Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 2
1. Методология и методы оценки стоимости бизнеса.. 3
1.1. Бизнес как объект оценки. 3
1.2. Принципы оценки бизнеса. 9
1.3. Подходы и методы, используемые в оценке бизнеса. 16
2. Оценка предприятия (бизнеса) на примере.. 20
ООО «Хабаровск-трейд». 20
2.1. Общие сведения. 20
2.2. Основные предположения и ограничивающие условия. 21
2.3. Цель оценки. 22
2.4. Рыночная стоимость объекта оценки. 22
2.5. Социально-экономическое положение региона, в котором расположен объект оценки. 23
2.6. Анализ среды местоположения. 25
2.7. Характеристика рынка предприятий. 25
2.8. Общая характеристика фирмы.. 26
2.9. Анализ финансового состояния объекта оценки. 27
2.10. Имущественный (затратный) подход. 30
2.10.1. Определение рыночной стоимости недвижимого имущества. 31
2.10.2. Оценка рыночной стоимости земельных участков. 32
2.10.3.Оценка рыночной стоимости автотранспортных средств. 33
2.10.4. Оценка товарно-материальных запасов. 34
2.10.5. Оценка расходов будущих периодов. 34
2.10.6. Оценка дебиторской задолженности. 34
2.10.7. Оценка денежных средств ……………………………………………34
2.10.8. Расчет скорректированной величины чистых активов. 34
на дату оценки…………………………. 34
2.11. Рыночный (сравнительный) подход. 35
2.12. Оценка бизнеса доходным подходом. 38
2.13. Согласование полученных результатов. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 43
Список литературы.. 45
ВВЕДЕНИЕ
Особое место среди объектов оценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). Предприятие (организация) вступает в хозяйственный оборот, принимает участие в различных хозяйственных операциях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости.
При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие, будучи юридическим лицом, одновременно является и хозяйствующим субъектом поэтому при расчете его стоимости нужно учитывать наличие определенных юридических прав. Это представляет собой одну из основных особенностей бизнеса как объекта оценки. Другая особенность заключается в том, что, оценивая бизнес, оценщик должен определить стоимость имущественного комплекса (его материально-вещественную составляющую) и эффективность создания и прироста стоимости в рамках оцениваемого объекта (финансы предприятия, систему управления и др.). Поэтому актуальность данной работы очевидна.
В ходе работы для достижения поставленной цели – оценить действующее предприятие бизнеса, был поставлен ряд задач:
- Изучить теоретические основы, методы оценки бизнеса
- Проанализировать финансовое состояние исследуемого предприятия
- Оценить рыночную стоимость предприятия используя разные методы оценки.
Цель оценки состоит, как правило, в определении какого либо вида оценочной стоимости, необходимой клиенту для принятия инвестиционного решения, для заключения сделки, для внесения изменений в финансовую отчетность и т.п. В проведении оценочных работ заинтересованы раз- личные стороны, от государственных структур до частных лиц: контрольно- ревизионные органы, управленческие структуры, кредитные организации, страховые компании, налоговые фирмы и другие организации, частные владельцы бизнеса, инвесторы и т.п.
1. Методология и методы оценки стоимости бизнеса
1.1. Бизнес как объект оценки
В условиях рынка субъекты экономических отношений при заключении сделок должны иметь сведения о ценах и результатах проводимых торговых операциях. Однако рыночная цена по определению может быть точно определена лишь по результатам совершения сделок. Поэтому как продавец, так и покупатель ориентируются на стоимость, которая является результатом профессиональной деятельности, регулируемой специальным законодательством.
В Федеральном законе «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.98 № 135-ФЗ оценочная деятельность определяется как деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Субъектом оценки является эксперт-оценщик или специализированная организация.
Особое место среди объектов оценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). Бизнес – вид деятельности, основной целью которой является получение прибыли. В нормативных актах используется синоним «предпринимательская деятельность».
Таким образом, при оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. Предприятие (организация) является объектом гражданских прав[1], вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости.
В состав имущественного комплекса предприятия входят все виды имущества, предназначенного для достижения его целей, для осуществления хозяйственной деятельности, для получения прибыли, в том числе недвижимость (земельные участки, здания, сооружения), машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье, продукция, а также имущественные обязательства, ценные бумаги, нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности, в том числе фирменные наименования, знаки обслуживания, патенты, лицензии, ноу-хау, товарные знаки. Поэтому при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, определяя стоимость как его собственного капитала, так и отдельных частей имущественного комплекса (активов и обязательств). [2]
Предприятие как объект оценки должно иметь четко определенные границы, будучи сложной системой, оцениваемый бизнес включает разнообразные составные части. В структуру предприятия могут входить цеха, участки, обслуживающие хозяйства, специальные подразделения, конторские строения, средства связи и коммуникации, которые могут располагаться на разных площадях и даже в разных регионах. Большое значение имеет организационно-правовая форма собственности предприятия. Объектом оценки могут быть объединения, холдинги, финансово-промышленные группы. В этом случае в рамках одного бизнеса объединяется несколько дочерних компаний, отделений, филиалов. Для правильной оценки нужно проследить формирование денежных потоков и направление их движения, а также права и роль каждого подразделения. Необходимо также выяснить, входят ли в состав объекта оценки подразделения социально-культурной сферы, имеются ли объекты общенационального значения.
При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие, будучи юридическим лицом, одновременно является и хозяйствующим субъектом[3], поэтому при расчете его стоимости нужно учитывать наличие определенных юридических прав. Это представляет собой одну из основных особенностей бизнеса как объекта оценки. Другая особенность заключается в том, что, оценивая бизнес, оценщик должен определить стоимость имущественного комплекса (его материально-вещественную составляющую) и эффективность создания и прироста стоимости в рамках оцениваемого объекта (финансы предприятия, систему управления и др.).
Основу любого бизнеса составляет капитал, который функционирует в рамках определенных организационных структур-предприятий (организаций). Поэтому, оценивая бизнес, оценщик определяет стоимость собственного капитала и как фактора производства, и как квинтэссенцию бизнеса с учетом его организационно-правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая гудвилл (репутацию фирмы). Например, при оценке бизнеса — открытого акционерного общества определяется рыночная стоимость 100%-ного пакета обыкновенных голосующих акций, составляющих капитал общества.
Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами.
Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего, он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса проявляется в использовании. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, то теряет для него свою полезность и подлежит продаже. Если кто-то другой видит новые способы использования бизнеса, иные возможности получения дохода, то возникает спрос на бизнес, и последний становится товаром.
В то же время получение дохода, воспроизводство или формирование другого бизнеса, нового предприятия сопровождаются определенными затратами.
Полезность и затраты в совокупности составляют величину, являющуюся основой рыночной стоимости, рассчитываемой оценщиком. Бизнес как определенный вид деятельности и предприятие (организация) как его организационная форма в рыночной экономике удовлетворяют потребности собственника в доходах, для получения которых затрачиваются соответствующего ресурсы.
Бизнес (предприятие) обладает всеми признаками товара и может быть объектом купли-продажи. Однако он — товар особого рода, особенности которого обусловливают принципы, подходы и методы его оценки.
Бизнес как товар имеет ряд особенностей.[4]
Во-первых, это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и получение доходов разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли не известен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Текущая же стоимость будущих доходов, которые может получить собственник от данного бизнеса, представляет собой его рыночную стоимость,
Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как система в целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы. Фактически товаром становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие, и оценщик определяет рыночную стоимость отдельных активов.
В-третьих, потребность в бизнесе как товаре зависит от процессов, происходящих внутри бизнеса и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в экономике приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности в экономике в целом. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара — потребность в регулировании бизнеса и процесса его оценки, а также необходимость учитывать при оценке качество управления бизнесом.
