Содержание

Введение..................................................................................................... 3

1. Электронные библиотеки...................................................................... 4

2. Электронные подписки........................................................................ 12

3. Электронные читательские билеты..................................................... 17

Заключение.............................................................................................. 19

Используемая литература....................................................................... 20

Введение

Только знание законов формирования рынка подписных изданий и их распространения позволит сделать правильный и осознанный выбор своего стратегического партнера в этом деле.

В Российской Федерации начальным толчком в этом направлении послужили решения коллегии Минобразования России в части проведения организационных мероприятий по развитию подписки и распространения периодических изданий в области образования, на основе которых разработана и утверждена соответствующая система необходимых мероприятий.

Существующая тенденция развития мирового производства товаров и услуг показывает, что на первый план все больше и больше выходят вопросы не производства высококачественных товаров, обладающих повышенным спросом, а вопросы организации их сбыта, вопросы предоставления потребителям этих товаров необходимой информации, вопросы повышения доступности этой информации для потенциальных потребителей.

Одним из аспектов грамотной маркетинговой деятельности является изучение существующего положения на товарном рынке, особенностей деятельности на нем, выбор правильной стратегии.

Сегодня как никогда важно для библиотек правильно определить своих стратегических партнеров для работы на рынке периодических изданий. Ранее, в доперестроечное время, этот рынок был монополизирован Министерством связи. “Союзпечать” выпускала подписные каталоги, почта принимала подписку и доставляла печать подписчикам. С выходом Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации” этот рынок был демонополизирован. “Союзпечать” вышла из ведомственной подчиненности Минсвязи России и полностью приватизирована, конкуренцию почте по приему подписке и доставке печати оказывают многочисленные альтернативные структуры, наряду с “Роспечатью” появились независимые агентства по распространению периодики.

1. Электронные библиотеки

Ориентация на оперативное получение нужной информации реализуется в концепции библиотек как “информационные ворота” (information gateway) и web-сайты библиотек как “информационные порталы” (information portal). Такое понимание вузовских библиотек очень близко по духу к пониманию современных образовательных технологий, предполагающих беспрепятственное свободное оперирование широким спектром информационных источников независимо от их формата.

Бурное развитие компьютерных технологий и телекоммуникаций, а также рост требований со стороны пользователей к информационно-библиотечному обслуживанию привели к тому, что десятки проектов и значительное финансирование были направлены на создание электронных библиотек. Сам термин “электронная библиотека” (ЭБ) не сходит со страниц профессиональной периодической печати и все чаще звучит на научных семинарах и конференциях.

Представление об электронных библиотеках не ново. Ю.Н. Столяров утверждает, что все основные концептуальные идеи электронных библиотек были неоднократно реализованы в синкретических собраниях документов в глубокой древности (в библиотеках Месопотамии за 4500 лет до н.э., Древнего Египта – за 3100 лет до н.э.). Так библиотеки античных времен представляли собой документально-коммуникационные системы, гостеприимные к любым видам документов безотносительно к их содержанию, материалу носителя и конструктивной форме, если только они имели реальную или потенциальную социальную и персональную ценность. Технология обработки и хранения документов была унифицированной. Принцип, лежащий в основе электронных библиотек, можно возвести к глубокой древности. Некоторые называют этот принцип Александрийским, по названию Александрийской библиотеки. Суть его состоит в том, что зафиксированная информация хранится в виде одного материального объекта (документа) в одном месте, где все желающие имеют к ней доступ и могут по мере необходимости ее копировать для своих потребностей. Как таковой, этот принцип противостоит Гутенбергову, согласно которому информация фиксируется в виде определенного количества идентичных материальных объектов (документов) – тиража, экземпляры которого хранятся в разных местах, и все желающие имеют доступ к отдельным экземплярам, в частности могут приобретать их по мере необходимости. Однако действительный переход от Гутенберговой (книгопечатной) эпохи к новой информационной парадигме (александрийского типа) стал возможен лишь с развитием современных информационных технологий[1].

