Содержание
1.Материальный баланс – это «весы», состоящие из двух «чаш»: 8
1). 8
2.Основной целью на рынке. 8
2) 8
3.Государство должно вмешиваться и регулировать рыночные механизмы в вопросах обеспечения: 8
1) 8
4. К коллективным товарам относятся: 9
4) 9
5. К внешним эффектам относятся: 9
2) 9
6. Распределение конечных (в наличии) доходов более равномерно, чем распределение первичных (планируемых доходов)?. 10
1) 10
7. Большая дифференциация доходов зависит: 10
2) 10
8. Монополизация рынка крупными корпорациями приводит к: 11
3). 11
9. Государство должно дополнять рыночные механизмы: 11
1) 11
10. На капиталистическом рынке действуют: 12
2) 12
11. На социалистическом рынке действуют: 12
3) 12
12. В предпринимательских фирмах: 13
3) 13
13. В самоуправляющихся фирмах: 13
1) 13
14. Факторы производства, участвующие в производстве товаров и услуг: 13
3) 13
15. Доступ к различным факторам производства: 13
1) 13
16. Основополагающими для людей являются потребности в: 13
3) 13
17. Кроме первичных потребностей у людей существуют вторичные потребности в: 14
2). 14
18. Центральным моментом движения ресурсов являются: 14
3). 14
19. Как может быть организован обмен?. 14
1). 14
2). 14
3). 14
20. Найдите неверное утверждение. 14
1) 14
21. Экономика имеет дело с выбором: 14
1). 14
22. На кривой производственных возможностей: 15
2). 15
23. У кривой производственных возможностей: 16
1). 16
24. Отрицательный наклон кривой производственных возможностей указывает на: 16
2) 16
25. Найдите неверное продолжение утверждения: «Если экономика находится внутри сегмента, ограниченного кривой производственных возможностей, то…». 17
3). 17
26. Альтернативные издержки на кривой производственных возможностей называется: 17
1). 17
27. Найдите неверное продолжение утверждения: «Для осуществления свободного выбора необходимо…». 18
3). 18
28. При соизмерении блага и лишений: 18
2). 18
29. Отрицательная полезность, т.е. тягость труда: 18
1). 18
30. При принятии решений рациональный субъект сталкивается с: 18
2). 18
31. Правило принятия решений для рационального выбора: 19
2) 19
33. Деятельность продолжается до тех пор, пока: 19
2). 19
34. В макроэкономические расчеты входит: 19
1). 19
35. Типичным примером макроэкономического расчета является расчет: 20
2) 20
36.В наиболее простом представлении экономика отчасти состоит из: 20
1) 20
37. Кругооборот в экономике между домашними хозяйствами и предприятиями образуют: 21
2). 21
38. Найдите верное утверждение: 21
1). 21
39. В рамках кругооборота интерес представляет три основополагающих вопроса: 22
3) 22
40.Основные вопросы в рамках кругооборота на модели рыночной экономики решаются: 22
2) 22
41. Основные вопросы в рамках кругооборота на модели плановой экономики решаются: 22
1) 22
42. Для анализа того, как распределяются ресурсы в рыночной экономике, используют модель, изучающую взаимодействие: 22
2) 22
43. Спрос на товар не определяется таким фактором, как: 23
3) 23
44. Для упрощения предполагают, что масштабы спроса определяются только: 23
3). 23
45. На кривой спроса: 23
3). 23
46. Для упрощения предполагают, что масштабы предложения определяются только: 24
2) 24
47. На кривой предложения: 24
4) 24
48. На кривой спроса каждая точка показывает: 25
2). 25
49. На кривой предложения каждая точка показывает: 25
3). 25
50. В точке равновесия между спросом и предложением: 26
3). 26
51. При отклонении от равновесия: 27
1) 27
52. Если произошло отклонение от равновесия, и цена стала выше цены равновесия, тогда: 27
3). Р. 27
53. Если произошло отклонение от равновесия на рынке, и цена стала ниже цены равновесия, тогда: 27
3) 27
54. Если происходит развитие техники, то: 27
3) 27
55. Если растут доходы потребителей, то: 28
4) 28
56. Если происходит развитие техники, то график спроса и предложения: 28
1) 28
57. Если происходит увеличение доходов потребителей, то точка равновесия: 29
2). 29
58. Роль сигнала на рынке играет: 29
3). 29
59. Когда цена равновесия на рынке слишком велика, тогда государство должно: 29
3) 29
60. Когда цена равновесия на рынке слишком низка, тогда государство должно: 29
2) 29
61. В «чистой» рыночной экономике: 30
1) 30
62. В «чистой» плановой экономике». 30
2). 30
63. Найдите верное предложение утверждения: «В условиях рынка…». 30
1). 30
