ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

КАФЕДРА «Бухгалтерский учет»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Бухгалтерский управленческий учет»

на тему: «Отчеты о дебиторской и кредиторской задолженности»

Исполнитель: ______________________

Научный руководитель: ____________

__________________________________

Новосибирск 2005 Содержание

Введение. 3

1. Назначение и сущность отчета о дебиторской и кредиторской задолженности  5

1.1 Необходимость, цель составления, круг решаемых задач. 5

1.2 Технология составления и содержание отчета. 14

1.3 Краткая экономическая характеристика объекта исследования. 18

2. Порядок формирования отчета о дебиторской и кредиторской задолженности в ЗАО «Электрокомплектсервис». 24

2.1 Признаки группировки информации. 24

2.2  Источники информации, ответственность за составление, периодичность составления. 28

2.3 Результаты от использования отчета (отчет глазами управленческого персонала) 28

Заключение. 31

Список использованных источников. 33

Приложения

Введение

Тема управленческого учета в настоящее время является одной из самых дискуссионных в теории и практике управления в России, что обуславливает актуальность темы данной работы.

В отечественной бухгалтерской теории и практике понятие управленческого учета появилось сравнительно недавно, на Западе это понятие используется более полувека.

В настоящее время учет на Западе традиционно подразделяется на две подсистемы - финансовый и управленческий учет. Такое подразделение обусловлено различием в целях и задачах внешней и внутренней бухгалтерии.

В системе управленческого учета формируется информация о расходах, доходах и результатах деятельности в необходимых для целей управления аналитических разрезах. При этом руководство предприятия самостоятельно решает, в каких разрезах классифицировать объекты управления и как осуществлять их учет. Информация управленческого учета предназначена для руководства и менеджеров предприятия, является коммерческой тайной и носит строго конфиденциальный характер. Вопросы организации управленческого учета практически не регламентируются законодательством.

Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, необходимой для управления в пределах самой организации. Управленческий учет организации может следовать любым внутренним правилам учета в зависимости от полезности этих правил. Основной аргумент в обосновании правил управленческого учета - есть ли от этого польза.

В процессе повседневной деятельности в организации возникает значительное количество оперативной информации. Это исходный материал для итоговой информации, отражаемой в финансовом и управленческом учете. В управленческом учете фигурирует информация,  как в стоимостном, так и в натуральном выражении: количество материала и его стоимость, количество проданных изделий и сумма выручки от их продажи, а также  информация о дебиторской и кредиторской задолженности. Как справедливо отмечают Э.С. Хендриксен и М.Ф. Ван Бреда «под информацией обычно понимают сведения , снимающие неопределенность».[1]

Рассматривая роль управленческого учета в деятельности предприятия, следует отметить, что исторически он часто имел второстепенное значение относительно финансового учета, а во многих организациях он и теперь все еще немногим более чем побочный продукт процесса составления финансовой отчетности. Однако рост масштабов бизнеса, изменения в технологиях, а также повышение образовательного уровня менеджеров за последние десятилетия активизировали развитие управленческого учета, привели к широкому признанию его как области исследования, отличной от финансового учета. В будущем можно ожидать еще большего возрастания этой роли.

Цель данной работы – рассмотреть теоретические аспекты формирования отчетов о дебиторской и кредиторской задолженности и применить их на практике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить назначение и сущность отчета о дебиторской и кредиторской задолженности;

- рассмотреть порядок формирования отчета о дебиторской и кредиторской задолженности.

Объект исследования – ЗАО «Электрокомплектсервис».

1. Назначение и сущность отчета о дебиторской и кредиторской задолженности

1.1 Необходимость, цель составления, круг решаемых задач

Показатели управленческого учета применяются в процессе анализа для выявления имеющихся внутрипроизводственных резервов, а также при определении фактических финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений.

Барнгольц С.Б. и Мельник М.В. отмечают, что «глубина анализа, достоверность и объективность аналитических выводов обеспечиваются привлечением и аналитической обработкой разнообразных источников информации».[2]

Вся информация, необходимая для управления, должна быть систематизирована по определенным признакам. Помимо общих направлений сбора и интерпретации, в управленческом учете необходимо также формировать целевые потоки информации, собранной и систематизированной по конкретным управленческим решениям.[3]

Занимаясь своей основной деятельностью, предприятие регистрирует все сделки в сводках (или журналах учета) хозяйственной деятельности. Через равные промежутки времени (ежедневно, еженедельно, ежемесячно) из сводок хозяйственной деятельности по направлениям составляются отчеты, в которых показывается конкретная информация, относящаяся к данному направлению. Регулярно (ежедневно, еженедельно, ежемесячно) составляются сводные отчеты для высшего руководства, в которые включается конкретная информация из отчетов о хозяйственной деятельности по выбранным направлениям.

Генеральный директор может принять лучшее решение, если у него будет более полная информация:

- отчет о движении денежных средств - показывает поступление и использование денежных средств в разрезе деятельности предприятия; показывает, использует ли предприятие больше денежных средств, чем она зарабатывает;

- отчет о запасах сырья и готовой продукции - показывает уровень запасов сырья и готовой продукции, их пригодность и их минимально допустимый уровень, основанный на продажах и производственных потребностях;

- отчет о дебиторской задолженности - показывает, какие суммы должны компании ее клиенты; может указывать, когда ожидается платеж, и, если платеж просрочен, то на сколько времени;

- отчет о кредиторской задолженности - показывает, какие суммы предприятие должно своим поставщикам и когда должны производиться платежи;

- отчет о продажах - указывает, как продается каждый вид продукции; может также указывать относительную важность каждого клиента для предприятия;

- отчет о произведенной продукции - анализирует производство каждого вида продукции и сравнивает его с планом производства;

- отчет о закупках  - подытоживает текущее состояние закупок и указывает, как производятся закупки - за деньги или по бартеру.

