Содержание
Введение. 3
1. Оценка уровня качества товаров. 5
1.1. Анализ качества товаров. 5
1.2. Методы определения значений показателей качества продукции. 6
1.3. Оценка качества товаров потребителем. 9
2. Особенности оценки качества спортивной обуви. 16
2.1. Российский рынок спортивной обуви. 16
2.2. Показатели качества спортивной обуви. 16
3. Экспертиза качества спортивной обуви. 18
3.1. Характеристика анализируемых брендов. 18
3.2. Анализ исследуемой спортивной обуви. 19
Заключение. 25
Список литературы.. 27
Введение
Отечественный рынок обуви заслуживает самого пристального внимания. На ситуацию с обувью всегда влияли процессы, происходящие на рынках отдельных товаров легкой промышленности, и, прежде всего, готовой одежды и обуви.
Рынок спортивной индустрии находится в процессе перемен. Стремясь повысить эффективность развития различных отраслей в России, государство предпринимает шаги в направлении создания в экономике атмосферы открытости, конкуренции и рыночной дисциплины. Проводимые реформы касаются и спортивной отрасли, что оказывает влияние на ее размеры и структуру.
Расширяются масштабы строительства спортивных комплексов, стадионов и бассейнов, где наряду с государственными организациями активно участвует и коммерческие компании.
В область спорта привлекаются достаточно крупные инвестиции, возврат которых планируется к определенным срокам, что заставляет инвесторов иметь точную информацию о рынке.
Промышленные предприятия также активно включились в спортивную сферу. Им составляют конкуренцию известные зарубежные торговые марки. Это обуславливает интерес к данной отрасли.
Современный рынок в России начал формироваться в условиях товарного дефицита, который сейчас уже практически исчез, а у потребителей начали формироваться новые - более разнообразные требования к предлагаемым продуктам и услугам.
В связи с перечисленным наметились следующие тенденции:
• растет количество участников на рынке;
• расширяется ассортимент товаров и услуг, охватывающих все сегменты потребителей;
• повышается конкуренция среди участников рынка.
Мировой рынок спортивных товаров считается одним из самых крупных. Его емкость в последние годы приблизилась к $100 млрд. в год (по другим оценкам - $67 млрд.). Годовой объем продаж мирового рынка спортивного снаряжения аналитики оценивают в $40 млрд., что больше размера рынка спортивной обуви ($20 млрд.) и рынка спортивной одежды ($38 млрд.).
При определении размера российского рынка спортивных товаров эксперты во
мнении расходятся. Разброс оценок значительный - от $600 млн. до $4 млрд. На
мировом рынке спортивные товары российского производства представлены слабо -
доля отечественных товаров, как утверждают эксперты, к
Ситуация на внутрироссийском рынке спортивных товаров характеризуется обострением конкуренции, усилением позиций крупных международных компаний (доля импортных изделий на рынке составляет 40-65%), развитием региональных рынков, изменениями в системе дистрибуции, формированием рыночной инфраструктуры, ростом интереса населения к спорту и активному образу жизни.
Среди факторов, объясняющих положительную динамику рынка спортивных товаров в России и позволяющих экспертам считать его одним из ключевых в Европе, можно выделить большое количество потенциальных покупателей, недостаточную насыщенность рынка товарами, моду на спортивный стиль в одежде, обуви и аксессуарах.
Цель данной работы – дать анализ и экспертизу качества спортивной обуви.
Задачи данной работы рассмотреть:
1. Оценка уровня качества товаров
2. Особенности оценки качества спортивной обуви
3. Экспертиза качества спортивной обуви
1. Оценка уровня качества товаров
1.1. Анализ качества товаров
Оценка уровня качества продукции представляет совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями соответствующих показателей.
Оценка уровня качества продукции необходима при решении следующих задач:
· прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;
· планирование повышения качества и объемов производства;
· обоснование освоения новых видов;
· выбор наилучших образцов;
· обоснование целесообразности снятия с производства;
· аттестация качества;
· обоснование возможностей реализации за рубежом;
· оценка научно-технического уровня разрабатываемых и действующих стандартов;
· контроль качества;
· стимулирование повышения качества;
· анализ динамики уровня качества;
· анализ информации о качестве и др.
На этапе разработки оценивается уровень разрабатываемой продукции, в результате чего устанавливаются требования к качеству продукции и производится нормирование показателей в НТД.
