Содержание
Введение. 3
1.1 Признаки и порядок установления банкротства предприятий. 4
1.2 Роль и деятельность арбитражного суда. 5
1.3 Виды и порядок осуществления процедур банкротства. 6
1.3.1 Наблюдение. 7
1.3.2 Финансовое оздоровление. 9
1.3.3 Внешнее управление. 10
1.3.4 Конкурсное производство. 12
1.3.5 Мировое соглашение. 13
1.4 Особенности банкротства отдельных категорий юридических лиц. 14
1.5 Ликвидация предприятий (в судебном и внесудебном порядке) 18
2. Практическая часть. 20
2.1 Схема (последовательность действий с описанием их содержания, срока и результата) по ликвидации предприятия во внесудебном порядке. 20
2.2 Схема (последовательность действий с описанием их содержания, срока и результата) по ликвидации в судебном порядке отсутствующего должника. Оценка времени ликвидации. 23
Заключение. 26
Список литературы.. 27
Введение
Несостоятельность (банкротство) является категорией рыночной системы и выступает следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики.
Массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия, поэтому в странах с рыночной экономикой выработан определенный механизм упреждения и защиты предприятий от банкротства. Поэтому государство придает большое значение регулированию отношений несостоятельности (банкротства) хозяйствующих субъектов. В то же время в рыночных условиях хозяйствования предприятия должны быть уверены в надежности и экономической состоятельности своих партнеров, в противном случае они имеют возможность использовать механизм банкротства как средство возврата долга неплатежеспособными партнерами.
Ныне действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ, помимо процедур банкротств содержит процедуру финансового оздоровления, которая играет важную роль в защите интересов неплатежеспособного предприятия, оказавшегося в затруднительном финансовом положении. В Федеральном законе определена система мер по восстановлению платежеспособности должника, что имеет серьезное экономическое значение не только для должника, но и для государства в целом.
Перечисленные аспекты определяют актуальность темы данной работы и ее цель – рассмотреть аспекты банкротства и ликвидации предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить признаки банкротства предприятия;
- рассмотреть роль и деятельность арбитражного суда;
- рассмотреть виды и порядок осуществления процедур банкротства;
- разработать схему по ликвидации предприятия.
1. Теоретическая часть
1.1 Признаки и порядок установления банкротства предприятий
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.[1]
Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:
- размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;
- размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.
1.2 Роль и деятельность арбитражного суда
Арбитражный суд рассматривает дела о банкротстве, а также осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к его компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, введенным в действие 24 июля 2002 г.
К задачам судопроизводства в арбитражном суде относятся следующие:[2]
- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;
- укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- формирование уважительного отношения к закону и суду;
- содействия становлению и развитию партнерских, деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при достижении определенной суммы требований по денежным обязательствам и обязательным платежам, а также наличии признаков банкротства, установленных ст. 3 Федерального закона.
В зависимости от обстоятельств дела арбитражный суд:[3]
1) принимает решение об отклонении заявления, если в ходе разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника, требования кредиторов могут быть удовлетворены;
2) при наличии признаков банкротства и возможности восстановления платежеспособности должника и продолжения его деятельности путем реорганизационных процедур, назначает наблюдение, финансовое оздоровление или внешнее управление. Процедура невозможна без ходатайства, которое может подать собственник имущества должника, кредиторы, сам должник;
3) признает должника банкротом и назначает конкурсное производство с принудительной ликвидацией, если вернуть предприятие к жизни невозможно.
1.3 Виды и порядок осуществления процедур банкротства
Отечественные аналитики, исследуя причины, условно делят банкротство на три вида:[4]
- первый вид — банкротство бизнеса, связанное с неэффективным управлением предприятием, неумелой маркетинговой стратегией, нерациональным расходованием ресурсов и т.д.;
- второй вид — банкротство собственника, вызванное отсутствием инвестиций в оборотный капитал для осуществления простого воспроизводства (даже при наличии спроса на продукцию на рынке) и в развитие производства для поддержания рыночной стоимости предприятия;
- третий вид — банкротство производства, когда под влиянием первых двух факторов выпускается неконкурентоспособная продукция и требуется диверсификация этого производства.
