Содержание

Введение. 4

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и основные принципы   5

3. Понятие и виды учреждений, исполняющих наказания. 6

5. Понятие правового положения осужденных. 7

7. Распределение осужденных по видам исправительных учреждений. 8

9. Прием и учет осужденных в исправительных учреждениях. 9

11. Основные требования режима в исправительных учреждениях. Внутренний распорядок. 10

13. Свидания осужденных к лишению свободы. Получение осужденными  к лишению свободы посылок передач и бандеролей. 11

15. Телефонные разговоры осужденных к лишению свободы.. 12

17. Просмотр осужденных к лишению свободы кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач. 13

19. Условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения. 14

21. Обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы.. 15

23. Условия труда осужденных к лишению свободы.. 16

25. Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы   17

27. Самодеятельные организации осужденных к лишению свободы.. 18

29. Общее образование осужденных к лишению свободы.. 19

31.Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы, порядок их применения. 20

33. Исправительные колонии общего режима и условия отбывания в них наказания  21

35. Исправительные колонии особого режима и условия отбывания в них наказания  22

37. Колонии-поселения и условия отбывания в них наказания в виде лишения свободы   23

39. Воспитательные колонии общего и усиленного режимов и условия отбывания в них наказания в виде лишения свободы.. 24

41. Меры взыскания, применяемые к осужденным, содержащимся в воспитательным колониях общего и усиленного режимов и особенности их применения. 25

43. Участие общественных объединений в работе воспитательных колоний. 26

45. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ. 27

47. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам. 28

49. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания. 29

51. Виды и характеристика специальных уголовных наказаний, применяемых в отношении осужденных военнослужащих. 30

53. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения. 31

55. Порядок предоставления к досрочному освобождению от отбывания наказания  32

57. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними. 33

59. Права лиц, содержащихся под стражей и их обеспечение. 34

61. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.. 35

63. Исполнение приговора суда о конфискации имущества. 36

65. Режим особых условий в исправительных учреждениях. 37

67. Правовая природа условного осуждения и порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных. 38

Заключение. 39

Список литературы.. 41

Введение

Уголовно - исполнительное законодательство призвано в максимально возможной мере регламентировать и обеспечивать реализацию той системы наказаний, которая устанавливается уголовным законодательством и в конкретном виде определяется судами. Таким образом, оно следует за законодательством уголовным, осуществляя его политику. Между тем это самостоятельная отрасль законодательства, которая значительно дополняет в содержательном аспекте конкретные виды наказаний, наполняя их, в частности, и новыми карательными элементами.

Следовательно, уголовно - исполнительное законодательство нельзя рассматривать только с процедурной, процессуальной точки зрения, т.е. как регулирующего лишь порядок исполнения наказаний. В нем содержится много норм материального права, устанавливающих ограничения, в том числе и карательного свойства. С тем, чтобы в процессе исполнения наказаний эти свойства не были еще более усугублены, уголовно - исполнительное законодательство предусматривает разветвленную систему гарантий обеспечения прав и свобод, законных интересов осужденных, а также определяет комплекс разнообразных мер контроля и надзора (чего нет в других отраслях законодательства). Все это обусловливает повышенный интерес к новому Уголовно - исполнительному кодексу Российской Федерации не только внутри страны, но и за рубежом, особенно в свете соблюдения международных стандартов обращения с осужденными.

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и основные принципы

В сфере исполнения уголовных наказаний складываются особые общественные отношения, не регулируемые ни одной из изученных ранее отраслей российского права. Эти общественные отношения и призвано регулировать уголовно-исполнительное право.

Другой отнюдь не бесспорный вопрос: объем правового регулирования уголовно-исполнительного права. Дискуссионность вопроса почти традиционна для теории данной отрасли права. Если не вдаваться в более давнюю историю, то повод к разногласиям давал текст ИТК 1970 года. В ч. 1 ст. 2 этого документа говорилось об определении принципов и установлении общих положений "исполнения и отбывания уголовного наказания, назначенного судом" (т. е. любого из существовавших на тот момент в Уголовном кодексе), а уже ч. 2 этой же статьи значительно сужала сферу правового регулирования, ограничиваясь лишь наказаниями, связанными с исправительно-трудовым воздействием.

В известной степени новый Уголовно-исполнительный кодекс воспроизвел эту ситуацию. Часть 2 ст. 2 УИК РФ гласит: "Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера...". Однако помимо регламентации исполнения собственно наказаний (на этот раз действительно всех указанных в уголовном законе) в кодекс включено лишь регулирование контроля за условно осужденными.

Станиславич М.Я. Уголовно-исполнительное право. М.: Новый юрист, 2004.

3. Понятие и виды учреждений, исполняющих наказания

Учреждения уголовно - исполнительной системы, предназначенные для исполнения наказаний в виде: ограничения свободы (исправительные центры); ареста (арестные дома); лишения свободы (исправительные колонии, тюрьмы, воспитательные колонии); смертной казни.

Среди всех исправительных учреждений значение основного их вида приобрели колонии. Они располагают более широкими возможностями применения средств исправительного воздействия, в том числе общественно полезного труда. Их организационно - структурное построение позволяет осуществлять комплексное воздействие на осужденных при достаточно высокой эффективности его результатов.

Уголовно - исполнительные инспекции - административно - служебные подразделения, создаваемые на разных уровнях управленческих структур органов внутренних дел (см. ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации" от 8 января 1997 г.). Они являются своего рода аналогом ранее действовавших инспекций исправительных работ, но с несколько иными функциями.

Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу / Под ред. З.И. Шатенкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. Понятие правового положения осужденных

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний. Это означает, что права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой предусмотрено уголовным и уголовно - исполнительным законодательством. Остальные права и свободы осужденных лиц подлежат охране и защите в равной мере со всеми гражданами России.

