Содержание

Задача 1. 3

Задача 2. 7

Задача 3. 8

Задача 4. 9

Задача 5. 9

Задача 6. 10

Задача 7. 11

Задача 8. 13

Задача 9. 16

Задача 10. 19

Список литературы.. 27

Задача 1

Вы являетесь главным менеджером предприятия легкой промышленности. Вам поручено, используя ИСУ, изучить рынок сбыта. Как Вы это сделаете?

Решение:

Прежде всего, нужно выяснить, пригодна ли имеющаяся база данных для решения задачи изучения рынка сбыта. Пригодность ИСУ для изучения рынка сбыта означает, что в ней должна содержаться следующая информация[1]:

1)    Рыночная информация

2)    Информация о производстве

3)    Информация о кадрах

4)    Информация о научных исследованиях.

Поясним подробнее то, какую информацию и как должен использовать менеджер для изучения рынка сбыта.

1) В процессе изучения рынка сбыта необходимо использовать информацию относительно хода реализации продукции рассматриваемого предприятия: квоты, территории, цены и другие аналогичные данные. Иными словами, должна использоваться рыночная информация, которая представляет из себя сравнение результатов сбытовой деятельности с плановыми показателями и прогнозом сбыта продукции предприятия легкой промышленности. Можно сказать, что это контрольная информация о деятельности организации. Эту контрольную информацию необходимо будет дополнить данными из других источников, таких как информацией о приемлемости продукции, рекламе, затратах на доведение продукции до потребителя и т.п.

2) В процессе изучения рынка сбыта менеджеру предприятия легкой промышленности необходимо иметь информацию о производстве, а точнее контрольную информацию, дающую сведения о результатах производственной деятельности предприятия в сравнении с производственным и финансовым планами – эта информация необходима для приведения в соответствие представлений о структуре и объеме рыночного спроса, существующего на рынке, и производственных возможностях рассматриваемого предприятия легкой промышленности. Эта категория информации, помимо всего прочего, должна охватывать контроль качества производимой продукции, качества прямых трудовых затрат, расходования сырья и материалов, величины накладных расходов, объема материально-производственных запасов. Контрольная информация этого сорта в значительной мере касается также факторов времени в системе производства.

3) В процессе изучения рынка сбыта предприятия легкой промышленности менеджеру по продажам необходимо располагать информацией о кадрах, различными контрольными сообщениями относительно работы персонала и других кадровых вопросов (расстановке кадров, набору, обучении, адаптации персонала, уровне квалификации, повышении квалификации и т.п.). Информация об объеме, структуре и характеристиках кадрового потенциала предприятия необходима менеджеру по продажам в процессе изучения рынка сбыта потому, что персонал является двигателем всех процессов на предприятии – производственных, сбытовых, рекламных и т.д.

4) Неотъемлемой частью информации, необходимой менеджеру для изучения рынка сбыта предприятия легкой промышленности является информация и научных исследованиях, опытно-конструкторских разработках в области маркетинга. Для изучения рынка сбыта важно знать, какими маркетинговыми технологиями владело рассматриваемое предприятие в предыдущих периодах деятельности, какие использует в данный момент, и какие собирается внедрить в ближайшее время. При этом помимо информации о традиционных маркетинговых технологиях необходимо обладать сведениями и применении на предприятии результатов исследований в таких новых дисциплинах, как брендинг, мерчендайзинг и т.п. – очевидно, что применяемый набор маркетинговых технологий во многом определяет объем и структуру рынка сбыта.

Менеджер предприятия легкой промышленности, занимающийся изучением рынка сбыта своего предприятия, должен учитывать, что применение описанных выше сегментов информации должно быть интегрировано в систему внутренней и внешней информации о деятельности предприятия, причем эта система информации (ИСУ) должна обладать свойством обратной связи, входящими и исходящими информационными потоками[2].

В связи с этим необходимо учитывать, что рыночная информация, используемая менеджером для изучения рынка сбыта предприятия легкой промышленности, включается в ИСУ предприятия; также можно сказать, что рыночная информация представляет из себя подсистему управления предприятием – только учитывая этот факт можно изучать рынок сбыта предприятия, т.к. только этот подход дает возможность применения системного подхода к изучению рынка сбыта.

