Содержание
Введение. 3
1. Психология религии. 4
2. История религии. 5
3. Социология религии. 6
4. Философия религии. 7
5. Ранние формы религии. 8
6. Религия древних славян. 9
7. Религиозное сознание. 10
8. Религиозный культ.. 11
9. Религиозная организация. 12
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. 10. Религиозные отношения. 12
10. Религиозные отношения. 13
11. Буддизм в России: история и современность. 14
12. Иудаизм в России: история и современность. 15
13. Принятие христианства на Руси. 16
14. Христианские таинства. 17
16. Православные религиозные праздники. 19
17. Институт священства в Православной Церкви. 20
18. Православие в системе культуры России. 21
19. Старообрядчество в России: история и современность. 22
20. Католицизм в России: история и современность. 23
21. Протестантизм в России: история и современность. 24
22. Ислам в России: история и современность. 25
23. Религия и мораль. 26
24. Религия и политика. 27
25. Религия и философия. 28
26. Религия и наука. 29
27. Религия и экономика. 30
28. Религия и атеизм: история их взаимоотношений. 31
29. Государственно-церковные отношения в России XVII века. 32
30. Государственно-церковные отношения в России XIХ века. 33
31. Государственно-церковные отношения в России в начале XХ века (до 1917 года) 34
32. Государственно-церковные отношения в России с февраля 1917 по октябрь 1917 года. 35
33. Государственно-церковные отношения в России (СССР) с октября 1917 по 1941 год. 36
34. Государственно-церковные отношения в СССР в годы Великой Отечественной войны.. 37
35. Государственно-церковные отношения в СССР в послевоенные годы (до 1991 года) 38
36. Государственно-церковные отношения в СССР (России) с 1991 года по настоящее время. 39
Заключение. 40
Список литературы.. 41
Введение
Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической, духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрос.
Освоение дисциплины «Религиоведение» является составной частью гуманитаризации образования. Оно помогает овладеть одной из важнейших областей мировой и отечественной культуры, осуществить свободное и сознательное самоопределение в мировоззренческой позиции, духовных интересах и ценностях, научиться правильно вести мировоззренческий диалог, овладеть искусством понимания других людей, чей образ мысли и действия являются иными. Это поможет человеку, с одной стороны, - догматизма и авторитаризма, а с другой – релятивизма и нигилизма. В конечном счете изучение этой дисциплины будет способствовать установлению духовного климата взаимопонимания, гармонизации межчеловеческих отношений между представителями различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений, утверждению гражданского согласия и социальной стабильности в обществе.
В представленной работе освещаются проблемы происхождения и эволюции религии, вероучения, культа и организации современных мировых и нетрадиционных религий, рассматриваются проблемы диалога верующих и неверующих по ключевым мировоззренческим проблемам, правовой статус религиозных организаций в современной России.
1. Психология религии
Термин психология религии употребляется в его исторически сложившемся значении, охватывающем все разнообразие психологических подходов к сфере высших духовных ценностей.
Некоторые советские авторы, осознавая односторонность материалистической позиции косвенно указывают на важность изучения духовных составляющих человеческого бытия. Так, Г.С.Алексеевич пишет: «Одно обстоятельство заслуживает особого внимания: в психической жизни старика в связи с сознанием приближающегося конца все большую роль играют этические переживания - угрызения совести, раскаяние, стыд за сделанное или не сделанное, удовлетворение от сознания выполненного долга и т.д. Этические переживания старческого возраста - огромная и также совсем не разработанная область». В.П.Ларичев, позднее принявший сан священника, в 1983 году вводит понятие аксиопсихотерапии, которая предполагает: «достижение лечебного эффекта путем направленного изменения ... ценностей пациента, актуализацию тех его индивидуальных значений, которые могли бы заполнить смысловой «вакуум» ... что объективно ведет к росту зрелости личности».
Белоусов С.А. Психология религии.
2. История религии
Слово «религия» от латинского religio – набожность, святыня, предмет культа, общественно-историческое явление, форма общественного сознания и соответствующие ей психология и поведение людей.
Религия – вера в сверхчувственное, существование нематериального мира, управляющего развитием Вселенной и человечества. В условиях слабого развития науки религия претендует на роль единственной формы объяснения мира. Иногда это приводило к трагическим последствиям, например, уничтожение выдающихся учёных во времена инквизиции и т. д.
Веру человека в высшие силы зачастую эксплуатируют религиозные системы, действующие как в своих собственных интересах извлечение прибыли, психологическое подчинение верующих, так и в интересах государства и правящей элиты.
Развитие религии происходило параллельно с развитием миросозерцания человека и отражало уровень его мировосприятия. На ранних стадиях этого развития религиозные представления были достаточно примитивны.
Всякие закономерные явления первобытный человек воспринимал как целесообразные или, по крайней мере, целенаправленные, они мыслились как вызванные разумной волей. На опыте наблюдать связь между причиной и следствием человек мог, в сущности, почти исключительно в пределах своей собственной деятельности, а поэтому причину чувственно представлял себе как акт воли. Тем самым за всяким явлением мира мыслилось разумное движущее им существо, которое для благополучного исхода любого действия следует умилостивить, сделать благосклонным.
