ПЛАН

ПЛАН.. 2

1. СТРУКТУРА АССОРТИМЕНТА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА.. 3

2. СТАДИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ФОРМИРОВАНИЕМ СВОЙСТВ ТОВАРОВ.. 5

3. ВЛИЯНИЕ ОСВЕЩЕННОСТИ И ГАЗОВОГО СОСТАВА НА СОХРАННОСТЬ ПРОДУКЦИИ   7

4. ТОВАРНАЯ ОБРАБОТКА.. 9

5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ... 12

6. МЕТОДЫ ТОВАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ: КЛАССИФИКАЦИЯ, КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА   13

7. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ.. 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 20

1. СТРУКТУРА АССОРТИМЕНТА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА

Под ассортиментом товаров понимают набор товаров различных видов и разновидностей, объединенных по потребительному, торговому, производственному или материально-техническому признаку.

Ассортимент количественно  характеризуется следующими основными показателями: структурой, широтой, полнотой, устойчивостью и степенью обновления.

Структура ассортимента представляет собой количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей в товарообороте, выраженное в процентах от всего ассортимента.

Структура ассортимента считается рациональной, если она в наибольшей степени соответствует спросу потребителей, в противном случае образуются запасы одних товаров и создается искусственный дефицит на другие. [1]

 Глубина ассортимента – это количество разновидностей в каждой подгруппе продукции. Широта ассортимента представляет собой количество видов, разновидностей и наименований однородных и разнородных групп, предлагаемых торговым предприятием. Полнотой ассортимента называется способность набора продукции однородной группы удовлетворять одинаковые потребности потребителей.

Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли. Формированием ассортимента продукции (ассортиментной политикой) на предприятии занимаются службы сбыта.

Принципы формирования ассортимента продукции следующие:

─ обеспечение достаточной полноты продукции частого спроса и простого ассортимента, незаменяемых или трудно заменяемых в потреблении;

 ─ обеспечение достаточной широты видов продукции по каждой группе и подгруппе в зависимости от ассортиментного профиля торгового предприятия;

─ установление определенного количества разновидностей по каждому виду продукции в зависимости от товарного профиля и зоны деятельности торгового предприятия;

─ учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной зоне деятельности торгового предприятия. [2]

Основные факторы, влияющие на формирование ассортимента, можно подразделить на две группы:

1) общие;

2) специфические.

К общим факторам относятся спрос и рентабельность.

В группу специфических факторов входят: сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса и использование современных достижений науки в производстве товаров, социально-демографические и социально-психологические факторы.

Формирование ассортимента товаров в значительной степени определяется видом предъявляемого спроса, который может быть:

− специальным – спрос на определенный товар или его разновидность, не допускающий замену каким-либо другим, даже однородным товаром;

− импульсивным – спрос, который появляется и формируется под влиянием побуждений, предложения (реклама, выкладки);

− альтернативным – спрос, окончательно формируется в процессе выбора товаров, ознакомления с предложенным ассортиментом. [3]

2. СТАДИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ФОРМИРОВАНИЕМ СВОЙСТВ ТОВАРОВ

 К стадиям технологического цикла относятся следующие стадии:

1) Предтоварная стадия, которая включает в себя товародвижение; проектирование и/или разработку продукции; материально-техническое снабжение; приемочный контроль сырья; производство продукции и окончательный контроль готовой продукции.

2) Товарная стадия, при которой осуществляется формирование товарной партии; хранение и транспортирование; предреализационная товарная обработка; реализация товаров; потребление; послепродажное обслуживание при эксплуатации или консультирование.

3) Стадия утилизации отходов товара. Представляет собой повторное использование или уничтожение отходов.

На предтоварной стадии проектируется, разрабатывается и производится продукция для удовлетворения потребителей. Не вся произведенная продукция становится товаром, часть ее может быть отбракована, как дефектная и отправлена на промышленную переработку или на уничтожение.