В-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для сохранения стабильности в обществе, необходимо участие государства в регулировании не только оценки бизнеса, его купли-продажи, но и формирования рыночных цен на бизнес, особенно если речь идет о предприятии с долей государства в капитале.
Профессиональный оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью. Четкая, грамотная формулировка цели позволяет правильно определить вид рассчитываемой стоимости, выбрать метод оценки.
Цель оценки состоит, как правило, в определении какого-либо вида оценочной стоимости, необходимой клиенту для принятия инвестиционного решения, для заключения сделки, для внесения изменений в финансовую отчетность и т.п. В проведении оценочных работ заинтересованы различные стороны, от государственных структур до частных лиц: контрольно-ревизионные органы, управленческие структуры, кредитные организации, страховые компании и другие организации, владельцы бизнеса, инвесторы и т.п.
Стороны, участвующие в проведении оценочных работ, стремясь действовать в своих экономических интересах, определяют цели оценки.
Оценка бизнеса осуществляется для:
• повышения эффективности текущего управления организацией;
• купли-продажи акций, облигаций предприятий на фондовом рынке;
• принятия обоснованного инвестиционного решения;
• купли-продажи предприятия его владельцем целиком или по частям;
• установления доли совладельцев в случае подписания (расторжения) договора или смерти одного из партнеров;
• реструктуризации предприятия. Ликвидация предприятия, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга предполагают проведение его рыночной оценки, так как надо рассчитать цену покупки или выкупа акций, цену конверсии или величину премии, выплачиваемой акционерам поглощаемой фирмы;
• разработки плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа;
• определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании. В данном случае оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их рыночной стоимости;
• страхования, в процессе которого возникает необходимость вычисления стоимости активов в преддверии потерь;
• налогообложения. При определении налогооблагаемой базы нужно провести объективную оценку дохода предприятия, его имущества;
• принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому периодическая переоценка имущества независимыми оценщиками позволяет повысить реалистичность финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений;
• инвестиционного проектирования развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса.
Если же объектом сделки является какой-либо элемент имущества предприятия, а также если определяется налог на имущество и т.п., то отдельно оценивается необходимый объект, например недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы.
В зависимости от цели проводимой оценки и от количества и подбора учитываемых факторов оценщик рассчитывает либо рыночную стоимость, либо вид стоимости, отличной от рыночной. В стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности России, определено 10 видов стоимости, в том числе:
• рыночная стоимость;
• стоимость объекта оценки с ограниченным рынком;
• стоимость замещения объекта оценки;
• стоимость воспроизведения объекта оценки;
• стоимость объекта оценки при существующем использовании;
• инвестиционная стоимость;
• стоимость объекта для целей налогообложения;
• ликвидационная стоимость;
• утилизационная стоимость;
• специальная стоимость.
Кроме того, в международной практике оценки применяются и другие виды стоимости.
Итак, оценочная деятельность – один из атрибутов рыночной экономики, один из наиболее востребованных по объективным причинам видов предпринимательской деятельности. Объектом оценки может быть как имущество (движимое, недвижимое), так и имущественные комплексы (предприятия, компании). Оценка бизнеса является наиболее сложным видом деятельности в силу особенностей, присущим бизнесу как сложной системе. Результатом оценки является тот или иной вид стоимости объекта. Оценочная деятельность носит целенаправленный характер, при этом выбор вида стоимости определяется целью оценки.
1.2. Принципы оценки бизнеса
Можно выделить три группы принципов оценки бизнеса:
• основанные на представлениях собственника;
• связанные с эксплуатацией собственности;
• обусловленные действием рыночной среды.[5]
В каждом случае выделяются основные и вспомогательные принципы. Когда имеются в виду принципы, то проявляются лишь основные закономерности поведения субъектов рыночной экономики. В реальной жизни ряд факторов может искажать их действие, например, государственное вмешательство. По этим причинам принципы оценки отражают лишь тенденцию экономического поведения субъектов рыночных отношений, а не гарантируют такого поведения. Вместе с тем по мере развития в нашей стране рыночных отношений действие объективных принципов оценки бизнеса будет усиливаться.
Первая группа принципов. Ключевым критерием стоимости любого объекта собственности является его полезность. Бизнес обладает стоимостью только в том случае, когда может быть полезен реальному или потенциальному собственнику. Полезность для каждого потребителя индивидуальна, но качественно и количественно определенна во времени, в пространстве и стоимости. Однако как общую полезность объекта для собственника в рыночной экономике можно выделить способность объекта приносить доход. Полезность бизнеса — это его способность приносить доход в данном месте и в течение данного периода времени. Чем больше полезность, тем выше величина оценочной стоимости.
Принцип полезности заключается в том, что чем больше предприятие способно удовлетворять потребность собственника, тем выше его стоимость. С точки зрения любого пользователя оценочная стоимость предприятия не должна быть выше минимальной цены на аналогичное предприятие с такой же полезностью. Кроме того, за объект неразумно платить больше, чем может стоить создание в приемлемые сроки нового объекта с аналогичной полезностью. Еще следует отметить, если инвестор анализирует поток дохода, то максимальная цена будет определяться посредством изучения других потоков доходов с аналогичным уровнем риска и качества. При этом замещающий объект необязательно должен быть точной копией, но должен быть похож на оцениваемый объект, и собственник рассматривает его как желаемый заменитель. Границы «пространства одинаково желаемых заменителей» определяются потребностями и желанием пользователя. Предположим, что некоторый субъект хочет приобрести в свою собственность кондитерское предприятие, производящее конфеты. Сравнивает же он цены на аналогичные предприятия с ценами на фабрики, производящие печенье, пряники, пастилу и хлеб. Вместе с тем покупатель имеет возможность выбрать бизнес разной направленности. Отсюда можно выделить еще один методологический принцип оценки стоимости предприятия — принцип замещения. Он определяется следующим образом: максимальная стоимость предприятия характеризуется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью.
Из принципа полезности вытекает еще один принцип оценки — принцип ожидания или предвидения.[6] Конечно, прошлое и настоящее бизнеса являются важными, однако его экономическую оценку определяет будущее. Прошлое и настоящее состояние бизнеса представляет собой лишь исходную основу, ключ к пониманию будущего поведения бизнеса. Полезность любого бизнеса определяется тем, во сколько сегодня оцениваются прогнозируемые будущие выгоды (доходы). На оценке предприятия непосредственно отражаются представление о чистой отдаче от функционирования предприятия и ожидаемая выручка от перепродажи. Здесь очень важны величина, качество и продолжительность ожидаемого будущего потока дохода. Ожидания относительно этого потока могут меняться. Принцип ожидания — это определение текущей стоимости дохода или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения данным предприятием.
Вторая группа принципов. Доходность любой экономической деятельности определяется четырьмя факторами производства: землей, рабочей силой, капиталом и управлением, результатом их взаимодействия. Поэтому стоимость предприятия как системы рассчитывается на основе оценки дохода. В формирование дохода вносит вклад каждой из перечисленных факторов, величину такого вклада нужно знать для оценки предприятия. Отсюда следует еще один принцип оценки — принцип вклада, заключающийся в том, что включение любого дополнительного актива в систему предприятия экономически целесообразно, если получаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на приобретение этого актива.
Каждый фактор должен быть оплачен из доходов, создаваемых данной деятельностью. Поскольку земля физически недвижима, то сначала должна быть произведена компенсация за использование рабочей силы, капитала и управление, а остаточную сумму денег нужно направить на оплату за пользование земельным участком ее собственнику.
Результатом того, что земля позволяет пользователю извлекать максимальные доходы или до предела уменьшать затраты, может быть остаточная продуктивность. Например, предприятие будет оценено выше, если земельный участок будет обеспечивать более высокий доход или если его положение позволяет минимизировать затраты. Остаточная продуктивность земельного участка определяется как чистый доход, отнесенный к земельному участку, после того как оплачены расходы на менеджмент, рабочую силу и эксплуатацию капитала. Это — принцип остаточной продуктивности.
