Содержание
1.Производительная программа предприятий. 3
2. Понятие себестоимости и ее виды. Структура себестоимости. Классификация себестоимости по статьям расходов. 6
Задача. 10
Список используемой литературы.. 12
1.Производительная программа предприятий
Производительная программа - задание по производству и реализации определённого количества продукции установленной номенклатуры и качества; ведущий раздел плана развития хозяйства, плана отрасли, предприятия (объединения). При разработке производительной программы основываются на выявлении потребностей экономики и населения в продукции. При этом учитываются необходимые пропорции между отраслями материального производства, а также межрайонные связи, обусловленные его размещением. В планировании производительной программы используется балансовый метод позволяющий приводить в соответствие объём производства продукции с её потребностями, а также проверять обеспеченность намеченных заданий производительной программы производственными мощностями, материальными, топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами.
Производительная программа в плане разрабатывается по укрупнённой номенклатуре, которая уточняется в годовом плане. Производительная программа промышленности характеризуется объёмом и темпами роста продукции с подразделением на группы "А" и "Б" и перечислением важнейших изделий в натуральном выражении по отдельным отраслям. Основным показателем производительной программы является валовая продукция. В производительной программе отрасли указываются объём и номенклатура продукции, которая должна быть изготовлена и реализована. Планы предприятий (объединений) по объёму производства и реализации продукции разрабатываются на основе заданий. Предприятия самостоятельно планируют полную номенклатуру и объём производства продукции в соответствии с государственными заданиями, а также с заданиями, принятыми в порядке прямых связей с потребителями или сбытовыми и торговыми организациями. Развёрнутый ассортимент продукции, т. е. перечень по наименованиям, видам, артикулам, размерам, фасонам и рисункам, устанавливается в договорах между поставщиками и потребителями. Показатели производительной программы предприятия (объединения), отрасли - валовая, товарная и реализованная продукция Объём реализованной продукции и важнейшая номенклатура - утверждаемые показатели; валовая и товарная продукция - расчётные, определяемые самим предприятием и используемые для обоснования утверждаемых показателей. В порядке эксперимента в ряде отраслей промышленности для измерения П. п. вместо реализованной продукции применяется чистая продукция. Годовая производительная программа предприятия распределяется по плановым периодам, а также цехам, участкам и рабочим местам. [2,89]
Как объект управления фирма является динамично развивающейся системой, указанные элементы (подразделения) которой взаимосвязаны и взаимозависимы.
В рамках фирмы некоторые подразделения объединены единым производственным процессом, и поэтому связи между ними не разрываются. Изменяются только экономические отношения и отношения управления.
Следует учитывать, что определенная самостоятельность подразделений фирмы наделяет их правом использовать наличные производственные мощности для производства и последующей продажи продукции не только внутри, но и вне организации. Между подразделениями возникают рыночные отношения, организуется маркетинговая деятельность.
Порядок организации и выполнения работ по планированию производства внутри подразделений устанавливается каждым из них самостоятельно. Это диктует им необходимость принимать и обеспечивать выполнение решений по разработанным программам, заданиям и договорным обязательствам более ответственно. Управленческий персонал таких подразделений устанавливает договорные (контрактные) отношения с обеспечивающими и обслуживающими службами фирмы. В условиях децентрализации управления в каждом подразделении формируется своя производственная программа, которая включает договорные обязательства для фирмы и возможные заказы от сторонних предприятий и организаций. [4,59]
Подразделения устанавливают договорные отношения с фирмой, между собой, со службами сбыта, снабжения, технического обслуживания, со сторонними организациями. Причем договорные обязательства между ними могут изменяться, если есть возможность заключить более выгодные сделки.
Самостоятельные подразделения активнее завязывают отношения партнерства с частными, в том числе зарубежными, организациями. Это позволяет более четко разграничить права и ответственность коллективов подразделений как за свои, так и за конечные результаты работы фирмы. Решения по повышению эффективности производства в стратегическом плане принимаются как руководством подразделений, так и фирмы в целом.