Взятые вместе эти отчеты могут помочь составить более полную картину реальной ситуации на предприятии.

Дебиторская или кредиторская задолженность возникает (или погашается) при совершении организацией любых операций, связанных с движением денежных средств, материальных ресурсов или принятием ею на себя определенных обязательств (например дать кредит, заплатить неустойку при нарушении условий договора, уплатить долг третьей стороны и т. п.).

Знание в каждый момент времени состояния расчетов торгового предприятия с партнерами по бизнесу, с бюджетом и внебюджетными фондами, а также с его работниками - одно из важнейших условий четкого управления компанией. Имея эту информацию, руководство и менеджер торгового предприятия могут:

1) Отслеживать динамику производства, продаж и закупок

Отчеты о дебиторской и кредиторской задолженности содержат в себе практически те же сведения, что и отчеты о продажах и отчеты о закупках, только в ином разрезе. Анализируя отчеты о дебиторской и кредиторской задолженности, можно увидеть и оценить деятельность предприятия с самых важных сторон:

·                     сколько оно продает (какая при этом выручка);

·                     сколько оно покупает (и с какими затратами);

·                     сколько оно имеет свободных средств (каковы их источники и где эти средства размещены).

2) Иметь четкое представление о состоянии расчетов

Это всегда важно, поскольку позволяет быстро сориентироваться в случае возникновения нештатных ситуаций. Предположим, торговому предприятию срочно понадобились деньги - из отчета о дебиторской задолженности можно увидеть, имеется ли возможность их откуда-нибудь получить, или же следует брать кредит. Опять же, если необходим кредит, то данные из отчета о дебиторской задолженности помогут определить, на какой срок этот кредит необходим. Отчет о кредиторской задолженности дает сведения о всех предстоящих платежах, поэтому у торгового предприятия всегда есть возможность быстро принять решение о том, какие платежи можно пока отложить с тем, чтобы высвободить необходимую сумму денежных средств.

Отчет о кредиторской задолженности всегда подскажет, на что лучше потратить оборотные средства. А на основании отчета о дебиторской задолженности можно решить, кому из должников можно предоставить дополнительную отсрочку платежа.

3) Спланировать доходы и расходы

Зная, когда и сколько поступит денежных средств на расчетный счет, торговое предприятие может подсчитать сумму ожидаемой выручки, а значит и сумму предстоящих налоговых платежей (для тех предприятий, которые в соответствии с принятой ими учетной политикой учитывают выручку для целей налогообложения "по оплате").

С учетом суммы предстоящих денежных поступлений можно определить, сколько предприятие должно и когда сможет потратить соответствующие суммы на уплату налогов, закупку сырья, выплату заработной платы работникам и т. п.

Однако погашение задолженности (дебиторской или кредиторской) возможно не только деньгами, но и встречными поставками продукции, путем проведения взаимозачетов и т. п. Поэтому в отчеты о дебиторской и кредиторской задолженности должны включаться все сведения о проведении расчетов (в том числе по бартерным операциям, по расчетам с участием третьих лиц и т. п.).

4) Оценивать покупателей

Анализируя динамику возникновения и погашения задолженностей за достаточно длительный период времени, можно установить, кто из партнеров платит исправно, а кто не выполняет взятые на себя обязательства в срок. Если в отношениях с тем или иным партнером проявляются негативные тенденции, следует незамедлительно выяснить причины их возникновения.

Возможно, работник фирмы - дебитора, отвечающий за ведение расчетов, просто не видит смысла платить в срок. Тогда предприятие вправе решить, что предпринять дальше: принять это как данность и делать скидку на необязательность (или излишнюю экономность) чужих сотрудников при планировании своих доходов или же пытаться как-то воздействовать на ситуацию и держать расчеты с этой фирмой под более пристальным контролем.

Однако не исключено, что у партнера по бизнесу просто финансовые трудности. В этом случае обязательно следует оценить степень его платежеспособности и решить, в каком режиме продолжать дальнейшее сотрудничество, с тем чтобы свести к минимуму риск возможных потерь по неоплаченным счетам. Для этого можно ранжировать клиентов по степени их платежеспособности. Это позволит в зависимости от надежности клиента устанавливать основные условия поставки продукции (цена, срок оплаты, максимальная партия и т. п.).

5) Проанализировать результаты от предоставления отсрочек по платежам

Если торговое предприятие практикует предоставление отсрочек по платежам, или иначе говоря – предоставление коммерческого кредита, то отчет о дебиторской задолженности поможет отследить эффективность такой политики. Для этого нужно посмотреть, какие отсрочки обычно предприятие предоставляет и как это отражается на уровне продаж.

6) Своевременно предпринимать меры по взысканию просроченной задолженности

Если фирма – дебитор не платит очень долго, то есть шанс, что она не заплатят вообще. Поэтому постоянное отслеживание сумм просроченной задолженности и сроков "откладывания" платежей позволит торговому предприятию вовремя сориентироваться, кода наступит время перестать верить обещаниям и принимать решительные меры. Можно просто установить критический срок неуплаты, после которого юристы должны принимать меры к взысканию задолженности (в том числе и через суд).

7) Регулировать свои отношения с поставщиками

В коммерции необходимо помнить, что не только вы оцениваете своих партнеров, но и они оценивают вас. Поэтому, если в силу объективных или субъективных причин торговое предприятие не всегда пунктуально в выполнении своих обязательств, то лучше четко знать степень непунктуальности по отношению к каждому из них. Поэтому тщательный контроль за отсрочками и просрочками платежей позволит если не избежать недовольства второй стороны, то уж хотя бы не понести потерь от уплаты всевозможных неустоек и иных штрафных санкций.

