Потребительский рынок. Защита прав потребителей

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1. Сущность и современное состояние потребительского рынка............... 5

1.1. Классификация рынков и сущность потребительского рынка...................................... 5

1.2. Современное состояние потребительского рынка России............................................. 7

1.3. Состояние и перспективы развития потребительского рынка России.................... 17

1.4. Методологические основы управления потребительским рынком региона (на примере Свердловской области)............................................................................................................... 19

2. Защита прав потребителей........................................................................ 22

2.1. Общие сведения о защите прав потребителей............................................................... 22

2.2. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям.......................... 23

Заключение...................................................................................................... 32

Список использованной литературы........................................................... 35

Введение

Основные стратегические цели и задачи государства, определенные Президентом Российской Федерации, – повышение качества жизни населения, обеспечение высоких темпов экономического роста, создание потенциала для будущего развития – прямо или косвенно пересекается с проблемами развития потребительского рынка страны.

Важнейшей составной частью потребительского рынка является розничная торговля, которая традиционно относится к пяти базовым отраслям экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговля). В последние годы розничная торговля, по данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), постоянно лидирует в списке наиболее прибыльных отраслей экономики, уступая в отдельные короткие периоды времени только отрасли связи.

С 2002 года отрасль «Торговля» стала лидером по привлечению иностранных инвестиций, обогнав «Промышленность». Это, по существу, опровергает мнение о том, что иностранцев интересует в России прежде всего ТЭК. Правда, следует отметить, что помимо розничной торговли сюда следует отнести также предприятия общественного питания и бытового обслуживания.

В этой активно растущей отрасли занято 11 млн. человек. При этом важно, что уровень износа основных фондов в отрасли не превышает 30%, что выгодно отличает ее от состояния всей экономики в целом, где аналогичный показатель составляет на 20% больше. В отрасли очень высок уровень нового строительства, оцениваемый в 70-75% вводимых торговых площадей.

Отрасль отличается также высокой долей частной собственности, оцениваемой в 96%, и все возрастающим уровнем конкуренции, что является стимулом ее дальнейшего роста.

Таким образом, в последние годы, предприятия торговли, общественного питания и сферы услуг производят 20-23% ВВП России, по сравнению с 12-15% в топливо-энергетическом комплексе.

Поэтому развитию потребительского рынка должны уделять большее внимание этой отрасли экономики страны и занимать более активную позицию по разрешению имеющихся у хозяйствующих субъектов этой отрасли проблем.

Цель работы: описать современное состояние потребительского рынка и раскрыть сущность защиты прав потребителей.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. привести классификацию рынков и раскрыть сущность потребительского рынка;

2. провести анализ современного состояния потребительского рынка России;

3. описать состояние и обозначить перспективы развития потребительского рынка России;

4. обозначить методологические основы управления потребительским рынком региона (на примере Свердловской области;

5. представить общие сведения о защите прав потребителей;

6. описать защиту прав потребителей при продаже товаров потребителям.

1. Сущность и современное состояние потребительского рынка

1.1. Классификация рынков и сущность потребительского рынка

В общеэкономическом плане под рынком понимается место, где собираются для совершения акта купли – продажи как продавцы, так и покупатели, все субъекты купли-продажи определенных товаров. В маркетинге обычно под рынком понимается совокупность всех потенциальных потребителей, испытывающих потребность и имеющих возможность ее удовлетворить в товарах определенной отрасли.

Рынок создается вокруг различных объектов, представляющих какую-нибудь ценность. В этом плане говорят о рынке потребительских товаров, рынке труда, рынке ценных бумаг, рынке капитала и т.д. В зависимости от вида потребителей различают следующие типы рынков : потребительский рынок и рынки организаций или организационные рынки. Последние подразделяются на рынки продукции производственно-технического назначения, рынки перепродаж и рынки государственных учреждений.

Потребительский рынок – совокупность индивидов и семей, покупающих товары и услуги для личного потребления. Рынки потребительских товаров характеризуются массовым потребителем, разнообразной конкуренцией, децентрализованной структурой.

Рынок продукции производственно-технического назначения – совокупность организаций и частных лиц, приобретающих товары и услуги, которые используются при производстве других продуктов. Ключевой стратегией маркетинга продукции производственного назначения является системная продажа, при реализации которой покупатель совершает системную закупку.

Системная закупка – закупка пакетного решения проблемы с целью избежать закупок отдельных составляющих данной проблемы. Например, закупка правительством систем вооружения через генерального подрядчика вместо самостоятельных закупок отдельных компонентов данных систем по отдельности. В системную закупку обычно также входит набор услуг.

Рынок перепродаж – совокупность организаций и индивидуальных лиц, приобретающих товары с целью их перепродажи или сдачи в аренду.

Рынок государственных учреждений – государственные учреждения всех уровней (с общегосударственного до местного), покупающие или арендующие товары и услуги для выполнения своих функций.