Товарная стадия начинается с формирования товарных партий из единичных экземпляров, но осуществляется на складе готовой продукции или в эксплуатации предприятия изготовителя. Последующие этапы товарной стадии до реализации обеспечивают товародвижение партий в целом и предназначены для сохранения ее целостности по количеству и качеству. Вследствие многократного использования товаров, при котором он не утрачивает функционального назначения, постепенно снижается его качество. Для замедления процессов, ухудшающих качество, а также для предупреждения или устранения дефектов необходим этап послепродажного обслуживания товаров при их наладке и эксплуатации. Использованные товары, частично или полностью сохранившиеся, но утратившие потребительские свойства переходят в категорию отходов и подлежат повторному использованию или уничтожению. [4]

На различных этапах технологического цикла случаются потери сырья, полуфабрикатов и т.д. Эти потери могут быть измерены в натуральном и денежном выражении. Отсюда выделяют две группы потерь:

1) товарные – потери, вызванные частичной или полной утратой количественных или качественных характеристик товара в натуральном выражении;

2) материальные – потери, вызванные частичной или полной утратой стоимостных характеристик в денежном выражении.

Существуют следующие виды товарных потерь:

─ количественные, заключаются в уменьшении массы объема и других количественных характеристик товара. Они бывают в зависимости от причин возникновения: а) естественная убыль и б) предреализационные товарные потери.

Естественная убыль вызывается процессами, которые свойственны товарам и происходят при их транспортировке и хранении. К причинам возникновения естественной убыли относятся:

─ усушка. Чем больше воды в продукте, меньше его водоудерживающая способность и менее надежна упаковка, тем выше естественная убыль за счет усушки.

─ распыл. Он свойственен мелко измельченным продуктам, происходит за счет удаления частиц продукта в виде легких пылевидных частиц при перетирании, фасовке, взвешивании, прилипании частиц к стенкам тары.

─ разлив. Это происходит с жидкими, вязкими, мазеобразными продуктами за счет прилипания к стенкам тары и перемещения товаров из одной тары в другую.

─ улетучивание. Является биологическим процессом распада энергических веществ и выделения энергии.

─ бой стеклотары.

Предреализационные товарные потери вызывают процессы, связанные с подготовкой товаров к продаже. Они бывают ликвидные и неликвидные.

Проводятся следующие меры по предотвращению и снижению потерь:

1) Организационные. Эти меры выявляют причины возникновения потерь с целью их предупреждения или снижения. Они могут носить профилактический характер.

2) Технологические – это меры по учету факторов внутренней среды и регулирующих факторов внешней среды, предупреждающих потери.

3) Информационные – меры по обеспечению персонала необходимой информацией, которые позволяют предупредить или снизить товарные потери.

3. ВЛИЯНИЕ ОСВЕЩЕННОСТИ И ГАЗОВОГО СОСТАВА НА СОХРАННОСТЬ ПРОДУКЦИИ

Условия хранения, транспортирования и эксплуатации товаров могут быть различными в зависимости от воздействия физико-химических, механических и биологических факторов.

К физико-химическим факторам, способным повлиять на сохранность продукции, а также на ее качество, являются влажность, температура, освещенность и компоненты воздуха (газовый состав – кислород, сероводород, сернистый газ).

Область видимого и ультрафиолетового света является частью общего спектра электромагнитного излучения.

 Световые лучи передают изделию свою энергию, вызывая световое и светотепловое старение. Интенсивность светового воздействия на товары и материалы зависит от энергии световых лучей. В видимой части  светового спектра (λ=380-760 нм) наибольшую энергию несут фиолетовые лучи. В невидимой части спектра наибольшей мощностью обладают ультрафиолетовые лучи (λ=10-380 нм). Действие световой энергии проявляется в окислительной деструкции полимеров: происходит разрыв цепей макромолекул, сшивание, образование в продуктах деструкции функциональных кислородосодержащих групп. В результате фотодеструкции изменяются потребительские свойства товаров: снижаются прочность, эластичность, стойкость к многократным деформациям, появляется хрупкость, изменяются сорбционные свойства – возрастает водопоглощение за счет увеличения кислородосодержащих функциональных групп; ухудшаются эстетические свойства – появляются трещины, уменьшается блеск, изменяется окраска.

Однако в то же время свет замедляет микробиологические процессы, препятствует развитию насекомых. Поэтому на складах рекомендуется рассеянное дневное или искусственное освещение.

Газовый состав воздуха также оказывает существенное влияние на свойства, сохранность и качество материалов и товаров. Чем меньше в воздухе пыли и вредных газов, тем лучше условия для хранения и эксплуатации товаров.

Пыль, осаждаясь на увлажненной поверхности изделий, образует кислотные и щелочные растворы, под воздействием которых изменяются свойства изделий. И вследствие этого снижается их сохранность.

Сероводород вызывает почернение изделий из серебра, нарушает электрический контакт электронных приборов.