Разрабатываемые в фирме планы производства в своей основе не могут быть жесткими, так как в условиях рынка должны учитываться изменения реальной ситуации как вне, так и внутри фирмы. Поскольку в организации процесса управления в фирме имеет место тенденция к большей децентрализации, то возрастает роль производственных подразделений в принятии решений по вопросам планирования производства. В условиях децентрализации необходимо при оценке дифференцировать полномочия подразделений по уровням управления для достижения поставленных фирмой целей.
Углубление самостоятельности подразделений усиливает значение функции координации со стороны центрального руководства фирмы, проводимой с целью обеспечения согласованной работы подразделений и служб и недопущения сосредоточения их деятельности в собственных интересах в ущерб обществу в целом. [1,117]
В фирме формирование целостной производственной программы осуществляется центральным руководством. Оно же осуществляет контроль и координацию выполнения производственными подразделениями принятых по договорам обязательств.
В процессе деятельности фирмы между подразделениями устанавливаются определенные хозяйственные отношения и отношения управления, которые отражают связи между непосредственными производителями продукции, управленческим персоналом и организацию совместной деятельности участников производства. Конечные цели для фирмы в целом и каждого подразделения определяют направления преобразований отношений производства и управления и тем самым требования к организационной структуре, процессу управления. Как уже указывалось, выполнение этих целей в процессе управления фирмой достигается целенаправленным воздействием на коллективы подразделений и отдельных работников, координацией их деятельности.
2. Понятие себестоимости и ее виды. Структура себестоимости. Классификация себестоимости по статьям расходов
Слово «себестоимость» является типично русским. Русско-английский словари дают два варианта перевода данного термина – 1) cost , и 2) cost price. Первый вариант «cost» переводится на русский как затраты, издержки, расходы и себестоимость. Второй вариант несет значение о том, что цена продукта соответствует затратам на его производство. Таким образом, себестоимость какого-либо объекта означает величину затрат предприятия на производство данного объекта.
Понятие «себестоимости» может относиться к различным объектам, которые производятся на предприятии. В литературе по экономике часто встречаются понятия: себестоимость продукции, себестоимость услуг, себестоимость операции. Продукция, услуги, операции – все это может быть объектом для понятия «себестоимости» (в англоязычном варианте - cost object). В связи с тем, что по своему значению себестоимость объекта – это затраты на производства данного объекта, в терминологии управленческого учета существуют отдельные понятия для обозначения объектов себестоимости, или иначе говоря – объектов затрат.
Различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная.
Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.
Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы). Иначе говоря полная себестоимость показывает во сколько затрат обходится продукция при выходе ее с данного предприятия. Полную себестоимость определяют в отношении единицы продукции и всего выпуска товарной продукции.
Многочисленные затраты, формирующие себестоимость продукции, в практике планирования и учета классифицируются по экономически элементам и статьям калькуляции. Перечень этих элементов и статей представляет собой состав себестоимости продукции. Структура же себестоимости продукции - это соотношение этих элементов и статей между собой, выраженное в процентах к общему итогу. [2,89]
Себестоимость продукции — емкая, многообразная и динамичная экономическая категория. Она является важнейшим качественным показателем, показывая, во что обходится предприятию производство и сбыт продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше прибыль и, соответственно, рентабельность производства.
Исчисление себестоимости продукции предприятию необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших изделий и т.д.
Себестоимость продукции включает различные виды затрат, зависящих и не зависящих от работы предприятия, вытекающих из характера данного производства и не связанных с ним непосредственно. В связи с этим важное значение имеет четкое определение состава затрат, которые ее формируют.
Себестоимость продукции является объективной экономической категорией и ее формирование должно происходить без регулирующего воздействия государственных органов. Однако состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, в нашей стране устанавливается централизованно. Здесь применяется не разрешительный, а регулирующий принцип.
в) Переменные затраты зависят от объема и изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. Переменные затраты, рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину. К ним относятся затраты сырья и материалов, расходы на оплату труда производственных рабочих и др.
г) Затраты, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (вмененными) затратами. Они означают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы не ограничены, вмененные издержки равны нулю.