В отличие от потребительского рынка рынок продукции производственно-технического назначения характеризуется меньшим числом покупателей, однако закупающих продукцию в большем количестве. Например, закупка автопокрышек автомобилестроительными компаниями.

Кроме того, величина закупок продукции производственно-технического назначения определяется спросом на конечную продукцию, например, – на легковые автомобили.

Можно выделить следующие особенности организационных рынков по сравнению с рынками потребительских товаров:

1.  Они является более профессиональными, особенно относительно покупателей.

2.  В принятии решения о покупке, как правило, принимает участие несколько человек.

3.  Продавец и покупатель в большей степени зависят друг от друга.

4.  Стремятся устанавливать долгосрочные контакты.

5.  Гораздо чаще используются прямые покупки.

6.  При выборе покупки гораздо меньшую роль играют эмоциональные факторы.

Многие организационные рынки характеризуются неэластичным спросом, т.е. спрос слабо реагирует на изменение цены. Вряд ли фабрики готовой одежды больше будут закупать материала при снижении на него цены. В данном случае объем подобных закупок скорее диктуется величиной спроса на готовую продукцию.

В зависимости от того, кто доминирует на рынке, последний подразделяется на рынок продавца и рынок покупателя.

Рынок продавца характеризуется более сильной позицией на нем продавцов по сравнению с покупателями.

Рынок покупателя характеризуется более сильной позицией на нем покупателей по сравнению с продавцами.

В зависимости от степени вовлеченности потребителя в процесс продаж выделяют: потенциальный рынок; доступный рынок; квалифицированный доступный рынок; целевой рынок; освоенный рынок.

Потенциальный рынок – совокупность потребителей, проявляющих некоторый интерес к определенному продукту.

Доступный рынок – группа потребителей, имеющих интерес, средства и доступ к определенному продукту.

Квалифицированный, доступный рынок – совокупность потребителей, имеющих интерес, средства, доступ к рынку, а также удовлетворяющих законодательным требованиям, например ,возрастным ограничениям на вождение автомобиля.

Освоенный рынок – совокупность потребителей, уже купивших какой-то продукт.

Очевидно, что при проведении сегментации рынка надо принимать в расчет те или иные его особенности, учитывать своеобразие продуктов, реализуемых на разных рынках.

1.2. Современное состояние потребительского рынка России

В последние 5 лет потребительский рынок России развивается быстрыми темпами – 10-15% прироста ежегодно. Основу этого роста составляют предприятия розничной торговли, общепита и бытового обслуживания, которые занимают первые места в списке наиболее прибыльных подотраслей российской экономики (70-72% прибыльных предприятий), конкурируя лишь с предприятиями трубопроводного транспорта (81%), газовой промышленности (75%) и связи (68-70%)[1].

По оценкам ФСГС объем розничной торговли превысил $120 млрд. в 2002 году, $150 млрд. в 2003 и может достичь $180 млрд. в 2004 году.

Подобный стремительный рост товарооборота отражает увеличение потребления населения и роста личных доходов граждан. По оценке компании «Тройка-Диалог» частное потребление в настоящее время почти на 20% превышает аналогичный показатель последних лет советской эпохи. Хотя, по официальным оценкам, реальные располагаемые доходы в 2003 году все еще были на 13,4% ниже уровня 1990 года.

Рис. 1. Динамика оборота розничной торговли (в % к дек 2001г. источник: ФСГС)

При оценке этой ситуации не следует забывать, что значительная доля доходов населения (от 30 до 50% по разным данным)[2] по-прежнему не учитывается официально, а также то, что во времена СССР и особенно в годы перестройки накопления были вынужденными, т.к. при тотальном дефиците их просто не на что было тратить.

Предпосылкой сохранения активного роста потребительского спроса будет сохраняющаяся динамика реальных располагаемых доходов населения.

За 11 месяцев 2004 года реальные располагаемые доходы населения увеличились на 8,8%, а оборот розничной торговли на 11,6%.

Рис. 2 Реальные располагаемые денежные доходы населения (в % к иск 2001 г., источник: ФСГС).

Основой роста доходов является повышение заработной платы, которая за последние четыре года росла активными темпами (19% е 2003 г., 14% ожидается по итогам 2004 шла). Всею s» период с 2000 по 2004 год средний заработок по России вырос на 75,8%.

Рис. 3. Структура денежных доходов населения (Источник: ЦБ РФ)

По прогнозу МЭРТ увеличение роста доходов населения к 2007 году составит 40%, поэтому можно ожидать аналогичного роста и объемов товарооборота. Во многом это будет зависеть от динамики уровня инфляции. По опросам общественного мнения, почти половина россиян считают снижение цен основной задачей власти. Прогнозы Минэкономразвития по динамике инфляции представлены на рис. 4.

