Содержание

Ситуация 6. 3

Ситуация 95. 6

Тесты.. 10

Список литературы.. 11

Ситуация 6

В наши дни главной проблемой обработки стали не технические вопросы, а вопрос, а вопрос как ее переварить. Избыток информации для клиента, решающего, что купить, может быть, даже хуже, чем ее недостаток: человек теряется и в результате вообще отказывается от покупки.

Какие важные факторы влияния на управление вызывали изменения концепций и методов менеджмента? Охарактеризуйте эти факторы. О каком факторе влияния идет речь в этой ситуации? Как изменяется этот фактор с течением времени и как он влиял на организации? Какая управленческая концепция, относящаяся к одному из важных факторов влияния на управление в 21 веке, описана в этом примере?

Решение ситуации 6

Концепция - изменение статуса потребителя. Колоссальное расширение рынка товаров и услуг и развитие информационных технологий, обеспечивающее доступ к пpaктически неограниченному числу товаров по всему миру, изменяют поведение потребителя.

Современный потребитель ориентируется на полное, а не частично удовлетворение индивидуальных потребностей, которые быстро меняются под действием глобального рынка, чувствительного одновременно ко всем аспектам предложения — цене, качеству, функциональным и эстетическим свойствам товара, надежности.

Решения потребителей все больше и больше приобретают чисто рациональный характер, потребительский выбор определяется не страной-производителем или традицией ("всегда покупаю "форд"), а характеристиками конкретного комплекса предлагаемых товаров. Все труднее становится завоевать и, главное, сохранить лояльность потребителей — основу долгосрочного процветания любой компании.

Естественно, что процесс глобализации идет  неравномерно — отдельные отрасли (информатика, телекоммуникации, автомобилестроение, фаст-фуд) и организации (McDonalds, Pepsi-Cola, AT&T) продвинулись гораздо дальше других. Однако уже сегодня ясно, что эти тенденции являются генеральным направлением изменений в экономике, которые определят ее лицо в XXI веке. Так же очевидно, что основополагающие успеха в новых экономических условиях будут отличаться от факторов, обеспечивавших процветание компаний во второй половине нынешнего века. Конкурентоспособность компаний в XXI веке будет определяться:

Ситуация описывает третий переходный период, который развивался с 60-х годов, когда начала возрастать потребность в том, чтобы на фирмах появились руководители со стратегическим и творческим мышлением. Причиной этому послужили дискретные и неожиданные изменения внешней среды. В результате власть в корпорациях постепенно переходит к управляющим со стратегическим и творческим типами мышления. И соответственно характерными стилями управления компаниями становились стратегический и творческий.

Как и в предшествующие периоды широкомасштабных перемен, развитие стратегического и творческого типов мышления у менеджеров той или иной фирмы представляет в настоящее время процесс дополнения, а не замещения. Если бы все руководство фирмы переняло новые типы мышления, фирма стала бы в большей степени творческой, однако это не обеспечило бы ни эффективного производства, ни эффективного маркетинга, требующих производственного типа мышления соответственно. Фирма стала бы превосходным генератором потенциальной прибыли, но очень слабым ее практическим источником.

Современная концепция управления персоналом состоит в признании экономической целесообразности (эффективности) капиталовложений в привлечение рабочей силы, поддержание ее работоспособности, обучение, создание условий выявления способностей и интеллектуального потенциала, заложенного в личности.

Управленческие концепции в 21 веке будут связаны с тем, как разработать методологию управления, используя которую организации могли бы найти способ отличаться от других. Быть не похожим на других очень трудно. Но это будет основой управленческого успеха в XXI веке.

