Содержание

1. Организация прямых транспортных перевозок. 3

2. Перспективы развития железнодорожного транспорта. 9

Список литературы.. 16

1. Организация прямых транспортных перевозок

 

Ведущую роль в организации смешанных перевозок автомобиль - ж/д играют операторы комбинированного транспорта члены (UIRR). Операторы покупают транспортные услуги у предприятии ж/д транспорта, организуют и контролируют перевозки по ж/д в системе «терминал – терминал».

Смешанные перевозки, перевозки пассажиров и грузов с участием нескольких видов транспорта (ж.-д., водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного). Потребность в С. и. возникает в тех случаях, когда нет прямой связи между пунктами отправления и назначения грузов и пассажиров, а также если Смешанные перевозки являются более выгодными, чем перевозки одним видом транспорта.[1, стр.13]

В России смешанные перевозки развиваются на основе государственного плана, которым устанавливаются размеры перевозок, исходя из целесообразного использования каждого вида транспорта и их взаимодействия. Широкое применение имеют смешанные перевозки железнодорожно-автомобильные, железнодорожно-речные и железнодорожно-морские.

Наиболее совершенен вид смешанных перевозок., при котором перевозка груза на всём пути следования осуществляется по единым перевозочным документам — накладным, а его перегрузка производится непосредственно с одного вида транспорта на другой без промежуточного складирования, т. е. по т. н. прямому варианту (например, вагон — судно, вагон — автомобиль). Контейнерные перевозки повышают эффективность смешанных перевозок., т. к. снижаются затраты на перевозку и перевалку грузов.

Развитию смешанных перевозок способствует создание глубоководных каналов, соединяющих реки разных бассейнов; постройка судов смешанного плавания «река — море»; строительство железнодорожно-морских паромных переправ; увязка графиков движения поездов, судов, самолётов, автомобилей; применение льготных тарифов на смешанных перевозках (в частности, на железнодорожно-речные перевозки).

АТП берет на себя транспорт от отправителя до терминала и от конечного терминала до получателя, используя собственные автомашины. АТП и экспедиторы являются часто акционерами операторов КТ.

Предприятия ж/д транспорта являются в основном владельцами терминалов, однако надо подчеркнуть, несмотря на то кто выступает владельцем или оператором терминала, последние располагают неограниченным доступом для всех участников рынка комбинированного транспорта.

Улучшение качества функционирования комбинированного транспорта надо вести одновременно в двух направлениях:

-долгосрочные задачи: - прежде всего структурные преобразования касающиеся в равной степени ж/д предприятии, операторов терминалов, а также поставщиков логистических услуг,

-краткосрочные задачи:

-исправление оперативных действий, особенно в области стыковки разных отраслей транспорта,

-определение оператора управляющего каждым транспортным коридором таким образом, чтобы обеспечить правильное содействие всех участников транспортного процесса,

-освоение технических и организационных барьеров, как хотя бы применение многосистемных электровозов в международных сообщениях,

-согласование сроков изменений расписаний движения поездов,

-разработка международных стандартов в области перегрузочных устройств в терминалах,

-создание новых методов перевалки грузов в терминалах с целью сокращения времени.

В соответствии со статьями, перечисленными ниже, главой 5, устава железнодорожного транспорта, организация перевозок происходит:

Ст.65. Перевозки грузов осуществляются в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия железнодорожного транспорта с водным (морским, речным), воздушным, автомобильным транспортом.

Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), оформленного на весь маршрут следования грузов.

Ст.66. Порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении определяется заключенными в соответствии с законодательством Российской Федерации соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, а также в соответствии с положениями настоящей главы.

Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении разрабатываются и утверждаются в установленном порядке совместно федеральными органами исполнительной власти в области соответствующих видов транспорта.

В части, не предусмотренной настоящим Уставом, применяются положения кодексов, других федеральных законов, уставов, тарифных руководств, правил, регулирующих перевозки грузов транспортом соответствующего вида.