На этапе производства определяются фактические значения показателей качества продукции по результатам контроля и испытании, оценивается уровень качества изготовления продукции и принимаются соответствующие решения при управлении качеством.
На этапе эксплуатации или потребления оценивается уровень качества изготовленной продукции 'и по результатам эксплуатации или потребления ее принимаются управляющие решения, направленные на сохранение или повышение уровня качества продукции.
Уровень качества продукции можно охарактеризовать совокупностью единичных и (или) комплексных показателей. Сравнив с базовыми показателями, в зависимости от цели оценки можно сделать выводы: качество оцениваемой продукции выше или ниже, или на уровне базового образца; оцениваемую продукцию следует отнести к высшей или первой категории качества[1].
1.2. Методы определения значений показателей качества продукции
Методы определения значений показателей качества продукции подразделяются по способам и источникам получения информации. В зависимости от способа получения информации различают измерительный, регистрационный, органолептический и расчетный методы.
Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. Результаты непосредственных измерений при необходимости приводятся путем соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям, например, к нормальной температуре, к нормальному атмосферному давлению и т. п. С помощью измерительного метода определяются значения: масса изделия, сила тока, число оборотов двигателя, скорость автомобиля и др.
Регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например, отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия (стандартных, унифицированных, оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами или патентами и т. п.). Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др.
Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятии органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта и выражаются в баллах. Точность и достоверность этих значений зависят от способностей, квалификации и навыков лиц, их определяющих. Этот метод не исключает возможности использования некоторых технических средств (лупа, микрофон и т. д.). С помощью органолептического метода определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции, использование которой связано с эмоциональным воздействием на потребителя.
Расчетный метод основан на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований. Расчетный метод служит для определения значений массы изделия, показателей производительности, мощности, прочности и др[2].
В зависимости от источника информации методы определений значений показателей качества продукции подразделяют на традиционный, экспертный и социологический.
Определение значений показателей качества продукции традиционным методом осуществляется должностными лицами специализированных экспериментальных и расчетных подразделений предприятий, учреждений или организаций. К экспериментальным подразделениям относятся лаборатории, полигоны, испытательные станции, стенды и т. п., а к расчетным - конструкторские отделы, вычислительные центры, службы надежности и др. Работники лабораторий определяют и поставляют информацию, например, о механической прочности металлов, массовой доли серы, вязкости,. массовой доли золы в угле, кислотности веществ и др.
Определение значений показателей качества продукт» экспертным 'методом осуществляется группой специалистов-экспертов, например, товароведов, дизайнеров, дегустаторов и т. п. С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, 'которые не могут быть определены более объективными методами. Этот метод используется при определении значений некоторых эргономических и эстетических показателей.
Определение значений показателей качества продукции социологическим методом осуществляется фактическими или потенциальными потребителями продукции. Сбор мнений потребителей производится путем устных опросов или с помощью распространения специальных анкет-вопросников, а также путем организации конференций, выставок и т. п. Социологический метод иногда может применяться для определения коэффициентов весомости показателей качества продукции.
При необходимости используются совместно несколько методов определения значений показателей качества продукции[3].
Таким образом, к основным методам определения качества продукции относят:
1) инструментальный, основанный на использовании средств измерений;
2) расчетный, заключающийся в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами;
3) статистический, использующий правила прикладной математической статистики и основанный на подсчете числа событий или объектов;
4) органолептический, основанный на анализе восприятий органов чувств без применения технических измерительных средств;
5) экспертный, учитывающий мнение группы специалистов-экспертов;
6) социологический, основанный на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции;
7) комбинированный, включающий несколько методов определения показателей качества.
1.3. Оценка качества товаров потребителем
Из самого определения качества вытекает тесная взаимосвязь качества продукта или услуги с потребителем.
Один из основополагающих принципов управления качеством — ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспеченная организационно, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка. Политика в области качества должна обязывать каждого работника обеспечивать потребителя конкурентоспособными качественными изделиями или услугами.
Удовлетворенность качеством предлагаемой продукции или услуг будет зависеть от того, в какой степени, по мнению потребителя, они соответствуют своему назначению. При этом к каждому конкретному виду продукции или услуг потребитель будет предъявлять свои специфические требования (надежность, безопасность, удобство, функциональность и др.). Требования потребителя к качеству продукта в общем виде можно определить как выражение определенных потребностей, которые участвуют в формировании отношений пригодности продукта для целей потребителя.