Чекалов Д.А. История религий: Конспект лекций.
3. Социология религии
Социология религии – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.).
Cоциология религии родилась в XIX в., хотя изучение религий восходит к глубокой древности. Прежде всего социологию религии характеризовали эволюционистский подход и невозможность договориться об определении священного, составляющего самую суть религии. Различные школы ставили своей целью установление религиозного феномена, отдавая, в частности, предпочтение древним обществам, – это случай Дюркгейма и его школы. Другие изучали влияние религиозного на социальную и экономическую жизнь, как то делал Макс Вебер. Наконец, английская антропологическая школа собрала значительную документацию, следуя в целом эволюционистской теории Спенсера.
Патрик де Лобье. Социология религиозного феномена.
4. Философия религии
В XVII-XVIII веках зарождается философия религии. В философии религии преобладает позитивная тенденция в отношении оценки роли религии в жизни человека и общества. Но истолкование религии выходит за рамки того или иного направления религии, религиозных конфессий. Это значит, что происхождение религии и ее влияние на человеческую жизнь в философии религии не объясняется непосредственно из той или иной формы божественного откровения, а выводится на основе каких-то абстрактно-логических схем. В рамках философии религии существует деизм – истолковывающий Бога как высший Разум, с бытием которой связано устройство Вселенной, а также пантеизм – растворяющий Бога в природе и культуре.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.
5. Ранние формы религии
Тотемизм обычно определяют как веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных, растений или иных явлений природы.
С тотемическими верованиями и обрядами в первобытном обществе тесно взаимодействует, даже является их определенной стороной, система специфических запретов – табу.
Действие табуированных объектов являются двойственными – опасными и полезными.
Магия – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определенных символических действий возможно оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении.
В магии таинственной силой наделяются конкретные действия людей. Но первобытные люди также верели, что носителями этой таинственной силы могут быть конкретные предметы – фетиши. Отсюда проистекает такая повсеместно распространенная форма первобытной религии как фетишизм.
Анимизм – вера в существование духов и души.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.
6. Религия древних славян
Славяне в дохристианский период не обладали религией, единой для всех племен. Однако их представления о природе, окружающем мире, властвующих в нем стихиях очень близки друг другу. Это позволяет говорить о существовании у древних славян особой народной веры, т. е. язычества.
Язычество - это национальная религия. В отличие от великих мировых религий, христианства, ислама и буддизма, не признающих национальных границ, язычество обращено только к славянам, или только к германцам, или только к кельтам и т. д., воспринимая каждый народ как родовую семейную общность и противопоставляя его остальному миру.
Славянский языческий мир удивительно поэтичен, пронизан волшебством и верой в то, что вся окружающая нас природа живая. Наши далекие предки поклонялись стихиям, верили в родство людей с животными и были убеждены, что зверь-прародитель их рода всегда покровительствует своим человеческим потомкам. Славяне-язычники приносили многочисленные жертвы, чаще всего выделяя часть из своей добычи на охоте, улова рыбы или урожая божествам, добрым и злым духам, населявшим окружающий мир. Каждое славянское племя молилось своим особо почитаемым богам, но зачастую они отличались только произношением имен.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.
7. Религиозное сознание
Большинство религиоведов, считают, что «минимум» религии следует искать в сфере религиозного сознания. Они, как правило, связывают религию с верой. Не случайно и в широком обиходе слово «верующий» отождествляется с понятием «религиозный человек». Действительно, в любой религии вера занимает важное место.
Всякая вера имеет свой предмет. Человек не просто верит, а верит во что-то. Это «что-то» не может выступать предметом веры в виде независящей от сознания объективной действительности.
Предметом веры являются гипотетические представления, образы, понятия и теории.
Вера как активное эмоциональное и оценочное личностное отношение к своему предмету неизбежно захватывает и волевой процесс и проявляется в том или ином поведении личности. Вера как составной момент акта волевого выбора выражает утвердительную силу духа.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.
8. Религиозный культ
Религиозный культ - система религиозной деятельности последователей данной религии, составляющая обязательный элемент в их религиозной жизни; совокупность действий, практически осуществляющих религиозное отношение субъекта к религиозному объекту.
Религиозный культ есть ничто иное, как социальная форма объективизации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Те или иные взгляды и представления, образующие мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает им духовно-практический характер.
Культовая система, прежде всего, представляет собой совокупность определенных обрядов.
Элементы религиозного культа составляют: молитва индивидуальная и групповая, богослужение, жертвоприношения, особое использование, почитание некоторых символов, предметов, мест (священные символы, предметы, места), таинства (инициации) и обряды, связанные с рождением, браком, принятием особого вида служения, смертью, погребением и другими сторонами жизни, следование предписаниям религиозного календаря, празднования, нормы общения в семье, в религиозной общине и др.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.
9. Религиозная организация
Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления религиозных обрядов, то есть символических действий, в которых воплощаются те или иные религиозные представления.
Затем начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий – богослужение и вместе с ним организация служителей культа – жреческие корпорации.