Очевидно, что на практике все три вида сочетаются в разных пропорциях общей смеси. Разделить их можно только по преимущественному фактору, определяющему его природу.
При рассмотрении дела о банкротстве должника- юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
1.3.1 Наблюдение
Наблюдение представляет собой процедуру, направленную на обеспечение сохранности имущества должника и проведение анализа его финансового состояния с целью выявления возможности восстановить платежеспособность должника.
Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения:[5]
1. Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только в соответствии с Законом «О несостоятельности».
2. По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств.
3. Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника.
4. Запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая).
5. Запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.
6. Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная п. 4 ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» очередность удовлетворения требований кредиторов.
Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника. Органы управления должника с письменного согласия временного управляющего могут совершать сделки, которые связаны:
1) с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
2) с получением и выдачей займов (кредитов), поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления предприятия должника.
Органы управления должника не могут совершать сделки:
1) по реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и ликвидации должника;
2) по созданию юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
3) по созданию филиалов и представительств;
4) о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
5) о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
6) о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
7) об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
8) о заключении договоров простого товарищества.
На этой стадии актуальным является вопрос экспресс-анализа жизнедеятельности предприятия. Наблюдение считается первым этапом ограничения финансовой самостоятельности предприятия.
1.3.2 Финансовое оздоровление
Если оснований для введения процедуры финансового оздоровления нет, а платежеспособность должника может быть восстановлена, тогда вводится процедура внешнего управления. Определение арбитражного суда о введении процедуры подлежит немедленному исполнению. Совокупный срок финансового оздоровления не может превышать два года. Административный управляющий в ходе процесса финансового оздоровления ведет реестр требований кредиторов, созывает собрания кредиторов, контролирует выполнение плана финансового оздоровления и графика погашения долгов. Он получает от руководителя-должника информацию о текущей деятельности, принимает участие в инвентаризации, согласовывает или опротестовывает сделки. Продолжительность процедуры финансового оздоровления составляет не более двух лет.
Не позднее, чем за месяц до истечения срока финансового оздоровления, должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету прилагаются баланс, отчет о прибылях и убытках и документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Через десять дней после получения отчета заключение административного управляющего направляется кредиторам реестра и в арбитражный суд. Отсутствие отчета должника или погашения требований кредиторов дает основание для созыва собрания кредиторов, которое принимает решение о ходатайстве по введению внешнего управления или конкурсного производства.
Особая роль в проведении финансового оздоровления и иных процедур отводится собранию кредиторов. Участниками собрания с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. К исключительной компетенции собрания кредиторов относятся принятие решений по срокам проведения процедуры, утверждение и изменение плана, утверждение требований к кандидатуре управляющего.
Меры, направленные на финансовое оздоровление должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.[6]
Отсюда следует, что в первую очередь финансовую помощь должнику могут оказать собственники имущества предприятия и учредители (участники) юридического лица до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Финансовая помощь может быть оказана следующими способами:
- в виде возвратной финансовой помощи — займа (процентного, беспроцентного);
- безвозвратной финансовой помощи – безвозмездное поступление;
- путем принятия решения о выпуске и размещения облигаций, векселей;
- путем принятия решения об увеличении уставного капитала (увеличение номинальной стоимости акций или дополнительный выпуск акций).
1.3.3 Внешнее управление
Основанием для введения внешнего управления служат определение арбитражного суда по итогам процедуры финансового оздоровления, ходатайство собрания кредиторов. При этом установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника. Если процедура финансового оздоровления протекала более 18 месяцев, то внешнее управление вводить нельзя. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления может составить не более двух лет.[7]
От даты введения процедуры внешнего управления руководство предприятием принимает на себя внешний управляющий. Полномочия руководителя и органов управления должника ограничены принятием следующих решений:
- об увеличении уставного капитала;
- замещении активов должника;
- порядке ведения собрания акционеров;
- соглашениях по беспроцентному займу у третьих лиц на срок процедуры внешнего управления;
- ходатайством о продаже предприятия должника.