Ст. 67. Прямое смешанное сообщение включает в себя:

-железнодорожные станции, открытые для выполнения операций по перевозкам грузов;

-аэропорты, морские, речные порты (далее - порты), автомобильные станции, совместно определенные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Порты, автомобильные станции считаются включенными в прямое смешанное сообщение со дня поступления переданного с помощью телеграфного или иного в письменной форме способа извещения об этом с последующим опубликованием перечня таких портов, автомобильных станций в сборниках правил перевозок и сборниках тарифов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и федерального органа исполнительной власти в области транспорта.

Железнодорожные пути в речных портах, предназначенные для перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, могут принадлежать владельцам инфраструктур или осуществляющим перевалку грузов в портах организациям.

Ст.68. Предъявление для перевозок в прямом смешанном сообщении грузов наливом в цистернах, за исключением железнодорожно - паромного сообщения, а также леса в плотах не допускается.

Перечень допускаемых для перевозок в прямом смешанном сообщении продовольственных и скоропортящихся грузов, опасных грузов или грузов, которые должны сопровождать представители грузоотправителей, грузополучателей, устанавливается правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.[5, стр.119]

Ст.69. Передача с одного вида транспорта на другой вид транспорта грузов в опломбированных вагонах осуществляется с одновременной проверкой исправности установленных запорно - пломбировочных устройств и соответствия сведений о них данным, указанным в перевозочных документах.

Грузы, следующие в прямом смешанном железнодорожно - водном и прямом смешанном водно - железнодорожном сообщении, при передаче их с одного вида транспорта на другой взвешиваются по требованию стороны, принимающей грузы. Взвешивание грузов осуществляется на весовых приборах стороны, сдающей или принимающей грузы, в соответствии с соглашением между сторонами.

Взвешивание грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно - автомобильном сообщении, осуществляется стороной, осуществляющей погрузку, выгрузку грузов, передаваемых с транспорта одного вида на транспорт другого вида, в присутствии представителя организации вида транспорта, на который или с которого осуществляется передача грузов.

Тарные и штучные грузы, принятые для перевозки как в крытом, так и в открытом железнодорожном подвижном составе в соответствии со стандартом или с указанной грузоотправителем на каждом грузовом месте массой и находящиеся при передаче в исправной таре, передаются с транспорта одного вида на транспорт другого вида без взвешивания в соответствии с количеством мест и в таком же порядке выдаются грузополучателю в пункте назначения. При наличии признаков утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузов они передаются в соответствии с их массой и фактическим состоянием.

При передаче грузов, перевозимых в контейнерах, одновременно осуществляется проверка состояния контейнеров и исправности запорно - пломбировочных устройств.

Ст.70. Порядок предоставления контейнеров и условия их использования при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении устанавливаются соглашениями между организациями транспорта соответствующих видов.

Ст.75. Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов.

В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность за просрочку доставки грузов несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. Этот перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организации того вида транспорта, по вине которой допущена просрочка доставки груза.

Ст.76. Плата за перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно - водном сообщении взимается:

-на железнодорожных станциях отправления с грузоотправителей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов железнодорожным транспортом;

-в портах перевалки грузов или в портах назначения грузов с грузоотправителей или грузополучателей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по водным путям.

Плата за перевозки грузов в прямом смешанном водно - железнодорожном сообщении взимается:

-в портах отправления грузов с грузоотправителей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по водным путям;

-на железнодорожных станциях, которые примыкают к портам перевалки грузов, с грузоотправителей, грузополучателей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Плата за перевозки грузов может вноситься иными юридическими или физическими лицами, выступающими от имени грузоотправителей, грузополучателей.

Подача вагонов в порты и уборка вагонов из портов локомотивами, не принадлежащими порту, оплачиваются портом согласно отдельному договору. В этом случае сумма, уплаченная портом перевозчику, включается в перевозочные документы и возмещается порту грузополучателем.