Государство гарантирует охрану и защиту также и законных интересов осужденных. В последнем случае речь идет о законных интересах, не только осужденных, но и их родственников, близких, членов трудовых коллективов, акционеров и других лиц, с которыми осужденный связан теми или иными законными отношениями. Поэтому, наказывая виновного в конкретном преступлении, государство не вправе ущемлять интересы этих субъектов, никоим образом не связанных с совершенным деянием. Такое правило должно быть соблюдено и в практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

Законность применения на практике средств исправления осужденных и правовая защита этих лиц обеспечиваются системой гарантий, включающей в себя: право осужденных направлять предложения, заявления, жалобы и порядок их рассмотрения; контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль, прокурорский надзор, общественный контроль за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания; возможность посещения иными лицами этих учреждений и органов.

Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу / Под ред. З.И. Шатенкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

7. Распределение осужденных по видам исправительных учреждений

Руководствуясь указанными категориями, уголовное и уголовно-исполнительное законодательство (ст. 58 УК РФ, ст. 80 УИК) устанавливает раздельное содержание мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых.

Впервые осужденные к лишению свободы мужчины содержатся отдельно от ранее отбывающих лишение свободы. Кроме того, раздельно содержатся осужденные иностранные граждане и лица без гражданства - от граждан Российской Федерации.

В разных колониях-поселениях содержатся лица, совершившие преступление по неосторожности и осужденные, переведенные в колонии-поселения для положительно характеризующихся осужденных.

Раздельно содержатся: несовершеннолетние, осужденные за умышленные преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы - от других осужденных, содержащихся в ВК усиленного режима; женщины, осужденные впервые к лишению свободы, - от женщин, ранее отбывавших лишение свободы.

В соответствии с указанными правилами раздельно содержатся осужденные в разных видах колоний-поселений. Впервые осужденные к лишению свободы содержатся в исправительных колониях общего режима, за исключением лиц, осужденных за совершение особо тяжких преступлений. Они отбывают наказание в исправительных колониях строгого режима. Лица, ранее отбывавшие наказание в местах лишения свободы, содержатся в исправительных колониях строгого режима. При особо опасном рецидиве преступлений и лица, которым наказание в виде смертной казни заменено в порядке помилования лишением свободы, осужденные к пожизненному лишению свободы содержатся в исправительных колониях особого режима.

Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу / Под ред. З.И. Шатенкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

9. Прием и учет осужденных в исправительных учреждениях

Прием и учет осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения осуществляется администрацией указанных учреждений в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. (ст. 79 УИК РФ).

Основанием приема и учета осужденных в исправительное учреждение являются правовые акты оговоренные ст. 7 УИК РФ, а также указания (наряд) МВД субъектов Российской Федерации в отношении осужденных, поступающих из следственных изоляторов или тюрем, расположенных на территории этих субъектов. Для приема осужденных межреспубликанскими, межобластными учреждениями, а также приема осужденных, направляемых в персональном порядке требуется приказ или указание МВД России, ГУИН МЮ РФ.

Во время приема осужденных работники исправительного учреждения проверяют наличие личных дел и устанавливают их принадлежность прибывшим осужденным, проверяют наличие в личных делах необходимых документов.

Если в приговоре суда неопределен вид исправительного учреждения, в котором осужденный должен отбывать наказание, или определенный в приговоре вид режима исправительной колонии не соответствует режиму колонии, в которую он доставлен, это обстоятельство является основанием не принимать осужденного в данное учреждение. А таких фактах сообщается прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, и в территориальный орган управления уголовно-исполнительной системы.

Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу / Под ред. З.И. Шатенкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

11. Основные требования режима в исправительных учреждениях. Внутренний распорядок

Режим в исправительных  учреждениях  -  это  установленный законом и  соответствующими  закону  иными  нормативными правовыми актами порядок исполнения и  отбывания  наказания,  обеспечивающий охрану и   изоляцию   осужденных;   постоянный   надзор  за  ними; исполнение возложенных на них обязанностей;  реализацию их прав  и законных интересов;    безопасность    осужденных   и   персонала; раздельное содержание  разных  категорий   осужденных;   различные условия содержания   в   зависимости   от   вида   исправительного учреждения, назначенного судом;  изменение  условий  от  отбывания наказания.

Режим  создает  условия  для  применения  других   средств исправления осужденных.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка, утверждаемые Министерством юстиции.

Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу / Под ред. З.И. Шатенкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

13. Свидания осужденных к лишению свободы. Получение осужденными  к лишению свободы посылок передач и бандеролей

Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. Осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.

Краткосрочные свидания предоставляются осужденным продолжительностью в четыре часа. Продолжительность длительных свиданий, предоставляемых осужденным на территории исправительного учреждения, составляет трое суток. Длительные свидания с проживанием вне территории исправительного учреждения предоставляются осужденным продолжительностью в пять суток.

Краткосрочные свидания предоставляются осужденным с родственниками или иными лицами в присутствии представителей администрации исправительного учреждения.

Количество посылок, передач и бандеролей, которое осужденным к лишению свободы разрешается получать, определяется ст. 121, 123, 125, 131 и 133 УИК РФ. Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами, едиными для всех граждан Российской Федерации. Вес одной передачи не должен превышать предела, установленного для веса посылки.

Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу / Под ред. З.И. Шатенкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

15. Телефонные разговоры осужденных к лишению свободы

Возможность ведения телефонных переговоров предоставляется осужденным через равные промежутки времени четырежды в год. Каждый телефонный разговор разрешается в течение 15 мин. по контролируемым администрацией каналам связи. Круг абонентов, с которыми осужденные могут общаться по телефону, законом не ограничивается.

