Содержание
Вопрос №1 «Аудит Банков». 3
Определение аудита и его субъектов. 3
Принципы аудита. 3
Банковский аудит: цели и задачи. 4
Способы проведения банковского аудита. 4
Характер проведения банковского аудита. 5
Предпосылки создания нормативной базы аудита. 5
Классификация нормативной базы регулирования банковского аудита. 5
Нормативная база регулиргования банковского аудита. 5
Правила (стандарты) аудиторской деятельности. 6
Лицензирование аудиторской деятельности. 9
Права и обязанности сторон в ходе аудиторской проверки. 13
Основные понятия правил (стандартов) аудиторской деятельности. 16
Порядок (этапы) проведения аудиторской проверки. 19
Направления аудиторской проверки. 20
Аудиторская документация. 21
Вопрос №2.1 «Аудит операций банка с ценнным бумагами». 22
Классификация аудита операций с ценнными бумагами. 22
Нормативная база аудита операций с ценными бумагами. 22
Особенности регулирования рынка ценных бумаг. 23
Лицензирование деятельности кредитных организаций Ра рынке ценных бумаг. 23
Виды операций с ценными бумагами. 24
Объекты аудита операций с ценными бумагами. 24
Цели аудита операций с ценными бумагами. 24
Источники информации. 25
Вопрос №2.2 Аудит дилерской деятельности по государственным ценным бумагам.. 25
Источники информации. 25
Операции по проверке. 26
Типичные ошибки проверки. 26
Результаты оценки операции. 27
Вопрос №3.1 «Практическая часть: Переоценка государственных ценных бумаг». 27
Вопрос: 27
Ответ: 27
Вопрос №3.2 «Практическая часть: Норматив риска вексельных обязательств». 28
Вопрос: 28
Ответ: 28
Список литературы.. 30
Интернет-источники. 30
Вопрос №1 «Аудит Банков»
Определение аудита и его субъектов
В самом общем случае аудит можно определить как независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений.
Согласно правилам (стандартам) аудиторской деятельности аудит – предприниматеская деятельность аудиторов (аудиторских организаций) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно – расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достовверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Как следует из определения, основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчетности эконормических субъектов; соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам российской Федерации.
С точки зрения направленности (характера проверяемого экономического субъекта) различают следующие виды аудита:
· Банковский аудит – аудит кредитных организаций
· Аудит страховщиков – аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования
· Аудит бирж, вгнебюджетных фондов и инвестиционных институтов
· Общий аудит – аудит иных экономических субъектов
Принципы аудита
Основополагающий принцип аудита - независимость. Она обеспечивается обязательным отсутствием у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в проверяемом экономическом субъекте, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также зависимости от третьей стороны, собственников или руководителей аудиторской фирмы, в которой работает аудитор. Другими принципами являются профессионализм, компетентность, объективность, конфиденциальность информации и ответственность аудитора.
Банковский аудит: цели и задачи
Банковский аудит является одним из видов аудита. Его основная цель – установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и соответствия совершенных кредитными организациями операций действующему законодательству Российской Федерации и нормативным актам ЦБ РФ.
Для кредитных организаций банковский аудит также может выполнять следующие задачи:
· Проведение анализа финансово – хозяйственной деятельности, оценку активов и пассивов
· Прогнозирование результатов финансово – хозяйственной деятельности и разработку рекомендаций по повышению финансовой устойчивости, ликвидности
· Постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета
· Консультирования по вопросам финансовго, налогового, банковского и иногохозяйственного законодательства РФ
· Обучение сотрудников
· Подтверждение данных проспекта эмиссии ценных бумаг
· Оказание иных услуг по профилю деятельности аудиторских фирм (аудиторов)
Способы проведения банковского аудита
Обязательный аудит; проводится в случаях, прямо установленных законодательством РФ (ежегодная аудиторская проверка деятельности кредитных организаций в соответствии со статьей 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»), а также по поручению государственых органов
Инициативный аудит; проводится по решению кредитной организации; его характер и масштабы определяет сам клиент
Характер проведения банковского аудита
Внешний аудит осуществляется независимыми аудиторскими фирмами; его основной целью является подтверждение финансового положения банка.