Отчеты о дебиторской задолженности могут использовать:

§  руководители отдела сбыта

-                                 для принятия решений о продаже продукции клиенту;

-                                 для отслеживания поступлений выручки по контрактам с отсроченным платежом и оперативного решения возникающих проблем;

-                                 для отслеживания старения дебиторской задолженности и планирование усилий по ее сбору;

-                                 для контроля выполнения кредитной политики предприятия;

§  юридический отдел – для принятия мер по взысканию просроченных платежей

§  бухгалтерия и финансовый отдел:

-                                 для контроля и планирования поступления денежных средств/материалов по бартеру;

-                                 для списания безнадежных долгов.

Высшее руководство использует информацию о дебиторской задолженности для:

§  анализа и контроля за продажами за отсроченным платежом;

§  сравнительного анализа уровней производства, продаж и закупок и проведения изменений в них;

§  контроля и сравнения с информацией бухгалтерского учета;

§  управления оборотным капиталом предприятия;

§  планирования и составления бюджетов.

Помимо перечисленного отчет о дебиторской и кредиторской задолженности позволяет более точно составлять и отслеживать бюджет денежных средств торгового предприятия.

Бюджет денежных средств (прогноз денежных потоков) представляет собой план поступлений денежных средств и платежей на будущий период. В нем суммированы все потоки средств как результат планируемых операций на всех фазах формирования главного бюджета. В целом бюджет денежных средств показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение для каждого месяца (квартала).[4]

Посредством бюджета денежных средств достигаются две цели:

♦  показывается конечное сальдо на счете денежных средств, кото­рые необходимы для завершения прогнозного баланса;

♦  выявляются периоды излишка финансовых ресурсов или их не­хватки.

В первом случае видна роль бюджета денежных средств во всем цик­ле подготовки главного бюджета; во втором — его значимость как ин­струмента управления финансовыми средствами.

Разработка бюджета денежных средств состоит в определении и ис­числении возможных источников поступления и оттока денежных средств на бюджетный период. Поскольку большинство показателей денежного потока достаточно трудно спланировать с большой точно­стью, то построение бюджета денежных средств основывается на агре­гированных показателях, учитывающих лишь основные составляю­щие потока: объем реализации, долю выручки за наличный расчет, прогноз кредиторской задолженности и др.

Разработка бюджета денежных средств осуществляется на бюджетный период в разрезе подпериодов: год по кварталам, год по месяцам и т. п.

Процесс разработки бюджета денежных средств включает следую­щие основные этапы.

Первый этап состоит в расчете возможных денежных поступлений по подпериодам. Здесь определенная сложность при расчетах может возникнуть, если предприятие применяет методику определения вы­ручки по мере отгрузки товаров. Основным источником поступлений денежных средств является реализация товаров (работ, услуг), которая подразделяется на продажу за наличный расчет и в кредит. На практике большинство предприятий отслеживает средний период вре­мени, который требуется покупателям для того, чтобы оплатить счета. Исходя из этого, можно рассчитать, какая часть выручки за реализованные товары поступит в том же периоде, а какая — в следующем. Да­лее с помощью балансового метода цепным способом рассчитываются денежные поступления и изменение дебиторской задолженности. Базо­вое балансовое уравнение имеет вид:[5]

ДЗн + ВР = ДЗк + ДП                 (1.1)

где ДЗн — дебиторская задолженность за товары и услуги на начало подпериода; ДЗк — дебиторская задолженность за товары и услуги на конец периода; ВР — выручка от реализации за подпериод; ДП — де­нежные поступления в данном подпериоде.

Более точный расчет предполагает классификацию дебиторской за­долженности по срокам ее погашения. Такая классификация может быть выполнена путем накопления статистических данных и анализа фактических данных о погашении дебиторской задолженности за пре­дыдущие периоды. Анализ рекомендуется делать по месяцам. Таким образом, можно установить усредненную долю дебиторской задолжен­ности со сроком погашения соответственно до 30, до 60, до 90 дней и т. п. При наличии других существенных источников поступления де­нежных средств (прочая реализация, внереализационные операции) их оценка выполняется методом прямого счета: полученная сумма до­бавляется к сумме денежных поступлений от реализации за данный подпериод.

На втором этапе рассчитывается отток денежных средств по подпериодам. Основным его составным элементом является погашение кре­диторской задолженности. Считается, что предприятие оплачивает счета вовремя, хотя в некоторой степени оно может отсрочить платеж. Процесс задержки платежа называют «растягиванием» кредиторской задолженности; отсроченная кредиторская задолженность в этом слу­чае выступает в качестве дополнительного источника краткосрочного финансирования предприятия. Однако отсроченная кредиторская за­долженность при отсутствии должного контроля становится негатив­ным явлением и подрывает финансовую устойчивость предприятия. К другим направлениям использования денежных средств относятся заработная плата персонала, административные и другие постоянные и переменные расходы, а также капитальные вложения, выплаты на­логов, процентов, дивидендов.

Третий этап является логическим продолжением двух предыдущих: рассчитывается чистый денежный поток путем сопоставления планируемых денежных поступлений и выплат по подпериодам. Назначение данного этапа – определение излишка или недостатка денежных средств по подпериодам.

На четвертом этапе рассчитывается совокупная потребность в краткосрочном финансировании. Смысл этого этапа заключается в определении не только размера потребности, но и возможных источников ее покрытия по каждому подпериоду.