Существенное развитие работы по электронным библиотекам получили на рубеже 80-х и 90-х гг. прошлого века, когда появились адекватные средства вычислительной техники и информационные технологии, обеспечивающие надежное сохранение, оперативную обработку и эффективное использование больших массивов разнородной информации. В процессе этих работ стало конкретизироваться понятие “электронная библиотека”, стали определяться и уточняться ее цели, задачи и функции, что, однако, не привело еще к однозначной трактовке проблемы. Так, в качестве синонимов для понятия “электронная библиотека” можно встретить такие словосочетания как “цифровая библиотека” (digital library) и “виртуальная библиотека” (virtual library).Сложность определений в этой области и разнообразие мнений показывают и различные научные конференции, посвященные данной проблематике.

Уточнение терминологии в рассматриваемой области деятельности является совершенно необходимым. Ряд авторов ссылаются на то, что английское понятие virtual, обозначающее “действительный”, “фактический”, программисты применили для обозначения объектов, на самом деле не существующих, но представляющихся пользователю компьютера реальными (например, оперативная память). Это позволяет им утверждать, что виртуальная библиотека – скорее всего, библиотека мнимая, поскольку пользователю Интернет не известно, из каких разных источников он получает информацию, и ему удобно представлять себе некую библиотеку. В своей работе Л.Б. Хайцева считает, что термины “электронная библиотека” и “цифровая библиотека” – синонимы. Электронные библиотеки не являются отдельным учреждением, а есть часть общемировой сети, они нуждаются в сетевой технологии, соединяющей многие учреждения и обеспечивающей универсальный доступ к цифровой информации. “Виртуальная” или “онлайновая” библиотека означает “существующая в возможности, которая собирает электронную информацию, упорядочивает ее и предоставляет пользователю”. В то время как традиционная библиотека владеет физическими носителями информации, виртуальная отсылает к информации, рассеянной по всему миру. Поэтому говорят о “библиотеке без стен”. Виртуальность предоставляемой информации подразумевает, что она в любой момент может измениться. В этом состоит различие между виртуальной и электронной библиотеками. В электронной библиотеке собрания электронной (цифровой) информации находятся во владении и под контролем соответствующей традиционной библиотеки или других структур: информационных центров, научно-исследовательских и академических институтов, вузов, органов управления, различных фирм, компаний и др. Виртуальная библиотека – собрание “закладок”, отсылающих к информации, не находящейся во владении реального учреждения. Разумеется, все виртуальные библиотеки – цифровые, но цифровые библиотеки не обязательно виртуальны.

Понятие “электронная библиотека” активно используют в специальных работах и популярных статьях. Отчасти его употребление обосновано, отчасти это дань моде. Нечто подобное происходило с понятием “база данных”. “Электронные библиотеки”, как и другие подобные выражения, появляются в различных контекстах и практически всегда либо без определений, либо с определениями, вряд ли проясняющими суть проблемы.

Большинство зарубежных специалистов, раскрывая содержание понятия “электронная библиотека”, подчеркивают приоритет организационной структуры над материалами, независимо от их формы. Ф. Гай (Национальная библиотека Шотландии) считает, что электронная библиотека – информационная служба, в которой все информационные ресурсы содержатся в машиночитаемой форме, а все функции комплектования, хранения, обеспечения сохранности, выдачи и доступа обеспечиваются за счет использования цифровых технологий. В.И. Армс предлагает следующее определение: “электронная библиотека” – управляемая коллекция информации в совокупности с соответствующими сервисами, причем информация хранится в цифровых форматах и доступна по сети. Ключевой частью этого определения является слово “управляемая”. Поток данных, передаваемый со спутника на Землю, еще не библиотека. Те же самые данные, организованные в определенную систему, становятся коллекцией электронной библиотеки[2].

Для сравнения предложим еще несколько мнений западных специалистов.

Цифровая библиотека – это управление ресурсами, возможность связывать поставщика информации с потребителем информации через электронные каналы, возможность для сотрудников выступать в качестве посредников в электронном взаимодействии, когда поступает запрос от пользователя, дает возможность хранить, организовывать и передавать информацию к потребителю через электронные каналы.