Внутренний аудит можно рассматривать как систему мер безопасности банка с целью обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка.
Предпосылки создания нормативной базы аудита
Появление аудита в РФ в 1991 году было вызвано объективными причинами, важнейшими из которых явились развитие предпринимательской деятельности, создание коммерческих предприятий и банков становлени рынка капитала в стране, что, в свою очередь, обусловило необходимость совершенствования системы контроля за деятельностью данных субъектов.
Правовая база аудиторской деятельности появилась позднее – лишь в 1993 году, когда указом президента РФ от 22 декабря 1993 года №2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» были утверждены «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации».
Классификация нормативной базы регулирования банковского аудита
Всю нормативную базу регулирования банковского аудита можно условно разделить на две части:
· Нормативные акты по регулированию внешнего аудита
· Нормативные акты по регулированию банковского аудита
Нормативная база регулиргования банковского аудита
Правовое регулирование банковского аудита в Российской Федерации осуществляется следующими основными нормативными документами:
· Указом президента РФ от 22 декабря 1993 года №2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и утвержденные данным указом «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации»
· Распоряжением президента РФ от 4 февраля 1994 года №54 «Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ» и утвержденным им «Положением о Комиссии по аудиторской деятельности при президенте РФ»
· Постановлением правительства РФ от 6 мая 1994 года №482 «Об утверждени нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации». Данным постановлением были приняты: «Порядок поведения аттестации на права осуществления аудиторской деятельности», «Порядок выдачи лицензий наосуществление аудиторскуой деятельности»
· Постановленим правительства РФ от 27 апреля 1999 года №472 «О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации»
· Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Комиссией по аудиторской деятельности по Президенте РФ
· Положением ЦБ РФ от 23 декабря 1997 года №10-П «О порядке составления и предоставления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности крдитной организации за год»
· Правила (стандарты) аудиторской деятельности в области банковского аудита, одобренные Экспертным комитетом при ЦБ РФ по банковскому аудиту
Правила (стандарты) аудиторской деятельности
На уровне государственного регулирования аудита для повышения качества его проведения и внедрения в практику передового опыта была проведена стандартизация аудиторской деятельности; были разработаны и утверждены правила (стандарты) аудита, положениям которых должны следовать все пердставители этой профессии.
Основное назначение аудиторских стандартов состоит в закреплении единых основополагающих правил (принципов), определяющих нормативные требования к проведени и оформлению аудита, к оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации и обеспечивающих определенные гарантиии результатов аудиторской проверки и их соблюдения.
Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ и ЦБ РФ утвердили следующие стандарты:
· «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности»
· «Планирование аудита»
· «Документирование аудита»
· «Аудиторские доказательства»
· «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита»
· «Аудиторская выборка»
· «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности»
· «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита»
· «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита»
· «Использование работы эксперта»
· «Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после дааты составления и предоставления бухгалтерской отчетности»
· «Аналитические процедуры»
· «Аудит в условиях компьютерной обработки данных»
· «Существенность и аудиторский риск»
· «Образование аудитора»
· «Внутрифирменный контроль качества аудита»
· «Применимость допущения непрерывности деятельности»
· «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита»
· «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта»
· «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей в бухгалтерской отчетности»
· «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним»
· «Общение с руководством экономического субъекта»
· «Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита»
· «Изучение и использование работы внутреннего аудита»
· «Понимание деятельносчти экономического субъекта»
· «Использование работы другой аудиторской организации»
· «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности»
· «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность»
· «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете»
· «Проверка прогнозной финансовой информации»
· «Порядок заключения договоов на оказание аудиторских услуг»
· «Права и обязанности аудиторских организаций и поверяемых экономических субъектов»
· «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям»
· «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторской деятельности»
· «Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленный по итогам деятельности за год»
Лицензирование аудиторской деятельности
Аудит кредитных организаций могут осуществлять аудиторские фирмы и самостоятельно работающие аудиторы (далее аудиторская фирма (аудитор)), имеющие лицензию Банка России.