Также при помощи отчета о дебиторской и кредиторской задолженности решаются следующие задачи:

- для определения доходов от продаж следует знать величину дебиторской задолженности на начало периода и ее измене­ние за плановый период. Поступления за период составят:[6]

Поступления за период

=

ДЗ на начало периода

+

Выручка

-

ДЗ на конец периода

   

- для определения сумм платежей в оплату закупок следует знать величины кредиторской задолженности и запасов на начало периода и их изменения за период. Платежи в оплату закупок за период составят:

Поступления за период

=

КЗ на начало периода

+

Объем покупок за период

-

КЗ на конец периода

1.2 Технология составления и содержание отчета

Сводка готовится в отделе сбыта с требуемой периодичностью для всей дебиторской задолженности (включая дебиторскую задолженность по бартерным сделкам).  Отдел сбыта – лучшее место для ведения отчетов о дебиторской задолженности, т.к. он ведет запись отгрузки (сделанной и предстоящей); обычно отвечает за собираемость платежей, обладает достаточной информацией для предложения изменения кредитной политики предприятия. Сводка готовится на основе:

-                                 контрактов о продаже с отсрочкой платежа;

-                                 счетов-фактур, подтверждающих факт продажи;

-                                 подтверждений о платежах, полученных от клиентов (до отправки в бухгалтерию)  - банковская выписка (а в случае бартерных сделок  - на основе получения бартерной продукции, подтвержденного складом).

Эта сводка используется торговым персоналом, чтобы поддерживать отношения между предприятием и клиентами, политику продаж предприятия, включая продажи в кредит и скидки (предприятие может ввести ограничения на продажи с отсрочкой платежа, чтобы свести к минимуму риск неплатежей; в этих же целях предприятие может вести классификацию клиентов), следить за ходом выполнения контрактов и оперативно реагировать на нештатные ситуации.

Из сводки дебиторской задолженности можно составить отчеты по дебиторской задолженности (табл.1.1).

Таблица 1.1

Итоговый отчет о дебиторской задолженности – в разрезе клиентов и срока поступления платежей

Клиент

Сумма контракта в рублях (или эквивалент)

0-30

дней

31-60

дней

61-90

дней

91-180

дней

От 180 дн. до 1 года

Более 1 года

Итого

Отчеты о дебиторской задолженности показывают, сколько продано в кредит и как долго деньги не возвращаются в оборот (по клиентам или видам продукции).

Стандартный сводный отчет о дебиторской задолженности должен включать следующую информацию:

- о продукции;

- о клиенте;

- сроки оплаты дебиторской задолженности, разбитые на категории 0-30 дней, 31-60 дней, 61-90 дней, 91-180 дней, 180 дней – 1 год, более 1 года;

- каждая из вышеперечисленных категорий в % к общей сумме дебиторской задолженности; проблемы с получением причитающихся сумм (если такие имеются).

О старении дебиторской задолженности (табл. 1.2) и просроченной дебиторской задолженности (табл.3) также должны составляться отдельные отчеты (чтобы привлечь внимание руководства), включающие следующую информацию:

- о продукции;

- о клиенте;

- просроченная дебиторская задолженность (от срока платежа);

- каждая из вышеперечисленных категорий в % к общей сумме дебиторской задолженности;

- предпринятые меры (если таковые были предприняты).

Таблица 1.2

Отчет по старению дебиторской задолженности – по планируемым срокам поступления платежей (денежные  средства: в тыс. руб.)

Сумма контракта в руб. (или эквивалент)

Средний срок платежа

0-30

дней

31-60

дней

61-90

дней

91-180

дней

От 180 дн. до 1 года

Более 1 года

Итого

Таблица 1.3

Отчет о просроченной дебиторской задолженности

Просроченная деб. зад. от срока платежа

 

Описание счета

 
 

субсчета

Название заказчика

Условия кредита

Дата погашения

Сумма, в руб. или эквив.

0-30

дней

30-60

дней

60-90

дней

От 90

дней до 1 года

Свыше 1 года

Принятые меры

Итого, руб.

Процент

                         

Кроме того, необходимо иметь представление о дебиторской задолженности, погашенной за счет бартерных сделок (табл.1.4).

Таблица 1.4

Отчет о дебиторской задолженности (бартер)

№ счета

Название заказчика

Единицы

Стоимость отгруж. товаров

Стоимость товаров к получ.

След. дата платежа

0-30 дней

31-60 дней

61-90 дней

91-180 дней

180 дней до 1 года

Свыше 1 года

Итого, руб.

Процент

Стандартный сводный отчет о кредиторской задолженности должен включать следующую информацию:

- о продукции;

- о поставщике;

- сроки погашения  кредиторской задолженности, разбитые на категории 0-30 дней, 31-60 дней, 61-90 дней, 91-180 дней, 180 дней – 1 год, более 1 года (табл. 1.5,1.6).

Таблица 1.5

Кредиторская задолженность (денежные средства)

№ счета

Название поставщика

Единицы

Сумма в рублях (или эквивалент) по договору

Следующая дата погашения

0-30 дней

31-60 дней

61-90 дней

91-180 дней

180 дней до 1 года

Свыше 1 года

            Итого

Таблица 1.6

Кредиторская задолженность (бартер)

№ счета

Название поставщика

Единицы

Стоимость получ. Товаров

Стоимость товаров к отгрузке

Следующая дата погашения

0-30 дней

31-60 дней

61-90 дней

91-180 дней

180 дней до 1 года

Свыше 1 года

       Итого    

Когда отчеты готовы, их можно направить нескольким руководителям, с тем, чтобы они более эффективно руководили своим участком работы (табл.1.7).

