Содержание
Введение. 3
1. Роль конкуренции.. 4
2. Антимонопольные органы: правовой статус и функции.. 5
3. Государственный реестр. 6
4. Монополистическая деятельность. 7
5. Формы контроля за злоупотреблениями.. 8
6. Порядок возбуждения дела о нарушениях антимонопольного законодательства.. 9
7. Законодательное запрещение. 10
8. Формирование и состав комиссий антимонопольных органов 11
9. Права антимонопольных органов.. 12
10. Процесс рассмотрения дел о нарушениях.. 13
11. Органы, имеющие право налагать административные взыскания.. 14
12. Контроль судебных органов за законностью вынесенных решений.. 15
13. Виды санкций.. 16
14. Ответственность должностных лиц.. 17
15. Порядок применения и принудительного взыскания штрафа 18
16. Условия и порядок исполнения решений антимонопольных органов.. 19
17. Право хозяйственных субъектов обжаловать предписания и решения антимонопольных органов.. 20
18. Порядок принятия решений.. 21
19. Подведомственность споров. Критерий разграничений.. 22
Заключение. 23
Список литературы.. 24
Введение
Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
Руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.
Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Цель работы – осветить основные вопросы антимонопольного законодательства с учетом законодательных изменений.
1. Роль конкуренции
Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки понятия «конкуренция»:
· содержанием конкуренции является состязательность (борьба) на рынке между хозяйствующими субъектами;
· состязательность выражается в активном поведении предпринимателей;
· результат состязательности - ограничение возможности предпринимателей односторонне влиять на цены и другие условия сделок.
Конкуренция является предпосылкой реализации прав потребителей (например, право на выбор товаров (работ, услуг) или на получение информации). Отсутствие конкуренции на рынке фактически превращает многие из этих прав в фикцию или существенно их ограничивает.
Конкуренция - общественные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами в процессе их предпринимательской деятельности. Эти отношения урегулированы нормами права, содержащимися в различных актах российского законодательства (прежде всего в антимонопольном законодательстве).
Роль конкуренции заключается в выполнении функции регулирования, мотивации, распределения и контроля, а также обеспечения безопасности.
Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2005.
2. Антимонопольные органы: правовой статус и функции
В РФ для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции в составе Правительства образован Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Этот орган (его территориальные органы) направляет: в пределах своей компетенции предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге); материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании; в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей.
Федеральный закон «О защите прав потребителей». М.: Юридическая литература, 1992.
3. Государственный реестр
Государственный реестр - федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы. Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственного реестра.
Государственный реестр юридических лиц содержит сведения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц и соответствующие документы. За счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственного реестра обеспечиваются единство и сопоставимость перечисленных сведений. Ведение государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, производится регистрирующим органом в установленном Правительством РФ порядке на бумажных и электронных носителях. Если обнаруживается несоответствие между бумажными носителями и электронными носителями, то преимущество имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра. При ведении государственного реестра на электронных носителях соблюдаются единые организационные, методологические и программно-технические принципы, которые обеспечивают совместимость и взаимодействие государственного реестра с иными федеральными информационными системами и сетями.
Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2005.
4. Монополистическая деятельность
Противоположная конкуренции ситуация на рынке называется монополией. В этом смысле монополию принято считать антиподом конкуренции.
Особенности монополистической деятельности:
Исключительное положение, в которое поставлен хозяйствующий субъект на рынке. Исключительность состоит в том, что он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара;
Особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование доминирующего положения в своих интересах. Это проявляется в назначении продавцом-монополистом цен, исходя из собственных издержек производства, намечаемых соотношением прибыли и спроса;
Явление, способствующее несправедливому перераспределению дохода от потребителей к монополистической фирме за счет установления монопольных цен;
Исключительное право. Оно может предоставляться государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности.
Монополия может возникнуть на рынке в силу различных обстоятельств. Исходя из этого, выделяют три основных типа монополии:
1) при временной монополии один хозяйствующий субъект на определенный период становится единственным поставщиком товара.
2) государственная монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений и в основном носит фискальный характер.