Продолжительность телефонного разговора определяется официально в установленном порядке оператором (телефонисткой) узла связи. Для разговора осужденный может использовать по своему усмотрению лишь часть отведенного времени в пределах установленных 15 мин. Оплата фактической продолжительности разговора по телефону производится осужденными за счет собственных средств.

Осужденным, которые находятся на строгих условиях отбывания наказания либо отбывают меру взыскания в штрафном или дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа, едином помещении камерного типа или одиночной камере, право телефонного разговора предоставляется лишь при исключительных личных обстоятельствах. Телефонные разговоры между осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях, признаются законом нежелательными и полностью запрещаются.

Станиславич М.Я. Уголовно-исполнительное право. М.: Новый юрист, 2004.

17. Просмотр осужденных к лишению свободы кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач

Демонстрация кинофильмов приурочивается распорядком дня исправительного учреждения к выходным (праздничным) дням. В зависимости от конкретных условий учреждения распорядок может предусматривать повторные сеансы одного и того же фильма с тем, чтобы он был показан всем осужденным, отбывающим наказание в данном учреждении, с предоставлением каждому из них отдельного сидячего места.

Права осужденных на прослушивание радиопередач в специально отводимое для этого время организационно обеспечиваются уже тем, что жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры оборудуются за счет средств исправительного учреждения радиоточками.

Осужденным также разрешается индивидуально или группами приобретать телевизионные и радиоприемники на собственные средства либо получать их от родственников и иных лиц.

Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. М.: Издательство НОРМА, 2005.

19. Условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения

Разрешение на передвижение без конвоя (сопровождения) может быть предоставлено не всем осужденным. В частности, ею устанавливается исчерпывающий перечень категорий осужденных, которым такое разрешение дано быть не может. В отношении первой такой категории действует безусловный запрет, основу которого определяет повышенная степень общественной опасности личности осужденного (при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные за совершение особо тяжких преступлений; осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания).

В отношении второй категории осужденных устанавливаемый запрет носит временный характер. К этой категории относятся: осужденные, находящиеся в данном исправительном учреждении менее шести месяцев; осужденные, имеющие неснятые или непогашенные взыскания; осужденные, находящиеся в строгих условиях содержания.

Состояние здоровья осужденного также препятствует предоставлению ему права на передвижение без конвоя (сопровождения). По данному основанию к названной категории относятся: ВИЧ - инфицированные осужденные; осужденные, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; осужденные, больные открытой формой туберкулеза; осужденные, не прошедшие полного курса лечения от венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании.

Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу / Под ред. З.И. Шатенкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

21. Обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы

Осужденные к лишению свободы в случаях привлечения их к труду в исправительных учреждениях подлежат социальному страхованию на общих основаниях, определяемых действующим законодательством Российской Федерации. Таким образом, осужденные, работающие в исправительных учреждениях, уравниваются в праве на социальное страхование со всеми иными категориями граждан Российской Федерации, участвующими в труде и подлежащими этому виду страхования.

Основанием для социального страхования осужденных является факт их привлечения к труду в соответствии со ст. 103 УИК РФ на предприятиях исправительных учреждений, на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности, а также в форме индивидуальной трудовой деятельности.

В соответствии со ст. 107 УИК РФ из заработной платы работающих осужденных производятся, в частности, обязательные отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иные обязательные отчисления, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу / Под ред. З.И. Шатенкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

23. Условия труда осужденных к лишению свободы

Условия труда осужденных к лишению свободы по новому УИК РФ не только существенно смягчены по сравнению с ранее действовавшим законодательством, но и в своей основе регламентируются законодательством Российской Федерации о труде. Это относится к продолжительности рабочего дня (включая выходные и праздничные дни), к правилам охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и многим другим аспектам трудовой деятельности. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные. Графики составляются с учетом местных условий, характера производства, времени года (особенно для выполнения сельскохозяйственных работ или работ по лесозаготовкам).

В зависимости от характера работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных колониях и тюрьмах, допускается суммированный учет рабочего времени, как правило, в пределах и объеме рабочей недели, месяца.

Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. М.: Издательство НОРМА, 2005.

25. Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы

Под иными доходами следует понимать прибыль, получаемую в результате операций с ценными бумагами, посреднической и индивидуальной трудовой деятельности и иных операций, которая поступает на счета осужденных. Осужденными возмещаются лишь реальные расходы, которые связаны с их содержанием, а не любые расходы, допущенные учреждениями, исполняющими наказания. К этим расходам относятся стоимость питания, одежды и коммунально - бытовых услуг, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Порядок производства удержаний производится в соответствии с ч. 4 ст. 99 УИК РФ.

По сравнению с ранее действовавшим ИТК РСФСР в комментируемой статье изменена очередность производства удержаний. Сейчас возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и иных обязательных отчислений. Удержания по исполнительным листам и другим исполнительным документам производятся из оставшейся суммы в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Значимость отчислений в Пенсионный фонд обусловливается тем, что теперь осужденным во время отбывания наказания в виде лишения свободы выплачиваются наряду с остальными гражданами пенсии и иные пособия. Следовательно, своим трудом они должны восполнять этот фонд. Удержания по алиментным обязательствам, как и ранее, производятся со всей суммы заработной платы, пенсии или иных доходов осужденных, и они производятся в первую очередь.

Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу / Под ред. З.И. Шатенкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

27. Самодеятельные организации осужденных к лишению свободы

В целях использования элементов самоуправления и самоорганизации в процессе отбывания наказания среди осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, а также среди осужденных, оставленных в следственных изоляторах для их хозяйственного обслуживания, создаются самодеятельные организации. До недавнего времени главная их цель определялась как оказание помощи администрации исправительных учреждений. Однако по причине традиционного противостояния администрации и осужденных она, как правило, не достигалась.