Отменяются ранее принятые меры по удовлетворению требований кредиторов, аресты имущества должника и ограничения по распоряжению им — только в рамках процесса банкротства. Также вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам. Внешнее управление вводится на основании определения арбитражного суда на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. С другой стороны, по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен.
Внешнее управление представляет собой жесткую процедуру в отношении финансовой самостоятельности предприятия. Внешний управляющий распоряжается имуществом должника, заключает от его имени мировое соглашение, отказывается от исполнения договоров по сделкам, препятствующим восстановлению платежеспособности.
На стадии внешнего управления актуален вопрос разработки и реализации антикризисной стратегии оздоровления предприятия.
Деятельность внешнего управляющего по восстановлению платежеспособности должника должна соответствовать плану внешнего управления, который утверждается собранием кредиторов. Исходя из производственного и финансового положения должника план внешнего управления также может предусматривать продажу предприятия-должника. Имущество должника может продаваться как единый имущественный комплекс, так и по частям. Суммы, вырученные от продажи, идут на погашение задолженности предприятия.
1.3.4 Конкурсное производство
После принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом утверждается процедура конкурсного производства. Эта процедура является завершающей стадией в процессе банкротства, в результате которого прекращается существование юридического лица. Срок конкурсного производства ограничен одним годом. По ходатайству лиц, участвующих в деле, он может быть продлен на шесть месяцев.
Последствия открытия конкурсного производства:
- срок исполнения возникших до открытия процедуры денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
- прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
- все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования могут быть предъявлены должнику только в рамках конкурсного производства. Исключение составляют признание прав собственности, взыскание морального вреда, истребование имущества из незаконного владения, ничтожные сделки; снимаются ранее наложенные аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника;
- сведения о финансовом состоянии должника теряют конфиденциальность и перестают составлять коммерческую тайну.
Конкурсный управляющий принимает в ведение, инвентаризует и сохраняет имущество должника, выявляет и возвращает его от третьих лиц. Он привлекает независимого оценщика имущества, специалистов по анализу финансового состояния, ведет реестр требований кредиторов, увольняет работников. Все имущество должника составляет конкурсную массу за исключением выведенного из оборота, лицензионных и иных личностных прав. Имущество, являющееся предметом залога, оценивается и учитывается отдельно. Социально значимые объекты продаются на аукционе, а вырученные средства включаются в конкурсную массу. Конкурсное производство прекращает финансово-хозяйственную деятельность предприятия, происходит ликвидация предприятия как юридического лица. На основной счет должника зачисляются денежные средства, поступающие в ходе конкурсного производства. С этого счета осуществляются выплаты кредиторам.
Федеральным законом также прописаны упрощенные процедуры банкротства ликвидируемого должника. Если стоимость имущества должника — юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то арбитражный суд признает ликвидируемого должника банкротом, открывает конкурсное производство и утверждает конкурсного управляющего. Все остальные процедуры не рассматриваются.
1.3.5 Мировое соглашение
Мировое соглашение при процедуре банкротства – добровольное соглашение должника с конкурсными кредиторами о прекращении дела о банкротстве на основе взаимных уступок. Мировое соглашение заключается письменно и должно содержать положение о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. Взаимная выгода может быть найдена в прекращении обязательств за счет отступного, в обменен требований на доли в уставном капитале, акции, облигации и иные ценные бумаги, прощении долга, отсрочке или рассрочке уплаты долгов и ином, не нарушающем прав кредиторов реестра.
Арбитражный суд может утвердить мировое соглашение при выполнении следующих условий:
1) Мировое соглашение может быть утверждено только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.
2) Должник и арбитражный управляющий в течение 5-10 дней от даты заключения мирового соглашения должны представить в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения.