Рис. 4. Сокращение уровня инфляции (Источник: МЭРТ)

По последним оценкам МЭРТ (08.12.04 г.) уровень инфляции в 2004 году составит 11,5-11,7% вместо запланированных 10%. Велика вероятность того, что будет превышен и ориентир 2005 года, поскольку из-за неготовности правительства к монетизации льгот ему пришлось пойти на ускоренную индексацию доходов пенсионеров и бюджетников.

Начиная с 2000 года, благодаря позитивным переменам в структуре денежных доходов, росту реальной заработной платы, социальных трансфертов, начала меняться и структура потребления.

Во-первых, стали повышаться стандарты питания, в частности, увеличились объемы потребляемых мяса, молока, фруктов, ягод, тогда как картофель, игравший в 1998-99 гг., заметную роль в рационе населения, постепенно уступал свои позиции[3].

Во-вторых, сначала стабилизировалась, а затем стала снижаться доля расходов на товары первой необходимости. В частности, доля хлеба и хлебопродуктов сократилась с 8,6% до 7,1%. Причем, если в 2000 году рост благосостояния в большей степени способствовал покупкам одежды и обуви (их доля в расходах повысилась тогда на два процентных пункта до 15,5%), то в настоящее время интересы потребителей склоняются в пользу транспортных средств, бытовой электроники, предметов для отдыха и развлечений.

В структуре оборота розничной торговли в 2002 и 2003 годах реализация непродовольственных товаров демонстрировала большую динамичность в сравнении с продуктами питания и их соотношение по состоянию на 1.06.04 г. составляет 46,4% (продтовары) и 53,6% (непродовольственные товары).

В середине 2003 года фонд «Индекс потребительских настроений» Центра развития совместно с ВЦИОМ провел очередное исследование, прогнозирующее дальнейшее повышение потребительской активности в России. Главными факторами этого прогноза называются позитивные сдвиги в сфере занятости и расширение потребительского кредитования.

Безработица в России по официальным данным в последние годы сокращается незначительно. Общая численность безработных составляет примерно 5,5 млн. человек или около 8% от активного населения. Тем не менее социологи считают, что проходит страх перед безработицей и жители прежде всего крупных городов получили значительную премию на рынке труда, где предложение вакансий сейчас превышает спрос.

Опять же в крупных городах жители получили не только больше возможностей для заработка, но и для траты заработанного, благодаря расширению практики потребительского кредитования. Так, каждый шестой респондент признал, что возможность получения кредита стала фактором принятия решения о покупке. Первые потребительские кредиты в 2000 году начал выдавать банк «Русский стандарт», сегодня этим занимаются уже более 100 банков. По данным Банка России, по состоянию на 1.04.04 г., все российские банки выдали гражданам кредитов на сумму около $13 млрд. (для сравнения, на 1 января 2004 года жители Великобритании должны своим банкам 170 млрд. фунтов стерлингов или более $300 млрд.).

По оценкам СДМ-банка рынок розничных кредитов в России освоен всего на 10%, а по Москве на 25%, однако в ближайшие 1,5-2 года рост должен достигнуть 4-5 раз. С этой оценкой согласны и заинтересованные иностранные банки, число которых постоянно растет. К уже работавшим в России австрийскому «Райффайзенбанку», американскому «Ситибанку» и чешскому «Хоум Кредит» в 2004 году добавились французский БНП-Париба, купивший 50% «Русского стандарта», и американская GECF, выкупившая 100% Дельта-банка. В 2004 году объем выданных потребительских кредитов, как ожидается, возрастет примерно на 30% и может достичь $4 млрд.

Благодаря кредитам, в число активных потребителей стали вовлекаться более широкие слои населения из так называемой низшей части среднего класса. Среди их покупательских предпочтений фигурируют видеомагнитофоны, стиральные машины-автомат, микроволновые печи, т.е. те товары, которые уже не интересуют более зажиточные прослойки, уже имеющие эти товары и ориентирующиеся на более дорогие товары длительного пользования, такие как автомобили, мебель, недвижимость и т.п.

Увеличивающийся спрос на высококачественные товары длительного пользования объективно ведет к росту импорта, особенно в тех секторах и ценовых сегментах, где иностранные производители находятся вне конкуренции. Подробная статистика по данному вопросу в официальных источниках отсутствует. По оценке Е.Ясина, в сегменте продуктов питания соотношение отечественных и импортных товаров составляет 70/30, а в непродовольственном - соответственно 30/70[4]. В то же время руководитель экспертной экономической группы Е.Гурвич считает, что цены на импортные товары, занимающие 45% рынка, служат сдерживающим фактором потребительской инфляции, т.к. не позволяют расти внутренним ценам на российские товары[5].

Рис. 6. Динамика индекса крупных покупок и темпов роста продаж непродовольственных товаров. (Источник: Фонд ИПН).