Отказавшись в основном от такой формулировки, законодатель оставил важнейшее положение, в соответствии с которым самодеятельные организации осужденных работают под контролем администрации исправительных учреждений. Вместе с тем не следует рассматривать контрольную функцию администрации только как ее право на проверку законности, организованности и порядка в деятельности этих формирований. Контрольная функция гораздо шире, поскольку предусматривает усилия администрации по созданию условий для работы самодеятельных организаций осужденных, оказание практической помощи в решении поставленных перед ними задач.

Принципиально важным здесь является свободное волеизъявление, т.е. добровольность вступления осужденных в самодеятельные организации. Вместе с тем закон побуждает осужденных вступать в эти организации, стимулирует активность в их работе, которая поощряется в соответствии с нормами настоящего УИК РФ (ч. 1 ст. 113), отражается в характеристиках и учитывается при определении степени исправленности осужденных. Последняя же может иметь правовые последствия, изменять правовой статус данных лиц.

Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу / Под ред. З.И. Шатенкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

29. Общее образование осужденных к лишению свободы

Получение основного общего образования в современных условиях имеет непреходящее значение, тем более для лиц, совершивших преступления и отбывающих наказания в исправительных учреждениях. Образование представляет собой одну из важнейших сфер жизнедеятельности человека - учебную. Находясь в ней, человек познает мир, пересматривает свои взгляды на его ценности, на жизнь, на свое отношение к окружающей его среде. Образование может изменить и изменяет мировоззрение человека, его психологический портрет. Статистика свидетельствует о прямой зависимости между уровнем образования правонарушителей и характером совершаемых ими преступлений, между ростом образовательного уровня и ускорением процесса исправления осужденных.

Процесс получения основного общего образования организуется в исправительных учреждениях всех видов режима (за исключением учреждений, где отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы). К соответствующему обучению привлекаются лица, не достигшие 30-летнего возраста, которые могут получить это образование в вечерних (сменных) средних общеобразовательных школах или консультационных пунктах при исправительных учреждениях.

Правовое значение имеет обязательность получения указанного образования осужденными, которая расценивается в качестве их специфической обязанности. Ее невыполнение влечет за собой наложение взысканий за нарушение распорядка дня и, следовательно, режима содержания. Это нарушение может проявляться как в отказе от учебы, так и в пропуске занятий без уважительных причин.

Станиславич М.Я. Уголовно-исполнительное право. М.: Новый юрист, 2004.

31.Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы, порядок их применения

С тем, чтобы налагаемое взыскание соответствовало характеру и тяжести совершенного осужденным проступка, при его наложении необходимо учитывать: обстоятельства совершения нарушения; предшествующее проступку поведение осужденного; характер и тяжесть проступка; личность правонарушителя. Иначе говоря, при наложении взыскания ориентируются на факторы субъективного и объективного характера, которые необходимо учитывать при привлечении осужденного к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, здесь же формулируются общие процедурные правила наложения взыскания: оно должно быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения проступка, а в случае проведения проверки обстоятельств его совершения - со дня ее окончания, но не позднее 30 суток со дня совершения проступка.

Взыскание приводится в исполнение немедленно (как правило), а в исключительных случаях - не позднее 30 суток со дня его наложения. К исключительным случаям можно отнести такие объективные препятствия, как болезнь осужденного, нахождение его за пределами исправительного центра и др. По истечении 30 суток со дня наложения взыскания его исполнение не допускается, и осужденный признается не подвергшимся взысканию, которое не исполнено в срок.

Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. М.: Издательство НОРМА, 2005.

33. Исправительные колонии общего режима и условия отбывания в них наказания

В исправительных колониях общего режима содержатся мужчины, преимущественно впервые осужденные за умышленные преступления различной степени тяжести, а также осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет. В исправительных колониях общего режима отбывают наказание и женщины, кроме осужденных при особо опасном рецидиве.

На общем режиме содержатся также осужденные, в отношении которых была избрана иная мера наказания, но направленные сюда за нарушение установленных для них условий отбывания наказания. К ним относятся: злостно уклоняющиеся от исправительных работ (ст. 46 УИК РФ); нарушившие порядок и условия отбывания наказания в виде ограничения свободы (ч. 4 ст. 58); лица, в отношении которых отменено условное осуждение (ст. 190); осужденные, переведенные из воспитательных колоний после достижения возраста 21 года (ч. 9 ст. 74).

Лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Однако законодатель в ч. 2 ст. 80 УИК РФ сделал исключение для содержания женщин, указав, что в одном исправительном учреждении могут раздельно содержаться женщины, впервые осужденные к лишению свободы и ранее отбывавшие это наказание.

Исправительные колонии общего режима имеют две изолированные зоны: жилая - для проживания и производственная - для работы осужденных. На территории исправительной колонии оборудуется здание с помещениями камерного типа и штрафного изолятора с камерами для работы и прогулочными дворами.

Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу / Под ред. З.И. Шатенкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

35. Исправительные колонии особого режима и условия отбывания в них наказания

Поступившие в исправительную колонию особого режима осужденные отбывают наказания в обычных условиях. Исключение составляют лица: осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы; осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления (их перечень см. в ст. 15 УК РФ); переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания.

Обычные условия содержания в колонии особого режима те же, что и в исправительных колониях других видов режима. Незначительные различия есть лишь в размерах денежных сумм, разрешаемых к расходованию, количестве возможного получения посылок, передач, бандеролей (см. ст. 121, 123, 125 УИК РФ).

В первоначальный период отбывания наказания в строгих условиях содержатся лица, осужденные за умышленные преступления, совершенные в местах лишения свободы, и осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления. В этой норме законодатель учитывает ряд положений, характеризующих, во-первых, повышенную общественную опасность умышленных преступлений, совершаемых в местах лишения свободы; во-вторых, степень тяжести совершенных преступлений (тяжкие).

