СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.   Роль анализа объема продаж в контексте экономического анализа деятельности торгового предприятия. 5

1.1 Сущность экономического анализа деятельности торгового предприятия, его цели, задачи, предмет и  методы.. 5

1.2 Экономическая сущность оборота розничной торговли. Значение и задачи анализа оборота розничной торговли. 7

2.   Методика экономического анализа деятельности торгового предприятия ООО «ПРЕМЬЕР». 10

2.1  Анализ динамики оборота розничной торговли предприятия  ООО «ПРЕМЬЕР». 10

2.2 Анализ структуры оборота розничной торговли предприятия  ООО «ПРЕМЬЕР». 13

2.3 Анализ факторов, влияющих на изменение оборота розничной торговли предприятия ООО «ПРЕМЬЕР». 15

3.   Пути увеличения оборота розничной торговли предприятия ООО «ПРЕМЬЕР» и расчет экономической эффективности рекомендаций. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ. 33

ВВЕДЕНИЕ

Экономический анализ – признанный во всем мире инструмент обоснования хозяйственных решений – широко применяется для оценки финансовой деятельности предприятия современных условиях.

Экономическое поведение хозяйствующего субъекта при рыночных отношениях основано на добровольно выбираемой на свой страх и риск реализуемой индивидуальной деловой программы в рамках тех возможностей, которые вытекают из законодательных актов.

Каждый участник рыночных отношений изначально лишен заранее известных, однозначно заданных параметров, гарантий беспроигрышности в своих действиях: кем-либо обеспеченной доли участия в рынке, доступности к производственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивости покупательной способности денежных единиц, неизменности норм или нормативов, лимитов и других инструментов жесткого экономического управления.

Практически все совершаемые хозяйственные операции направлены на то, чтобы в будущем (ближайшем или отдаленном) извлечь определенную выгоду. При этом абсолютная сумма и время получения ожидаемого дохода в момент принятия решения могут и не сбыться.

При этом важнейшую роль в принятии правильного управленческого решения, касающегося хозяйственной деятельности предприятия, играет комплексный экономический анализ, который и помогает выбрать оптимальный альтернативный вариант. Именно этим обусловлена важность и актуальность выбора темы дипломного исследования.

Темпы роста объема реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данного показателя имеет большое значение в контексте экономического анализа деятельности торгового предприятия, что и обуславливает актуальность данной темы.

Целью работы является иллюстрация целей и методов экономического анализа на примере деятельности торгового предприятия ООО «ПРЕМЬЕР» (г. Хабаровск).

Таким образом, объектом исследования в настоящей курсовой работе является экономический анализ деятельности торгового предприятия ООО «ПРЕМЬЕР»; предметом исследования – цели и методы экономического анализа этого торгового предприятия.

Задачи курсовой работы:

1) определить цели и методы экономического анализа деятельности предприятия;

2) выяснить экономическую сущность оборота розничной торговли как главной цели экономического анализа деятельности торгового предприятия;

3) рассмотрение методики анализа объема продаж на материалах торгового предприятия ООО «ПРЕМЬЕР» за 2004 год, динамики и структуры оборота розничной торговли, а также факторов, влияющих на его изменение;

4) определение путей увеличения оборота розничной торговли ООО «ПРЕМЬЕР».

Поставленные задачи определяют приемы проведения экономического анализа деятельности указанного торгового предприятия:

– анализ динамики оборота розничной торговли;

– анализ структуры оборота розничной торговли;

– анализ факторов, влияющих на изменение оборота розничной торговли (факторный анализ).

1.    Роль анализа объема продаж в контексте экономического анализа деятельности торгового предприятия

1.1 Сущность экономического анализа деятельности торгового предприятия, его цели, задачи, предмет и  методы

В основе эффективного управления торговой организации лежит объективный экономический анализ условий, в которых организация действует в настоящий момент и которые предположительно будут иметь место в перспективе. С помощью экономического анализа можно заранее выявить внутренние и внешние факторы, которые оказывают существенное влияние на функционирование и развитие организации, и, подготовившись необходимым образом, своевременно на них отреагировать. Экономический анализ позволяет исследовать тенденции в развитии торговой организации, их направление и глубину, что позволяет создавать более обоснованные и надежные планы, особенно на перспективу [2, С. 17].

С помощью комплексного экономического анализа оценивается конкретная хозяйственная ситуация, выявляются резервы производства и подготавливаются научно обоснованные решения для управления организацией.

По мнению многих авторов, роль экономического анализа в управлении торговой организацией, несомненно, велика [31, С. 45]. Управление торговым предприятием требует точного знания, как этот объект существовал и развивался в предыдущем периоде и каково сегодняшнее состояние хозяйственно-финансовой деятельности. Наличие полной и достоверной информации о деятельности предприятия в прошлом, о сложившихся тенденциях его функционирования и развития позволяет принять обоснованное решение об улучшении показателей хозяйственно-финансовой деятельности, обосновать прогнозируемые и плановые показатели, программы развития и бизнес-планы. Изучение состояния (анализ) предприятия является механизмом управления внутренней средой предприятия. Собственники, руководители и специалисты предприятия должны знать эту среду, уметь реагировать на её изменения и учитывать в процессе управления предприятием.

Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации. Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности является глубокое и всесторонне изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

Основное направление экономического анализа:  от сложного комплекса – к составляющим его элементам, от результата – к выводам о том, как такой результат достигнут и к чему он приведет в дальнейшем [16, С. 35].