Вопрос о выдаче лицензии на осуществление аудиторской деятельности (далее лицензия) аудитору, работающему самостоятельно, рассматривается Банком России при условии стажа работы на постоянной основе не менее трех лет из последних пяти в качестве специалиста в банковской системе или аудитора, осуществляющего аудит кредитных организаций.
Рассмотрение вопроса о выдаче лицензии аудиторской фирме осуществляется Банком России при соблюдении следующих условий:
минимальный уставный капитал аудиторской фирмы, имеющей организационно-правовой статус «закрытое акционерное общество», должен составлять не менее 100-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества;
не менее двух аудиторов, имеющих квалификационный аттестат на право осуществления банковского аудита, состоят в штате фирмы или, занимая профессорско-преподавательские должности в высших учебных заведениях экономического профиля, работают в ней по совместительству.
В уставном капитале аудиторской фирмы доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторскими фирмами, составляет не мене 51 процента.
Для решения вопроса о выдаче лицензий в территориальное учреждение Банка России по месту регистрации аудиторской фирмы (аудитора) представляются документы согласно приложению номер 4 к Положению об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации.
В случае представления документов, не соответствующих требованиям Банка России, они не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления возвращаются на переоформление.
Представленные аудиторской фирмой (аудитором) документы проходят регистрацию в общем отделе (канцелярии, управлении делами) территориального Банка России. Срок рассмотрения документов аудиторской фирмы (аудитора) исчисляется от даты их регистрации.
Исправленные и повторно направленные в территориальное учреждение Банка России документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в установленный срок в общем порядке.
По результатам рассмотрения документов территориальным учреждением Банка России подготавливается заключение о возможности предоставления аудиторской фирме (аудитору) лицензии.
При подготовке заключения территориальное учреждение Банка России может запросить территориальные учреждения Банка России по месту нахождения проаудированных фирмой (аудитором) кредитных организаций информацию об аудиторской деятельности фирмы в других регионах.
Заключение территориального учреждения Банка России о возможности предоставления лицензии и подлинный экземпляр пакета документов в соответствии с приложением номер 4 к настоящему Положению направляются Департаменту лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России письменно сообщает аудиторской фирме (аудитору) о направлении документов в Банк России.
После получения сообщения от территориального учреждения Банка России о направлении документов аудиторская фирма (аудитор) представляет в Департамент лицензирования банковской деятельности Банка России копию квитанции (платежного поручения) об оплате сбора за выдачу лицензии.
За выдачу лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита сроком на один год с аудиторской фирмы (аудитора) взимается сбор соответственно в 150-кратном и 30-кратном размере минимальной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации на дату представления в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России всех документов, необходимых для начала рассмотрения заявления о выдаче лицензии. При выдаче лицензии на срок более одного года размер сбора за выдачу пропорционально увеличивается.
При отказе Ц.А.Л.А.К. Банка России в выдаче лицензии либо отказе аудиторской фирмы (аудитора) от получения такой лицензии сбор за ее выдачу не возвращается.
Заявление о выдаче лицензии рассматривается в течение 60 дней с даты представления в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России документов в соответствии с пунктами 33, 34 настоящего Положения.
Датой представления документов считается дата их регистрации в канцелярии Административного департамента Банка России.
Исправленные и повторно направляемые в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в установленный срок в общем порядке.
Лицензия Ц.А.Л.А.К. Банка России на срок то одного года до пяти лет с учетом заявления аудиторской фирмы (аудитора).