Станиславич М.Я. Уголовно-исполнительное право. М.: Новый юрист, 2004.

37. Колонии-поселения и условия отбывания в них наказания в виде лишения свободы

В новом законодательстве, в отличие от предыдущего, предусмотрены только два вида колоний - поселений. Законодатель отказался от третьего их вида, предназначавшегося для осужденных, совершивших умышленные преступления.

Первый вид колоний - поселений предназначен для содержания в них осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, и у которых срок наказания не превышает пяти лет.

Второй вид колоний - поселений предназначен для содержания положительно характеризующихся осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режимов. Основанием для перевода является отбытие указанного в законе части срока в исправительных колониях закрытого типа. Из колоний общего и строгого режимов в колонии - поселения могут переводиться только лица, отбывающие наказание на облегченных условиях содержания, после отбытия одной трети срока наказания, назначенного судом.

Условия содержания и правовое положение осужденных, содержащихся в указанных выше видах колоний - поселений, одинаковые.

Колонии - поселения являются частью уголовно - исполнительной системы с присущими этой системе целями, задачами и функциями. Вместе с тем колонии - поселения имеют и свою специфику, которая проявляется в реализации методов и форм исправительного воздействия на осужденных.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Концепции и основные положения. Сопоставительный текст. Постатейный комментарий к новеллам / Под ред. В.И. Селиверстова, И.В. Шмарова, Л.В. Яковлева. М.: Юрист, 1997.

39. Воспитательные колонии общего и усиленного режимов и условия отбывания в них наказания в виде лишения свободы

Воспитательные колонии являются одним из видов исправительных учреждений, предназначенных для исполнения одного из самых строгих уголовных наказаний - лишения свободы. В воспитательных колониях содержатся в основном лица несовершеннолетнего возраста (с 14 до 18 лет). Только в определенных законом случаях разрешается оставление осужденных в воспитательных колониях после достижения ими совершеннолетия (ст. 74, 139 УИК РФ).

Организуются воспитательные колонии двух видов режима - общего и усиленного. В каждом из них устанавливается четыре вида условий отбывания наказания: 1) обычные; 2) облегченные; 3) льготные; 4) строгие.

Обеспечивая для несовершеннолетних отбывание наказания в виде лишения свободы отдельно от взрослых осужденных, законодатель исходит из следующих принципов уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации: дифференциация и индивидуализация исполнения наказания; рациональное применение мер принуждения, средств исправления и стимулирования правопослушного поведения; соединение наказания с исправительным воздействием. При этом имеется в виду в первую очередь раздельное содержание несовершеннолетних осужденных, у которых, как правило, небольшой опыт совершения правонарушений, и взрослых осужденных, которые могут оказывать на них отрицательное влияние.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Концепции и основные положения. Сопоставительный текст. Постатейный комментарий к новеллам / Под ред. В.И. Селиверстова, И.В. Шмарова, Л.В. Яковлева. М.: Юрист, 1997.

41. Меры взыскания, применяемые к осужденным, содержащимся в воспитательным колониях общего и усиленного режимов и особенности их применения

Уголовно - исполнительным законодательством Российской Федерации установлено, что осужденные к лишению свободы могут без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет полученных пенсий и социальных пособий (ч. 1 ст. 88 УИК РФ). Это общее правило в полной мере распространяется на лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях.

Предусматриваются основные жизненно важные условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях общего и усиленного режимов. Здесь следует особо отметить законодательное закрепление логики подготовки осужденного к жизни на свободе, т.е. возможности перехода условий его содержания от строгих до льготных, при которых осужденным разрешается носить гражданскую одежду, пользоваться деньгами, проживать в общежитиях, как правило, за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации колонии, и т.п. Это потребует значительных материальных затрат, но сполна окупится обществу, если будут выработаны механизмы закрепления результатов исправления осужденных после освобождения от отбывания наказания.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Концепции и основные положения. Сопоставительный текст. Постатейный комментарий к новеллам / Под ред. В.И. Селиверстова, И.В. Шмарова, Л.В. Яковлева. М.: Юрист, 1997.

43. Участие общественных объединений в работе воспитательных колоний

Участие общественных объединений в работе воспитательных колоний многофункционально. Оно достаточно полно предусмотрено и закреплено в комментируемой статье.

Одной из важнейших функций общественных объединений, участвующих в работе воспитательных колоний, является нейтрализация негативных социально - психологических последствий отбывания наказания, поддержание или восстановление полезных социальных связей между лицами, отбывающими наказание, и их родственниками, близкими людьми, коллективами, где они учились или работали, и т.п.

Есть необходимость в организации участия общественных объединений в работе воспитательных колоний как по месту расположения (дислокации) последних, так и по месту жительства осужденных при несовпадении с местом нахождения колонии. Тем самым будет обеспечена преемственность в закреплении результатов исправления лиц, содержащихся в воспитательных колониях, и заложена гарантия их законопослушного поведения как во время исполнения наказания, так и после освобождения от его отбывания.

Участие общественных объединений в работе воспитательных колоний направлено на сохранение позитивного воздействия на личность, на профилактику рецидива правонарушений и преступлений как за время отбывания наказаний, так и по освобождении от него по разным основаниям.

Существенная роль в организации всей этой работы отводится законодателем вновь организуемым попечительским советам и родительским комитетам вместо распавшихся или утративших свое значение иных общественных формирований.

Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу / Под ред. З.И. Шатенкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

45. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ

Исправительные работы как вид уголовного наказания на протяжении многих лет широко применяются в пенитенциарной практике и зарекомендовали себя эффективной мерой воздействия на правонарушителей. В соответствии со ст. 45 УК РФ исправительные работы применяются только в качестве основного наказания к лицам, поведение которых может быть исправлено без их изоляции от общества.