Основная цель проведения анализа – повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. Для достижения этой цели проводятся: оценка результатов работы за прошедшие периоды; разработка процедур оперативного контроля за производственной деятельностью; выработка мер по предупреждению негативных явлений в деятельности предприятия и в ее финансовых результатах; вскрытие резервов повышения результативности деятельности; разработка обоснованных планов и нормативов [4, С. 90].

В процессе достижения основной цели анализа решаются следующие задачи:

·                    определение базовых показателей для разработки производственных планов и программ на предстоящий период;

·                     повышение научно-экономической обоснованности планов и нормативов;

·                     объективное и всестороннее изучение выполнения установленных планов и соблюдение нормативов по количеству, структуре и качеству продукции, работ и услуг;

·                     определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

·                     прогнозирование результатов хозяйствования;

·                     подготовка аналитических материалов для выбора оптимальных управленческих решений, связанных с корректировкой текущей деятельности и разработкой стратегических планов.

Содержательная сторона анализа включает следующие элементы (процедуры):

·                     постановка и уяснение конкретных задач анализа;

·                     установление причинно-следственных связей;

·                     определение показателей и методов их оценки;

·                     выявление и оценка факторов, влияющих на результаты, отбор наиболее существенных;

·                     выработка путей устранения влияния отрицательных факторов и стимулирование положительных [22, С 156].

1.2 Экономическая сущность оборота розничной торговли. Значение и задачи анализа оборота розничной торговли

В условиях формирования рыночных отношений, когда велика инфляция, значимость розничного объема продаж для оценки социального развития общества, материального и культурного уровня жизни людей значительно снизилась. В этих условиях розничный объем продаж должен изучаться как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Экономическая сущность розничного объема продаж заключается в том, что это основной показатель, по которому оценивается хозяйственная деятельность торгового предприятия.

Для определения розничного объема продаж в сопоставимых ценах необходимо фактический его объем за период, с которого изменились цены, разделить на индекс розничных цен на товары. Проводя анализ, следует установить, как развивается розничный объем продаж, как удовлетворяется спрос на товары, как торговое предприятие улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров, активно воздействует на формирование разумных потребностей, эстетических вкусов и их благосостояния.

Розничный объем продаж включает продажу товаров населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. Объем реализации продукции и объем производства являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке) и может выражаться в сопоставимых, плановых или текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.[23, С. 85]

Исходя из этого, основные задачи анализа розничного объема продаж могут быть сведены к следующим:

1)                проверка выполнения планов (прогнозов) объема продаж, удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности;

2)                определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли, а также установление обоснованности, напряженности и оптимальности планов;

3)                изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного объема продаж; комплексная оценка торговой деятельности предприятия;

4)                выявление путей, возможностей и резервов роста объема продаж, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;

разработка оптимальных стратегических и тактических управленческих решений по развитию розничного объема продаж торговой деятельности предприятия. [7, С. 6]

Значение анализа объема продаж в деятельности торговых предприятий:

–   помогает выявить положительные и отрицательные стороны в торговой деятельности предприятия;

–   разработать меры по росту объема продаж;

–   разработать меры по улучшению ассортимента реализуемых товаров;

–   разработать меры по повышению качества обслуживания покупателей.

В процессе анализа розничного объема продаж используют данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, норм, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража.

Особо следует выделить нормативно-правовые источники информации, используемые при экономическом анализе хозяйственной деятельности торгового предприятия. К ним относятся нормативно-справочные и инструктивные материалы государственных органов управления, вышестоящей организации, утвержденные нормы, нормативы, тарифы, ставки и цены, и т.п. [7, С. 66-67]

 

2.    Методика экономического анализа деятельности торгового предприятия ООО «ПРЕМЬЕР»

2.1  Анализ динамики оборота розничной торговли предприятия  ООО «ПРЕМЬЕР»

Розничный объем продаж торгового предприятия является составной частью товарооборота города и в определенной мере покрывает покупательные фонды населения. В связи с этим динамику объема продаж предприятия следует изучать во взаимосвязи с анализом развития розничного объема продаж города и покупательной способности населения. Одновременно исследуют закономерности развития розничного товарооборота на душу населения. Сравнение фактических объемов среднедушевой реализации с физиологическими нормами потребления на душу населения по продовольственным товарам и рациональным нормам – по непродовольственным позволяет оценить степень удовлетворения потребностей населения в материальных благах. [7, С.10].

В настоящей курсовой работе проиллюстрируем применение методик экономического анализа на примере деятельности предприятия ООО «ПРЕМЬЕР» (г. Хабаровск, ул. Индустриальная, 17), занимающегося розничной продажей верхней одежды.

Оценка выполнения плана по реализации продукции за отчетный период, в данном случае за 2004 год, производится по методике, приведенной в таблице:

Таблица 2.1.

Анализ выполнения плана по реализации продукции торгового предприятия ООО «ПРЕМЬЕР» за 2004 год

Изделие

Реализация продукции, тыс. руб.

план

факт.

+,–

% к плану

Пальто женские из ч/ш ткани

52275

62730

+10455

+20,0

Пальто женские из п/ш ткани

30135

17712

–12423

– 41,2

ИТОГО:

82410

80442

–1968

–2,39

Из таблицы видно, что за отчетный год план по реализации продукции недовыполнен на 2,39%, что свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции. [11, С. 52]

Анализ динамики объема продаж проводят не только в сравнении с данными прошлого года, но и с фактическими показателями за ряд лет (в действующей и сопоставимой оценке). При анализе динамики объема продаж необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста, который может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической:

                                                                                           (2.1)

где Трост – среднегодовой темп роста изучаемого показателя за п лет; Хп – изучаемый показатель в отчетном периоде; Х0 – изучаемый показатель в базисном периоде; п – число периодов.

