СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................................. 3

1. Измерители предпринимательского риска.................................................... 4

2. Текущий анализ хозяйственной деятельности............................................. 10

Задача 8............................................................................................................. 23

Задача 16........................................................................................................... 26

Заключение........................................................................................................ 30

Список литературы........................................................................................... 32

 

Введение

Обеспечение эффективного функционирования организаций тре­бует экономически грамотного управления их деятельностью, кото­рое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно иссле­дуются факторы изменения результатов деятельности, обосновыва­ются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Анализ хозяйственной деятельности является научной базой при­нятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необ­ходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воз­действие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования, поэтому вопросы рассмотренные в данной работе являются актуальными.

Целью данной работы было изучение измерителей предпринимательских рисков и анализа текущей хозяйственной деятельности предприятия. Должны быть решены задачи определения зависимости результативного показателя от факторного статистическими методами.

В первой главе рассмотрены такие измерители предпринимательского риска как йота-коэффициент и бета-коэффициент и их использование для расчета определенных видов предпринимательских рисков.

Во второй главе дано определение текущего анализа хозяйственной деятельности и приведены его составные части.

При решении задач были определены степень влияния различных факторов на результативный показатель методами цепных подстановок, способом разниц, интегральным и регрессионным (с расчетом коэффициента корреляции) методами, проанализированы исчисленные показатели.

1. Измерители предпринимательского риска

Предпринимательский риск обусловлен двумя основными факторами; неустойчивостью спроса и цен на продукцию предприятия, а так же на сырье, энергию, другие ресурсы; неустойчивос­тью финансовых условий кредитования, неуверенностью владель­цев в возмещении вложений при ликвидации предприятия. В рос­сийских условиях переходного периода к указанным факторам до­бавляется третий: неустойчивость институциональных условий рынка.

Предпринимательский риск неизбежен, поскольку обусловлен природой современного экономического развития.

Оценка риска – это этап управления риском, имеющий целью определить его количественные характеристики: вероятность наступления неблагоприятных событий и возможный размер ущерба.

Измеритель риска — йота-коэффициент

Йота-коэффициент – это измеритель риска, равный коэффициенту вариации величины, в отношении которой делается оценка риска. Коэффициент вариации определяется по формуле[1]:

I = {SD(x)/M(x)} x 100%,

где I – йота-коэффициент, коэффициент вариации случайной величины х;

M(x) – математическое ожидание величины х;

SD(x) – среднеквадратическое отклонение величины х.

Математическое ожидание и среднеквадратическое отклонение определяются следующим образом. Математическое ожидание дискретной случайной величины подсчитывается как:

M(x) = S {xj x P(xj)}

где M(x) – математическое ожидание случайной величины х;

xj - j-й вариант возможного значения величины х;

Р(xj) – вероятность j-го варианта значения величины x;

значком S обозначено суммирование по всем вариантам значений величины х.

По результату большого числа измерений математических измерений математическое ожидание определяется как среднее арифметическое полученных значений:                 M(x) = хср = Sxi /n

где хср – среднее значение случайной величины х;

xi – значение случайной величины, полученное при i–м измерении;

n – число измерений;

значком S обозначено суммирование по всем измерениям.

Дисперсией случайной величины называют математическое ожидание квадрата отклонения случайной величины от математического ожидания. При заданном законе распределения дисперсия дискретной случайной величины определяется как:   D(x) = S{[xj – M(x)]2 x P(xj)}

где D(x) – дисперсия.

По результатам большого числа измерений дисперсия определяется как:                                       D(x) = S{[xixср)]2 / n

По результатам малого количества измерений дисперсия определяется как:                                       D(x) = S{[xixср)]2 / (n – 1)

Среднее квадратическое отклонение – стандартное отклонение равно квадратному корню из дисперсии:

SD(x) = ÖD(x)

где SD(x) – стандартное отклонение.

Кроме того, что стандартное отклонение величины, которая включает детерминированную и случайную составляющую, определяется с помощью регрессионного анализа как среднеквадратическое отклонение от детерминированного ожидаемого значения.

Измерения портфельного риска и риска при сложенных источниках

Совокупный риск суммы доходов, например хозяйственного портфеля предприятия или портфеля ценных бумаг, можно оценить на основе данных о величине йота-коэффициента по каждому источнику дохода и данных о корреляции поступлений доходов из этих источников, рассчитав йота-коэффициент. Математическое ожидание общего дохода определяется как сумма математических ожиданий доходов каждого источника. Дисперсия общего дохода определяется как:

, i ¹ j

где D(X) – дисперсия общего дохода;

D(xi), D(xj) – дисперсии дохода из i-го и j-го источников;

i и j – номера источника дохода;

n – число источников дохода;

kij – коэффициент корреляции доходов из i-го и j-го источников;

– значки, обозначающие суммирование от первого до n-го номеров, причем в первом слагаемом суммирование ведется по порядку, а во втором только слагаемых, для которых  i ¹ j.