Факторы производства оцениваются не сами по себе, а с учетом периода их воспроизводства, места в обороте капитала. Следовательно, устаревшее технологическое оборудование потребует полной замены, оплаты демонтажа и монтажа нового оборудования, что должно отражаться в оценке стоимости предприятия. Наоборот, высококвалифицированный состав рабочей силы должен оцениваться с учетом изменения или неизменности вида производственной деятельности; высококвалифицированных работников, имеющих большой опыт работы на устаревшем оборудовании, труднее переучить. Эти факторы должны приниматься во внимание покупателем.
Изменение того или иного фактора производства может увеличивать или уменьшать стоимость объекта. Отсюда вытекает принцип оценки бизнеса, суть которого можно свести к следующему: по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая отдача имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат, однако после достижения определенной точки общая отдача хотя и возрастет, однако уже замедляющимися темпами. Замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы. Этот принцип базируется на теории предельного дохода и называется «принцип предельной производительности».
Предприятие представляет собой систему, одной из закономерностей развития и существования которой является сбалансированность, пропорциональность ее элементов. Наибольшая эффективность предприятия достигается при объективно обусловленной пропорциональности факторов производства. Различные элементы системы предприятия должны быть согласованы между собой по пропускной способности и другим характеристикам. Добавление какого-либо элемента в систему, приводящее к нарушению пропорциональности, приводит к росту стоимости предприятия. Итак, при оценке стоимости предприятия необходимо учитывать принцип сбалансированности (пропорциональности), согласно которому максимальный доход от предприятия можно получить при соблюдении оптимальных величин факторов производства.
Одним из важных моментов действия данного принципа служит соответствие размеров предприятия потребностям рынка. Если это соответствие нарушается, то бизнес неэффективен (может быть затруднена доставка ресурсов или товаров и др.).
Третья группа принципов. Ведущим фактором, влияющим на ценообразование в рыночной экономике, выступает соотношение спроса и предложения. Если спрос и предложение находятся в равновесии, то цены остаются стабильными и могут совпадать со стоимостью, особенно в условиях рынка совершенной конкуренции (совершенного рынка).
Когда рынок предлагает незначительное число прибыльных предприятий, т.е. спрос превышает предложение, то цены на них могут превысить их стоимость. Если на рынке имеется избыток предприятий-банкротов, то цены на их имущество окажутся ниже реальной рыночной стоимости.
На длительный срок оценивания спрос и предложение являются относительно эффективными критериями при определении направления изменения цен. В короткие же промежутки времени такие факторы, как спрос и предложение, могут быть неэффективными на рынке имущества предприятий. Рыночные искажения могут представлять собой следствие монопольного положения собственников. Кроме того, на этот рынок могут влиять государственные механизмы контроля. Например, органы власти могут установить контроль над продажей предприятий.
Как отмечалось ранее, полезность определенна во времени и пространстве. Рынок учитывает эту определенность, прежде всего, через цену. Если предприятие соответствует рыночным стандартам, характерным в данное время для данной местности, то цена на него будет колебаться вокруг среднерыночного значения; если же оно не соответствует требованиям рынка, то, как правило, цена на данное предприятие более низкая. Согласно принципу соответствия предприятия, не отвечающие требованиям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню доходности и т.д., скорее всего, будут оценены ниже среднего.
С принципом соответствия связаны принцип регрессии и принцип прогрессии. Регрессия имеется, когда предприятие характеризуется излишними применительно к данным рыночным условиям улучшениями. Рыночная цена такого предприятия, вероятно, не будет отражать его реальную стоимость и будет ниже реальных затрат на его формирование. Прогрессия наблюдается, когда в результате функционирования соседних объектов, например, объектов, обеспечивающих улучшенную инфраструктуру, рыночная цена данного предприятия окажется выше его стоимости.
На ценообразование влияет конкуренция. Если отрасль, в которой действует предприятие, приносит избыточную прибыль, то в свободной рыночной экономике в эту отрасль пытаются проникнуть и другие предприниматели. Это увеличит предложение в будущем и снизит норму прибыли. В настоящее время многие российские предприятия получают сверхприбыли только в результате своего монополистического положения, и по мере обострения конкуренции их доходы будут заметно сокращаться. Отсюда вытекает, что при оценке стоимости предприятий следует учитывать степень конкурентной борьбы в данной отрасли в настоящее время и в будущем. Принцип конкуренции сводится к следующему: если ожидается обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущих прибылей данный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора риска, что опять же снизит текущую стоимость будущих доходов.
Стоимость бизнеса определяется не только внутренними факторами, но во многом — внешними. Стоимость предприятия, его имущества в значительной мере зависит от состояния внешней среды, степени политической и экономической стабильности в стране. Следовательно, при оценке предприятия необходимо учитывать принцип зависимости от внешней среды
Изменение политических, экономических и социальных факторов влияет на конъюнктуру рынка и уровень цен. Стоимость предприятия изменяется, и ее оценка должна проводиться на определенную дату. В этом заключается принцип изменения стоимости, т.е. для того чтобы рассмотреть возможные способы использования данного предприятия, необходимо исходить из условий рыночной среды. Спрос на рынке, возможности развития бизнеса, местоположение и другие факторы определяют способы использования данного предприятия. При рассмотрении направлений развития бизнеса может возникнуть вопрос об экономическом разделении имущественных прав на собственность, если таковое позволит увеличить общую стоимость. Экономическое разделение осуществляется, если право на объект можно разделить на два права или более, в результате чего общая стоимость объекта возрастает. Принцип экономического разделения означает, что имущественные права следует разделить и соединить таким образом, чтобы увеличить общую стоимость объекта.
Результатом анализа факторов стоимости и характеристик бизнеса является выбор варианта наилучшего и наиболее эффективного использования собственности, который юридически и технически осуществим, и обеспечивает собственнику максимальную стоимость оцениваемого имущества. В этом заключается суть принципа наилучшего и наиболее эффективного использования. Принцип необходим, если на его основе осуществляется оценка для реструктуризации компании. Если же цель оценки — расчет стоимости действующего предприятия без учета возможных изменений, то данный принцип не применяется.
1.3. Подходы и методы, используемые в оценке бизнеса
Оценку бизнеса осуществляют с помощью трех подходов: доходного, сравнительного и затратного. Каждый подход позволяет подчеркнуть особые характеристики объекта.[7]
При доходном подходе во главу угла ставится доход как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. Здесь имеют значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Доходный подход — это исчисление текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования собственности и возможной дальнейшей ее продажи. В данном случае применяется принцип ожидания.
Доходный подход, как правило, является наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса, однако целесообразно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный и сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости, полученной при других подходах.
Сравнительный подход особенно эффективен, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Эти данные включают: экономические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и условия финансирования. Действенность такого подхода снижается, если: сделок было мало; момент их совершения и момент оценки разделяет продолжительный период времени; рынок находится в аномальном состоянии, потому что быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Сравнительный подход основан на применении принципа замещения. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуют различия, поэтому необходимо провести соответствующую корректировку данных. В основу приведения поправок положен принцип вклада.
Затратный подход наиболее применим для оценки предприятий, имеющих разнородные активы, в том числе финансовые, а также когда бизнес не приносит устойчивый доход. Методы затратного подхода целесообразно использовать и при оценке специальных видов бизнеса (гостиниц, мотелей и т.п.), страховании. Собираемая информация включает данные об оцениваемых активах (цены на землю, строительные спецификации и др.), данные об уровне зарплаты, стоимости материалов, расходах на оборудование, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т.д. Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта. Затратный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками, или устаревших объектов,[8]
Затратный подход основан на принципах: замещения, наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины, экономического разделения.