Если в изучаемом периоде произошли организационно-структурные изменения в сети торговой организации, то необходимо внести соответствующую корректировку в розничный объем продаж и анализ должен проводиться также по сопоставимому числу предприятий. Это позволяет определить прирост объема продаж за счет повышения эффективности использования материально-технической базы торговли.

При анализе динамики объема продаж предприятия важно правильно определить базисный год. Он, в частности, может быть начальным для развития определенных тенденций, оказывающих значительное влияние на изучаемые показатели, или годом, в котором произошли организационно-структурные изменения в составе предприятия. Анализ динамики розничного объема продаж проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Для оценки равномерности и ритмичности развития объема продаж следует изучить его динамику по декадам, составив специальные аналитические таблицы.

Для определения равномерности развития розничного объема продаж целесообразно также составить графики выполнения плана по месяцам, исчислить и проанализировать коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров. Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. Например, торговым предприятием ООО «ПРЕМЬЕР» план объема продаж выполнен в девяти из двенадцати. Отсюда коэффициент ритмичности равен 0,75 (9:12), или ритмичным его выполнение было только на 75,0 %.

Для определения коэффициента равномерности необходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение (δ) и коэффициент вариации, или неравномерности (ν):

;        (2.2)                                            (2.3)

где  – процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц (квартал);  – процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год; п – число месяцев (кварталов) изучаемого периода. [10, С.19]

Среднее квадратическое отклонение позволяет оценить колебание в развитии анализируемого показателя. По коэффициенту вариации можно проанализировать неравномерность изменения исследуемого показателя. Коэффициент равномерности рассчитывают по следующей формуле: Кравн = 100 – ν.        (2.4)

После изучения общего розничного объема продаж необходимо проанализировать его состав. По составу розничный объем продаж подразделяется на продажу товаров населению, мелкооптовый отпуск и другие виды розничной реализации. Продажа товаров населению включает их реализацию за наличный и безналичный расчет и в кредит. Розничный объем продаж также детализируется по применяемым формам торговли (продажа товаров по методу самообслуживания, с использованием традиционных методов торговли и других прогрессивных форм обслуживания покупателей), по месту реализации товаров (продажа через магазины, платки, ларьки, киоски и т.д.). Анализ состава объема продаж проводится в абсолютных (стоимостных) и относительных показателях. Относительным показателем, в частности, является доля (удельный вес) отдельных видов реализации в общем розничном объеме продаж.

Изучение продажи товаров населению в кредит, кроме того, проводят с использованием натуральных измерителей. Изменение в розничном объеме продаж доли продажи товаров населению и мелкооптового отпуска оказывает определенное влияние на издержки обращения и финансовые результаты. [7, С.20]

2.2 Анализ структуры оборота розничной торговли предприятия  ООО «ПРЕМЬЕР»

Розничные торговые предприятия должны обеспечивать население всеми необходимыми продовольственными и непродовольственными товарами. Поэтому следует изучить динамику розничной реализации по отдельным товарам и товарным группам, обеспечение бесперебойной торговли, соблюдение ассортиментного перечня в отделах и секциях магазинов, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура реализации продукции. Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

При формировании ассортимента и структуры продукции организация должна учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, технических, финансовых и иных ресурсов, имеющихся в ее распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя: определение текущих и перспективных потребностей покупателей; оценка уровня конкурентоспособности реализуемой или планируемой к реализации продукции; изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции; оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом:            .                                 (2.5)

В расчет данного коэффициента торгового предприятия ООО «ПРЕМЬЕР» принимается фактический объем реализации продукции каждого вида в 2004 г., но не более базового периода. Рассчитаем его величину по данным табл. 2.1:

Кас= (52275+17712):82410 = 0,85

Судя по величине этого коэффициента, произошли существенные изменения в ассортиментной политике предприятия: значительно увеличилась реализация первого изделия и сократилась второго.

Для характеристики интенсивности структурных преобразований на предприятии можно использовать коэффициент структурной активности, который рассчитывается следующим образом:                       (2.6)

где  – изменение удельного веса i-го вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме продаж за исследуемый период; п – число номенклатурных групп продукции.

Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.[10, С. 8-9]

Изменение структуры реализованной продукции оказывает большое влияние на экономические показатели: сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль рентабельность и другие показатели. Анализ ассортимента и структуры розничного товарооборота обычно проводят по 35 продовольственным и 61 непродовольственным товарным группам. Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике может привести к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп и товаров в общем объеме товарооборота. Изучение ассортимента и структуры розничного объема продаж должно проводиться не только за год, но и по кварталам и месяцам, что позволяет глубже проанализировать сезонные колебания в торговле, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары в различные периоды года.[7, С. 20]

2.3 Анализ факторов, влияющих на изменение оборота розничной торговли предприятия ООО «ПРЕМЬЕР»

Изменение оборота розничной торговли зависит от трех основных групп факторов: обеспеченность товарными ресурсами, правильность их распределения и использования; обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников; состояние, развитие и эффективность использования материально-технической базы торговли.

1)                Главный фактор успешного развития товарооборота является обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего, проверяют как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития розничного товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Розничный объем продаж зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса: Зн + П = Р + В + Зк                                        (2.7)

где Зн – запасы товаров на начало отчетного периода; П – поступление товаров; Р – розничный товарооборот; В – прочее выбытие товаров; Зк – запасы товаров на конец отчетного периода.

