Содержание
Введение. 3
1. Теоретические основы социальной работы с детьми в школьной библиотеке 5
1.1 Социальная работа с детьми в условиях библиотеки. 5
1.2 Сказкотерапия. 6
1.3. Арттерапия. 11
2. Практический опыт социальной работы на базе библиотеки школы-интерната №3 г. Хабаровска (ул. Мирная, 5) 14
2.1 Использование сказкотерапии. 14
2.2 Использование арттерапии. 15
Заключение. 21
Список литературы.. 22
Введение
Социальная работа – одно из древнейших и гуманнейших видов человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности.
Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой – оптимизировать осуществление объективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и длительного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.
Как специалист в области социальных отношений, социальный работник должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику организации социальной работы с различными категориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыт организации социальной защиты населения.
Настоящая курсовая работа посвящена исследованию возможностей организации социальной работы в школьной библиотеке.
Актуальность данной темы исследования обусловлена неизученностью школьных библиотек как ресурса для организации социальной работы с детьми, в то время как школьные библиотеки имеют все средства для этого: информационную базу, помещения, персонал, стенды для организации выставок, экспозиций и т.д.
Целью настоящей курсовой работы является описание процесса организации социальной работы с детьми на базе библиотеки школы-интерната №3 г. Хабаровска (ул. Мирная, 5).
Задачами работы являются:
1. дать понятие социальной работы на базе школьной библиотеки;
2. описать сказкотерапию и арттерапию как технологий социальной работы с детьми в условиях школьной библиотеки;
3. описать процесс применения этих технологий в практической социальной работе сотрудников библиотеки школы-интерната №3 г. Хабаровска.
Методологической базой исследования в настоящей курсовой работе являются труды детского психолога Т.Д. 3инкевич-Евстигнеева, а также разработки отечественным педагогов-методистов (Г.И. Григорьевой, Г.Л. Кернера, Т.И. Свешникова).
Курсовая работа состоит из теоретической и практической частей; в теоретической части излагаются общие основы социальной работы с детьми на базе школьных библиотек, а в практической части иллюстрируется применение описанных в теоретической части технологий социальной работы на примере конкретного общеобразовательного учебного заведения.
1. Теоретические основы социальной работы с детьми в школьной библиотеке
1.1 Социальная работа с детьми в условиях библиотеки
Как уже было отмечено во введении, школьную библиотеку можно рассматривать как базу для социальной работы с детьми ввиду того, что школьные библиотеки располагают определенными ресурсами для такого вида деятельности: материальными, информационными, людскими, ресурсами помещения. Использование школьных библиотек для социальной работы может быть весьма удачным и перспективным делом вследствие того, что это позволяет не создавать особенной базы для социальных педагогов в школе, а задействовать уже имеющиеся ресурсы.
Задача социальной работы с детьми в условиях школьной библиотеки – включать детей в процесс трудового и художественного творчества, в разностороннюю совместную социально значимую деятельность, социальные инициативы. Стремится организовать деятельность, которая отвечает интересам и природным свойствам каждого ребенка, потребностям общаться, исследовать, творить, созидать[1].
Как и для социальной работы вообще, перед социальной работой с детьми можно ставить такие задачи, как:
– диагностировать ситуации, определяет пути решения проблем и организует их осуществление;
– устанавливать контакт с семьей, побуждает ее к участию совместной деятельности;
– помогать педагогам школы в разрешении конфликтов с детьми;
– стремится организовать деятельность, которая отвечает интересам и природным свойствам каждого ребенка, потребностям общаться, исследовать, творить, созидать.
1.2 Сказкотерапия
После осознания школьной библиотеки как ресурса для социальной работы, перейдем к описанию технологий, которые могут быть применены на базе библиотек, а именно технологий сказко- и арттерапии.