Таким образом, по данным о величине математического ожидания дисперсии общего дохода можно определить коэффициент вариации общего дохода и оценить связанный с ним совокупный риск.

Йота-коэффициент суммарного дохода из многих равных источников определяется по формуле:     где IΣ – йота-коэффициент суммарного дохода; Ii – йота-коэффициент среднего дохода отдельного источника; n – число источников дохода; k – средняя величина коэффициента корреляции дохода из отдельных источников.

Сложным источником дохода можно назвать источник, доход которого является некоторой функцией нескольких случайных величин. Риск получения дохода из такого источника может быть оценен на основе линеаризации функции случайных аргументов. Числовые характеристику функции случайных аргументов определяют путем разложения в ряд Тейлора. Обычно используют линейные приближения характеристик. Линейные оценки для связанных случайных аргументов имеют вид:

M(x) = F{M(xi)},

где М(х) – математическое ожидание анализируемой функции F случайных аргументов xi;

М(xi) – величины математического ожидания случайных аргументов х;

i, j – номера аргументов функции;

D(x) - дисперсия анализируемой функции;

 и   – частные производные функции по аргументам хi и хj;

n – число аргументов;

D(xi), D(xj) – дисперсии i-го и j-го аргументов;

kij – коэффициент корреляции  i-го и j-го аргументов;

 – значки, обозначающие суммирование от первого до n-го аргументов, причем в первом слагаемом суммирование ведется по порядку, в во втором – только слагаемые, для которых i ¹ j.

Измеритель риска – бета-коэффициент

Бета-коэффициент – это измеритель недиверсифицируемого (систематического) риска, который отражает, как доходность или стоимость конкретного актива реагирует на рыночные силы. Он определяется путем анализа взаимосвязей фактической доходности или рыночной стоимости актива с общей рыночной доходностью – чем выше коэффициент бета, тем выше риск, связанный с активом. Рыночная доходность – это средняя доходность всех или большой выборки активов.

Бета-коэффициент широко используется финансовыми аналитиками-практиками в качестве измерителя недиверсифицируемого риска, связанного с ценными бумагами. В этом случае в качестве меры рыночного дохода используется оценка дохода большой выборки акций, в США, например, часто используют в качестве меры рыночной доходности составной фондовый индекс доходности акций 500 компаний Standart & Poor's – ”S&P 500 index.

Бета-коэффициент в этом случае – это измеритель недиверсифицируемого, или рыночного, риска, который показывает, как реагирует курс конкретной ценной бумаги на рыночные силы по сравнению с большинством других ценных бумаг. Он демонстрирует то, насколько более отзывчив курс ценной бумаги на общее изменение рынка.

Модель оценки доходности активов (CAMP) использует бета-коэффициент для формализации связи риска и доходности. Модель разработана для объяснения динамики курсов ценных бумаг и создания методики, с помощью которой инвесторы могут оценивать влияние инвестиций в ценные бумаги на риск и доходность их портфеля. Уравнение модели имеет вид:

rx = rf + bx x (rm - rj),

где bx – бета-коэффициент актива х;

rx – требуемая доходность инвестиций в актив х при данном уровне риска, измеренного с помощью бета-коэффициента;

rj – доходность «безрисковых активов» - это доходность, которая может быть получена на наиболее свободные от риска инвестиции; американские аналитики считают такими активами векселя Казначейства США;

rm – рыночная доходность – это средняя доходность всех ценных бумаг, включаемых в какой-либо составной фондовый индекс.

Доходность конкретной ценной бумаги растет с увеличением ее бета-коэффициента. Модель отражает прямые функциональные связи между риском и доходностью, поскольку чем выше риск, тем выше требуемая доходность.

Определение бета-коэффициента актива осуществляется на основе статистических данных о доходности рынка и рассматриваемого актива за определенный период, поскольку бета-коэффициент актива представляет отношение ковариаций рассматриваемого актива и рынка в целом. Он может быть подсчитан по формуле[2]:

bx = kxr x (SDx/SDr)

где  bx – бета-коэффициент актива х;

kxr – коэффициент корреляции ставки доходности актива х и общей ставки доходности рынка;

SDx  – стандартное отклонение ставки доходности актива х;

SDr – стандартное отклонение общей ставки доходности рынка; в качестве доходности рынка обычно рассматривается индекс доходности, построенный по нескольким сотням активов.