В процессе изучения рынка сбыта менеджером должны быть проведены следующие виды работ:

- планирование сбыта  в целях планирования маркетинговой деятельности;

- сбыт и выписка накладных в целях получения первичной информации о рынке сбыта;

- анализ сбыта в целях оперативного управления маркетинговым процессом;

- контроль кредитов в целях планирования маркетингового процесса и контроля за его ходом;

- собственно изучение рынка сбыта, т.е. получение информации об объеме и структуре рынка сбыта.

На этапе реализации процесса изучения рынка сбыта необходимо с  помощью ИСУ необходимо из базы данных запросить из базы данных следующие блоки информации[3]:

1)      ассортиментный набор реализуемой продукции;

2)      информацию об остатках товаров на складах для определения соответствия спроса и предложения каждого товара на рынке;

3)      аналогичный набор данных о поставщиках-конкурентах;

4)      информацию о ценах на аналогичные товары и на товары-заменители,

5)      информацию о покупателях, поставщиках, посредниках и т.п. для сегментации потребителей и спроса;

6)      наборы числовых данных в базу данных, содержащую статистическую информацию по всем аспектам маркетинговой деятельности (статистики по всем показателям процесса сбыта).

Если база данных, которую менеджер должен использовать, содержит эту информацию, то данную ИСУ нужно считать пригодной для решения задачи изучения рынка сбыта.

После получения нужной информации, менеджер, используя ИСУ, должен приступить к анализу динамики различных показателей и их взаимосвязей методами математической статистики, причем методы статистической обработки данных и прогнозирования числовых характеристик рынка сбыта должны быть интегрированы в ИСУ для удобства их использования.

В результате проведения этих мероприятий полученная информация по изучению рынка сбыта будет структурирована следующим образом[4]:

1. Политика цен – на основе информации за прошедшие периоды.

2. Стратегия рекламы – на основе анализа продаж по каждой в отдельности и по всем секциям рынка сбыта.

3. Расходы на рекламу – даст возможность провести коррекцию расходов на организацию продаж и рекламу по каждой в отдельности и по всем секциям рынка сбыта.

4. Контроль издержек сбыта – содержит текущие сообщения об установленных нормах и нежелательных тенденциях.

5. Выходные данные о процессе осуществления продаж.

6. Территориальный контроль объема продаж, распределения, издержек обращения и т.д. – периодические сообщения о функционировании по территориальному признаку в целях перераспределения ресурсов в пользу тех зон, где уровень функционирования ниже установленных норм.

Задача 2

Вы являетесь менеджером завода, выпускающего нити накаливания. Какую информацию о состоянии производства и выпуске продукции целесообразно ввести в ИСУ данного предприятия?

Решение:

При проектировании и ведении ИСУ необходимо вносить информацию о следующих аспектах производственного процесса[5]:

1)         наборе параметров нитей накаливания и их выполнение (данные о контроле качества как целях производственного процесса);

2)         структурировании процесса производства по технологическим подпроцессам (цехам, производственным линиям, обслуживанию и т.п.);

3)         ответственности каждого технологического процесса за определенный параметр в характеристике нитей накаливания;

4)         потребностях в персонале и об обеспеченности персоналом в данный момент;

5)         потребности производственной линии в техническом уходе и ремонте, а также о техническом состоянии производственной линии в данный момент (степени износа).

6)         потребности в сырье и объемах поставок сырья для производства нитей накаливания;

7)         объеме планового и фактического выпуска продукции.

Задача 3

Вам поручено сформировать программное обеспечение ИСУ. Какие программы и программные средства Вы выберите для этого?

Решение:

Минимальный набор программного обеспечения должен включать базу данных и систему управления базой данных.