Очевидно, что критерии оценки качества продуктов и услуг с точки зрения потребителя будут разными. Кроме того, критерии оценки качества продукции или услуг будут иметь различные количественные и качественные характеристики. Для обеспечения контроля и управления качеством производителю желательно иметь количественные характеристики, хотя это не всегда возможно. Но при возможности необходимо переводить выдвигаемые потребителем требования в виде качественных характеристик в их количественные аналоги.
Основными параметрами качества для изделий являются:
· функциональные характеристики — соответствие изделия назначению;
· надежность — количество ремонтопригодных отказов за срок службы;
· долговечность (срок службы) — показатель, связанный с надежностью;
· бездефектность — количество обнаруженных потребителем дефектов.
Помимо этого для современных изделий появился ряд новых параметров качества, количественная оценка которых не всегда очевидна, как в случае приведенных выше параметров качества. К таким параметрам качества изделия относятся:
· безопасность
· эстетические свойства (дизайн)
· экологичность
· наличие дополнительных услуг — дореализационное и послереализационное обслуживание.
Основными показателями качества услуг, с точки зрения потребителя, являются:
· окружающая среда — обстановка, удобства, оборудование и персонал на сервисе
· надежность - совокупность исполнительности и доверия к результатам выполнения работы
· психологические свойства (эмпатия) — возможность нахождения контакта; вежливость; отзывчивость
· коммуникабельность — способность такого общения, чтобы потребитель Вас понял
· доступность — легкость установления связи с поставщиком (например, при вызове мастера на дом потребитель не должен весь день ждать его прихода)
гарантия (страховка) того, что, если произведена плохая услуга, можно получить другую, более качественную.
Совокупность ожидаемых потребителем параметров качества необходимого ему продукта и их значения, удовлетворяющие запросам потребителя, и будет составлять ценность продукта.
Так как ценность продукта определяется, во-первых, степенью его необходимости для потребителя и, во-вторых, уровнем качества, т.е. наличием требуемых характеристик (параметров) качества и их значений (показателей качества), соответствующих ожиданиям потребителя, то реальную ценность продукта можно определить только после того, как продукт поступит на рынок.
Реальную оценку продукта потребитель продемонстрирует, купив или не купив продукт за предлагаемую цену. Безусловно, на его решение помимо качества исполнения самого продукта могут оказывать влияние следующие факторы:
· уверенность потребителя (пользователя) в поставщике продукта
· доверие потребителя к качеству продукта на основании информации (рекламы) производителя
· информация, получаемая от других потребителей этого (или подобного) продукта
опыт использования подобного продукта, имеющийся у потребителя
Потребительские свойства непродовольственных товаров – те свойства товара, с помощью которых он удовлетворяет наши конкретные потребности.
Назначение: О целесообразность выпуска данного товара, социального адреса и потребительского класса товара, соответствие товара оптимальному ассортименту, морального износа, сопутствующих социальных эффектов.
Функциональность - соответствие товара своему прямому назначению: Совершенство выполняемой функции (состав и структура, функциональная и техническая эффективность), конструктивность (габариты мебели, ёмкость посуды), универсальность применения, совершенство выполнения вспомогательных операций.
Надёжность - способность товаров выполнять свои функции, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.
Эргономическое - удобство и комфорт потребления изделия. Гигиеничность; Соответствие изделий форме тела, правильной осанке, оптимальной хватки руки; Соответствие изделия и его элементов энергетическим возможностям мышц.
Эстетичность – способность предмета выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность (социально-культурную значимость, степень полезности). Информационная выразительность (СП-ть изд-я выражать ч-з особенности формы сложившиеся в О культурные нормы и представления); Рациональность формы (соответствие формы назначению, конструкции, используемому материалу, технологии изготовления, эргономическим требованиям); Целостность композиции (красота и художественная выразительность изделия); Совершенство производственного исполнения и сохранности товарного вида; Экологичность; Безопасность; Экономичность.