Слово - сильнейший раздражитель. Оно обладает огромной силой воздействия на человека. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, слово можно в разящий свинец перелить…»[2], - пишет известный советский поэт В. Шефнер в стихотворении «Слова». Словом можно не только нанести человеку травму, обиду, но и успокоить, приободрить его, придать ему силу, приободрить веру в себя. Больше того, словом можно вызвать те или иные физиологические сдвиги в деятельности организма, привить пьющему чувство отвращения к спиртному. На этом, в сущности, и основана сказкотерапия.
Многие люди, услышав слово «сказка», вспоминают волшебные истории: «Сказка – это что-то волшебное! Чудо. То чего не может быть в реальности. Проявление необычных сил». Известно, что наши предки, использовали в воспитании необычные истории, которые помогали осознать свои поступки. В каждой сказке заложен скрытый смысл. И именно его поиск – основа сказкотерапии.
Давно известно, что разная литература способна вызывать различные состояния сознания. И это даже если не брать какую-либо оккультную или религиозную литературу. Существует литература, как депрессивного характера, так и наоборот, способная вывести из депрессии. Социологи, например, отмечают такой факт: против угнетенного состояния нашлось лекарство – чтение произведений. Популярный в начале века русский целитель В. Азаров писал[3]: “Известны случаи, что увлекающиеся и неутомимо читающие “уголовные романы” впоследствии становились преступниками”. Сила слова и сила мысли – явление, по-разному объясняемые представителями различных наук. Медики, например, считают одной из причин возникновения раковых заболеваний – мрачные мысли; тенденцию саморазрушения при помощи наркотиков и алкоголя у подростков – объясняют влиянием различных сект, зомбирующих человека воздействием духовного наркотика, дополнением которого становиться религиозная литература различных направлений. Точно так же как калечить книга может и лечить. Книгу необходимо призывать лечить и делать это должны и психотерапевты в своей практике. Целесообразнее было бы говорить о лечении всей библиотекой в целом, так как показываю теоретические данные, при коррекции девиантного поведения наиболее эффективны произведения русского народного творчества, а точнее сказки.
Сказка создает условия для максимальной реализации потенциала человека. Т. Д. 3инкевич-Евстигнеева (1998) выделяет основные идеи (принципы) сказкотерапевтической психодиагностики, психокоррекции развития[4]:
1. Психодиагностика с помощью «сказочных» приемов — проективная диагностика, которая позволяет описывать как целостную картину личности, так и ее отдельные проблемные и потенциальные элементы.
2. Сказкотерапевтическая коррекция — систематическое усиление потенциальных и творческих способностей человека, которые позволяют преодолевать проблемы человека. Она исключает директивность, императив при изменении негативных форм поведения. Предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». С этой целью предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях, когда можно «прожить», «проиграть». Чем больше моделей, тем гибче социальный интеллект, тем лучше процесс социализации.
Думается, что важность сказки для психического развития человека имеет большую, неувядающую ценность. Посмотрим пристальнее на ее содержание, представив себя в роли психолога-аналитика. Возможно возникнет мысль о том, что в жизни много коллизий из сказок, а в сказке герои похожи на нас с общеизвестными вопросами и проблемами. Мы отыгрываем свой опыт на сцене повседневности: выполняем различные социальные роли, выступаем в разнообразных амплуа. Нас подстерегают страхи, опасности, взлеты и падения. Когда-то в детстве нам об этом прочитали много сказок, а сейчас мы бессознательно начинаем ими руководствоваться в житейских перипетиях.
Так что же «спрятано» в сказочных сюжетах, почему они кладезь народной мудрости, к которой мы с таким удовольствием стремимся приобщиться? Обратимся к рассуждениям директора Института сказкотерапии Т. Д. Зинкевич-Евстигнееву.
Она обозначает важнейшие тезисы сказкатерапии:[5]
1. Глубинный смысл сказки и ее мораль не дидактичны.
В сказках нет прямых нравоучений. Иначе ребенок будет стремиться делать все иначе, наперекор здравому смыслу-.