Потребление платных услуг в России отличается специфическим характером административного регулирования цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и связи. Однако повышение доходов населения находит свое отражение и в росте спроса на такие платные сегодня услуги как спорт, развлечения, культура, медицина, а также ремонт транспортных средств и квартир.

Рост благосостояния населения находит свое отражение и в его сберегательном поведении. В последние 2-3 года мотив предосторожности отходит на второй план и все боле выраженной становится заинтересованность в увеличении реальной стоимости накоплений. Только за один 2003 год вклады населения в банках увеличились более чем на 400 млрд. рублей или на 40%, так что остатки на счетах физических лиц стали преобладающим компонентом привлеченных банками средств. К 1 сентября 2004 года вклады населения на рублевых и валютных счетах составили 1,8 трлн. рублей (рост с начала года на 17%).

Последовательное снижение инфляции в совокупности со сравнительно стабильным обменным курсом рубля принесло к определенному повышению доверия к банковской chcicmc. Велело вне этого в последние два года идет увеличение доли «длинных» депозитов в общей структуре организованных сбережений населения. Только за 2003 год доля вкладов «до востребования» уменьшилась с 18,1% до 16,9%, тогда как удельный вес срочных депозитов и иных привлеченных средств физических лиц сроком свыше одного года повысился с 35,3% до 42,6%. В июле 1998 года этот показатель составлял всего 6,7%.

Рис. 7. Структура ресурсной базы на 1.01.2004 (Источник: ЦБ РФ)

Рис. 8. Структура депозитов физических лиц (Источник: ЦБ РФ)

С одной стороны 1,8 трлн. рублей депозитов населения в банках – это огромный отложенный спрос. Дело в том, что уже упоминавшийся индекс потребительских настроении, рассчитываемым Цен гром развития, на протяжении последних четырех лет находится в узком коридоре 90-95 пунктов, что свидетельствует о том, что количество неудовлетворенных пока нагелей превышает количество удовлетворенных. По отдельным оценкам самих участников рынка, розничная торговля удовлетворяет пока только 75% платежного спроса.

С другой стороны опросы общественного мнения показывают, что примерно 70% жителей России не пользуются банками вообще, что со всей очевидностью свидетельствует о серьезном социальном расслоении населения. По данным ФСГС на долю 10% наиболее обеспеченных россиян приходится 30% общей суммы доходов, а 20% получают уже почти половину от всех доходов сограждан (48%).

Рис. 9. Распределение доходов населения России в 1 полугодии 2004г., % (Источник: ФСГС)

На другом конце доходной шкалы находятся 10% наиболее бедных граждан страны, которым достается всего около 2% общего дохода. Правда, немного успокаивает официальная статистика МЭРТ, согласно которой доля людей с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения в последние годы неуклонно снижается и во втором квартале 2004 года составила, по предварительной оценке, 29,1 млн. человек (20,8% от всего населения) против 33,7 млн. человек (23,5%) год назад Однако, и эта категория населения является потребителем, причем, по мнении управляющего директора инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Е.Гавриленкова «с лагом в несколько лет структура потребления беднейших жителей России будет подтягиваться к тому уровню, который был за несколько лет до этого характерен для групп с более высокими доходами».

Несомненно также, что по мере дальнейшего улучшения экономической ситуации в стране российский потребительский рынок будет постепенно приближаться по структуре к рынкам западных стран, в первую очередь более совершенной станет его инфраструктура, доля нецивилизованной рыночной торговли на продуктовых и вещевых рынках будет сокращаться, продолжится процесс универсализации торговых предприятий, в которых посетители смогут делать все виды покупок в одном месте. За последние 10 лет количество таких торговых центров выросло с 9% до 35%. Всего же соотношение организованной (в торговых точках) и неорганизованной (на рынках и улицах) торговли по данным ФСГС составляет на 01.06.04 г. 77,8% и 22,2% соответственно (год назад 76,2% и 23,8%).

Рис. 10. Изменение доли различных форм организации торговли в продажах продовольственных товаров, % (Источник: «Ренессанс Капитал»)

Все большее количество россиян готово платить больше за гарантированное качество товаров и услуг, за более широкий ассортимент выбора, за удобство самого процесса покупки. 11аиболее оптимальным путем создания таких условий является создание торговых сетей, преимущества которых очевидны: консолидация закупок позволяет получать серьезные внешние скидки, а централизация контрольно-управленческих функции ведет к серьезному снижению внутренних издержек. Неудивительно, что стремительно растут обороты сетей. В Москве, например, их доля в розничном товарообороте с 1999 по 2002 год выросла с 0,2% до 24%, т.е. практически в 100 раз. По оценкам ряда аналитиков в ближайшие 3 года доля сетей может составить до 60% оборота. Достоинства сетевой организации быстро осваивают и другие секторы, например, сети салонов мобильной связи (3 крупнейшие сети объединяют свыше 300 точек), аптек (13-1200), зубоврачебных и медицинских клиник (10-50), мебельных магазинов (6-700). Широкий рост сетей отмечен и в общепите, как в секторе ресторанов (10-70), так и «фаст-фуда» (9-120). 'Этому способствует постепенное проникновение в Россию франчайзинга, который является наиболее перспективным способом экспансии, особенно в регионы.