Оценка риска. Из-за различных предпочтений инвесторов и менеджеров невозможно точно установить общий приемлемый уровень риска. Можно условно подразделить инвесторов и менеджеров на три основные группы по их отношению к риску:

1) безразличные к риску;

2) не расположенные к риску;

3) принимающие риск.

Модель оценки доходности активов САРМ определяет отношение к альтернативе «риск-доходность» только не расположенных к риску инвесторов и менеджеров. Таковых большинство, поскольку большинство людей в принципе не расположено к риску. Безразличные к риску инвесторы и управляющие не требуют изменения доходности при увеличении риска, а принимающий риск инвестор готов поступиться частью дохода при данном увеличении риска. Таких меньшинство. Но следует иметь в виду, что склонных к риску людей все же не так уж мало. Среди россиян, так же как среди американцев и жителей многих других стран, доля лиц, принимающих риск, составляет около 10%.

2. Текущий анализ хозяйственной деятельности

Текущий анализ является ретроспективным анализом резуль­татов осуществленной хозяйственной деятельности, проводимым, как правило, по важнейшим отчетным периодам хозяйствования в основном на базе официальной отчетности и системного бухгал­терского учета. Текущий анализ называют также периодическим, поскольку он чаще всего проводится по текущим планово-отчетным периодам работы. 

Он базируется на бухгалтерской и статистической отчетности и позволяет оценить работу объединений, предприятий и их под­разделений за месяц, квартал, год нарастающим итогом.

Главная задача текущего анализа - объективная оценка ре­зультатов коммерческой деятельности, комплексное выявление не­использованных резервов, мобилизация их для повышения эконо­мической эффективности производства в будущих плановых пе­риодах, а также выявление недочетов в работе и их виновников, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы. 

Этот вид анализа имеет и существенный недостаток - выяв­ленные резервы означают навсегда потерянные возможности ро­ста эффективности производства, поскольку относятся к прошло­му периоду. В процессе анализа регистрируются хозяйственные ситуации, и результаты учитываются лишь в будущей работе, так как управляющая система получает информацию, как правило, поздно (например, по итогам месяца—лишь к середине следую­щего месяца) и восполнить недостатки, потерянные возможности уже нельзя. Поэтому для повышения действенности анализа ста­вится задача ускорить представление отчетности и ее аналитиче­скую обработку. Текущий анализ проводится всеми экономически­ми и техническими службами управления, а также цехов и других подразделений по, всем разделам анализа.

Особенность методики текущего анализа состоит в том, что фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными предшествующих аналитических периодов. Отклонения от базы сравнения расшифровываются по технико-экономическим факторам, определяющим эти отклонения, устанавливаются не только причины отклонений, но и ответственные лица, службы, намечаются меры по ликивидации недочетов в работе[3].

Текущий анализ хозяйственной деятельности предприятия включает в себя:

-         анализ организационно-технического уровня производства;

-         анализ производства и реализации продукции;

-         анализ использования основных производственных фондов;

-         анализ материальных ресурсов предприятия;

-         анализ трудовых ресурсов предприятия;

-         анализ себестоимости продукции;

-         анализ прибыли и рентабельности.

Анализ организационно-технического уровня производства. Факторами повышения экономической эффективности производст­ва выступают техническое и организационное развитие, внешнеэко­номические, социальные и природные условия хозяйствования. Степень использования ресурсов и качество выпускаемой продук­ции предопределяются организационно-техническим уровнем пред­приятия.

Понятие «организационно-технический уровень» объединяет три основных элемента[4]: технический уровень производства; уровень организации производства; уровень управления. Совершенствование организационно-технического уровня производства - ком­плексный непрерывный процесс его рационализации. Оценка и анализ организационно-технического уровня очень важны для по­вышения эффективности производства. Данные анализа позволяют определить масштабы и границы внедрения новой техники, рас­крыть резервы повышения производительности труда, разработать предложения по улучшению методов организации производства и снижению себестоимости продукции.

Анализ организационно-технического уровня основан на приме­нении двух групп аналитических показателей, характеризующих со­стояние организационно-технического уровня производства и эф­фективность его повышения. Использование системы частных по­казателей объективно обусловлено многозначностью самого понятия «уровень». Первая группа показателей характеризует качество и прогрессивность продукции, состояние техники и технологии, организации производства, труда и управления. Вторая группа (производительность труда, фондоотдача, материалоотдача, рентабельность) дает комплексную характеристику экономического уров­ня производства и экономической эффективности повышения организационно-технического уровня производства. Эта система показателей отражает потенциальные возможности предприятия в достижении определенных результатов.