Химические свойства – устойчивость материалов и изделий к действию различных реагентов – воды, кислот и щелочей. Характеризует взаимоотношение веществ и материалов с действием различных сред. Оценивается с 2-х позиций: Сопротивляемость воздействию агрессивных сред и степенью агрессивности самих веществ
Агрессивность классифицируется: сильно- (кислоты, щелочи), средне- (слабые растворы щелочи, морская вода), слабоагрессивные (пресная вода, водяной пар низкого давления, инертные газы, атмосферная среда)
По оценки сопротивляемости: Высоко стойкие (стекло, серебро), средне нестойкие (никель), нестойкие.
Биологические свойства. Оценивают взаимоотношение веществ и материалов с биологически активными средами (вирусы, бактерии). Оценка осуществляется с позиций 1.стойкости к разрушающему воздействию 2.оценка активности биологической среды.[4]
Группа обувных товаров включает обувь: кожаную, резиновую, валяную.
Отделка обуви
1.Фрезирования подошвы
2.Закшивания мелких незначительных дефектов
3.Разглаживание поверхностей
4.Нанесения маркировки
5.Проверка качества
6.Упаковка обуви
Детали обуви.
1.Голенище(у сапог) 2.Берцы 3.Носок 4.Союзка
5.Задинки 6.Задний наружный ремень 7 Язычок
8.Подошва 9.Каблук 10.Набойка 11.Стелька
12.Платформа 13.Подкад
В зависимости от края обувь делится на:
-прикройное –цельное –крой конвертом
- крой обыкновен (берецы под союзки)
-крой мокасин –крой закрытый
-крой открытый ремешковый
-крой с просечками (больше вырезы)
-крой с перфорацией (маленьк. вырезы)
-крой с блочками со шнурками
-крой с застёжкой на молнии
-велькро
Кожаная обувь
По назначению
Материал для верха
Материал для низа обуви
Материал подкладочный
Мат-ал для верха. Натуральная кожа и искуственая, синтетическая, текстильный материал
Подразделяется по способу дубления..
Хромового дубления – в разрезе серовато-голубоватый оттенок.Высокая намокаемость в зависимости от вида животного происхождения делется на:
Телячья(опоек) мягкая; выросток теленок грубее, возможны дефекты выше прочность…
Мерея незаметная, кожа гладкая
Шевро обозн. «м»
Кожа из козлят – мягкая, прочная, ярко выраженая
Шеврет овечья похожа на козлиную, растягивается быстро стирается лиц. слой обозн «б»
Классификация и ассортимент кож. Обуви
Обувь делится:
По назначению
-бытовая –рабочая –спортивная –национальная
-ортопедическая
Бытовая обувь делится:
1.По материалу верха
-юфтевая обувь (керзы) –хромовая
-из искуст. и синтетич кожи
-из текстильн материалов
2.По материалу низа
-натуральн кожа –кожеподоб резина
-пористая резина –из ПВХ
3.По способу произ-ва
-механического (массовая)
-ручная
4.По сложности модели
-повседневная (массовая)
-модельная –нарядная
5.По методу крепления
-стержневой –клеевой –сандальный –строч.-клеевой
6.Сезонность
-летний –осенне-весенний –зимний
7.По полов признаку
-мужская –женская –детская
8.По размерам
Размеры указывается по метр. система в миллиметрах
9.По полнотам
Зависит от окружности колодки , полнота указывается усл номером
10.По фасону
зависит от покроя обуви, кол-во деталей и их расположение, формой каблука.
11.Высота каблука
-безкаблучная –каблук на набойке
-на низком каблука –на ср каблуке
2. Особенности оценки качества спортивной обуви
2.1. Российский рынок спортивной обуви
Для занятий закаливанием и физическими упражнениями используют специальную одежду, к которой применятся ряд требований.
Для обеспечения гигиены тела при занятиях физическими упражнениями необходимо, чтобы спортивная одежда была изготовлена из тканей, обладаюших следующими свойствами: гигроскопичность, вентилируемость, ветроустойчивость, теплозащитность и др. Летом одежда состоит из майки и трусов, в прохладную погоду используется хлопчатобумажный или шерстяной трикотажный спортивный костюм. Зимой используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Обувь должна быть удобной, прочной и хорошо защищать стопу от повреждений, легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Нужно следить, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и сухими во избежание потертостей, а при низкой температуре воздуха – обморожения. В зимнее время года рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами.
В комплексе товаров, выпускаемых легкой промышленностью России, значительный удельный вес занимают обувные товары. Номенклатура этих товаров включает обувь кожаную, резиновую и валенную.