Сернистый газ способствует ускорению коррозии металлов, потемнению пигментов и красок.

Кислород воздуха, являясь активным окислителем, наиболее сильно влияет на свойства изделий. Под действием кислорода ускоряются процессы химической и микробиологической коррозии материалов всех видов, которые в свою очередь приводят к снижению прочности и эластичности, изменению окраски, появлению неприятного запаха и так далее.

Изделия для предохранения от вредного воздействия воздуха следует хранить в герметичной упаковке или покрывать защитной пленкой, содержать в хорошо проветриваемых складских помещениях. [5]

4. ТОВАРНАЯ ОБРАБОТКА

Товарной обработкой называется совокупность операций по подготовке товаров к реализации. Выполняется она для того, чтобы обеспечить надлежащее качество товаров и необходимое их количество или комплектность.

Обеспечение надлежащего качества достигается с помощью следующих основных операций: сортировки, калибровки, мойки, покрытия защитными оболочками или их удаления.

Формирование необходимого количества товаров, предназначенного для продажи покупателям, достигается с помощью фасовки и упаковывания или разупаковывания.

Целью основных операций товарной обработки является придание привлекательного внешнего вида, а также удобных для потребителей количественных характеристик единичным экземплярам товаров для создания потребительских предпочтений.

Операцией по разбраковке товарной партии на градации качества и удалению некачественных экземпляров является сортировка товаров по качеству. При сортировке отбраковывают нестандартные товары и отходы. При делении товаров на сорта проверяют соответствие фактического качества стандартной продукции сорту, указанному на маркировке или в товарно-сопроводительных документах. Если же товарная партия представляет собой смесь сортов, то ее разбраковывают по сортам.

Еще одной из важнейших операций товарной обработки является сортировка. Особое значение она имеет для товаров, качество которых при хранении существенно изменяется, но эти изменения неодинаково происходят у разных единичных экземпляров товаров. Вследствие этого возникает неоднородность товарной партии. Это требует разбраковки на однородные по качеству градации. Организация работ по  обеспечению надлежащего качества сортировки входит  в должностные обязанности товароведов.

Наряду с сортировкой для отдельных товаров применяют калибровку. Калибровкой называется операция по разделению товаров по размерам. Для этих целей применяют простейшие приспособления: калибры или калибровочные машины. Калиброванные товары имеют одинаковый размер. Преимущества калиброванных товаров следующие: у них более привлекательный товарный вид, они лучше размещаются в таре, а в ряде случаев характеризуются одинаковым качеством и сохраняемостью. Наиболее часто калибруют товары, которые являются природными объектами и отличаются неравномерными размерами. Товары промышленного производства, как правило, в калибровке не нуждаются, так как однозначность их размеров обеспечивается на стадии производства.

Еще одна операция товарной обработки – мойка. Это операция по удалению поверхностного загрязнения товаров. Загрязнения могут быть почвенными, химическими, радиационными и микробиологическими. Они попадают на поверхность товаров из атмосферного воздуха с пылью, при контакте с загрязняющими объектами (земля, другие загрязненные товары, грязные руки и т.п.), а также вследствие развития микроорганизмов. При мойке удаляется от 30 до 100 % поверхностных загрязнителей. В результате мойки улучшаются товарный вид и безопасность товаров. Наиболее часто моют свежие плоды и овощи, яйца, особенно предназначенные для предприятий общественного питания. Для некоторых товаров, качество которых снижается при сильном увлажнении, мойку заменяют сухой очисткой или протиранием тряпкой, смоченной в  воде или масле (например, колбасы и сыры – для удаления налета плесени). Протирают обувь, кожаные изделия, бытовые приборы, бутылки с напитками, пятна на одежде стирают или выводят. После мойки или взамен ее для придания привлекательного внешнего вида некоторым товарам применяют покрытие окрашенными или неокрашенными защитными пленками, такими как цветной воск, парафин, термоусадочная пленка. Такие защитные пленки еще и повышают сохранность товаров. Товары, покрытые смазочными материалами, протирают для удаления их. При этом товар принимает свойственный ему внешний вид. Кроме того, удаление смазки предотвращает ущерб, который может быть нанесен имуществу потребителей при контакте со смазочными материалами. Не допускается реализация товаров, покрытых  смазочными материалами.