Понятно, что ситуация в российских регионах все еще отличается от ситуации в двух столицах и крупных агломерациях. Современная Россия отличается высоким уровнем урбанизации. В стране насчитывается более 1000 городов и поселков городского типа, суммарное население которых превышает 100 млн. человек (около 70% населения). Только в 50 крупных городах – Москва, Caнкт-Петербург, 13 городов-миллионников и 33 с населением более полумиллиона – проживает более 30 млн. человек.

Потребительские рынки двух российских столиц все ближе подходят к уровню насыщения и активной конкуренции за покупателя и клиента. Полому интересы крупных игроков начинают активно перемещаться в регионы, где растет покупательная способность населения, более низкий уровень конкуренции, в том числе и со стороны иностранных сетей, а также имеется достаточный выбор торговых площадей и свободных площадок под строительство.

В течение 2004 года две крупных западных сети заявили о намерениях активного развития в России: Billa (Германия) на сумму около $500 млн. и Kingfisher (Великобритания) на сумму около $600 млн. Наличие и приход новых иностранных операторов, конечно, обостряет конкуренцию на потребительском рынке, однако это несет и важные позитивные импульсы, поскольку в результате конкуренции снижаются розничные цены, повышается уровень обслуживания, расширяется ассортимент товаров и услуг, растет уровень технологических процессов. Кроме того практика работы иностранцев на российском потребительском рынке ускоряет формирование более цивилизованной и прозрачной бизнес среды. В результате весь рынок становится более цивилизованным и российские троки получат больше возможности привлекать доступные финансовые средства с мировых рынков на свое дальнейшее развитие.

Важно отметить, что в первой половине 2004 года впервые за несколько последних лет доля отечественных производителей в удовлетворении внутреннего спроса оказалась выше, чем импортеров, что позволяет российским смежникам потребительского рынка (легкой и пищевой промышленности) наращивать выпуск потребительских товаров.

Внутренний потребительский рынок по-прежнему остается плохо оцененным и недостаточно обсчитанным официальной статистикой. Однако, по общему мнению он остается важным движущим моментом экономическою роста. По оценкам МЭРТ в первой половине 2004 года рост ВВП (на 7,4%) обеспечивали три основных фактора: рост доходов населения, рост инвестиций и рост экспорта. Вклад каждого из этих факторов составил примерно j, j и S соответственно.

Рис. 11. Вклад факторов в рост ВВП. (Источник: МЭРТ)

1.3. Состояние и перспективы развития потребительского рынка России

Критериями современного состояния потребительского рынка могут служить: состояние источников наполнения рынка товарами; соотношение спроса и предложения, которое, в свою очередь, определяет насыщенность рынка товарами, степень удовлетворения спроса, широту, полноту и структуру ассортимента; качество товаров.

Источниками наполнения рынка товарами являются отечественное промышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт товаров, состояние которых определяет полноту и характер предложения.

Если отечественное производство не удовлетворяет полностью спрос в силу недостаточного развития или спада, то это приводит к дефициту товаров или увеличению удельной доли импортных товаров. Для современного состояния потребительского рынка характерны спад отечественного производства и увеличение доли импортных товаров в структуре ассортимента.

Вытеснение с рынка отечественных товаров импортными вызвано двумя основными причинами. Во-первых, – это низкая конкурентоспособность отдельных российских товаров вследствие плохого качества упаковки и маркировки (внешне многие импортные товары превосходят отечественные), а иногда и качества самих товаров, недостаточности или полного отсутствия рекламы и других средств информации о товаре, слабоналаженных каналов распределения, повышенных цен. Во-вторых, сказывается былая привлекательность импортных товаров, закупаемых централизованно через государственные внешнеторговые организации, хотя в последние годы качество импортных товаров, поступающих на наш рынок, резко снизилось. По данным Госторгинспекции, бракуется от 30 до 80% партий импортных товаров.

Несмотря на спад отечественного производства, насыщенность рынка товарами постоянно растет не только за счет импорта товаров, но и вследствие падения платежеспособного спроса.

В условиях насыщенного рынка качество отечественных товаров постепенно улучшается, так как производители товаров начинают осознавать, что качество – один из важнейших критериев конкурентоспособности товаров. Однако такое осознание пришло еще далеко не ко всем производителям, что оказывает негативное влияние на имидж российских товаров в целом.