К примеру, вспомним сказку «Три поросенка». Самым привлекательным персонажем является старший Поросенок: умеет веселиться, построить дом, приютить друзей, отстоять свою и чужую жизнь. Он гибко соотносит принцип удовольствия с принципом реальности, представляя своим поведением, мироощущением абсолютно социально адаптированное существо, к тому же с творческим началом.
А теперь представим себе басню И. Крылова «Стрекоза и муравей», которая содержит явное нравоучение. Муравей слишком хорошо знает: «делу время, — потехе — час». Муравей крайне положителен, однако дети, как я думаю, любят и стрекозу, сочувствуют ей, когда муравей говорит: «Ты все пела — это дело, так пойди же, попляши!». Дети в этом могут себя видеть: они тоже проказничают, получают выговоры родителей и переживают по этому поводу.
Сказка позволяет бессознательно идентифицировать себя со многими персонажами. Значит, появляются возможности:
• научиться прогнозировать будущие проблемы;
• вовремя видеть трудности и их устранять;
• гибко совмещать удовольствия и необходимые дела и т.д.
Сказка не выступает в роли ментора, «не учит жить», а помогает приобретать социальный интеллект, «мягко» намекая о проблемах и перспективах развития.
В волшебном повествовании мы часто встречаем метафоры, всегда проникающие в сферу бессознательного человека. Происходит активизация внутренних потенциальных возможностей. Человек ищет выход из ситуации. Метафора не директивна, она только намекает, направляет, наставляет. Основные особенности метафоры:
• создает вокруг человека ауру психологической защищенности;
• предоставляет человеку возможность приподняться над своей проблемой, посмотреть со стороны, что ему мешает.
Психолог получает уникальные возможности в процессе оказания помощи клиенту:
• активизировать его интуицию;
• развивать фантазию;
• учить мыслить в образах сказочной истории.
«Мягко» изменяется позиция пациента. Очень осторожно надо обходиться с интерпретацией. Например, существует одна восточная притча. Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я вынужден сообщить тебе печальную весть - ты потеряешь одного за другим всех своих близких!» Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя. Тот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную новость - ты переживешь всех своих родных!» Властелин был обрадован и щедро вознаградил толкователя. Придворные очень удивились: «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой несчастный предшественник!» На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Очень многое зависит от того, не что сказать, а как сказать»[6].
Сказки — ненавязчивое воспитательное средство. Они передают нравственные ценности, правила поведения. Причем, занимательные приключения героев, образность языка делают даже самую суровую мораль интереснее, приемлемее, безопаснее. Человек может осознавать неожиданно связь сказочной истории со своим поведением. Только по всем необходимо чувство меры, а то получится как у персонажа Джерома К. Джерома: прочитал медицинскую энциклопедию и обнаружил у себя почти все болезни.
Таким образом, воздействие через метафору может оказаться глубинным и удивительно стойким. Оно затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру.
2. Собирательность образов. Неопределенность места действия и имени главного героя.
Помните традиционное начало сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве»... Нас сразу предупреждают, что такая история могла произойти где угодно. Определенное место действия психологически отдаляет читателя от событий, происходящих в сказке. Становится сложнее перенести себя в конкретное место событий, особенно если он там никогда не был.
Главный герой — собирательный образ. Имена главных героев часто повторяются в сказках. Отсутствие жесткой персонификации позволяет человеку с большей мотивацией по собственному желанию идентифицировать себя с главным героем. У свободного творчества, фантазии нет никаких рамок.
3. Сказка как источник жизненного опыта, традиций. Многогранность и многоуровневость хранимой информации. Образность языка.
Благодаря своему языку сказки легко запоминаются. Они перед нами просто роятся как трудолюбивые пчелы. В них закодировано:
• жизненный выбор,
• любовь,
• борьба со злом,
• преодоление себя,
• ответственность,
• взаимопомощь.
Теперь представим распутье. У главного героя три варианта выбора действий. В жизни тоже постоянно существует проблема принятия решений по разным вопросам. В сказке оно происходит далеко не в пользу страждущего. Вместо богатства — дорога, причем, связанная с серьезными потерями. Благодаря самоотверженности в конце сказки герой оказывается самым богатым, счастливым. «Разумные» участники сюжета теряю все. И поделом! Нельзя быть прагматиком до мозга костей».