Таблица 1.7

Название отчета

Получатель

Периодичность получения

ежедневно

еженедельно

ежемесячно

Отчет о дебиторской задолженности

1)Начальник отдела сбыта

2)Бухгалтерия/фин. отдел

3)Генеральный директор

Х

Х

Х

Отчет о кредиторской задолженности

1)Начальник отдела снабжения

2)Бухгалтерия/фин. отдел

3)Генеральный директор

Х

Х

Х

1.3 Краткая экономическая характеристика объекта исследования

ЗАО «Электрокомплектсервис», организованная в 1992 году специализируется на продаже электротехнической продукции. Сейчас «Электрокомплектсервис» - это стабильно работающее предприятие, располагающее опытными специалистами и сложившейся системой обеспечения.

«Электрокомплектсервис» – это зарегистрированная торговая марка, под которой работают совместно несколько предприятий.

Новосибирская торговая сеть (НТС) обеспечивает продажу электротехнической продукции и обслуживание клиентов в Новосибирске и Новосибирской области. В состав НТС входят новосибирские филиалы магазинов «Электрика».

 Северная торговая сеть (СевТС) обеспечивает продажу электротехнической продукции и обслуживает крупных корпоративных клиентов в северных регионах России. В состав СевТС входят: филиал «Электрика 1 » в г. Нижневартовске, подразделение «Корпоративный Север», «Отраслевая направленность».

 Сибирская торговая сеть (СибТС) обеспечивает продажу электротехнической продукции в Алтайском крае, Кемеровской области, Омской области. В состав СибТС входят региональные филиалы Электрика городов Барнаул, Кемерово, Омск.

 Отдел электрооборудования обеспечивает наличие на складах Компании необходимого для успешной торговли электрооборудования, светотехники, средств защиты, спецодежды, а также поставкой продукции данного ассортимента под заказ в кратчайшие сроки и по конкурентной цене.

 Отдел кабельной продукции обеспечивает наличие на складах Компании необходимого для успешной торговли кабельно-проводниковой продукции, эмаль-провода, насосов, электродвигателей, а также поставкой продукции данного ассортимента под заказ в кратчайшие сроки и по конкурентной цене.

Систематическое исследование потребительского рынка и растущие деловые связи предприятия привели к созданию широкого ассортимента электротехнической продукции, который на сегодняшний день включает более 5 000 наименований отечественного и зарубежного производства:

-         автоматические выключатели и УЗО;

-         пускатели, рубильники, электродвигатели, щитки, счетчики электроэнергии, трансформаторы;

-         монтажные и распределительные коробки, клеммы, кабельные каналы;

-         лампы, светильники, прожекторы, люстры;

-         электроустановочные изделия: розетки, выключатели, диммеры, удлинители и др.

На протяжении 5 лет предприятие сотрудничает с фирмой SIEMENS. С 1996 года ЗАО "Электрокомплектсервис" является дистрибьютором департамента А&D автоматизации, приводов и электроустановочного оборудования по сибирскому региону.

Многолетний опыт сотрудничества с заводами-производителями и совместное производство с заводом "Новосибкабель" обеспечивают постоянный широкий ассортимент кабеля на складе предприятия и гибкую систему цен. ЗАО "Электрокомплектсервис" предлагаем кабельно-проводниковую продукцию более 400 марко-размеров в ПВХ, полиэтиленовой и резиновой изоляции и оболочке, с медными и алюминиевыми жилами.

Кабель: силовой, контрольный, сварочный, телефонный, бронированный, бытовой;

Провод: установочный, бытовой, голый, обмоточный, радиочастотный, монтажный, самонесущий и др.

Большой ассортимент продукции, предлагаемый компанией, способен удовлетворить любой спрос, а широкий ценовой диапазон позволяет сделать рациональный выбор в соответствии с пожеланиями и задачами покупателей.

Преимуществом ЗАО "Электрокомплектсервис" является:

-         проектирование, комплектация и сборка щитовой продукции любой степени сложности;

-         транспортные услуги, вагонная и контейнерная поставка;

-         система скидок.

Но основным преимуществом работы с предприятием является то, что покупатель может выбрать оптимальную по стоимости и качеству комплектацию электротехнической продукцией независимо от объема заказа.

Предприятие имеет хорошо налаженные связи с крупнейшими предприятиями Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Восточной Сибири, Якутии. В число постоянных партнеров входят Лукойл-Нефтегазстрой, Юкос-Сервис, ТНК-Нижневартовск, Омсктехуглерод, Славнефть-Маркет филиал Мегионский, Региональный центр МТО филиал ТНК, Роснефть-Пурнефтегаз, Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз, Сибнефтепровод, Тобольск-Нефтехим, Белон и др.

ЗАО "Электрокомплектсервис" стремится строить отношения с покупателями, поставщиками и конкурентами на взаимовыгодных условиях, учитывая интересы и уважая достоинство партнера.

Различные стороны финансово-хозяйственной деятельности организации имеют законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Поэтому характеристика ЗАО «Электрокомплектсервис» будет не полной без анализа финансовых результатов деятельности, которые  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Учитывая, что деятельность любого коммерческого предприятия направлена на извлечение прибыли, анализ финансовых результатов ЗАО «Электрокомплектсервис» будем проводить с точки зрения прибыльности его деятельности.

Прибыль – часть чистого дохода, полученного в процессе продажи товаров, которую непосредственно получает организация.

Анализ финансовых результатов включает в себя оценку динамики показателей прибыли, рентабельности и деловой активности предприятия.[7]

Для анализа данных динамики прибыли выполнены расчеты, которые представлены в таблице 1.8. В основе расчетов лежат показатели Бухгалтерского баланса и Отчета и прибылях и убытках (Приложение 1,2)

Таблица 1.8

Анализ динамики показателей прибыли ЗАО «Электрокомплектсервис»

Наименование показателя

Код

Абсолютные величины

Уд. веса,%

Изменения

Темп

 

строки

тыс. руб.