д) Инкрементные затраты являются дополнительными и возникают в случаях производства какой-то партии продукции дополнительно. Например, если в результате какого-то решения увеличиваются постоянные затраты (выплачивается премия за сверхурочные работы), то эти затраты называют инкрементными. Если принятое решение о дополнительном выпуске не влечет за собой увеличения абсолютной суммы постоянных затрат, то инкрементные затраты равны нулю
Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть, на основании данных первичных документов, прямо и непосредственно отнесены на ее себестоимость. Это расходы сырья и основных материалов, заработная плата рабочих и др.Они являются переменными так как напрямую зависят от объема производства.
Переменные затраты зависят от объема и изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. Переменные затраты, рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину. К ним относятся затраты сырья и материалов, расходы на оплату труда производственных рабочих и др. Они являются регулируемыми
Постоянные затраты не зависят от объема производства, то есть не изменяются при изменении объема производства. Однако постоянные затраты, рассчитанные на единицу продукции, изменяются при изменении объема производства. К ним можно отнести арендную плату, амортизацию и др. Они являются нерегулируемыми[5,165]
Безвозвратные затраты — это такие затраты, которые были сделаны в прошлом в результате ранее принятого решения. Следовательно, они не могут повлиять на будущие затраты и не могут быть изменены никаким настоящим или будущим действием. Примером таких затрат может быть первоначальная стоимость закупленных материалов и оборудования. Несмотря на то, что приобретенные ресурсы не используются сейчас, затраты на их приобретение не могут быть изменены никакими будущими действиями. Поэтому для принятия решений они в расчет не принимаются
Задача
Определить средний тарифный разряд и среднюю тарифную ставку. Тарифная ставка 1 разряда 60 руб.
Разряды |
Тарифный коэффициент |
Число рабочих |
I |
1,0 |
3 |
II |
1,12 |
6 |
III |
1,27 |
9 |
IV |
1,44 |
6 |
V |
1,62 |
1 |
VI |
1,83 |
5 |
Всего |
30 |
При расчете средней тарифной ставки может быть использована одна из двух методик:
1.
где Т - тарифная ставка рабочих (работ), имеющих одинаковый разряд;
Ч — численность рабочих, имеющих одинаковый разряд.
Эта методика расчета наиболее приемлема для оценки средней тарифной ставки рабочих-повременщиков.
2.
где ТРр - трудоемкость работ по каждому разряду.
По этой формуле рассчитывается средняя тарифная ставка работ, трудоемкость которых известна.
Средняя тарифная ставка может быть также определена как произведение среднего тарифного коэффициента на тарифную ставку первого разряда.
Средний тарифный коэффициент = (1+1,12+1,27+1,44+1,62+1,83)/6 = 1,38
Средняя тарифная ставка = 1,38*60 = 82,80
Оценка соответствия квалификации рабочих сложности выполняемых работ по предприятию предполагает сравнение средних тарифных разрядов рабочих , которые можно определить по средневзвешенной арифметической формуле:
, где |
Тр – тарифный разряд,
Чp – общая численность (количество) рабочих,
Чpi – численность рабочих i-го разряда,
Рассчитаем этот показатель. При этом удобно использовать табличную форму расчета
Расчет среднего тарифного разряда
тарифный разряд рабочих, (Тр) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Средний тарифный разряд, |
численность рабочих i-го разряда, (Чpi) |
3 |
6 |
9 |
6 |
1 |
5 |
|
Тр ∙Чpi |
3 |
12 |
27 |
24 |
5 |
30 |
3,37 |
Список используемой литературы
1.
Глушков
И.Е. "Бух. учет на современных предприятиях", "ЭКОР", г. Новосибирск,
2.
Друри. Колин, "Введение в управленческий учет и
производственный учет", М;
3. Карпова Т. П. "Основы управленческого учета", М.; ''ИНФРА-М'',2003г.- 120 стр.
4.
Кондратова И. Г. ''Основы управленческого учета'', ''
Финансы и статистика'', М.;
5.
Нидлз, Х.Андерсон, Д.Колдуэлл "Принципы
бухгалтерского учета", М.; "Финансы и
статистика",
6.
Николаева С.А. "Учетная политика
предприятия", М.; "ИНФРА-М"
7. Палий, Вандер Управленческий учет (с элементами финансового учета), М.: «Экономика»,2003г.-238 стр.
8.
Рахмат, А.Шеремет "Бухгалтерский учет в
рыночной экономике",М.;
"ИНФРА-М"