1 Часть.

Анализ структуры нормативных  актов.

ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»

Федеральный закон об общих принципах местного  самоуправления в РФ

Закон Новосибирской области « О муниципальной службе в Новосибирской области»

Закон г. Новосибирска « О муниципальной службе в г. Новосибирске»

3 главы

22 статьи

12 глав

86 статей

5 глав

29 статей

6 глав

35 статей

В Новосибирской области действует Закон Новосибирской области « О муниципальной службе в Новосибирской области», который является правовой основой деятельности муниципальных служащих.

В законе дается определение  муниципальной службы, муниципальный служащий, содержится законодательство, регламентирующее деятельность муниципальных служащих, закон детально регламентирует права, обязанности, ответственность муниципального служащего.

Муниципальная служба – это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе, на муниципальной должности не являющейся выборной.

Муниципальный служащий – это гражданин Российской Федерации исполняющий  в порядке определенном уставом муниципального образования  в соответствии с федеральными законами и законами Новосибирской области, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное содержание  выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Деятельности муниципальных служащих в Новосибирской области  регулируется Конституцией Российской  Федерации, Законом Российской  Федерации  об общих принципах организации местного самоуправления, Законом Российской Федерации об основах муниципальной службы в Российской Федерации, и другими законами.

В г. Новосибирске  принят Закон г. Новосибирска «О муниципальной службе в г. Новосибирске», данный закон  конкретизирует положения  Закона Новосибирской области «О муниципальной службе в Новосибирской области».

2 Часть.

1. Понятие государственной службы

Государственная служба — важнейший инструмент государ­ства. Она на всем пространстве России должна быть в высшей степени организационно отлажена, законодательно обеспечена, уком­плектована специалистами высшей квалификации.

Оценивая государственную службу, следует иметь в виду ее двойственную природу, назначение, содержание.

С одной стороны, с точки зрения ее функций, государ­ственная служба — это определенная совокупность органов, структур, звеньев и подразделений, выполняющих задачи и функции государственно-служебного характера в системе, представляющие единое целое, некую сложную и комплекс­ную государственную институцию.

С другой точки зрения, — ее направленности и содержа­ния, — государственная служба — служение обществу, го­сударству в осуществлении его многообразных и сложных за­дач и функций[1].

В данной главе мы акцентируем внимание на юридико-правовой стороне государственной службы, на том, что Н. М. Коркунов определял как "особое публично-правовое -отношение служащего к государству"[2].

Или, если иметь в виду правовое содержание государ­ственной службы, то как "...систему правовых норм, регла­ментирующих государственно-служебные отношения, т. е. пра­ва, обязанности, ограничения, стимулирование, ответствен­ность служащих, порядок прохождения государственной служ­бы, а также процессуальные аспекты формирования и дея­тельности, реализации задач и функций этой службы"[3]

Правовой основой государственной службы выступает значительная совокупность федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, касающихся этой проблематики.

2. Задачи и функции государственной службы  в российской Федерации.

В декабре 1993 года была принята новая Конституция - основной закон страны, с принятием которого  изменилась структура, функции органов государственной власти и на федеральном и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом. В 1995 году был принят Закон РФ «Об основах государственной службы в РФ»,  а 8 января 1998 года  был принят  ФЗ  « Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», данные законы наиболее полным образом стал  регулировать государственную  и муниципальную службу.

Государственная (или, точнее, публичная) служба объединяет всех работающих лиц — сотрудников орга­нов публичной власти, т.е. работающих на профессиональной основе и выполняющих задачи этих органов (например, государ­ственных органов), кото­рые входят в структуру государственной администрации (орга­нов муниципального образования), понимаемой в данном случае в широком смысле и включающей в себя органы государствен­ной власти на уровне Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления

3. Принципы государственной службы.

Государственная служба  основывается на  общепризнанных принципах.