Повышение организационно-технического уровня производства в любой отрасли материального производства в конечном счете проявляется в уровне использования трех элементов производствен­ного процесса: труда, средств и предметов труда. Качественные по­казатели использования производственных ресурсов - производительность труда, фондоотдача, материалоемкость, оборачиваемость оборотных средств. Они отражают интенсивность использования ресурсов, выступая одновременно показателями экономической эффективности повышения организационно-технического уровня.

К задачам комплексного анализа организационно-технического уровня относятся: оценка состояния достигнутого организацион­но-технического уровня; установление его влияния на эффектив­ность хозяйствования, экономическая оценка организационно-тех­нического уровня, изыскание резервов его повышения и внедрения достижений научно-технического прогресса.

В процессе анализа устанавливаются:

• соответствие планов технического развития и повышения эф­фективности производства требованиям научно-технического прогресса в отрасли;

• выполнение намеченных мероприятий, их эффективность;

• взаимосвязь темпов технического прогресса и общих: техни­ко-экономических показателей.

Решение перечисленных задач предполагает изучение достигну­того уровня производства, для чего необходима система техни­ко-экономической информации (о выполнении плана по уровню механизации; внедрении новой техники, выполнении плана науч­но-исследовательских, опытных, проектных и конструкторских ра­бот, затратах на их внедрение, годовом экономическом эффекте ме­роприятий, модернизации оборудования, выполнении плана выпус­ка новых видов продукции; действующих нормах на изготовление единицы изделия; выполнении норм и заданий по среднему сниже­нию норм расхода сырья и материалов; расходах средств на содер­жание аппарата управления и др.).

Анализ производства и реализации продукции. Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:

1. Анализ формирования и выполнения производственной программы;

1.1. Анализ объема продукции;

1.2. Анализ ассортимента продукции;

1.3. Анализ структуры продукции;

2. Анализ качества продукции;

3. Анализ ритмичности производства;

4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.).

Основой данного анализа служит сопоставление объемных показателей, заданных планом предприятия, с фактическими; исследуется уровень валовой и товарной продукции, изучается их динамика.

Анализ использования основных производственных фондов . Основные средства (ОС) (часто называемые в экономической литературе и на практике основными фондами) являются одним из важнейших факторов производства.

Анализ основных фондов производится по нескольким направлениям, разработка которых в комплексе позволяет дать оценку структуры, динамики и эффективности использования ОС и долгосрочных инвестиций.

Выбор направлений анализа и реальных аналитических задач определяется потребностями управления, что составляет основу финансового и управленческого анализа, хотя четкой границы между этими видами анализа нет.

Источники информации для проведения анализа: ф. №11 «Отчет о наличии и движении ОС», фБМ «Баланс производственной мощности», ф.№7-ф «Отчет о запасах неустановленного оборудования», инвентарные карточки учета ОС и др.

Методика анализа основных фондов нацелена на выбор наилучшего варианта их использования. Поэтому главными особенностями анализа являются вариантность решений по использованию основных средств и нацеленность на перспективу.

Основные направления анализа основных средств

Основные направления анализа

Задачи анализа

Виды анализа

Анализ структуры и динамики ОС

Оценка размера и структуры вложения капитала в ОС.

Определение характера и размера влияния стоимости ОС на финансовое положение и структуру баланса

Финансовый анализ

Анализ эффективности использования ОС

Анализ движения ОС.

Анализ показателей эффективности использования ОС.

Анализ использования времени работы оборудования. Интегральная оценка использования оборудования

Управленческий анализ

Анализ эффективности затрат по содержанию и эксплуатации оборудования

Анализ затрат на капитальный ремонт. Анализ затрат по текущему ремонту. Анализ взаимосвязей объема производства, прибыли и затрат по эксплуатации оборудования

Управленческий анализ

Анализ эффективности инвестиций в ОС

Оценка эффективности капитальных вложений. Анализ эффективности привлечения займов для инвестирования

Финансовый анализ

Анализ материальных ресурсов предприятия. Изыскание внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов составляет содержание экономического анализа, который предполагает следующие этапы:

1. Оценка качества планов материально-технического снабжения и анализ их выполнения;

2. Оценка потребности предприятия в материальных ресурсах;

3. Оценка эффективности использования материальных ресурсов;

4. Факторный анализ общей материалоемкости продукции;

5. Оценка влияния стоимости материальных ресурсов на объем производства продукции.

Источники информации для анализа материальных ресурсов: план материально-технического снабжения, заявки, спецификации, договоры на поставку сырья и материалов, формы статистической отчетности о наличии и использовании материальных ресурсов и его затратах на производство и реализацию продукции, плановые и отчетные калькуляции себестоимости выпускаемых изделий, данные о нормативах и нормах расходов материальных ресурсов.

