Система аттестации и регистрации персонала в области качества в Российской Федерации


Регистр «КАЧЕСТВО» Система аттестации и регистрации персонала в области качества в Российской Федерации РУКОВОДСТВО ПО КАЧЕСТВУ Одобрено: Президент Системы Бойцов Б.В. _____________ Исполнительный директор Системы Кэмпбелл Д.Р _____________ Дата: Москва 2004

Область применения Данное руководство по качеству описывает методику менеджмента качества, применяемую в “Системе аттестации и регистрации персонала в области качества” в Российской Федерации (далее “ Система”) по следующим категориям: 1. Профессионал в области качества 2. Менеджер системы качества 3. Аудитор по качеству 4. Консультант в области качества 5. Менеджер процессов 6. Лидер в области TQM 7. Эксперт-асессор в области TQM Эти категории соответствуют тем, что описаны в Гармонизированной схеме признания специалистов Европейской Организации Качества (EOQ). В настоящее время категория Профессионал в области качества перерабатывается ЕОQ. Будут добавлены 2 категории: Помощник и Оператор в области качества. Однако, из-за спроса на категорию Профессионал в области качества в Российской Федерации, заявители имеют возможность быть регистрированы в этой категории. Аудиторы по качеству, профессионалы в области качества и менеджеры системы качества также имеют возможность быть зарегистрированными (после дополнительного обучения) в следующих отраслевых и профессиональных категориях: 1. Образование 2. Здравоохранение 3. Фармацевтика 4. Менеджмент проекта 5. Информационные системы 6. Менеджмент окружающих среды 7. Статистические методы 8. Система охраны труда 9. Автомобилестроение Процессы и процедуры, описанные в этом руководстве, отвечают требованиям следующих организаций и стандартов:

  • Система сертификации ГОСТ Р и Регламент, принятый постановлением Госстандарта России 25 июня 1998 № 44, «Система сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством» POCC RU 0001.04 ЭН 00;
  • ISO 9001:2000 за исключением следующих пунктов:
    • 7.4 Закупки и 7.6 Управление устройствами для мониторинга и измерений;
  • ISO 19011:2002, ISO 17024:2003;
  • Гармонизированная схема признания специалистов Европейской организации качества (EOQ).

В тех случай, когда данное Руководство противоречит Регламенту Госстандарта, Руководство является определяющим. Данное руководство по качеству представлено Европейской организации качества (EOQ) для признания Российского представителя в качестве агента Схемы аттестации персонала (EOQ-PRU Agent). Введение  Как часть совместной программы, проводимой Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт) при поддержке программы Tacis Европейского союза, был организован Европейский центр по качеству. Европейский центр по качеству был учрежден 5 организациями:

Британским институтом обеспечения качества (IQA - Полноправный член EOQ) Академией проблем качества Российской Федерации Московским институтом электроники и математики Крэнфилдским университетом (Великобритания) Московским авиационным институтом Европейский центр по качеству отвечает за:

  • разработку для вузов курсов обучения по специальностям в области управления качеством;
  • профессиональное развитие и обучение специалистов в области качества для промышленности в соответствии с требованиями программы профессиональной подготовки EOQ.

Создание национальной системы обучения потребовало наличия «Системы сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством». Система была создана и утверждена Госстандартом в 1998 г. рег. № POCC RU 0001.04 ЭН 00 и входит в Систему сертификации ГОСТ Р. Для того, чтобы привести квалификации персонала в области качества применяемые в Российской Федерации, в соответствие с квалификациями персонала в других странах и иметь возможностью взаимного признания квалификаций, в рамках «Системы сертификации услуг по подготовке специалистов» Центральный орган создал Систему аттестации и регистрации персонала в области качества. Требования Системы аттестации и регистрации персонала в области качества в Российской Федерации были разработаны в соответствии с требованиями Гармонизированной схемы признания специалистов Европейской организации качества (EOQ). В 2002 году требования были обновлены согласно изменениям, внесенным Европейской организацией качества. Система аттестации и регистрации персонала в области качества является добровольной и не зависит от государственных организаций, в том числе Госстандарта. Она была создана таким образом, чтобы обеспечить справедливое и без какого-либо предвзятого отношения решение всех вопросов, относящихся к аттестации и регистрации персонала. Данное руководство по качеству описывает систему менеджмента качества «Системы аттестации и регистрации персонала в области качества в Российской Федерации» и требования, предъявляемые к квалификации тех, кто желает быть зарегистрированным, но не поясняет, как получить требуемую квалификацию. Термины и определения Центральный орган «Системы сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством» Системы сертификации ГОСТ Р (ЦОС) является структурным подразделением Регионального отделения «Высшая школа» Академии проблем качества РФ и предназначен для повышения качества обучения специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством. Европейский центр по качеству (ЕЦК) назначен ЦОС для создания Системы аттестации и регистрации персонала и управления ею. Управляющий совет Системы аттестации и регистрации персонала имеет статус совещательного органа при ЕЦК и образуется из представителей организаций, заинтересованных в формировании направлений развития Системы и определении ее целей и задач. Методический центр Системы аттестации и регистрации персонала - исполнительная структура Системы, задачей которой является организация и развитие Системы, управление ее документацией и текущее управление Системой. Апелляционная комиссия создается для рассмотрения апелляции, жалоб и разногласий с заказчиками и обучающимися. Реестр системы отвечает за ведение учета аттестованных специалистов. Региональные органы являются представителями ЕЦК в регионах. Европейская организация качества (EOQ) состоит из 34 национальных организаций. Ее цель – укрепление экономики Европы посредством повышения понимания всех аспектов качества. Гармонизированная схема признания специалистов Европейской организации качества (EOQ - PRU) – всеевропейская схема для обеспечения взаимопризнания и регистрации специалистов в области качества. Категории специалистов в области качества определяются в соответствии с требованиями ЕОQ и перечислены в документе Д-06 «Критерии для присвоения квалификации». Другие термины и определения, использованные в настоящем Руководстве, соответствуют определениям ISO 9000:2000.