Электронные библиотеки – это набор электронных ресурсов и сопутствующих технических возможностей для создания, поиска и использования информации. В этом смысле они являются продолжением и расширением систем хранения и извлечения информации, имеющих дело с цифровыми данными любого типа (текст, изображения, звуки; статистические или динамические изображения) и существующих в распределенных сетях. Содержание электронных библиотек включает в себя данные, метаданные, описывающие различные аспекты данных (например, тип репрезентации, создатель, владелец, права на воспроизведение), а также метаданные, состоящие из связей или отношений к другим или метаданным, неважно, носят они внутренний или внешний характер относительно электронной библиотеки.

Электронная библиотека – это база данных, содержащая информационные объекты в различных форматах, предоставляющая непосредственный доступ сообществу пользователей и обладающая следующими дополнительными характеристиками: универсальный инструмент доступа (например, каталог) дает возможность поиска и получения информации по всей базе данных; имеются организованные технические процедуры, посредством которых библиотечные специалисты добавляют объекты в базу данных или удаляют их согласно внятной и понятной политике формирования фондов[3].

Электронная библиотека – это понятие, обладающее разным значением в разных сообществах. Для инженерного и компьютерного сообщества электронная библиотека – это метафора новых видов услуг распределенных баз данных, управляющих неструктурированными мультимедийными данными. Для политического и делового сообщества этот термин обозначает новый рынок мировых информационных ресурсов и услуг.

Работа электронной библиотеки осуществляется в сложно организованном контексте, который задают четыре измерения: сообщество, технология, услуги и содержание.

Среди отечественных специалистов понятие “электронная библиотека” также получило сегодня широкое распространение и порождает многочисленные дискуссии. В самом определении “электронная библиотека” заложена основа понятийного конфликта. Существует целый ряд подходов, начиная с того, что под электронной библиотекой понимают любые информационные ресурсы любым образом организованные на электронных носителях (базы данных, текстовые файлы, разделы Интернет и т.д.) и заканчивая рассмотрением только мультимедийных и полнотекстовых ресурсов. Я.Л. Шрайберг в качестве главных подходов к определению понятия “электронная библиотека” выделяет следующие: электронная библиотека – это совокупность электронных ресурсов, организуемых по библиотечному принципу, т.е. на основе известных правил и технологий традиционного библиотековедения, включая комплектование, обработку, систематизацию, предметизацию, хранение и другие процессы и технологии, в том числе и создание каталога и справочно-поискового аппарата (разумеется, в электронной форме).

Электронная библиотека – это совокупность электронных ресурсов, организованных специальным образом и не имеющих отношения к библиотеке в традиционном понимании этого понятия (Глухов В.А.)

О.В. Сюнтуренко и Ю.Е. Хохлов определяют сущность электронных библиотек, исходя из ее сравнения с традиционной библиотекой. По мнению авторов, основное различие традиционной библиотеки и электронной библиотеки заключается в том, что пользователь обращается к сервисам последней за необходимой информацией, а не просто за отсылками к документу и/или самими документами. Отличительной чертой электронной библиотеки является возможность параллельного использования различных поисковых механизмов и средств доступа к коллекциям электронных данных.

Следовательно, электронная библиотека не просто коллекция или совокупность коллекций электронных документов (как оцифрованных традиционных материалов, так и созданных сразу в электронном виде), она представляет собой систему, реализующую унифицированный подход к производству, хранению и организации разнообразной информации с целью поиска, анализа и доступа к ней с использованием глобальных компьютерных сетей. В других работах Ю.Е. Хохлова фигурирует несколько иное определение понятия “электронная библиотека”: “электронная библиотека это распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текст, графика, аудио, видео и др.), доступные в удобном для конечного пользователя виде через глобальные сети передачи данных”. Здесь, как и в предыдущем определении, основное внимание уделяется функциональным возможностям электронной библиотеки и в качестве главного условия существования электронной библиотеки выделяется использование глобальных компьютерных сетей.

А.А. Воронов также считает, что необходимо преодолеть устоявшееся мнение об электронной библиотеке только как о хранилище текстов. Он подчеркивает, что качество материалов, входящих в состав электронной библиотеки, в первую очередь зависит от таланта авторов, средства электронной библиотеки – это лишь усилитель. О.Л. Голицына и Н.В. Максимов предлагают рассматривать электронную библиотеку как комплекс взаимосвязанных гетерогенных массивов информации и средств, обеспечивающих доступ пользователей к этим массивам в функционально и организационно однородной среде.