В развитой форме религиозные организации представляют собой сложный социальный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая подсистемы.
Выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. 10. Религиозные отношения
В первые годы после установления советской власти отношение к церкви и верующим в национальных районах можно охарактеризовать как терпимое.
С конца 1920-х гг. определяющим лозунгом в политике государства по отношению к церкви стал лозунг Союза Воинствующих Безбожников, своего рода карательного органа по отношению к религиозным организациям, который гласил «Религия – тормоз социалистического строительства и пережиток капитализма». В это время верующие не могли открыто посещать молитвенный дом и собирались по домам. Многие религиозные деятели были арестованы. 1930-1950-е гг. информаторы характеризуют как период «подполья». Религиозная деятельность преследовалась советской властью. Лишь с конца 1950-х – начала 1960-х гг. начинается медленный процесс возрождения религиозных общин. Для 1970-х гг. характерной чертой является активная миссионерская деятельность баптистов.
С конца 1980-х гг. отношение власти к религиозным общинам изменилось. Верующие получили возможность иметь молитвенный дом или церковь и открыто их посещать. Чаще всего помещение для молитвенного дома покупалось на средства общинников или при финансовой поддержке религиозных центров Германии. В настоящее время в каждом немецком селе действует религиозная община, чаще всего не одна. Причем не обязательно это общины разных течений. Распространенным вариантом является сосуществование в одной деревне, например, двух баптистских общин.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.
11. Буддизм в России: история и современность
Буддизм – самая древняя мировая религия. Он возник в VI в. до н.э. в Индии.
Основателем буддизма была реальная историческая личность – Сиддхарта Гаутама.
Именно в буддизме закладывается один из первых принципов, характерных для всех мировых религий – обращение с проповедью ко всем людям, независимо от их этнического и социального происхождения.
Второй важной особенностью буддизма, также сближающей его со всеми другими мировыми религиями, является перемещение акцента с коллективной на индивидуальную религиозную жизнь.
Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полного освобождения от всех оков, которые несет в себе человеческая жизнь.
Кочетов А. Буддизм.
12. Иудаизм в России: история и современность
Иудаизм – это религия, которая оказала большое влияние на формирование христианства.
Иудаизм – религиозная система, возникшая на территории Палестины на рубеже II-I тысячелетия до н.э. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды.
Иудейская война (66-73
гг. н.э.) закончившаяся поражением евреев, а также подавлением антиримского
восстания под представительством Бар-Кохбы (
В настоящее время иудаизм является господствующей религией Израиля.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.
13. Принятие христианства на Руси
После смерти и воскресения Иисуса Христа в Иерусалиме осталась община его последователей во главе с апостолом Петром. Помимо этого общины к 60-м годам 1 века на территории Палестины существовало еще несколько раннехристианских общин.
Для Русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии, но мы должны четко отделять культуру (сложившуюся еще в языческий период) от религиозной идеологии. Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. В этом смысле христианство нельзя противопоставлять язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности проявления одной и той же идеологии. Формально Русь стала христианской.
Принятие в 988 г. христианства способствовали не только объединению на основе исповедывования одной веры различных племен в один русский народ (разумеется, с учетом других факторов и в течение многих десятилетий), но и внесли в мировоззрение и повседневный быт новые принципы, в основе которых находится нравственный идеал, соборность народа и державность государственного устройства.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.
14. Христианские таинства
В православии, как и всякой другой религии, с догматическим вероучением тесно связана система культовых действий. Основы этих культовых действий составляют семь главных обрядов – таинств.
Таинство крещения – одно из главных таинств, символизирующих принятие человека в лоно христианской церкви. Обряд крещения происходит в форме омовения.
Второй по времени, но не менее важный обряд – это совершение таинства причащения или святой евхаристии (благодарственной жертвы).
Совершение таинства покаяния (исповеди) является непременным атрибутом религиозной жизни православного христианина. Совершение таинства покаяния включает в себя два важных акта. Первый состоит в исповедании грехов. Второй – в «отпущении грехов», который правомочно сделать только специальное лицо – священнослужитель определенного ранга.
Таинство миропомазания также важная составная часть многих культовых действий. Это таинство происходит в форме крестообразного смазывания тела человека (лба, глаз, носа, ушей, груди, рук и ног) особым ароматическим маслом (миром). В православной церкви миропомазание совершается сразу за обрядом крещения.
Таинство брака – церковное освещение обряда бракосочетания или венчания.
Таинство елеосвящения (соборования) совершается над больным человеком.
Таинство священства совершается на основе специального обряда хиротонии – рукоположения, в процессе которого осуществляется возложение рук вышестоящего служителя культа – на голову посвящаемого.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. 15. Культовая практика православия
Поклонение кресту – один из важнейших элементов православного культа. Крест является символом христианской веры.
Культ икон – живописных или рельефных изображений Бога-Отца, Бога-Сына, Бога Святого Духа, Троицы, Богоматери, святых, евангелистов и т.д. имеет широкое распространение в православии.
Православные верующие почитают также святые мощи. Мощи, по православному учению, это останки умерших, по божьей воле оставшиеся нетленными и обладающие даром чудотворения.