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Введение Настоящее «Руководство по качеству» является основным документом системы качества «Системы аттестации и регистрации персонала в области качества» и распространяется на все ее структурные подразделения. Требования Руководства являются обязательными для всех сотрудников Системы аттестации и регистрации персонала в области качества. Настоящее Руководство служит не только для внутреннего использования, но и для представления организациям и заинтересованным лицам при проверках системы качества с целью ее сертификации и аккредитации. Данное руководство вступает в силу с 1 сентября 2004 г. и подлежит ежегодному пересмотру по результатам анализа его применения и выявления недостатков в организации и управлении качеством. В период между пересмотрами Руководства в него могут вноситься отдельные изменения и добавления, не затрагивающие суть Руководства. Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен без разрешения руководства Системы аттестации и регистрации персонала в области качества. Председатель Системы аттестации и регистрации персонала в области качества несет ответственность за разработку и поддержку системы менеджмента качества. Он назначает своего представителя в области качества, который является менеджером по качеству Системы аттестации и регистрации персонала. Заявление о политике в области качества Апрель 2004 г.

Миссией Системы аттестации и регистрации персонала в области качества является повышением профессионального уровня персонала в области качества в Российской Федерации путем гармонизации требований, предъявляемых к процедуре аттестации в Российской Федерации, с требованиями Европейской организации качества. Так как Европейский центр по качеству является агентом Европейской организации качества, персонал, аттестуемый в Системе аттестации и регистрации персонала в области качества, получает признание в Европейской организации качества. Для того, чтобы обеспечить эффективное функционирование Системы аттестации и регистрации персонала в области качества была разработана система менеджмента качества в соответствии принципам ISO 9001:2000. Система аттестации и регистрации персонала в области качества была аккредитована представителями EOQ. Председатель несет ответственность за эффективное управление Cистемой аттестации и регистрации персонала в области качества. Это дает гарантии того, что все заявители, желающие зарегистрироваться в качестве специалистов по качеству, будут уверены в том, что все их заявления будут рассмотрены справедливо и без какого либо предвзятого отношения, и что все требования, предъявляемые к ним при регистрации, четко определяются и соответствуют требованиям Европейской организации качества, а также в том, что все заявители, которым будет отказано, получат четкие объяснения о причине отказа и необходимую информацию о процедуре подачи апелляции. Председатель Системы аттестации и регистрации персонала в области качества регулярно анализирует состояние индустрии качества в России и в международном масштабе, чтобы определить изменения, которые необходимо внести для улучшения российской Системы или для согласования требований Российской Системы с требованиями EOQ и других международных организаций. Полный анализ эффективности системы проводится ежегодно, и председатель Системы использует эти результаты совместно с результатами аудита и внутреннего анализа для разработки мер по коррекции недостатков и повышения её эффективности. Утверждено и подписано:                                                        Дата: Председатель Системы аттестации и регистрации персонала в области качества                                   Бойцов Б.В. Распространение Руководства по качеству:

Держатель

Должность

Формат

1

Бойцов Б.В.

Председатель Системы аттестации и регистрации персонала в области качества

Печатный

2

Кэмпбелл Д.Р.

Исполнительный директор и менеджер по качеству

Печатный

3

Строителев В.Н.

Секретарь Реестра системы

Печатный

4

Харламов Г.А.

Администратор системы

Печатный

5

Азаров В.Н.

Директор Европейского центра по качеству

Печатный (для информации)

Редакции Руководства по качеству:

Номер версии

Дата издания

Пересмотренные разделы

Причина пересмотра

Утверждение

1

2002

Все разделы

Проект

1b

Февраль 2003

Все разделы

Результаты анализа

Март 2003

Все разделы

Разработка

1d

Апрель 2003

Все разделы

Результаты аудита

Апрель 2004

Все разделы

Разработка в соответствии с PRU 002

2

Июнь 2004

Все разделы

Доработка по результатам аудиторской проверки

3

Август 2004

Все разделы

Переработка после аудита ЕОК

Структура Системы аттестации и регистрации персонала в области качества

Система аттестации и регистрации персонала в области качества – это составная часть «Системы сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством». Структура представлена ниже.