Информационные продукты сейчас занимают все большее и большее место на рынке. Опять на ведущее место выдвигаются исследования и разработки.[4,с.133]

Каким же будет доминирующий или, точнее, основной продукт в XXI веке? Чем будут заниматься организации в следующем столетии? Пожалуй, в XXI веке основным продуктом станет здоровье человека, продление его жизни, устранение болезней. Производство будет очень сильно ориентированно на создание новых лекарственных препаратов, а также на создание всевозможных приборов и машин, которые будут позволять людям делать свое тело более здоровым, а свою душу более стрессоустойчивой и спокойной. То есть производство будет подчинено интересам создания здорового человека. На это же будет нацелена и сфера услуг.

В чем же проявится глобализация в XXI веке? Очень большой акцент будет делаться на управлении разнообразием. Остро проявится потребность сохранения разнообразия и использования его преимуществ наилучшим образом.

Ситуация 95

В 1975 г Фирма «Миллер» выпустила на рынок низкокалорийное пиво «Лайт». другие марки низкокалорийного пива успеха на рынке не имели в основном потому, что рекламировались как диетические напитки для соблюдающих диету потребителей, которые вообще пили мало пива. В результате эти марки приобретали образ чего – то «дамского». «Миллер» же представил «Лайт» как пиво, «не дающее тяжести», как пиво для «подлинных» любителей. К рекламе пива привлекли знаменитых деятелей спорта, которые заявляли, что раз «Лайт» содержит на треть меньше калорий, они могут выпивать больше пива, не испытывая чувства тяжести. Эта рекламная компания стала одной из самых популярных и успешных на телевидении. Даже упаковка нового пива взывала к мужскому вкусу и буквально «отдавала пивом».

В данном примере описывается один из способов придания различия товару, которые составляют основу стратегий конкурентной борьбы определенного класса фирм. Опишите этот класс фирм. Как называются эти различия? Какой из факторов этих различий приведен в этой ситуации? Какую выгоду извлекает производитель на основе этих различий? Какие еще факторы различий вам известны?

Решение ситуации 95

Фирма придерживается предпринимательского стиля поведения, а управляющий этой организацией имеет творческий тип мышления.

Стратегия развития продукта, а также стратегия конкурентной борьбы, пива «Лайт» включает в себя модификации существующих или создание новых, но похожих, товаров, которые могут быть проданы нынешним покупателям по уже установленным каналам.[2,с.56]

Стратегия развития продукта чаще всего используется или для того, чтобы увеличить жизненный цикл продукта, или для того, чтобы извлечь большие преимущества из репутации и марки продукта. Главная идея заключается в том, чтобы привлечь к новому продукту клиентов, которые были удовлетворены товарами, предлагаемыми компанией раньше.

Основной стратегией McDonald`s и других систем быстрого питания является стратегия развития продукта , следуя которой они постоянно вводят в меню новые блюда, играя на том, что постоянным клиентам, удовлетворённым качеством их продукции, захочется попробовать чего–нибудь новенького.

В течение многих лет компании, выпускающие сухие завтраки, модифицировали свою продукцию, и в конце концов разработали четыре новых продукта для своих верных клиентов.

На фирме производящей пиво «Лайт» используется система  канбан. Канбан представляет собой систему оперативного  планирования производственных  запасов  и  материальных  потоков  между  отдельными производственными операциями. Идея системы канбан заключается в том, чтобы производить и поставлять продукцию именно тогда, когда она должна быть поставлена потребителю, изготавливать детали не впрок, а непосредственно для подачи на сборку, и поставлять исходное сырье именно в тот момент, когда оно необходимо для изготовления из него деталей.

Главным правилом системы канбан является межоперационная поставка исключительно доброкачественных бездефектных деталей и полуфабрикатов. При системе канбан план производства определенного количества деталей и полуфабрикатов на каждой предшествующей технологической стадии  определяется  заданием  производственного  участка, выполняющего последующую стадию при данной производственной программе предприятия. Эта система может эффективно использоваться лишь при условии относительной стабильности и принятой производственной программы предприятия в целом (с точки зрения общего объема выполняемых работ) и при незначительных отклонениях показателей загрузки оборудования от установленного уровня. Поэтому использование канбан требует стабилизации производственной деятельности (предполагающей одновременно гибкое изменение объемов выпуска отдельных изделий в рамках общей производственной программы), а также рационализации условий производства на каждом технологическом участке.

