Содержание

Введение. 3

1.Основные принципы ВЭД предприятий, их характеристика. 4

2. Классификация субъектов ВЭД.. 6

3. Инжиниринг, его основные виды и их характеристика. 6

4. Лизинговая торговля на международном рынке, виды лицензий и краткая их характеристика. 8

5. Понятие «институт международной коммерческой (торговой) сделки. 10

6. Применимое право. 12

7. Основные виды каналов для сбыта (закупки) продукции используются в международной торговле. Плюсы и минусы этих каналов. 13

8. Существенные условия контракта. 14

9. Элементы преамбулы внешнеторгового контракта. 17

10. Определение «претензии». Порядок подачи претензии по качеству товара, способы урегулирования претензий по качеству. 17

11. Требования, предъявляемые к сдаче-приемке поставленного по внешнеторговому контракту. Виды сдачи-приемки. 18

12. Коммерческие поправки к базисной цене контракта. 19

13. Валютные риски сторон при реализации международной торговой сделки, их защита. 19

14. Роль кредитования внешнеэкономической деятельности, его основные функции. 22

15. Основные формы кредитования экспортеров, краткая схема кредитования каждой из них. 23

16.Определение и характеристика коносамента. Его функции. 24

17. Виды и характеристика накладной международных перевозок. 26

18. Характеристика взаимодействия экспортера с комиссионером. Отличие договора с ним от соглашений с другими типами внешнеторговых   посредников. 27

19. Характеристика взаимодействия экспортера с торговым агентом. Отличие договора с ним от соглашений с другими типами внешнеторговых   посредников  28

20. Содержание страхования внешнеторговых грузов. 28

21. Страхование инвестиций. 28

22. Экономические методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Принципиальное отличие экономических и административных методов регулирования. 29

23. Нетарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Общее между квотой и лицензией. 30

24. Основные элементы системы управления внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации. 31

Заключение. 34

Список литературы.. 35

Введение

Внешнеэкономические связи явились катализатором экономических преобразований в России. Они активно воздействуют на формирование в стране рыночных структур и механизмов, способствуют первоначальному накоплению капитала, созданию конкурентной среды и определению рыночной мотивации в отечественном бизнесе, приобщению его к зарубежному опыту предпринимательства.

Поворот к рыночной экономике открытого типа, ликвидация государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность позволили сделать более доступным внутренний рынок для конкуренции иностранных товаров и капиталов, создали возможности для осуществления прогрессивных сдвигов в российской экономике, ее реальной интеграции в мировое хозяйство.

Особенностью России среди стран переходной экономики является то, что широкая либерализация экономической жизни сопровождалась падением производства. Свобода предпринимательской деятельности не смогла компенсировать потерь, вызванных «шоковой терапией». Инерция унаследованной государственной экономики оказалась слишком сильной. Среди немногих секторов российской экономики, имеющих положительную динамику, особое место занимает внешнеэкономическая деятельность.

Цель данной работы - раскрыть вопросы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, как предприятий - субъектов внешнеэкономической деятельности, так и страны в целом.

В работе рассматривается 24 вопроса.

1.Основные принципы ВЭД предприятий, их характеристика

Процесс изменений, наблюдаемый в настоящее время в России, проник во все сферы экономической жизни. Рыночная экономика создала широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД). По мере интеграции России в мировое хозяйство внешнеэкономическая деятельность становится все более важным и результирующим фактором ее экономической жизни. Формируется принципиально новая сфера предпринимательства, направленная на самостоятельное освоение внешнего рынка и подчиняющаяся в своей деятельности законам мировой экономики.

Если раньше сфера внешнеэкономических связей была уделом десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеторговыми операциями занимаются многие тысячи производственных и торговых структур.

Термин «внешнеторговая деятельность» подразумевает сложный механизм взаимоотношений, возникающих в процессе купли-продажи товаров на мировом рынке. Фирмы стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам.

Внешнеэкономическая деятельность в отличие от внешнеэкономических связей осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнёра, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности, как с внутренними, так и с зарубежными партнерами. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций. Обязательными сопутствующими условиями внешнеэкономической деятельности являются выполнение определенных операций по обеспечению продвижения товара от продавца к покупателю; по своевременному предоставлению различного рода внешнеторговых услуг - транспортных, страховых, экспедиторских, банковских; по осуществлению платежно-расчетных операций, а также наличие коммерческой и валютно-финансовой информации о конъюнктуре внешних товарных и денежных рынков.

Исходным принципом внешнеэкономической деятельности предприятий служит коммерческий расчет на основе принципов хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей. Ответственность за результаты внешнеэкономической деятельности лежит на самом предприятии не только в части экспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного и импортозамещающего производства, технической реконструкции.

Виды внешнеэкономической деятельности: экспорт и импорт товаров (продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности, капиталов, рабочей силы); оказание субъектами внешнеэкономической деятельности услуг, в т.ч. производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных, маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских, аудиторских, юридических и других услуг, не запрещенных законом; международные финансовые операции и операции с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законами страны; кредитные и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, создание субъектами внешнеэкономической деятельности банковских, кредитных и страховых учреждений за пределами России; совместная предпринимательская деятельность между субъектами хозяйственной деятельности, включающая создание совместных предприятий различных видов и форм, а также другие виды внешнеэкономической деятельности, которые не запрещенные законами России.

Далее рассмотрим классификацию субъектов ВЭД.

2. Классификация субъектов ВЭД

По профилю и виду ВЭД: производители продукции (услуг), экспортируемых за рубеж; потребители различного импортного сырья, комплектующих; специализированные  внешнеторговые  компании, объединения, в т.ч. региональные и отраслевые; посреднические организации, агенты; объединения предприятий, организаций, ассоциации и союзы

По функциям обеспечения ВЭД: банки, банковские учреждения, инвестиционные компании; страховые компании; инжиниринговые фирмы; аудиторские фирмы; рекламные фирмы; транспортно-экспедиторские компании и т.д.