Ответственность, полномочия и права в Системе аттестации и регистрации персонала в области качества. Госстандарт России – это орган федеральной государственной власти и полноправный член EOQ со стороны Российской Федерации. Госстандарт ответственен за утверждение «Системы сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством» Системы сертификации ГОСТ Р и также за утверждение Центрального органа системы, которым является Отделение «Высшая школа» Академии проблем качества. Отделение «Высшая школа» Академии проблем качества Российской Федерации (Президент Шленов Ю. В.) – является Центральным органом «Системы сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством» и несет ответственность за управление ею. Для аттестации персонала в области качества в соответствии с международными стандартами Отделение «Высшая школа» делегировала ответственность за создание Системы аттестации и регистрации персонала в области качества и управление ею Европейскому центру по качеству. Система аттестации и регистрации персонала в области качества состоит из Управляющего совета и Методического центра созданных в рамках Европейского центра по качеству. Её председатель – Бойцов Б.В. Европейский центр по качеству, директор Азаров В.Н., является организацией, которая несет полную ответственность за создание и поддержку Системы аттестации и регистрации персонала в области качества. Директор осуществляет юридический и административный контроль за деятельностью Системы, назначает исполнительного директора Системы, который несет полную ответственность за управление Системой и принимает окончательное решение по любым вопросам, относящимся к аттестации и регистрации персонала. Европейский центр по качеству является негосударственной некоммерческой организацией. Его юридический адрес: 109028, Москва, Большой Трехсвятительский пер. д. 3/12. Управляющий совет - совещательный орган, состоящий из представителей государственных, промышленных и других организаций, высших учебных заведений. Возглавляет Управляющий совет председатель Центрального органа Системы сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством, являющийся одновременно председателем Системы аттестации и регистрации персонала в области качества. Управляющий совет отвечает за:

  • консультирование и информирование Системы аттестации и регистрации персонала в области качества о политике в области сертификации и аккредитации, рецензирование и консультирование Системы аттестации и регистрации персонала в области качества по вопросам внесения различных доработок и инноваций,
  • управление процедурой апелляции, одобрение или отклонение апелляции,
  • координирование и поддержка взаимоотношений с другими организациями,
  • ресурсное обеспечение функционирования Системы аттестации и регистрации персонала в области качества,
  • контроль за финансами Системы аттестации и регистрации персонала в области качества,
  • в случае необходимости, создание комитетов для выполнения определенных задач.

Председатель Системы аттестации и регистрации персонала в области качества созывает Управляющий совет не меньше двух раз в год. Он распространяет приглашения и повестку дня не меньше чем за две недели до даты собрания. В повестку дня включается, при необходимости, каждый из вышеперечисленных вопросов. Собрание ведет председатель Системы аттестации и регистрации персонала в области качества. Он также несет ответственность за написание протокола. Исполнительный директор и другие сотрудники Системы имеют право присутствовать на собрании Управляющего совета без права голоса. В документе Д-04 приводится список членов Управляющего совета. Исполнительный директор Системы Кэмпбелл Д.Р. несет ответственность за:

  • разработку политики, целей и задач в области качества,
  • разработку процессов системы менеджмента качества,
  • утверждение политики, целей и задач Системы аттестации и регистрации персонала в области качества,
  • установление процедур и критериев для регистрации персонала,
  • разработку и управление документацией,
  • обеспечение внутреннего обмена информацией,
  • обеспечение кандидатов необходимой информацией,
  • разработку требований и необходимых условий обучения и аттестации персонала,
  • управление процессами регистрации сертификатов,
  • управление процессом оценки, сертификации и наблюдения,
  • управление финансами Системы,
  • принятие решения о включении кандидата в Реестр специалистов,
  • сохранение базы данных Системы аттестации и регистрации персонала в области качества, т.е. Реестра Системы.

В качестве исполнительного директора Системы он несет ответственность за текущее управление Системой и сотрудниками. Он несет полную ответственность за решение любого вопроса относящегося к аттестации и регистрации персонала. Требования к квалификации исполнительного директора и его должностные инструкции приводятся в документе Д-15. Региональные органы – аккредитованные региональные филиалы Европейского центра по качеству, отвечающие за:

  • получение заявок на аттестацию персонала,
  • организацию экзамена по решению исполнительного директора Системы аттестации и регистрации персонала в области качества.

В документе Д-05 приведен перечень аккредитованных региональных органов. Апелляционная комиссия - формируется в случае необходимости председателем Системы аттестации и регистрации персонала в области качества с целью пересмотра или принятия решений в случае подачи апелляции и состоит из квалифицированных специалистов и представителей Системы. Реестр системы, возглавляемый секретарем Системы аттестации и регистрации персонала в области качества Строителевым В.Н., отвечает за ведение учета аттестованных специалистов. Ответственность за систему менеджмента качества несет менеджер по качеству.

Он несет ответственность за:

  • управление и функционирование Системы менеджмента качества,
  • обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых системой менеджмента качества,
  • представление отчетов высшему руководству о функционировании системы менеджмента качества и необходимости ее улучшения,
  • содействие распространению понимания требований потребителями,
  • контакты с Европейской организации качества.

Администратор Системы несет ответственность за:

  • выполнение административных задач связанные с процессами проведения экзаменов и апелляции,
  • администрирование российского реестра и информирование Генерального секретаря EOQ о кандидатах для регистации в Гармонизованной схеме,
  • обеспечение распространения информации о Системе на вебсайте и в журналах,
  • контакты с региональными центрами.

Комитеты по схемам аттестации несут ответственность за:

  • определение критериев аттестации персонала;
  • определение методики проведения аттестации.