Принципы государственной службы характеризуют основополагающие черты и особенности самого конституционного института "государственная служба". Поэтому они имеют более широкий фундаментальный характер. Принципы же служебного права исходят из положений, заложенных в конституционном институте государственной службы. Поэтому принципы служебного права в целом бази­руются на принципах, теоретическом фундаменте государственной службы, в то же время содействуя реализации правовых направлений, аспектов деятельности государственной службы.

Давая общую характеристику роли и значения принципов государственной службы, следует иметь в виду, что:

— принципы государственной службы отражают и закрепляют основополагающие черты, сущностные характеристики самой государственной службы;

—  в принципах концентрируются, формулируются важнейшие юридические положения и основы государственной службы;

—  рассмотрены такие имеющие концептуально-принципиальное значение и содержание вопросы, как:

 а) понятие принципов государственной службы;

б) правовое закрепление принципов;

в) классификация принципов государственной службы[4].

Законодательство (в первую очередь Конституция РФ Федеральный закон от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации") уделяет значительное внимание проблематике принципов государственной службы, формирующегося служебного права. Наиболее значимой этом плане является п. 4 ст. 32 Конституции РФ — "граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе"; п. "т" ст. 71 Конституции РФ, которая относит  федеральную государственную службу к ведению Российской Федерации.

Развернутая и относительно полная характеристика принципов государственной службы содержится в ст. 5 "Принципы государственной службы" Федерального закона 1995 г. В ней установлено, что государственная служба основана на принципах:

1)  верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

2)  приоритета прав и свобод человека и гражданина, непосредственного действия; обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3)  единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

4)  разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

5)  равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

6)  обязательности для государственных служащих решений принятых вышестоящими государственными органами : руководителями в пределах их полномочий и в соответствии  с законодательством РФ;

7)  единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

8)  профессионализма и компетентности государственных  служащих;

9)  гласности в осуществлении государственной службы;

10)  ответственности государственных служащих за под­готавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

11)  внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;

12)   стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

4. Система государственной службы.

В соответствии со ст. 2 ФЗ О системе государственной службы в РФ Система  государственной  службы включает в себя следующие  виды государственной службы:                                      

     государственная гражданская служба;                            

     военная служба;                                               

     правоохранительная служба.                                    

Государственная   гражданская  служба  подразделяется  на  федеральную  государственную  гражданскую службу и государственную  гражданскую службу субъекта Российской Федерации.                 

Военная служба и правоохранительная служба являются видами  федеральной государственной службы.                               

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются  путем  внесения  изменений  и дополнений  в настоящий  Федеральный  закон.                                                            

Правовое    регулирование   и  организация   федеральной  государственной  гражданской службы находятся в ведении Российской  Федерации.   Правовое  регулирование  государственной  гражданской  службы   субъекта   Российской  Федерации  находится  в совместном  ведении  Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,  а  ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации. 

5. Виды государственной службы.

Военная служба — это особый вид федеральной государственной службы граждан Российской Федерации в составе Вооруженных Сил РФ, а также в других войсках, воинских формированиях и органах(пограничные войска, внутренние войска, войска ФСБ, ФАПСИ, МЧС, ФСО и др.).

Штатная численность Вооруженных сил РФ — 1 млн. единиц, а об­щая численность «людей в погонах» в стране — около 3 млн. человек.

Становление современного российского государства напрямую связано с дальнейшим развитием и укреплением Вооруженных Сил как наиболее стабильного государственного механизма, опираясь на который решаются стоящие перед страной внешние и внутренние проблемы.

Решение о создании Вооруженных Сил России было принято

7 мая 1992 г.3 Новая армия создавалась из «осколков» бывших Воору­женных Сил Советского Союза, которые дислоцировались в России. С объявлением решения о создании Вооруженных Сил РФ стала создаваться законодательная база для обеспечения их деятельности.

В  настоящее время уже сложилось обширное законодательство о во­енной службе.