2002

2003

в абсол.

в уд.

прироста

 

 

2002 год

2003 год

год

год

величина

весах, %

гр.7/гр.4

 

 

 

 

 

 

тыс. руб.

гр.6-гр.5

*100

 

 

 

 

 

 

гр.4-гр.3

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

 

 

 

 

 

 

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ,

 

 

 

 

 

 

 

 

услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных

 

 

 

 

 

 

 

 

обязательных платежей

3 520 324

3 603 093

100,0

100,0

82 769

0,0

2,3

Себестоимость проданных товаров, продукции,

2 945 000

2 949 684

81,7

83,7

4 684

1,9

0,2

Валовая прибыль

575 324

653 409

16,0

16,3

78 085

0,4

12,0

Коммерческие расходы

123 140

122 302

3,4

3,5

-838

0,1

-0,7

Управленческие расходы

105 906

105 405

2,9

3,0

-501

0,1

-0,5

Приябыль (убыток) от продаж

346 278

425 702

9,6

9,8

79 424

0,2

18,7

Прочие доходы и расходы

 

 

 

 

 

 

 

Проценты к получению

 

 

 

 

 

 

 

Проценты к уплате

 

 

 

 

 

 

 

Доходы от участия в других организациях

436 301

599 924

12,1

12,4

163 623

0,3

27,3

Прочие операционные доходы

 

 

 

 

 

 

 

Прочие операционные расходы

 

 

 

 

 

 

 

Внереализационные доходы

 

 

 

 

 

 

 

Внереализационные расходы

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль (убыток) до налогообложения

782 579

1 025 626

21,7

22,2

243 047

0,5

23,7

Отложенные налоговые активы

 

 

 

 

 

 

 

Отложенные налоговые обязательства

 

 

 

 

 

 

 

Текущий налог на прибыль

187 819

246 150

5,2

5,3

58 331

0,1

23,7

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

594 760

779 476

16,5

16,9

184 716

0,4

23,7

Анализируя полученные расчеты в таблице 1.8 можно сделать следующие выводы:

-         удельный вес чистой прибыли в выручке увеличился с 16,5% до 16,9%, т.е. на 0,4 процентных пункта;

-         темп прироста прибыли (23,7%) значительно выше темпа прироста себестоимости (0,2%), но в то же время удельный вес себестоимости проданных товаров увеличился на 1,9 процентных пункта. Учитывая, что темп прироста доходов от участия в других организациях составил 27,3%, можно сказать, что данный фактор оказал существенное влияние на доходы организации в целом в 2003 году.

-         структура прибыли показывает, что прибыль организации формируется за счет двух источников: «Выручка от продажи товаров» и «Доходы от участия в других организация».

Для того, чтобы посмотреть насколько рентабельно работает организация рассчитаем коэффициенты рентабельности (Таблица 1.9)

Таблица 1.9

Расчет коэффициентов рентабельности ЗАО «Электрокомплектсервис»

за 2002-2003 гг.

Показатель

Алгоритм расчета

2002 год

2003 год

Отклонения

 

(по данным отчета о

 

 

гр.4-гр.3

 

прибылях и убытках)

 

 

 

1

2

3

4

5

Прибыль(убыток) от продаж

Выручка - себестоимость

575 324

653 409

78 085

Чистая прибыль (убыток)

594 760

779 476

184 716

Коэффициент рентабельности

Валовая прибыль / Выручка от

0,16

0,18

0,02

продаж

продаж

 

 

 

Коэффициент обшей

Чистая прибыль / Выручка

0,17

0,22

0,05

рентабельности

 

 

 

Коэффициент рентабель-

Чистая прибыль / Итог раздела

0,53

0,60

0,07

ности собственного капитала

 III баланса

 

 

 

Как видно из таблицы 1.9, организация очень рентабельна, при небольшом росте коэффициента рентабельности продаж в 2003 году (0,2) коэффициент общей рентабельности вырос на 0,05 пункта. Как мы уже знаем из предыдущего анализа, рост обусловлен увеличением доходов от участия в других организациях.

2. Порядок формирования отчета о дебиторской и кредиторской задолженности в ЗАО «Электрокомплектсервис»

2.1 Признаки группировки информации

Сводка дебиторской задолженности готовится в отделе сбыта на основе договоров с отсрочкой платежа и счетов-фактур продажи, выданных покупателям. Сводка готовится по всей дебиторской задолженности, включая дебиторскую задолженность по бартерным сделкам (табл. 2.1, 2.2).

Сводка готовится (обновляется) на основе:

- контрактов о продаже с отсрочкой платежа;

- счетов –фактур, подтверждающих факт продажи;

- подтверждений о платеже, полученных от клиентов (до отправки в бухгалтерию), и подтвержденных банковской выпиской (в случае бартерных сделок – на основе получения бартерной продукции, подтвержденного складом).

Сводка дебиторской задолженности используется торговым персоналом с целью:

- поддерживать отношения между предприятием и клиентами, политику продаж предприятия, включая продажи в кредит и скидки. Предприятие может ввести ограничения на продажи с отсрочкой платежа, чтобы свести к минимуму риск неплатежей;

- следить за ходом выполнения контрактов и оперативно реагировать на нештатные ситуации

Таблица 2.1

Сводка  дебиторской задолженности на 1.07.2005

Регистрационный номер

Контрагент

Номер контракта

Сумма, руб.