Документация системы менеджмента качества Документация системы менеджмента качества состоит из:

  • Данного руководства по качеству, в т.ч. Политики в области качества, которое является контролируемым документом.
  • Правил, инструкций, рекомендаций и постановлений по управлению системой, например:
    • «Система сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством» Системы Сертификации ГОСТ Р,
    • документация Гармонизированной схемы аттестации EOQ (PRU),
    • квалификационный перечень специалистов в области качества.
  • Стандартных форм или других документов, используемых в процессе обеспечения качества, включающих в себя:
    • вопросник для аудита,
    • отчет о внутреннем аудите,
    • отчет о корректирующих, предупреждающих действиях и мерах по улучшению,
    • отчет об анализе со стороны руководства,
    • планы.
  • Стандартных форм или других документов, используемых в процессе аттестации, включающих в себя:
    • бланки заявок,
    • дипломы,
    • экзаменационные тетради,
    • экзаменационные билеты,
    • другие формы, используемые во время процесса аттестации.
  • Записей о функционировании Системы аттестации и регистрации персонала включающие в себя:
    • заполненные бланки заявок,
    • заполненные экзаменационные тетради,
    • регистр выданных дипломов,
    • аналитические отчеты и аудиторское заключение,
    • протоколы встреч и решений,
    • другие отчеты.

Процедура переработки, идентификации и хранения документации Анализ текущей версии Политики в области качества на предмет адекватности и работоспособности производится исполнительным директором Системы с возможным привлечением персонала методического центра по необходимости и не реже одного раза в год. Политика в области качества утверждается Управляющим советом также не реже одного раза в год. Политика в области качества идентифицируется по дате принятия. Подписанный бумажный экземпляр политики в области качества хранится у исполнительного директора Системы. Ответственным за идентификацию, распространение и хранение документа является менеджер по качеству. Электронная версия Политики в области качества хранится по адресу www.eqc.org.ru. Анализ текущей версии Руководства по качеству на предмет адекватности и работоспособности производится исполнительным директором Системы с возможным привлечением других сотрудников по необходимости и не реже одного раза в год. Руководство по качеству идентифицируется по номеру версии и дате принятия. Подписанный экземпляр Руководства по качеству хранится у исполнительного директора Системы. Ответственным за идентификацию, распространение и хранение документа является менеджер по качеству. Электронная версия документа хранится по адресу www.eqc.org.ru. Анализ остальной документации на предмет адекватности и работоспособности производится Председателем Системы с возможным привлечением персонала методического центра по необходимости и не реже одного раза в год. Документация (и возможно электронные версии) идентифицируется по номеру версии и дате принятия. Ответственным за идентификацию, распространение и хранение документации является менеджер по качеству. Электронные версии документов хранятся по адресу www.eqc.org.ru.

Контроль за версиями документации

Контроль за версиями документации системы управления качеством осуществляется менеджером по качеству. Номера актуальных версий документов с указанием даты принятия и описанием изменений приводятся в приложении № 1. При изменении версии одного или нескольких документов, уведомление об изменении рассылается персоналу по электронной почте.

Идентификация и место хранения документов внешнего происхождения

Идентификация документов внешнего происхождения по дате и отправителю производится администратором Системы. Документы хранятся в личной папке заявителя. Срок хранения определяется сроком действия регистрации персонала в соответствии с EOQ-PRU 020.

Идентификация и место хранения записей

Идентификация по виду и дате и сохранение записей о функционировании системы менеджмента качества производится менеджером по качеству.

Для каждого заявителя администратором Системы открывается личная папка, где сохраняются все записи, которые относятся к делу (например, записи о прохождении обучения, сданных экзаменах, профессиональном росте и т. п.). Срок хранения определяется Сроком действия регистрации персонала в соответствии с EOQ-PRU 020. Цели в области качества В соответствии с Политикой в области качества исполнительный директор Системы установил, что целями в области качества являются:

  • четкое определение требований, предъявляемых к заявителям при регистрации;
  • гарантия заявителям того, что заявления будут рассмотрены справедливо и без какого-либо предвзятого отношения;
  • рост количества зарегистрированных специалистов.

Анализ со стороны руководства Раз в год исполнительный директор Системы проводит анализ системы менеджмента качества для того, чтобы определить степень соответствия требованиям и степень эффективности на основе анкеты А-09. Анализ включает:

  • анализ эффективности Политики в области качества,
  • оценку результатов внутреннего аудита,
  • анализ информации, в т.ч. жалоб от заявителей и информации о целях,
  • эффективность корректирующих и предупредительных мер.

На основе результата анализа исполнительный директор Системы аттестации и регистрации персонала в области качества разрабатывает меры для устранения несоответствий и для улучшения Системы. Протокол анализа и принятые решения отражаются по форме А-10 и хранятся у менеджера по качеству. План развития системы менеджмента качества Раз в год исполнительный директор разрабатывает план развития системы менеджмента качества, который включает задачи по устранению недостатков в текущей системе и по повышению эффективности. План разрабатывается на основе результатов:

  • внутреннего аудита,
  • анализа со стороны руководства,
  • рекомендаций Управляющего совета и сотрудников,
  • обратной связи с заявителями,
  • новых национальных и международных передовых методик,
  • законодательных требований.

План по форме А-05 включает срок, ответственных за выполнение задач, а также определение критериев успеха. Управление ресурсами:

Процедура определения и обеспечения необходимыми ресурсами При необходимости и не реже одного раза в год исполнительный директор оценивает текущие потребности в инфраструктурных ресурсах (помещение, персонал, оборудование) и сообщает об этом директору Европейского центра по качеству. Директор Европейского центра по качеству на основе этого анализа и в соответствии с требованиями российского законодательства определяет и обеспечивает ресурсы, необходимые для эффективного функционирования Системы, повышения её результативности и выполнения требований заявителей.