Ряд авторов под “электронной библиотекой” понимают комплекс распределенных программных и аппаратных средств, позволяющих создавать и развивать традиционные и мультимедийные базы данных, предоставлять удобный доступ к ним в виде глобальных (общих для всех баз данных) или специализированных, специфических для конкретных баз данных, услуг (В.О. Громов, Э.Г. Никонов, А.М. Рапортиренко, И.А. Филозова). При этом они оставляют без внимания содержательное наполнение электронной библиотеки.

Принимая во внимание отечественный и зарубежный опыт работы в области ЭБ, нами было решено остановиться на определении, предложенным А.Б. Антопольским: “электронная библиотека – это информационная система, обеспечивающая сохранность и эффективное использование разнообразной коллекции электронных документов, размещенных в самой системе и доступных через телекоммуникационные сети”[4].

Из данного определения выделим основные задачи электронной библиотеки – интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация.

Анализируя понятие “электронная библиотека”, отметим то общее, что присутствует в большинстве из приведенных определений: электронные библиотеки предназначены для хранения информации различных видов, прежде всего текстовой, и реализуется в виде сложных информационных систем, распределенных и обладающих унифицированным интерфейсом, а также возможностью доступа через Интернет.

2. Электронные подписки

Подписаться на центральную прессу можно по 5 основным каталогам. Всего в эти каталоги входит более 4370 изданий.

Сама подписка проводится по двум основным системам распространения- карточной и адресной. Давайте попробуем выяснить в чем же заключается разница между ними.

И при карточной, и при адресной системах печать из типографии попадает в экспедицию. При карточной системе печать сортируется общим посылом по сети газетно-журнальных узлов (в России их около 6,5 тыс. газетных, более 2 тыс. журнальных). Далее печать попадает к перевозчику, который доставляет ее в ГЖУ. В ГЖУ печать сортируется во второй раз по сети прикрепленных к нему доставочных отделений почтовой связи (в среднем 15-20). Далее печать перевозится до доставочных отделений почтовой связи, где сортируется в третий раз уже до конкретного подписчика.

При распространении печати по адресной системе в экспедиции периодические издания упаковываются в виде почтовых отправлений, адресуются до конкретных получателей и сортируются по соответствующим направлениям. Далее уже почтовые отправления (письма, бандероли, посылки) с периодическими изданиями передаются почте и пересылаются до доставочных отделений почтовой связи.

Каким образом предложение издателя о выпускаемых им изданиях может попасть к подписчику? При карточной системе информация попадает к подписчику только через почтовые каталоги. Этому есть свои объяснения. Сама карточная система распространения была создана, исходя из технологических потребностей почты, и жестко привязана к ней. Адресная система распространения в этом плане более гибкая и позволяет обходиться без услуг почты.

В частности, библиотеки могут использовать применяемую редакциями и издательствами купонную подписку, которые размещают на страницах своих изданий различного рода подписные купоны. Агентства могут формировать и адресно рассылать каталоги прямого действия либо полностью заполненные банковские извещения для оплаты подписки.

Итак, ознакомившись с основными “секретами” организации подписки перейдем к главному: как рядовая библиотека в наше бурное время в рамках выделяемых незначительных средств может наиболее эффективно и полно комплектоваться газетами и журналами.

О самом простом, можно сказать, традиционном пути – подписке через сеть отделений почтовой связи, мы уже говорили. Это привычный и годами проверенный механизм. Некоторым библиотекам почтовые работники доставляют подписные каталоги прямо на рабочие места. В этой традиционной системе существуют свои плюсы и минусы.

К положительным моментам следует отнести:

·        отработанные годами технологии и схемы прохождения информационных, финансовых и материальных потоков,

·        возможность оперативно решать все возникающие проблемы с местными отделениями почтовой связи, включая взаимозачеты и бартер.