Значит, сказка учит не разумным, а каким-то другим критериям выбора? Имеются несколько смыслов. Мы бессознательно выносим самый важный для себя. На протяжении жизни может меняться и восприятие сказки. Прежний опыт всегда обогащается новым, неизведанным. По мнению Н. Пезяшкина, так «работает» механизм хранения в сказочных историях личного опыта. Многогранность смыслов в одной и той же сказке может помочь человеку в разные периоды жизни решать актуальные проблемы.
1.3. Арттерапия
Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструрирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию преживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение. В своей работе социальный педагог, используя игротерапию, дополняет ее арттерапевтическими методами. Различают несколько видов арттерапии: рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия[7].
В качестве терапии средствами искусства, социальные педагоги на базе школьной библиотеки могут применять прикладные виды искусства. Можно порекомендовать задания на определенную тему с заданным материалом: рисунки, лепка, аппликация, оригами и т.д. Социальный педагог предлагает задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Как один из вариантов рекомендуется использование уже существующих произведений искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации.
Можно также использовать сочетание некоторых видов работ, например, предложить человеку репродукцию картины и попросить его скопировать ее, не ограничивая его творчество. И, наконец, можно порекомендовать совместное творчество социального педагога и человека (лепку, рисование, вязание, вышивание и т.п.), предоставив клиенту большую самостоятельность в выполнении работы.
Показаниями для использования рисуночной терапии являются[8]: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций; эмоциональная депривация, переживания человеком эмоционального отвержения и чувства одиночества; наличие конфликтных межличностных ситуаций, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией; повышенная тревожность, страхи, фобические реакции; негативная "Я-концепция", низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия. Применение рисуночной терапии буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности и т.д.[9]
Наиболее благоприятным для решения коррекционных и реабилитационных задач является изображение художественных образов, позволяющих человеку реализовать все преимущества искусства и творчества. Примитивные же формы изображения, как, например, каракули, нерасчленненные предметы, низкий потенциал возможностей символизации, не позволяют ему в полной мере реализовать задачу и осознать свои чувства и продвинуться в разрешении своей проблемы.
Социальный педагог должен знать и те ограничения, которые существуют в использовании рисунка, как в диагностических, так и в коррекционных целях. Применение рисуночных методов определяется уровнем сформированности символической функции, которая позволяет человеку преобразовывать изобразительную деятельность в деятельность символического типа.
Социальный педагог должен учитывать и анализ активности человека, и способы использования художественного материала. Выделяются следующие способы использования материалов:
манипуляции с целью исследования физических свойств (глина, песок, вода, вкус красок, цвет и т.д.);
деструктивное поведение с потерей человеком контроля за своими действиями (рвет бумагу, разбрызгивает краски, бросает карандаши, переливает воду в краски и т.д.);
стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков и действий;
рисование графических пиктограмм;
создание художественных образов.
Такая последовательность использования художественных материалов отражает позитивные моменты коррекционной работы в случае ее успешности.
В практической работе социальных педагогов зарекомендовали себя два способа использования рисуночной терапии - директивная и недирективная. В большинстве же случаев используется разумное сочетание элементов двух терапий. Человеку задается тема рисования и предоставляется свобода в экспериментировании и поиске наиболее адекватной формы ее выражения[10].
2. Практический опыт социальной работы на базе библиотеки школы-интерната №3 г. Хабаровска (ул. Мирная, 5)
В практической части настоящей курсовой работы будет описано применение некоторых технологий социальной работы с детьми на базе библиотеки школы-интерната №3 г. Хабаровска. Участниками социальных мероприятий, описываемых ниже, были ученики 1-7 классов школы-интерната, у которых отмечено разного рода девиантное поведение.