Три подхода связаны между собой. Каждый из них предполагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Например, базовыми для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и др.; для доходного подхода — ставки дисконтирования и коэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка.
При выборе подхода перед оценщиком открываются различные перспективы. Хотя эти подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке, каждый из них связан с различным аспектом рынка. На совершенном рынке все подходы должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков несовершенно, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производство может быть неэффективным. По этим, а также и по другим причинам при данных подходах могут быть получены различные показатели стоимости.
При каждом из трех подходов используются присущие ему методы. Доходный подход содержит метод капитализации доходов и метод дисконтирования денежных потоков.
Согласно методу капитализации доходов рыночная стоимость бизнеса определяется по формуле:
V= D/Rk,
где D — чистый доход бизнеса за год;
Rk — ставка капитализации.[9]
Метод дисконтирования денежных потоков основан на прогнозировании этих потоков от данного бизнеса, которые затем дисконтируются по ставке дисконта, соответствующей требуемой инвестором ставке дохода.
Сравнительный подход использует метод рынка капталов, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов.
Метод рынка капитала основан на использовании рыночных цен акций аналогичных компаний. Инвестор, действуя по принципу замещения, может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую. Поэтому данные о компании, чьи акции находятся в свободной продаже, при соответствующих корректировках должны послужить ориентиром для расчета цены компании. Данный метод используется для оценки миноритарных (неконтрольных) пакетов акций.
При методе сделок анализируются цены приобретения контрольных пакетов акций сходных компаний.
Метод отраслевых коэффициентов позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на базе отраслевой статистики.
Рыночная стоимость бизнеса определяется методом чистых активов как разность между суммами рыночных стоимостей всех активов предприятия и величинами его обязательств.
Метод ликвидационной стоимости предприятия означает расчет, этой стоимости как разности между суммарной стоимостью активов предприятия и затратами на его ликвидацию.
Таким образом, оценочная деятельность, преследуя определенную заказчиком цель, основывается на ряде принципов. Эксперт-оценщик обязан учитывать множество факторов, которые влияют на стоимость объекта оценки. Это позволяет сделать результаты оценки более достоверными и, в конечном счете, полезными.
2. Оценка предприятия (бизнеса) на примере
ООО «Хабаровск-трейд»
2.1. Общие сведения
Таблица 2.1.
Общие сведения об объекте оценки
Оцениваемый параметр |
Характеристика |
Характеристика оцениваемого объекта |
ООО «Хабаровск-Трейд» - торговая организация. Основной вид деятельности – оптовая торговля металлопрокатом, металлоконструкциями, строительными материалами. Является дилером крупнейших производителей металлопроката: Белорецкий металлургический комбинат, Череповецкий металлургический комбинат. |
Месторасположение объекта |
г. Хабаровск. |
Цель оценки |
Оценка рыночной стоимости имущественного комплекса ООО «Хабаровск-Трейд» с целью размещения облигаций предприятия на фондовом рынке |
Задача оценки |
Получение сведений о рыночной цене предприятия |
Действительная дата оценки |
30.06.05 |
Первоначальная стоимость объекта оценки |
- |
Остаточная стоимость объекта оценки |
- |
Собственник объекта оценки |
Частное лицо |
Права на земельный участок |
Участок земли площадью 4,51 Га находится в частной собственности ООО «Хабаровск-Трейд» |
Настоящее использование объекта |
Земельный участок используется как складской комплекс с прилегающими подъездными ж/д путями. На участке также расположено офисное здание, автомобильный гараж, контрольно-пропускной пункт. Общая площадь: - специализированных открытых складских площадок – 1374 кв.м; - складских помещений – 508 кв. м; Полезный объем складских помещений – 2387 куб.м. |
Время осмотра объекта |
29.06.05 с 11-00 до 19-00 при естественном освещении |
2.2. Основные предположения и ограничивающие условия
1. Оценщик не принимает на себя ответственность за юридическое описание прав оцениваемой собственности. Права на оцениваемую стоимость считаются достоверными.
2. Любые чертежи и рисунки, содержащиеся в отчете, призваны помочь пользователю получить визуальное представление о собственности. Пользователю не следует полагаться на эти чертежи и рисунки в случае любого другого их использования.
3. От оценщика не требуется давать свидетельство или появляться в суде вследствие проведения оценки данной собственности, иначе как по официальному вызову суда.
4. Оценщик предполагает отсутствие каких-либо скрытых факторов, оказывающих влияние на оценку, на состояние собственности (конструкций). Оценщик не несет ответственности ни за наличие таких скрытых фактов, ни за необходимость выявления таковых.
5. Информация, оценки и мнения, полученные оценщиком и содержащиеся в настоящем отчете, были получены из источников, достоверных согласно мнению оценщика, у которого есть все основания полагаться на их верность. Тем не менее, оценщик не может принять на себя ответственность за точность этих данных.
6. Ни заказчик, ни оценщик не могут разглашать содержание настоящего Отчета об оценке без предварительного письменного согласования.
7. Мнение оценщика относительно рыночной стоимости является действительным на дату, специально оговоренную в настоящем отчете. Оценщик не принимает на себя никакой ответственности за социальные, экономические, физические или нормативные изменения, которые могут произойти после этой даты, отразиться на влиянии рыночных факторов и, таким образом, повлиять на суждение оценщика.
8. Отчет об оценке содержит профессиональное мнение оценщика относительно цены собственности. Это не является никакой гарантией того, что собственность будет продана, заложена согласно величине оцененной стоимости.
2.3. Цель оценки
ООО «Хабаровск-Трейд» нуждается в привлечении средств для дальнейшего развития бизнеса. Основное направление вложения привлеченных средств – оборотный капитал организации. Для повышения финансовых результатов необходимо увеличить объемы реализации. В условиях относительно высокой конкуренции, жестких сроков оплаты поставок, а также для более полного удовлетворения запросов клиентов, большинство из которых являются крупными компаниями, требуется постоянное наличие достаточно больших товарных запасов.
В процессе поиска источников финансирования текущей деятельности организации основной задачей является выбор наиболее дешевого заемного капитала. К таким источникам можно отнести эмиссию корпоративных ценных бумаг, в частности, облигаций. Для этого необходимо провести оценку бизнеса и определить его рыночную стоимость.
2.4. Рыночная стоимость объекта оценки
В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других.[10] Рыночная стоимость объекта оценки - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.[11]
2.5. Социально-экономическое положение региона, в котором расположен объект оценки
Хабаровский край расположен в центре российского Дальнего Востока. Через его территорию проходят сухопутные, водные и воздушные маршруты, соединяющие внутренние районы России с тихоокеанскими портами, а страны СНГ и Западной Европы с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Хабаровский край - один из самых крупных регионов Российской Федерации. Его площадь - 788,6 тысяч квадратных километров, что составляет 4,5 процента территории России и 12,7 процента - Дальневосточного экономического района. Территория края на севере отстоит на 430 км от Северного полярного круга, а южная оконечность находится на параллели, проходящей севернее острова Хоккайдо и американского города Портленда и немного южнее Ростова-на-Дону. Край граничит с Китаем. Ближайшие соседи на российской территории - Приморский край, Еврейская автономная область, Амурская, Магаданская области, Республика Саха (Якутия).
Хабаровский край обладает большими и разнообразными природными богатствами - земельными, водными, лесными и другими биологическими ресурсами вод и суши, многочисленными полезными ископаемыми. По многим из них край занимает важное место на Дальнем Востоке и даже в стране (лес, ценные виды рыб и пушных зверей, руды черных, цветных и драгоценных металлов, водные ресурсы и др.). Хабаровский края является одним из крупнейших в России лесосырьевым районом.
Проблемы развития территории по основным направлениям.