По организационно-правовым формам: коммерческие организации: АО, хозяйственные товарищества, дочерние, зависимые общества, общества с ограниченной .ответственностью, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия; некоммерческие организации: некоммерческое партнерство, учреждения, автономные некоммерческие организации, фонды, ассоциации и союзы, потребительские кооперативы

По территориальному признаку: загранаппарат представительств на территории иностранных государств; торговые представительства РФ за границей; представительства российских предприятий и организаций; смешанные общества российских и иностранных организаций; технические центры (бюро), демонстрационные залы; представительства за рубежом содействующих и обеспечивающих организаций; международные организации; транснациональные корпорации; оффшорные центры.

3. Инжиниринг, его основные виды и их характеристика

Инновационные технологии - наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Различают виды инновационных технологий: - внедрение; - тренинг (подготовка кадров и инкубация малых предприятий); - консалтинг; - трансферт; - аудит; - инжиниринг.[1]

Инжиниринг - комплекс инженерно-консультационных услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению непосредственно процесса производства, обслуживанию сооружений, эксплуатации хозяйственных объектов и реализации продукции. Инжиниринг охватывает все этапы инновационного цикла[2].

Как самостоятельный вид коммерческих операций инжиниринг предполагает предоставление на основе договора на инжиниринг одной стороной, именуемой консультантом, другой стороне, именуемой заказчиком, комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, с разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика, усовершенствованием имеющихся производственных процессов вплоть до внедрения изделия в производство и даже сбыта продукции. Предоставление на основе договора на инжиниринг полного комплекса услуг и поставок, необходимых для строительства нового объекта, называется комплексным инжинирингом. Он включает три отдельных вида инженерно-технических услуг, каждый из которых может быть предметом самостоятельного договора.

Консультативный инжиниринг (consulting engineering) связан главным образом с интеллектуальными услугами в целях проектирования объектов, разработки планов строительства и контроля за проведением работ.

Технологический инжиниринг (process engineering) состоит в предоставлении заказчику технологии или технологий, необходимых для строительства промышленного объекта и его эксплуатации (договоры на передачу производственного опыта и знаний), разработки проектов по энергоснабжению, водоснабжению, транспорту и др.

Строительный и/или общий инжиниринг (constructing engineering) - это главным образом поставки оборудования, техники и/или монтаж установок, включая при необходимости инженерные работы. Инженерно-консультационные услуги предоставляются в виде технической документации, результатов исследований, исходных данных для строительства, экономических расчетов, смет, рекомендаций и др.

4. Лизинговая торговля на международном рынке, виды лицензий и краткая их характеристика

Лизинг является формой международного экономического и инвестиционного сотрудничества, который в силу присущих ему возможностей может стать импульсом технического перевооружения, создания необходимых мощностей промышленных предприятий и структурной перестройки экономики в целом.

Существенное преимущество лизинга по сравнению с другими формами инвестирования состоит в том, что предпринимателю предоставляются не денежные ресурсы, а непосредственно средства производства, имеющие технико-экономические характеристики, определенные предпринимателем.

В современном деловом мире лизинг является одним из важнейших методов финансирования развития технической базы производства. В странах со стабильной экономикой до 30% всех капиталовложений осуществляется именно через лизинг.

Лизинг позволяет в условиях сравнительно меньшего финансового напряжения обновлять основные фонды, он дает возможность предпринимателю начать дело, имея 1/3 средств (или даже меньше) для приобретения необходимого оборудования.

Благодаря лизингу финансовые институты, банки могут реструктуризировать свою деятельность, увеличивая объемы кредитования проектов с более высокими гарантиями, т.к. сдаваемое в лизинг оборудование (имущество), как правило, высоко ликвидно; кроме того, оно остается в собственности лизингодателя в течение всего срока договора лизинга.

В зависимости от сроков или продолжительности в международной практике различают 3 вида аренды: лизинг – долгосрочная аренда (3 – 5 лет и выше); хайринг – среднесрочная аренда (1 – 3 года); рентинг – краткосрочная аренда (от нескольких часов, дней, месяцев до 1 года). Наибольшее распространение в международной торговле приобрели лизинговые услуги, объем которых постоянно увеличивался, так же как и круг сдаваемых внаем товаров. Это относительно новый вид коммерческой деятельности в международной торговле. Во внешнеэкономической деятельности российских предприятий лизинговые операции имеют преимущественно эпизодический характер.

N

Преимущества лизинга по сравнению с другими видами договоров

1

Снижение потребности в собственном стартовом капитале. Лизинг предполагает, как правило, 100-процентное финансирование лизингодателем лизингополучателя и не требует немедленного начала платежей, что позволяет лизингополучателю без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество, увеличивать оборотный капитал для расширения производства.

2

Предприятию проще получить имущество по договору лизинга, чем ссуду на его приобретение, поскольку имущество, передаваемое в лизинг, по самой сути сделки уже выступает в качестве залога.

3

Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, т.к. предоставляет возможность участникам сделки выработать для них наиболее удобную схему выплат.

4

Лизинговая сделка может быть заключена на более длительный срок, чем кредитный договор. В связи с этим величина периодических лизинговых платежей будет меньше, снижаются расходы лизингополучателя по уплате этих платежей и возрастает надежность исполнения лизингового договора.

5

Для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа имущества, поскольку имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование

6

Если иное не предусмотрено договором лизинга, то лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, что не увеличивает активы лизингополучателя и освобождает его от уплаты налога на это имущество.

7

Лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателя и, соответственно, снижают налогооблагаемую прибыль (п.3 ст. 29 Закона РФ “О лизинге”).

 8

Лизингодатель и лизингополучатель имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга с коэффициентом 3 (п.п.1,3 ст. 31 Закона РФ “О лизинге”).

9

Производитель лизингового имущества получает дополнительные возможности для сбыта своей продукции.

10

Лизинговая компания получает прибыль, становясь финансовым звеном между производителем лизингового имущества и лизингополучателем.

11

В выигрыше остается и государство, поскольку возрождается производство, увеличиваются налоговые поступления в бюджет,  создаются новые  рабочие места.