Влияние показателей товарного баланса на объем розничного объема продаж определяется по следующей формуле: Р = Зн + П – В – Зк.          (2.8)

Следовательно, на изменение розничного объема продаж положительное влияние оказывают завышенные (сверхнормативные) товары запаса на начало изучаемого периода и рост поступления товаров, а отрицательное – увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода. [7, С.27-28]

Анализ товарных ресурсов торгового предприятия начинают с составления и изучения товарного баланса. Причем все показатели отражаются в товарном балансе по розничной стоимости. В товарный баланс должны включаться все запасы товаров (текущие, сезонные и досрочного завоза). За плановые товарные запасы на начало года берут их нормативы за четвертый квартал прошлого года; на конец года – нормативы четвертого квартала отчетного года. Если отсутствуют плановые или фактические данные о поступлении товаров, то их можно определить по следующей формуле: П = Р + В + Зк – Зн.                   (2.9)

Таблица 2.2

Товарный баланс торгового предприятия ООО «ПРЕМЬЕР» за 2004 год

в действующих ценах, тыс. руб.

Показатели

Фактически за прошлый 2003 год

Отчетный год

Отклонение

Повлияли на

план

факт

от плана

от прошлого года

выполнение плана товарооборота

динамику товарооборота

Товарные запасы на начало года

34,2

38,5

46,3

+7,8

+12,1

+7,8

+12,1

Поступление товаров

358,4

443,2

447,1

+3,9

+88,7

+3,9

+88,7

Прочее выбытие товаров

9,0

4,0

5,8

+1,8

–3,2

–1,8

+3,2

Товарные запасы на конец года

46,3

52,7

59,2

+6,5

+12,9

–6,5

–12,9

Розничная реализация товаров

337,3

425,0

428,4

+3,4

+91,1

+3,4

+91,1

Прочее выбытие товаров в % к объему их поступления

2,5

0,9

1,3

+0,4

–1,2

Розничный объем продаж по сравнению с планом возрос за счет сверхнормативных товарных запасов на начало года (+7,8 тыс. руб.) и перевыполнения плана поступления товаров (+3,9 тыс. руб.). Возможности увеличения объема продаж уменьшились в связи с ростом прочего выбытия товаров (–1,8 тыс. руб.) и завышенными товарными запасами на конец года (–6,5 тыс. руб.).

По сравнению с прошлым годом объем продаж увеличился за счет завышенных товарных запасов на начало года (+12,1 тыс. руб.), роста поступления товаров (+88,7 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (–3,2 тыс. руб.). Возможности роста объема продаж в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–12,9 тыс. руб.).

Важным вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения между магазинами и другими подразделениями. Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (Этов), который определяют по формуле              (2.10)

показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов. При анализе могут определяться обратный показатель эффективности товарных ресурсов, т.е. объем товарных ресурсов на один рубль розничного товарооборота.[9, С. 24]

2)                Еще одним из факторов успешного развития розничного объема продаж являются обеспеченность трудовыми ресурсами, правильность установления режима труда, эффективность использования рабочего времени, рост производительности труда. Анализ влияния трудовых ресурсов на торговую деятельность обычно начинают с изучения обеспеченности ими розничного предприятия, укомплектованности штатов продавцов, кассиров, контролеров, других работников и эффективности использования рабочего времени. Также изучают качественный состав работников, т.е. обеспеченность специалистами с высшим и средним специальным образованием, стаж работы. Проверяют правильность распределения продавцов по категориям в соответствии со штатами и производственной необходимостью.

Для оценки трудовых ресурсов и эффективности их использования по ООО «ПРЕМЬЕР» составляют таблицу:

Таблица 2.3

Информация о выполнении плана по труду ООО «ПРЕМЬЕР» за 2004 год

Показатели

Фактически за прошлый 2003 год

Отчетный год

Отклонение

В % к прошлому году

план

факт

% выполнения плана

от плана

от прошлого года

Розничный объем продаж, млрд. руб.:

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

337,3

337,3

425,0

х

428,4

340,0

100,8

+3,4

+91,1

+2,7

127,0

100,8

Среднесписочная численность торговых работников, чел.,

в т.ч.: торгово-оперативных работников

640

427

642

428

544

430

100,3

100,5

+2

+2

+4

+3

100,6

100,7

Удельный вес торгово-оперативных работников в общей численности торговых работников, %

66,7

66,7

66,8

100,1

+0,1

+0,1

100,1

Среднегодовая выработка на одного торгового работника, млн. руб.:

Исходя из объема продаж в действующих ценах

Исходя из объема продаж в сопоставимых ценах

527,0

527,0

662,0

х

665,2

528,0

100,5

+3,2

+138,2

+1,0

126,2

100,2

Среднегодовая выработка на одного торгово-оперативного работника, млн. руб.:

Исходя из объема продаж в действующих ценах

Исходя из объема продаж в сопоставимых ценах

789,9

789,9

993,0

х

996,3

790,7

100,3

+3,3

+206,4

+0,8

126,1

100,1

Прирост объема продаж в действующих ценах за счет повышения производительности труда торгово-оперативных работников, %

91,4

99,1

97,4

98,3

—1,7

+6,0

106,6

Розничное торговое предприятие успешно выполнило план по укомплектованию численности торговых работников и производительности их труда. Что положительно сказалось на развитии объема продаж. План розничного объема продаж перевыполнен на 0,8 %, в т.ч. за счет роста численности торгово-оперативных работников на 0,5 % и благодаря повышению производительности их труда – на 0,3 % ((+0,8)–(+0,5)). 37,5 % прироста объема продаж обеспечено за счет повышения производительности труда (0,3:0,8*100). 96,7 % прироста розничного объема продаж в динамике получено благодаря повышению производительности труда торгово-оперативных работников (26,1:27,0*100) и только 3,3 % – за счет роста численности.