2.1 Использование сказкотерапии
Методика сказкотерапии, применяющаяся социальными педагогами школы-интерната №3 заключается в следующем:
Сначала сотрудник вместе с группой детей вспоминает намеченную школьным спихологом заранее на проведение данного сеанса сказку. Затем в сказке выделяется тот момент, который связан с традицией употребления спиртных напитков. И после этого начинается «погружение» в данную ситуацию пиршества. Каждый участник терапии высказывает свою позицию поведения на этом пиршестве. Все выслушивают его и только после этого включаются в обсуждение его поведения.
Эта терапия помогает более полно осознать свои слабые стороны, увидеть отношение людей к себе и сравнить их поведения со своим. А также еще раз напоминает о тех заблуждениях, которые бытуют в обществе по поводу полезности употребления спиртных напитков.
Сказкотерапия эффективна еще и тем, что она позволяет полностью раскрепоститься ее участникам (некоторым это достаточно сложно сделать при обычной беседе в реальном времени). И в тоже время она способствует формированию моральных ценностей, что очень важно при данном заболевании, так как они полностью разрушены в ходе алкогольной зависимости. Так как долгое время тяга к алкоголю выступала на первое место.
Погружаться в сказку может каждый, несмотря на то, сильная ли у них или слабая воля. Вспоминая сказку, люди забывают обо всем другом. И это показывает эффективность метода сказкотерапии, о которой свидетельствует то, что из 17 человек проходивших сеансы сказкотерапии у 14 человек произошли серьезные изменения в отношении их девиации.
2.2 Использование арттерапии
Исходя из возможностей школы-интерната сотрудниками библиотеки совместно с социальным педагогом школы была разработана психокоррекционная программа работы с детскими страхами.
Цель программы: создание условий для снижения болезненных переживаний страха, улучшение социальной адаптации ребенка.
Для достижения этих целей необходима реализация следующих задач:
- создание атмосферы психологической безопасности на занятиях;
- отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования;
- повышение уровня самооценки и уверенности в себе.
Ориентировочное количество занятий 8 – 10.
Продолжительность занятий от 15 минут два раза в неделю на начальном этапе до 1,5 часов 1 раз в неделю на заключительном этапе.
Возраст детей: 6 –9 лет.
Форма проведения – индивидуальная и групповая.
Программа включает в себя следующие блоки:
Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности ребенка, выявление конкретных страхов, формирование общей программы психологической коррекции (при групповой форме проведения), либо индивидуальной.
Установочный блок. Цель: снятие тревожности, повышение мотивации к взаимодействию с психологом.
Коррекционный блок. Цель: оптимизация развития ребенка, овладение адаптивными способами взаимодействия с окружающими и собой.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измерение динамики реакций, закрепление позитивной самооценки.
Основной используемый метод коррекции страхов в нашей программе - рисование. Рисование, как и игра – это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими неприятными и травмирующими образами.
Отождествляя себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: отрубает дракону голову, защищает близких, побеждает врагов и т.д. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройство, т.е. бесстрашие и способности противостоять злу и насилию.
В первую очередь, посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, т.е. то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный эмоциональный след в памяти ребенка.
Содержательное описание основных блоков.
Диагностический блок. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить спектр страхов можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. Беседа ведется неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответов «да – нет» или «боюсь – не боюсь». При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты» или «боюсь темноты», а не «нет» и «да». Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда поглядывая в список, а не зачитывал его (см. список страхов в книге Захарова А.И. «Дневные и ночные страхи у детей»).
Установочный блок. Итак, после установления контакта переходят к беседе, цель которой – выявление страхов. После проведенного опроса ребенку предлагают нарисовать страхи: «нарисуй то, что ты боишься, каждый страх на отдельном листе». Не нужно требовать жестко от детей быстрого рисования всех страхов, как и стопроцентного выполнения плана рисования. Гораздо лучше поддержать, посочувствовать, напомнить и при затруднениях напомнить детям свои варианты. Рисование страхов можно продолжить и дома.