2. Перспективы развития железнодорожного транспорта

На пороге XXI века железные дороги России выполняют важнейшую роль в транспортной системе общего пользования нашей страны. В 2002 году их доля в общем внутреннем грузообороте всех видов транспорта (кроме трубопроводного) составила 78,1 процента, а в пассажирообороте — 40,7 процента. При этом перевезено 908 миллионов тонн грузов, грузооборот составил 1131 миллиард тонно-километров. Железнодорожным транспортом воспользовались 1,4 миллиарда пассажиров. Несмотря на существенное снижение объемов производства, а значит, и перевозок, уменьшение эксплуатационной длины сети России примерно на 40 процентов по сравнению с протяженностью сети СССР, отечественные железные дороги по размерам перевозок занимают третье место в мире (после США и Китая) со значительным отрывом от других стран. Известным достижением перестроечного периода стало сохранение железных дорог России как единого организма, что явилось основным условием их устойчивого функционирования с полным обеспечением всех потребностей производственных структур, внешней торговли и населения в перевозках. [5, стр.187]

Значительная роль железнодорожного транспорта в России определяется рядом постоянных специфических факторов, которые необходимо учитывать при разработке ближних и особенно долгосрочных прогнозов объемов перевозок, выполняемых железными дорогами. Прежде всего, это беспрецедентные сухопутные расстояния. Еще в 1901 году было закончено строительство Транссибирской железной дороги, или, как ее тогда назвали, Великого Сибирского пути, общей длиной с ответвлениями около 9000 километров. Таких сухопутных маршрутов не имеет ни одна страна. В мире выполняются перевозки и на гораздо большие расстояния, но не железнодорожным, а морским транспортом. Отметим при этом, что в России сырьевые базы значительно удалены от промышленных центров, а перевозки могут выполняться, как правило, только сухопутным транспортом.

Огромные расстояния, суровые зимние условия снижают и роль автомобильного транспорта в выполнении междугородних перевозок грузов и пассажиров. И хотя целый ряд перевозок на короткие расстояния еще должен быть передан с железнодорожного на автомобильный транспорт, это не окажет существенного влияния на распределение их общего объема между основными видами магистрального транспорта.

В оценке роли железнодорожного транспорта в ХХI веке все большее значение приобретает экологический фактор. По сравнению с авиацией и автотранспортом на железных дорогах существенно ниже удельные энергетические затраты и выбросы вредных веществ в атмосферу. Это, кстати, является одной из главных причин роста протяженности высокоскоростных железных дорог в мире. Европейские ученые-экологи, например, установили, что в расчете на один пассажиро-километр расходы энергии на железных дорогах ниже, чем в авиации и на автотранспорте, соответственно, в 4—5 и 3—4 раза, а выбросы вредных веществ (с учетом выработки электрической энергии на электростанциях) — в 7—8 и 4—6 раз. Железные дороги требуют отвода земли в 2,5—3 раза меньше, чем автотрассы равной пропускной способности. А площади земли, отводимые под аэропорты, тоже несколько превышают площади, отводимые для высокоскоростных железных дорог для перевозки того же количества пассажиров. Следует учитывать, что на электрифицированных железных дорогах могут использоваться такие перспективные энергоносители ХХI века, которые при работе электростанций не требуют сжигания продуктов переработки нефти, газа и угля.[2, стр.56]

Именно поэтому железнодорожный транспорт все чаще называют экологически чистым видом транспорта.

Таким образом, в условиях России стальные магистрали и в обозримой перспективе ХХI века останутся ведущим видом магистрального транспорта в освоении грузо- или пассажиропотоков.

В новый век отечественные железные дороги вступают как мощная транспортная система, оснащенная достаточно современными техническими средствами. Протяженность электрифицированных линий составляет 39,3 тысячи километров. По этому показателю Россия занимает первое место в мире.