Обеспечение и управление финансами Работа Системы в текущий момент финансируется из 4 источников:

  • взносы за регистрацию специалистов,
  • финансовая поддержка из Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и других государственных учреждений;
  • финансовая поддержка от Европейского центра по качеству;
  • прочие гранты.

В связи с необходимостью обеспечить финансовую самостоятельность Системы аттестации и регистрации персонала в области качества, исполнительный директор согласовывает с директором ЕЦК 3-х летний план уменьшения финансовой поддержки от ЕЦК и других источников. Исполнительный директор несет ответственность за текущие управление финансами и ежегодно представляет бухгалтерский отчет для утверждения Управляющим советом.

Процедура определения взноса Ежегодно Исполнительный директор оценивает необходимый взнос для кандидатов, желающих быть зарегистрированными. Взнос состоит из 3 элементов:

  • стоимость регистрации в ЕОQ;
  • стоимость регистрации в системе Госстандарта;
  • стоимость административных расходов Системы.

Уровень взноса утверждается решением Управляющего совета. Текущий размер взносов приведен в документе Д-13.

Компетентность и подготовка персонала Исполнительный директор Системы несет ответственность за обеспечение уровня компетентности и квалификации персонала Системы соответствующем современной практике в области управления качеством, который определяется на основании обсуждения в ходе встреч, семинаров и конференций. При необходимости составляется план повышения квалификации сотрудников Системы. Информация об уровне компетентности и квалификации сотрудников Системы приведена в документе Д-03. Исполнительный директор Системы предлагает персональный состав экзаменационной и апелляционной комиссий и несет ответственность за обеспечение необходимой квалификации их членов. Процесс аттестации персонала

Разработка требований Системы

  Функционирование Системы  

Процедура работы комитетов по схемам аттестации

Для каждой категории персонала в области качества создается комитет по схеме аттестации. Когда схема аттестации общая (например: профессионал, менеджер и аудитор в области качества) функции комитета по схеме аттестации выполняет Управляющий совет. Для специфической отраслевой схемы аттестации создается комитет по схеме аттестации, который состоит из опытных представителей данной отрасли. Исполнительный директор консультируется с комитетом по схеме аттестации с целью обеспечения, соответствия определенных для данной схемы критериев и процедур требованиям российской промышленности и поставщиков услуг. Эта консультация включает соглашение по определению списка квалификаций, требованиям к квалификации и процедурам для оценки, сертификации и наблюдения. Для отраслевых квалификаций, исполнительный директор может делегировать ответственность за разработку схемы внешнему органу по согласованию с комитетом по схеме. В таком случае внешний орган работает по процедурам данного документа. Разработка критериев Системы аттестации и регистрации персонала Критерии аттестации различных категорий персонала в области качества устанавливаются Методическим центром на основе требований:

  • «Системы сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством» ГОСТ Р POCC RU 0001.04 ЭН 00;
  • Гармонизированной схемы EOQ по аттестации персонала;
  • специфических требований российской промышленности и поставщиков услуг, выработанных посредством консультаций с комитетами по схемам аттестации.

Эти требования изложены в документе Д-06 и одобряются соответствующим комитетом по схеме. Все требования ежегодно пересматриваются и, в случае внесения поправок, Региональные центры информируются об этом в письменном форме. Также информация о критериях является доступной на сайте Европейского центра по качеству по адресу: www.eqc.org.ru

Разработка процедуры аттестации персонала Процедура аттестации персонала разрабатывается Методическим центром на основе требований:

  • Системы сертификации ГОСТ Р «Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации»;
  • Гармонизированной схемы EOQ по аттестации персонала;
  • специфических требований российской промышленности и поставщиков услуг, выработанных посредством консультаций с комитетами по схемам аттестации.

Процедура документирована в настоящем руководстве (cм. «Процедура аттестации персонала») и одобряется соответствующим комитетом по схеме. Процедура ежегодно пересматривается и, в случае внесения поправок, Региональные центры информируются об этом в письменном форме. Также информация о процедуре аттестации доступна на сайте Европейского центра по качеству по адресу: www.eqc.org.ru. Разработка требований к уровню обучения

Требования к повышению квалификации и переподготовке персонала в области качества детально разрабатываются исполнительным директором совместно с директором ЕЦК на основе гармонизированной схемы EOQ по аттестации персонала. Текущие требования изложены в документе Д-07. Данные учебные программы согласованы с утвержденным Министерством образования РФ Государственным стандартом подготовки инженеров-менеджеров по направлению 670000 «Управление качеством» и кандидат, имеющий диплом инженера-менеджера по специальности 340100 «Управление качеством», может претендовать на включение в реестр системы аттестации персонала при условии удовлетворения требованиям к опыту работы и стажу.

Обеспечение справедливого и непредвзятого отношения ко всем заявителям Всем кандидатам на аттестацию и регистрацию обеспечено справедливое и непредвзятое отношение. Это обеспечено следующими действиями:

  • люди занимающиеся аттестацией и регистрацией кандидатов не участвуют в обучении;
  • оценивается качество обучения, а не поставщик образовательных услуг;
  • автоматическая дисквалификацией любого заявителя, пытающегося использовать материальные или любые другие стимулы, чтобы получить предпочтительные отношения.