Коррекционный блок. После чего необходимо обсуждение каждого из страхов. Порядок предъявления для обсуждения рисунков не имеет значения. Каждый рисунок показывается всем присутствующим (при групповой форме) либо в индивидуальной беседе с психологом, в то время как ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, т.е. конкретизирует свой страх. Раньше это было трудноосуществимо, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии. Теперь же ребенок может свободно говорить о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. После просмотра первого рисунка следует спросить: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?». В дальнейшем фраза постепенно укорачивается: «Боишься или перестал?». Сочетание «… а теперь…» в какой-то мере обозначает призыв, выражение надежды, ободрение и оптимистический настрой при обсуждении рисования страхов.
После обсуждения страхов называются и показываются те рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект. Автора надо похвалить, дружески похлопать по плечу, подарить игрушку. А дальше сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся у психолога, который, таким образом, «принял» их к себе, освободив от них ребенка.
После обсуждения необходимо провести активную игру, в которой все участвуют, но так, чтобы ребенок сумел выиграть, что еще больше повышает его уверенность в себе. В конце встречи рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: «А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься, и принеси мне опять свои рисунки». Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя небоящимся. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребенка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции Творца.
Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома масок, фигурок из пластилина, конструкции из подручных материалов. Когда подобные поделки – плод совместной деятельности детей и родителей, результаты устранения страхов, как правило лучше, особенно при участии отца.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. На последней встрече после игры-разминки (возможно с использованием различных предметов, отражающих прежние страхи – маски, куклы) проводится обсуждение домашнего задания с установкой: «Сейчас мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишься ли ты теперь или не боишься». Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой. За обсуждением следует опять игра, успехи в которой поощряются наградой в виде игрушки, книжки.
Эффект устранения страхов через рисование достаточно выражен и устойчив и составляет 50% при изображении страхов по типу «боюсь» и 80-85% от оставшихся страхов – при изображении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если ребенок и первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу выше. Если же автор не включает себя и на втором рисунке, где он «обязан» быть по инструкции, то это указывает или на исключительную интенсивность страха, или на его навязчивый характер, что обычно сочетается при фобии. Оставшиеся страхи, а их обычно не больше 15-20%, можно проиграть по сочиненным на их тему историям.
Задание дается следующим образом: «Сочини какую-нибудь фантастическую или вспомни реальную историю, в которой найдет отражение твой страх (называются оставшиеся страхи). Твоя история будет проиграна и к ней можно сделать несколько рисунков, иллюстрирующих происходящие события, а также ты можешь изготовить маски страшных персонажей или вылепить их». Дошкольники делают это устно, а школьники излагают историю на бумаге.
Безусловным фактором является терпение при работе с детьми по устранению страхов, так как не всегда удается достичь незамедлительных результатов. В немалой степени это зависит и от способности самих детей перестраивать отношения и наполнять свою жизнь новым содержанием. Нередко ожидаемый эффект снижается из-за быстрой утомляемости ребенка, нервно-психических и частых заболеваний.
Кроме того, фактором, препятствующим избавлению детей от страхов, будет неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь родителям и нередко всей семье в целом.
Мы провели беседу с учащимися второго класса общеобразовательной школы. Выявили, что больше всего учащиеся боятся темноты, одиночества, боятся опоздать в школу.
Разработанную программу работы со страхами мы апробировали индивидуально с мальчиком 9 лет. Из бесед с мальчиком и мамой, а также из анализа рисунков обозначены основные страхи – уколов, кошмарных снов, одиночества и темноты, основой которых является страх смерти. Год назад у мальчика внезапно умер отец, к которому он был эмоционально привязан. В настоящее время днем он старается не находиться дома, пока там ни кого нет, а вечером «липнет» к матери, объясняя это тем, «что скучно, нечем заняться».
После установления контакта с ребенком, ему было предложено нарисовать свои страхи. Рисунки были выполнены либо черным карандашом, либо черным фломастером. Рисунок «кошмарный сон» содержал черное большое пятно с красными включениями, слева изображение скелета. После обсуждения этого рисунка, при котором мальчик вербализовал переживание смерти отца, свое состояние в тот день, после отражения чувств психологом, ему было предложено изменить рисунок так, чтобы было видно, что он не боится.