Лицензионные сделки в международной практике характерны при коммерческом обмене технологиями и реализуются обычно на основе заключаемых договоров на передачу ноу-хау. Такие договоры традиционно именуются лицензионными. Это означает, что в данном случае речь идет о так называемой бесплатежной лицензии. Поскольку договор на передачу ноу-хау отличается от лицензионного договора на изобретение, это требует вышеуказанной оговорки.

Лицензия - разрешение на передачу физическими или юридическими лицами (лицензиарами) принадлежащих им прав на использование изобретения, промышленного образца другим физическим или юридическим лицом (лицензиатом).

В международной торговле существует три вида лицензионных соглашений: о простой лицензии, которое дает возможность лицензиару продавать аналогичные лицензии другим лицензиатам, самостоятельно производить и сбывать продукцию на любом рынке; об исключительной лицензии, когда лицензиат получает монопольное право на ее использование, включая перепродажу другим организациям в пределах определенной территории; о полной лицензии, что означает продажу патента, в результате чего лицензиар навсегда лишается права на свое изобретение.

Оплата стоимости лицензий и ноу-хау производится в зависимости от вида сделки, которая оформляется через соответствующие лицензионные соглашения, где оговаривается комплекс дополнительных обязательств по оказанию помощи лицензиатам в применении технических новшеств.

Независимо от способа оформления передачи информации ноу-хау, она в любом случае является самостоятельным объектом внешнеторговой сделки, подпадая под действие норм регулирования особого предмета сделки, и подлежит специальной оценке при фиксации цены контракта.

5. Понятие «институт международной коммерческой (торговой) сделки

Под международной торговой сделкой понимается договор (соглашение) между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке установленного количества и качества товарных единиц и/или оказанию услуге соответствии с согласованными сторонами условиями[3].

Международный характер договора вытекает из того, что его субъектами (сторонами) являются коммерческие предприятия (фирмы), находящиеся в разных странах.

Договор не будет считаться международным, если он заключен между сторонами разной государственной (национальной) принадлежности, коммерческие предприятия (фирмы) которых находятся на территории одного государства (например, между филиалами и дочерними компаниями фирм разных стран, находящихся на территории одной страны). В то же время договор признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной (национальной) принадлежности, если их коммерческие предприятия находятся на территории разных государств.

Такое толкование договора содержится в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская Конвенция 1980 г.) и в Новой Гаагской Конвенции о праве, применяемом к договорам международной купли-продажи (1985 г.)[4].

Под термином «торговая сделка» понимаются все сделки, связанные с обменом товарами в материально-вещественной форме и предоставлением услуг как основных, так и обеспечивающих международный товарооборот.

Признание за сделкой торгового характера подчиняет ее не только общим нормам гражданского права, но и специальным нормам торгового права, определяющим правила их заключения и исполнения.

Стороны в торговой сделке относятся к особой категории предпринимателей, именуемых коммерсантами, деятельность которых подчиняется во многом также специальному правовому режиму. Важно подчеркнуть, что этот режим ослабляет формализм заключения сделок, поскольку коммерсанты освобождаются от ряда сложностей в доказательстве принятия договора. Это позволяет рассматривать сделку не только, когда она представлена в письменной форме, но и устно (по телефону, телетайпу).

В международной коммерческой практике взаимное волеизъявление может облекаться в форму договора купли-продажи, лицензионного, арендного договора, договора страхования, перевозки, хранения и других. Взаимосогласованное волеизъявление, предусматривающее поставку товаров в материально-вещественной форме, сопровождаемую перечисленными выше обеспечивающими услугами, а также сопутствующими услугами (инжиниринговыми, лицензионными и т.д.), может облекаться в форму договора купли-продажи, заказа, тендера[5].

6. Применимое право

Внешнеэкономические сделки помимо таких особенностей, как значительная свобода воли сторон договора при согласовании его условий, имеют еще одну очень важную черту, в значительно большей степени, нежели от внутренних сделок, - возможность регламентирования правоотношений сторон также нормами иностранного права. Это связано с нахождением предприятий соответствующих сторон сделки в различных государствах, а также с тем, что до настоящего времени в рамках универсальной унификации значительные успехи достигнуты лишь в отношении договора международной купли-продажи товаров, тогда как по остальным видам внешнеэкономических сделок подобная унификация - дело будущего.

Стороны свободны в выборе при заключении договора применимого права. Автономия воли сторон в выборе применимого к их договорным отношениям права признается повсеместно. Но в отношении коллизионных привязок национальные законы и международные конвенции содержат разнообразные предписания.

В практике Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) при ТПП России часто встречаются случаи применения к отношениям сторон, не урегулированным или не полностью урегулированным контрактом, норм иностранного права. Однако основания применения международным коммерческим арбитражем права того или иного государства в ряде решений указывалось на применение иностранного права без разъяснения основания такого выбора арбитража.

7. Основные виды каналов для сбыта (закупки) продукции используются в международной торговле. Плюсы и минусы этих каналов

Предприятия в условиях рыночной экономики значительное внимание уделяют проблемам оптимизации процесса продвижения товаров от производителя к потребителю. Результаты их хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны каналы распределения товаров, формы и методы их быта, от широты ассортимента и качества предоставляемых предприятием услуг, связанных с реализацией продукции.

Выбор каналов для сбыта продукции - сложное управленческим решением, влияющие на все другие решения в сфере маркетинга.

Реализация продукции в большинстве случаев проводится через посредников. Посредники благодаря своим контактам, опыту и специализации позволяют обеспечить широкую доступность товара и доведение его до целевых рынков.

С помощью посредников возможно сократить количество прямых  контактов производителей с потребителями продукции (например 9 контактов при 3-х производителях и потребителях против 6 с посредником)

В качестве посредников могут выступать снабженческо-сбытовые организации, крупные оптовые базы, биржевые структуры, торговые дома и магазины.

Среди основных причин, обусловливающих использование посредников, можно выделить следующие: организация процесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов; создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих знаний и опыта в области конъюнктуры рынка своего товара, методов торговли и распределения.

Каналы распределения могут быть трех видов: прямые, косвенные смешанные.