Исправительные работы могут быть назначены либо по приговору суда в качестве первоначального наказания, либо по его определению в следующих случаях:

- в связи с заменой ими штрафа за злостное уклонение от его уплаты (ч. 5 ст. 46 УК РФ);

- в связи с заменой ими неотбытой части лишения свободы на определенный срок на более мягкое наказание (ст. 80 УК РФ);

- при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ч. 3 ст. 82 УК РФ).

Обладая рядом карательных свойств, исправительные работы, осуществляемые в условиях отсутствия какой-либо изоляции осужденного от общества, создают и большие возможности для оказания на него исправительного воздействия со стороны трудовых коллективов по месту работы, родственников, других лиц, способных положительно влиять на его поведение. В то же время осужденный претерпевает реальные ограничения, присущие данному виду наказания, и находится под контролем соответствующих органов, исполняющих наказания.

Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу / Под ред. З.И. Шатенкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

47. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам

Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, предопределяются сущностью данного вида наказания, ролью тех или иных субъектов в реализации положений УИК РФ в отношении обеспечения должного исполнения наказания. Исполнение любого вида наказания, в том числе и исправительных работ, предполагает прежде всего точное соблюдение условий, предусмотренных законом.

Для реализации требуемых порядка и условий исполнения наказания в виде исправительных работ необходима определенная организация деятельности всех субъектов, участвующих в работе с осужденными и оказывающих на них исправительное воздействие. Таким субъектом, роль которого в организации исполнения исправительных работ весьма существенна, является и администрация организации по месту работы осужденных.

Обязанности и права указанной администрации по обеспечению исполнения приговора предусмотрены законом и конкретизируются в ее соответствующих задачах, функциях.

Прежде всего на администрацию возлагается правильное и своевременное удержание из заработной платы осужденного и перечисление удержанных сумм в установленном порядке. В отношении каждого конкретного осужденного такой процесс осуществляется в течение всего срока отбывания им наказания путем ежемесячных отчислений из его заработка. В этом также заключается суть и содержание данного вида наказания, его карательная сторона.

Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу / Под ред. З.И. Шатенкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

49. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания

В целях должного исполнения наказания в виде исправительных работ, оказания на осужденных предупредительного воздействия к ним в соответствии с комментируемой статьей применяются меры взыскания. Настоящим Кодексом они сведены к минимуму. Такими мерами являются:

- предупреждение в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания;

- замена исправительных работ другим видом наказания.

Законом даны определения таким ключевым понятиям (при применении мер взыскания), как «нарушение порядка и условий отбывания наказания» и «лицо, злостно уклоняющееся от отбывания исправительных работ».

Нарушением порядка и условий отбывания наказания осужденным к исправительным работам являются:

- непоступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет в уголовно - исполнительной инспекции либо уклонение от постановки на учет в органах службы занятости в течение того же срока;

- неявка в уголовно - исполнительную инспекцию без уважительных причин;

- нарушение установленных настоящим Кодексом и возложенных на осужденного обязанностей и запретов;

- прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Станиславич М.Я. Уголовно-исполнительное право. М.: Новый юрист, 2004.

51. Виды и характеристика специальных уголовных наказаний, применяемых в отношении осужденных военнослужащих

Наказания осужденных военнослужащих исполняются в соответствии с УИК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утверждаемыми Министерством обороны РФ по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ.

Особенностью исполнения данных видов наказаний является то, что военнослужащие не только отбывают то или иное наказание, но и проходят военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации. На этих лиц распространяются правоограничения, излагаемые в главах 18 - 20 УИК РФ, а также в иных законах и нормативных правовых актах, в том числе и правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Концепции и основные положения. Сопоставительный текст. Постатейный комментарий к новеллам / Под ред. В.И. Селиверстова, И.В. Шмарова, Л.В. Яковлева. М.: Юрист, 1997.

53. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения

Дата освобождения осужденного от отбывания наказания по истечении его срока заранее известна органу, исполнявшему это наказание. Следовательно, есть возможность для подготовки осужденного к освобождению. Так, закон требует производить освобождение в первой половине последнего дня срока наказания, а при его истечении в выходной или праздничный день - то в предшествующий день. Такой порядок, будучи проявлением гуманности к освобожденному со стороны государства, позволяет лицу, отбывавшему наказание в районе своего места жительства, добраться до дома в течение светового дня, встретить начало свободы вместе с близкими в канун выходного или праздничного дня.

Иногда досрочное освобождение осужденного лишь предполагается исполняющим наказание органом, но конкретная дата получения о том документов неизвестна. Поэтому законом допускается возможность освобождения данного лица и утром следующего дня после получения соответствующих документов, если они поступили по окончании рабочего дня.

Категорически запрещается освобождение от отбывания наказания в другие дни, кроме указанных в законе, даже по просьбе самого осужденного, например, связанной с приездом родственников и отсутствием мест проживания вне колонии и т.п. По каждому факту несвоевременного освобождения проводится служебное расследование.

Ст. 72 УК РФ допускает возможность исчисления и в годах сроков наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы.

 

Станиславич М.Я. Уголовно-исполнительное право. М.: Новый юрист, 2004.

55. Порядок предоставления к досрочному освобождению от отбывания наказания

Условно - досрочное освобождение от наказания и замена неотбытой его части более мягким видом наказания применяются судом по месту отбывания наказания. Для этого администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, должна обратиться в суд с соответствующим представлением.

При отказе в досрочном освобождении комиссия указывает его мотивы, о чем объявляется осужденному под расписку. Выписка из протокола заседания комиссии приобщается к личному делу осужденного.