64. Если рынок действительно свободный, то производители и потребители: 30
1). 30
65. При гармонии между различными рынками: 30
3) 30
66. В этом списке все, кроме одного – это условия свободной конкуренции на рынке. Найдите лишнее условие. 31
3). 31
67. Условием того, чтобы все домашние хозяйства и индивиды имели сильные позиции на рынке, является: 31
2) 31
68. На рынке ценовой механизм: 31
3). 31
69. Основными недостатками рынка является все, кроме: 31
2). 31
70. Источником информации об изменениях на рынке является: 32
3). 32
Список литературы.. 33
1.Материальный баланс – это «весы», состоящие из двух «чаш»:
1). Возможности и источники этих возможностей.
Народно-хозяйственный материальный баланс разрабатывается по следующей типовой схеме:
Ресурсы |
Потребление |
Запасы на начало периода |
Производственно-эксплуатационные нужды (выделяются основные потребители) |
Производство (выделяются основные производители - республики, министерства) |
Строительство (выделяются основные потребители) |
Импорт |
Рыночный фонд |
Прочие поступления |
Экспорт |
Остатки на конец периода |
|
Всего ресурсов |
Всего потребление |
2.Основной целью на рынке является:
2). Удовлетворение потребностей всего общества.
В широком смысле рынок - это система хозяйствования решающая важные вопросы в сфере общественного производства, обмена, распределения и потребления товаров.
Коммерческий расчет в условиях рынка требует, чтобы торговая выручка от продажи товаров покрывала все произведенные затраты и давала доход, поэтому в большинстве случаев предприятия стремятся к оптимизации прибыли.
3.Государство должно вмешиваться и регулировать рыночные механизмы в вопросах обеспечения:
1). Коллективных товаров, внешних эффектов и социальной справедливости.
Государственное регулирование рынка - вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении и/или решения социальных проблем[1].
Существует ряд «товаров», которым нельзя дать цену и продать на рынке, поэтому государство должно брать на себя ответственность за производство «коллективного» товара, в связи с чем избежать вмешательства нельзя.
4. К коллективным товарам относятся:
4) услуги пожарных и совместная оборона
«Коллективные» товары или товары общественного пользования нельзя купить или продать индивидуальному потребителю. К их числу относятся, в частности: продукция оборонных отраслей, энергетика, дороги и др.
Ценовая политика - совокупность мероприятий и стратегий, которые использует предприятие при установлении цен на реализуемую продукцию[2]. При выработке ценовой политики учитываются издержки производства, цены конкурентов, конъюнктура рынка, затраты на рекламу и стимулирование сбыта и т.д. Ценовая политика рассматривается только в контексте общей политики фирмы.
5. К внешним эффектам относятся:
2). Загрязнение окружающей среды.
Внешние экономические эффекты (ВЭ) имеют место во всех случаях, когда деятельность одного предприятия вызывает издержки или выигрыши у другого предприятия, за которые предприятие-источник в условиях рыночной экономики ничего не платит или не получает никакой компенсации. Другой важной особенностью внешнеэкономических эффектов является их «принудительный характер», невозможность для фирм-получателей отказаться от потребления, скажем, отрицательных ВЭ, связанных с загрязнением окружающей среды. С учетом этого обстоятельства ВЭ может быть определен как такой результат производства или потребления некоторого продукта, который передается другому предприятию или лицу без права выбора и без оплаты
ВЭ могут быть положительными или отрицательными. Негативный эффект возникает, если деятельность является вредной (например, загрязнение окружающей среды), а ее экономический субъект не платит за нанесенный ущерб. Положительный эффект возникает, если деятельность является полезной, но осуществляющий экономический субъект не получает (или не получает в достаточной мере) платы за создаваемые выгоды для других. Если внешние эффекты выражаются в количественном (денежном) выражении и добавляются в стоимостные показатели проекта, то тогда говорят, что они учитываются (интернализируются). Механизм рыночной конкуренции стимулирует частные компании к осуществлению интернализации (сосредоточения в своих руках) прибыли и рассредоточения (перекладывания на других) издержек.[3].