3) естественная монополия - сфера экономики, эффективно функционирующая только в том случае, когда на рынке присутствует лишь один хозяйствующий субъект (например, железнодорожные перевозки).
Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2005.
5. Формы контроля за злоупотреблениями
Запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
В исключительных случаях действия (бездействие) хозяйствующего субъекта могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1 от 22.03.1991 г. (в ред. от 09.10.2002 № 122-ФЗ).
6. Порядок возбуждения дела о нарушениях антимонопольного законодательства
Дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии со статьей 27 Закона о конкуренции на основании заявлений коммерческих и некоммерческих организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представления прокурора и по собственной инициативе МАП России (территориального управления).
Заявление подается в МАП России (территориальное управление) в письменной форме с приложением документов (в подлиннике или надлежаще заверенных копиях), свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства. Документы на иностранных языках представляются с приложением заверенного перевода на русский язык.
Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2005.
7. Законодательное запрещение
Запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
В исключительных случаях действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, указанные в п. 1 ст. 5, могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка (пункт в редакции, введенной в действие с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ; дополнен с 12 октября 2002 года Федеральным законом от 9 октября 2002 года № 122-ФЗ).
Одно из направлений антимонопольного регулирования известно как запрещение установления монопольных цен или фиксация цен. Это стало необходимым, когда начали меняться правила цивилизованного рыночного соперничества. На рынке основными производителями представлены на мелкие фирмы, а крупные монополии.
Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2005.
8. Формирование и состав комиссий антимонопольных органов
Состав Комиссии формируется соответствующими Комитетами по управлению имуществом и Антимонопольными органами на паритетных началах.
Каждый из органов, участвующих в формировании Комиссии, делегирует в ее состав от трех до пяти человек исходя из общего численного состава Комиссии, устанавливаемого по взаимной договоренности, а также определяет кандидатуру сопредседателя Комиссии.
Ни одна из сторон не пользуется правом отвода конкретных кандидатур, предложенных в состав Комиссии другой стороной. Персональный состав членов Комиссии и кандидатура сопредседателя от каждого из органов, участвующих в формировании Комиссии, утверждается распоряжением (приказом) его руководителя. Изменения в состав Комиссии вносятся в том же порядке, в каком производилось формирование Комиссии.
Центральная Комиссия имеет право обратиться к руководителям соответствующих Комитета по управлению имуществом и Антимонопольного органа с представлением об изменении персонального состава Территориальной Комиссии в связи с неудовлетворительным качеством принимаемых ей решений.
В этом случае, а также в случае, если Комиссия в течение двух недель не смогла провести назначенное заседание ввиду отсутствия необходимого кворума, руководители органов, участвующих в формировании Комиссии, обязаны в трехдневный срок по согласованию внести изменения в персональный состав Комиссии.
Тотьев К.Ю. Антимонопольное право. М.: Магистр, 2004.
9. Права антимонопольных органов
Антимонопольный орган вправе:
1) при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам рассмотрения которых принимать решения и выдавать предписания;
2) выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;
3) выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям, а также их должностным лицам обязательные для исполнения предписания:
4) проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства;
5) обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
6) участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства;
7) устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта;
8) давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства;
9) формировать и вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов;
10) проводить анализ состояния товарных рынков;
11) др.
Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1 от 22.03.1991 г. (в ред. от 09.10.2002 № 122-ФЗ).
10. Процесс рассмотрения дел о нарушениях
При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства Министр (руководитель территориального управления) издает приказ о создании Комиссии по рассмотрению конкретного дела о нарушении антимонопольного законодательства и назначении ее председателя, которым, как правило, является заместитель Министра. В состав Комиссии включаются специалисты МАП России.
Сторонами по делу являются заявители и лица, совершившие нарушение антимонопольного законодательства.
В ходе подготовки рассмотрения дела Комиссией МАП России (территориальное управление) вправе запрашивать необходимые документы для ознакомления, отбирать объяснения от сторон по делу по фактам, послужившим поводом для рассмотрения дела, в том числе у их руководителей (должностных лиц), привлекать к участию в деле иных лиц по усмотрению МАП России (территориального управления).