Прямые каналы связаны с перемещением товаров и услуг без участия посреднических организаций. Они чаще всего устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые сами контролируют свою маркетинговую программу и располагают ограниченными целевыми рынками.

Косвенные каналы связаны с перемещением товаров и услуг сначала от изготовителя к незнакомому участнику-посреднику, а затем от него - к потребителю. Такие каналы обычно привлекают предприятия и фирмы, которые с целью увеличения своих рынков и объемов сбыта, согласны отказаться от многих сбытовых функций и расходов и соответственно от определенной доли контроля над сбытом, а также готовы несколько ослабить контакты с потребителями.

Смешанные каналы объединяют черты первых двух каналов товародвижения.

8. Существенные условия контракта

Основной правовой формой экспортно-импортных внешнеэкономических операций в Российской Федерации является внешнеторговый договор (контракт). В Гражданском кодексе РФ - базовом юридическом документе, регулирующим контрактные процессы в РФ «договор» (контракт) определяется как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей[6]

Договорные отношения регулируют движение товаров и услуг, выполнение работ, оборот денежных средств в экономике. Субъекты, участники договора – юридические и физические лица при заключении договора свободны в выборе партнера по сделке, выборе условий, формы и конструкции договора.

Как разновидность письменного договора внешнеторговый контракт имеет определенную структуру и содержание, которые вырабатывались на протяжении длительного времени в ходе развития и совершенствования международной практики, для обеспечения которой и был создан контракт.

Структура внешнеторгового контракта, представляет собой расположенные в определенной последовательности друг за другом и пронумерованные контрактные условия (положения), каждое из которых - самостоятельный (отдельный) раздел, регулирующий конкретный вопрос, связанный с исполнением внешнеторговой сделки. Таких контрактных условий –  разделов в тексте внешнеторгового контракта обычно бывает от 11 до 151.

Последовательность расположения контрактных условий в классическом варианте должна соответствовать принципу «от общего к частному», когда сначала располагаются условия, содержащие общие, исходные сведения и данные (что, сколько, какого качества, по какой цене, на каких условиях/базисе/продается), а затем, условия, отвечающие на вопрос, как практически осуществить сделку (сдача-приемка товара, условия платежа/расчетные операции/, транспортные условия, штрафы и претензии, арбитраж/суд/и т.д.).

Контрактные условия, прежде всего, подразделяются на условия обязательные и дополнительные, из которых наибольшее значение имеют первые.

Обязательные контрактные условия – это минимально необходимый набор условий (положений), которые регулируют наиболее важные, принципиальные вопросы, связанные с исполнением сделки, и которые  поэтому всегда обязательно содержатся в тексте контракта, поскольку отсутствие (или неточное, некорректное изложение) хотя бы одного из них приводит к тому, что сделка становится трудноисполнимой, а иногда, неисполнимой вообще, т. е., это та база, основа, без которой контракт не  может считаться внешнеторговым контрактом.

При этом следует иметь в виду, что нормальный внешнеторговый контракт не должен ограничиваться и не ограничивается набором только обязательных условий. В нем содержатся дополнительные условия, которые в максимальной степени должны облегчить исполнение сделки, предусмотрев, по возможности, все нюансы, которые могут встретиться в ходе ее исполнения.

Наименование контракта должно быть идентичным названию сделки, закрепленному в законе, которому стороны подчинили свой договор, начинается внешнеторговый контракт с вводной части (преамбулы), предшествующей основному тексту. Элементы преамбулы отражены в 9 вопросе.

Особенно важно указать в контракте полномочия лиц, выступающих в качестве сторон договора и подписывающих контракт, поскольку в последствии возможно оспаривание сделки, заключенной лицом, действовавшим с превышением своих полномочий.

Предмет контракта (обозначение товара и услуг, являющихся предметом договора, плюс ссылка на его качество – обычно указание соответствующего стандарта – национального или международного, поскольку качество, как таковое, неотделимо от понятия «товар» и так же является обязательным условием контракта).

Количество и сроки поставки. Цена (причем, цена может быть как определенной, так и  определимой, во втором случае, в контракте должен быть предусмотрен порядок определения цены, позволяющий точно установить ее на дату, обусловленную в контракте).

Базисные условия поставки. (ФОБ, СИФ, ДАФ, Франко и др.).

Условия платежа (порядок осуществления расчетов за поставленный товар).

Гарантии (например, для контрактов на машины и оборудование, ремонтные, монтажные и строительные работы).

Санкции и рекламации (порядок предъявления претензий и штрафов).

Арбитраж (условие о судебном разбирательстве споров).

Подписи сторон Ключевыми и особенно важными условиями из вышеперечисленных являются базисные условия поставки и условия  платежа, (регулируют наиболее важные вопросы сделки – уровень цен, условия транспортировки товара, схема и порядок расчетов), оформлять которые следует особенно тщательно, поскольку любая неточность или  неполнота изложения уже точно, неизбежно, приведет к тому, что выполнение контракта окажется затруднительным или даже невозможным.

Вместе с тем, специального законодательного акта, регулирующего вопрос об обязательных условиях внешнеторгового контракта, несмотря на большую потребность в документе такого рода - в нашем законодательстве нет

Дополнительные (возможные) условия внешнеторгового контракта: качество товара (условие, расшифровывающее, детализирующее сведения о качестве, указанные в «Предмете контракта»); упаковка и маркировка; сдача-приемка товара; транспортные условия (регламентируют технические вопросы, связанные с транспортировкой товара); форс-мажор, или обстоятельства непреодолимой силы; прочие условия (набор итоговых, заключительных формулировок, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением контракта и пост - контрактными отношениями).

9. Элементы преамбулы внешнеторгового контракта

Преамбула предшествует тексту контракта и начинается со слова «контракт» в середине страницы, после которого следует номер контракта. Ниже, справа, пишется дата, а слева указывается место заключения контракта. Далее в преамбуле четко указываются фирменные наименования сторон, т.е. те наименования, под которыми они зарегистрированы в своей стране и местонахождение контрагентов (название страны и города). В преамбуле также дается определение сторон как контрагентов, например, «Продавец» и «Покупатель», «Заказчик» и «Поставщик». Сначала определяется, какая из сторон является «Продавцом», а затем - какая «Покупателем».