Следующая операция товарн6ой обработки – фасовка. Это операция по разделению товарной массы на единичные экземпляры товаров или их совокупность заданных размеров. Фасовка осуществляется путем разрезания или отделения товаров необходимой массы или длины с последующим их измерением (взвешивание, отмеривание). Целью фасовки является придание товару определенных количественных характеристик.

Затем фасованные товары упаковывают в потребительскую тару или упаковочные материалы и чаще всего маркируют путем наклеивания этикетки с указанием наименования товара и продавца, массы (или длины) фасовки, цены. Эти товары предназначены в основном для продажи методом самообслуживания. Таким образом, упаковывание – это операция по укладыванию товаров в тару или завертывание их в упаковочные материалы для обеспечения сохранности.

Перед подготовкой к продаже проводят разупаковывание товаров из транспортной тары. Товары освобождают от упаковки в тех случаях, когда необходимо проверить их качество. Это делают для фасовки или придания готовым изделиям более привлекательного внешнего вида или для выкладки единичных экземпляров в торговом зале. После разупаковывания и фасовки товары могут быть вновь упакованы, если они не имеют производственной упаковки. Многие товары, подготовленные для продажи покупателю, должны иметь производственную или торговую упаковку для обеспечения сохранности их количества и качества. Лишь отдельные товары могут реализовываться без упаковки или по желанию потребителя взвешиваться или отмериваться в его тару.

5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Техническая документация представляет собой коммерческие документы, которые нужны при  поставках оборудования и технических потребительских товаров длительного пользования.

К технической документации относят: технический паспорт, формуляры и описания изделий, инструкции по монтажу и эксплуатации, различные схемы, чертежи, ведомости запасных частей, инструмента, приспособлений и т. Д.

Техническая документация изготовляется на языке страны покупателя или на другом языке по указанию покупателя. На товары серийного производства техническая документация должна изготовляться обязательно типографским способом.

Сложные товары длительного пользования снабжаются техническим паспортом и руководством по эксплуатации.

Техническим паспортом оборудования называется документ, содержащий описание, условия работы и эксплуатационно-технические характеристики конкретного вида оборудования.

Технические условия  устанавливают свои требования на узкую группу продукции (модель, марку, вид). Технические условия наиболее распространены для стандартизации товаров народного потребления, в первую очередь выпускаемых мелкими сериями, вновь осваиваемых промышленностью или изделий часто сменяющегося ассортимента. Их применяют на территории Российской Федерации предприятия независимо от форм собственности и подчинения.

Технические условия (ТУ) утверждаются предприятием-разработчиком данных условий. ТУ разрабатывают на одно изделие, материал, вещество, а также на несколько конкретных изделий (групповые технические условия). Состав технических условий и содержание разделов определяют в соответствии с особенностями продукции.

6. МЕТОДЫ ТОВАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ: КЛАССИФИКАЦИЯ, КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Под экспертизой понимается исследование специалистом – экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний в области науки, технологии, экономики, торговли и др.

Товарной экспертизой называют оценку экспертом основополагающих характеристик товаров, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом. При проведении экспертизы могут оцениваться все основополагающие характеристики товара: ассортиментная, качественная, количественная, стоимостная или только их части.

Классификация экспертизы на группы следующая: товарная, судебная, медицинская, аудиторская, сертификационная.

Классификация товарной экспертизы: товароведная, санитарно-гигиеническая, ветеринарно-санитарная и  экологическая.

Товароведной экспертизой называют оценку потребительских свойств товаров по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям, а также показателей их количественных характеристик, и осуществляемую экспертами путем проведения испытаний (измерений) или опроса и/или на основании информации на маркировке и/или в товарно-сопроводительных документах.

Санитарно-гигиеническая экспертиза представляет собой оценку свойств товаров, осуществляемую экспертами для подтверждения их санитарно-гигиенической безопасности.

Ветеринарная экспертиза – это оценка ветеринарной безопасности, осуществляемая экспертами для подтверждения соответствия товаров установленным требованиям.

Экологическая экспертиза  представляет собой оценку экологических свойств товаров. Она проводится экспертами для установления влияния этих свойств на окружающую среду. [6]

 Методы товарной экспертизы классифицируются на объективные и эвристические, их виды и разновидности.

Существующие объективные методы измерений неспособны с достаточной точностью отразить в количественных показателях качественное содержание социальных процессов, носят порой разобщенный характер и не дают комплексной оценки, которую всегда проводит потребитель товаров.