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, Комиссия вправе привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов и специалистов, которые для дачи заключения могут знакомиться с материалами дела.
Приказ МАП России от 25 июля 1996 года № 91 (в ред. от 22 июля 2000 года) «Об утверждении правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства»
11. Органы, имеющие право налагать административные взыскания
Административная юстиция - урегулированная законом деятельность уполномоченного органа, должностного лица по рассмотрению дел об административных правонарушениях и применению мер административной ответственности - административных взысканий.
КоАП определяет подведомственность дел органам Административной юстиции, общие правила и сроки возбуждения дел об административных правонарушениях, их рассмотрения, гарантии прав граждан, привлекаемых к ответственности, порядок обжалования постановлений, принятых органами административной юстиции. В настоящее время значительно расширена компетенция судов (судей) общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных проступках.
Административная юстиция - система специальных судебных или квазисудебных органов, главной задачей которых является контроль за законностью действий и решений администрации (органов исполнительной власти) при рассмотрении исков и жалоб граждан или организаций в связи с нарушением их прав и законных интересов. Законодательством устанавливается определенный процессуальный порядок рассмотрения административно-правовых споров в сфере публичной власти.
Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2005.
12. Контроль судебных органов за законностью вынесенных решений
С целью упрочения процессуальной самостоятельности антимонопольных органов, а также для решения некоторых других проблем, возникающих в сфере борьбы с преступностью, предлагалось ввести судебный контроль за законностью решений и действий органов, нарушающих права человека, и т.д.
Реализация любого из этих предложений предполагала в той или иной мере ограничение полномочий.
Расширение сферы функционирования власти, повышение ее роли в деле обеспечения законности антимонопольных органов произведено, в частности, за счет наделения их некоторыми полномочиями.
Тотьев К.Ю. Антимонопольное право. М.: Магистр, 2004.
13. Виды санкций
Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе налагать штраф на изготовителя (исполнителя, продавца) за уклонение от исполнения или за несвоевременное исполнение его законных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом. Штраф налагается должностным лицом федерального антимонопольного органа (его территориального органа).
Федеральный закон «О защите прав потребителей». М.: Юридическая литература, 1992.
14. Ответственность должностных лиц
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2005.
15. Порядок применения и принудительного взыскания штрафа
При неисполнении субъектами естественных и разрешенных монополий предписаний о перечислении в республиканский бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган и соответствующие органы государственного регулирования вправе предъявить в суд иск о взыскании необоснованно полученной прибыли.
В случае уклонения субъектов естественных и разрешенных монополий, руководителей субъектов естественных и разрешенных монополий или должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления от уплаты штрафа либо при уплате штрафа в размере меньшем, чем указано в решениях (предписаниях), антимонопольный орган и соответствующие органы государственного регулирования вправе предъявить в суд иск о взыскании штрафа.
Тотьев К.Ю. Антимонопольное право. М.: Магистр, 2004.
16. Условия и порядок исполнения решений антимонопольных органов
Решения (предписания) антимонопольного органа и соответствующих органов государственного регулирования подлежат исполнению субъектами естественных и разрешенных монополий (их руководителями), органами исполнительной власти и местного самоуправления (их должностными лицами) в срок, предусмотренный решениями (предписаниями), но не позднее 30 дней со дня их получения.
В случае не исполнения органами исполнительной власти и местного самоуправления решений (предписаний) об отмене или изменении актов, принятых с нарушением антимонопольного законодательства, либо о восстановлении первоначального положения, существовавшего до нарушения, антимонопольный орган и соответствующие органы государственного регулирования вправе обратиться в суд с иском о признании данных актов недействительными полностью или частично.
В случае не исполнения субъектом естественной и разрешенной монополий предписания о заключении договора или о внесении изменений в заключенный договор антимонопольный орган по заявлению (ходатайству) соответствующего органа государственного регулирования вправе предъявить в суд иск о понуждении субъекта естественной и разрешенной монополий заключить договор или о внесении изменений в заключенный договор.