Иногда в преамбуле дается ссылка на предшествующие документы, например, в преамбуле перед словами «заключили настоящий контракт» может быть написано: «во исполнение соглашения о намерениях от 11 января 2005 г.», или «в счет протокола № 1 от 10 января 2005 г

10. Определение «претензии». Порядок подачи претензии по качеству товара, способы урегулирования претензий по качеству

Претензии по качеству и количеству - статья договора купли-продажи, в которой устанавливается порядок предъявления рекламаций, сроки их заявления, права и обязанности сторон в связи с предъявлением рекламаций, способы урегулирования рекламаций[7].

Кроме рассмотренных выше условий в контракте стороны согласовывают гарантийный срок товара, обязанности продавца в течение гарантийного периода, порядок предъявления претензий и удовлетворения рекламаций (письменных претензий в отношении качества товаров)

Рекламация содержит наименование рекламационного товара, его количество и местонахождение, основание рекламации с указанием по каким именно недостаткам она может быть предъявлена, конкретные требования покупателя по урегулированию рекламации. Рекламация посылается заказным письмом с приложением всех необходимых доказательных документов.

Способы урегулирования претензий по качеству: в случае несоответствия качества поставленного товара условиям договора в договоре предусматриваются скидки, замена, устранение дефекта и т.д.

11. Требования, предъявляемые к сдаче-приемке поставленного по внешнеторговому контракту. Виды сдачи-приемки.

Условия сдачи-приемки товара, оговоренные в контракте, дает покупателю возможность распоряжаться товаром, а продавец считается выполнившим свои обязательства. По количеству сдача-приемка осуществляется путем пересчета, либо взвешивания товара и записи в соответствующих документах. По качеству сдача-приемка товара производится либо на основании документа, подтверждающего соответствие качества условиям контракта, либо проверкой качества фактически поставленного товара в месте приемки. Место приемки может находиться как в стране покупателя, так и в стране продавца.

В условиях сдачи-приемки устанавливаются также права и обязанности сторон в случае несоответствия качества поставленного товара условиям договора.

12. Коммерческие поправки к базисной цене контракта.

Несомненно, цена товара один из важнейших пунктов внешнеторгового контракта. В контракте указываются: единица измерения, за которую устанавливается цена, базис цены, валюта цены.

Выбор единицы измерения зависит от вида товара, например, цена за штуку, за весовую единицу и др.

Стороны оговаривают, как понимается установленная цена, т.е. входят ли в нее расходы, связанные с отправкой груза, за тару, упаковку, маркировку.

Цена может быть выражена в валюте страны экспортера, импортера или в валюте третьей страны. Выбор валюты цены очень важен. Рекомендуется выбирать для этого наиболее надежную из «твердых» валют, чтобы свести к минимуму валютный риск.

Цена на товар может быть установлена твердо, не предусматривая каких-либо изменений, но можно оговорить и возможность изменения цены на случай изменения рыночных цен на этот товар.

Цены в контракте могут вообще не указываться, а фиксироваться лишь перед поставкой конкретной партии товара.

Ценовой показатель во многом зависит от стратегии продавца, которая может подчиняться следующим возможным целям: стратегия высокой цены, если предлагается новый товар, с последующим снижением цены по мере замедления темпов сбыта; стратегия завоевания нового рынка, путем привлечения как можно большего числа покупателей временно низкой ценой.

13. Валютные риски сторон при реализации международной торговой сделки, их защита

В международной торговле экспортер обычно выставляет счет покупателю в иностранной валюте, либо покупатель оплачивает товар в валюте своей страны, которая является иностранной для экспортера. Часто валютой платежа становится валюта третьей страны, например, доллары США или немецкая марка.

В связи с этим, одной из проблем импортера является необходимость получения иностранной валюты для осуществления платежа, а у экспортера может возникнуть необходимость продажи полученной иностранной валюты за валюту своей страны. Услуги по продаже и покупке иностранной валюты за валюту страны экспортера или импортера оказывают банки. В России это банки с валютной лицензией.

Однако, покупка или продажа иностранной валюты для фирмы не столь безопасны. Причина этому нестабильность показателей валютных курсов. Возможность неблагоприятного изменения обменных курсов иностранной валюты на валютном рынке и является потенциальным валютным риском для каждого из контрагентов.

Существенно снизить валютный риск внешнеэкономических сделок можно при помощи установления цены в контракте в такой валюте, изменение курса которой выгодно для данной фирмы. Для экспортера такой валютой является валюта, курс которой повышается в течение срока действия кон тракта. Для импортера выгодна валюта, курс которой снижается. Однако, при заключении контракта не всегда есть возможность выбирать валюту, так как интересы партнеров в этом вопросе могут быть противоположны.

В связи с этим, распространенной практикой в международных торговых отношениях стал выбор в качестве валюты контракта одной из наиболее надежных в мире валют (USD, DEM) , показатели курсов которых относительно стабильны на мировом валютном рынке. Такая валюта контракта будет безопасна для обеих сторон. Оградить себя от валютных рисков есть возможность у фирм, внешнеторговые платежи и поступления которых осуществляются в одной и той же иностранной валюте. Однако, обменный курс иностранной и отечественной валюты не будет таить существенной опасности для фирмы лишь в том случае, если поступления на валютный счет и платежи с него происходят согласованно. Такая ситуация возможна при условии, что фирма в значительной мере занимается и импортом, и экспортом. Большинство же внешнеторговых организаций работает лишь по одному из направлений, поэтому возможность использования такой схемы ограничена.

Чувствительность к валютному риску для экспортеров и импортеров может быть существенно снижена. Для этого существуют различные механизмы страхования на случай неблагоприятных колебаний валютных курсов.

К ним относят: форвардные контракты на покупку валюты; валютные опционы; кредиты в иностранной валюте.

Каждый из этих механизмов приводится в действие посредством банков.