6. Распределение конечных (в наличии) доходов более равномерно, чем распределение первичных (планируемых доходов)?
1). Да
Сильные перераспределительные тенденции и социальное регулирование обеспечивают устойчивое благосостояние двум третям общества (разрыв между самой богатой группой населения и самой бедной сдерживается государственным регулированием), что способствует сохранению устойчивости всей системы в целом.
7. Большая дифференциация доходов зависит:
2) от вложенного труда, капитала, везения, случая, стечения обстоятельств.
8. Монополизация рынка крупными корпорациями приводит к:
3). Негибкости цен малоподвижности их в сторону понижения
Крупные корпорации отклоняют условия действия механизма свободной конкуренции. Цены значительной части промышленных товаров устанавливаются не под воздействием спроса и предложения, а в результате политики, проводимой менеджерами крупных фирм. Крупные корпорации предполагают известную стабильность цен и крупные объемы запланированного производства. Рынок становится объектом административного контроля со стороны нескольких крупных предприятий
9. Государство должно дополнять рыночные механизмы:
1) для обеспечения надлежащих пропорций в экономике.
Главная задача государства состоит в регулировании процессов, происходящих в экономике. Регулирование рынка происходит с целью минимизации тех его недостатков, которые свойственны модели совершенной конкуренции.
В сферу государственного воздействия включается и промышленная политика. Рынок не способен эффективно размещать невоспроизводимые природные ресурсы, плохо обеспечивает концентрацию усилий на перспективных направлениях научно-технического прогресса, не стимулирует достаточных вложений в фундаментальную науку и т.д. Поэтому часто правительство проводит специальную политику, направленную на формирование надлежащих пропорций в экономике, оказывая финансовую, налоговую, кредитную поддержку развитию отдельных отраслей, регионов, видов хозяйственной деятельности.
Меры промышленной политики призваны лишь корректировать действие рыночных механизмов, а не отменять их. Эта стратегия должна проводится лишь тогда, когда есть твердая уверенность и высокая степень общественного согласия, что «чистый» рынок оказывается неэффективным регулятором.
10. На капиталистическом рынке действуют:
2) предпринимательские фирмы
Предпринимательская фирма представляет собою образование, которое принадлежит одному владельцу. Обычным для нее является объединение функций управления и собственности и нацеленность на максимизацию прибыли. Чаще всего такие фирмы представлены небольшими по размерам и специализированными по характеру деятельности хозяйственными субъектами, рыночное поведение которых в наибольшей степени соответствует конкурентным признакам.
11. На социалистическом рынке действуют:
3) кооперативы
Отличие социалистического рынка от капиталистического состоит в том, что доходы от земли и капитала получают не частные собственники, а идеологически структурированные коллективы. Идеологические структуры на предприятиях необходимы для организации производственных накоплений. Специфика социалистического рынка состоит в том, что государству, выражающему интересы всего народа при традиционном его построении или, иерархическим инвестиционным структурам необходимо получать плату за капитал, вложенный в производство, и рентные платежи.
Кооператив - объединение лиц с целью совместной хозяйственной деятельности или совместного потребления товаров и услуг. Средства кооператива образуются из паевых и членских взносов, а также прибыли от хозяйственной деятельности. По характеру деятельности различают производственные, потребительские, промысловые, сбытовые, снабженческие, кредитные, строительные и другие кооперативы.
Предпринимателями в социалистическом рынке в отличие от рынка капиталистического становится все трудящееся население
12. В предпринимательских фирмах:
3) рабочие не представлены ни в совете директоров, ни в числе владельцев акций.
Рабочие не участвуют в управлении и распределении доходов.