3) К заявлению должны быть приложены текст мирового соглашения, протокол собрания кредиторов, реестр требований кредиторов, документ о погашении требований кредиторов первой и второй очереди, возражения «против».
4) Мировое соглашение может быть заключено в процессе любой процедуры, утвержденной арбитражным судом. В ходе наблюдения или финансового оздоровления решение о заключении мирового соглашения принимается руководителем должника, внешнего управления – внешним управляющим и конкурсного производства – конкурсным управляющим с одобрения (решения) органа управления должника. При заключении мирового соглашения с участием третьих лиц в документе содержится информация о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность и указывается определенный характер такой заинтересованности.
Мировое соглашение в ходе наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства распространяется на требования кредиторов (конкурсных кредиторов) и уполномоченных органов, включенных в реестр требований на дату судьбоносного собрания кредиторов.
Мировое соглашение между должником и кредиторами может предусматривать следующие условия: отсрочку или рассрочку исполнения обязательств, уступку права требования должника, исполнения обязательств должника третьими лицами, скидку с долга, обмен требований на акции и др.[8]
1.4 Особенности банкротства отдельных категорий юридических лиц
К отношениям, связанным с банкротством градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий, применяются положения главы 9 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве), регулирующие банкротство должников - юридических лиц.
Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников, которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта.
При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления.
В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве арбитражным судом могут быть также привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
При рассмотрении обоснованности требований кредиторов арбитражному суду должны быть предоставлены доказательства, подтверждающие, что градообразующая организация соответствует требованиям ст. 169 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
В случае, если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.
Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.
Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50% общей суммы выручки.
Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее чем семьдесят процентов общей суммы выручки.
В ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получения сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.
Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.
Основания для признания кредитной организации банкротом определяются федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.
При рассмотрении дела о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующую саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг.
Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются: федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.
Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей[9].
1.5 Ликвидация предприятий (в судебном и внесудебном порядке)
Основными нормативными документами, устанавливающими порядок ликвидации юридических лиц, являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Согласно статье 61 Гражданского кодекса РФ, предприятие может быть ликвидировано в следующих случаях:
· по решению его учредителей;
· в связи с истечением срока, на который создано предприятие;
· в связи с достижением цели, ради которой создано предприятие;
· в связи с признанием судом регистрации предприятия недействительной из-за допущенных при его создании нарушений закона или иных правовых актов (если эти нарушения носят неустранимый характер);
· в связи с возбуждением уголовного дела.
Также предприятие, зарегистрированное в качестве общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества, может быть ликвидировано, если его уставный капитал в течение года не был полностью оплачен и учредители не зарегистрировали его уменьшение в установленном порядке.
Предложение о ликвидации предприятия выносит на общее собрание учредителей совет директоров или иной орган (в соответствии с уставом предприятия). Если принимается положительное решение, то, согласно ст. 23 Налогового кодекса РФ, в течение трех дней с момента его принятия предприятие должно уведомить об этом налоговую инспекцию.
Общее собрание учредителей назначает ликвидационную комиссию. Ликвидационная комиссия должна разработать и утвердить план ликвидации предприятия, который должен включать в себя следующие мероприятия:
· инвентаризацию имущества (основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, материалов, нематериальных активов и т. п.);
· подготовку сведений о размерах и составе активов (характеристика активов, подлежащих реализации, их состояние, степень ликвидности);
· сбор сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества, остающегося после расчетов с кредиторами;
· составление развернутой характеристики финансового состояния предприятия на момент ликвидации;
· анализ и оценку дебиторской задолженности, разработку мероприятий по ее взысканию (группировку дебиторской задолженности по степени ликвидности, возможности и срокам получения долгов или их реализации);
· анализ и характеристику кредиторской задолженности (подготовку решения по каждому долгу);
· определение порядка реализации имущества ликвидируемого предприятия (группировку имущества по степени ликвидности, возможностям и условиям реализации);
· предварительное определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися в соответствии со статьей 64 Гражданского кодекса РФ к одной очереди удовлетворения требований кредиторов;
· определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов;
· подготовку документов для исключения предприятия из государственного реестра юридических лиц, снятия с учета во внебюджетных фондах, в налоговой инспекции[10].