1. Проблемы развития энергетической инфраструктуры:
- неудовлетворительная структура топливно-энергетического баланса, предопределяющая высокие затраты на производство энергоносителей, как следствие – высокая стоимость электро- и теплоэнергии;
- высокая степень физического и морального износа генерирующих мощностей, что снижает степень устойчивости и безопасности функционирования энергосистемы;
- неудовлетворительное состояние значительного числа объектов малой энергетики.
2. Проблемы развития производства товаров и услуг:
- недостаточно эффективное использование природных ресурсов, что выражается в сырьевой направленности производств, экспорта товаров;
- низкая загрузка мощностей предприятий оборонного комплекса заказами на производство продукции оборонного характера;
- низкая конкурентоспособность, техническая и технологическая отсталость продукции гражданского машиностроения;
- недостаточные инвестиции в обрабатывающие отрасли, направляемые на развитие, диверсификацию, модернизацию производств;
- недостаточное развитие малого предпринимательства.
3. Проблемы развития транспортной инфраструктуры:
- недостаточно развитая сеть автодорог, низкие темпы их строительства, недостаточные объемы инвестиций в автодорожное строительство и содержание дорожной сети;
- проблемы развития местных авиалиний, недостаток инвестиций на модернизацию аэропортов, систем аэронавигации, обновление парка воздушных судов;
- недостаточное использование транзитных функций железнодорожного транспорта в перевозках международных грузов, контейнерных перевозках;
- задержка строительства второй очереди совмещенного моста через р. Амур у г. Хабаровска.
4. Проблемы формирования бюджета края:
- чрезмерная концентрация финансовых ресурсов, налоговых поступлений в федеральном бюджете;
- нарастающий дефицит бюджетных средств, недостаток ресурсов для реализации программ развития края, социальной помощи населению.
2.6. Анализ среды местоположения
Исследуемое предприятие расположено в промышленной зоне. У предприятия имеется собственный складской комплекс с подъездными путями, что позволяет оперативно осуществлять текущую деятельность. В качестве положительного момента местоположения стоит отметить расположение вблизи транспортной развязки. В результате этого предприятие может конкурировать по ценам с аналогичными предприятиями, находящимися в другой части города. Наличие подъездных путей, а также складских площадей позволяет держать на складах существенный запас продукции. Это служит существенным конкурентным преимуществом, так как конкурирующие компании арендуют складские помещения, что существенно увеличивает их затраты на реализацию продукции.
Экологическая ситуация в данном районе не совсем благоприятная, так как из-за большого скопления предприятий на данной территории, постоянно присутствует большое количество автотранспорта, что существенно загрязняет окружающую среду.
2.7. Характеристика рынка предприятий
Проанализируем конкурентную среду, в которой работает оцениваемое предприятие. На рынке представлено достаточно большое количество крупных и мелких оптовых фирм, реализующих аналогичную продукцию, поэтому существует большое количество крупных и мелких конкурентов. Каждая товарная группа имеет свою специфику. Так, например, поставщиками металлопроката для всех фирм, работающих в городе являются одни и те же металлургические заводы, поэтому преимуществ в конкурентной борьбе у каждой компании немного, кроме того, существенную роль играет месторасположение компаний, так как затраты на доставку данной продукции достаточно велики. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что у компании нет возможности получить наиболее выгодные условия работы по сравнению с остальными. Данная позиция имеет достаточно низкую доходность, но имеет высокую оборачиваемость и дает самое большое поступление денежных средств в оборот.
Наиболее сильны позиции компании по товарной группе – стальной канат. По этой группе компании имеет достаточно высокий оборот и достаточно высокую наценку, что позволяет реагировать на изменение конъюнктуры рынка и таким образом иметь лидирующие позиции в реализации этой продукции. Компания может за счет снижения доходности «диктовать» ценовую политику конкурентам. Кроме того, данная продукция специфическая и знание и изучение рынка сбыта на протяжении длительного времени дает так же существенные преимущества.
Позиция стройматериалы интересна для компании тем, что позволяет комплексно обслуживать клиентов и за счет этого получать новую клиентуру и увеличивать товарооборот. Большая доля реализации по этой позиции принадлежит рознице, где доходность существенно выше чем в оптовых продажах, за счет этого общая доходность по этой позиции достаточно высока.
2.8. Общая характеристика фирмы
Анализируемое предприятие является торговой компанией, которая работает на рынке металлопроката и строительных материалов в Хабаровске уже 5 лет. За это время компания достигла существенного увеличения доли рынка, расширения номенклатуры реализуемых товарных позиций.
В качестве конкурентных преимуществ компании можно выделить:
1. Изучение и внимательный подход к каждому клиенту, в результате чего компания имеет серьезную клиентскую базу.
2. Возможность комплексного обслуживания клиентов за счет наличия большого товарного ассортимента.
3. Осуществление доставки товара собственным авто и ж/д транспортом.
4. Собственный складской комплекс, а, следовательно, более быстрое и качественное обслуживание клиентов.
5. Наличие квалифицированных специалистов по каждой товарной группе.
6. Выполнение компанией договорных обязательств перед поставщиками и клиентами.
2.9. Анализ финансового состояния объекта оценки
Для получения общего представления о финансовом состоянии организации используют бухгалтерский баланс, включаемый в состав финансовой отчетности. Однако более наглядной формой представления основных параметров финансового состояния является уплотненный нетто-баланс:
Таблица 2.2.
Уплотненный баланс-нетто за первое полугодие 2005 г.
(горизонтальный анализ)
Таблица 2.3.
Уплотненный баланс-нетто за первое полугодие 2005 г.
(вертикальный анализ)
По результатам расчетов, проведенных в ходе горизонтального и вертикального анализа уплотненного баланса ООО за первое полугодие 2005 г. отметим, что за анализируемый период произошло несущественное уменьшение средств, находящихся в распоряжении организации (почти на 2,5 млн. руб.). Увеличилась сумма дебиторской задолженности, а запасы сократились более чем на 9 млн. руб. Данные изменения в активе баланса говорят о неблагоприятной ситуации – большая часть товаров была реализована в кредит, при этом сохранилась старая задолженность покупателей. Однако, опровергнуть или подтвердить данное предположение можно только на основании углубленного анализа по данным внутреннего учета. К положительным моментам можно отнести уменьшение суммы кредиторской задолженности более чем на 2 млн. руб. Структура баланса практически не претерпела изменений за исключением оговоренных выше изменений дебиторской задолженности и стоимости запасов.
Таблица 2.4.
Показатели, характеризующие финансово-экономическое состояние предприятия
По результатам анализа основных показателей финансового состояния и финансовых результатов видно, что деловая активность организации в анализируемом периоде выросла по сравнению с прошлым периодом. Об этом говорят показатели рентабельности и среднемесячная выручка.
Остальные показатели существенно не изменились и остаются на неудовлетворительном уровне. Исключение составляет степень платежеспособности по текущим обязательствам, которая снизилась.
2.10. Имущественный (затратный) подход
Анализируемое предприятие обладает значительными материальными активами, квалифицированным персоналом всеми другими необходимыми для продолжения функционирования по прямому назначению ресурсами. Нет никаких предпосылок, чтобы считать, что организация в обозримом будущем прекратит свое существование. Следовательно, применим метод чистых активов.
Сущность метода чистых активов состоит в том, что все активы предприятия, принимаемые к расчету, оцениваются по рыночной стоимости. Затем из полученной суммы вычитается стоимость обязательств, принимаемых к расчету.
К полученной разности прибавляется рыночная стоимость земли, и получается стоимость чистых активов предприятия.