Перспективы развития потребительского рынка связаны с мерами государственного регулирования сферы торговли путем поддержки отечественного производителя, а также социально незащищенных слоев населения. Наряду с этим важное значение имеют создание и укрепление инфраструктуры торговли, конкурентной среды, проведение всероссийских и межрегиональных ярмарок; усиление контроля за качеством товаров и соблюдением правил торговли.

С учетом конъюнктуры, сложившейся на российском потребительском рынке, важное значение приобретают рациональное управление ассортиментом, товарными потоками, обеспечение качества товаров и количества на разных этапах товародвижения. Решение этих задач требует высокой квалификации специалистов в различных областях знаний – в товароведении, экономике, праве, маркетинге и др., а также умения комплексно использовать их в профессиональной деятельности.

Основными задачами развития потребительского рынка остается рост реальных располагаемых доходов населения, увеличение доли отечественных товаров в товарной массе, удовлетворение значительной части потребительского спроса за счет продукции собственного производства.

1.4. Методологические основы управления потребительским рынком региона (на примере Свердловской области)

Надежное обеспечение населения всех регионов РФ продовольствием является одной из главных задач рыночных преобразований. Решить ее можно только в условиях формирования полноценного цивилизованного рынка. Актуальность этой проблемы на современном этапе становится все более очевидной. Вместо постепенного перехода от административных к экономическим методам регулирования процессов производства продуктов питания и распределения товарных потоков продовольствия между регионами государство с началом реформ фактически отказалось от участия в преобразовании продовольственной системы в соответствии с новым экономическими условиями.

Проведенное исследование показало, что переходный период экономики области на рыночные отношения отмечается спадом производства, снижением жизненного уровня большинства населения и его покупательского спроса. Поспешная приватизация в отраслях потребительского рынка привел к структурным изменениям в организации торговли общественного питания, бытового обслуживания населения и стихийности в их развитии. В результате этих изменений за последние годы отмечается спад товарооборота в сопоставимых ценах и объемов платных услуг и бытовых услуг населению области. Все это требует разработки системы мер, направленных на использование имеющегося в области потенциала и создание условий для развития цивилизованно? потребительского рынка, ориентированного на местного товаропроизводителя и превращение области в ведущий торговый центр Уральского региона и России.

Основными целями создания и развития потребительского рынка Свердловской области единого хозяйственного комплекса являются:

- насыщение рынка товарами (работами и услугами), обеспечивающими потребности населения области;

- формирование достаточной конкурентной среды, обеспечивающей устойчивую система товародвижения, предоставления работ, услуг;

- защита внутреннего рынка товаров, работ и услуг путем поддержки местные товаропроизводителей, регулирования инвестиций, совершенствования кредитования и квотирования;

- эффективный контроль, качества товаров, работ и услуг на основе соблюдения законодательства о защите прав потребителей;

- развитие разнообразной торговой и социально-бытовой инфраструктуры, обеспечивающей цивилизованные формы предложения товаров (работ, услуг).

Основой развития потребительского рынка области должна стать концепция, постоянно обновляемая на основе маркетинговых исследований, и программа развития потребительского рынка области.

Анализ показал, что на потребительском рынке области функционирует свыше 11 тыс. предприятий, среди которых около 6 тыс. предприятий розничной торговли, около 3 тыс. оптовой, свыше 600 предприятий общественного питания и свыше 1 тыс. предприятий бытового обслуживания. Кроме того, в области действует 83 коммерческих вещевых и продовольственных рынков, сеть объектов мелкорозничной торговли частных предпринимателей без образования юридического лица. На каждые 10 тыс. населения приходится 25 действующих предприятий торговли, 4 предприятия бытового обслуживания и 2 предприятия общественного питания. Прошедшая приватизация на первом этапе более ускоренными темпами, по сравнению с другими отраслями, изменила формы собственности. Однако, получив полную самостоятельность и возможность распоряжаться своим имуществом, многие предприятия торговли и общественного питания не смогли перестроиться в условиях рыночной экономики, в том числе из-за недостаточных знаний основ маркетинга, навыков работы с финансовыми инструментами. Не способствовала развитию новых взаимоотношений и законодательная база.

Для решения вопросов развития устойчивого и цивилизованного потребительского рынка необходимо решение общегосударственных экономических и социальных задач, обеспечивающих подъем производства отечественных товаропроизводителей, снижение инфляции, повышение занятости населения и его жизненного уровня. Государственная поддержка субъектов потребительского рынка области должна осуществляться на основе следующих принципов:

- развитие конкурентной среды на рынке товаров, работ и услуг;

- сочетание государственных интересов субъектов потребительского рынка;

- сочетание финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки;

-         привлечение внебюджетных источников финансирования отраслевых программ развития потребительского рынка.