2. Практическая часть
2.1 Схема (последовательность действий с описанием их содержания, срока и результата) по ликвидации предприятия во внесудебном порядке
Схема ликвидации предприятия во внесудебном порядке ООО «Премиум» выглядит следующим образом (рис. 1):
Рис. 1. Схема ликвидации предприятия во внесудебном порядке
Процесс осуществления ликвидационных процедур обанкротившегося предприятия включает:
1) принятие решения о добровольной ликвидации предприятия ООО «Премиум»;
2) оценку имущества ООО «Премиум» по балансовой стоимости. Такая оценка производится на основе полной инвентаризации имущества предприятия ООО «Премиум»;
3) оценку имущества ООО «Премиум» по рыночной стоимости. В этом случае имущество ООО «Премиум» подлежит реализации с целью удовлетворения требований кредиторов, оно должно быть предварительно оценено по минимальной оценочной стоимости;
4) определение ликвидной массы. Основу для формирования ликвидной массы составляет все имущество ООО «Премиум», оцененное по рыночной стоимости, за предусмотренным действующим законодательством изъятия;
5) выбор наиболее эффективных форм продажи имущества. Решение об этом принимает ликвидационная комиссия по согласованию с собранием кредиторов. Этот выбор основывается на получении максимально возможной суммы средств от реализации имущества;
6) обеспечение удовлетворения претензий кредиторов. Источником обеспечения такого удовлетворения претензий являются средства, вырученные от продажи имущества ООО «Премиум».
Сумма этих расходов распределяется в определенной последовательности. В первую очередь возмещаются расходы: ликвидационной комиссии; распорядителей имущества; удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом.
Затем выполняются обязательства перед работниками предприятия ООО «Премиум»; удовлетворяются требования по общегосударственным и местным налогам, неналоговым платежам в бюджет, органов государственного страхования и пенсионного обеспечения; требования кредиторов, не обеспеченные залогом; требования по возвращению взносов работников в установленный фонд и выплат по акциям трудового коллектива; прочих требований.
Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если средств будет недостаточно от продажи имущества для полного удовлетворения всех требований одной очереди, претензии удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому кредитору сумме;
7) разработку ликвидационного баланса ликвидационной комиссией после полного удовлетворения всех требований кредиторов.
8) реализацию (продажу) имущества ликвидируемого предприятия ООО «Премиум», которая осуществляется в порядке, установленном планом ликвидации, Федеральным управлением либо уполномоченным им посредником, если иное лицо не определено непосредственно планом ликвидации предприятия в соответствии с требованием собрания кредиторов.
Средства, вырученные от реализации имущества ликвидируемого предприятия, поступают на счет ликвидационной комиссии и направляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, определенном действующим законодательством.
9) не позднее 15 дней с момента завершения продажи имущества предприятия ООО «Премиум» конкурсный управляющий собирает заключительное собрание кредиторов и представляет отчет о своей работе.
Собрание кредиторов принимает решение об утверждении ликвидационного баланса, отчета об использовании средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, и о ликвидации предприятия.
В случае, если ликвидационный баланс не утвержден собранием кредиторов, кредиторы вправе в течение 15 дней назначить независимую аудиторскую проверку либо предъявить соответствующий иск конкурсному управляющему. Если в течение указанного срока ни одно из указанных действий не было осуществлено, ликвидационный баланс, представленный конкурсным управляющим, считается утвержденным.
Утвержденный в указанном порядке ликвидационный баланс представляется конкурсным управляющим в Федеральное управление и соответствующему органу регистрации предприятий и является достаточным основанием для исключения предприятия из Государственного реестра предприятий.