Требуют увеличения скорости доставки грузов, прежде всего ценных и продовольственных. Ведь сегодня число ускоренных поездов с грузами, для которых такой режим технологически необходим, крайне недостаточно, да и вся технология перевозочного процесса построена так, что грузы любой стоимости и срочности почти всегда следуют вместе. В новых условиях это подчас вступает в противоречие с интересами самих железнодорожников. Налаживание ускоренных перевозок ряда грузов, имеющих высокую стоимость, обеспечит дополнительную прибыль для железных дорог. Реализовать эту задачу можно организацией так называемой двухрежимной технологии перевозок для грузов обычной и повышенной скорости. Конечно, для этого придется ввести и строго выполнять соответствующие нормативы скоростей движения грузовых поездов и организации вагонопотоков, пересмотреть специализацию сортировочных путей, а в ряде случаев — переустроить сортировочные станции и так далее. Сегодня железные дороги не готовы к такой технологии, но в ближайшем десятилетии эта задача должна быть решена.

Интересы экономики требуют продолжения развития общей сети железных дорог. Россия еще не завершила этап строительства железных дорог, предназначенных для освоения новых экономических районов. В этом плане требуется ускорить строительство новой железной дороги Беркакит—Томмот—Якутск, что будет способствовать развитию производительных сил республики Саха и прилегающих регионов. В дальнейшем следует рассмотреть возможности развития сети стальных магистралей до Чукотки.

Отметим, что в США доля электрифицированных линий не превышает нескольких процентов.

Несомненными техническими достижениями отечественных железных дорог являются создание и внедрение в широких масштабах мощных конструкций пути с рельсами тяжелых типов и железобетонными шпалами и средств механизации для их текущего содержания и ремонта, а также полное внедрение автосцепки. Российские железные дороги имеют сеть крупнейших сортировочных станций, деповских устройств. Именно они и ряд других современных технологических решений обеспечивают устойчивое функционирование этой транспортной отрасли, имеющей столь важное значение для народно-хозяйственного комплекса страны.

Повышение конкурентоспособности железных дорог и обеспечение надежной работы международных транспортных коридоров в области грузовых перевозок требуют проведения комплекса мер по совершенствованию системы контейнерных перевозок, развитию сотрудничества со смежными видами транспорта, организации комбинированных перевозок, создания лучших условий для передачи грузов на пограничных станциях.

Приведем несколько примеров развития территориальных предприятий железной дороги.

Перспективы развития ж/д транспорта можно проследить из ниже перечисленных таблиц. [3, стр.169]

Таблица 1 - Грузооборот железнодорожного транспорта.

Показатели

Единицы измерения

2000

2001

2002

2003

2004

Общий грузооборот узла,

млн.т

115,5

114,3

62,2

65,2

70,5

в том числе:

Вывоз

млн.т

20,8

17,8

4,3

4,3

5,2

Ввоз

млн.т

34,9

38,0

19,5

18,6

25,3

Внутриузловые перевозки

млн.т

3,2

1,5

0,9

1,1

2,7

Транзит

млн.т

56,6

57,0

36,5

41,2

64,3

Доля транзитных

%

49,0

49,9

59,6

63,2

76,1

Как видно из таблицы, 2002 год был не лучшим для железнодорожного транспорта.

Несмотря на все трудности постсоветского периода, железнодорожный транспорт постоянно увеличивал свою долю в грузообороте, и особенно динамично (с ростом на 37%) в последние четыре года. Только через морские порты России объемы перевозок выросли в 1,5–2 раза. Это – значимый результат повышения экономической активности в стране и взвешенной государственной тарифной политики.

Таблица 2 -  Основные показатели работы и технической вооруженности железнодорожного транспорта

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

Грузооборот, млрд. т. км

Перевезено грузов, млн. т

Пассажирооборот, млрд.

Перевезено пассажиров, млн.

Эксплутационная длина, тыс. км

Протяженность электрифицированных линий, тыс. км

Численность работников, занятых на перевозках, тыс. чел.