Ожидаемый срок платежа

1001-01

Кировский ламповый завод

2005-0001

300000

15/01/2005

1008-02

Электрика №1

2005-0004

230000

08/04/2005

1011-01

Электрика №4

2005-0006

500000

11/07/2005

1020-02

Кировский ламповый завод

2005-0010

200000

20/02/2005

1021-01

Электрика №2

2005-0012

100000

21/02/2005

1022-02

ВЭФ

2005-0013

400000

22/04/2005

1022-03

Компания «Стрит Лэмп»

2005-0014

220000

22/06/2005

1022-04

Электрика №3

2005-0015

1200000

01/02/2006

1024-01

Электрика №5

2005-0017

500000

30/03/2005

1025-01

Фотолаборатория

2005-0020

50000

25/02/2005

1026-02

Кировский ламповый завод

2005-0022

100000

15/02/2005

1027-01

Электрика №4

2005-0023

50000

25/02/2005

1028-01

Электрика №5

2005-0024

1000000

30/03/2005

1030-01

Электрика №2

2005-0026

200000

28/02/2005

1030-02

Компания «Стрит Лэмп»

2005-0028

250000

30/03/2005

1031-01

Электрика №5

2005-0029

500000

30/06/2005

ИТОГО

5800000

Сводка дебиторской задолженности (денежные средства в рублях)

Регистрац.

 номер

Контрагент

Номер контракта

Сумма, руб.

Ожидаемый срок платежа

0-30 дней

31-60 дней

61-90 дней

91-180 дней

От 180 дней до 1 года

Более 1 года

1001-01

Кировский ламповый завод

2005-0001

300000

15/01/2005

300000

1008-02

Электрика №1

2005-0004

230000

08/04/2005

230000

1011-01

Электрика №4

2005-0006

500000

11/07/2005

500000

1020-02

Кировский ламповый завод

2005-0010

200000

20/02/2005

200000

1021-01

Электрика №2

2005-0012

100000

21/02/2005

100000

1022-02

ВЭФ

2005-0013

400000

22/04/2005

400000

1022-03

Компания «Стрит Лэмп»

2005-0014

220000

22/06/2005

220000

1022-04

Электрика №3

2005-0015

1200000

01/02/2006

1200000

1024-01

Электрика №5

2005-0017

500000

30/03/2005

500000

1025-01

Фотолаборатория

2005-0020

50000

25/02/2005

50000

1026-02

Кировский ламповый завод

2005-0022

100000

15/02/2005

50000

50000

1027-01

Электрика №4

2005-0023

50000

25/02/2005

50000

1028-01

Электрика №5

2005-0024

1000000

30/03/2005

300000

300000

400000

1030-01

Электрика №2

2005-0026

200000

28/02/2005

100000

100000

1030-02

Компания «Стрит Лэмп»

2005-0028

250000

30/03/2005

250000

1031-01

Электрика №5

2005-0029

500000

30/06/2005

500000

ИТОГО

5800000

550000

300000

1150000

1400000

800000

160000

                                                 %                                                        9%           5%           20%        24%       14%        28%

На основании сводки дебиторской задолженности составляется итоговый отчет о дебиторской задолженности в разрезе контрагентов и срока поступления платежей (табл. 2.3)

Таблица 2.3

Отчет о дебиторской задолженности

Контрагент

Сумма,

Руб.

0-30 дней

31-60 дней

61-90 дней

91-180 дней

От 180 дней до 1 года

Более 1 года

Электрика №1

230000

0

0

0

230000

0

Фотолаборатория

50000

50000

0

0

0

0

0

Электрика №2

300000

100000

100000

100000

0

0

0

Электрика №3

1200000

0

0

0

0

0

0

Кировский ламповый завод

600000

350000

200000

0

50000

0

1200000

Электрика №4

550000

50000

0

0

0

500000

0

Электрика №5

2000000

0

0

800000

500000

300000

0

Компания «Стрит Лэмп»

470000

0

0

250000

220000

0

400000

ВЭФ

400000

0

0

0

400000

0

0

ИТОГО

5800000

550000

300000

1150000

1400000

800000

1600000

  %                                  9%          5%          20%         24%         14%        28%

 

По данным отчета о дебиторской задолженности составляется отчет по старению дебиторской задолженности (табл. 2.4)

Таблица 2.4

Отчет по старению дебиторской задолженности

Сумма контракта в руб.

0-30 дней

31-60 дней

61-90 дней

91-180 дней

От 180 дней до 1 года

Более 1 года

5800000

550000

300000

1150000

1400000

800000

1600000

%                          9%             5%          20%         24%         14%        28%

Таким образом в ЗАО «Электрокомплектсервис» отчеты о дебиторской задолженности составляются в разрезе клиентов.

2.2  Источники информации, ответственность за составление, периодичность составления

 

Ответственным за составление отчета о дебиторской задолженности является начальник отдела прямых продаж, что зафиксировано в его должностной инструкции (Приложение 3).

Периодичность составления отчета установлена – еженедельно.

Источники информации для составления отчета о дебиторской задолженности:

- контракты о предоставлении коммерческого кредита;

- документы по отгрузке товаров (товарная накладная, счета-фактуры);

- платежные поручения об оплате товара.

2.3 Результаты от использования отчета (отчет глазами управленческого персонала)

Отчеты о дебиторской задолженности в своей работе используют:

1) Руководители отдела продаж:

- для принятия решений о продаже продукции клиенту;

- для отслеживания поступления выручки по контрактам с отсроченным платежом и оперативного решения возникающих проблем;

- для отслеживания старения дебиторской задолженности и планирование усилий по ее сбору.

2) Юридический отдел – для принятия мер по взысканию просроченных платежей.

3) Бухгалтерия и финансовый отдел:

- для контроля и планирования поступления денежных средств;

- для списания безнадежных долгов.