2.2. Показатели качества спортивной обуви
Показатели качества обуви подразделяются на четыре группы: определяющие назначение обуви, эксплуатационно-потребительские, производственно-технологические и экономические свойства. К показателям, определяющим назначение обуви, относятся: род обуви, ее вид, материалы верха и низа и условия эксплуатации.
Эксплуатационно-потребительские показатели ее качества включают: надежность обуви, эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические свойства.
Надежность обуви – это износостойкость деталей, ее формы, долговечность конструкции, ремонтопригодность, гарантийные сроки и сортность. Эргономические свойства включают: жесткость и эластичность конструкции, и массу обуви. Санитарно-гигиенические свойства включают: антропометрию, теплозащитные, влагозащитные свойства. Эстетические свойства включают: композицию модели и ее элементы, силуэт и расцветку обуви, соответствие современному стилю и моде маркировку и упаковку.
К производственно-технологическим показателям качества относятся: конструкция обуви и форма колодки, метод формования заготовок на колодке, крепление низа, качество исходных материалов и соблюдение технологических процессов.
Экономические показатели включают: отпускные и розничные цены обуви, ее себестоимость, потери от брака и рекламаций.
Художественному моделированию обуви в нашей стране, в настоящее время уделяется значительное внимание. Модной, красивой и элегантной обувь может быть, только в том случае, если модельер-художник при разработке моделей строго соблюдает законы художественного изображения.
Здесь имеется ввиду правильная разработка композиции, выбор нужного ритма и соблюдение закона пропорциональности. Большое значение для эстетического восприятия имеет цвет обуви.
Производственно-технологические показатели качества обуви зависят от ее конструкции, которая должна отвечать назначению обуви.
Основные принципы новой технологии, обеспечивающие производство обуви лучшего качества включают: минимальное число технологических операций, выполняемых одновременно; контроль за издержками материалов; использование для внутренних деталей термопластичных материалов, не требующих дополнительной сушки; использование в клеевых процессах клеящих материалов, которые не требуют растворения и сушки адгезива.
Экономические показатели качества обуви выражаются в определенной зависимости размера экономической эффективности от уровня качества обуви.[5]
3. Экспертиза качества спортивной обуви
3.1. Характеристика анализируемых брендов
Большинство неспортивных и спортивных брендов выпускают одежду и обувь на стыке спорта и моды. Наиболее известные и покупаемые марки спортивной одежды и обуви в России: Adidas, Reebok, Puma и Nike. Приверженность российских потребителей к марке, как правило, проявляется по отношению ко всему спектру спортивной одежды и обуви.
До недавнего времени практически все спортивные магазины были ориентированы на продажу дорогих спортивных товаров известных мировых марок. Несмотря на высокий уровень рентабельности в премиальном сегменте, сетевые фирмы начали обслуживать потребителя со средним достатком. Развитие среднего ценового сегмента в сетевой торговле спровоцировало расширение ассортимента товаров, в том числе российского производства, а также переход части покупателей с открытых рынков (с большим количеством no-name марок и контрафактной продукции) в магазины. Освоение новых для себя ниш сетевые фирмы связывают с увеличением доходов населения, которое стало более требовательным к сервису покупки.[6]
В отличие от товаров первой необходимости, спортивная одежда относится к группе, спрос на которую определяется условиями и уровнем жизни населения. Потребительские предпочтения в выборе одежды зависят от половозрастной структуры населения, от уровня благосостояния людей, их предпочтений, семейного положения: с появлением детей, существенно увеличиваются затраты на приобретение детской и подростковой одежды, возникает потребность в покупке спортивной, джинсовой одежды. Негативным фактором на рынке одежды может являться тот факт, что около 60% населения продолжают носить вещи, вышедшие из моды, вплоть до полного износа изделия. Конечно, потребители с более высоким уровнем дохода чаще меняют свою одежду, чем потребители с низким уровнем благосостояния. То же касается и спортивной обуви. [7]
Спортивные товары должны удовлетворять следующим требованиям:
· Быть эстетически привлекательными;
· Быть надежными, качественными в исполнении;
· Быть доступными по цене;
· Изготавливаться из натуральных материалов.