Для избежания случаев необоснованного досрочного освобождения администрации исправительного учреждения необходимо полностью удостовериться в примерном поведении осужденного, причем в течение продолжительного периода времени отбывания наказания. На это косвенно указывает ч. 10 данной статьи. Согласно ее положениям вопрос об условно - досрочном освобождении или замене наказания более мягким может рассматриваться только в отношении совершеннолетних, отбывающих лишение свободы в облегченных, а несовершеннолетних - в льготных условиях.

Представление к помилованию производится органом, исполняющим наказание, обычно по инициативе самого осужденного. Например, в местах лишения свободы осужденные подают ходатайства о помиловании через начальников отрядов. Затем ходатайство с приобщенной к нему характеристикой передается для оформления в специальную часть учреждения. Ходатайства, направляемые в действующую при Президенте Российской Федерации Комиссию по вопросам помилования, дополняются копиями приговоров, анкетами и другими необходимыми документами.

Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу / Под ред. З.И. Шатенкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

57. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними

Практика показала, что отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества нередко приводит к разрыву социально полезных связей осужденного с семьей, родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы и т.п. Трудности, испытываемые лицом, отбывшим наказание, особенно в трудовом и бытовом устройстве, могут подталкивать его к совершению новых преступлений. Поэтому закон возлагает на администрацию исправительных учреждений по месту отбывания осужденными наказаний в виде ареста, ограничения либо лишения свободы обязанность подготовки таких лиц к предстоящему освобождению. Представители администрации, ответственные за осуществление воспитательной работы с осужденными, проводят с ними беседы, в ходе которых выясняются намерения каждого конкретного лица в плане его жизнеустройства после освобождения, ему даются необходимые рекомендации в свете положений действующего законодательства. В законе отмечено большое воспитательное значение таких собеседований, которые должны носить неформальный характер, помогать осужденному принять правильное решение.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Концепции и основные положения. Сопоставительный текст. Постатейный комментарий к новеллам / Под ред. В.И. Селиверстова, И.В. Шмарова, Л.В. Яковлева. М.: Юрист, 1997.

59. Права лиц, содержащихся под стражей и их обеспечение

Лица, содержащиеся под стражей обязаны быть вежливыми с персоналом, также устанавливается корреспондирующее право: осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Следует отметить, что лица, содержащиеся под стражей вправе требовать такого с ними обращения, защищая это право всеми законными средствами, вплоть до обращений в соответствующие инстанции. В качестве важнейшего права выступает запрет подвергать их жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению; вскрытие подобных фактов всегда влечет строгую ответственность (вплоть до уголовной) представителя персонала, допустившего такое обращение с осужденными. Меры принуждения к осужденным могут быть применены только на основании закона. Порядок применения к лицам, содержащимся под стражей физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия регламентирован в Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Концепции и основные положения. Сопоставительный текст. Постатейный комментарий к новеллам / Под ред. В.И. Селиверстова, И.В. Шмарова, Л.В. Яковлева. М.: Юрист, 1997.

61. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Согласно ч. 2 ст. 45 и ст. 47 УК РФ комментируемая санкция может назначаться и применяться в качестве основного и дополнительного наказания, состоящего в запрещении занимать определенные должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

В качестве основного это наказание может устанавливаться судом на срок от одного года до пяти лет включительно; как дополнительное - от шести месяцев до трех лет включительно.

В приговоре суда должно быть точно указано, какие должности осужденному запрещено занимать или какой деятельностью ему запрещено заниматься.

При лишении лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного вида наказания и его назначении в качестве дополнительного к штрафу, обязательным работам, а также при условном осуждении распоряжение об обращении приговора к исполнению и две копии вступившего в законную силу приговора направляются судом в уголовно - исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного.

Основанием исполнения данного наказания как дополнительного к ограничению или лишению свободы, аресту или содержанию в дисциплинарной воинской части является распоряжение об обращении приговора к исполнению и копия приговора.

Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу / Под ред. З.И. Шатенкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

63. Исполнение приговора суда о конфискации имущества

Конфискация имущества состоит, в соответствии со ст. 52 УК РФ, в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Конфискация имущества может применяться только в качестве дополнительного наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и лишь в случаях, прямо предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Если конфискуется часть имущества, то в приговоре должно быть указано, какая именно часть конфискуется, или должны быть перечислены конфискуемые предметы.

Исполнение данного наказания непосредственно возлагается на судебных исполнителей, состоящих при районных (городских) судах по месту нахождения имущества. Если имущество осужденного находится в разных местах, возможно одновременное направление нескольких исполнительных документов. Если суду неизвестно местонахождение конфискуемого имущества, исполнительные документы направляются судебному исполнителю по месту жительства осужденного.

Исполнительные документы, согласно которым конфискация должна быть произведена на территории суда другого района (города), направляются в соответствующий суд канцелярией суда, вынесшего приговор.

Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу / Под ред. З.И. Шатенкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

65. Режим особых условий в исправительных учреждениях

Режим особых условий в исправительных учреждениях представляет собой вводимый только уполномоченными на то должностными лицами по основаниям, определяемым настоящим Кодексом, на строго ограниченное законом время порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы. Этот режим отличается от законодательных установлений, регламентирующих общие требования к порядку исполнения и отбывания данного вида уголовного наказания: а) введением специального (усиленного) варианта несения службы сотрудниками исправительного учреждения, сопряженного с ограничением деятельности некоторых подразделений учреждения; б) изменением распорядка дня учреждения; в) введением ограничений либо отменой допуска на объекты учреждения; г) приостановлением на время действия указанного режима осуществления осужденными некоторых их прав, предусмотренных ст. 88 - 97 УИК РФ.