С культом мощей тесно связан культ святых. По учению церкви, святые – это лица, которые вели благочестивую жизнь, совершили «подвиги» во славу Божью и после смерти были отмечены всевышним даром чудотворения, способностью влиять на судьбы людей.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.
16. Православные религиозные праздники
В церковных календарях каждый день связан с именем Иисуса Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста. Во главе праздничного круга Русской православной церкви – пасха. Пасха – это наиболее почитаемый в православии общехристианский праздник, установленный в память воскресения распятого на кресте сына Божьего Иисуса Христа.
Вслед за пасхой идут так называемые двунадесятые праздники – Рождество Христово, Крещение господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Успение Богородицы, воздвижение Креста, Вход Господен в Иерусалим или Вербное воскресение, Вознесение и Троица.
За двунадесятыми праздниками следует пять праздников, называемых великими: обрезание господне, рождество Иоанна Предтечи, праздник святых Иоанна и Павла, усекновение главы Иоанна Предтечи, покров Святой Богородицы.
Остальные праздники называются престольными. Это местные праздники, связанные с престолами – святым местом в храме, которое посвящено тому или иному святому. В Русской православной церкви широко распространены «Николин день», «Ильин день», день «Казанской божьей матери» и др.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.
17. Институт священства в Православной Церкви
Его основой являются богоустановленность, историческая непрерывность, прагматическая необходимость.
Святой Иоанн Златоуст, стараясь дать своим слушателям понятие о величии священнослужителя, писал: «Священнослужение совершается на земле, но по чинопоследованию небесному, и весьма справедливо, ибо ни человек, ни ангел, ни архангел и ни другая какая сотворенная сила, но Сам Утешитель учредил этот чин и людей, еще облеченных плотию, соделал представителями ангельского служения… Предстоит священник, низводя не огонь, но Святого Духа». Допущение принципа зависимости и действенности священнического служения от личных свойств священнослужителя привело бы к отрицанию самих священнодействий, а в конечном итоге – и всей Церкви в целом. Без священства Церковь – как стадо без пастыря.
Священство Русской Православной Церкви есть именно активная сила, есть непрестанная деятельность, и потому около него всегда закипает ожесточенная борьба, вражда, ведется битва за знамя Христа и против него, вражда мира против Бога.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.
18. Православие в системе культуры России
Подавляющее большинство верующих России, как и прежде, придерживаются православия. Хотя православие в нашей стране в первую очередь ассоциируется, конечно, с русскими, его исповедуют также основная часть карел, вепсов, ижорцев, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, марийцев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, кумандинцев, телеутов, чулымцев, хакасов, якутов, камчадалов. Православными считаются и большинство ненцев, манси, ханты, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев, нанайцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, однако православие обычно сочетается у них с пережитками родоплеменных верований. Православия придерживаются и бoльшая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Православными являются многие западные буряты, часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов.
Общая численность православных в стране составляет, по разным оценкам, 70 - 80 млн. чел. Подавляющее большинство из них относятся к самой многочисленной деноминации России - Русской православной церкви, представленной практически во всех регионах страны. Вместе с тем эта церковь перестала быть единственной официально действующей православной организацией.
После падения коммунистического режима из подполья вышла Истинно православная церковь.
Казьмина О.Е. Конфессиональный состав населения России.
19. Старообрядчество в России: история и современность
Гораздо раньше, чем все перечисленные церковные организации, от Русской православной церкви отделилось старообрядчество. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, св. 2 млн. чел. Среди них резко преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и др.
Старообрядчество никогда не было единым течением. Довольно рано старообрядцы разделились на поповцев (имеющих священников) и беспоповцев (у которых институт священства отсутствует).
В настоящее время старообрядцы-поповцы делятся на три основные группы: единоверцев, приверженцев Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) и сторонников Русской древлеправославной церкви.
Казьмина О.Е. Конфессиональный состав населения России.
20. Католицизм в России: история и современность
Помимо православных и последователей ответвившихся от православия сект в России живут сторонники других направлений христианства. В частности, в России имеются католики, хотя их и несравненно меньше, чем православных. Католики подразделяются на две группы: католиков латинского обряда и католиков византийского обряда (т.н. греко-католиков). Католиками латинского обряда являются большинство живущих в стране поляков и литовцев, часть немцев, бoльшая часть латгальцев (субэтническая группа латышей), некоторые из верующих белорусов. В начале 1990-х гг. в католицизм перешло небольшое число русских. В России католиков латинского обряда насчитывается около 300 тыс., самые крупные их общины находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Калуге, Владимире, Самаре, Марксе (Саратовская область), Волгограде, Астрахани, Ростове-на-Дону, Сочи, Перми, Оренбурге, Калининграде.
Католики византийского обряда представлены в стране Российской греко-католической церковью. Эта церковь была образована после Февральской революции 1917, в советское время подверглась запрету, а с 1991 стала действовать вновь. Общая численность греко-католиков достигала в России к началу 1990-х гг. около 500 тыс., причем подавляющее большинство их составляли жившие в России украинцы - выходцы из западных областей Украины.