Подбор программных средств во многом зависит от конкретных задач, решаемых этими программными продуктами. В самом простом случае в качестве базы данных можно использовать MS Access, MS Excel, либо FoxPro. Однако, для решения более сложных задач, таких как организация работы предприятия, при проектировании ИСУ следует обратиться к CASE-технологиям (Computer-Aided Software/System Engineering) и инструментальным CASE-средствам, позволяющим максимально систематизировать и автоматизировать все этапы разработки программного обеспечения. В этом смысле классическими можно считаь  CASE-средства ERwin и BPWin фирмы PlatinumTechnology, S-Designer фирмы Sybase, Rational Rose компании Rational Software[6].

Кроме того, каждое предприятие может разрабатывать собственные программные средства в одной из таких известных и распространенных средах, как C++ Builder, Delphi, Basic и другие языки высокого уровня.

Задача 4

Расставьте виды ИТ в соответствии с видами обрабатываемой информации:

Данные

Текст

Графика

Знания

Объекты реального мира

Базы данных

Текстовые редакторы

Графические редакторы

Базы данных

Информационные системы управления

Задача 5

Вас в качестве менеджера пригласили на убыточное предприятие, чтобы помочь ему наладить эффективную работу. Какие вопросы Вы должны задать специалистам и руководству завода? Задавая вопросы, продемонстрируйте Ваши знания системного подхода при построении ИСУ.

Решение:

Применение системного подхода предполагает разбиение деятельности на подсистемы и объединения всех подсистем в систему – построения дерева целей деятельности будущей фирмы Основная цель – налаживание эффективной работы предприятия; цели второго уровня: налаживание поставок сырья, производства и сбыта – достижение целей второго уровня приводит к достижению главной цели. После определения целей всех уровней необходимо определить конкретные действия по их достижению, начиная с целей самого низкого уровня – построение дерева решений. В этом и заключается применение системного подхода[7].

Для реализации системного подхода вопросы руководству предприятия должны быть такими, чтобы, получив на них ответы, можно было спроектировать ИСУ, выделяя в ней подпроцессы, отвечающие за решение каждой из выделенных подпроблем, обозначенных в вопросах.

Вопросы следующие:

1.            От каких факторов зависит прибыльность (убыточность) предприятия (этот вопрос направлен на то, чтобы выделить подпроблемы главной проблемы налаживания эффективной работы и построение дерева целей)?

2.            Что конкретно нужно делать для решения каждой подпроблемы (вопрос необходим для построения дерева решений главной проблемы)?

3.            Каковы должны быть показатели, при которых каждая из выделенных подпроблем и главная проблема может считаться решенной (вопрос необходим для задания показателей, при достижении которых проблема может считаться решенной)?

 

Задача 6

При прежнем компонентном подходе руководство ресторана стремилось:

1.                              Определить оптимальные размеры производственных площадей и технологический процесс приготовления пищи.

2.                              Установит оптимальный характер процессов обслуживания.

3.                              Определить оптимальную площадь зала обслуживания и оптимальный процесс получения платы от посетителей.

При таком подходе возможности для приготовления пищи могут быть великолепными и в то же время обслуживание может оказаться весьма неудобным и неэффективным с точки зрения посетителей. Сам процесс обслуживания может быть оборудован, но зал обслуживания может быть оборудован для приема посетителей и получения платы таким образом, чтобы установленный  процесс обслуживания будет нелегко сочетать с условиями работы зала обслуживания.

Что должна была предпринять администрация ресторана в подобных случаях?

Решение:

Администрация ресторана должна применять системный подход в проектировании процесса работы ресторана. В рамках системного подхода все компоненты процесса – приготовление пищи, обслуживание клиентов, оборудование зала и взимание платы – рассматриваются во взаимосвязи, взаимовлиянии и взаимообусловленности.

Описанная проблемная ситуация как раз и заключается в том, что все компоненты невзаимосвязаны, и улучшение одного из них происходит за счет ущерба другого, чего не бывает при применении системного подхода.

Задача 7

Президент фирмы собирает на совещание своих трех ведущих управляющих для обсуждения планов создания фирмы. Примените системный подход к этому процессу.

Решение:

В начале работы над процессом создания фирмы необходимо уяснить потребность в производстве некоторого вида продукции в пределах четко очерченного сегмента рынка, размеры, т.е. объем и структура, которого также определены. Президент устанавливает цели деятельности создаваемой фирмы в отношении прибыльности продукции, общего темпа роста производства, окупаемости капиталовложений и т.д. Среди трех ведущих менеджеров президент фирмы распределяет обязанности по управлению финансированием, производством, сбытом, осуществлением начальной фазы анализа (рис. 1)[8].