После истечения срока действия лицензии аудиторская фирма (аудитор) может представить в Банк России документы для выдачи новой лицензии в порядке, установленном настоящим Положением.
Решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита оформляется протоколом Ц.А.Л.А.К. Банка России.
Лицензия выдается аудиторской фирме (аудитору) в течение недели со дня принятия решения по форме приложения номер 5 к настоящему Положению.
Датой выдачи лицензии считается день принятия Ц.А.Л.А.К. Банка России решения о выдаче аудиторской фирме (аудитору) лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита.
Аудиторская фирма (аудитор), получившая лицензию, вносится в Государственный реестр аудиторских фирм и аудиторов, получивших лицензию, ведение которого осуществляется Департаментом лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России.
Ц.А.Л.А.К. Банка России может отказать в выдаче лицензии, если какие-либо из представленных для ее получения документов не соответствуют требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации и настоящим Положением, а также в случае, если в ходе рассмотрения вопроса о выдаче лицензии установлены факты нарушения аудиторской фирмой (аудитором) законодательства и нормативных актов Банка России при проведении аудиторских проверок.
Аудиторская фирма (аудитор) вправе обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии в установленном порядке в суд или арбитражный суд.
Взамен утерянной (утраченной) лицензии, срок действия которой не истек, по заявлению аудиторской фирмы (аудитора) может быть выдан дубликат лицензии. За выдачу дубликата лицензии взимается сбор в размере 50 процентов от сбора за выдачу лицензии, исчисляемый исходя из минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату обращения в Банк России, с заявлением о выдаче дубликата лицензии.
Решение Ц.А.Л.А.К., Банка России о выдаче (отказе в выдаче) лицензии подлежит публикации в официальном издании Банка России («Вестник Банка России») и в 10-дневный срок доводится до сведения всех территориальных учреждений Банка России.
Права и обязанности сторон в ходе аудиторской проверки
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:
· самостоятельно определять формы и методы проведения аудита
· проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации
· получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам
· отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
§ непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
§ выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
· осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором на оказание аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и Федеральному закону "Об аудиторской деятельности".
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
· осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральным законом "Об аудиторской деятельности"
· предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора
· в срок, установленный договором на оказание аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор на оказание аудиторских услуг
· обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор на оказание аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации
· исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором на оказание аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации[1].
При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор на оказание аудиторских услуг, вправе
· получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора
· получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором на оказание аудиторских услуг
· осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором на оказание аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации
При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор на оказание аудиторских услуг, обязано
· заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации
· создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц
· не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки
· оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности
· своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по не зависящим от них причинам
· исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором на оказание аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации[2].
Основные понятия правил (стандартов) аудиторской деятельности
Аудиторская процедура - определенный порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита[3].
Используют следующие процедуры:
· проверку арифметических расчетов клиента;
· наблюдение или участие в инвентаризации различных активов клиента;
· наблюдение за выполнением отдельных хозяйственных и бухгалтерских операций;
· проверку достоверности отдельных статей отчетности, остатков по счетам и реальности хозяйственных операций путем получения письменного подтверждения от третьей стороны;
· устный опрос персонала и руководителей клиента, получение от клиента письменных представлений;
· проверку документов, полученных клиентом от третьих лиц.
Для обоснованного выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные доказательства посредством детальной проверки отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам; аналитической процедуры; проверки средств внутреннего контроля. Виды процедур:
· сопоставление остатков по счетам за различные учетные периоды;
· сопоставление показателей финансовой отчетности с показателями, прогнозируемыми руководителями предприятия;
· оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;
· сопоставление финансовых показателей деятельности предприятия со среднеотраслевыми;
· сопоставление финансовой и нефинансовой информации.
Выделяют следующие группы процедур: аналитические независимые, аналитические по существу и контрольные.