Высшее руководство использует информацию о дебиторской задолженности для:

- анализа и контроля за продажами с отсроченным платежом;

- сравнительного анализа уровней продаж и закупок и проведения изменений в них;

- контроля и сравнения с информацией бухгалтерского учета;

- управления оборотным капиталом предприятия;

- планирования и составления бюджетов.

Управленческий учет можно разбить на три основных направления, отвечающих на основные вопросы жизнедеятельности предприятия и тем самым воздействуя на управление предприятием:

1) Определение себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг)

-         рентабельность различных видов продукции (работ, услуг);

-         рентабельность различных видов деятельности;

-         зависимость затрат от различных факторов;

-         фактические результаты в сравнении с запланированными;

-         ценообразование, позволяющее покрывать затраты и обеспечивать требуемый уровень рентабельности;

-         влияние увеличения (уменьшения) выпуска продукции, прекращения производства того или иного вида продукции на рентабельность предприятия.

2) Анализ информации и принятие управленческих решений:

-         финансовые прогнозы;

-         информация для подготовки планов;

-         информация о выполнении планов и достижении поставленных целей;

-         информация о фактических результатах в сравнении с запланированными

3) Планирование и контроль:

-         зарабатывание денег;

-         инвестирование временно свободных средств;

-         сокращение расходов;

-         расходование средств;

-         привлечение финансовых ресурсов.

Определение целей необходимо для оценки будущих доходов и расходов и соответственно бюджетов для достижения поставленных целей. Это также является отправной точкой в планировании закупок и объемов производства.

Когда определены цели и составлены бюджеты, они могут быть использованы как ориентиры, по которым руководитель будет оценивать степень эффективности или неэффективности в достижении поставленных целей.

Заключение

Подводя итоги материалу, изложенному в данной работе, можно сделать вывод: управленческий учет – это самостоятельное направление бухгалтерского учета, которое обеспечивает управленческий аппарат предприятия информацией, необходимой для оперативного управления, представляющий собой информационно-вычислительную систему, объединяющую совокупность форм и методов планирования, учета, контроля и анализа, направленную на формирование альтернативных вариантов функционирования предприятия и предназначенную для информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений.

Задачей бухгалтерского управленческого учета является составление отчетов второй и третьей групп, информация которых предназначена для собственников предприятия, где проводится учет, и его управляющих (менеджеров), то есть для внутренних пользователей бухгалтерской информации. К таким отчетам относятся, в том числе, отчеты о дебиторской и кредиторской задолженности.

Управленческий учет, организуется исходя из целей и задач управляющих, никак не регламентируется государством, служит лишь интересам предприятия, в чем и заключается его преимущество перед финансовым учетом. Общие принципы данного учета сводятся к тому, чтобы максимально обеспечить руководство полезной информацией. Управленческий учет в большей степени основан на логике и опыте или на общей приемлемости. В этом смысле можно говорить о децентрализации управленческого учета, а также о его конфиденциальности.

Дебиторская или кредиторская задолженность возникает (или погашается) при совершении организацией любых операций, связанных с движением денежных средств, материальных ресурсов или принятием ею на себя определенных обязательств (например дать кредит, заплатить неустойку при нарушении условий договора, уплатить долг третьей стороны и т. п.).

Знание в каждый момент времени состояния расчетов торгового предприятия с партнерами по бизнесу, с бюджетом и внебюджетными фондами, а также с его работниками - одно из важнейших условий четкого управления компанией.

Отчет о кредиторской задолженности всегда подскажет, на что лучше потратить оборотные средства. А на основании отчета о дебиторской задолженности можно решить, кому из должников можно предоставить дополнительную отсрочку платежа.

Таким образом, в данной работе рассмотрены теоретические аспекты составления отчетов о дебиторской и кредиторской задолженности, рассмотрена их сущность и порядок формирования. В качестве прикладного аспекта составлен отчет о дебиторской задолженности торгового предприятия ЗАО «Электрокомплексервис». Составлена должностная инструкция начальника отдела прямых продаж, в функции которого входит, в том числе, составление отчета о дебиторской задолженности.

Список использованных источников

1.     Адамов Н.А., Рогуленко Т.М., Амучиева Г.А. Основы управленческого учета. – СПб: Питер, 2005

2.     Барнгольц С.Б. и Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. – М.: Фтнансы и статистика, 2003

3.     Волкова О.Н. Управленческий учет: Учебник. – М.: Проспект, 2005

4.     К.Друри. Введение в управленческий и производственный учет. – М: Аудит, 1997 г.

5.     Осипенкова О.П. Управленческий учет. М.: Экзамен, 2002

6.     Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. – СПб: Питер, 2003

7.     Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., доп. и перераб. ИНФРА-М, 2001

8.     Управленческий учет, учебное пособие / Под редакцией А.Д.Шеремета. – М:, ИД ФБК ПРЕСС, 1999 г.

9.     Управленческий учет / Под. Ред. В.Палия и Р.Вандер Вила. – М:, ИНФРА-М, 1997 г.

10.                       Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета / Под ред. Я.В. Соколова. – М.: - Финансы и статистика, 2000


[1]Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета / Под ред. Я.В. Соколова. – М.: - Финансы и статистика, 2000. – с. 559

[2]Барнгольц С.Б. и Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. – М.: Фтнансы и статистика, 2003. – с. 128

[3]Адамов Н.А., Рогуленко Т.М., Амучиева Г.А. Основы управленческого учета. – СПб: Питер, 2005. – с. 19

[4]Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. – СПб: Питер, 2003. – с. 101

[5]Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. – СПб: Питер, 2003. – с. 103

[6]Волкова О.Н. Управленческий учет: Учебник. – М.: Проспект, 2005. – с.300

[7] Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., доп. и перераб. ИНФРА-М, 2001. – с. 183