Анализ трудовых ресурсов предприятия. Рациональное использование персонала предприятия – непременное условие, обеспечивающее бесперебойность производственного процесса и успешное выполнение производственных планов. Для целей анализа весь персонал следует разделить на промышленно-производственный и непромышленный персонал. К промышленно-производственному персоналу (ППП) относят лиц, занятых трудовыми операциями, связанными с основной деятельностью предприятия, а к непромышленному персоналу относят работников учреждений культуры, общественного питания, медицины и пр., принадлежащих предприятию.

Работники ППП подразделяются на рабочих и служащих. В составе служащих выделяют руководителей, специалистов и других служащих (конторский учётный и т.п. персонал). Рабочих подразделяют на основных и вспомогательных. В анализе трудовых ресурсов предприятия можно выделить три направления:

1. Анализ использования рабочей силы.

1.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.

1.2. Анализ уровня квалификации персонала.

1.3. Анализ форм, динамики и причин движения персонала.

1.4. Анализ использования рабочего времени.

2. Анализ производительности труда.

2.1. Анализ выполнения плана по росту производительности труда и определение прироста продукции за счёт этого фактора.

2.2. Факторный анализ производительности труда.

2.3. Резервы роста производительности труда.

3. Анализ оплаты труда.

3.1. Анализ состава и динамики фонда заработной платы.

3.2. Факторный анализ фонда заработной платы.

3.3. Анализ эффективности использования фонда заработной платы.

Источники информации для анализа:

План по труду, ф №1-Т “Отчёт по труду”, ф №5-3 “Отчёт о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации), статистическая отчётность отдела кадров по движению рабочих и др.”

Цель анализа труда – выявление резервов и неиспользованных возможностей на предприятии, разработка мероприятий по приведению их в действие.

Анализ себестоимости продукции. Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

В основе анализа производственных затрат лежит их классификация по тому или иному признаку или нескольким признакам одновременно.

Наиболее важным признаком для цепей анализа является деление затрат по элементам затрат, по статьям затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции.

На основе элементов затрат составляются сметы затрат. Деление затрат по статьям себестоимости позволяет рассчитать затраты на единицу продукции или партию, составить калькуляцию.

Затраты, сгруппированные по статьям себестоимости, отличаются от затрат по её элементам тем, что они отражают затраты, которые связаны с производством и реализацией товарной продукции за данный отчётный период. Затраты же по элементам показывают все произведённые предприятием расходы ресурсов за отчётный период, включая расходы на рост остатков незавершённого производства, затраты, отнесённые за счёт будущих периодов и т. п.

Для предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, часто имеют место экономические ситуации, связанные с колебаниями загрузки производственных мощностей, что влечёт за собой изменение производства и продаж, а это в свою очередь, существенно влияет на себестоимость продукции, а следовательно, на финансовые результаты. С этим связанно деление затрат на постоянные и переменные. Этому делению уделяется большое внимание в западной системе учёта, которая носит название “директ-костинг”.

Основные положения данной теории:

1. Поведение затрат в зависимости от изменения объёма производства.

2. Относительность (условность) классификации затрат на постоянные и переменные.

3. Методы деления затрат на постоянные и переменные.

К постоянным затратам принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объёма производства (амортизация, арендная плата, определённые виды заработной платы руководителей организаций и пр.). Под переменными понимают затраты, величина которых изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объёмов производства (затраты на сырьё, основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих, затраты на техническую энергию и др.)

Анализ себестоимости проводят по следующим направлениям:

1. Анализ динамики и структуры обобщающих показателей себестоимости и факторов её изменения.

2. Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции.

3. Анализ резервов снижения себестоимости.

Источники информации: данные статистической отчётности, ф.№5-з “Отчёт о затратах на производство и реализацию продукции”, данные бухгалтерского учёта: синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, плановые и отчётные калькуляции себестоимости продукции и пр.

Анализ прибыли и рентабельности. Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы:

1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.

2. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности.

3. Анализ уровня среднереализационных цен.

4. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности.

5. Анализ рентабельности деятельности предприятия.

6. Анализ распределения и использования прибыли.

Источники информации: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток», форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках», данные финансового плана.

В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной.

Выполнение плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности,  не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.

Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.

Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.

В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности.

Анализ рентабельности продукции. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Для оценки рентабельности рассчитывают два типа показателей:

- рентабельность предприятия;

- рентабельность продукции.

Рентабельность предприятия оценивается с помощью следующих показателей[5].

1.     Показатели рентабельности капитала:

- показатель собственного капитала: rс.к. = Пч * 100% / СК, где СК – средняя величина собственного капитала; Пч – величина чистой прибыли. Этот показатель характеризует эффективность использования собственного капитала предприятия.