Тотьев К.Ю. Антимонопольное право. М.: Магистр, 2004.
17. Право хозяйственных субъектов обжаловать предписания и решения антимонопольных органов
Субъекты естественных и разрешенных монополий (их руководители), органы исполнительной власти и местного самоуправления (их должностные лица), потребители (абоненты), общественные объединения потребителей (абонентов), их ассоциации и союзы, иные юридические лица, а также правоохранительные органы вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений (предписаний) антимонопольного органа и соответствующих органов государственного регулирования в случае несоответствия их антимонопольному законодательству.
Подача заявления в суд не приостанавливает исполнения решений (предписаний) антимонопольного органа и соответствующих органов государственного регулирования на время его рассмотрения в суде и до вступления решения суда в законную силу.
Тотьев К.Ю. Антимонопольное право. М.: Магистр, 2004.
18. Порядок принятия решений
Основаниями для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства являются заявления субъектов естественной и разрешенной монополий, органов государственного регулирования, органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественных объединений потребителей (абонентов), их ассоциаций и союзов, граждан Российской Федерации и иных юридических лиц, а также информация судов и арбитражных судов республики, результаты проверок антимонопольного органа, представления правоохранительных органов.
Антимонопольный орган вправе рассматривать дела по собственной инициативе на основании сообщений средств массовой информации и иных имеющихся в их распоряжении материалов.
Решения по всем вопросам введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных и разрешенных монополий, а также применение предусмотренных настоящим Законом методов регулирования принимаются антимонопольным органом не позднее трех месяцев с момента поступления заявления субъекта естественной и разрешенной монополий. Отказ (частичный) в принятии внесенного предложения должен быть мотивирован.
Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2005.
19. Подведомственность споров. Критерий разграничений
Правом разрешать юридические дела, т. е. споры о праве и иные правовые вопросы индивидуального характера (об установлении того или иного юридического факта, правового состояния лица или имущества и др.), по
законодательству России пользуются: суды, нотариат, КТС, Высшая патентная палата, органы опеки и попечительства и др. Кроме того, граждане России в соответствии с международными договорами Российской Федерации вправе обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека гражданина, если им было отказано в защите их прав во всех установленных федеральным законом судебных инстанциях (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ).
Каждый из названных органов, в том числе и суд, вправе разрешать только те гражданские дела, которые отнесены законом к его ведению, т. е. подведомственны ему.
Таким образом, средством разграничения их полномочия является институт подведомственности.
Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2005.
Заключение
При осуществлении деятельности компании очень часто возникают вопросы, связанные с получением согласований различных государственных органов, наделенных контрольными функциями и имеющих полномочия на наложение штрафов, вплоть до расторжения сделок, заключенных с партнерами.
Вот почему необходимо точно знать, в каких случаях требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа (Федеральной антимонопольной службы (ФАС) (до 11.03.04 г. Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его Территориальных управлений - МАП России и его Территориальных управлений), в каких - достаточно лишь уведомления, а когда никакого разрешения не требуется.
В таких ситуациях, юридически квалифицированный анализ условий будущей сделки и разработка комплекта документов - залог грядущего успеха.
Хотелось бы обратить внимание на то, что с 22 марта 2005 года пороговые значения для обращения в антимонопольные органы существенно изменились в связи со вступлением в силу Федерального закона № 13 -ФЗ от 07 марта 2005 года «О внесении изменений в статьи 17 и 18 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Список литературы
1. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1 от 22.03.1991 г. (в ред. от 09.10.2002 № 122-ФЗ).
2. Федеральный закон «О защите прав потребителей». М.: Юридическая литература, 1992.
3. Федеральный закон РФ от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ (в ред. от 26.03.2003 № 39-ФЗ) «О естественных монополиях»
4. Приказ МАП России от 25 июля 1996 года № 91 (в ред. от 22 июля 2000 года) «Об утверждении правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства»
5. Положение о Федеральной Антимонопольной Службе утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 331.
6. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2005.
7. Тотьев К.Ю. Антимонопольное право. М.: Магистр, 2004.