10) собрание кредиторов осуществляет контроль за процессом добровольной ликвидации предприятия и действиями конкурсного управляющего в порядке.
2.2 Схема (последовательность действий с описанием их содержания, срока и результата) по ликвидации в судебном порядке отсутствующего должника. Оценка времени ликвидации.
В первом полугодии 2003 года в арбитражные суды поступило 7 276 заявлений, в первом полугодии 2004 уже 8 511. Процедуры, направленные на восстановление платежеспособности должников, проводились в отношении 1 199 должников. А именно: процедуры финансового оздоровления – в отношении 24 должников, внешнего управления – в отношении 1 175 должников.[11]
В рамках дел о банкротстве арбитражными судами рассмотрено в течение года более сорока тысяч разногласий, заявлений, жалоб. Это почти в два раза больше, чем в первом полугодии прошлого года. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что новый Закон «О несостоятельности (банкротстве)» активно находит применение в арбитражной судебной практике.
Последовательность действий по ликвидации в судебном порядке отсутствующего должника следующая:
1) В случаях, если гражданин-должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. Порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяются Правительством Российской Федерации.
2) Арбитражный суд в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются.
Конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему.
По ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к процедурам банкротства, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Дело о банкротстве отсутствующего должника рассматривается судьей единолично.
3) Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, предусмотренной статьей 134 настоящего Федерального закона. При этом покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему осуществляется вне очереди.
4) Ликвидация в судебном порядке отсутствующего должника.
Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражным судом ее срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в случае ее неэффективности решения арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.
Заключение
Подводя итоги изложенному в данной работе, можно сделать вывод, о том, что в России работает институт банкротства. В ходе выполнения работы были рассмотрены теоретические аспекты признаков и порядка установления банкротства, роль и деятельность арбитражного суда, виды и порядок осуществления процедур банкротства, особенности банкротства отдельных категорий юридических лиц, а также ликвидация предприятия, что отвечает поставленным задачам.
Банкротство может рассматриваться как инструмент реформирования предприятий. Регламентирующие банкротство нормативные акты позволяют восстановить платежеспособность части предприятий, заменить неэффективное управление. Процедура банкротства редко заканчивается восстановлением платежеспособности предприятия как единого имущественного комплекса, но для защиты прав кредиторов является достаточно действенным и надежным инструментом.
Банкротство может рассматриваться как инструмент реформирования предприятий. Регламентирующие банкротство нормативные акты позволяют восстановить платежеспособность части предприятий, заменить неэффективное управление.
Кроме того, даже в случае конкурсного производства и ликвидации предприятий, чаще всего происходит образование новых, меньших по размерам, но, как правило, эффективно работающих предприятий, или же имущество ликвидируемого должника переходит к собственнику, использующему это имущество более эффективно.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ
2. Арбитражный процессуальный кодекс рф
3. Федеральный закон РФ от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) (ред. от 31.12.2004)
4. Антикризисное управление / Под ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2001
5. Баринов В.А. Антикризисное управление. М., 2002.
6. Граматенко Т.А. Банкротство предприятий: экономические аспекты. - М.: Приор, 2004.
7. Егоров А.В. Проблемы заключения мирового соглашения по делам о банкротстве // Арбитражная практика, № 04 (37) 2004 апрель
8. Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: Финансы и статистика, 2004
9. Литвинцева Л. Пробелы действующего законодательства о банкротстве // Люди дела, № 59, февраль 2005 года
10. Ренов Э.Н., Заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда http://soautpprf.ru/site.xp/056055052.html
[1] Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 31.12.2004)П.2 ст. 3
[2] Арбитражный процессуальный кодекс РФ
[3] Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 30
[4] Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 20
[5] Федеральный закон от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
[6] Федеральный закон от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
[7] Федеральный закон от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
[8] Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 67
[9] Баринов В.А. Антикризисное управление. М., 2002. С. 237-242.
[10] Антикризисное управление / Под ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 208-210.
[11] Ренов Э.Н., Заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда http://soautpprf.ru/site.xp/056055052.html