- показатель акционерного (уставного) капитала: rакц.к. = Пч * 100% / УК, где УК – средняя величина акционерного (уставного) капитала.

-  показатель инвестиционного (перманентного) капитала:

rи.к. = Пч * 100% / Кинв, где Кинв – средняя величина инвестированного капитала. Этот показатель характеризует эффективность использования капитала, вложенного на длительный срок. Величину инвестиционного капитала определяют по данным бухгалтерского баланса как сумму собственных средств и долгосрочных пассивов.

2. Показатель рентабельности активов: rа = Пч * 100% / Ā, где Ā – средняя величина активов предприятия. Этот показатель отражает эффективность использования имущества предприятия.

3. Показатель рентабельности оборотных активов: rоб.а = Пч / Āоб, где Āоб – средняя величина оборотных активов.

Рассмотренные показатели изучаются в динамике и по тенденции их изменения судят об эффективности ведения хозяйства. Факторный анализ рентабельности продукции в процессе анализа осуществляется с помощью «Отчета о прибылях и убытках». Этот анализ проводится на основе модели:

rc = П / С = (ВР - С) / С,

где П – прибыль от реализации продукции; С – полная себестоимость реализованной продукции; ВР – объем реализации в отпускных ценах (без НДС и иных косвенных налогов).

Для факторного анализа используют метод цепных подстановок. При этом объем реализованной продукции будет количественным показателем, а ее себестоимость – качественным.


Задача 8

Приведены данные, характеризующие использование предметов труда на промышленном предприятии:

Таблица 8

(тыс. руб.)

Показатели

План

Факт

Валовая (товарная) продукция

57043

59835

Затраты предметов труда на производство

26055

26640

На основании приведенных данных требуется:

1. Исчислить материалоотдачу (выход продукции на 1 руб. затраченных предметов труда в коп.)

2. Используя метод цепных подстановок, способ разниц и интегральный метод, измерить влияние на изменении фактического выпуска валовой продукции в сравнении с планом следующих факторов: а) изменение количества предметов труда, потребляемых в производстве; б) изменение материалоотдачи.

3. Определить относительную экономию (перерасход) материальных затрат.

4. Составить обобщающую таблицу и проанализировать исчисленные показатели.

Решение

1. Материалоотдача (МО) = Валовая продукция (ВП) * 100 / Затраты предметов труда (ЗТ). Результаты вычисления занесены в итоговую таблицу.

2. Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходя из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения, потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.

Зависимость объема товарной продукции от данных факторов можно описать с помощью мультипликативной модели: y = a * b.

ВПпл = МОпл * ЗТпл = 2,1893 * 26055 = 57043

Влияние изменения величины затрат труда на обобщающий показатель можно рассчитать по формуле:

ВПзт = ЗТфакт * МОпл = 2,1893 *26640 = 58323

DВПзт = ВПзт – ВПпл = 58323 – 57043 = 1280.

Далее определим влияние изменения материалоотдачи на валовую продукцию:  ВПфакт = ЗТфакт * МОфакт = 26640 * 2,2461 = 59835

      DВПмо = ВПфакт – ВПзт = 59835 – 58323 = 1512;

Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки:

ВПпл = ЗТпл * МОпл = 26055 * 2,1893 = 57043

DВПзт = DЗТ * МОпл = 585 * 2,1893 = 1280

DВПмо = DВП - DВПзт = 2792 - 1280 = 1512

Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных и смешанных моделях. Он используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах. Для мультипликативных моделей типа у = а . в . с методика анализа следующая:

- находят относительное отклонение каждого факторного показателя:

DЗТ% = (ЗТфакт - ЗТпл)*100% / ЗТпл = (26640 - 26055)*100% / 26055 = 2,245%

DМО% = (МОфакт-МОпл)*100%/Мопл = (224,61–218,93)*100%/218,93 = 2,594%

- определяют отклонение результативного показателя ВП за счет каждого фактора       DВПзт = ВПпл * DЗТ% / 100 = 57043 * 2,245% /100 = 1280

      DВП = (ВПпл + DВПзт) * DМО% / 100 = (57043 + 1281) * 2,594% /100 = 1512

Интегральный метод позволяет избежать недостатков, присущих методу цепной подстановки, и не требует применения приемов по распределению неразложимого остатка по факторам, т.к. в нем действует логарифмический закон перераспределения факторных нагрузок. Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторам и носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям. Можно использовать уже сформированные рабочие формулы. Для модели типа y = a * b эти формулы следующие:

DВП(ЗТ) = МОпл*DЗТ + ½*DЗТ*DМО = 2,1893 * 585 + ½ * 585 * 0,0568 = 1297

DВП(МО) = ЗТпл*DМО + ½*DЗТ*DМО = 26055*0,0568 + ½*585*0,0568 = 1495

DВП = 1297 + 1495 = 2792

3. Относительную экономию (перерасход) материальных затрат определяем по формуле:

DЗТ = ЗТфакт – ЗТпл * ВПфакт/ВПпл = 26640 – 26055 * 59835/57043 = - 690 тыс. руб. – относительная экономия материальных затрат.