ООО «ПРЕМЬЕР» имеет следующие данные по использованию производственных основных средств (табл. 2.4).

План розничного объема продаж торговым предприятием ООО «ПРЕМЬЕР» перевыполнен на 0,8 %, в т.ч. за счет увеличения среднегодовой стоимости производственных основных средств – на 0,5 % и благодаря повышению фондоотдачи – на 0,3 %. В динамике объем продаж возрос на 25,1 % в связи с увеличением среднегодовой стоимости производственных основных средств и на 1,9 % (27,0–25,1) – за счет повышения фондоотдачи. В отчетном 2004 году фондоотдача всех производственных фондов составила 7,61 руб., что на 0,02 руб. больше плана и на 0,11 руб. выше прошлого года.

На фондоотдачу большое влияние оказывает переоценка (дооценка или уценка) основных средств. При дооценке основных средств фондоотдача снижается; при уценке – растет. Для измерения влияния этого фактора на фондоотдачу необходимо определить ее уровень с учетом переоценки основных средств и сравнить с фактической фондоотдачей отчетного года.[21, С. 121].

Фондоемкость всех производственных основных средств в отчетном 2004 году составила 0,131 руб. и снизилась по сравнению в планом и прошлым годом соответственно на 0,001 руб. и 0,002 руб. Как положительное следует отметить увеличение фондовооруженности и технической вооруженности труда.

Таблица 2.4

Информация об обеспеченности и эффективности использования производственных основных средств ООО «ПРЕМЬЕР» за 2004 год

Показатели

Фактически за прошлый 2003 год

Отчетный год

Отклонение

В % к прошлому году

план

факт

% выполнения плана

от плана

от прошлого года

Розничный объем продаж, млрд. руб.:

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

337,3

337,3

425,0

х

428,4

340,0

100,8

+3,4

+91,1

+2,7

127,0

100,8

Среднегодовая стоимость производственных основных средств в действующей оценке, млрд. руб.

45,0

56,0

56,3

100,5

+0,3

+11,3

125,1

В том числе активной их части

12,9

15,5

16,9

109,0

+1,4

+4,0

131,0

Фондоотдача всех производственных основных средств, руб.:

Исходя из объема продаж в действующих ценах

Исходя из объема продаж в сопоставимых ценах

7,50

7,50

7,59

х

7,61

6,04

100,3

+0,02

+0,11

-1,46

101,5

80,5

Фондоотдача активных производственных основных средств, руб.:

Исходя из объема продаж в действующих ценах

Исходя из объема продаж в сопоставимых ценах

26,15

26,15

27,42

х

25,35

20,12

96,1

-2,07

-0,80

-6,03

96,9

76,9

Фондоемкость всех производственных основных средств, руб.

0,133

0,132

0,131

99,2

-0,001

-0,002

98,5

Среднесписочная численность торговых работников, чел.

640

642

644

100,3

+2

+4

100,6

Фондовооруженность труда торговых работников (строка 2 : строку 7 * 1000), млн. руб.

70,3

87,2

87,4

100,2

+0,2

+17,1

124,3

Техническая вооруженность труда торговых работников, (строка 3 : строку 7 * 1000), млн. руб.

20,2

24,1

26,2

108,7

+2,1

+6,0

129,7

3.    Пути увеличения оборота розничной торговли предприятия ООО «ПРЕМЬЕР» и расчет экономической эффективности рекомендаций

После проведенного анализа розничного объема продаж торгового предприятия ООО «ПРЕМЬЕР» определим резервы увеличения оборота розничной торговли, основными источниками которых являются:

1)                Улучшение использования трудовых ресурсов путем создания дополнительных рабочих мест, сокращения потерь рабочего времени и повышения уровня производительности труда.

Большое влияние на производительность труда торговых работников оказывает изменение структуры розничного объема продаж. Если в объеме продаж увеличивается доля товаров, требующих меньших трудовых затрат на их реализацию, то за счет этого фактора выработка торговых работников растет.

Большое влияние на повышение производительности труда работников оказывает внедрение в практику достижений научно-технического прогресса. Так, при переходе на работу на суммирующих кассовых аппаратах кассиры освобождаются от подсчетов стоимости покупок, предупреждаются ошибки и примерно на 25 % повышается производительность труда. Кроме того, улучшается работа узлов расчета и экономится время покупателей.

Значительно повлиять на рост производительности труда работников торгового предприятия ООО «ПРЕМЬЕР» можно улучшив условия работы. Производительность труда можно повысить при установке усовершенствованной вентиляции, правильном освещении помещений и даже за счет окраски стен и других окружающих предметов на рабочих местах в специально подобранные тона.

2)                Улучшить использование основных фондов торговой организации ООО «ПРЕМЬЕР» можно путем приобретения дополнительных машин и оборудования; более полного использования их фонда рабочего времени и повышения интенсивности использования машин и оборудования.

Большое значение для развития розничного товарооборота торгового предприятия ООО «ПРЕМЬЕР» и улучшения обслуживания покупателей имеет правильное размещение торговой сети. Исследования показывают, что радиус обслуживания покупателей по товарам повседневного спроса не должен превышать 400-500 м2.

Улучшению обслуживания покупателей и повышению эффективности использования основных фондов ООО «ПРЕМЬЕР» может способствовать развитие прогрессивных форм торговли: самообслуживания, продажи товаров по заказам, с открытой выкладкой, доставка товаров на дом и т.д. Практика показывает, что в торговых залах магазинов самообслуживания можно разместить и реализовать больше разновидностей товаров, чем в магазинах с традиционными формами торговли. При продаже товаров по методу самообслуживания возрастает пропускная способность магазинов, сокращаются затраты времени покупателей на приобретение товаров.