Изменения в рисунке: превращение темного пятна в тучу, из которой идет дождь, справа от нее в окне виден мальчик («мальчик в окне – это я»), наблюдающий за дождем, на рисунке скелета была нарисована улыбка, волосы. На вопрос: «Боишься ты или не боишься теперь?», ребенок ответил: «не боюсь».
Положительная динамика была отмечена и мамой мальчика через 3 недели после начала работы с ним: «Я пришла домой с работы, а он дома, обычно он ждал моего прихода домой у бабушки в соседнем подъезде. Может теперь заниматься самостоятельно чем-то в своей комнате.»
Таким образом, можно отметить эффективность и устойчивость метода рисования в устранении страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Заключение
Итак, в настоящей курсовой работе был описан процесс применения некоторых технологий социальной работы с детьми на базе библиотеки школы-интерната №3 г. Хабаровска. Участниками социальных мероприятий, описываемых ниже, были ученики 1-7 классов школы-интерната, у которых отмечено разного рода девиантное поведение.
Основной вывод по результатам курсового исследования такой, что социальная работа с детьми на базе школьной библиотеки ничем принципиальным не отличается от социальной работы с детьми на другой базе – к этой социальной работе можно применять такие же подходы, ставить аналогичные задачи и получать от нее аналогичные результаты.
Задача социальной работы с детьми на базе школьной библиотеки – включать детей в процесс трудового и художественного творчества, в разностороннюю совместную социально значимую деятельность, социальные инициативы; стремится организовать деятельность, которая отвечает интересам и природным свойствам каждого ребенка, потребностям общаться, исследовать, творить, созидать.
Как и в обычной социальной работе, с социальной работе с детьми на базе школьной библиотеки педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями и с девиантным поведением детей – во многих из этих семей ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.
Список литературы
1. Антология социальной работы./Под ред. М.В.Фирсова. - М.: Сварогъ, 2004.
2. Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. – Воронеж, 1995.
3. Бернер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М.: Юристъ, 2002.
4. Григорьеа С.И. Социальная работа в России: Содействие формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил населения // Проблемы семьи и детства в современной России / Под ред. О.И. Волжиной, 2004, №8. – С. 12-19
5. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы социальной работы. - М.: Институт социальной работы, 2004.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: Проспект, 1998.
7. Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического ребенка. М.: Дело, 2003.
8. Кернер Г.Л. Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М.: ИНФРА-М, 2002.
9. Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями– . М.: ЦОЦ, 2005.
10. Сборщикова К., Тереньтьева А. Развитие ребенка в алкогольное семье: возможности психокоррекции и реабилитации. – М.: Логос, 2004.
11. Соловников Т.И. Социально-психическая реабилитация. – М.: Дело, 2003.
12. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. - М.: ЮНИТИ, 2001.
13. Фирсов М.В. Социальная работа в России: Теория, история, общественная практика. – М.: ЮНИТИ, 2004.
[1] Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. - М.: ЮНИТИ, 2001. – с. 56.
[2] Цит. по: Кернер Г.Л. Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М.: ИНФРА-М, 2002. – с. 89.
[3] Цит. по: Соловников Т.И. Социально-психическая реабилитация. – М.: Дело, 2003. – с. 133.
[4] Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: Проспект, 1998. – с. 51.
[5] Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству. СПб.: Проспект, 1998. – с. 14-16.
[6] Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии.. – Воронеж, 1995, с. 132.
[7] Антология социальной работы./Под ред. М.В.Фирсова. - М.: Сварогъ, 2004. – с. 890.
[8] Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы социальной работы. - М.: Институт социальной работы, 2004. – с. 74.
[9] Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического ребенка. М.: Дело, 2003. – с. 86.
[10] Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. - М.: ЮНИТИ, 2001. – с. 107.