4. Результаты всех вычислений сведем в таблицу:

Показатели

План

Факт

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение,%

Прирост суммы валовой продукции  за счет

Валовая (товарная) продукция, тыс. руб.

57043

59835

2792

4,89

-

Затраты предметов труда на производство, тыс. руб.

26055

26640

585

2,245

1280

Материалоотдача, коп./руб.

218,93

224,61

5,68

2,594

1512

Таким образом, на изменение объема валовой продукции положительное влияние оказало изменение на 585 тыс. руб. затрат предметов труда, что вызвало увеличение объема продукции на 1280 тыс. руб. и также положительное влияние оказало увеличение материалоотдачи на 5,68 коп./ руб., что вызвало увеличение объема на 1512 тыс. руб. Суммарное влияние двух факторов привело к увеличению объема продукции на 2792 тыс. руб.

Задача 16

Приведены показатели, характеризующие выполнение плана выпуска чистой (нормативной продукции) и производительность труда на предприятиях промышленного объединения:

Таблица 16

Порядковый номер предприятия

Выполнение плана выпуска чистой продукции, %

Производительность труда, тыс. руб.

1

103,5

5,346

2

97,6

5,221

3

101,1

5,442

4

84,6

4,428

5

103,0

5,501

6

100,2

4,992

7

90,5

4,552

8

102,8

5,490

9

99,3

5,291

10

100,1

5,311

11

104,0

5,728

12

100,8

5,000

1. Составить групповую таблицу, определяющую зависимость степени выполнения плана выпуска чистой продукции от производительности труда с разбивкой: до 5,000 руб.; 5,001/5,500 и свыше 5,500.

2. Рассчитать коэффициент парной корреляции, показывающий зависимость результативного показателя (выполнение плана выпуска чистой продукции) от факторного (производительность труда).

3. Считать форму связи этих показателей линейной, построить уравнение регрессии.

4. Выполнить проверку правильности построения уравнения регрессии.

Проанализировать исчисленные показатели, предварительно охарактеризовав экономический смысл коэффициентов корреляции и регрессии.

Решение

Составляем групповую таблицу и рассчитываем коэффициент корреляции для каждой группы и для всех предприятий вместе.

В редакторе Excel для расчета используется формула КОРРЕЛ. Математическое выражение формулы есть в учебной литературе[6].

Уравнение регрессии имеет вид 

y = mx + b

 где  m вычисляем используя формулу НАКЛОН, а b – формулу ОТРЕЗОК.

Порядковый номер предприятия

Производительность труда,

тыс. руб.

(х)

Выполнение плана выпуска чистой продукции, % (у)

Коэффициент парной корреляции

Коэффициенты уравнения регрессии

m

b

4

4,428

84,6

0,990007

26,23978

-30,4303

7

4,552

90,5

6

4,992

100,2

12

5,000

100,8

2

5,221

97,6

0,750448

16,60136

11,91329

9

5,291

99,3

10

5,311

100,1

1

5,346

103,5

3

5,442

101,1

8

5,490

102,8

5

5,501

103,0

1

4,405286

78,76652

11

5,728

104,0

Для всех предприятий вместе

0,90234

13,45768

29,08828

Уравнения регрессии будут иметь вид:

1-я группа предприятий у = 26,23978*x – 30,4303

2-я группа предприятий у = 16,60136*x + 11,91329

3-я группа предприятий у = 4,405286*x + 78,76652

Для всех предприятий вместе у = 13,45768*x + 29,08828

Проведем проверку правильности построения уравнения регрессии:

Порядковый номер предприятия

Производительность труда, тыс. руб.

(х)

Выполнение плана выпуска чистой продукции, % (у)

Расчет выполнение плана выпуска чистой продукции, % (у) с учетом уравнения регрессии по группам

Расчет выполнение плана выпуска чистой продукции, % (у) с учетом уравнения регрессии для все вместе

4

4,428

84,6

85,75947

88,67499

7

4,552

90,5

89,0132

90,34363

6

4,992

100,2

100,5587

96,26463

12

5,000

100,8

100,7686

96,37228

2

5,221

97,6

98,58899

99,34623

9

5,291

99,3

99,75109

100,2882

10

5,311

100,1

100,0831

100,5573

1

5,346

103,5

100,6642

101,0283

3

5,442

101,1

102,2579

102,3202

8

5,490

102,8

103,0548

102,9661

5

5,501

103,0

103

103,1141

11

5,728

104,0

104

106,1688

Расчетные значения выполнения плана выпуска чистой продукции очень близки к заданным, значит уравнения регрессии построены верно.