2.10.1. Определение рыночной стоимости недвижимого имущества
Таблица 2.5
Состав недвижимости
Наименование |
Место расположения |
Назначение (склад, магазин, специализированный объект) |
Характеристика (вид материала, наличие инженерных коммуникаций) |
Реквизиты право- устанавливающего документа |
Здание АБК |
На территории складского комплекса |
АБК |
Кирпичное здание со всеми коммуникациями |
На дату оценки осуществлялась процедура получения правоустанавливающих документов в органах юстиции. Имеется полная уверенность в регистрации права собственности на все указанные объекты |
Здание склада |
На территории складского комплекса |
Склад |
Кирпичное здание со всеми коммуникациями |
|
Здание КПП |
На территории складского комплекса |
Специализированный объект |
Кирпичное здание со всеми коммуникациями |
Определение восстановительной стоимости зданий
При определении восстановительной стоимости зданий и части сооружений были использованы удельные стоимостные показатели в уровне сметных цен 1984 года на единицу объема или площади, а также индексы изменения стоимости строительства для пересчета этих показателей в уровень цен на 01.01.91 г. на основании письма Госстроя СССР от 06.09.90 г., № 14-Д и индексы Регионального центра по ценообразованию в строительстве Правительства Хабаровского края. Индексы представляют собой отношение стоимости продукции или ресурсов в текущем уровне цен к стоимости в базисном уровне цен. За базисный уровень принимается стоимость в уровне сметных норм и цен, введенных с 01.01.84 г. и 01.01.91 г.
Таблица 2.6
Определение восстановительной стоимости объектов недвижимости
Наименование основных фондов |
Источник |
Стоимость в базисных ценах 1984 г, р. |
Стоимость с учетом рыночных факторов по конструктивам на октябрь 2002 г. |
Здание АБК |
УПВС 18, т. 26 |
12475,3 |
406650,7 |
Склад |
УПВС 18, т. 26 |
89417,9 |
2914705,1 |
Здание КПП |
УПВС 18, т. 26 |
4240,6 |
138229,1 |
Таблица 2.7
Определенные рыночной стоимости склада
Наименование |
Восстановительная стоимость на дату оценки, р. |
Исправимый физический износ, р. |
Неисправимый физический износ в короткоживущих элементах здания |
Неисправимый физический износ в долгоживущих элементах здания |
Всего физический износ, р. |
Остаток, р. |
Внешний износ, р. |
Рыночная стоимость по затратному подходу, р. |
АБК |
406651 |
20471 |
5089 |
11815 |
37375 |
369276 |
0 |
369276 |
Склад |
2914705 |
35950 |
7990 |
3564 |
47504 |
2867201 |
5000 |
2866701 |
КПП |
138229 |
1845 |
307 |
0 |
2152 |
136077 |
485 |
135592 |
Вывод. Общая рыночная стоимость объектов недвижимости по затратному подходу составила 3’371’659 рублей.
2.10.2. Оценка рыночной стоимости земельных участков
Рыночная стоимость земельного участка площадью 4,51 Га определена в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке земельных участков, поселений Хабаровского края. С учетом назначения участка, неоконченной регистрацией права собственности на земельный участок, рыночная стоимость участка составила 1’876’419 рублей.
2.10.3.Оценка рыночной стоимости автотранспортных средств
При корректировке балансовой стоимости автотранспортных средств был использован затратный подход как наиболее адекватный целям и условиям проводимой оценки. При этом использовался индексный метод
Таблица 2.8.
Определение рыночной стоимости автотранспорта
Наименование а/т |
Характеристика |
Степень износа, % |
Рыночная цена нового а/т, руб. |
Рыночная стоимость наличного а/т, руб. |
Тягач седельный Волво 21455 |
Год выпуска -2003, грузоподъемность – 32 т, мощность двигателя - 460 л.с., макс. скорость - 130 км/ч |
14,5 |
3260000 |
2787300 |
Прицеп бортовой |
Год выпуска -2002, грузоподъемность - 28т, |
20,3 |
483000 |
384951 |
Грузовой бортовой с подъемным краном Тойойта Кантер |
Год выпуска -2000, грузоподъемность – 8 т, мощность двигателя - 180 л.с., макс. скорость - 140 км/ч |
24,4 |
1315000 |
1125640 |
Автопогрузчик САТ 47-80012 |
Год выпуска -2005, грузоподъемность - 6т, высота подъема – 3м |
5,0 |
1800000 |
1710000 |
Использовалась шкала оценки физического износа и экспертные оценки.
Таблица 2.9.
Шкала оценки физического износа
Физический износ, % |
Оценка технического состояния |
Общая характеристика технического состояния |
0-20 |
Хорошее |
Повреждений и деформаций нет. Имеются отдельные неисправности, не влияющие на эксплуатацию элемента, и устраняются в период текущего ремонта |
21-40 |
Удовлетворительное |
Элементы в целом пригодны для эксплуатации, однако, требуют ремонта уже на данной стадии эксплуатации |
41-60 |
Неудовлетворительное |
Эксплуатация элементов возможна лишь при условии проведения ремонта |
61-80 |
Аварийное |
Состояние элементов аварийное. Выполнение элементами своих функций возможно лишь при проведении специальных охранительных работ или полной замене этих элементов |
81-100 |
Непригодное |
Элементы находятся в непригодном к эксплуатации состоянии |
2.10.4. Оценка товарно-материальных запасов
Товарно-материальные запасы в учете отражены с учетом ТЗР (транспортно-заготовительных расходов). В стоимость запасов включена стоимость неликвидных товаров на сумму 15670 рублей.
2.10.5. Оценка расходов будущих периодов
расходы будущих периодов оцениваются по номинальной стоимости, т.к. еще существует связанная с ними выгода.
2.10.6. Оценка дебиторской задолженности
Анализ дебиторской задолженности по срокам погашения показал, что существует просроченная, но реальная к взысканию задолженность.
2.10.7. Оценка денежных средств
Статья не подлежит корректировке.
2.10.8. Расчет скорректированной величины чистых активов
на дату оценки
Таблица 2.10
Расчет чистых активов на дату оценки
АКТИВ |
По данным баланса, тыс.р. |
Скорректированная стоимость, тыс.р. |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
||
Нематериальные активы (04,05) |
0 |
0 |
Основные средства (01, 02): |
8419 |
11257 |
Прочие внеоборотные активы |
1569 |
1569 |
ИТОГО по разделу I |
9988 |
12826 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
||
Запасы: |
20330 |
20314 |
в том числе: |
||
сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 14, 16) |
2861 |
2861 |
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20, 21, 23, 29, 44, 46) |
0 |
0 |
Готовая продукция и товары для перепродажи (16, 41, 43) |
17239 |
17223 |
Расходы будущих периодов (97) |
230 |
230 |
денежные средства: |
367 |
367 |
НДС |
3381 |
3381 |
Дебиторская задолженность |
25146 |
25146 |
Прочие оборотные активы |
159 |
159 |
ИТОГО по разделу II |
49383 |
49367 |
Итого активов |
59371 |
62193 |
ПАССИВ |
||
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
||
Отложенные налоговые обязательства |
0 |
0 |
Прочие долгосрочные обязательства |
0 |
0 |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
||
Займы и кредиты (66) |
21104 |
21104 |
Кредиторская задолженность: |
45236 |
45236 |
в том числе: |
||
поставщики и подрядчики (60, 76) |
24107 |
24107 |
задолженность перед персоналом организации (70) |
88 |
88 |
задолженность перед государственными внебюджетными фондами (69) |
||
задолженность по налогам и сборам (68) |
69 |
69 |
Доходы будущих периодов |
||
Прочие кредиторы |
20972 |
20972 |
ИТОГО по разделу V |
66340 |
66340 |
После внесения корректировок величина чистых активов предприятия на дату оценки составила -4147 тыс. рублей.
2.11. Рыночный (сравнительный) подход
В рамках рыночного (сравнительного) подхода был применён метод сделок или метод сравнения продаж.
При выборе объектов сравнения исходили из следующих критериев отбора:
· отраслевым сходством;
· сопоставимостью размеров компаний;
· перспективами роста компаний;
· степенью финансовых рисков (сходство структуры капитала компаний, ликвидности активов, кредитоспособности).