13. В самоуправляющихся фирмах:
1). Рабочие участвуют в управлении фирмой и распределении доходов
Самоуправляющаяся фирма представляет собою образование, принадлежащее коллективу работников. Как свидетельствует практика, самоуправляющиеся фирмы нацелены не на максимизацию дохода, а, прежде всего на сохранение занятости, что собственно и обусловило их возникновение.
14. Факторы производства, участвующие в производстве товаров и услуг:
3). Труд, капитал, природные ресурсы
Факторы производства - используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющей степени зависят количество, объем выпускаемой продукции. Спрос на факторы производства является производным: он существует лишь постольку, поскольку они участвуют в процессе производства[4].
Четыре основных фактора производства - в экономической науке - земля, труд, капитал, а также предпринимательская способность.
15. Доступ к различным факторам производства:
1) разделяет их на классы
16. Основополагающими для людей являются потребности в:
3) пище, жилище, одежде[5]
Первичные потребности по природе своей являются физиологическими: человек не может обойтись без еды, воды, одежды, жилища, отдыха и тому подобное.
17. Кроме первичных потребностей у людей существуют вторичные потребности в:
2). доступе к культуре, здоровье, образовании.
Вторичные потребности вырабатываются в ходе познания и приобретения жизненного опыта, т. е. являются психологическими - потребность в привязанности, уважении, успехе.
18. Центральным моментом движения ресурсов являются:
3). Ограниченность ресурсов
Общий смысл всех толкований понятия о ресурсах (как рассмотренных нами, так и оставшихся без внимания) сводится к тому, что ресурсы – это условия, необходимые для реализации каких-либо процессов. Под процессами понимаются любые изменения, движение или развитие. Даже существование (бытие) каких-либо сущностей – это тоже процесс.
19. Как может быть организован обмен?
1). Жестко регулируемым - административно-командная система (централизованно-плановая, коммунистическая).
2). Полностью свободным – чистый капитализм
3). Свободным с элементами регулирования – современный капитализм
20. Найдите неверное утверждение.
1) Наши желания ограничены нашими ресурсами
Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Потребности человека не остаются неизменными, они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации.
21. Экономика имеет дело с выбором:
1). Различных товаров и услуг для производства
Производственные возможности показывают какой максимальный объем производства одного товара или услуги может быть достигнуто при данном объеме производства другого товара или услуги при имеющемся уровне инвестиций в отрасли, производящие данные товары или услуги. Ресурсы ограничены: чтобы иметь возможность увеличивать производство одного товара, приходится снижать производство другого. Органы экономического управления стоят, в процессе руководства хозяйственным процессом, перед выбором: чего иметь больше и чем пожертвовать во имя этого.
Экономика имеет дело с выбором – это выбор между ориентирами инвестиционной стратегии, между разными технологиями производства, между производством различных товаров и услуг. Любой выбор влечет за собой издержки. Вопрос состоит в том, какой выбор позволяет получить наибольшую эффективность.
22. На кривой производственных возможностей:
2). Максимальный объем производства одного товара может быть достигнуто при некотором объеме производства другого товара
Кривая, графически иллюстрирующая возможности одновременного производства двух продуктов с учетом ограниченности ресурсов, расходуемых на производство этих продуктов. Кривая строится в системе координат, каждая из которых отражает объем производства одного из продуктов. Она ограничивает область производственных возможностей, так что любая точка на кривой показывает предельно возможное по ресурсным ограничениям сочетание объемов производства двух продуктов[6].
График производственных возможностей представлен на рис. 1.
Точки, находящиеся вне кривой трансформации, оказались бы предпочтительнее любой точки на кривой. Но такие точки недостижимы при данном количестве ресурсов и при данной технологии производства. Барьер ограниченности ресурсов не допускает какого-либо сочетания производства средств производства и предметов потребления в точке, расположенной вне кривой производственных возможностей. Любая точка внутри кривой производственных возможностей показывает незанятость или неполную занятость ресурсов. Продвигаясь к полной их занятости и полному объему производства, общество может производить большее количество либо одного, либо обоих продуктов. Эта точка показывает, что при использовании дополнительных ресурсов можно увеличить и производство масла и производство машин.
23. У кривой производственных возможностей:
1). Отрицательный угол наклон.