· Аналитическая независимая процедура включает оценку и анализ полученной информации, основных показателей деятельности объекта аудита с целью выявления фактов, неточно отраженных в бухгалтерском учете, выяснение причин ошибок, искажений.
· Аудиторская аналитическая процедура по существу предполагает подробную проверку точности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам, а также аналитическую независимую процедуру. Контрольная процедура состоит в проверке надежности средств контроля при аудите объекта.
Аудиторское доказательство - информация, полученная аудитором в ходе проверки от проверяемого экономического субъекта и третьих лиц, или результат ее анализа, позволяющие сделать выводы и выразить собственное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности, финансовом состоянии и перспективах развития экономического субъекта[4].
Аудиторские доказательства базируются на документальных источниках, документации (первичных документах и регистрах) бухгалтерского учета, заключениях экспертов, результатах проведенных опросов, а также на сведениях из других источников.
Аудиторские доказательства могут быть внешними, внутренними и смешанными. Внешние аудиторские доказательства получают от третьих лиц на основе письменного запроса и в результате встречных проверок. Они представляют наибольшую ценность и достоверность и обеспечивают надежность выводов аудитора. Внутренние аудиторские доказательства получают путем изучения данных, содержащихся в документах внутреннего контроля экономического субъекта, анализа их соответствия и специальных опросов сотрудников. Собранные аудиторские доказательства используются при составлении аудиторского заключения.
Перечень определенным образом отобранных элементов проверяемой совокупности с целью их изучения; при этом сделанные выводы распространяются на всю проверяемую совокупность[5]. Способ проведения аудиторской проверки, при которой аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета экономического субъекта (организации) не сплошным порядком, а выборочно, следуя при этом требованиям соответствующего правила (стандарта) аудиторской деятельности.
В зависимости от направленности и целей аудиторской проверки выборка может осуществляться разными способами.
В практике аудита некоторые виды операций принято проверять сплошным образом (например, бухгалтерские операции по крупным сделкам, необычные операции). Для массовых операций, совершаемых в хозяйствующем субъекте постоянно, аудитор обосновывает рациональную их долю, подлежащую проверке, которая должна быть достаточно представительной, чтобы обеспечить необходимую надежность сделанным выводам, а также приемлемой по трудоемкости и срокам аудиторской проверки.
Главное требование к аудиторской проверке - репрезентативность, представительность. Это требование предполагает, что все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку. Для обеспечения репрезентативности аудиторская фирма может использовать случайный отбор (например, по таблице случайных чисел); систематический отбор (элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа, который строится либо на определенном числе элементов совокупности, либо на их стоимостной оценке); комбинированный отбор (комбинация различных методов случайного и систематического отбора). Аудиторская фирма имеет право прибегать к нерепрезентативной выборке, если выводы аудитора не должны касаться совокупности в целом (например, при проверке отдельной группы операций, по которой обнаружены ошибки). При любой выборке аудиторская фирма анализирует все ошибки, попавшие в выборку, экстраполирует полученные результаты на всю проверяемую совокупность и оценивает риск выборки[6].
Порядок (этапы) проведения аудиторской проверки
Обычно выделяют следующие этапы проведения аудиторской проверки:
· предпроектную подготовку;
· планирование аудита;
· аудиторские процедуры;
· отчет аудитора.
Аудит характеризуется непрерывностью и цикличностью.
Непрерывность означает, что результаты каждого предыдущего этапа используются на следующем этапе, а отчет аудитора служит основой предпроектной подготовки следующего аудита.
Цикличность требует возврата на ранний этап и повторения цикла при необходимости учесть вновь открывшиеся обстоятельства. Например, если на этапе отчета аудитора стало ясно, что показатели, лежавшие в основе расчета уровня существенности, были завышены, необходимо вернуться к планированию, пересчитать уровень существенности, а затем расширить аудиторские процедуры, осуществленные на второй стадии, и вновь оценить собранные аудиторские доказательства[7].