Суть сравнительного подхода при определении стоимости предприятия заключается в том, что выбирается предприятие, аналогичное оцениваемому, которое было недавно продано. Затем рассчитывается соотношение между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприятию - аналогу. Это соотношение называется мультипликатором.
Характеристика ценовых мультипликаторов
Ценовой мультипликатор - это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. В оценочной практике используются два типа мультипликаторов:
1. Интервальные мультипликаторы:
· цена / чистая прибыль;
· цена / денежный поток;
· цена / выручка от реализации.
2. Моментные мультипликаторы:
· цена / балансовая стоимость активов;
· цена / чистая стоимость активов.
Для расчета стоимости предприятия на основе сравнительного подхода используем мультипликатор Цена / Прибыль.
М=Р/Е ,
где М – мультипликатор; Р - цена предприятия; Е - прибыль предприятия.
Имеются следующие данные по компаниям - аналогам.
Таблица 2.11
Сведения о предприятиях - аналогах
Предприятие-аналог |
Цена, тыс. р. |
Прибыль, тыс. р. |
Мультипликатор |
ЗАО «Приморск-металлоконструкция» |
18 000 |
680 |
26,47 |
ООО «МетизКомплект» |
45 300 |
196 |
231,12 |
Диапазон мультипликатора равен 231,12 – 26,47, среднее значение мультипликатора – 128,8. Центр диапазона равен (231,12 – 26,47) / 2 + 26,47= 155,27
Стоимость оцениваемого объекта = -239 · 155,27= -37108 тыс. р.
Метод сделок
Процесс отбора сопоставимых компаний:
1. Было рассмотрено 5 компаний, сходных с оцениваемой.
2. Проанализированы вся имеющая информация и основные критерии отбора (отраслевое сходство, размер, перспективы роста, финансовый риск, качество менеджмента), сделан выбор двух основных предприятий наиболее схожих и аналогичных оцениваемому. На основе имеющейся информации и при поэтапном внесении корректировок в исходную информацию находится стоимость оцениваемого предприятия.
Таблица 2.12
Расчет стоимости объекта оценки
№ п/п |
Показатель |
Объект оценки |
Компания 1 |
Компания 2 |
1 |
Цена продажи, тыс. р. |
--- |
18 |
45,3 |
2 |
Денежные средства, тыс. р. |
131 |
200 |
150 |
Корректировка, % |
+15,5 |
-6,43 |
||
Скорректированная цена |
21,3 |
42,39 |
||
3 |
Дебиторская задолженность, тыс. р. |
234 |
25 |
28 |
Корректировка, % |
+15,5 |
+56 |
||
Скорректированная цена тыс. р. |
26,0 |
66,12 |
||
4 |
Текущие активы, тыс. р. |
476 |
55 |
60 |
Корректировка, % |
+5,8 |
+8,2 |
||
Скорректированная цена, тыс. р. |
27,52 |
71,54 |
||
5 |
Всего обязательств, тыс. р. |
455 |
66 |
70 |
Корректировка, % |
-4,36 |
+55,95 |
||
Скорректированная цена, тыс. р. |
36,16 |
110 |
||
6 |
Собственный капитал, тыс. р. |
26 |
20 |
30 |
Корректировка, % |
+60 |
-13,33 |
||
Скорректированная цена, тыс. р. |
57,85 |
95,33 |
||
№ п/п |
Показатель |
Объект оценки |
Компания 1 |
Компания 2 |
7 |
Оборотный капитал, тыс. р. |
476 |
55 |
65 |
Корректировка, % |
+5,78 |
+8,18 |
||
Скорректированная цена, тыс. р. |
58,37 |
154,548 |
||
8 |
Нематериальные активы, тыс. р. |
5 |
6 |
6 |
Корректировка, % |
-16,67 |
-16,67 |
||
Скорректированная цена, тыс.р. |
48,6 |
128,73 |
||
9 |
Веса |
0,6 |
0,1 |
|
10 |
Стоимость объекта оценки, тыс. р. |
42,03
|
Заключение о стоимости бизнеса по сравнительному подходу
Метод ценовых мультипликаторов -37,1 тыс. р. 0,6
Метод сделок 42,03 тыс. р. 0,4
Стоимость предприятия по сравнительному подходу = -37,1 · 0,6 + 42,03·0,4 =-38,97 тыс. р.
2.12. Оценка бизнеса доходным подходом
Метод дисконтированных денежных потоков (ДДП)
Определение стоимости бизнеса методом ДДП основано на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса. Собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. В результате взаимодействия стороны придут к соглашению о рыночной цене, равной текущей стоимости будущих доходов.
Основные этапы метода дисконтированных денежных потоков
1. Выбор модели денежного потока (ДП).
1. Определение длительности прогнозного периода.
2. Ретроспективный анализ и прогноз вало свой выручки от реализации.
3. Анализ и прогноз расходов.
4. Анализ и прогноз инвестиций.
5. Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода.
6. Определение ставки дисконта.
7. Расчет величины стоимости в постпрогнозный период.
8. Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период.
9. Внесение итоговых поправок.
Выбор модели денежного потока
При оценке бизнеса можно применять одну из двух моделей денежного потока: ДП для собственного капитала или ДП для всего инвестированного капитала
Определение длительности прогнозного периода
Согласно методу ДДП стоимость предприятия основывается на будущих, а не на прошлых денежных потоках. Поэтому задачей оценщика является выработка прогнозного денежного потока на какой-то будущий временной период. Учитывая ситуацию в экономике страны, оптимальным прогнозным периодом можно считать 3-5 лет. в
Определение ставки дисконта
С технической точки зрения ставка дисконта - это процентная ставка, используемая для пересчета будущих потоков доходов в единую величину текущей стоимости, являющуюся базой для определения рыночной стоимости бизнеса. В экономическом смысле в роли ставки дисконта выступает требуемая инвестором ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования. Существуют различные методики определения ставки дисконта:
Мы выбрали метод кумулятивного построения. Он осуществляется в два этапа:
1. Определение соответствующей ставки дохода.
2. Оценка величины соответствующей премии за риск инвестирования в данную компанию.
Таблица 2.13
Экспертная оценка величины премии за риск, связанный с инвестированием в конкретную компанию
Вид риска |
Значение, % (0-5) |
Руководящий состав: качество управления |
3 |
Размер компании |
2 |
Финансовая структура (источники финансирования компании) |
5 |
Товарно-территориальная диверсификация |
4 |
Диверсифицированность клиентуры |
4 |
Уровень и прогнозируемость прибылей |
5 |
Прочие риски |
3 |
Итого величина ставки дисконта |
26 |
Расчет величины стоимости в постпрогнозный период
В зависимости от перспектив развития бизнеса в постпрогнозный период используют тот или иной способ расчета ставки дисконта:
· метод расчета по ликвидационной стоимости. Применяется в том случае, если в послепрогнозный период ожидается банкротство предприятия с последующей продажей имеющихся активов;
· метод расчета по стоимости чистых активов. Техника расчета аналогична расчетам ликвидационной стоимости, но не учитывает затрат на ликвидацию. Используется для стабильного бизнеса;
· метод предполагаемой продажи, состоящий в пересчете денежного потока в показатели стоимости с помощью специальных коэффициентов, полученных из анализа ретроспективных данных по продажам сопоставимых компаний;
• метод Гордона. По этому методу годовой доход постпрогнозного периода капитализируется в показатели стоимости при помощи коэффициента капитализации.
Составим бизнес-план предприятия. Темп роста выручки от реализации составляет 12 % в год., себестоимость товаров – 9%.