Форвардный валютный контракт представляет собой договоренность с банком продать или купить определенное количество иностранной валюты по фиксированному обменному курсу для предоставления этой валюты в будущем. Такая фиксация курса валюты на определенную дату устраняет валютный риск для фирмы.

Похожей формой страхования от валютного риска является валютный опцион. Данный вид договоренности предоставляет его держателю больше свободы. Опцион дает право (именно право, а не обязанность) купить или продать в будущем определенное количество иностранной валюты по фиксированному курсу обмена в момент истечения или до истечения периода действия данного опциона.

Наконец, импортер может взять в банке кредит в иностранной валюте, в которой он планирует рассчитываться за поставляемый товар. В этом случае импортеру нет необходимости приобретать иностранную валюту за национальную, а значит и отсутствует какая-либо чувствительность к валютному риску. Этот способ страхования, пожалуй, наиболее реален на сегодня для российских фирм.

Кредит в иностранной валюте может быть удобен и экспортеру, ожидающему поступления экспортной выручки. Получив иностранную валюту в качестве кредита, экспортер может обменять ее на национальную валюту по текущему обменному курсу и использовать ее как замену отвлеченных оборотных средств. Погашение же кредита производится из будущих поступлений в той же иностранной валюте.

В настоящее время для получения кредита в российском банке потребуется предоставление полного товарного или другого обеспечения.

14. Роль кредитования внешнеэкономической деятельности, его основные функции.

Международный кредит – это предоставление денежно-материальных ресурсов одних стран другим во временное пользование в сфере международных отношений, в т. ч. и во внешнеэкономических связях.[8] Эти отношения осуществляются путем предоставления валютных и товарных ресурсов иностранным заемщиком на условиях возвратности и уплаты процентов, преимущественно в виде займов[9].

Средства для международного кредита мобилизуются на международном рынке ссудных капиталов, на национальных рынках ссудного капитала, а также за счет использования ресурсов государственных, региональных и международных организаций. Размер кредита и условия его представления фиксируются в кредитном со­глашении (договоре) между кредитором и заемщиком.

В условиях рыночной экономики кредит выполняет следующие функции:

а) аккумуляция временно свободных денежных средств; б) перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата; в) создание кредитных орудий обращения (банкнот и казначейских билетов) и кредитных операций; г) регулирование объема совокупного денежного оборота.

Выполняя эти взаимосвязанные функции, международный кредит играет двойную роль в развитии производства: положительную и отрицательную. С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства и его расширение. Он способствует интернационализации производства и обмена, углублению международного разделения труда. С другой стороны, международный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства. Международный кредит используется для укрепления позиций иностранных кредиторов в конкурентной борьбе.

15. Основные формы кредитования экспортеров, краткая схема кредитования каждой из них

Кредитование внешней торговли включает кредитование экспорта и импорта.

Кредитование экспорта проводится в двух формах.

Фирменного кредита - покупательских авансов, выдаваемых импортерами той или иной страны иностранным производителям или экспортерам. Значение покупательских авансов заключается в том, что, во-первых, они служат формой обеспечения обязательств иностранных заказчиков, а, во-вторых, представляют собой увеличение капитала экспортера.

Банковского кредита в виде:

-кредитования под товары в стране-экспортере (этот кредит дает экспортерам возможность продолжать операции по заготовке и накоплению товаров, предназначенных на экспорт, не дожидаясь реализации ранее заготовленных товаров);

-предоставления ссуд под товары, находящиеся в пути (под обеспечение транспортных документов - коносамент, железнодорожная накладная и др.);

-выдачи кредита под товары или товарные документы в стране-импортере;

-ссуд, не обеспеченных товарами, которые получают крупные фирмы-экспортеры от банков, имеющих с ними длительные деловые связи или участвующих в их капитале.

Кредитование импорта также имеет формы фирменного и банковского кредита.

Фирменные кредиты подразделяются на два вида.

-кредит по открытому счету (предоставляется на основе соглашения, по которому экспортер записывает на счет импор­тера в качестве его долга стоимость проданных и отгруженных товаров, а импортер обязуется погасить кредит в установленный срок). Этот вид кредита применяется при регулярных поставках товаров с периодическим погашением задолженности (в середине или конце месяца). В данном случае банки выполняют функцию чисто технических посредников в расчетах торговых контрагентов;

-вексельный кредит, при котором экспортер после отгрузки товара выставляет тратту (переводный вексель) на импортера. Последний, получив товарные документы, акцептует тратту, т.е. берет на себя обязательство оплатить вексель в указанный срок. Во многих, в первую очередь англосаксонских странах, часто применяется финансирование фирменных кредитов с помощью аккредитивной формы расчетов. В этом случае банки импортера и экспортера заключают соглашение, на основании которого открывают аккредитив экспортеру против предоставленных им документов об отгрузке товаров.

Банковские кредиты по импорту подразделяются на следующие виды.

Акцептный кредит - кредит, выдаваемый в форме акцепта, или согласия, банка-импортера на оплату тратты экспортера.[10] При этом перед наступлением срока платежа импортер вносит в банк сумму долга, а банк в срок погашает его обязательство перед экспортером. Акцептные кредиты предоставляются крупными банками как своим, так и иностранным экспортерам.

Акцептно-рамбурсный кредит - акцепт векселя банком при условии получения гарантии со стороны иностранного банка, обслуживающего импортера.[11] В таком случае импортер до истечения срока тратты должен внести средства в свой банк, который переводит (рамбурсирует) их иностранному банку, акцептовавшему тратту, после чего последний оплачивает ее экспортеру в установленный срок.

16.Определение и характеристика коносамента. Его функции.

Коносамент является ценной бумагой, которая выражает право собственности на конкретный указанный в ней товар. Коносамент - это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки[12]. Коносамент представляет собой документ, держатель которого получает право распоряжаться грузом. Понятие коносамента, его необходимые реквизиты, условия составления определены в Кодексе торгового мореплавания. Коносамент выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора. Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений или без такого условия. По коносаменту доставка товаров по воде осуществляется в соответствии с Гаагскими правилами, если не применяется какое-либо иное государственное право.

Различаются коносаменты линейные, чартерные, береговые, бортовые.