Каждый менеджер привлекает одного-двух специалистов; затем производятся сбор данных, которые используются функциональными группами в процессе планирования деятельности (целей) создаваемой фирмы. После этого менеджеры собираются для выработки общего подхода к определению производственных возможностей, политики сбыта продукции и накопления фондов. В процессе этой работы разрабатываются подходы к созданию подсистем, дается их оценка и производится выбор конкретной совокупности подсистем в целях построения оптимальной общей системы деятельности создаваемой фирмы.

Рис. 1. Системный подход к созданию фирмы (синтез индуктивного и дедуктивного подходов)

Некоторыми подсистемами могут быть следующие:

1)    планирование производства и контроль;

2)    контроль движения материалов;

3)    составление сводного финансового плана и контроль его выполнения;

4)    сбыт – управление ценами – реклама;

5)    складирование – транспортировка – каналы распределения продукции;

6)    обеспечение кадрами;

7)    интегрированная управленческая информационная система, предназначенная для планирования, управления и контроля на высшем уровне принятия решений.

Другими словами, согласно системному подходу, будущую деятельность всех трех менеджеров необходимо, во-первых, рассматривать как элементы деятельности предприятия как системы, во-вторых, деятельность каждого менеджера, в свою очередь, нужно рассматривать как систему, разделяющуюся на подсистемы. Деятельность фирмы, трактуемая как система, имеет цель своей деятельности – для фирмы это получение прибыли – трактуемая как главная цель или цель первого порядка (уровня). Для достижения цели первого уровня необходимо сформулировать несколько целей более низких уровней, что соответствует делению деятельности фирмы как системы на подсистемы. Таким образом, системный подход предполагает рассмотрение каждого объекта (в данном случае предприятия) как системы, состоящей из подсистем. Также, в рамках данного подхода нужно рассматривать проблему – создание предприятия – как проблему, состоящую из подпроблем[9].

В связи с этим президенту фирмы необходимо поручить каждому из менеджеров достижение одной из целей второго уровня. В свою очередь, каждый из менеджеров для себя определяет цели третьего уровня. Например, для налаживания поставок сырья необходимо: найти поставщиков, выбрать из них оптимальных по соотношению цена-качество-надежность, обеспечить транспорт, хранение и т.д.

Задача 8

На предприятии, менеджером которого Вы являетесь, выявлено несоответствие организационной структуры управления сообщениям о функционировании фирмы. Что необходимо соблюдать для устранения этого несоответствия.

Решение:

Для устранения указанного несоответствия необходимо выделить главную цель деятельности предприятия, толкуя цели деятельностей различных отделов фирмы как цели более низких рангов; тогда информация о деятельности отделов должна будет проверяться на соответствие целям более низкого порядка, а добиться такого соответствия гораздо проще, чем соответствие каждого сообщения о деятельности фирмы главной цели деятельности фирмы. Такой подход называется системным[10].

Применяя системный подход, проблему можно сформулировать как приведение в соответствие главной цели деятельности предприятия и целей более низкого ранга. Этим можно добиться соответствия организационной структуры управления сообщениям о функционировании фирмы.

Подробнее опишем процедуру устранения несоответствия.

Описанная проблема является следствием выделения отдельных функций и неумения руководства предприятия связать их в единое целое, что может, в свою очередь, обуславливаться различными причинами, главным образом узостью взглядов специалистов (например, инженера, бухгалтера, лица, отвечающего за учет материально-производственных запасов и т.п.), который не может точно определить свое место в организационной структуре фирмы в целом. Из числа других причин можно указать на недостатки самой организационной структуре управления, недостаточно четкое планирование или неспособность отдельные элементы фирмы с помощью системного подхода. Акцент на необходимость построения единого целого в отличие от построения компонентов и подсистем – основная особенность системного подхода (рис. 2)[11].

Рис. 2. Традиционный (классический) и системный подходы связывания элементов организационной структуры предприятия в единое целое.