Направления аудиторской проверки
· Аудит постановки и ведения бухгалтерского учета
· Аудит и оценка системы внутрибанковского контроля
· Аудит собственного капитала банка
· Аудит депозитный операций кредитных организаций
· Аудит кредитных операций
· Аудит операций в иностранной валюте
· Аудит операций банка с ценными бумагами
· Аудит выпуска, обращения и погашения банком собственных долговых обязательств
· Аудит забалансовых операций банка с ценными бумагами
· Аудит межбанковских расчетов и организации корреспондентских от ношений
· Аудит кассовых операций банка
· Аудит собственных хозяйственных операций банка и капитальных вложений
· Аудит доходов, расходов и результатов деятельности банка
· Аудит экономических нормативов деятельности банка
Аудиторская документация
Совокупность информации на материальных носителях, составляемой аудитором, сотрудниками проверяемого экономического субъекта и третьими лицами по запросу аудитора до начала, в ходе и по завершении аудиторской проверки и содержащей сведения, необходимые для подготовки достоверного отчета и заключения аудитора, а также для осуществления текущего и последующего контроля качества аудита[8].
К аудиторской документации относят:
· планы и программу проведения аудита;
· описание аудиторских процедур и их результатов;
· объяснения, пояснения и заявления руководителей и сотрудников экономического субъекта;
· копии документов экономического субъекта и его партнеров;
· документы об организации бухгалтерского учета (учетная политика) и внутреннего учета в экономическом субъекте;
· аналитические обоснования и расчеты аудиторской фирмы;
· рекомендации и прогнозы, сделанные аудиторской фирмой для экономического субъекта.
Состав, количество и содержание аудиторской документации определяются аудиторской фирмой в зависимости от характера экономического субъекта, направленности проверки, организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Аудиторская документация самостоятельно разрабатывается фирмой и является ее интеллектуальной собственностью. Экономический субъект, в отношении которого проводился аудит, и другие юридические и физические лица не вправе требовать от аудитора аудиторской документации[9].
Вопрос №2.1 «Аудит операций банка с ценнным бумагами»
Классификация аудита операций с ценнными бумагами
· Аудит активных операций банка с ценнными бумагами
§ Аудит вложений банка в долговые обязательства и акции
§ Аудит резервов под обеспечение ценных бумаг
· Аудит собственных долговых обязательств
§ Аудит депозитных и сберегетельных сертификатов
§ Аудит собственных векселей банка
§ Аудит собственных облигаций
· Аудит забалансовых операций банка с ценнными бумагами
§ Аудит депозитарных операций банка
§ Аудит доверительного управления имуществом
§ Аудит срочных сделок с ценнными бумагами
Нормативная база аудита операций с ценными бумагами
Банки осуществляют операции с ценными бумагами как по общим правилам, действующим для профессиональных участников рынка ценных бумаг, так и в рамках дополнительных правил, устанавливаемых ЦБ РФ
· Гражданский кодекс РФ
· Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ
· Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ
· Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 года № 48-ФЗ
· Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 года № 136-ФЗ
· Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ
· Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 года № 39-ФЗ
Особенности регулирования рынка ценных бумаг
· Установление обязательных требований к деятельности эмитентов профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов
· Регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них
· Лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
· Создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг
· Запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующих лицензий
Лицензирование деятельности кредитных организаций Ра рынке ценных бумаг
Операции с ценными для профессиональных участников рынка ценных бумага подлежат обязательному лицензированию по отдельным видам деятельности
· Брокерская деятельность, за исключением операций с физическими лицами
· Брокерская деятельность, включая операции с физическими лицами
· Дилерская деятельность
· Деятельность по доверительному управлению ценными бумагами
· Депозитарная деятельность
· Клиринговая деятельность
Лицензирование деятельности кредитных организаций на рыке ценных бумаг осуществляет ЦБ РФ
Виды операций с ценными бумагами