Коэффициент корреляции показывает степень зависимости в нашем случае выполнения плана выпуска чистой продукции от производительности труда. Если коэффициент корреляции возвести в квадрат, получим коэффициент детерминации, который показывает насколько выполнение плана чистой продукции зависит от производительности труда, а на долю других факторов приходится (1 – коэффициент детерминации).

Коэффициент m – скорость изменения плана выпуска чистой продукции.

Группы предпри-ятий

Анализ исчисленных показателей

1

Степень зависимости плана выпуска чистой продукции очень сильно зависит от производительности труда. Скорость изменения плана в зависимости от изменения производительности самая высокая среди всех групп Т.е. предприятиям необходимо наращивать производительность труда для увеличения плана выпуска

2

Степень зависимости плана выпуска чистой продукции от производительности труда наименьшая, т.е. есть факторы, которые оказывают большее влияние, чем на предприятиях остальных групп. Скорость изменения выполнения плана выпуска в зависимости от производительности труда меньше, чем у предприятий 1-й группы. Т.е. на данных предприятиях для увеличения выполнения плана выпуска надо искать другие резервы - кроме производительности труда. Влияние других резервов около 44%.

3

Очень мало предприятий в этой группе, поэтому зависимость прямо пропорциональна. Скорость изменения плана выпуска в зависимости от производительности труда наименьшая.

Все

вместе

Степень зависимости плана выпуска чистой продукции от производительности очень высокая, а скорость изменения невелика – предприятиям необходимо не снижать производительность труда и искать дополнительные резервы для увеличения выполнения плана выпуска чистой продукции. Влияние дополнительных резервов около 19%.

Заключение

Анализ хозяйственной деятельности и оценка предпринимательского риска необходимы предприятию для успешного функционирования в условиях нестабильного рынка, особенно в условиях российской действительности.

Значительный рост убыточных предприятий позволяет сделать вывод, что без учета фактора риска в предпринимательской деятельности не обойтись. Мнение стороннего эксперта или собственное мнение предпринимателя не всегда даст исчерпывающую информацию для принятия решения. Поэтому необходимо овладеть объективными способами измерения риска. В России еще не существует целостной теории оценки предпринимательских рисков. Этот факт объясняется тем, что любая теория основывается на обобщении результатов практической деятельности, которых явно недостаточно для отечественной практики. Специфика развития российской экономики в условиях нестабильности затрудняет применение западного опыта исследования в области оценки предпринимательских рисков.

Особое внимание при анализе деятельности предприятия обращается на текущий период, который является предплановым для следующего периода. Текущий анализ – наиболее полный анализ хозяйственной деятельности, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и служащий базой для перспективного анализа. В результате текущего анализа следует разработать конкретные мероприятия, которые позволят улучшить финансовое состояние предприятия. Прежде всего, это мероприятия, направленные на увеличение производства и реализации продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности, снижение себестоимости, рост прибыли и рентабельности.

Рыночная экономика тесно связана с проявлением и действием множества факторов, обнаружить влияние которых непосредственно невозможно. Минимизация издержек значительно сокращает амплитуду колебаний риска. Для этого требуется проведение многофакторного анализа с использованием всего арсенала способов и приемов с широким применением компьютеризации, экономико-математических методов и ЭВМ.

В задаче 8 различными статистическими методами определено влияние на изменение фактического выпуска валовой продукции в сравнении с планом изменения количества предметов труда и изменения материалоотдачи, составлена обобщающая таблица и проанализированы исчисленные показатели.

В задаче 16 рассчитан коэффициент парной корреляции, показывающий зависимость выполнение плана выпуска чистой продукции от производительности труда, построено уравнение регрессии, проанализированы исчисленные показатели.

Список литературы

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1993.

2. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа. – М.: ИНФРА-М, 2001.

3. Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2004.

4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2001.

5. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности предприятия. – Минск.: ИСЭ, 1996.

6. Щиборщ К.В., Анализ хозяйственной деятельности предприятия - Аудит и финансовый анализ №1, 2002.


[1] Басовский Л.Е. Теория экономического анализа. – М.: ИНФРА-М, 2001.- с.120

[2] Басовский Л.Е. Теория экономического анализа. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с.126.

[3] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1993. – с.193.

[4] Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ФОРУМ - ИНФРА-М. – с.50

[5] Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2004. – с.189

[6] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М. – с.68.