Смысл внедрения канбан состоит в том, чтобы исключить запасы и незавершенное производство, во-первых, по финансовым соображениям, но, кроме этого, и это главное, чтобы обеспечить большую гибкость производства, возможность лучшего приспособления к изменяющимся требованиям рынка.

Канбан можно определить как стимулятор спроса или как вытягивающую систему планирования в отличие от подталкивающей, каковыми являются, например, системы МRР и МАР. При канбан основным побуждающим объектом является тот, кто использует конечный продукт, а начало всему определяет конечный выпуск, под который  подстраиваются  все  предшествующие этапы  производства. 

При использовании систем МRР и МАР этим субъектом является производственный отдел, который на основе прогнозируемого спроса на конечную продукцию разрабатывает календарные планы для каждого из производственных участков. Если при системах МRР и МАР планирование потребности в материалах на каждом этапе производства осуществляется от первого до последнего этапа, то в системе канбан имеет место обратный порядок. Информация идет от конечной точки непосредственного производства к предыдущему участку работы.

Таким образом, каждый шаг производства тщательно согласуется и поставка материалов, деталей и узлов от одного исполнителя к другому осуществляется в нужное время. Устранение буферных складов и усиление попарных связей следующих друг за другом исполнителей увеличивают стабильность производственного процесса.

Во Франции (наряду с другими западноевропейскими странами) система канбан начала внедряться отдельными промышленными фирмами уже в 70-е годы. Ее стали называть системой определения потребности на уровне предыдущей операции (МАРА). Объектами планирования с помощью МАРА в первую очередь стали детали и узлы, стоимость которых в наибольшей степени влияла на уровень оборота (до 80% оборота) предприятия. В результате использования МАРА имело место сокращение стоимости запасов и почти полное устранение остановки производства из-за нарушений межоперационных поставок. Упростилась система документирования и учета внутризаводского движения деталей и узлов, а также система текущего контроля.

При системе канбан, как отмечалось ранее, заказ на изготовление деталей поступает с рабочего места, находящегося “выше” по ходу производственного процесса на рабочее место, расположенное “ниже”. Это происходит без использования электронной вычислительной техники, путем передачи карточек (канбан) в  контейнерах для деталей. Таким образом, на конкретные детали поступает твердый заказ и именно в тот момент, когда в них возникает потребность.

Работа по системе канбан требует жесткой дисциплины и ломает многие привычные представления. Она непригодна в тех случаях, когда имеют место значительные колебания объема производственной программы предприятия, тогда как для системы МRР они не так важны, если обеспечен достаточно точный прогноз.[4, с.236]

Влияние системы канбан на эффективность работы предприятий имеет многоплановый характер. Канбан способствует улучшению качества, снижению непроизводственных затрат, обеспечению более гибкого и быстрого реагирования на потребности рынка, снижению себестоимости, повышению производительности, снижению текущих запасов и времени выполнения заказов.

Выгода от реализации системы канбан сопровождается ежедневными сводками о состоянии запасов, функционированием комиссионного склада, обеспечением надежной и гарантированной поставки деталей и комплектующих изделий, стимулированием персонала, децентрализацией управления, минимизацией числа поставляемых деталей в строгом соответствии с потребностями сборки.

Тесты

1) 6-а

2) 16-б, в

3) 26-в

4) 36-а, в

5) 46-б

6) 56-а

7) 66-д

8) 76-б

9) 86-а, в

10) 96-в

Список литературы

1.                Бовыкин В. Новый менеджмент. - М.: Экономика, 1997.

2.                Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». - М.: Гардарика, 1999.

3.                Журнал «Менеджмент», Ассоциация развития управления, 1996, № 4.

4.                Лунёв В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой: Учебное пособие. - М.: Финпресс, НГАЭиУ, 1997.

5.                Месхон М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1992.