Казьмина О.Е. Конфессиональный состав населения России.
21. Протестантизм в России: история и современность
Протестантизм возник вследствие второго наиболее крупного раскола в христианстве.
Возникновение протестантизма связано с развитием широкого религиозного, социокультурного и общественно-политического движения XVI-XVII вв., которое получило название Реформация.
Главным догматом протестантизма является догмат об оправдании одной лишь верой в искупительную жертву Иисуса Христа.
Из учения о принципиальной испорченности природы человека и оправдании его одной лишь верой в искупительную жертву Христа вытекает очень важное положение протестантского вероучения о предопределении.
Из семи таинств протестанты оставили только два: крещение и причащение.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.
22. Ислам в России: история и современность
Ислам – вторая по числу последователей мировая религия. Ислам исповедуют около 860 млн. человек более чем в 120 странах мира.
Ислам относительно молодая мировая религия. Он возник в начале VII века н.э. на Аравийском полуострове.
Основные положения вероучения ислама изложены в главной «священной книге» - Коране.
Ислам начинает формироваться на базе родоплеменного культа одного из наиболее влиятельных племен Западной Аравии – курейшитов.
Вера в единого бога Аллаха составляет фундамент мусульманского вероисповедания.
Важнейшей частью религиозно-культовой системе ислама является шариат. Шариат – свод норм морали, права, культурных предписаний, регулирующих всю общественную жизнь мусульманина.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.
23. Религия и мораль
Религия возникла гораздо позднее чем, появилась мораль, поэтому она никоим образом не может служить прородительницей нравственности. Причем мораль, не есть застывшая форма, она меняется вместе с развитием общества. Определенные производственные отношения формируют и свою мораль. С каждой новой общественно-политической формацией возникала и новая соответствующая ей нравственность. Первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная и т.д. Рабовладелец, аристократ, капиталист проповедовали совершенно разную мораль.
В своем становлении и развитии религия и мораль теснейшим образом взаимосвязаны, и едва ли не каждый шаг в совершенствовании религии в то же время являлся прогрессом в нравственной жизни. Сближает религию и мораль также и то, что не только в религиозной, но и в нравственной жизни большую роль играет вера в конечное торжество Добра, Справедливости. Следует отметить также, что характер взаимодействия морали и религии не одинаков в различные исторические периоды. Сегодня религиозные идеологи просто обязаны ориентироваться на требования основополагающих нравственных принципов, все чаще обращаться к наиболее актуальным проблемам нравственных отношений.
Попов Л.А. Религия и мораль: взаимодействие в современных условиях // Общественные науки и современность. 1999. № 3.
24. Религия и политика
Политика - сфера отношений между индивидами и социальными группами по поводу государственной власти, государственного устройства внутри общества и межгосударственных отношений, призванных выразить их общие интересы, то с определением религии дело обстоит сложнее.
Религия - специфическая форма общественного сознания, главными принципами которой является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного начала - Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том, что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с Ним жизни.
Без этих двух основополагающих принципов, или хотя бы одного из них религия вырождается в шаманство, оккультизм, сциентологию, философию или этику.
В современном обществе религия реализуется в конкретной сфере общественных отношений, использующих и учитывающих специфические особенности религиозного сознания.
Так как и религиозная и политическая сфера общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга. В работах некоторых политологов роль религиозных представлений на политическое бытие либо приуменьшается, либо совсем игнорируется, но игнорирование значения религиозных представлений, равно как и его абсолютизирование приводит к довольно радикальным выводам, которые, конечно же, не подтверждаются общественной практикой.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.
25. Религия и философия
Первым проявлением нового религиозного мировоззрения на Руси и одновременно философского видения мира является «Слово о законе и благодати» русского митрополита Илариона. Условно содержание этого произведения можно разделить на три раздела. В первом акцент сделан на религиозной трактовке мира, мировой истории, объясняемых как переход от ветхозаветного закона, которым руководствуется один иудейский народ, до новой благодати, заключенной в Новом завете, открытой и доступной всему человечеству. Второй и третий разделы - это в известной степени светская философская трактовка событий в принявшей христианство Руси, а также восхваление деятельности князей Владимира, Святослава и Ярослава на благо Руси. Как видим, уже в первом из дошедших до нас произведений крещенной Руси, дано религиозное и философское видение мира. В дальнейшем эта тенденция, вплоть до конца XIX века, постоянно присутствует и ползает дальнейшее развитие. Приведем лишь два примера. Это, прежде всего, подтверждается религиозными и философскими яцеями игумена Иосифа Волоикого (1439-1515) и царя Иоанна Васильевича Грозного (1530-1584), чаще всего известного под именем Иван IV, или Иван Грозный.
В последующие столетия взаимодействие религии и философии продолжало укрепляться, что в свою очередь способствовало развитию и укреплению русского государства, его превращению в мощную державу. Своеобразным подтверждением этого единства являются слова графа Уварова, царского министра просвещения, сказанные им в 1855 г. о том, что сущность и будущее российского государства можно определить тремя словами; православие, самодержавие, народность.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.
26. Религия и наука
Религия и наука - два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает все более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека.
Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя. Однако возникновение новых религий, оснащенных благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической деятельности, сделало соотношение сил неясным, поэтому сегодня приходится снова обращаться к выяснению причин и истории той войны, которую традиционная религия вела против науки.
Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным кодексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви и влияет на ее доходы; кроме того, всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, поскольку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов ученых.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.
27. Религия и экономика
Неоспоримо, что религия и экономика образуют две принципиально различные сферы человеческой деятельности и устремлений людей. Экономика реализует сугубо земные нормы мироустроения, религия стремится к универсальному видению мироздания. Но столь же неоспоримо даже интуитивное ощущение их близости. Религия и экономика, по своим исходным предпосылкам выражают деятельность единого исторического субъекта.
Экономика - не изолированная «концептуальная» система. Она выражает определенный тип человека, строй идей, порождающий мотивы и направления его хозяйственной активности. Оценки субъектом смысла экономической деятельности, его ценностные установки и ограничения по отношению к труду, собственности, богатству, бедности, потреблению и накоплению первоначально осуществлялись в рамках этики мировых религий. Нравственные критерии и моральные максимы хозяйственного поведения человека были выработаны основными религиозными мировоззрениями - христианством, исламом, иудаизмом, буддизмом и конфуцианством. При этом мировые религии, обосновывая обязательные нормы хозяйственной жизни, не навязывали однозначные механизмы их реализации, что оставляло человеку возможность толкования религиозных нормативов и их конкретизации в хозяйственной практике. Выделение в дальнейшем этики труда, этики предпринимательства и профессиональной этики не привело к их обособлению от религиозных идеалов. Любые виды профессиональной или деловой этики производны от доминирующей в обществе системы ценностей, в последней же - сообразно особенностям эпохи - так или иначе высвечивается религиозный архетип личности, народа, цивилизации.
Румянцев М.А. Религия и экономика в контексте русской философии всеединства // Проблемы современной экономики № 1(1), 2002.
28. Религия и атеизм: история их взаимоотношений
Практически не бывает людей, которые (если они стремятся к знанию, а не к вере) безоговорочно, бессознательно и без сомнений будут просто повторять мнение даже очень авторитетного для них ученого. Подобный подход является авторитарно-религиозным и неприемлем в области знания. В этом сила и слабость атеизма. В отличие от религии, атеизм не может позволить себе пользоваться безнравственными религиозными методами, не удерживает человека в своем мировоззрении психологическим насилием путем угроз «карой божьей» или «адскими муками» за неверие. Слабостью любого нравственного мировоззрения является предоставляемая индивидууму возможность добровольного отхода от него. Но именно в этой возможности, в отсутствии психологического насилия и заключается сила атеизма – его нравственный подход к своим сторонникам через уважение к их разуму и их правам.
Цель религии – сохранение неизменности и распространение мировоззрения, выгодного религиозной организации для своего жизнеобеспечения, в том числе финансового, а также морально выгодного владельцам финансирующих ее коммерческих структур. Владельцы, подсознательно, как бы пытаются оправдаться (во многом перед своей совестью) и искупить «грехи» за присвоение чужих труда и собственности. Разумеется, передаваемые средства составляют лишь небольшую толику из того, что они тратят на собственную «мирскую жизнь».
Цель атеизма – защита общества от религиозных агрессии, экспансии и шантажа.
Крайнев А.М. Религия, наука, атеизм.
29. Государственно-церковные отношения в России XVII века
Современная историография под расколом понимает определённое религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине XVII века.
Историограф Ключевский русским церковным расколом называет лишь отделением значительной части русского православного общества от господствующей церкви. Правда Ключевский довольно подробно излагает причины возникновения раскола, его ход и последствия. Поводом для возникновения раскола, как известно, послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 году начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации в России, а так же ликвидировать все разногласия между региональными православными церквями. Они составляли Восточную православную церковь. В неё входили Александрийский патриархат – Египет, иерусалимский – Палестина, Константинопольский, церковь восточных славян – Болгарии, Румынии, Украины, Белоруссии и России.
К началу XVII века русская православная церковь (Московский патриархат) начинает играть ведущую роль и патриарх московский стремится занять лидирующее положение в православной Восточной церкви (Вселенской).
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.
30. Государственно-церковные отношения в России XIХ века
С начала ХIХ в. начался новый этап миссионерской работы. Он был связан с появлением в 1789 г. при Казанской семинарии отделения по изучению языков народов Поволжья и Сибири. Такие же отделения появлялись в учебных заведениях всех сибирских епархий. К началу ХIХ в. было подготовлено достаточно кадров, владеющих языками, издана церковная литература и появились особые училища для инородцев. Изменились методы проповеди. Вместе с проповедниками к язычникам теперь шли учителя и медики, миссионеры изучали верования разных народов и серьёзно готовились к дискуссии с ними, ища точки соприкосновения. Нередко проповедь и богослужение велись на национальных языках, что привлекало язычников к христианству. Глубоким знатоком ламаизма был епископ иркутский Нил, проповедовавший христианство у бурят. Епископ камчатский Иннокентий привлёк на свою сторону многих якутов тем, что вёл службу на их языке. Благодаря новым методам проповеди, удалось распространить христианство среди части киргизов и чукчей, и окрестить свыше 33 тыс. За рубежом в Х1Х веке христианство распространилось в Японии. Основателем японской миссии был иеромонах Николай (Касаткин), духовник русского консульства. Он перевёл на японский язык Евангелие и богослужебную литературу, крестил трёх знатных японцев, в том числе синтоистского жреца Сваабе. Они распространили христианство по стране. В 1869 г. миссия получила поддержку российского правительства. Были открыты школы в Токио и Хакодате. В 1880 г. Николай был рукоположен в епископа японского и рукоположил первых православных японцев в священников.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.