Подводя итоги можно сделать следующие выводы:

1. на фоне увеличения доходов населения, сокращения инфляции происходит очевидное изменение структуры потребительского спроса (соотношение непродовольственных товаров с продовольственными составляет 54/46) и потребительского поведения (покупки в организованном и неорганизованном секторе торговли соотносятся как 78/22);

2. распространение практики потребительского кредитования преодолевает негативные последствия сохраняющегося уровня безработицы (8%) и социального расслоения (децильный коэффициент 15%), однако объективно способствует переносу интереса покупателей на импортную продукцию (соотношение отечеств./импортн. в секторе продтоваров 70/30, в непродовольственном секторе 30/70);

3. высокий уровень урбанизации в стране (70% населения проживает в городах, а 30% в 50 крупнейших населенных пунктах) и растущая покупательная способность населения в крупных агломерациях приводят к активному росту торговых розничных сетей и их дальнейшему продвижению в российские регионы;

4. приход иностранных игроков на потребительский рынок влечет за собой ужесточение конкурентной борьбы, активизирует процессы слияний, но и способствует оздоровлению бизнес среды, что весьма актуально, поскольку более половины рынка по-прежнему находится «в тени».

Наконец, самое важное - составляя более пятой части ВВП (22%) потребительский рынок остается важнейшим фактором его роста, наряду с экспортом и инвестициями.

2. Защита прав потребителей

2.1. Общие сведения о защите прав потребителей

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг)[6].

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав[7].

Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

2.2. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям

Согласно ст. 18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества

1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Потребитель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя об их замене на товары аналогичной марки (модели, артикула), а также о замене на такие же товары другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

4. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их, потребитель по своему выбору вправе потребовать от продавца (уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя) замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, соразмерного уменьшения покупной цены либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, а от изготовителя (уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) или возврата уплаченной за него денежной суммы.

5. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

7. Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.

Согласно ст. 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара

1. Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

2. Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.

Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Продолжительность срока годности товара должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара.

3. Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.

Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.

4. Сроки, указанные в настоящей статье, доводятся до сведения потребителя в информации о товаре, предоставляемой потребителю в соответствии со ст. 10 Закона.

5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

6. В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Согласно ст. 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)

1. Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно.

2. В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.

4. При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

Согласно ст. 21. Замена товара ненадлежащего качества

1. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.

Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец (изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которых определяется в соответствии с пунктом 2 ст. 20 Закона.

2. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.

При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

Согласно ст. 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя. Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя

1. За нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Цена товара определяется исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

2. В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 Закона.

Согласно ст. 24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества

1. При замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной марки (модели, артикула) перерасчет цены товара не производится.

2. При замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; в случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается потребителю. Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судом решения о замене товара.

3. В случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены.

4. При возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.

5. В случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.

Согласно ст. 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации.

2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

Заключение

Как неоднократно отмечал Президент РФ В.В. Путин, принцип обеспечения высокого темпа прироста ВВП является сегодня приоритетным для нашей страны. Реализация этого принципа на практике должна выражаться в государственном стимулировании не только экспортно-ориентированных отраслей, но изменений всей структуры экономики в интересах производства конкурентоспособных товаров и услуг, создания современного потребительского рынка.

Уровень потребления населением товаров и услуг является сегодня объективным условием не только существования и развития общества, как единой социально-экономической системы, но и важнейшим условием конкурентоспособности страны на мировом рынке.

Динамика потребительского спроса в России влияет на рост ее ВВП в, как минимум, не меньшей степени, чем цены на нефть. Наиболее активными темпами растет розничная торговля, однако и здесь, как и в целом в потребительском секторе, все еще низок уровень конкуренции. Даже в столичном регионе соревнование все еще ведется пока за наиболее перспективные участки и помещения, а не за долю клиентской аудитории. По экспертным оценкам, на уровень полного насыщения в Москве и Санкт-Петербурге потребительский рынок выйдет к 2008 году. После чего продолжится активное завоевание региональных рынков и выход наиболее крупных российских игроков на рынки сопредельных государств СНГ.

Весной 2004 года Ассоциация менеджеров провела исследование, озаглавленное «Какие факторы влияют на сегодняшний рост потребительского сектора». На первое место среди факторов роста респонденты поставили действия государства, направленные на регулирование этого сектора. Если учесть, что на федеральном уровне официальной позицией является отказ от любого вмешательства в развитие потребительского рынка, то, очевидно, в сознании респондентов речь идет о действиях региональных и местных властей. В связи с этим еще раз следует подчеркнуть необходимость законодательно определить четкое распределение полномочий и определить оптимальные пределы вмешательства властей различных уровней в деятельность хозяйствующих субъектов потребительского рынка путем принятия соответствующего закона.