На военнослужащих возлагаются обязанности но подготовке к во­оруженной защите Российской Федерации и ее вооруженная защита, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жиз­ни. Защита государственного суверенитета и территориальной цело­стности Российской Федерации, обеспечение безопасности государст­ва, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Феде­рации составляют существо воинского долга, который обязывает во­еннослужащих быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество; стро­го соблюдать Конституцию и федеральные законы, требования обще-воинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров; совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной го­товности к применению вооружение и боевую технику, беречь воен­ное имущество.[5]

При комплектовании Вооруженных Сил личным составом приме­няется смешанный способ, сочетающий обязательный призыв с добро­вольным поступлением граждан на военную службу по контракту. Та­кой способ имеет целью ускорить создание профессионально подго­товленной армии с хорошей выучкой и крепкой дисциплиной, здоро­вым морально-психологическим климатом и высокой боевой готовностью. К соответствующим мерам побуждает и сама ситуация: все явственнее ощущается нехватка призывных ресурсов даже в усло­виях значительного сокращения численности Вооруженных Сил входе начавшейся военной реформы. Однако учитывается, что содержа­ние солдата (сержанта) по контракту ежегодно обходится государству во много раз дороже содержания военнослужащего но призыву[6].

К военнослужащим относятся офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту, сержанты, старшины, солдаты и мат­росы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты во­енных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта. Лицо армии всегда определяет офицерский корпус — стержень, основа ее существования. Именно офицерский корпус концентрирует и воплощает в себе национальные военные тра­диции, в его среде вырабатывается преемственность поколений носи­телей воинской славы страны.

Личный состав Министерства внутренних дел РФ, кроме военно­служащих внутренних войск, включает:

1) лиц рядового и начальству­ющего состава органов внутренних дел (именуемых сотрудниками) и

2) лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).

На военнослужащих внутренних войск МВД распространяются положения, регламентирующие прохождение военной службы в Вооружен­ных Силах, а на работников — общие положения законодательства о труде.

В систему органов внутренних дел входят: МВД России; министер­ства -внутренних дел республик; подразделения МВД федеральных округов; главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований; управления внут­ренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; управления (отделы) на особо важных и режимных объектах; регио­нальные управления по борьбе с организованной преступностью; тер­риториальные органы управления учреждениями с особыми условия­ми хозяйственной деятельности и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, а также внутренние войска. Общее руко­водство в области внутренних дел осуществляют Президент и Прави­тельство, высшие органы исполнительной власти субъектов Федера­ции, а непосредственное управление — система МВД России.

6.     Государственная служба субъектов РФ.

Государственная служба - это деятельность аппарата государственного управления, или административная деятельность. Она является профессиональной деятельностью по подготовке, обеспечению процедур принятия и выполнению решений, принимаемых политическими руководителями всех ветвей и уровней государственной власти. Если формирование полити­ческого курса страны, регионов, а также районов (которые находятся в составе государственного управления) - задача соответствующего политического руководства, то обеспечение выработки и реализации этого курса - задача государственных служащих. Поэтому деятель­ность государственных органов складывается из деятельности политических руководителей и вспомогательной деятельности государственных служащих.

В каждом субъекте РФ приняты специальные законы регулирующие  государственную службу в субъекте, так в Новосибирской области принят Закон Новосибирской области «О государственной службе в Новосибирской области».

7. Муниципальная служба.

Муниципальная служба  в Российской Федерации  осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации",  настоящим  Федеральным  законом,  другими   федеральными законами,  конституциями,  уставами  субъектов  Российской Федерации,  законами субъектов Российской Федерации.                                        

   Муниципальная служба - профессиональная деятельность,  которая осуществляется на  постоянной основе  на муниципальной должности, не являющейся выборной.                                    