24. Отрицательный наклон кривой производственных возможностей указывает на:
2). Ограниченность ресурсов
25. Найдите неверное продолжение утверждения: «Если экономика находится внутри сегмента, ограниченного кривой производственных возможностей, то…»
Жилье
B
C
А
тракторы
Рис.2 Альтернативные издержки[7]
3).Для увеличения объема одного товара мы не жертвуем возможностью увеличения объема другого товара
Ели бы экономика находилась внутри сегмента, ограниченного кривой, например в точке А (см. рис. 2), то не было бы необходимости каким-либо образом жертвовать производством одного товара для того, чтобы росло производство другого. То есть, это означает, что в точке А производственные ресурсы используется неэффективно.
26. Альтернативные издержки на кривой производственных возможностей называется:
1). Выбор между производством тех или иных товаров.
Производственные ресурсы на каждом этапе развития хозяйственной деятельности ограничены (редки). Принимая хозяйственное решение, общество на каждом этапе развития должно делать выбор. Отдавая предпочтение чему-то (делая выбор), мы одновременно от чего-то отказываемся. Таким образом, альтернативность хозяйственных решений нужно приводить к тому, что, принимая один вариант, мы отвергаем другие. Следствием является тот факт, что каждому выбору соответствуют упущенные возможности, называемые альтернативными (вмененными) издержками. Иначе их называют издержками упущенных возможностей
27. Найдите неверное продолжение утверждения: «Для осуществления свободного выбора необходимо…»
3). Знать конкурентов.
28. При соизмерении блага и лишений:
2). Расчеты касаются того, что будет, если сейчас произойдет, то или иное действие.
Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения. Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода времени[8].
29. Отрицательная полезность, т.е. тягость труда:
1). Постоянно снижается
Полезностью обладает все, что доставляет удовольствия или избавляет от страданий. Общая полезность блага зависит от его количества: и=f(х). Однако Джевонс отмечает, что экономистов интересует полезность последнего приращения блага, которую он назвал «последней степенью полезности». Последняя степень полезности имеет тенденцию убывать с ростом количества блага. (Уильям Стенли Джевонс (1835 - 1882) был одним из самых разносторонних экономистов своего времени).
30. При принятии решений рациональный субъект сталкивается с:
2). Растущими предельными издержками и убывающими предельными доходами
Индивид стремится получить максимальный результат при минимальных затратах (классическая теория). Точка оптимальной прибыли находится там, где предельные издержки производства и предельный доход равны между собой, только здесь имеются оптимальные условия для получения максимальной прибыли.
31. Правило принятия решений для рационального выбора:
2). Предельные издержки должны быть меньше предельного дохода.
Рациональная модель принятия решений приносит максимум выгоды для организации, что требует тщательного анализа ситуации, отбора оценочных критериев, беспристрастного обмена информацией. Это позволит выбрать наилучшую альтернативу для всей организации.
Экономический обмен, экономические решения должны осуществляться таким образом, чтобы предельные издержки в каждом отдельном случае точно равнялись предельному доходу или превосходили его. Вложения инвестиционных ресурсов следует наращивать до тех пор, пока эффект от вложения последней единицы ресурса не сравняется с отдачей от данных инвестиций, наращивать же их далее, означает обеспечить себе убытки и потери.
33. Деятельность продолжается до тех пор, пока:
2). Предельные издержки не сравняются с предельным доходом.
Издержки обращения - согласно ГОСТ Р51303-99 - денежная оценка затрат, произведенных продавцом в процессе продвижения товаров к покупателю за определенный период времени. Различают материальные, финансовые, трудовые и иные затраты[9]
34. В макроэкономические расчеты входит:
1). Все, что касается данной деятельности.
Предметом исследования макроэкономики являются процессы, происходящие на уровне экономической системы государства В ходе макроэкономических исследований экономика государства, группы государств или государственного образования, пользующегося экономической самостоятельностью, рассматриваются как единое целое.
35. Типичным примером макроэкономического расчета является расчет:
2). Оценки воздействия различных мероприятий на окружающую среду.
Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.
К основным целям проведения оценки воздействия на окружающую среду следует отнести определение возможных экологических, социальных и экономических последствий реализации инвестиционно-строительного проекта при различных вариантах размещения, технической реализации и организации функционирования предприятия, а также оценку инвестиционных затрат на обеспечение экологической безопасности в зоне влияния объекта.