На этом рисунке 1 – распределение полномочий (классический подход); 2 – информационные связи (системный подход).

 

Обоснуем то, что описанная проблема несоответствия явилась следствием применения индуктивного подхода к планированию деятельности фирмы вместо системного подхода.

Приведенный рисунок (рис. 2) иллюстрирует применение системного подхода к решению описанной проблемы. Так, на этом рисунке показана разница между «классическим» и «системным» подходами, которая заключается в следующем. Классический подход всегда предусматривал повседневный обмен информацией по командной цепи. Например, копии заказов направлялись в отделы кредитов, планирования производства, отгрузки и учета поступлений по счетам. Сметы предусматривали осуществление операций отдельными подразделениями фирмы. Хотя эти методы и обеспечивали известную степень координации и интеграции,, они не были синергетическими и не достигали такой степени координации, которую способен дать системный подход.

Теория же системного подхода предполагает рассмотрение деятельности предприятия таким образом, чтобы обеспечить функционирование всех подразделений фирмы во взаимосвязи, при этом предусматривается обмен информацией между подразделениями фирмы, т.е. информационные связи между элементами оргструктуры. Таким образом, становится очевидно, что применение системного подхода в силу наличия информационных связей между подразделениями фирмы решит проблему несоответствия организационной структуры и текущих сообщений о деятельности предприятия.

Задача 9

Вам поручено усовершенствовать процесс сбыта продукции фирмы. Выберите те сферы деятельности в области сбыта продукции, где можно ввести усовершенствования с помощью информационных систем.

Решение:

В самом общем виде, внедрение информационных технологий для усовершенствования процесса сбыта продукции фирмы необходимо проводить по следующим направлениям:

1)           создание базы данных, в которой отражались бы конкуренты, цены на аналогичные товары и на товары-заменители, дефицит на рынке, платежеспособность покупателей, сегментация потребителей, опрос, анкетирование покупателей, поставщиков, посредников и т.п.;

2)           занесение числовых данных в базу данных, содержащую статистическую информацию по всем аспектам маркетинговой деятельности (статистики по всем показателям процесса сбыта);

3)           использование данных, содержащихся в БД для анализа динамики различных показателей и их взаимосвязей методами математической статистики.

Чтобы получить оптимальное решение, способное принести практическую пользу и вместе с тем приемлемое по стоимости, лучше не рассматривать проект внедрения ИСУ как единый контракт — от обследования до ввода в промышленную эксплуатацию интегрированной системы по всем участкам предприятия. Начните с малого: заключите контракт с поставщиком прикладного пакета для построения ИСУ или с консалтинговой фирмой исключительно на стадию бизнес-моделирования. Ни в коем случае не ограничивайтесь «только обследованием» и прочими не целостными способами решения ваших проблем. Бизнес-модель — это осязаемый результат, с помощью которого можно максимально конкретизировать цели внедрения ИСУ предприятия и определиться со следующими параметрами проекта:

1.                перечень участков внедрения и последовательность их автоматизации;

2.                фактическая потребность в объемах закупаемого программного и аппаратного обеспечения;

3.                реальные оценки сроков развертывания и запуска ИСУ;

4.                уточненный список членов команды внедрения и ключевых пользователей;

5.                степень соответствия выбранного вами прикладного ПО специфике бизнеса вашей компании и многое другое.

Конечно, создание бизнес-модели — процесс не быстрый и занимает обычно от четырех до девяти месяцев. Главное — набраться терпения и получить ответы на давно назревшие вопросы. Естественно, если речь идет о локальной автоматизации бухгалтерского учета, то результата можно добиться быстрее. Однако при комплексной широкомасштабной автоматизации ошибки в планировании стоят больших денег.

Наиболее подходящим средством, обеспечивающим качественный рост предприятия, может стать новая интегрированная информационная система управления предприятием. Идеально, когда такая система содержит в себе встроенные средства динамического моделирования деятельности предприятия, позволяющие:

·                    визуализировать деятельность предприятия, обеспечив руководству возможность правильно оценить имеющиеся недостатки и отыскать источники потенциала и направления усовершенствования;

·                    сократить время настройки ИСУ под специфические особенности предприятия;

·                    отобразить и зафиксировать в готовом для последующего развертывания виде варианты реализации ИСУ, каждый из которых может быть выбран при переходе на очередную ступень развития предприятия.