Разновидности измерительных методов: классические (физические и химические) и современные (хромотографические, фотоколориметрические, спектральные, потенциометрические, рефрактометрические, реологические, экспресс-методы).

Широкое применение при оценке качества товаров получили эвристические методы товарной экспертизы. Эти методы основаны на  совокупности логических приемов и методических правил теоретических исследований для достижения (нахождения) конечных результатов. Общим для всех эвристических методов является субъективный подход к оценкам, построение гипотез, догадок, основанных на предположениях отдельных лиц.

Существует два вида эвристических методов товарной экспертизы: органолептический и экспертный.

Органолептические методы предназначены для определения значений органолептических показателей товаров. Они основаны на анализе восприятий органов чувств. К органолептическим показателям, общим для  характеристики почти всех пищевых продуктов, относят внешний вид, вкус, запах и консистенцию. Они имеют решающее значение для оценки качества пищевых продуктов.

Органолептическая оценка этих показателей в большинстве случаев является единственно возможной при определении качества продуктов и не может быть заменена измерительными методами, которые лишь дополняют ее.

К недостаткам органолептических методов относятся субъективизм оценки, относительное выражение ее результатов в безразмерных величинах (цвет – зеленый, красный и т.д., вкус – сладкий выраженный), несопоставимость и недостаточная  воспроизводимость результатов.

Органолептические методы подразделяются на:

1) Визуальный метод (определение внешнего вида, цвета).

2) Обонятельный метод (определение запаха).

3) Осязательный метод (определение консистенции).

4) Вкусовой метод (определение вкуса).

Экспертные методы предназначены для оценки свойств и показателей товаров в условиях неопределенности и риска. Они применяются тогда, когда использование других, более объективных методов оказывается невозможным и неэкономным.

Достоинством экспертных методов является то, что они позволяют принимать решения, когда более объективные методы неприемлемы.  К недостаткам этих методов относятся субъективизм, ограниченность применения, высокие затраты на их применение.

Экспертные методы  подразделяются на три группы:

1) методы группового опроса экспертов;

2) математико-статистические методы обработки экспертных оценок;

3) методы экспертной оценки показателей качества.

Методы группового опроса основаны на проведении опроса группы экспертов с последующим анализом и обработкой полученной от них информации. Целью этих методов является получение групповой экспертной оценки для принятия окончательных решений.

Основные преимущества групповой экспертной оценки заключаются в  возможности разностороннего анализа количественных аспектов проблем определения или прогнозирования отдельных характеристик или их совокупности. Взаимодействие между экспертами позволяет значительно увеличить объем суммарной информации, которой владеет группа экспертов, по сравнению с информацией любого члена группы. При групповой оценке меньше вероятность ошибки принятия в качестве основных факторов и показателей, не имеющих существенного значения для решения проблемы. Таким образом, важным преимуществом групповой оценки является возможность получения обобщенного и более представительного результата.

К недостаткам групповых оценок относятся:

─ трудности в получении надежной и согласованной оценки; большим разбросом мнений из-за разной компетентности экспертов;

─ большее количество неверной информации у группы экспертов, чем у отдельного эксперта, может привести к значительным ошибкам в конечных результатах;

─ возможность конфронтации, когда отдельные эксперты в силу неуверенности или иных причин могут соглашаться с мнением большинства.

Несмотря на указанные недостатки, экспериментально установлено, что при соблюдении определенных требований групповая оценка более надежна, чем индивидуальная.

  Математико-статистические методы обработки экспертных оценок предназначены для повышения достоверности результатов оценки качества товаров экспертами. Эти методы подразделяются на четыре подгруппы методов: ранжирования, непосредственной оценки, последовательных предпочтений и парных сравнений.

Методы экспертной оценки показателей качества представляют собой методы определения действительных значений единичных и комплексных показателей качества. Они предназначены для определения значений показателей качества расчетным или эвристическим путем в случаях, когда применение измерительных методов невозможно или неэкономично из-за чрезмерных расходов на их применение.

7. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ

Фальсификация в переводе с латинского языка означает преднамеренное искажение чего-либо и изменение с корыстной целью вида или свойств объектов.

В Федеральном законе Российской Федерации «О качестве и безопасности пищевых продуктов» дается следующее определение: фальсифицированными товарами являются пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) или имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.

Фальсифицированные товары вводятся в торговый оборот с коммерческой целью. Это получение незаконной прибыли, доходов, а также недобросовестная конкуренция.