Основным экономическим эффектом от внедрения сформулированных рекомендаций в 2005-2006 годах ожидается рост производительности труда и  снижение текучести кадров. Рост производительности труда должен составить не менее 3 процентов от уровня 2004 года. Основным экономическим эффектом от предложенных рекомендаций ожидается рост производительности труда в размере 3% процентов от уровня 2004 года. Однако внедрение этих рекомендаций повысит расходы на заработную плату. Положительным экономическим эффектом также ожидается сокращение потерь от текучести кадров. Общий уровень текучести кадров снизится на 3%.

Общая оценка экономического эффекта от внедрения рекомендаций на  предприятии ООО «ПРЕМЬЕР» представлена в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Оценка экономической эффективности мероприятий по обучению персонала

Показатель

До реализации проекта

После реализации проекта

Отклонение, %

1. Объем работ для производительности труда, тыс. руб.

179420

193773,6

+8%

2. Среднегодовая численность персонала, чел.

390

410

+5,34%

3. Производительность труда, руб./год

48889

5035.67

+2,91%

4. ФОТ, всего т.р.

56220

57906.6

+3%

5. Среднемесячная зарплата, руб

11941

12896,28

+8%

Из таблицы видим, что в результате внедрения рекомендаций объем работ увеличится на 8% процентов, а производительность труда – почти на 3%.

Таким образом, рост социальных и экономических показателей предприятия говорит о том, что они являются эффективными как в экономическом, так и социальном плане.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, целью настоящей курсовой работы являлось иллюстрация целей и методов экономического анализа на примере деятельности торгового предприятия ООО «ПРЕМЬЕР» (г. Хабаровск). Задачами курсовой работы являлись:

1) определить цели и методы экономического анализа деятельности предприятия;

2) выяснить экономическую сущность оборота розничной торговли как главной цели экономического анализа деятельности торгового предприятия;

3) рассмотрение методики анализа объема продаж на материалах торгового предприятия ООО «ПРЕМЬЕР» за 2004 год, динамики и структуры оборота розничной торговли, а также факторов, влияющих на его изменение;

4) определение путей увеличения оборота розничной торговли ООО «ПРЕМЬЕР».

Сформулируем выводы по курсовой работе согласно поставленным задачам.

Экономический анализ деятельности торгового предприятия помогает выявить неизбежные в деятельности любой организации недостатки, ошибки, нарушения и оперативно принять необходимые меры по их устранению. Результаты экономического анализа позволяют избежать в будущем негативных результатов деятельности, служат основой для оценки работы организации и ее персонала за определенный период.

Экономический анализ предприятия является важной частью, а по сути, основой принятия решения на микроэкономическом уровне, то есть на уровне субъектов хозяйствования.  С помощью аналитических процедур выявляются наиболее значимые характеристики и стороны деятельности предприятия и делаются прогнозы его будущего состояния, после чего на основе этих прогнозов строятся планы производственной и рыночной активности и разрабатываются процедуры контроля  за их исполнением. Экономический анализ деятельности торгового предприятия должен представлять собой комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования.

Важную роль в успехе управления торговой организацией играет эффективность распределения ресурсов. С помощью научно обоснованного анализа может быть принято верное решение по распределению ресурсов организации. Например, в первую очередь их можно направлять на решение наиболее важных и насущных для организации проблем; их можно выделять пропорционально потребностям структурных подразделений; их можно предоставлять всем подразделениям поровну, если они близки по размерам и занимаются однородными видами деятельности.

Таким образом, экономический анализ – важнейшая форма управления хозяйственными процессами и контроля за эффективным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов торговой организации.

Основная цель проведения экономического анализа – повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. Для достижения этой цели проводятся: оценка результатов работы за прошедшие периоды; разработка процедур оперативного контроля за производственной деятельностью; выработка мер по предупреждению негативных явлений в деятельности предприятия и в ее финансовых результатах; вскрытие резервов повышения результативности деятельности; разработка обоснованных планов и нормативов.

В розничной торговле производительность труда в стоимостном выражении характеризуется выработкой (суммой товарооборота) на одного торгового работника и выработкой на одного торгово-оперативного работника. Применив прием абсолютных разниц, можно количественно измерить влияние изменения среднесписочной численности торгово-оперативных работников и их выработки на выполнение плана товарооборота. Для этого отклонение от плана по численности торгово-оперативных работников умножают на плановую их выработку, а отклонение от плана – на фактическую среднесписочную численность торгово-оперативных работников.

Выработка работников торговли в стоимостном выражении во многом зависит от изменения розничных цен на товары. При повышении розничных цен растет объем продаж, а следовательно, и производительность труда торговых работников в стоимостном выражении. Для измерения влияния ценового фактора на выработку торговых работников необходимо ее рассчитать к объему продаж в действующих и сопоставимых ценах и сравнить полученные результаты.

Среднегодовую выработку на одного торгового работника можно представить как произведение среднечасовой их выработки на среднюю продолжительность рабочего дня и на среднее число дней, отработанных одним работником за год. Отсюда на выполнение плана и динамику розничного объема продаж можно изучить влияние четырех трудовых факторов: среднесписочной численности торговых работников; среднего количества дней, отработанных одним торговым работником за год; средней продолжительности рабочего дня и среднечасовой выработки на одного торгового работника.

Используя данные план, бухгалтерского и статистического учета и отчетности по труду, проводят анализ эффективности использования календарного времени. В частности, выявляют потери рабочего времени по болезни и другим причинам. Для измерения влияния роста целодневных потерь рабочего времени на выполнение плана розничного объема продаж необходимо сверхплановое их количество умножить на плановую среднедневную выработку на одного торгового работника.