Иными словами, бизнес-модель является отображением предприятия и его информационно-управляющей системы. Без бизнес-модели вы не сможете построить действительно интегрированную и «всеобъемлющую» ИСУ. Именно при создании бизнес-модели формируется «язык общения» консультантов, разработчиков, пользователей и руководителей предприятия, позволяющий выработать единое представление о том, ЧТО и КАК должна делать система управления предприятия («корпоративная система управления»).

Очень важно с самого начала определиться, на кого вы будете ориентироваться при построении модели, то есть кто будет ее конечным потребителем. В большинстве случаев ответ на этот вопрос один: руководство компании. Все попытки использования точек зрения главного бухгалтера или коммерческого директора превращают модель промышленного предприятия в модель финансового института или торгового дома.

Таким образом, более конкретно сферы деятельности в области сбыта таковы[12]:

1. Политика цен – на основе информации за прошедшие периоды.

2. Стратегия рекламы – на основе анализа продаж по каждой в отдельности и по всем секциям рынка сбыта.

3. Расходы на рекламу – даст возможность провести коррекцию расходов на организацию продаж и рекламу по каждой в отдельности и по всем секциям рынка сбыта.

4. Контроль издержек сбыта – содержит текущие сообщения об установленных нормах и нежелательных тенденциях.

5. Анализ выходных данных о процессе осуществления продаж.

6. Территориальный контроль объема продаж, распределения, издержек обращения и т.д. – периодические сообщения о функционировании по территориальному признаку в целях перераспределения ресурсов в пользу тех зон, где уровень функционирования ниже установленных норм.

 

Задача 10

Директор банка поручил Вам создать сеть ИСУ, состоящую из 7 абонентских пунктов. Постройте схему ИСУ и приведите пример такой сети.

Решение:

Описанная проблемная ситуация предполагает создание (разработку) сети информационной системы управления банком как комплекс аппаратных, программных и сетевых средств, который является материальной основой построения информационной системы управления банком, основой осуществления всех видов обработки информации и информационного взаимодействия всех должностных лиц в банке.

С понятием ИСУ тесно связано понятие архитектуры ИСУ. В архитектуре ИСУ наиболее полно раскрывается предназначение и внутреннее содержание ИСУ с точки зрения пользователей и специфики решаемых ею задач[13].

Архитектурное проектирование ИСУ предназначено для подготовки общих спецификаций, определяемых нуждами и пожеланиями пользователей и используемых на этапах проектирования и конструирования. Таким образом, первая задача проектировщика ИСУ – определение реальных потребностей и пожеланий пользователей.

В архитектуре современных ИСУ для банковских учреждений принято выделять следующие девять основных проблемно-технологических уровней:

1) управление и администрирование;

2) физический уровень (среды передач);

3) сетевой уровень;

4) универсальные высокопроизводительные ЭВМ и серверы различного назначения;

5) рабочие станции, персональные ЭВМ и терминалы;

6) сетевые операционные системы;

7) операционные системы;

8) базовая СУБД;

9) персональные (групповые) информационные среды.

Это разбиение на уровни можно считать до некоторой степени условным. В описанной в условии задачи проблемной ситуации создания ИСУ для банка из 7 абонентских пунктов архитектура ИСУ может быть сведена к трем основным уровням:

*                    уровень глобального отображения - поддержка интегрированного пользовательского интерфейса и ведение репозитария общих объектов ;

*                    уровень управления банком, или уровень менеджеров - управление информационными процессами, происходящими во всех субъектах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры корпорации ;

*                    уровень агентов - наблюдение и контроль за всеми элементами информационно-телекоммуникационной инфраструктуры банка.

Такая архитектура позволила бы разработчикам выполнить все основные требования к современной управляющей системе как с точки зрения обеспечения высокого уровня интеграции средств управления разнородными ресурсами, так и с точки зрения реализации таких жизненно необходимых для эффективного управления характеристик, как открытость, расширяемость, масштабируемость и многоплатформенность.