Режим особых условий вводится в целях: защиты личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; обеспечения предусматриваемого законом порядка исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы путем принятия экстренных мер для ликвидации массовых беспорядков или групповых неповиновений осужденных; обеспечения нормального функционирования исправительного учреждения в условиях внешней нестабильности природно - климатического или техногенного характера.

Режим особых условий в исправительном учреждении может быть введен по причинам (основаниям) внешнего по отношению к учреждению или внутреннего характера.

Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. М.: Издательство НОРМА, 2005.

67. Правовая природа условного осуждения и порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных

Основными направлениями деятельности уголовно - исполнительных инспекций по контролю за условно осужденными являются: а) персональный учет осужденных в течение испытательного срока; б) контроль за соблюдением осужденным правопорядка; в) контроль за исполнением возложенных судом на осужденного обязанностей; г) исполнение назначенного условно осужденному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; д) взаимодействие с другими службами органов внутренних дел и командованием воинских частей по осуществлению контроля за осужденным; е) взаимодействие с судом в части исполнения приговора об условном осуждении.

К числу задач, решаемых при этом уголовно - исполнительными инспекциями, относятся: а) изучение личности осужденного, условий его жизни и ближайшего окружения; б) сбор и анализ информации о поведении данного лица по месту работы (учебы) и в быту, позволяющей судить о его исправлении, о возможности досрочной отмены условного осуждения и снятии с осужденного судимости, сокращения либо продления испытательного срока; в) информирование компетентных органов о совершенных осужденным в течение испытательного срока правонарушениях для привлечения его к установленной законом ответственности, о фактах невыполнения возложенных на него судом обязанностей; г) подготовка представлений в суд о полной или частичной отмене либо дополнении установленных для условно осужденного обязанностей, о продлении испытательного срока, об отмене условного осуждения с освобождением от наказания либо с применением назначенного наказания.

Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. М.: Издательство НОРМА, 2005.

Заключение

Принципиально новым в УИК РФ является положение, согласно которому в пределах одной исправительной колонии для осужденных устанавливаются различные условия отбывания наказания - обычные, облегченные и строгие. В зависимости от поведения осужденных их и определяют на те или иные условия отбывания наказания. Это весьма мощный воспитательный рычаг, поскольку он связан с существенным изменением правового положения осужденных. В воспитательных колониях вводится еще один вид - льготные условия отбывания наказания, предназначенные для лиц, которые готовятся к условно - досрочному освобождению.

Впервые в УИК РФ включены главы и разделы, посвященные регулированию исполнения таких наказаний, как обязательные работы, арест, ограничение свободы, ограничение по военной службе, арест в отношении военнослужащего, направление осужденного военнослужащего в дисциплинарную воинскую часть. Воспринял Кодекс и все иные наказания, которые не связаны с мерами исправительного воздействия на осужденных (штраф, конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности и др.). Кроме того, Кодекс регламентирует исполнение таких мер уголовно - правового характера, как контроль за условно осужденными и применение к осужденным мер медицинского характера.

Новый Кодекс существенным образом гуманизировал условия отбывания многих наказаний, прежде всего в виде лишения свободы. Однако он ввел более углубленную дифференциацию этих условий, поставив их в зависимость прежде всего от поведения осужденного. Практически тем самым осужденному предоставлена возможность самому выбирать, в каких условиях он будет отбывать наказание - в облегченных или жестких, строгих. Например, при лишении свободы он может жить в запираемых помещениях либо наоборот - за пределами исправительного учреждения. В отношении же лиц, отбывающих исправительные работы, могут быть установлены дополнительные ограничения, которые определяет уголовно - исполнительная инспекция в зависимости от поведения осужденных.

Исключительно большое внимание в Кодексе уделено регулированию правового положения осужденных (данному вопросу посвящена вся вторая глава). Это мы считаем важным завоеванием и приобретением, так как основные права и обязанности осужденных теперь прописаны в законе. Никакие другие нормативные правовые акты и прежде всего федеральных органов исполнительной власти не могут их изменить, сузить или дополнить. Это является важнейшей гарантией прав, свобод и законных интересов осужденных при исполнении уголовных наказаний. Таким же целям служит и разветвленная система контроля и надзора за исполнением уголовных наказаний; она отражена в законе весьма разносторонне и подробно.

Кодекс впервые содержит норму о соотношении уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации и международно - правовых норм (ст. 3 Кодекса). Эта норма стала ареной жарких споров. Прежде всего были предложения, чтобы для России любые нормы в области исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными, принятые на международном уровне, имели статус обязательных и подлежали немедленному исполнению. Особенно усердствовали в этом правозащитные организации и некоторые средства массовой информации. Такой подход неправилен изначально, поскольку большинство подобных норм носит рекомендательный характер или содержит лишь принципы, которые должны находить свое отражение в национальных законодательствах с учетом особенностей конкретной страны. По крайней мере, все цивилизованные страны мира поступают именно таким образом, и ни у кого это не вызывает возражений. А вот к России хотели бы иметь иной подход. В итоге в Кодексе был проведен принцип - обязательные нормы подлежат безоговорочному исполнению, а рекомендательные - реализуются при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

Список литературы

1.                       Конституция Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 12 декабря 1993 г. (с изм., вкл. от 9 июня 2001 г.) // Российская газета. – 1993 г. – 25 декабря; 1996 г.13 января; 2001 г. – 14 июня.

2.                       Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М.: Теис, 2003.

3.                       Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу / Под ред. З.И. Шатенкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4.                       Станиславич М.Я. Уголовно-исполнительное право. М.: Новый юрист, 2004.

5.                       Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. М.: Издательство НОРМА, 2005.

6.                       Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Концепции и основные положения. Сопоставительный текст. Постатейный комментарий к новеллам / Под ред. В.И. Селиверстова, И.В. Шмарова, Л.В. Яковлева. М.: Юрист, 1997.