Далее проводят анализ режима труда и рациональности использования рабочего времени. Повышение эффективности труда можно доПремьерься путем разделения труда, совмещения профессий, должностей, функций, расширения хон обслуживания; сокращения текучести кадров; привлечения на роботу лиц на неполный рабочий день; внедрения достижения НТП, научной организации труда, самообслуживания; совершенствования оплаты труда и т.д.

Производительность труда торговых работников определяется техническими, технологическими, организационными, экономическими и социальными факторами. Комплексное и глубокое их изучение позволяет полнее выявить и реализовать резервы повышения эффективности труда. Так как в розничной торговле выработка на одного работника обычно исчисляется в стоимостном выражении, то на ее размер оказывает влияние изменение розничных цен на товары. При повышении розничных цен выработка растет, хотя в действительности эффективность труда работников не изменяется. Для измерения влияния ценового фактора на производительность труда торговых работников необходимо определить их выработку к товарообороту в действующих и сопоставимых ценах и сравнить полученные результаты.

3)                На выполнение плана и динамику объема продаж большое влияние оказывают состояние, развитие и эффективность использования материально-технической базы торговли. Под материально-технической базой прежде всего имеются в виду основные средства. В торговле по принадлежности они подразделяются на собственные и арендованные. В процессе анализа основные средства должны изучаться комплексно, независимо от их принадлежности.

Анализ материально-технической базы торговли обычно начинают с изучения и оценки состава и структуры производственных основных средств. В торговле происходит перевооружение предприятий современными машинами и оборудованием, и поэтому их доля в общем объеме основных средств должна расти. Для оценки состояния основных средств и их влияния на торгово-производственные процессы определяют следующие показатели:

–                   долю активной части производственных основных средств в общей их стоимости, которая характеризует технический уровень торгового предприятия;

–                   коэффициент физического износа основных средств, рассчитываемый отношением суммы износа к первоначальной (восстановительной) их стоимости;

–                   коэффициент обновления, определяемый отношением суммы вновь поступивших основных средств за год к их остатку на конец года;

–                   коэффициент выбытия, определяемый отношением выбывших основных средств за год к их остатку на начало года;

–                   коэффициент прироста основных средств, исчисляемый отношением суммы их прироста за год к остатку основных средств на начало года;

–                   показатель фондовооруженности труда, рассчитываемый отношением среднегодовой стоимости производственных основных средств к среднесписочной численности работников;

–                   показатель технической вооруженности труда – отношение среднегодовой стоимости активных производственных основных средств к среднесписочной численности работающих.

Анализ показателей оценки состояния основных средств обычно проводят в динамике, так как на практике отсутствует планово-нормативная информация. Коэффициенты обновления, выбытия и прироста основных средств необходимо изучать взаимосвязано, что позволяет глубоко проанализировать и оценить воспроизводство материально-технической базы торговли.

Необходимо также определить обеспеченность торговых предприятий отдельными видами машин, оборудования, помещения. Обобщающими показателями оценки обеспеченности предприятий торговли производственными основными фондами являются фондовооруженность и техническая вооруженность труда. Рост данных показателей ведет к повышению производительности труда.

Показателями эффективности использования материально-технической базы на розничных торговых предприятиях являются фондоотдача (объем товарооборота на один рубль всех производственных основных средств), фондоемкость (размер основных средств на один рубль товарооборота). Анализ данных показателей в торговле чаще всего проводят в динамике, так как ложно определить плановую среднегодовую стоимость производственных основных средств. В процессе анализа основное внимание уделяют выявлению и мобилизации резервов роста фондоотдачи при повышении качества обслуживания покупателей.

В курсовой работе раскрыты методика экономического анализа важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятий розничной торговли, а именно анализ динамики и структуры оборота розничной торговли, также анализ факторов, влияющих на изменение оборота розничной торговли на примере торгового предприятия ООО «ПРЕМЬЕР». Также в работе представлена методика оперативного анализа оборота розничной торговли и приведены рекомендации по его увеличению.

По итогам экономического анализа результатов коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «ПРЕМЬЕР» за 2004 год план по реализации продукции недовыполнен на 2,39%, что свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции, а план объема продаж выполнен в девяти из двенадцати месяцев. Отсюда коэффициент ритмичности равен 0,75 (9:12), или ритмичным его выполнение было только на 75 %. Судя по величине коэффициента ассортимента, произошли существенные изменения в ассортиментной политике торгового предприятия ООО «ПРЕМЬЕР»: значительно увеличилась реализация первого изделия и сократилась второго.

Розничный объем продаж ООО «ПРЕМЬЕР» по сравнению с планом возрос за счет сверхнормативных товарных запасов на начало года (+7,8 тыс. руб.) и перевыполнения плана поступления товаров (+3,9 тыс. руб.). Возможности увеличения товарооборота уменьшились в связи с ростом прочего выбытия товаров (–1,8 тыс. руб.) и завышенными товарными запасами на конец года (–6,5 тыс. руб.). По сравнению с прошлым годом объем продаж увеличился за счет завышенных товарных запасов на начало года (+12,1 тыс. руб.), роста поступления товаров (+88,7 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (–3,2 тыс. руб.). Возможности роста объема продаж в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–12,9 тыс. руб.)

Для выявления резервов увеличения объемов реализации продукции необходим анализ: использования товарных ресурсов и правильность их распределения; трудовых ресурсов и материально-технической базы торговли, что позволит принимать своевременные и правильные управленческие решения по оптимизации розничного товарооборота предприятий.