Особо следует отметить, сто система должна обладать достаточно широким набором функций управления, которые за счёт интеграции с инфраструктурой системы и друг с другом обеспечивают высокий уровень управления банком. Система должна допускать дальнейшее развитие и совершенствование этих функций. Расширяемость - прямое следствие объективно-ориентированной природы системы, поскольку все управляемые объекты определены в репозитарии общих объектов, а способы управления им полностью документированы.

Высокая степень масштабируемости должна позволять настраивать систему на задачи конкретного бизнеса, используя сети TCP/IP, SNA, DECnet и IPX, мейнфреймы IBM операционные системы VMS, OS/400, NonStop Kernel, Unix, Windows NT и Windows XP.

Все функции системы должны быть открыты не только для клиентов, но и для независимых разработчиков. И те и другие могут создавать собственные продукты, которые расширяют управленческие возможности системы. Каждый уровень архитектуры имеет открытые точки интеграции. Клиенты и партнёры могут создавать дополнительных агентов и менеджеров, изменять или создавать новые объекты, интегрировать их путём настройки пользовательского интерфейса и использовать все виды услуг, которые предоставляются менеджерами.

Реализация описываемой архитектуры должна основываться на трёх основополагающих принципах :

*                    регистрация и отображение информационных процессов, обеспечивающих реализацию бизнес-функций банка ;

*                    управляемость любым ресурсом системы независимо от его место расположения ;

*                    «дружественный» трёхмерный графический интерфейс пользователя.

В результате пользователь получает в руки инструмент, позволяющий визуализировать объект управления и управлять им на трёх уровнях : глобальном (система в целом), банка или менеджера (управление бизнес-процессами), агентском (управление программными и техническими средствами).

Важнейшим требованием к базовым средствам построения систем управления является возможность их использования для развивающихся систем. Наилучшим способом удовлетворения этого требования может быть наличие развитых средств разработки новых приложений. В системе предусмотрены широкие возможности для пользователя быстро интегрировать в систему свои собственные технологии. Для этого предлагается комплект инструментальных средств разработчика, который включает в себя функции-помощники - инструменты, средства генерации агентов и интерфейсы прикладных программ, открывающие доступ ко всем уровням архитектуры системы. С помощью этих интерфейсов обеспечивается вызов системных функций и служб и создаются приложения под конкретные задачи банка.

Однако стоит отметить, что этот мощный инструмент будет работать только в умелых руках - система предоставляет пользователю среду, технологию интеграции приложений, а дальше многое зависит от квалификации пользователя или работающего с ним системного интегратора. В конце 2004 года компания Computer Associates (CA) развернула активную деятельность по продвижению одного из ведущих своих продуктов Unicenter TNG (The New Generation), предназначенного для управления корпоративными и информационными системами и наиболее отвечающего изложенному выше перечню требований к системе контроля над ресурсами информационной среды банка, в число которых входят аппаратура, сети, приложения, базы данных, планирование и выполнение заданий, управление хранением и восстановлением информации. Всё это и является основной задачей указанной системы, возможности которой выходят за рамки обычного администрирования сетей.

Российские разработчики программного обеспечения также не обходят вниманием банковские ИСУ. Идеи по совершенствованию банковских технологий постоянно трансформируются и заново анализируются каждый раз при перестройке бизнеса или покупке автоматизированной банковской системы (АБС). Внутри банка к решению этой задачи подключаются две основные силы — традиционные менеджеры и специалисты в области ИТ, между которыми всегда есть отдельные противоречия. С внешней стороны выступают производители ПО, предлагающие свой продукт и готовые в случае необходимости подогнать его “по фигуре заказчика”. Так, например компания ОТР выбрала путь формирования срединной структуры: оказываемые ею услуги связаны не только с внедрением ИТ, но и с позиционированием компании, корпоративным строительством, выбором линии продуктов и выстраиванием внутренних бизнес-процессов. Организованный по инициативе ОТР Совет экспертов банковских технологий провел свой первый практический семинар, где ведущие специалисты ОТР, консалтинговых компаний и разработчиков ПО (“Франклин&Грант”, Accenture, ФОРС, ЦФТ), Укрсиббанка и Ассоциации рекламных агентств рассмотрели разные аспекты эффективного управления многофилиальным банком и поделились с представителями ведущих российских финансовых учреждений своим опытом и знаниями в этой сфере.