Производительность труда одного работника, занятого на перевозках, тон т-км

3718,4

3951

374

4166

144,9

48,4

2074

1973

2986,4

4698

358

3564

151,3

45,6

2103

2009

2316

3591

254,7

2696

151,5

49,2

2065

1956

1954,5

2678

534,6

2716

156,7

51,6

1589

2036

1210,9

1030

255,2

2790

158,1

48,3

1079

1852

Значение железнодорожного транспорта в удовлетворении транспортных потребностей народного хозяйства и населения определяется такими свойствами и особенностями этого универсального вида транспорта, как: возможностью сооружения эксплутационных дорог в любом направлении и в любом районе страны; обеспечение устойчивых связей между районами; высокой пропускной и провозной способностью; высокой его регулярностью, независимостью железнодорожного транспорта от времени года, времени суток, погодных условий; возможностью создания удобной прямой связи между крупными предприятиями, что сокращает число дорогостоящих перевозок грузов; более коротким путем перевозки грузов по сравнению с водным транспортом.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести значительную потребность в капиталовложениях и трудовых ресурсах. Кроме того, железнодорожный транспорт является крупным потребителем металла (на 1 км магистральной линии требуется 130-200 т металла не считая подвижного состава).

Но, несмотря на все недостатки железнодорожный транспорт развивается, строятся новые дороги.

Перспективы развития железнодорожного транспорта Московской области.

К настоящему времени наметилась тенденция к изменению ситуации на рынке пригородных пассажирских перевозок. Федеральным законом от 04.05.2005г. №95-ФЗ внесены изменения и дополнения в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которыми решение вопросов по организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении отнесено к полномочиям органов власти субъекта РФ. Кроме того, законодательными органами ведется работа над законопроектом адресных дотаций льгот.

Учитывая огромную социальную значимость пригородных перевозок для Московского региона, а также их убыточность, перед железной дорогой и администрациями регионов стоит задача их сохранения.

Наиболее приемлемым вариантом сохранения пригородных перевозок, как вида деятельности, в условиях реформирования железнодорожного транспорта, является создание совместных структур – Пригородных пассажирских компаний, в состав которых могут входить железная дорога, субъекты и другие заинтересованные организации и предприятия.

Грузооборот Белорусской железной дороги в 2003 году увеличился

Объем перевозки грузов БелЖД в прошедшем году увеличился на 12,9 проц., что выше установленного уточненного задания на 5,4 процентных пункта. На 2004 год задание Правительства Белорусской железной дороге по этому показателю увеличено на 5 проц. по отношению к 2003 году. Об этом говорится в пресс-релизе посольства Белоруссии в России.

Реформа железнодорожного транспорта состоится еще не скоро

"Я смею утверждать, что реформа железнодорожного транспорта состоится еще не скоро. На сегодняшний момент проведена лишь реформа некоторых аспектов управления и хозяйственной деятельности отрасли. Предприняты лишь робкие шаги", - заявил первый вице-президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин на расширенной коллегии МПС [4, стр. 11].

Во Владивостоке за минувшую ночь выпало около месячной нормы осадков

Обрушившийся на южное Приморье снегопад не повлиял на работу Владивостокского отделения ДВЖД. Как сообщил РИА "Новости" оперативный дежурный отделения, на путях работает снегоуборочная техника, сбоев в графике движения как грузовых, так и пассажирских поездов не отмечено.

Список литературы

1. Основы взаимодействия железных дорог с другими видами транспорта. Учебник. Под ред. В. В. Повороженко и Е. Д. Ханукова, М., 1972.

2. Сергеев В.И.,Кизим А.А.,Эльяшевич П.А. Глобальные логистические системы. Издатальство: Бизнес-пресса,Санкт-Петербург, 2001 г.

3. Статистический сборник «Транспорт и связь». – М.: Дело, 2005.

4. Тимошенко Е.В. Единая транспортная система. – М.: Ось-89, 2004.

5. Устав железнодорожного транспорта 2002-2005 гг.