К негативным моментам относится то, что к ценам, указанным в каталогах, отделения почтовой связи добавляют свою составляющую, так называемую “стоимость местных услуг почтовой связи”. В число таких услуг входят услуги по приему подписки, сбору и формированию заказов на печать и их пересылке в подписные агентства, по внутриобластной перевозке и доставке подписчикам. Поскольку условия деятельности отделений почтовой связи в регионах России сильно отличаются друг от друга, то точно также отличаются и цены на местные услуги связи (в отдельных регионах они соизмеримы с каталожными ценами). Таким образом, стоимость подписки на периодику различается по регионам России. Возможно ли, сохранив преимущества традиционной схемы, усовершенствовать процесс комплектования библиотек периодикой?

Как нам кажется, такая возможность существует в виде специализированного каталога периодических изданий для библиотек. При формировании такого каталога должно учитываться следующее: доступность цен, их одинаковая величина для всех без исключения библиотек вне зависимости от региона России, возможность оформления подписки в библиотеке на своем рабочем месте, доставка выписанных изданий непосредственно до библиотек.

Во втором полугодии 1999 года Центральный коллектор научных библиотек (ЦКНБ) в целях расширения спектра оказываемых библиотекам услуг подготовил первый выпуск “Каталога периодических изданий для библиотек”, с помощью которого открываются новые возможности формирования библиотечных фондов периодических изданий. Итоги подписки на первое полугодие 2000 года подтвердили правильность и своевременность принятого решения о выпуске специализированного каталога для библиотек.

В марте 2000 года ЦКНБ выпустил Каталог по подписке на второе полугодие 2000 года. Выпущенный подписной каталог (его тираж составил 15 000 экземпляров) включает широкий спектр хорошо известных и популярных изданий. В то же время, значительное место уделено журналам, связанным с библиотечным делом, наукой, образованием и культурой. По этому каталогу любая библиотека может оформить подписку и получать представленную в нем периодику через ЦКНБ по почте. Минимальный срок подписки- 6 месяцев. Оплата подписки может быть произведена как по безналичному расчету, так и за наличный расчет.

Каталог подразделяется на три основные части:

·        алфавитный указатель, который содержит полный перечень периодических изданий в алфавитном порядке;

·        тематический указатель, который включает перечень тематических рубрик и перечень изданий, расположенных по тематикам;

·        основной раздел, который содержит полную информацию о периодическом издании. После наименования издания помещена информация о периодичности его выхода, объеме, цене, условиях подписки, аннотация издания, а также контактный телефон каждой редакции (издательства).

Все издания распространяются по адресной системе и направляются библиотекам почтовыми отправлениями (бандеролями, посылками). Право аннулировать подписку предоставлено только подписчикам (библиотекам).

Каталог ЦКНБ имеет существенные преимущества в сравнении с традиционными подписными каталогами[5]:

·        в каталоге приведены конечные подписные цены, единые для всех российских библиотек независимо от их региональной и ведомственной принадлежности. Эти цены включают все виды затрат, в том числе на доставку изданий до адресата, и библиотеки больше никому не доплачивают никаких сумм;

·        подписные цены в каталоге для библиотек включают специальную издательскую и экспедиционную скидку, предоставленную российским библиотекам. За счет этого, подписные (конечные) цены по большинству изданий ниже, чем при традиционной подписке по каталогам в отделениях почтовой связи, в среднем на 20 %;

·        каталог ЦКНБ бесплатно рассылается по адресам библиотек, и подписку можно оформить непосредственно в библиотеке на своем рабочем месте ;

·        ЦКНБ предлагает для библиотек, обладающих современными техническими и информационными средствами, дополнительный сервис, связанный с приемом подписки и обслуживанием принятых заказов. Кроме того, в режиме реального времени подписчики могут получить информацию о вышедших из печати и разосланных изданиях, об изменениях в издательских планах;

·        условия подписки и выбор подписных изданий не зависят от способа подписки как для технически оснащенных крупных библиотек, оформляющих подписку по электронной версии каталога, так и для сельских и малокомплектных библиотек, оформляющих подписку по каталогу, напечатанному на бумаге;

·        существует возможность проведения переадресовок подписки на другой почтовый адрес.