Дилерская деятельность (инвестиционная деятельность) – совершение сделок купли- продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и продажи с обязательством покупки/продажи этих ценных бумаг по указанным ценам
Брокерская деятельность (посредническая деятельность) – совершение гражданско – правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения ил комиссии, а также доверенности на осуществление таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре
Собственные операции с ценными бумагами – размещение, обращение и погашение собственных долговых обязательств
Объекты аудита операций с ценными бумагами
· Дилерские операции с ценными бумагами
· Брокерские операции с ценными бумагами
· Операции с собственными долговыми обязательствами
· Забалансовые операции с ценными бумагами
Цели аудита операций с ценными бумагами
· Удостовериться, что банк осуществляет учет операций в соответствии с требованиями действующих законодательных и нормативных актов
· Подтвердить остатки по счетам вложений в ценные бумаги
· Убедиться, что доходы (расходы) от операций с ценными бумагами своевременно отражены на счетах доходов (расходов)
· Убедиться в правильности формирования резервов на обесценивание ценных бумаг
Источники информации
· Лицензии на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг
· Сведения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг
· Сведения об оценке ценных бумаг рейтинговым агентством
· Утвержденные документы внутрибанковского контроля
· Балансы банка
· Оборотно-сальдовые ведомости
· Ведомость остатков счетов второго порядка
· Журналы лицевого учета
· Журналы учета операций
· Регистры аналитического учета
· Журналы оборотов и итогов по отдельным операциям
· Выписки из реестров сделок ММВБ
· Договоры купли-продажи, комиссии, поручительства
Вопрос №2.2 Аудит дилерской деятельности по государственным ценным бумагам
Операции по купле - продаже государственных ценных бумаг от своего имени и за свой счет отражаются банком на балансовых счетах и счетах раздела «Г» «Срочные операции»
Источники информации
· Баланс банка на начало года и на проверяемую отчетную дату
· Ежемесячные оборотно - сальдовые ведомости
· Ведомость остатков счетов второго порядка балансового счета 501
· Журналы лицевого учета
· Журналы оборотов по операциям с государственными облигациями
· Журнал сводных итогов операций с облигациями
· Заявки банка в торговую систему о купле – продаже ценных бумаг за проверяемый период
· Выписки из реестров сделок с ценными бумагами на ММВБ за проверяемый период
· Распоряжения отдела ценных бумаг бухгалтерии банка об отражении осуществленных сделок с государственными ценными бумагами
· Регистры аналитического учета
Операции по проверке
· Проверка наличия договоров с ЦБ РФ, ММВБ
· Проверка полномочий трейдера
· Подтверждение бухгалтерской отчетности по инвестиционным операциям
· Проверка балансового учета расчетов на ОРЦБ по итогам операций на рынке облигаций
· Подтверждение достоверности отнесения на счета доходов или расходов сальдо накопленного процентного (купонного) дохода
· Проверка наличия регистров аналитического учета
· Проверка соответствия данных синтетического и аналитического учета (сверка сальдовой ведомости, лицевых счетов и журналов)
· Оценка качества сформированного портфеля ценных бумаг
· Проверка наличия и соответствия учета на счетах ДЕПО приобретенных ценных бумаг
· Проверка правильности и своевременности открытия счетов, включая торговый и инвестиционный портфель банка
Типичные ошибки проверки
· Несанкционированность вложений
· Несвоевременность отражения в учете
· Отсутствие подтверждения первичными документами
· Неверное определение цены продажи/покупки
· Неверное формирование доходов/расходов
· Несвоевременность оформления права собственности на ценные бумаги
Результаты оценки операции
По результатам проверки дилерских операций с государственными ценными бумагами аудитор должен вынести суждение об следующих характеристиках всех операций аудиторской выборки
· Оценка законности совершения сделки
· Правильность порядка и оформления операции
· Правильность отражения в бухгалтерском учете
Результаты проверки операций обычно отражаются в виде таблично оформленной аудиторской выборки с указанием полученных аудиторских доказательств и характера нарушений
Вопрос №3.1 «Практическая часть: Переоценка государственных ценных бумаг»
Вопрос:
Проверьте правильность проведения КБ переоценки государственных ценных бумаг при условии, что их балансовая стоимость составляла 710 рублей; по итогам торгов курс покупки составил 720 рублей, а курс продажи 740. По результатам проверки дайтезаключение о правильности переоценки, отраженной в балансе.