Любой заявитель, который считает, что он не получил справедливого и непредвзятого отношения, имеет право на подачу жалобы или апелляции используя соответствующую процедуру. Обеспечение независимость Системы аттестации и регистрации персонала Несмотря на то, что Система аттестации и регистрации персонала создана как структурное подразделение Европейского цента по качеству, все окончательные решения, которые относятся к аттестации и регистрации персонала, принимаются исполнительным директором, кроме случаев, когда решение было изменено в результате успешной апелляции. Исполнительный директор несет ответственность за обеспечение независимости Системы, гарантируя что:

  • люди, которые участвуют в обучении или консультировании заявителей, а также в поставке прочих услуг заявителям, не будут участвовать в процессе аттестации и регистрации;
  • другие виды деятельности Европейского центра по качеству не влияют на беспристрастие Системы;
  • не присутствует другой конфликт интересов.

Процедура аттестации персонала Всем кандидатам на регистрацию предлагается заполнить заявление по форме А-01. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие:

  • прохождение обучения по соответствующим программам;
  • стаж работы;
  • опыт работы.

Заявление, заверенное уполномоченным лицом, подтверждающими достоверность представленной информации, и квитанция об оплате регистрации передаются в Региональный орган по аттестации. При получении всех этих документов Администратор системы выдает идентификационный номер. В течение 1 месяца кандидат информируется о получении заявления и, в случае необходимости, ему направляется запрос о предоставлении дополнительной информации. Далее заявителю сообщают время и место прохождения экзаменов. Процедура проведения экзаменов Исполнительный директор Системы аттестации и регистрации персонала в области качества не реже чем 1 раз в год централизованным образом и, в случае необходимости по согласованию с Региональными центрами, назначает председателя экзаменационной комиссии. Председатель экзаменационной комиссии несет ответственность за:

  • создание экзаменационной комиссии из двух компетентных и квалификационных человек;
  • составление экзаменационного билета на основе выбора вопросов из одобренного списка вопросов и утверждения экзаменационного билета Исполнительным директором. (см. приложение № 8 «Образец экзаменационного билета»). В соответствии с требованиями, определенными Европейской организацией качества в документе PRU 004 экзаменационный билет должен содержать как открытые вопросы, так и вопросы с набором ответов, а также вопросы для устного ответа;
  • организацию экзаменов в соответствии с «Правилам проведения экзаменов», изложенными в документе Д-14.

В случае необходимости проведения экзаменов в Регионах, место и время сдачи экзаменов устанавливается по договоренности между Региональным центром и исполнительным директором. Критерии для и выбора экзаменаторов Исполнительный директор ведет регистр экзаменаторов, которые могут работать в экзаменационных комиссиях. Он несет ответственность за то, что все экзаменаторы:

  • квалифицированы и владеют современными знаниями в схеме, которая является предметом экзамена;
  • полностью знакомы с требованиями Системы аттестации и регистрации персонала в области качества и участвуют в обучении требованиям проведения экзаменов.

Экзаменаторы, которые участвовали в обучении кандидатов, не могут работать в экзаменационных комиссиях. Экзаменаторы подписывают заявление о том, что они не допустят конфликта интересов. Процедура обработки результатов экзаменов В течение месяца экзаменационная комиссия обрабатывает результаты экзамена в соответствии со следующими процедурами: Экзаменационная комиссия за экзаменационный вопрос выставляет в проверяемой тетради бальную оценку (количество возможных баллов изложено в билетах).

  • Председатель экзаменационной комиссии подсчитывает и выставляет в каждой тетради общее количество баллов за ответы.
  • Председатель экзаменационной комиссии составляет протокол с результатами экзамена.
  • Менеджер по качеству проверяет 10% билетов на произвольной основе и также билет любого кандидата получившего от 55 до 60% баллов.
  • В случае, когда есть несоответствие между оценками до и после проверки, председатель экзаменационной комиссии и менеджер по качеству принимают совместное решение о количестве баллов кандидата.
  • После проверки протокол утверждается Исполнительным директором Системы.

Лица, чьи ответы оценены большим количеством баллов, чем требует EOQ документ PRU 004, признаются успешно сдавшими экзамен и получают сертификат. Образец сертификата представлен в документе Д-10.

Процедура регистрации персонала Все заявители, успешно прошедшие аттестацию, вносятся в Российский Реестр и им выдается диплом, подписанный секретарем Реестра. Образец диплома представлен в документе Д-09. Далее Администратор подает заявление в Генеральный Секретариат EOQ для того, чтобы заявитель был внесен в Европейский Реестр. Все окончательные решения, которые относятся к аттестации и регистрации персонала, принимаются исполнительным директором, кроме случаев, когда решение было изменено в результате успешной апелляции. Образец диплома соответствует требованиям Госстандарта и ЕОQ и документу ЕОQ PRU 004 “Rules to issue Certificates”. В документе Д-11 приведен образец Российского Реестра.