Линейный коносамент - документ, в котором излагается воля отправителя, направленная на заключение договора перевозки груза.

Чартерный коносамент - документ, который выдается в подтверждение приема груза, перевозимого на основании чартера. Чартер представляет собой договор фрахтования, т.е. соглашение о найме судна для выполнения рейса или на определенное время. Чартерный коносамент не служит документом для оформления договора морской перевозки, так как в этом случае заключается отдельный договор на фрахт судна в форме чартера.

Как линейный, так и чартерный коносамент определяют отношения между перевозчиком и третьим лицом - добросовестным держателем коносамента. Коносамент является распиской, выдаваемой перевозчиком отправителю в подтверждение приема груза к морской перевозке, а также товарораспорядительным документом. При этом контракт купли-продажи товаров, а также другие операции в отношении товара совершаются посредством коносамента без физической передачи собственно товара.

Береговой коносамент - документ, который выдается в подтверждение приема груза от отправителя на берегу, как правило, на складе перевозчика. При приеме на борт судна груза, для которого был выдан береговой коносамент, в нем делается отметка о погрузке товара на судно и указываются дата погрузки и другие отметки. Иногда береговой коносамент заменяется на бортовой.

Бортовой коносамент - документ, который выдается, когда товар погружен на судно.

В коносаменте, как ценной бумаге, должны быть определенные обязательные реквизиты: сведения о грузе. Их отсутствие лишает коносамент функций товарораспорядительного документа, и он перестает быть ценной бумагой. Коносамент выписывается в нескольких экземплярах, один из которых вручается грузоотправителю. При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все остальные экземпляры теряют силу. Грузополучатель определяется в коносаменте тремя способами. В зависимости от этого различаются коносаменты именной, ордерный, на предъявителя.

Именной коносамент - ценная бумага, в которой указывается наименование определенного получателя.

Ордерный коносамент - ценная бумага, по которой груз выдается либо по приказу отправителя или получателя, либо по приказу банка. Ордерный коносамент является наиболее распространенным в практике морских перевозок.

Коносамент на предъявителя - документ, в котором указывается, что он выдан на предъявителя, т.е. в нем не содержатся какие-либо конкретные данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему его.

17. Виды и характеристика накладной международных перевозок

Транспортные документы - предназначены для заполнения транспортных накладных, применяемых при международных и внутренних перевозках грузов различными видами транспорта, а так же - некоторых товаросопроводительных документов. Виды накладной международных перевозок:

международная железнодорожная накладная (SMGS) (железнодорожная накладная международного сообщения - транспортный документ при международных железнодорожных грузовых перевозках. Накладная является документарным оформлением договора перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги. Текст железнодорожной накладной печатается на стандартных бланках обычно на двух языках. Накладная выписывается грузоотправителем или его экспедитором на имя грузополучателя, скрепляется перевозчиком, который ставит штамп на накладной-дубликате. Накладная следует с грузом. К каждой накладной прилагается товаросопроводительная документация: отгрузочная спецификация, сертификат о качестве, упаковочный лист и т.д.;

международная автомобильная накладная (CMR) (автодорожная накладная подписывается перевозчиком и грузоотправителем. Накладная не является товарораспорядительным документом, не может быть индоссирована, груз выдается указанному в ней получателю);

международная авиационная накладная;

18. Характеристика взаимодействия экспортера с комиссионером. Отличие договора с ним от соглашений с другими типами внешнеторговых посредников

Комиссионер - торговый посредник Комиссионная сделка, поручение одного лица другому совершить торговую операцию за счет препоручителя, комитента, за определенное посредническое вознаграждение комиссионера, называемое комиссией или провизией. Совершение торговых операций за чужой счет называется комиссионной торговлей; производится комиссионером единолично и при помощи особых учреждений - комиссионных контор.

Основным принципиальным отличием договора комиссии от договора поручения является то, что поверенный совершает юридические действия от имени доверителя, в то время как комиссионер совершает юридические действия от своего имени.

Права и обязанности по сделке, заключенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя, тогда как права и обязанности по сделке, заключенной комиссионером, возникают у комиссионера.

По договору комиссии комиссионер обязуется совершить одну или несколько сделок. По договору поручения поверенный обязуется совершить юридические действия. Понятие «юридические действия» значительно шире, чем понятие «сделка», и может предполагать представление интересов доверителя, передачу или получение документации и т. п.

19. Характеристика взаимодействия экспортера с торговым агентом. Отличие договора с ним от соглашений с другими типами внешнеторговых посредников

Торговый агент - лицо, которое продает товары одного или несколько предприятий по договору, действуя на рынках с высокой конкуренцией. Торговый агент сам устанавливает цены и условия сбыта, может торговать изделиями конкурентов. Отдельные фирмы - торговые агенты могут кредитовать производителей.

20. Содержание страхования внешнеторговых грузов

Страхование добровольный договор, по которому страховщик на условии получения страховой премии, если произойдет страховой случай, предусмотренный в этом договоре, обязуется выплачивать иностранному или местному страхователю определенную сумму за поставляемый товар.

В зависимости от условий внешнеэкономического контракта, обязанность страхования лежит на продавце, либо на покупателе. Если же в договоре эта обязанность не оговорена, то сторона, на которой лежит риск случайной гибели товара в период транспортировки, сама заинтересована в его страховании.

В том случае, когда страховать обязан продавец, он должен предоставить покупателю страховой полис или сертификат, как один из документов к оплате.

21. Страхование инвестиций

Финансовые инвестиции представляют собой покупку активов в виде имущественных или кредитных ценных бумаг. При этом риск является одним из ключевых понятий финансового рынка, что приводит к необходимости разработки адекватной системы страховой защиты.

Развитому финансовому рынку присущи многие способы страховой защиты. Один из них проявляется в регулировании государством финансового рынка. Второй способ организации страховой защиты представляет собой своеобразное самострахование инвесторов, что проявляется, в частности, в проведении операций хеджирования, когда инвестор вместе с ценной бумагой приобретает опцион на ее покупку или продажу. Взаимное страхование инвесторов проявляется и в организации системы котировок ценных бумаг на фондовой бирже.