На второе место по значимости в ответах был поставлен фактор активной рыночной политики самих предприятий отрасли. Процессы, происходящие в отрасли сегодня, говорят о том, что в будущем на рынке останутся те организации, кто сегодня вкладывает средства в собственное развитие, в повышение качества сервиса, в обучение персонала, в совершенствование технологических процессов.

На третьем месте был указан фактор благоприятной экономической конъюнктуры, способствующей повышению доходов граждан. Рост покупательной способности населения будет несомненно играть в пользу дальнейшего увеличения доли частного потребления в ВВП. Сегодня она составляет около 50% (при том, что в Великобритании она равняется 63%, а в США - 70%). По мере дальнейшего экономического роста на уровне 5-7% в год повышение покупательной способности граждан будет способствовать увеличению  спроса  на  товары  длительного  пользования  с  улучшенными потребительскими свойствами, в то время как существенного роста спроса на продукты питания ожидать не следует - как из-за физиологических пределов, так и дальнейшего прогнозируемого сокращения населения страны.

Четвертый фактор - отсутствие альтернативы потреблению: низкая привлекательность инструментов  накопления и сбережения доходов.  Хотя относительный объем размещаемых на банковских депозитах средств граждан будет продолжать расти, темпы этого роста вероятней всего будут ниже, чем в предыдущие годы, и все большую часть доходов население будет тратить на покупку товаров и услуг. В этом же направлении их будет подталкивать нарастающий темп потребительского кредитования.

Потребительский рынок в России растет непрерывно последние 5 лет темпами 10-12% ежегодно. По существу, если бы другие базовые отрасли экономики соответствовали этим темпам, задача удвоения ВВП была бы решена без дополнительных усилий. В то же время этот рост по существу идет эмпирическим путем. Налицо очевидное отсутствие серьезных исследований, анализа тенденций и перспектив этого развития.

Официальная оценка объема розничной торговли в 2002 году превысила 120 млрд. долларов, в 2003 году достигла примерно 150 млрд. долларов, оценка 2004 года - на уровне 180 млрд., однако, по оценкам ряда независимых исследователей, потребительские расходы россиян были чуть ли не в 2 раза больше. Это свидетельствует о серьезной проблеме отсутствия достоверной официальной статистики по отрасли и ее отдельным сегментам.

Как уже отмечалось, отрасль практически полностью приватизирована. Государство, уйдя из отрасли, может оказывать влияние на нее через налоговую политику, а также через органы надзора и контроля. Однако, нынешнее состояние свидетельствует о том, что эти инструменты используются либо неграмотно, либо в сугубо неправедных целях, поскольку доля теневой экономики здесь очень значительна (более 50%). Вот почему основные усилия и государственных органов, и общественных организаций, включая ТИП РФ, должны быть сосредоточены на поиске путей повышения прозрачности предприятий отрасли.

Потребительский рынок России, составляет более пятой части ВВП (22%) и является важным фактором его роста, наряду с экспортом и инвестициями. Темпы этого роста могут быть еще более динамичными, если участники рынка будут шире использовать такие, пока еще не очень распространенные инструменты, как лизинг, франчайзинг и факторинг.

Основной вывод данного исследования заключается в том, что зависимость экономического роста России от мировых цен на нефть в предстоящие годы будет ослабевать, а главным двигателем роста станут потребительские расходы и накопление капитала.

Список использованной литературы

1.      Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.)

2.      Катаев В. Д,. Учебник по основам экономической теории. - 4-е изд., доп. - М.: Владос, 1997. - 352 с.

3.      Катаев В. Д,. Учебник по основам экономической теории. - 4-е изд., доп. - М.: Владос, 1997.

4.      Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика. Переходная экономика: Учебное пособие /Под ред. А. В. Сидоровича. - М.: ДИС, 1999.

5.      Курс экономической теории: Учебник под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: АСА, 2001. - 480 с.

6.      Лившиц А.Я.,  Никулина И.Н., Введение в рыночную экономику. - Москва, Высшая школа, 2001 г. - 275 с.

7.      Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 283с.

8.      Новоселов А.С. Региональный потребительский рынок: Проблемы теории и практики. – М.: Сибирское соглашение. – 2002. – 364 с.

9.      Современное состояние потребительского рынка России: официальный документ Комитета ТТП РФ по развитию потребительского рынка. – М., 2005. – 57 с.


[1] Современное состояние потребительского рынка России: официальный документ Комитета ТТП РФ по развитию потребительского рынка. – М., 2005. –  с.4-5

[2] По оценке президента фонда «ИНДЕМ» г.Саратова «в тени» находится 60% доходов россиян. –и «Ведомости», 18.03.04.

[3] Хотя уровень среднедушевого потребления мяса так и не вышел на уровень дореформенного 1990 года – 75 кг. По данным 2002 года он составил всего 58 кг на человека в год

[4] «Известия», 17.04.04 г.

[5] «Российская газета», 22.07.04 г.

[6] Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.) – ст.1

[7] там же ст.3