Ответ:
Переоценке подвергаются только статьи 50101 «Долговые обязательства РФ, приобретенные по операциям РЕПО» и 50102 «Долговые обязательства РФ, приобретенные для перепродажи ».
Статья 50103 «Долговые обязательства РФ, приобретенные для перепродажи» не переоценивается
Переоценка осуществляется по средневзвешенной стоимости продажа/покупка Государственных ценных бумаг
Положительный результат переоценки отражается в корреспонденции со счетом 61307
· Сальдо по счету 61307 – 1 200 т.р.
· Сальдо по счетам 50101, 50102 – 21 350 т.р.
Так как средняя цена продажи/покупки лежит между 740 и 720, то очевидно переоценка увеличивает капитал и должна отразиться по счету 61307. Правильность абсолютной величины переоценки по данным задачи определить невозможно, так как неизвестно начальное сальдо на начало периода по счетам 50101, 50102
Вопрос №3.2 «Практическая часть: Норматив риска вексельных обязательств»
Вопрос:
Расчитайте норматив риска собственных вексельных обязательств и сравните полученные результаты с данными банка
Ответ:
Норматив риска собственных вексельных обязательств (H13) определяется как процентное соотношение:
ВО
Н13 = --------- x 100%,
К
где ВО - выпущенные банками векселя и банковские акцепты, счет 523, а также 50% забалансовых обязательств банка из индоссамента векселей, авалей и вексельного посредничества (код 8960).
ВО = 2379+730 =3109 т.р.
К = 62 500 т.р. (по условию задачи)
Тогда, ВО
Н13 = --------- x 100%, = 4,97%,
К
что примерно равно величине показателя рассчитанного банком (5%).
Список литературы
1. Белоглазова Г.Н. Аудит Банков. – М,: Финансы и статистика, 2001, - 416с.
2. Лозовский Л.М. Словарь аудитора и бухгалтера. – М.: Экономика, 2003, - 446с.
3. Приказ ЦБР от 18 марта 1996 г. № 02-71 “О введении в действие Временного положения об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации”.
4. Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации (утверждено приказом ЦБ РФ от 10 сентября 1997 года № 02-391)
5. Письмо Банка России номер 412 «О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за 1996г.» от 19.02.97.
6. Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях на территории РФ. Инструкция №61 от 30.07.97
7. Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского.-М., 2002, - 566с.
8. Стандарты аудиторской деятельности Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ
9. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации”.
Интернет-источники
10. Web – Сайт http://www.audit.ru/standart.html
[1] Об аудиторской деятельности: Федер. закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ.-В ред. от 30.12.2004.-Ст. 5, п. 2
[2] Об аудиторской деятельности: Федер. закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ.-В ред. от 30.12.2004.-Ст. 6
[3] Словарь аудитора и бухгалтера / Л.Ш. Лозовский и др.-М., 2003
[4] Словарь аудитора и бухгалтера / Л.Ш. Лозовский и др.-М., 2003
[5] Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского.-М., 2002
[6] Словарь аудитора и бухгалтера / Л.Ш. Лозовский и др.-М., 2003
[7] Словарь аудитора и бухгалтера / Л.Ш. Лозовский и др.-М., 2003
[8] Словарь аудитора и бухгалтера / Л.Ш. Лозовский и др.-М., 2003
[9] Словарь аудитора и бухгалтера / Л.Ш. Лозовский и др.-М., 2003