22. Экономические методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Принципиальное отличие экономических и административных методов регулирования.

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности.

К ним относятся методы: таможенно-тарифного регулирования, т.е. применения импортных и экспортных тарифов; нетарифного регулирования, т.е. использования квотирования, лицензирования и т.п.

К основным формам экономического регулирования экспортных и импортных операций в условиях рыночной экономики следует отнести таможенно-тарифное регулирование, внутреннее налогообложение, а также регулирование обменного курса национальной денежной единицы. Однако решающая роль в организации регулирования данного вида деятельности все же принадлежит таможенным тарифам.

23. Нетарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Общее между квотой и лицензией

Нетарифные меры являются инструментом административного регулирования внешнеэкономической деятельности. Они нормативно закреплены[13].

Меры нетарифного регулирования включают: лицензирование; квотирование; сертификацию; разрешительную систему; систему экспортного контроля; иные ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств.

Квота - максимальный объем (в стоимостном или натуральном  выражении) поставок определенного товара в пределах оговоренного  режима. Квотирование - введение количественных и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров, странам или группам стран. В РФ экспорт и импорт товаров осуществляется, как правило, без количественных ограничений[14] Квоты классифицируются на: общие (для государственных нужд, региональные, аукционные) определяются Министерством экономики и естественные, связанные с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, нефтетерминалов в портах.

Лицензия - выдаваемое компетентными государственными органами разрешение на осуществление конкретных экспортных и импортных операций. Лицензии бывают двух видов: генеральная - выдается на один календарный год, причем внешнеторговые операции осуществляются по одной или нескольким сделкам; разовая - оформляется по каждой отдельной сделке. Лицензии выдаются компетентными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ. Лицензирование - это разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу РФ не допускает

Некоторые специалисты также относят к нетарифным мерам понятия таможенной блокады и эмбарго.

Сертификация - деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям

Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности

Разрешительная система-это представление в таможенные органы при производстве таможенного оформления и контроля разрешений различных государственных органов. Ограничением на ввоз (вывоз) товаров называется установление особых требований к ввозу или вывозу некоторых товаров. Ограничения на ввоз и./или вывоз товаров могут быть установлены в виде количественных ограничений или в виде особого порядка их оформления при ввозе /вывозе.

Под таможенной блокадой понимается приостановление выполнения таможенного оформления, задержки товаров на таможенных складах и т.д. Цель - нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства. Эмбарго - запрещение или ограничение ввоза в свою страну или вывоза в другие страны товаров, работ, услуг. Применяется как репрессивная форма, как средство экономического или финансового давления.

Эти методы установлены законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Другие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и ее субъектов не допускаются. Однако существует ряд методов, которые могут частично использоваться в России.

24. Основные элементы системы управления внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации

В настоящее время в России действует сложная система регулирования внешнеэкономической деятельности.

Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий включает:

-законодательно-правовую базу регулирования;

-институционно-организационную структуру регулирования;

-государственное программирование ВЭД;

-квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;

-сертификацию импортных товаров;

-регистрацию некоторых экспортных контрактов;

-обязательную экспортную оценку количества, качества и цены

экспортируемых товаров;

-таможенное регулирование;

-валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД.

Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в следующем: использование внешнеэкономических связей для  ускорения создания в России рыночной экономики; содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами: единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов.

В соответствии с законодательством регулирование ВЭД в России возложено на Президента РФ, Государственную Думу и Правительство РФ.

Специальным государственным органом регулирования ВЭД является Министерство внешних экономических связей РФ.

Заключение

Важность разгосударствления всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной порождает ошибочное представление о, якобы, необходимости устранения государства из сферы экономических преобразований. Происшедшее в реальности, в частности в российской переходной экономике, умаление роли государства в надежде на всесильную творческую роль рынка привело к дополнительным издержкам и трудностям в трансформационном процессе.

На деле, роль государства при некотором изменении его функций в переходной экономике возрастает. Если в прежней системе всесильное тоталитарное государство во внешнеэкономической сфере, прежде всего, осуществляло функцию сохранения сложившейся и разъедаемой усиливающимся кризисом плановой экономики, то в переходном процессе оно призвано активно формированию новою систему.

Поэтому регулирование внешнеэкономической деятельности и в частности знание и соблюдение принципов данного регулирования является не только необходимым, но и требует постоянного совершенствования.

Список литературы

1.     Гражданский кодекс РФ, ч.1.

2.     ФЗ от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.)

3.     ФЗ «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» от 13.10.95 № 157-ФЗ, с изменениями и дополнения

4.     Герчикова И.Н. Маркетинг и Международное коммерческое дело. - М.: Внешторгиздат, 1990, 312 с.

5.     Гусаков Б., Сидорович Ю. Лизинг - катализатор экономического роста. Финансы №1,2001. с.12.

6.     Жукова Е.Ф. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов  – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998

7.     Л.А. Дробозина Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.

8.     Сборник международных договоров и других документов, применяемых при заключении и исполнении внешнеэкономических контрактов. - М.: Внешэкономсервис, 2003.

9.     www.Glossary.ru


[1] Glossary.ru

[2] Glossary.ru

[3] Герчикова И.Н. Маркетинг и Международное коммерческое дело. - М.: Внешторгиздат, 2001, 13 с.

[4] Сборник международных договоров и других документов, применяемых при заключении и исполнении внешнеэкономических контрактов. - М.: Внешэкономсервис, 1991, 5 и 52 с.

[5] Герчикова И.Н. Маркетинг и Международное коммерческое дело. М.: Внешторгиздат, 2001

[6] Гражданский кодекс РФ, ч.1, ст. 420

[7] Glossary.ru

[8] Жукова Е.Ф. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов  – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 35 с.

[9] Glossary.ru

[10] Л.А. Дробозина Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.

[11] Л.А. Дробозина Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.

[12] Glossary.ru

[13] ФЗ «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» от 13.10.95 № 157-ФЗ, с изменениями и дополнения, ст.6 пункт 3.

[14] ФЗ от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.)