Таблица 2.14
Расчет денежного потока
№ п/п |
Наименование статьи |
Отчетный период |
Прогнозный период |
Постпрогнозный период |
||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
||
1 |
Выручка от реализации, тыс. р. |
155264 |
173895 |
194762 |
218133 |
244308 |
2 |
Себестоимость товаров, тыс. р. |
141190 |
153897 |
167747 |
182845 |
199301 |
3 |
Валовая прибыль (п.1 – п.2), тыс. р. |
14074 |
19998 |
27015 |
35288 |
45007 |
4 |
Налогооблагаемая при быль, тыс. р. |
-120 |
-80 |
15 |
18 |
20 |
5 |
Налог на прибыль (24 % от п.4) |
0 |
0 |
3,6 |
4,32 |
4,8 |
6 |
Чистая прибыль (п.4 - п. 5) |
-120 |
-80 |
11,4 |
13,68 |
15,2 |
7 |
Денежный поток, тыс. р. |
-120 |
-80 |
11,4 |
13,68 |
15,2 |
По формуле Гордона рассчитаем стоимость предприятия в постпрогнозный год (V пост).
V пост=Пд · (1+д)/(i-д),
где Пд - денежный поток в постпрогнозный период; д -долгосрочные темпы роста денежного потока; i - ставка дисконта.
V пост = 15,2*(1 + 0,12) / (0,26 - 0,12) = 121,6рублей.
Таблица 2.15
Расчет текущей стоимости денежного потока
Год |
Денежный поток, тыс. р. |
Коэффициент дисконтирования |
Текущая стоимость денежного потока |
2006 |
-80 |
0,8 |
-64 |
2007 |
15 |
0,64 |
9,6 |
2008 |
18 |
0,512 |
9,216 |
2009 |
20 |
0,410 |
Сумма текущих стоимостей денежного потока = -64 + 9,6) + 9,2) = -45,2 Выручка от продажи фирмы в конце последнего года = 15,2 / (0,26 - 0,12) = 108,5 тыс. р.
Текущая стоимость выручки от реализации = 108,5 · 0,410 = 44,485 тыс.р.
Рыночная стоимость фирмы = -45,2 + 44,485 = -0,72 тыс. р.
2.13. Согласование полученных результатов
Таблица 2.16
Согласование результатов оценки
Показатель |
Веса |
||
Доходный подход |
Затратный подход |
Сравнительный подход |
|
Достоверность информации |
0,1 |
0,6 |
0,3 |
Учет факторов, влияющих на развитие предприятия |
0,6 |
0,2 |
0,2 |
Цена предприятия |
0,4 |
0,2 |
0,4 |
Показатель, отражающий ситуацию на рынке |
0,3 |
0,2 |
0,5 |
Итого |
1,4 |
1,2 |
1,4 |
Веса |
0,4 |
0,2 |
0,4 |
Используя полученные веса, рассчитаем стоимость бизнеса.
Таблица 2.17
Расчет стоимости бизнеса
Подход |
Стоимость, тыс.р. |
Вес |
Итого |
Доходный |
-0,72 |
0,4 |
0,288 |
Сравнительный |
-38,97 |
0,4 |
-15,59 |
Затратный |
-37,108 |
0,2 |
-7,426 |
Итого стоимость бизнеса, тыс. руб. |
-8,452 |
Рыночная стоимость фирмы составляет -22,72тыс.р. (без НДС).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В состав имущественного комплекса предприятия входят все виды имущества, предназначенного для достижения его целей, для осуществления хозяйственной деятельности, для получения прибыли, в том числе недвижимость (земельные участки, здания, сооружения), машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье, продукция, а также имущественные обязательства, ценные бумаги, нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности, в том числе фирменные наименования, знаки обслуживания, патенты, лицензии, ноу-хау, товарные знаки. Поэтому при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, определяя стоимость как его собственного капитала, так и отдельных частей имущественного комплекса (активов и обязательств). Предприятие как объект оценки должно иметь четко определенные границы, будучи сложной системой, оцениваемый бизнес включает разнообразные составные части.
Оценочная деятельность, преследуя определенную заказчиком цель, основывается на ряде принципов. Эксперт-оценщик обязан учитывать множество факторов, которые влияют на стоимость объекта оценки. Это позволяет сделать результаты оценки более достоверными и, в конечном счете, полезными.
В ходе работы проанализированы различные методы оценки и расчет стоимости бизнеса проведен с использованием этих методов. Результат расчетов показывает, что использование разных методов дает разные результаты.
В зависимости от цели проводимой оценки и от количества и подбора учитываемых факторов оценщик рассчитывает либо рыночную стоимость, либо вид стоимости, отличной от рыночной. В стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности России, определено 10 видов стоимости, в том числе:
рыночная стоимость, стоимость объекта оценки с ограниченным рынком, стоимость замещения объекта оценки, стоимость воспроизведения объекта оценки, стоимость объекта оценки при существующем использовании, инвестиционная стоимость, стоимость объекта для целей налогообложения, ликвидационная стоимость , утилизационная стоимость, специальная стоимость.
Любой вид стоимости, рассчитанный оценщиком, служит не историческим фактом, а оценкой ценностей конкретного объекта собственности в данный момент в соответствии с выбранной целью.
Экономическое понятие стоимости выражает реальный взгляд на выгоду, которую имеет собственник данного объекта или покупатель на момент оценки. Основой стоимости любого объекта собственности, в том числе бизнеса, выступает его полезность. Выбор того или иного вида стоимости определяется целью оценки.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», М.: Кремль, 29 июля 1998 г., ФЗ № 135.
3. Закон РФ «О залоге» от 29.05.92 г.Козырев А. Н. Оценка интеллектуальной собственности, 1997.
4. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
5. Закон РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», М.: Кремль, 21 июля 1997 г. № 122 – 93.
6. Методические рекомендации по оценке земельных участков, поселений Хабаровского края. – Хабаровск, 2002.
7. Григорьев В.В. Островская И. М. Оценка предприятий. Имущественный подход. Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 1998.
8. Григорьев В. В., Федотова М. А. Оценка предприятия: теория и практика (учебное пособие). М.:ИНФРА – М., 1996. Есипов В. Е., Маховикова Г. А., Терехова В. В. Оценка бизнеса.- СПб.: Питер, 2002.
9. Оценка бизнеса. Под ред. Грязновой А. Г., Федотовой М. А. М.: «Финансы и статистика», 2004.
10. Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности / под ред. Н. Н. Карповой, Г. Г. Азгольдова. Материалы Института профессиональной оценки, 1998.
11. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Учебное пособие. Под ред. Абдулаева Н. А. М.: Изд-во «ЭКМОС», 2004.
12. Организация и методы оценки предприятия (бизнеса). Учебник. Под ред. В. И. Кошкина. М.: ИДК «ЭКМОС», 2002.
13. Федотова М. А., Уткин Э. А. Оценка недвижимости и бизнеса. Учебник. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во «ЭКМОС», 2000.
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1. ст.132
[2] Есипов В. Е., Маховикова Г. А., Терехова В. В. Оценка бизнеса.- СПб.: Питер, 2002.с.9
[3] Гражданский Кодекс Рф Ч.1 ст.48
[4] Григорьев В. В., Федотова М. А. Оценка предприятия: теория и практика (учебное пособие). М.:ИНФРА – М., 1996.с. 18
[5] Оценка бизнеса. Под ред. Грязновой А. Г., Федотовой М. А. М.: «Финансы и статистика», 2004 с.31
[6] Там же с. 33
[7] Григорьев В. В., Федотова М. А. Оценка предприятия: теория и практика (учебное пособие). М.:ИНФРА – М., 1996. с.45
[8] Оценка бизнеса. Под ред. Грязновой А. Г., Федотовой М. А. М.: «Финансы и статистика», 2004 с. 41
[9] Оценка бизнеса. Под ред. Грязновой А. Г., Федотовой М. А. М.: «Финансы и статистика», 2004 с.38
[10] Ст. 7 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.98 № 135-ФЗ).
[11] Постановление Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N 519 «Об утверждении стандартов оценки»