36.В наиболее простом представлении экономика отчасти состоит из:
1). Домашних хозяйств и предприятий.
Национальное счетоводство основывается на модели народнохозяйственного кругооборота, в которой процесс функционирования национальной экономики изображается в виде замкнутых денежных потоков, возникающих между макроэкономическими субъектами в ходе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг.
Табличное представление народнохозяйственного кругооборота
Поступления от |
Поступления к |
||||
домашнему хозяйству |
предпринимателям |
государству |
загранице |
сектору имущества |
|
Домашнего хозяйства |
– |
Оплата благ |
Прямые налоги |
Трансферты |
Сбережения |
Предпринимателей |
Оплата факторов производства |
– |
Налоги |
Оплата импорта |
Нераспределенная прибыль, амортизация |
Государства |
Пособия |
Оплата благ, субсидии |
– |
Оказание помощи |
Избыток бюджета |
Заграницы |
Трансферты |
Оплата экспорта |
Получение помощи |
– |
Дефицит платежного баланса |
Сектора имущества |
Изъятия |
Валовые инвестиции |
Дефицит госбюджета |
Избыток платежного баланса |
– |
37. Кругооборот в экономике между домашними хозяйствами и предприятиями образуют:
2). Товары и услуги
Кругооборот доходов и продукции - макроэкономическая модель потока товаров и услуг между домохозяйствами и фирмами, уравновешиваемого потоком денежных платежей, осуществляемых в обмен на товары и услуги
Кругооборот с включением внешнеэкономического сектора - поток товаров и услуг между домохозяйствами и фирмами, опосредованный денежным обращением, движением денежных средств через финансовые рынки.
38. Найдите верное утверждение:
1). Домашние хозяйства предоставляют предприятиям труд, капитал и природные ресурсы, а взамен берут товары и услуги.
Домохозяйства снабжают рыночную экономику факторами производства (труд, капитал, земля, предпринимательские способности), поставляют их на рынок ресурсов и полученные за них деньги (денежный доход) используют с целью приобретения товаров и услуг (потребительские расходы).
Домашнее хозяйство в рыночной экономике представляет собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, отдавая им определенные предпочтения, является собственником какого-либо фактора производства, обеспечивает производство и воспроизводство «человеческого капитала». Все эти характеристики можно отнести и к семье[10]. Рис 3.
Рис. 3. Модель кругооборота.
39. В рамках кругооборота интерес представляет три основополагающих вопроса:
3). Что производить? Как производить? Как распределять результаты?
Выбор товара, выбор технологии, поиск потребителя.
40.Основные вопросы в рамках кругооборота на модели рыночной экономики решаются:
2). Ценовой механизм управляет использованием ресурсов.
В рыночной экономике ценовой механизм - основной регулятор.
41. Основные вопросы в рамках кругооборота на модели плановой экономики решаются:
1). С помощью политических или административных решений.
42. Для анализа того, как распределяются ресурсы в рыночной экономике, используют модель, изучающую взаимодействие:
2). Спроса и предложения.
Рыночная система направляет ресурсы в те отрасли, на продукты которых потребители предъявляют достаточно высокий спрос, чтобы производство этих продуктов могло быть прибыльным; одновременно такая система лишает неприбыльные отрасли редких ресурсов.
В конкретной рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять экономически наиболее эффективные технологии производства.
Если ресурсы лимитированы, то их приходится распределять, исходя из принципов ресурсосбережения и приоритетности работ.
43. Спрос на товар не определяется таким фактором, как:
3). Цена схожих товаров.
Увеличение или уменьшение цены на данный товар приведет к изменению количества проданного товара
44. Для упрощения предполагают, что масштабы спроса определяются только:
3). Ценами этих товаров.
На спрос также оказывают влияние неценовые факторы:
1.Доходы
2.Наличие данного товара на рынке (дефицит).
3.Психология покупок и вкусы потребителей.
4.Эффекты ожидания: рост или снижение цен
5.Наличие на рынке товаров-заменителей (субститутов).
6.Наличие на рынке дополняющих друг друга товаров (комплиментарных).