Процедура перерегистрации персонала Все специалисты, включенные в Российский реестр должны пройти перерегистрацию. Для перерегистрации кандидат должен пройти переподготовку по модулю Б1 «Переквалификация» и аттестацию. Однако, если кандидат может показать, что в предыдущие 3 года он успешно прошел курс профессионального обучения, который включает главные элементы модуля Б «Переквалификация» и показывает свидетельство, выданное учебным центром, сертифицированным в Системе сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством, он освобождается от необходимости прохождения переподготовки. В исключительном случае, когда кандидат работает больше 5 лет как профессионал в области качества и внес большой вклад в развитие понимания менеджмента качества в Российском обществе, Председатель Системы имеет право предложить присвоить ему звание «Профессионал в области качества» без экзамена. Регистрационный взнос при этом уменьшается на сумму проведения экзамена. Управляющий Совет утверждает список кандидатов. Процедура обновления регистрации персонала. В конце срока действия регистрации, Персонал желающий продлить регистрацию заполняет заявление по форме, приведенной в документе А-02. Он должен показать, что он продолжает работать в области качества и что он в течение предыдущих 3 лет успешно прошел курс обучения. Кандидат, желающий изменить квалификацию также должен показать, что он удовлетворяет необходимым критериям. Персонал, не желающий продлить регистрацию в конце срока действия, обязан вернуть свой сертификат администратору Системы. Процедура проверки работы зарегистрированных аудиторов Персонал, зарегистрированный в качестве аудитора по качеству, должен провести не менее 3 аудитов (12 дней) в течение 3-х лет после регистрации. Аудитор обязан представить секретарю реестра свидетельство об удовлетворении организации, в которой проведен аудит по форме А-04. Аудитор, желающий продлить свою регистрацию должен показать заполненные анкеты от тех организаций, которые оказались объектом аудита. Процедура аннулирования регистрации Регистрация может быть использована зарегистрированным персоналом во время своих профессиональных действий для подтверждения уровня компетентности в области качества в соответствии требованиям EOQ. В случае злоупотребления регистрацией, по предложению исполнительного директора, Управляющий совет принимает решение аннулировать регистрацию. В таком случае, исполнительный директор обязан:

  • информировать кандидата об отзыве регистрации;
  • информировать ЕОQ-PRU;
  • сообщить об аннулировании на сайте и в журнале «Качество. Инновации. Образование.»

Процедура работы апелляционной комиссии Заявители, не прошедшие аттестацию, или которым было отказано по каким-либо другим причинам, имеют право подать апелляцию. В случае поступления жалобы или апелляции, председатель Системы формирует персональный состав апелляционной комиссии в количестве 3-х человек, включая председателя апелляционной комиссии. Все члены апелляционной комиссии должны быть высококвалифицированными и независимыми специалистами по вопросам апелляции. Комиссия рассматривает материалы апелляции и в десятидневный срок выносит по ним решение. При необходимости для уточнения результатов расследования заявитель может быть приглашен на заседание комиссии. Решение апелляционной комиссии протоколируется председателем комиссии и представляется председателю Системы для утверждения. В пятнадцатидневный срок утвержденное решение доводится председателем комиссии до заявителя.

Записи по процедуре аттестации Все заявления, протоколы экзаменационной комиссии, экзаменационные билеты, результаты экзаменов, а также регистрационные документы хранятся в личной папке Заявителя администратором Системы в течение срока, определенного в EOQ-PRU 020. Конфиденциальность и прозрачность Исполнительный директор обеспечивает заявителям конфиденциальность всей информации, кроме тех данных о заявителе (ФИО, адрес, регистрационный номер, квалификация и срок действия регистрации), которые включены в реестр, а также контактной информации не являющейся конфиденциальной. Перечень новых зарегистрированных специалистов и значительные изменения в процедурах регистрации публикуются в журнале «Качество. Инновации. Образование.» и на сайте Европейского центра по качеству. Изменение, анализ и улучшение

Мониторинг удовлетворенности потребителей Каждому заявителю по окончании аттестации требуется заполнить анкету А-03, в которой он (она) имеет возможность выразить свое удовлетворение или недовольство процессом аттестации. Исполнительный директор анализирует анкеты, обобщает полученную информацию и доводит ее до сведения председателя Системы не реже одного раза в год.

Внутренний аудит Раз в год проводится внутренний аудит всех элементов системы менеджмента качества Системы, чтобы оценить степень соответствия системы менеджмента качества установленным требованиям, а также оценивается ее эффективность. Внутренний аудит проводится по плану, разработанному менеджером по качеству. Ответственность за планирование и проведение внутренних аудитов несет менеджер по качеству. Аудит проводится привлеченным экспертом из числа сотрудников Системы в сотрудничестве с менеджером по качеству. Процедура проведения внутренних аудитов состоит из следующих этапов:

  • определение объектов и элементов системы менеджмента качества, подлежащих аудиту,
  • назначение аудитора,
  • составление перечня вопросов для аудиторов с учетом результатов предыдущих проверок,
  • проведение предварительной беседы с персоналом, ответственным за проверяемый раздел,
  • проведение аудита,
  • ознакомление председателя Системы с отчетом по внутреннему аудиту,
  • согласование с исполнительным директором Системы необходимых корректирующих и предупреждающих действий и сроков их выполнения,
  • в случае необходимости проведение контрольного аудита.

По результатам внутренней проверки аудитор составляет отчет и список рекомендаций, которые доводятся до сведения исполнительного директора Системы. Исполнительный директор несет ответственность за устранение обнаруженных несоответствий. Вопросник для проведения внутреннего аудита готовится по форме А-06. Отчет о внутреннем аудите готовится по форме А-07.

Измерение и мониторинг процессов Исполнительный директор несет ответственность за измерение и мониторинг процесса аттестации. Цели в области качества определенные председателем Системы измеряются посредством анкетирования заявителей. (см. выше). Обобщенный анализ этой информации, жалоб от заявителей, а также данные о количестве зарегистрированных специалистов используются для анализа со стороны руководства и планирования.

