Содержание

Тема №1. Методологические основы менеджмента.................................. 2

Тема №2. Современные концепции менеджмента.................................... 3

Тема №3. Организация как система: общая модель и её характеристики. Эффективность организации....................................................................... 4

Тема №4. Планирование в менеджменте.................................................... 5

Тема №5. Структура управления организацией...................................... 7

Тема №6. Мотивация и потребности.......................................................... 8

Тема №7. Контроль....................................................................................... 9

Тема №8. Современный менеджер и его деятельность............................. 9

Тема №9. Финансовый менеджмент......................................................... 10

Тема №10. Коммуникационные процессы в менеджменте.................... 10

Тема №11. Принятие и реализация управленческих решений............. 11

Тема №12. Психологический климат в коллективе............................... 13

Список литературы..................................................................................... 14

Тема №1. Методологические основы менеджмента

1.

Основателем научного менеджмента считается Фредерик Уинслоу Тейлор (1856—1915). Резюмируя суть своей системы, Тейлор писал: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; разви­тие каждого отдельного рабочего до максимально допустимой его производительности и максимального благосостояния».

В основе научного менеджмента лежат четыре научных принципа (правила уп­равления):

·        создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы; научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;

·        отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение;

·        сотрудничество администрации с рабочими в деле практи­ческого внедрения НОТ;

·        равномерное и справедливое распределение обязанностей (от­ветственности) между рабочими и менеджерами.

2.

Содержание процесса менеджмента, а также его теории можно представить как систему четырех взаимосвязанных и взаимодополняющих частичных процессов (подсистем), выделенных в соответствии с тремя аспектами – целевым, функциональным, обеспечивающим и управляющим.

Исходной базой и основой декомпозиции является целевой аспект, в соответствии с которым процесс подразделяется на основные менеджерские цели.

Не менее важен функциональный аспект, в соответствии с которым выделяются следующие функции - планирование, организация, руководство и контроль. Это наиболее комплексный, эффективный и часто применяемый метод идентификации деятельности менеджеров. Менеджерские функции служат основой для формирования структуры и упорядочения информации о процессе управления.

Деятельность менеджера включает управляющий аспект, то есть подготовку и выбор решений. Это важная часть его работы, неразрывно связанная со всеми функциями, а потому является неотъемлемой частью процесса менеджмента.

Для выполнения менеджерских функций, а следовательно, и для принятия решений необходимо обеспечение (обычно информация). Это обязательное условие рационального функционирования любой управленческой системы, так как в определенном смысле менеджмент носит характер информационного процесса.

Тема №2. Современные концепции менеджмента

2.

Применение к управлению ситуационного подхода, со­гласно которому функционирование предприятия обусловлива­ется реакциями на различные по своей природе воздействия извне. Центральный момент здесь — ситуация, то есть конкрет­ный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. От­сюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на кото­рые, можно эффективно достигать цели.

Практическое воплощение новых принципов управления весьма сложно и требует радикального пересмотра всей фило­софии бизнеса, изменения психологии работающих (в том чис­ле менеджеров), повышения их квалификации и роста лично­стного потенциала. Все большее количество компаний (в том числе крупных) пытаются отойти от прежних командно-иерархических отношений в своих организациях и усилить по­зиции путем лучшего использования и создания условий для развития сильных сторон персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития и ее целей, к построению структуры организации и менеджмента, к процессу разработки и принятия управленческих решений, к работе с персоналом и к оценке эффективности работы организации, ее подразделений и работающих.

        Примеры применения подходов к решению проблем управления:

·        Корректировать номенклатуру выпускаемой продукции изделий (в количественном и стоимостном выражении

·        Исследовать ситуацию на рынке и предложить продукцию, которая бы нашла своего потребителя;

·        Провести аудит персонала и устранить имеющиеся недостатки, а также использовать резервы; 

·        Другие.

Тема №3. Организация как система: общая модель и её характеристики. Эффективность организации

4.

Как справедливо отмечал П. Дракер, люди в современных компаниях "не являются ни зависимыми, ни независимыми; они взаимозависимы". Последнее обстоятельство исключительно важно для осмысления как принципов организации, так и показателей её эффективности.