Технологические решения для управленческого учета в российских банках проходят начальный этап своего развития. Под управленческим учетом (УУ) понимается банковский учет доходов и расходов и разнесение их по разным измерениям (подразделениям, продуктам, клиентам и т. д.). Основное используемое измерение в отечественных многофилиальных банках — организационное (по подразделениям). Филиал рассматривается как единый профит-центр, без анализа внутренних измерений. В основе УУ лежат методики, в соответствии с которыми все вводимые операции помечаются (вручную или автоматически) аналитическими кодами, сопровождающими данные на протяжении всего их жизненного цикла. Для воплощения методик строятся технологические решения, или то, что на Западе называется системой управленческой отчетности MIS (Managment Information System). По аналогии с западной практикой формировать отчетность надлежит как по организационным единицам, так и по клиентам, каналам (банк — клиент, телефонный центр, Интернет и др.), банковским продуктам (пассивные, активные и пр.). Расчетные задачи УУ включают бюджетирование, расчет трансфертных цен, аллокаций (по доходам, расходам, налогам, капиталу). Данные для этого поступают из транзакционных и других внутренних и внешних информационных систем (ИС) и должны быть аккумулированы в едином хранилище.

Итак, для рассматриваемой в условии задачи ситуации наиболее эффективной будет ИСУ в виде «звезды» на основе сервера. Ее преимущество в том, что:

·        сервер обеспечивает высокопроизводительную обработку запросов клиентов;

·        обеспечивает работу компьютеров отделов в качестве клиента ИСУ;

·        внутренние вычисления клиентов не влияют на скорость процессора сервера;

·        поломка клиента не влияет на работу всей ИСУ;

·        имеется единое лицо отвечающие за администрирование ресурсов ИСУ;

·        обеспечивает возможность ограничения и контроля доступа к ресурсам ИСУ;

·        устанавливаемый на сервер брэндмауэр, защищает ИСУ от доступа через внешние каналы связи;

·        при выходе из строя сервера, имеется возможность замкнуть ИСУ в «звезду» без сервера (что правда скажется на производительности сети) или «шину».

Каждый компьютер (и т.п.) подключен отдельным проводом к отдельному порту устройства, называемого концентратором или хабом (рис. 3).

 

Рис. 3. Схема ИСУ банка, состоящая из 7 абонентов

Пример  сети может выглядеть следующим образом:

Операционист

 

Рис. 4. Пример ИСУ банка из 7 абонентов

Список литературы

1.     Диев В. С. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция. – Новосибирск: НГУ, 1998. – 164с.

2.     Литвак Б.Г. Теория систем и системный анализ с приложениями к менеджменту организации. – М.: Дело. 2004. – 392с.

3.     Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2004. – 360с.

4.     Смирнов Э. А. Информационные системы управления: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 271с.

5.     Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. Системный анализ и разработка управленческого решения: Учеб.-метод. Комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2004. – 140с.

6.     Текст лекций.


[1] Текст лекций, с. 31-32.

[2] Текст лекций, с. 32.

[3] Смирнов Э. А. Информационные системы управления: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – с. 67.

[4] Текст лекций, с. 36.

[5] Литвак Б.Г. Теория систем и системный анализ с приложениями к менеджменту организации. – М.: Дело. 2004. – с. 166.

[6] Смирнов Э. А. Информационные системы управления: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – с. 149-150.

[7] Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. Системный анализ и разработка управленческого решения: Учеб.-метод. Комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2004. – с. 12.

[8] Текст лекций, с. 17.

[9] Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. Системный анализ и разработка управленческого решения: Учеб.-метод. Комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2004. – с. 16.

[10] Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2004. – с. 89.

[11] Текст лекций, с. 14.

[12] Текст лекций, с. 36.

[13] Текст лекций, с. 86.