Все неценовые факторы рассматриваются в экономике не в динамике, а в статике, т.е. постоянными. Это означает, что ни один из этих факторов не может оказать на спрос такого решающего влияния как цена. Поэтому употребляется термин «при прочих равных условиях».
45. На кривой спроса:
3). Чем выше цена, тем ниже спрос.
Цена (Р), руб./100 г |
Объем спроса (Q), г/нед. |
10 8 6 4 2 |
100 300 600 1000 1400 |
Полагая последовательно цену равной 8, 6, 4 и 2 руб., можно определить, какое максимальное количество согласится купить наш потребитель: Но это и есть не что иное, как функция спроса от цены, представленная в табличной форме.
Рис. 4. График индивидуального спроса
По этим данным построим кривую спроса потребителя (рис. 4). Кривая индивидуального спроса имеет отрицательный наклон. Следовательно, покупатель выражает желание увеличить объем спроса только при снижении цены. Закон убывающей предельной полезности превращается в закон индивидуального спроса, который формулируется следующим образом: при прочих равных условиях объем спроса увеличивается (уменьшается) с уменьшением (увеличением) цены товара.
46. Для упрощения предполагают, что масштабы предложения определяются только:
2). Ценой этих товаров
Шкала предложения (функция предложения) отражает зависимость между объемом предложения товара и его ценой. Другие факторы, такие, как цены производственных ресурсов и имеющиеся производственные технологии, которые могут повлиять на объем предложения, остаются неизменными при построении шкалы предложения. Шкала предложения показывает, сколько продавцов захотят продать по каждой из множества цен.
47. На кривой предложения:
4). Чем выше цена, тем выше предложение.
Рис. 5 Кривая предложения
Рис.5. Кривая предложения.
48. На кривой спроса каждая точка показывает:
2). Количество товаров, которое покупатели хотят купить за соответствующую цену.
Рис. 6. График спроса - Зависимость между ценой и спросом
P 1 и P 2 - цена , Q 1 и Q 2 - величина спроса ,D - спрос
49. На кривой предложения каждая точка показывает:
3). Количество товаров, которое продавцы готовы продать за соответствующую цену.
С ростом цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их снижения – меньшие График спроса – рис. 7.
P 1 и P 2 - цена Q 1 и Q 2 - величина спроса S - предложение
Рис.7.
50. В точке равновесия между спросом и предложением:
3). Спрос равен предложению.
Кривые спроса и предложения, отражающие планы покупателей и продавцов, могут быть использованы для графической демонстрации рыночного равновесия. Если сравнить планируемые количества продаж по каждой цене с планируемыми по этим же ценам количествами купленных товаров, то видно, что существует лишь одна цена, при которой планы продавцов и покупателя совпадают. Эта цена является равновесной ценой. Если все покупатели и продавцы будут строить свои планы, учитывая указанную цену, то никому не придется перестраиваться «на ходу».
Конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке, свидетельствующее о том, что ограниченное количество имеющегося в обществе конкретного товара распределено между возможными его потребителями. Но это частичное равновесие на единичном рынке.
Необходимо учитывать, что цены находятся в постоянном движении вследствие изменений предложения или спроса. Эти изменения взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям цен других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в определенный момент времени в равновесии. В этом случае говорят об общем равновесии рынка.
51. При отклонении от равновесия:
1). Рынок сам стремится к равновесию.
Если рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении к равновесной цене. Модель «спроса – предложения» используется на практике, с тем, чтобы предсказать рыночное поведение на основе прогнозирования равновесных цен и объемов. Рынок стремится к равновесной цене дабы избежать дефицита либо переизбытка определенного товара.
52. Если произошло отклонение от равновесия, и цена стала выше цены равновесия, тогда:
3). Рынок будет стремиться к тому, чтобы эта цена ушла до цены равновесия.
53. Если произошло отклонение от равновесия на рынке, и цена стала ниже цены равновесия, тогда:
3) Рынок будет стремиться к тому, чтобы эта цена ушла до цены равновесия.
54. Если происходит развитие техники, то:
3) Кривая предложения смещается вниз.
55. Если растут доходы потребителей, то:
4) Кривая спроса смещается вверх.