Управление несоответствующей продукцией В процессе аттестации персонала потенциальной «несоответствующей продукцией» является неудовлетворение заявителя решением Системы (например, отказ в регистрации). Личная папка этого заявителя передается председателю апелляционной комиссии для рассмотрения. После завершения процесса апелляции, решение протоколируется и папка возвращается администратору Системы для хранения. Все случаи возникновения несоответствующей продукции регистрируются в регистре несоответствующей продукции по форме А-09. В случае, если Апелляционная комиссия принимает решение в пользу заявителя, Исполнительный директор несет ответственность за анализ причин возникновения данной ситуации, принимает меры для их устранения и недопустимости их повторения, где это возможно.

Анализ данных Анализ данных включает в себя:

  • анализ соответствия работы Системы установленным требованиям,
  • анализ замечаний клиентов, проведенный Исполнительным директором,
  • данные мониторинга работоспособности системы в соответствии с целями в области качества.

Полученные результаты используются для анализа со стороны руководства.

Процедуры выполнения корректирующих и предупреждающих действий и повышения результативности системы менеджмента качества. Необходимость выполнения корректирующих и предупреждающих действий и принятия мер по повышению результативности системы менеджмента качества определяется менеджером по качеству и одобряется исполнительным директором в результате:

  • анализа замечаний заявителей,
  • отчета по внутреннему аудиту,
  • мониторинга процесса,
  • анализа со стороны руководства,
  • рекомендаций председателя Системы,
  • предложений сотрудников Системы.

План этих действий утверждается председателем Системы. В случае возникновения необходимости исполнительный директор несет ответственность за выполнение следующих процедур:

  • анализ несоответствия (для корректирующих действий), потенциального несоответствия (для предупреждающих действий) или возможности повысить результативность Системы,
  • установление причин несоответствий или возможных мер по улучшению,
  • определение необходимых действий или мер,
  • осуществление необходимых действий или мер,
  • проверка эффективности действий,
  • определение необходимости изменить документацию (в том числе Политику в области качества),
  • внесение изменений в документацию.

Информация о корректирующих, предупреждающих действиях и действиях по улучшению сохраняется в виде отчета (форма А-08). Приложение № 1. ПЕРЕЧЕНЬ АКТУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Документ

Издан

Дата пересмотра

Д-01

Руководство по качеству

Июнь 2004

Май 2005

Д-02

Система сертификации ГОСТ Р POCC RU 0001.04 ЭН 00, принятая постановлением Госстандарта России 25 июня 1998 № 44, «Система сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством»

Июнь 1998

Д-03

Перечень сотрудников Системы и их квалификация

Июнь 2004

Май 2005

Д-04

Члены Управляющего совета

Июнь 2004

Май 2005

Д-05

Аккредитованные Региональные органы

Июнь 2004

Май 2005

Д-06

Критерии для присвоения квалификации

Июнь 2004

Май 2005

Д-07

Требования к учебным программам

Июнь 2004

Май 2005

Д-08

Образец экзаменационного билета

Июнь 2004

Май 2005

Д-09

Образец Российского диплома

Июнь 2004

Май 2005

Д-10

Образец сертификата Системы

Июнь 2004

Май 2005

Д-11

Образец Российского Реестра

Июнь 2004

Май 2005

Д-12

Кодекс профессионального поведения EOQ

Июнь 2004

Май 2005

Д-13

Текущий размер взносов

Июнь 2004

Май 2005

Д-14

Правила проведения экзамена

Июнь 2004

Май 2005

Д-15

Должностные инструкции сотрудников Системы

Июнь 2004

Май 2005

Документы Гармонизированной схемы EOQ

PRU 001

List PRU documents

17 06-03

PRU 002

Handbook

4 06-02

PRU 003

Environmental Personnel Scheme

1 02-99

PRU 004

Rules to issue certificates

3 04-02

PRU 008

TQM Assessor Scheme

2 02-01

PRU 010

TQM Leader Scheme

2 02-01

PRU 011

EOQ Occ. Health and Safety Scheme

3 02-01

PRU 017

QSM QA QP Schemes

2 06-03

PRU 018

QSMH QMTH Health Schemes

1 01-02

PRU 019

QMT Schemes

1 01-02

PRU 020

Duration certificate

3 10-02

PRU 022

Consultant Scheme

1 09-02

PRU 023

Process Manager Scheme

1 09-02

PRU 024

Harmonised Exam

2 10-02

Типовые формы и анкеты

А-01

Образец заявки для регистрации

Апрель 2004

Май 2004

А-02

Образец заявки для перерегистрации

Апрель 2004

Май 2004

А-03

Анкета удовлетворенности заявителя

Апрель 2004

Май 2004

А-04

Анкета оценки работы аудитора

Апрель 2004

Май 2004

А-05

План развития Системы

Апрель 2004

Май 2004

А-06

Вопросник внутреннего аудита

Апрель 2004

Май 2004

А-07

Отчет о внутреннем аудите

Апрель 2004

Май 2004

А-08

Отчет о корректирующих и предупреждающих действиях и действиях по улучшению

Апрель 2004

Май 2004

А-09

Регистр несоответствующей продукции

Апрель 2004

Май 2004

А-10

Анализ со стороны руководства

Апрель 2004

Май 2004

А-11

Протокол анализа со стороны руководства

Апрель 2004

Май 2004