В работе было обосновано, что в результате внедрения рекомендаций для  увеличения объемов реализации продукции объем работ увеличится на 8%, а производительность труда – почти на 3%. Таким образом, рост социальных и экономических показателей деятельности торгового предприятия ООО «Премьер» говорит о том, что они являются эффективными как в экономическом, так и социальном плане.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.            Абрютин М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебник. – М.: Дело и сервис, 1998. – 479 с.

2.            Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика торгового предприятия. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.

3.            Артеменко В.Г. Финансовый анализ. – М.: Дело и сервис, 1999 г – 152с.

4.            Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2002.

5.            Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 531 с.

6.            Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта/ И.Т. Балабанов.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 112с.: ил.

7.            Бухгалтерский учет: Учебник для вузов /Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2004

8.            Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия торговли: Учеб. пособие. – Минск: БГЭУ, 2002. – 326 с.

9.            Ефимова О.В. Финансовый анализ: Учебник. – М.: Бухгалтерский учет, 1999. – 238 с.

10.       Иващенцева Т.А. Экономический анализ деятельности торговых предприятий: Учеб. пособ. / Т.А. Иващенцева.- Новосибирск: НГАСУ, 2004.- 384 с.

11.       Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия: Учеб. пособие. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 214 с.

12.       Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2000. – 447 с.

13.       Ковалев В.В. Сборник задач по финансовому анализу. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 192 с.

14.       Кравченко Л.И.  Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник / Л.И. Кравченко. — 6-е изд., перераб. — М.: Новое знание, 2004.

15.       Керимов В.Э., Иванова Е.В., Сухов Р.А. Управленческий учет на предприятиях розничной торговли. – М.: М.: ЭКЗАМЕН, 2003

16.       Любушина Н.П., Лещева В.Б. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 317 с.

17.       Лялин В.А. Менеджмент в торговле / В.А. Лялин, П.В. Воробьев.- М.: Д и С, 2000.- 405 с.

18.       Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы: Учеб. пособие. – М.: Ось-89, 1998. – 258 с.

19.       Пласкова Н. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа // Финансовая газета. Региональный выпуск.-2003.- № 35 С.5-7.

20.       Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2004

21.       Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004

22.       Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 302 с.

23.       Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. – М.: ЮНИТИ, 2002г – 479с.

24.       Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2004

25.       Управление торговой организацией : Учеб. / Под ред. А.А. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.- 2-е изд.,перераб.,доп.- М.: Инфра –М.: Инфра-М, 2004.- 669 с.

26.       Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятия.-  М.: ИНФРА-М, 2004

27.       Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа – М.: ИНФРА-М, 2002г – 208с.

28.       Экономический анализ. Под ред.Гиляровской Л.Т. – М.: ЮНИТИ, 2002г – 527с.

29.       Экономика торгового предприятия./Под ред. Гребнева А.И. -  М.: Экономика, 2004

30.       Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 293 с.

31.       Экономический анализ торгового предприятия: ситуации, примеры, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 489 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОТЧЕТ

                              О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

                                                                     ┌─────────┐

                             за  2004 г.                │  КОДЫ   │

                                                                     ├─────────┤

                                                   Форма N 2 по ОКУД │ 0710002 │

                                                                     ├──┬───┬──┤

                                            Дата (год, месяц, число) │  │   │  │

                                                                     ├──┴───┴──┤

Организация               ООО «ПРЕМЬЕР»_________________________ по ОКПО │         │

                                                                     ├─────────┤

Идентификационный номер налогоплательщика                        ИНН │         │

                                                                     ├─────────┤

Вид деятельности        торговля___________________________ по ОКВЭД │         │

                                                                     ├────┬────┤

Организационно-правовая форма/форма собственности ___________________│    │    │

______________________________________________________ по ОКОПФ/ОКФС │    │    │

                                                                     ├────┴────┤

Единица измерения: тыс. руб./млн. руб.                       по ОКЕИ │ 384/385 │

(ненужное зачеркнуть)                                                └─────────┘

Показатель

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

наименование

код

1

2

3

4

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за  минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

010

350

Себестоимость проданных товаров, (ПРУ)    

020

(   240   )

(       )

Валовая прибыль                    

029

110

Коммерческие расходы               

030

(    35   )

(       )

Управленческие расходы             

040

(    6    )

(       )

Прибыль (убыток) от продаж         

050

69

Прочие доходы и расходы      Проценты к получению               

060

7,5

Проценты к уплате                  

070

(  3,6 )

(       )

Доходы от участия в других организациях                        

080

Прочие операционные доходы         

090

13

Прочие операционные расходы        

100

(   2,5   )

(       )

Внереализационные доходы           

120

5,2

Внереализационные расходы          

130

(  1,8 )

(       )

Прибыль (убыток) до налогообложения       

140

86,8

Отложенные налоговые активы        

141

Отложенные налоговые обязательства 

142

Текущий налог на прибыль           

150

(  9,4    )

(       )

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 

190

77,4

СПРАВОЧНО.                           Постоянные налоговые обязательства (активы)                           

Базовая прибыль (убыток) на акцию  

Разводненная прибыль (убыток) на акцию                              

РАСШИФРОВКА ОТДЕЛЬНЫХ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ

Показатель

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

наименование

код

прибыль

убыток

прибыль

убыток

1

2

3

4

5

6

Штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда (арПремьерражного суда об их взыскании           

Прибыль (убыток) прошлых лет           

Возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств  

Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте            

Отчисления в оценочные резервы                

Х

Х

Списание деПремьерорских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности      

Руководитель _________ ____________ Главный бухгалтер _________ ____________

             (подпись) (расшифровка                   (подпись) (расшифровка

                         подписи)                                 подписи)

             "31" декабря 2004 г.