31. Государственно-церковные отношения в России в начале XХ века (до 1917 года)
Духовная атмосфера в России начала XX в. была очень сложной и противоречивой. В целом ее можно охарактеризовать как кризисную. С одной стороны, это был кризис традиционного православия и отражающего его «старого» религиозного сознания, с другой - атеистической идеологии леворадикальной интеллигенции. Ее антиклерикальные и атеистические идеи тесно увязывались с социалистическим учением, рассматривающим церковь как один из оплотов самодержавия. Вместе с тем, отношение к религии в среде леворадикальной интеллигенции было отнюдь не однозначным.
В целом в начале XX в. происходит изменение сознания и самосознания российской интеллигенции, которая в своем большинстве становится либеральной и начинает борьбу против освободительных, атеистических и материалистических идей леворадикальной интеллигенции XIX в. Либеральная российской интеллигенция начала XX в. делает попытку вернуться к религии, но не в лоно официального православия.
Внешнее отделение церкви от государства выдвигается в качестве требования как политическим, так и религиозным сознанием российской либеральной интеллигенции начала XX в. Отказавшись от внешней власти, церковь приобретает внутренний авторитет и от этого только выигрывает, полагают представители либеральной интеллигенции, искренне желая, чтобы так и было. Государство должно признать за церковью право внутреннего самоуправления, начала соборности, выборности, право церковных собраний и обществ и т.п.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.
32. Государственно-церковные отношения в России с февраля 1917 по октябрь 1917 года
Пришедшее к власти в феврале 1917 г. Временное Правительство сразу же занялось вероисповедными реформами, провозгласив отказ от крайностей предшествующей модели государственной церковной политики и закрепив законодательно равенство правового положения всех религиозных организаций (Постановление Временного Правительства от 20.03.1917г. «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений»; Постановление Временного Правительства от 14.07.1917г. «О свободе совести» // О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях. Российские и международные правовые документы). Но фактически ситуация не изменилась.
Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность.
33. Государственно-церковные отношения в России (СССР) с октября 1917 по 1941 год
События октября 1917г. в России внесли радикальные перемены в государственно-церковные отношения. В соответствии с декретом СНК от 23.01.1918г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» провозглашалось отделение религиозных объединений от государства. С другой стороны, на Поместном Соборе РПЦ было заявлено, что последняя отныне не связана ни с каким государственным устройством, ее дело - служение вере, а не политике. Но объективно новой модели государственно-церковных отношений выработано так и не было. Государство продолжало напрямую управлять церковью, вмешиваясь во все внутриканонические вопросы, только в предыдущей модели, делая это де-юре, а в условиях данной, нарушая декларируемые принципы отделения церкви от государства, де-факто, что в итоге вылилось в ожесточенное гонение против последней.
Перед началом войны в СССР сложилась двойственное положение. С одной стороны по всей стране осталось минимальное количество действующих храмов. Согласно социалогическим исследованиям количество верующих постоянно сокращалось. Официальные средства массовой информации свидетельствовали о поддержке трудящимися массами курса антирелигиозной политики. С другой стороны, непрекращающиеся гонения сплачивали верующих. Большая часть населения все же оставалась верной Церкви. Политика «заигрывания» и обмана подрывала доверие людей к государству. В СССР крепла подпольная, катакомбная Церковь. Противоречия в обществе нарастали, однако, получить какое - либо последовательное развитие не смогли. Началась Великая Отечественная Война.
Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность.
34. Государственно-церковные отношения в СССР в годы Великой Отечественной войны
С осени 1939 по июль 1940 в состав СССР вошли территории с населением 14 млн. человек. Перед государством встала необходимость политически нейтрализовать местное население, более половины которого принадлежали Православной Церкви.
Нельзя сказать, что духовенство оставалось безучастно в деле поднятия религиозного духа армии. Хотя, по понятным причинам, этим никто систематически не занимался, тем не менее встречались отдельные случаи, когда священники и даже архиереи выступали с проповедями в действующей армии.
В целом, жизнь «Церкви тыла» протекает без изменений до января 1943г., после чего в стране начинается религиозный подъем, связанный с победами на фронте и уступками со стороны государства. Однако Церковь продолжает находиться под неусыпным контролем государства и о религиозном возрождении в СССР пока говорить не приходится.