Спортивная одежда и обувь должны быть обязательно удобными в носке, быть практичными.[8]
В ассортименте магазина большой выбор спортивной обуви: модели для бассейна и пляжа, классическая обувь для бега, тренировочная обувь для фитнеса, модели для занятий теннисом, баскетболом и многое другое, спортивной одежды от лучших мировых производителей, спортивного инвентаря.
3.2. Анализ исследуемой спортивной обуви
Для анализа качества спортивной обуви возьмем три пары кроссовок известных брендов: «Nike», «Puma», «Adidas», которые поступили в магазин для реализации.
Рис. 1. Кроссовки фирмы «Nike»
Рис. 2. Кроссовки фирмы «Adidas»
Рис. 3. Кроссовки фирмы «Puma»
В магазине при качественной приемке кроссовок фирмы «Nike» было обнаружено, что реализуемая импортная обувь имеет слабовыраженные царапины на деталях верха. Маркировка обуви была на иностранном языке.
Данное нарушение произошло в результате нарушения технологических процессов.
Обувь была забракована, так как согласно правил продажи отдельных видов товаров[9] и ГОСТ Р 51121-97[10] информация о продавце, товарах и их изготовителях должна доводится до сведения покупателей на русском языке (информация может быть продублирована на иностранном языке, но наличие русскоязычного варианта маркировки обязательно);
В обуви не допускаются следующие критические пороки:
· сквозные повреждения;
· растрескивание, отслаивание, липкость покровной пленки материала обуви;
· несоответствующий размер и (или) полнота обуви;
· несоответствующий фасон колодки;
· неправильно расположенные (соединенные) детали;
· неразглаженный шов, плохое соединение швов;
· неправильно поставленный каблук;
· неприклеенная подошва;
· неприклеенная или порванная подкладка;
· расщелины между деталями низа обуви;
· замины;
· незаделанные или плохо заделанные повреждения;
· выступающие механические крепители;
· неправильное комплектование пар обуви;
· неустойчивость покрытия кож;
· другие пороки, при наличии которых невозможно использовать изделие по назначению.[11]
Для сравнения по остальным признакам качества обуви составим таблицу по основным показателям качества обуви:
Таблица. Сравнительная характеристика качества спортивной обуви
Показатели |
«Nike» |
«Puma» |
«Adidas» |
Назначение |
Спортивная обувь |
Спортивная обувь |
Спортивная обувь |
Функциональность |
Соответствует своему прямому назначению |
Соответствует своему прямому назначению |
Соответствует своему прямому назначению |
Надёжность |
Не соответствует |
способна выполнять свои функции, но не сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки |
способна выполнять свои функции, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки |
Эргономическое |
Удобство и комфорт потребления изделия |
Удобство и комфорт потребления изделия |
Удобство и комфорт потребления изделия |
Гигиеничность |
Не соответствие |
Соответствие изделий форме стопы |
Соответствие изделия и его элементов энергетическим возможностям мышц. |
Эстетичность |
Не соответствие |
Способность обуви выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность (социально-культурную значимость, степень полезности) |
Способность обуви выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность (социально-культурную значимость, степень полезности) |
Информационная выразительность |
Документация на иностранном языке |
Соответствует |
Соответствует |
Рациональность формы |
Не соответствует |
Соответствие формы назначению, конструкции, используемому материалу, технологии изготовления, эргономическим требованиям |
Соответствие формы назначению, конструкции, используемому материалу, технологии изготовления, эргономическим требованиям |
Целостность композиции |
Красота и художественная выразительность изделия |
Красота и художественная выразительность изделия |
Совершенство производственного исполнения и сохранности товарного вида |
Экологичность |
Не соответствует |
Соответствует |
Соответствует |
Безопасность |
Не соответствует |
Соответствует |
Соответствует |
Экономичность |
Не соответствует |
Соответствует |
Соответствует |
Химические свойства |
Устойчивость материалов и изделий к действию различных реагентов – воды, кислот и щелочей |
Не соответствует |
Устойчивость материалов и изделий к действию различных реагентов – воды, кислот и щелочей |
Как видно из таблицы показателям качества соответствует только одна марка реализуемых в магазине кроссовок – кроссовок фирмы «Adidas».
Кроссовки фирмы «Nike» оказались не качественными. Все замечания по их касчеству выявились при приемке товара в магазин.
Спортивная обувь фирмы «Puma» соответствует показателям качества, но не всем. Она пригодна к реализации, но эксплуатироваться будет не долго.