Поэтому при расчёте показателей эффективности именно творческая деятельность является главным источником прогресса организаций. Лежащая в основе творчества неэко­номическая мотивация становится важнейшим ресурсом, успешное использование которого обеспечивает успех современных предпринимателей. Именно она делает возможным образование внутри адаптивной корпорации мобильных производственных и научных групп, способных стать основой креативной корпорации. Именно она приводит к выходу за пределы компании людей, способных самореализоваться вне прежней структуры. Именно она, распространяясь на саму креативную корпорацию как на новый продукт ее создателей, обеспечивает формирование в них того чувства ответственности, которое является залогом ее успеха и устойчивости.

Тема №4. Планирование в менеджменте

3.

Критерии классификации

Цели организации

1.Эффективности

Снижение себестоимости, рост рентабельности деятельности организации, рост прибыли.

2.Социального благополучия работников

Рост заработной платы, увеличение социальных льгот для работников.

3.Устойчивость к внешней среде

Выработка стратегии обеспечивающей устойчивость организации к внешней среде.

4. Внутренней устойчивости

Снижение дебиторской и кредиторской задолженности, увеличение доли собственных средств и др.

5. Общественной полезности

Усиление общественной полезности деятельности организации путем осуществления новых видов деятельности.

В качестве примера разработки стратегии выберем завод, например, электровозоремонтный завод.

Первоначально создадим бизнес-план деятельности завода, выясним срок окупаемости проекта, необходимую сумму кредита, определим чистый дисконтированный доход за определенный период.

В соответствии с данными бизнес-плана сделаем набор персонала, начнем осуществлять производственный, финансовый и маркетинговый планы.

Миссия завода – ремонт электровозов, то есть поддержание железнодорожного состава в технически исправном состоянии в целях безопасной и бесперебойной работы.

·        Краткосрочные цели -  достижение стабильной работы, поиск выгодных клиентов.

·        Среднесрочные – рассчитаться с кредитом и окупить инвестиционный проект.

·        Долгосрочные – завладение 10% долей данного сегмента рынка.

Тема №5. Структура управления организацией

3.    

Можно использовать два метода передачи полномочий в рамках данной организации. Старший официант должен понимать, что ожидается от него, какими полномочиями он обладает, какими должны быть его взаимоотношения с другими служащими. Это достигается с помощью:

·        Организационная схема, таблица.

Можно построить схему структуры ресторана с системой внутренних взаимосвязей. Схема позволяет выделить линии взаимозависимости и отношений внутри организации. Как источник получения информации схема может быть использована в рамках ознакомления с деятельностью и структурой управления рестораном и в качестве справочного материала, позволяет служащим предприятия быстро ознакомиться с происшедшими в рамках организации изменениями. Для этой цели структурная схема организации может быть помещена на доске объявлений.

·        Руководство (справочник) по организационному построению предприятия.

Такой документ содержит перечень должностей с их подробным описанием.

4.

Делегирование полномочий заключается в возложении прав вышестоящего лица нижестоящему, например, право подписи. Делегирование полномочий отражается на формировании внутренней структуры, через создание более интегрированной структуры организации. 

Тема №6. Мотивация и потребности

2.

Современные тенденции мотивации работников на современном этапе проявляются в следующем:

·        через материальную заинтересованность в результатах труда;

·        создание теплого психологического климата в фирме;

·        поощрения работников за выслугу лет, качество продукции, рационализаторские предложения и др.

·        предоставление карьерного роста;

·        создание благоприятных условий труда.

В настоящее время, как правило, наибольший вес в мотивации труда играет материальный фактор, который широко используется российскими компаниями. Также достаточно широко используется система льгот для работников определенных предприятий.

Примером мотивации может служить система мер экономического стимулирования на Челябинском электровозоремонтном заводе:

·        для рабочих (премиально-сдельная система оплаты труда, путевки в престижные санатории России.)

·        служащих (премиально-сдельная система оплаты труда, путевки в престижные санатории России, процент от прибыли полученной в результате рационализаторского предложения, беспроцентные кредиты)

·        менеджеров высшего звена (высокие оклады, «социальный пакет» - (квартира +  автомобиль), и др.)

Тема №7. Контроль

3.

По моему мнению, приоритетное значение имеет контроль за использованием тех ресурсов, которых на данном предприятии наибольший дефицит. Например, если для работы некоторой фирмы требуются только высококвалифицированные специалисты рынок которых ограничен, то приоритетное значение должно  уделяться контролю за использованием человеческих ресурсов.   