Несмотря на все те беды, которые принесло нам германское нападение, мы можем говорить о том, что война пошла на пользу Церкви. В ходе войны, Московская Патриархия получила принципиально новый статус в советском государстве. Была возрождена церковная структура, разгромленная за два десятилетия гонений, были ликвидированы многие расколы. После войны Коммунистическая партия в отношениях с религией больше никогда не возвращалась к методам террора 20-х, 30-х годов. Но самым важным для Церкви последствием было подлинное религиозное возрождение в СССР.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.
35. Государственно-церковные отношения в СССР в послевоенные годы (до 1991 года)
Коренные изменения в государственно-церковных отношениях произошли в СССР лишь в 80-е годы двадцатого века. Тут сыграли свою роль как внутренние, так и внешние факторы, под влиянием которых коммунистический режим вынужден был отказаться от тотального контроля за деятельностью религиозных организаций, от политики подавления религий.
С конца 50-х годов отношения с Русской Православной Церковью находились в зависимости от понимания роли атеизма в системе идеологической работы КПСС, когда идея построения атеистического общества стала доминирующей.
С 60-х годов начался качественно новый этап отношений государства и Русской Православной Церкви, когда Московская Патриархия была названа идеологическим противником партии и правительства.
Новая Конституция СССР 1977 года не изменила правового положения верующих. Однако переименование «антирелигиозной» пропаганды в «атеистическую» свидетельствовало об уменьшении воинственности в борьбе с религией.
Во второй половине 1987 года была сформулирована новая политическая доктрина в отношении Церкви по которой СССР не является режимом, преследующим религию, но провозглашался страной, в которой и атеисты и верующие совместно строят социализм.
25 октября 1990 года Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». Он налагал запрет на создание исполнительно-распорядительных органов власти в сфере государственно-религиозных отношений.
Полат Салих. Русская православная церковь и религиозная политика советского государства в условиях Второй мировой войны и послевоенный период.
36. Государственно-церковные отношения в СССР (России) с 1991 года по настоящее время
События августа 1991 года положили конец 73-летнему существованию Русской Православной Церкви в атеистическом государстве.
Сегодня, как и прежде, церковь и государство стоят перед проблемой отыскания новых форм взаимодействия. Особенность вопроса государственно-церковных отношений в современной России состоит в том, что споры по нему отражают искания идейных оснований развития общества в целом. Данный вопрос также неотделим от решения в нашей стране проблемы свободы личности.
Общество пытается обрести новые цели и ценности своего существования и обращается к выработанным традицией религиозным и культурным образцам. Однако принципиальными пределами этого обращения должны быть рамки законодательства, отвечающего требованиям международного права и учитывающего отечественную традицию: как положительный, так и отрицательный опыт решения «религиозного вопроса» в царской и советской России и пока еще небольшой опыт деятельности в этой сфере новой российской государственности.
Отсутствие новой модели государственно-церковных отношений и замедление с определением ее сущностного содержания, может стать фактором, дестабилизирующим социально-политическую и духовную обстановку в России.
Шутова О.С. Некоторые аспекты государственно-церковных отношений в России в ХХ веке. М.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001.
Заключение
Российская Конституция и законодательные акты о свободе совести создают необходимые правовые основы для формирования в нашей стране такого типа общественного устройства, при котором каждый человек имел бы возможность реализовать свои права на свободу мыслить, иметь свои убеждения и реализовывать эти убеждения в практической деятельности. Однако законодательство создает лишь правовые предпосылки для реализации этих прав, осуществление принципа свободы совести, формирования России как советского государства. Практическое осуществление этих положений возможно лишь в ходе мирного диалога между представителями различных мировоззренческих ориентаций, религиозных организаций и государства.
В самом общем плане можно сказать, что целью общественного диалога по религиозному вопросу является объединение усилий всех людей для возрождения России, создания в России гражданского общества, основанного на идеалах демократии и справедливости, создание общественного климата уважения, терпимости к различным мировоззренческим позициям, к реализации прав человека на свои собственные духовно-нравственные ориентации.
Список литературы
1) Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность. Симферополь «Таврия», 1991.
2) Белоусов С.А. Психология религии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
3) Казьмина О.Е. Конфессиональный состав населения России. М.: Наука, 1993.
4) Кочетов А. Буддизм. М.: ПРИОР, 2004.
5) Крайнев А.М. Религия, наука, атеизм. М.: ИНФРА-М, 2001.
6) Патрик де Лобье. Социология религиозного феномена / Под ред. М.Э. Перова. М.: Издательство «НОРМА», 2003.
7) Полат Салих. Русская православная церковь и религиозная политика советского государства в условиях Второй мировой войны и послевоенный период. М.: Издательский Дом «Дашков», 2001.
8) Попов Л.А. Религия и мораль: взаимодействие в современных условиях // Общественные науки и современность. 1999. № 3.
9) Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М.: ИНФРА-М, 1999.
10) Румянцев М.А. Религия и экономика в контексте русской философии всеединства // Проблемы современной экономики № 1(1), 2002.
11) Чекалов Д.А. История религий: Конспект лекций. СПб: Питер, 2003.
12) Шутова О.С. Некоторые аспекты государственно-церковных отношений в России в ХХ веке. М.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001.