   Муниципальным   служащим   является   гражданин   Российской Федерации,  достигший  возраста  18   лет,  исполняющий  в   порядке, определенном  уставом  муниципального  образования  в  соответствии с федеральными  законами  и  законами  субъекта  Российской  Федерации, обязанности  по  муниципальной  должности  муниципальной  службы   за денежное  вознаграждение,  выплачиваемое  за  счет  средств  местного  бюджета.

8. Понятие государственной должности. Система государственный должностей.

Государственная  должность -  должность в  федеральных органах государственной  власти,  органах  государственной  власти  субъектов Российской  Федерации,  а  также  в  иных  государственных   органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с  установленными кругом  обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного  органа, денежным   содержанием   и   ответственностью   за   исполнение  этих обязанностей.                                                        

Должности  государственной  службы учреждаются федеральным  законом  или иным нормативным правовым актом Российской Федерации,  законом  или  иным  нормативным правовым актом субъекта Российской  Федерации.                                                         

Должности государственной службы подразделяются на:        

     должности федеральной государственной гражданской службы;     

     должности    государственной   гражданской   службы   субъекта

 Российской Федерации;                                              

     воинские должности;                                           

     должности правоохранительной службы. 

9. Государственная должность категории «А».

Должности, устанавливаемые Конституцией Российской  Федерации, федеральными    законами    (государственные    должности  Российской Федерации),  конституциями,  уставами  субъектов Российской Федерации (государственные  должности  субъектов   Российской  Федерации)   для непосредственного  исполнения   полномочий  государственных   органов (Президент    Российской    Федерации,    Председатель  Правительства Российской  Федерации,  председатели   палат  Федерального   Собрания Российской   Федерации,   руководители   органов   законодательной  и исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,   депутаты, министры, судьи и другие), - государственные должности категории "А".     Размер    и    виды    денежного    содержания   лиц,  замещающих государственные  должности  категории  "А", определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; 

10. Государственная должность категории «Б».

Должности,  учреждаемые  в  установленном   законодательством Российской  Федерации  порядке   для  непосредственного   обеспечения исполнения  полномочий  лиц,  замещающих  должности  категории "А", - государственные должности категории "Б".

11. Государственная должность категории «В».

Должности,   учреждаемые   государственными   органами   для исполнения и обеспечения  их полномочий, -  государственные должности категории "В".  

 

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

Федеральный закон от 8 января 1998 года N 8-ФЗОб основах муниципальной службы в Российской Федерации

Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗОб общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации

Закон   Новосибирской области ”О муниципальной службе в Новосибирской  области” от 15.05.1998.

Закон г. Новосибирска «О муниципальной службе в г. Новосибирске».

 

Научная литература

 

1.                  Бахрах Д.Н. Административное право России. – М., 2003 – 450 с.

2.                  Габричидзе Б.Н. Служебное право. – М.: Дашков и К, 2003. – 618 с.

3.                  Государственная служба: теория и организация / Под. ред. Е.В. Охотского. – Р/нД: Феникс, 1998. – 640 с.

4.                  Гришковец А. Государственный служащий и  гражданское общество // Государство и право. – 2004. - №1. –С. 24 – 37

5.                  Демин А. Государственная служба. – М.: Зерцало – М., 2002. – 124 с.

6.                  Охотский  Е. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации. // Государство и право. – 2003. - №9. – С. 17 – 26.

7.                  Чиканов Л.А. Государственные служащие. – М.: Юристъ, 1998. – 112 с.


[1] Демин А. Государственная служба. – М.: Зерцало – М., 2002. – С. 35.

[2] Габричидзе Б.Н. Служебное право. – М.: Дашков и К, 2003. – С. 145.

[3] Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. – С.: Статут, 1999. – С. 24.

[4] Габричидзе Б.Н. Служебное право. – М.: Дашков и К, 2003. – С. 145.

[5] Государственная служба: теория и организация / Под. ред. Е.В. Охотского. – Р/нД: Феникс, 1998. – С. 345

[6] Габричидзе Б.Н. Служебное право. – М.: Дашков и К, 2003. – С. 177