа рассматривалась как программированная деятельность, где внимание обращалось на межгрупповое взаимодействие, вербальную и невербальную коммуникацию, процесс групповой динамики в микрогруппе.
Стали появляться работы теоретического характера. В них рассматривались проблемно-ориентированные подходы, использование научных методов в диагностировании, оценке и вмешательстве. Происходит осмысление роли социальных и поведенческих наук в систематизации социоповеденческих методов лечения. Находят развитие комплексные поведенческие подходы к лечебной работе в группе, основанные на комбинации динамики группы и методов модификации поведения.
Заключение
Современность, насыщенная социальными и техногенными катастрофами, как никогда высветила проблему ценности человеческой жизни. И если, как неоднократно было заявлено, социальные проблемы сегодня действительно являются государственным приоритетом, актуализируется и научный поиск в деле оказания профессиональной помощи человеку в трудной жизненной ситуации[4].
Становление научных основ социальной работы происходило в нелегкий период между двумя мировыми войнами, когда поддержка была необходима миллионам людей.
Социальная работа сегодня — это новые проекты, технологии, методики, направленные на создание безопасного и благополучного общества, развития и процветания здорового и счастливого поколения.
Во всем мире очень высоко котируется специальность - социальная работа. В нашей стране она новая, и не все даже понимают ее суть. Считается, социальный работник - это человек, который лишь ухаживает за немощными стариками. Но ведь это не так. Это понятие за рубежом имеет совершенно другую наполненность. Специалист по социальной работе, это человек, который может работать как бы на двух уровнях. На макроуровне - в области социальной политики вообще. И - на уровне организации социальной помощи населению, в приближении к практическим структурам. Столь значимые задачи должны решаться компетентными профессионалами. Специалист по социальной работе должен иметь знания в области психологии, социологии, экономики, права, менеджмента[5].
Таким образом, социальная работа сегодня не является каким-то отдельным институтом, она включает в себя многостороннюю деятельность различных государственных и муниципальных структур, которые оказывают помощь всем, кто в ней нуждается.
Список литературы
1) Бочарова В.Г. Личность - семья - община становится центром системы социальных служб. // Социальная работа. -1992. - № 1. С.3-9.
2) Миддлмэп А, Голъдберг Г. Социальная работа с группой // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — М.: ВЕЧЕ, 1994. — Т. 3.
3) Организация деятельности центров социальной помощи семье и детям и центров психолого-педагогической помощи населению по предупреждению детской безнадзорности. //Российский фонд социальных реформ. – М.: Просвещение, 2001. – 58 с.
4) Основы социальной работы. /Под ред. Павленок П.Д. – М.: «Полимаг», 1999. – 368 с.
5) Теория и методика социальной работы. (Краткий курс) – М.: «СОЮЗ», 2004. - 192 с.
6) Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики. – М.: Академия, 2002. - 190 с.
[1] Миддлмэп А, Голъдберг Г. Социальная работа с группой // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — М.: ВЕЧЕ, 1994. — Т. 3.
[2] Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики. – М.: Академия, 2002. С. 127.
[3] Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики. – М.: Академия, 2002. С. 139.
[4] Теория и методика социальной работы. (Краткий курс) – М.: «СОЮЗ», 1994. С. 5.
[5] Бочарова В.Г. Личность - семья - община становится центром системы социальных служб. // Социальная работа. -1992. - № 1. С. 3-9.