3. Электронные читательские билеты

Для организации автоматической электронной регистрации при возврате/выдаче изданий рабочие места на абонементах и в читальных залах оснащаются программно-аппаратными средствами считывания кода-идентификатора издания и изменения кода состояния. При регистрации операции возврата/выдачи - действия персонала сводятся к помещению издания в зону чувствительности считывателя кода-идентификатора. Операция автоматически фиксируется в базе данных читателей. Код состояния фиксирует состояние издания – “возвращено/выдано”. Выбор данной методики позволяет сократить (или в ряде случаев исключить) рутинные операции при регистрации операций, увеличить производительность труда библиотекаря, соответственно, повысить качество обслуживания читательских потоков и увеличить пропускную способность абонементов и читальных залов.

Электронное маркирование книжного фонда совместно с возможностью бесконтактной идентификации существенно увеличивает эффективность и точность процедур контроля состояния фондов. Использование мобильных устройств бесконтактного учета (переносных аналогов считывателей кодов-идентификаторов) позволит значительно сократить сроки инвентаризации с одновременным повышением качества процесса, исключив ошибки и неточности персонала. Процедура инвентаризации сводится к перемещению считывателя вдоль книжных полок. Электронное маркирование книжного фонда совместно с установкой сигнальных считывателей кодов состояния (сигнальных ворот) на выходах из читального зала позволяет организовать защиту фонда от несанкционированного выноса. Тем самым, читальные залы переводятся в режим открытого доступа. Следует отметить, что избранная технология защиты обеспечивает практически 100%-ое срабатывание в отличие от традиционных пассивных электромагнитных меток.

Электронные читательские билеты представляют собой пластиковые карты – многофункциональные smart-карты, на которые в электронном виде заносится идентифицирующая информация о читателе. Рабочие места на абонементах и читальных залах оборудуются компьютерами и устройствами чтения карт. Во время операции возврата/выдачи изданий электронный читательский билет вставляется в устройство чтения, происходит идентификация читателя и поиск в базе данных читателей, на экран монитора выводится информация о невозвращенных читателем изданиях. Данная методика позволяет автоматизировать процессы идентификации читателя и контроля возвращения изданий, тем самым увеличить производительность труда библиотекаря, соответственно, повысить качество обслуживания читательских потоков и увеличить пропускную способность абонементов.

Заключение

В данной работе рассматривались вопросы, касающиеся электронных библиотек и электронных подписок.

Была дана краткая историческая характеристика развития данного направления информатизации общества.

Были приведены несколько определений цифровой и электронной библиотек.

Также рассматривались вопросы, связанные с электронными подписками, с их положительными и отрицательными сторонами.

Были рассмотрены вопросы, касающиеся электронных каталогов. Приведены плюсы и минусы их использования.

Помимо этого давалось определение электронных читательских билетов, принципы работы с ними.

Используемая литература

1.                          Сборник "Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад", М., изд-во Либерия, 2002.

2.                          Л.А. Куйбышев, Н.В. Браккер Электронные библиотеки - 2004 - Том 3 - Выпуск 5 Центр по проблемам информатизации сферы культуры (Центр ПИК)

3.                          Н.В. Браккер, Л.А. Куйбышев, Центр ПИК. "Некоторые вопросы интеграции информационных ресурсов по культурному наследию". В сб. "Материалы международной конференции EVA'03 Москва 25 –29 октября 2003 г." Центр ПИК, Государственная Третьяковская галерея, 2003, 1~9

4.                          Леонтьев В.П.  Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. -  920 с.: ил.

5.                          Лозовский Л.Ш., Ратновский Л.А. Интернет – это интересно. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 128 с.


[1] Сборник «Библиотечные компьютерные сети: Россия и запад». М., изд. Либерия, 2002, стр. 110

[2] Электронные библиотеки - 2004 – Том 3 – Выпуск 5. Центр по проблемам информатизации сферы культуры (Центр ПИК), стр. 43

[3] Н.В. Браккер, Л.А. Куйбышев, Центр ПИК. "Некоторые вопросы интеграции информационных ресурсов по культурному наследию". В сб. "Материалы международной конференции EVA'03 Москва 25 –29 октября 2003 г." Центр ПИК, Государственная Третьяковская галерея, 2003, 1~9

[4] Леонтьев В.П.  Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. -  стр. 711

[5] Лозовский Л.Ш., Ратновский Л.А. Интернет – это интересно. – М.: ИНФРА-М, 2000. – стр. 73