56. Если происходит развитие техники, то график спроса и предложения:
1). Точка равновесия смещается по оси спроса вниз.
57. Если происходит увеличение доходов потребителей, то точка равновесия:
2). Смещается по оси предложения вверх.
58. Роль сигнала на рынке играет:
3). Ценовой механизм.
Для продавцов и покупателей.
59. Когда цена равновесия на рынке слишком велика, тогда государство должно:
3). Предоставить целевые дотации производителям.
60. Когда цена равновесия на рынке слишком низка, тогда государство должно:
2). Предоставить целевые дотации потребителям.
61. В «чистой» рыночной экономике:
1). Нет никакой вышестоящей власти.
Экономика регулируется рыночными отношениями.
62. В «чистой» плановой экономике»
2). Все решения принимаются централизовано.
Экономика регулируется административно-командными методами
63. Найдите верное предложение утверждения: «В условиях рынка…»
1). Предприятия вынуждены производить именно те товары, которые потребители желают иметь и могут за них заплатить.
Потребитель.
64. Если рынок действительно свободный, то производители и потребители:
1). Придут к равновесию регулированием цен.
65. При гармонии между различными рынками:
3). Равновесие на одном рынке не влияет на равновесие на других рынках.
66. В этом списке все, кроме одного – это условия свободной конкуренции на рынке. Найдите лишнее условие.
3). Чтобы товаров было больше и по низким ценам, необходимо развивать крупномасштабное производство.
На рынке совершенной конкуренции условия продаж заданы, все его участники находятся в равноправном положении и никто из его участников не в состоянии повлиять на равновесную цену, о соревнование между ними возникает в стремлении продать больше своего товара по более низкой, «своей» цене при прочих равных условиях.
Продавец и стоящий за ним производитель товара могут улучшить свои позиции на подобном рынке лишь путем уменьшения затрат на производство продукции.
67. Условием того, чтобы все домашние хозяйства и индивиды имели сильные позиции на рынке, является:
2). Выполнение условий совершенной конкуренции.
68. На рынке ценовой механизм:
3). Является основным регулятором.
Правильно войти в рынок.
69. Основными недостатками рынка является все, кроме:
2). Наличие «коллективных» товаров, которые нельзя купить и продать индивидуальному предпринимателю.
Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов: ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой, прежде всего, необходим обществу, конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.
70. Источником информации об изменениях на рынке является:
3). Повышение или понижение цены.
Потребителями этой информации являются участники рынка. Информация об изменениях на рынке необходима им для анализа, это позволяет каждому участнику постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Список литературы
1. Козлова К. Б. Институционализм в американской политэкономии, М.: Экономика, 1987.
2. Ленин В.И. ПСС, т.23, с.47.
3. Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е..Б Современный экономический словарь Некоммерческое партнерство содействия профессиональному росту специалистов в области экономики и финансов. М.: «Специалист + Квалификационный Аттестат» НП СКАТ, 2004.
4. Пиндайк Р., Д. Рабинфельд Микроэкономика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004.
5. Эклунд К. Эффективная экономика, М.: Прогресс, 1991, с.73.
6. Экономика и окружающая среда. Англо-русский словарь-справочник. Научный редактор - проф. А.Маркандиа. 1996 г.
7. Акулов В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента. ЭEUP.RU Экономика и управление на предприятиях: Электронная библиотека
8. Glossary.ru
9. Новое столетие Ротари. rotary.org.
10. Нурманов Б.З., Райзберг Б.А. История экономических учений. Учебник.www.univer.kz
11. Экономические теории. Электронный учебник. http.www.tji.uz/et
[1] Glossary.ru
[2] Glossary.ru
[3]
Экономика и окружающая среда. Англо-русский словарь-справочник. Научный
редактор- проф. А.Маркандиа.
[4] Glossary.ru
[5] rotary.org. Новое столетие Ротари
[6] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е..Б Современный экономический словарь
[7] Клас Эклунд, Эффективная экономика, М. Прогресс, 1991, с.73
[8] Р. Пиндайк, Д. Рабинфельд Микроэкономика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004
[9] Glossary.ru
[10] Экономические теории. Электронный учебник.http.www.tji.uz/et