Особенностью современных товаров является их сложность. Добиться качества товара можно только при наличии хорошей технологии и дальнейшего сервисного обслуживания товара, что, естественно, увеличивает цену товара, поэтому недобросовестные бизнесмены фальсифицируют не только товары, но и технологии производства, продажи, сервиса и утилизации товаров.

Использование технологий без лицензий или с нарушением фирменных требований к ним относится к фальсификации технологии.

Таким образом, фальсификации подвергаются не только товары, но и товаросопроводительные документы, сертификаты качества, безопасности, страны происхождения, товарные знаки и т.д. Фальсифицируют деньги, ценные бумаги, кредитные и расчетные карты, фальсифицируют драгоценные камни и металлы, фальсифицируют информацию в рекламе, а также в компьютерах.

В товароведении к количественной фальсификации товаров относят уменьшение количественных показателей характеристик товара, с использованием неточных или фальсифицированных средств и методов измерения, а также манипуляции с массой «брутто», без учета массы упаковки, или с массой «нетто», с утяжеленной упаковкой.

К фальсификации качества товаров относят замену одних компонентов товара на другие, а также манипуляции с сортом товара. В товароведении отдельно выделяют ассортиментную фальсификацию,  которая заключается в полной или частичной замене товара на заменитель другого вида или наименования товара с сохранением сходства одного или нескольких признаков. В частности, наиболее часто используются в качестве заменителей вода и имитаторы.

Еще выделяют стоимостную фальсификацию, при которой фальсифицируется цена товара путем завышения или занижения цены товара по отношению к подлинному товару.

В товароведении используется понятие информационная фальсификация товаров, которая заключается в неточной или искаженной информации о товаре. Как правило, искажают информацию в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе. При фальсификации информации о товаре фальсифицируют следующие данные: наименование товара, страна происхождения, фирма-изготовитель, товарный знак и цена товара.

Одной из разновидностей информационной фальсификации является фальсификация с помощью упаковки, в особенности фирменной упаковки, а не только торгового и фирменного знака. Фальсификаторы обращают особое внимание именно на эти элементы товара, так как качественная подделка упаковки и маркировки позволяет сбыть далеко не фирменный товар.

Существует такая разновидность фальсификации – контрафакция. Она представляет собой намеренное, в коммерческих целях, незаконное введение в коммерческий оборот объектов, на которые распространяются действия законов РФ об авторском праве и смежных правах, интеллектуальной собственности.

Для пресечения незаконной деятельности фальсификаторов и контрабандистов необходим комплекс мер административного и технического характера. К административным мерам можно отнести усиление таможенного контроля путем фактического досмотра товаров и выборочной проверки образцов товаров в таможенных лабораториях. К техническим мерам можно отнести разработку методов исследования товаров с целью выявления фальсификации, кроме того, в стандартах на продукцию необходимо указывать показатели для идентификации подлинности продукции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коммерческое товароведение: учебник для экономических ВУЗов / В.И. Теплов, М.В. Сероштан, В.Е. Боряев, В.А. Панасенко. – 3-е изд. – М.: Дашков и К, 2001. – 620 с.

2. Красовский П. А. Товар и его экспертиза / П.А. Красовский, А.И. Ковалев, С.Г. Стрижов. – 2-е изд. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. – 240 с.

3. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 252 с.

4. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2003. – 283 с.

5. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами/ под редакцией А.Н. Неверова, Т.И. Чалых – М.: ИРПО, Изд. центр «Академия», 2000. – 464 с.

6. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 544 с.

7. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник, 2-е изд., перераб. и доп. / под редакцией Л.А. Брагина и Т.П. Данько – М.: ИНФРА-М, 2000. – 560 с.


[1] Товароведение и экспертиза потребительских товаров: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. –с. 13

[2] Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. –с. 167

[3] Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник, 2-е изд., перераб. и доп. / под редакцией Л.А. Брагина и Т.П. Данько – М.: ИНФРА-М, 2000. –с. 349

[4] Коммерческое товароведение: учебник для экономических ВУЗов / В.И. Теплов, М.В. Сероштан, В.Е. Боряев, В.А. Панасенко. – 3-е изд. – М.: Дашков и К, 2001. –с. 352

[5] Товароведение и экспертиза потребительских товаров: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. –с. 58

[6] Товароведение и экспертиза потребительских товаров: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. –с. 83