         

Тема №8. Современный менеджер и его деятельность

2.

Итак, менеджеру необходимо создать благоприятный морально-психологический климат в коллективе. На мой взгляд, наиболее предпочтительный стиль руководства заключается в том, что менеджер должен быть справедлив, а также  сглаживать  негативные реакции и заострять внимание на положительных аспектах задания.       

Например, руководителю необходимо побудить работников предприятия выйти на работу в выходные, вследствие брака на производстве. Менеджеру следует это сделать путем материального стимулирования и морального порицания виновников брака.

Тема №9. Финансовый менеджмент

1.

Перед финансовым менеджером в области управления собственным капиталом  стоят следующие основные цели:

·        обеспечить наиболее эффективное использование собственного капитала;

·        достигнуть оптимального соотношения заемного и собственного капитала в данной организации;

·        обеспечить платежеспособность и финансовую устойчивость организации.

Понятие управление собственным капиталом включает в себя действия финансового менеджера по эффективному использованию собственных средств организации и достижения оптимального уровня платежеспособности и финансовой устойчивости.  

Тема №10. Коммуникационные процессы в менеджменте

2.

Рассмотрим процесс искажения информации на примере Челябинского трубопрокатного завода.

На склад поступает, например, сталь определенной марки. Приемщик обязан, внести эти данные в компьютер, с шифром данной стали. Однако встречаются случаи, когда приемщик вносит лишь объем (в тоннах) толщину и длину стальных изделий. Информация, которая поступила к сотруднику занимающийся мониторингом цен на закупаемую продукцию, была дополнена этим сотрудником шифром стали, который он взял из каталога Златоустовского металлургического завода. Однако в данном случае сталь оказалась другого качества т.е. имеет другой шифр и соответственно состав.    

Тема №11. Принятие и реализация управленческих решений

2.

        При разработки схемы принятия решения менеджером ресторана решения будем следовать стандартной схеме принятия решения:

1.     Выявление необходимости принимать решение.

Необходимость очевидна – при отсутствии активного воздействия на рынок ресторан может потерять репутацию и, как следствие полностью потерять наработанную клиентскую базу.

2.       Анализ и определение возникшей проблемы или открывшейся возможности.

Допустим, что в ходе собственного расследования выявлено, что данная информация в СМИ ложная и является, по-видимому, антирекламой конкурентов.

3.     Изучение возможных альтернатив.

Можно предложить запустить встречную антирекламу в СМИ против конкурентов, либо потребовать независимой экспертизы деятельности ресторана.

4.     Выбор желательной альтернативы.

Встречная антиреклама нежелательна, так как подобные действия в конечном итоге повредят репутации ресторана. После рассмотрения преимуществ и недостатков каждой альтернативы избираем наиболее многообещающий способ действий: независимая экспертиза деятельности ресторана с последующим освещением её результатов в СМИ и инициация судебного процесса против СМИ, распространяющего антирекламу.

5.     Выполнение выбранного решения.

Вышеназванное решение претворяется в жизнь.

6.     Оценка полученных результатов.

Необходимо будет оценить, привел ли выбранный способ к достижению цели, не возникают ли новые проблемы или возможности в результате этого решения и не следует ли принимать новое решение.

Тема №12. Психологический климат в коллективе

2.

Плохое качество коммуникаций вызывает нервозность в коллективе. Люди начинают думать, что их просто не уважает руководство, если допускает такой низкий уровень коммуникаций. Разумеется, что данный фактор пагубно сказывается на психологическом климате в коллективе.

Список литературы

1.                Менеджмент. Учебник для вузов. Под ред. А.В. Игнатьевой. М., 1998.

2.                Менеджмент в малом бизнесе. Под ред. Балабанова А. П. М., 1995.

3.                Финансовый менеджмент. Под ред. Г.Б. Поляка. М., 1997.

4.                Йеннекенс Ж. Менеджмент в условиях рыночной экономики. Минск, 1996.  

5.                Ф. Котлер Основы маркетинга М., 1995.

6.                Основы финансового менеджмента. Р.Холт, М.Дело, 1993 г.

7.                Финансовый менеджмент. Под ред. Е.С.Стояновой, М.Перспектива, 1993 г.