Заключение
Качество — понятие субъективное. Существует множество трактовок и терминологических подходов к его определению. В быту понятие «качество» часто используется для обозначения соответствия продукции или услуг определенным требованиям. В современном менеджменте в понятие «качество» должны быть включены истинные запросы потребителя — текущие и перспективные. При этом нужно понимать, что одно из наиболее распространенных определений качества как «удовлетворение потребностей покупателя» не ограничивается функциональными характеристиками продукта или услуги[12].
Потребность в обладании некими символами статуса является причиной покупок некоторых марок машин, определенных кредитных карт и т.д. Требования к качеству являются наиболее важным фактором при оценке любого продукта или услуги.
Качество зависит от степени удовлетворения совокупности потребностей. Совокупность состоит из ряда элементов. Эти элементы называются составляющими качества.
Основными составляющими качества, на которые производитель должен обращать внимание являются:
Определение потребностей рынка (качество выбора Вашего потребителя)
Качество проектирования продукта
Качество процесса производства
Соответствие качества конечной продукции проекту
Качество послепродажного обслуживания
Способность изделия удовлетворять потребности потребителей можно назвать характеристиками качества. Характеристики могут быть различными. Они могут выражать конкретные и абстрактные желания и потребности. Например: размер салона автомобиля и комфортабельность салона. Комфорт для каждого представляет индивидуальную ценность, поэтому представления каждого о комфортабельности будет сильно отличаться. Характеристики или свойства качества, в свою очередь, можно разделить на количественные и качественные. Количественным измерением свойств занимается квалиметрия, качественные же характеристики — это продукт взаимного сотрудничества производителя товаров или услуг и потребителя[13].
Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости - определяющие в этом ряду.
В последние годы все большее значение приобретают и такие свойства и характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические. Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т. д[14].
Список литературы
1. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров/ Учебник для вузов.- М.: Экономика, 2003.-632с.
2. Воробьев В.П. Как не напрасно тратить деньги // Методы менеджмента качества. - 2001. - № 4.
3. ГОСТ 28371-89 Обувь. Определение сортности /Государственный стандарт СССР // http://leathernet.ru/doc1.htm
4. Коммерческое товароведение и экспертиза: Учебное пособие для вузов. / Под ред. Г.А. Васильева и Н.А. Нагапетьянца. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – 135 с.
5. Лаштдуо В.А. Статистические методы, всеобщее управление качеством, сертификация и кое-что еще..., Стандарты и качество. – 2001, №4, с. 68-70.
6. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Ратновский А.А. Универсальный бизнес-словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 640 с.
7. Менеджмент систем качества: Учеб. пособие / М. Г. Круглов, С.К. Сергеев, В.А. Такташов и др. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2003. - 368 с.
8. Николаева М.А. Товарная экспертиза/ Учебник для вузов. – М.: Деловая литература, 2005.-469с.
9. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы /Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005.-536с.
10. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 479 с.
11. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. Учебник. Шевченко В.В. и др., М., Инфра-М, 2004.-597с.
[1] Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы /Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005.-536с.
[2] Николаева М.А. Товарная экспертиза/ Учебник для вузов. – М.: Деловая литература, 2005.-469с.
[3] Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров/ Учебник для вузов.- М.: Экономика, 2003.-632с.
[4] Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы /Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005.-152с.
[5] Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы /Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005.-156с.
[6] Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы /Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005.-268с.
[7] Коммерческое товароведение и экспертиза: Учебное пособие для вузов. / Под ред. Г.А. Васильева и Н.А. Нагапетьянца. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. –197с.
[8] Товароведение и экспертиза потребительских товаров. Учебник. Шевченко В.В. и др., М., Инфра-М, 2004.-268с.
[9] Правила продажи отдельных
видов товаров. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от
19 января
[10] Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51121-97 "Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования." // http://zakon.kuban.ru/private4/2001-2/51121-97.shtml#3, п. 4.2.-4.3.
[11] ГОСТ 28371-89 Обувь. Определение сортности /Государственный стандарт СССР // http://leathernet.ru/doc1.htm
[12] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 479 с.
[13] Лаштдуо В.А. Статистические методы, всеобщее управление качеством, сертификация и кое-что еще..., Стандарты и качество. – 2001, №4, с. 68-70.
[14] Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Ратновский А.А. Универсальный бизнес-словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 640 с.